19 сентября 2018 19.09.18 10 2612

Что такое хорошая тактическая игра?

+8

Сидишь такой, попиваешь чай с лимоном, сёрфишь интернет и как бы случайно натыкаешься на вопрос, какого-то чувака, который просит подсказать ему хорошую тактическую игру, чтобы приобщиться к жанру. Чем можно помочь ему? Ну да, большинство бы просто перечислило хиты trpg вроде Final fantasy tactics или front mission, и я бы раньше то же самое сделал, но сыграв в приличное количество тактик, начинаешь по-другому на всё это смотреть. Лучшее познаётся в сравнении и чем больше играешь, тем сложнее тебя впечатлить, а впечатлений-то хочется, от этого никуда не деться. И тут я задумался о том, что такое хорошая тактическая игра и как её определить среди остальных, чтобы не тратить время на посредственность. По сути тактические игры очень часто являются trpg, а сам этот жанр настолько обширен и туманен, что, назвав Тетрис тактикой, с вами скорее всего никто не будет спорить. Но всё-таки хотелось бы чётко определить границы и в большинстве случаев это даже возможно. Вообще тактикой называют умение управлять отрядом/отрядами, чтобы их эффективность была максимальной в каждый момент времени, сюда включаются построения, атаки, марш-броски, отступления и прочее, но в первую очередь меня интересуют всё-таки игры. Тактические игры – это такое развлечение, где основной упор делается на тактическое мышление, на грамотное расположение отрядов, на их умениях. Но разве в серии Total war этим не занимаются, так почему это не тактика? И тут мы приходим к фразе «основной упор». Да, пиная немытых варваров римским сандалем, мы в какой-то мере используем тактику, но сама игра вовсе не про это, она про стратегию, про планы, про то, надо ли отстроить бесплатные сортиры в городе, чтобы повысить настроение жителей. Здесь важны стратегические шаги, от этого зависит вся игра и будущее нашей империи, а бои можно и пропускать, сама эта возможность уже много о чём говорит. Отделить стратегии от тактик не сложно, но что насчёт разных rpg типа Divinity, где без тактона никуда? Да и тут всё решается по тому же сценарию. Что такое rpg? Это игры с отыгрышем роли или на худой конец с возможностью почувствовать себя в шкуре героя, который может развиваться с помощью повышения уровней или по сюжету. Divinity тут не исключение, она в первую очередь даёт игроку возможность узнать историю, отыграть роль и стать частью легенды, боёвка же с её тактическими возможностями является лишь способом добраться до следующего сюжетного ответвления. Для того, кто ищет именно тактику – это не вариант.

Tactics Ogre: Let Us Cling Together

Всё что вы видите — только половина боевой арены, так что развернутся есть где. Центр закупорим танками, на севере расставим на крышах лучников, чтобы не дать зайти нам в тыл, а на юге расположим ударный отряд для прорыва.

Теперь, когда мы огородились стенами от жанров, которые могут нас запутать, перейдём к главному вопросу. А что есть хорошая тактическая игра? Чтобы ответить на этот вопрос я приведу пример и попытаюсь объяснить.

Внимание!!!
Сейчас будет пинание священных коров, поэтому приготовили свои пальчики на кнопке с минусом и напрягли задницу.
Final Fantasy Tactics – плохая тактическая игра.

Сделаем небольшой перерыв, чтобы вы могли максимально вознегодовать и выплеснуть это.

Отлично, теперь я поясню почему это так. Взял я эту игра, потому что многие люди, даже те, кто такой жанр не особо любит, в неё играли и будут примерно понимать, о чём я пишу. Дело в том, что хорошая тактическая игра предполагает большое количество возможностей для реализации тактики, однако в финалке с этим всё очень плохо: тебе даётся малое количество боевых единиц (не особо развернёшься верно), тебя высаживают на мизерные карты, а значит слишком мало места для хороших манёвров и по большей части у тебя один, максимум два пути для продвижения. Сюда же можно отнести сильное влияние rpg элементов: раскачки, профессии, скилы, — врагов можно буквально зафейсролить, если брать имбо скилы и имбо профы. Попытки разрабов усложнить процесс, заставляя игрока штурмовать холмы с лучниками, потому что по-другому никак, выглядит совсем грустно и попахивает безысходностью. И тут поймите меня правильно, я не говорю, что сама игра плоха, мы разбирает именно тактические элементы и они здесь далеко не в лучшем виде представлены. Эта игра плоха как тактика, но вполне ничего как rpg. И это касается большинства распиаренных тактических игр, люди переносят свои положительные эмоции со всей игры на её составные части, даже если они не представляют из себя ничего особенного, а потом возводят её на пьедестал великих тактических игр.

Advance Wars

Один из лучших представителей жанра на GameBoyAdvance. Помимо управления юнитами, игроку даётся возможность использовать способности генерала, влияющие на бой.

Итак, священная корова порублена на бифштексы и теперь пора их употребить. Из написанного выше можно сделать вывод, что хорошая тактическая игра должна быть:

1. С достаточно большими и разнообразными картами, где можно применить разные тактики, где есть возможность нападать с разных сторон, она должна иметь множество выгодных точек, но ни в коем случае не имбовых.
2. Сбалансирована. Количество персонажей, расстояния, на которые они могут передвигаться, их возможности – всё это влияет на баланс. Сюда же относятся слабости и преимущества, реализованные через камень/ножницы/бумага или другую систему. В тактической игре имба – это моветон, плохо, когда она у ИИ и ещё хуже, когда у игрока.
3. C адекватным AI. Просто немыслимое число хвалёных тактик битком забиты толпами «зомби», которые только и могут, что переть напролом. «Эй, игрок, впереди сотня вражин, а у тебя 5 калек, которые не в состоянии попасть с трёх метров. Давай примени свой тактический скил», — вот что представляют из себя большинство игр этого жанра. Качество искусственных мозгов заменяют на количество желающих их сожрать.
4. С минимумом рандома. Чем его больше, тем хуже, ибо это битва разумов и победителем должен быть тот, кто смог спрогнозировать и грамотно воспользоваться этой информацией. Если не можешь спрогнозировать результат, то скорее всего ты играешь в World of Tanks или WarThunder (эгей, ещё одни священные коровы, да он совсем охренел), но не в тактическую игру.
5. Удобна. Ну понятное дело любая игра должна быть комфортна, но я имею ввиду особый интерфейс, который помогает ориентироваться и показывает всю необходимую информацию для правильного прогноза. Если от тебя, что-то скрывают за тоннами окошек или по принципу «догадайся сам», значит либо пытаются усложнить процесс, либо просто руки из задницы, а ни то, ни другое не идёт на пользу, особенно другое.

XCOM: Enemy Unknown

Самым популярным жанром на пк, связанным с тактикой, являются тактические стратегии, где управляешь небольшим отрядом в пошаговом режиме.

Понятное дело, что разработчики могут назвать жанр, большинство согласится, и у нас будет ещё одна «не тактическая игра», будут появляться больше людей, которые считают, что они профи в этом жанре, потому что их паладин 99 лвл втаптывает в грязь противников в Paladin Tactics. Но всё же, мало ли, вдруг вам захочется ознакомиться с этим жанром, поиграйте лучше в Tactics Ogre: Let Us Cling Together на psp или эмуляторе, эта trpg не лишена недостатков, но это вполне себе неплохой пример, Advance Wars – чистая тактика без ролевых заморочек с танчиками и самолётиками или легендарный Langrisser 2.
Со мной конечно можно не согласиться и иметь совсем другое мнение о том, что представляет собой хорошая тактика, даже спорить не буду, может я просто слишком много требую и надо быть проще, но ведь так хочется идеала и так редко его получаешь.

 

Лучшие комментарии

Вроде и написано хорошо, но отсутствие какого-никакого оформления сильно бросается в глаза.
Автор, настоятельно советую хотя бы пару картиночек накидать, дабы статья не выглядела унылой однотипной «стеной текста».
А как насчёт более молодых представителей жанра, типа «Хроники валькирии»? И как это автор не затронул европейские игры? Например за последние несколько лет выделилась священная корова «Баннер сага». По моему скромному мнению автору лучше глубже копнуть и развить эту тему более детально. Тем более, раз FoxHeaven разбираешься в этом, то и просвещай других.
Спасибо за предложение, думаю, действительно стоит сделать что-то наподобие и затронуть как можно больше игр.
А ты текст просто чаще чередуй с тематическими картинками, а ещё лучше сделай альтернативу — видео.
Лично меня в этом году заинтересовали две тактических игры, хотя обе и не подходят по всем твоим пунктам.
1) Into the breach. Хотя она ближе к головоломке, чем к стратегии, но со своей задачей справляется на ура.
2) Pit people. Хаос, безумие и веселье, хотя и раскинуть мозгами приходится.
К сожалению, не играл в эти игры, но гляну, может действительно что-то интересное.
Спасибо за критику, поищу сохранёнки, посмотрим, что можно будет из них соорудить.
В Хроники прикольно играть первый раз, когда ничего не знаешь, но пройдя игру, понимаешь насколько сильно там всё заскриптовано. Сложность там в том, чтобы пройти миссию с первого раза, но если не получилось, то второй раз всё проходится без задействования головного мозга, потому что все эти скрипты ты уже знаешь. В игре нет AI, то есть он не плохой или хороший, его вообще нет, вражеские солдатики бегут чётко по одному пути или стоят в чётко определённых местах, поэтому с тактикой там всё сложно. Должна выйти в сентябре четвёртая часть на пк, я её очень жду и надеюсь, что разработчики сделают вражин более разумными, а пока стараюсь не смотреть все эти обзоры и стримы с консоли.
Что касается Саги, то она, если не ошибаюсь, является тактической стратегией. Не совсем то, что я люблю, но в моём списке на прохождение она есть.

Я бы хотел копнуть и поглубже, но тогда будет совсем много текста. Большинству людей не хочется тратить время на чтение простыней, поэтому я постарался сжать и выделить основное.
Может сделай серию статей? А то как-то так получилось что священных коров порубил, а альтернатив, помимо японщины на старушке ПСП не дал. И не понятно твое отношение к xcom, я понимаю рандом и все такое, но все остальные элементы там на местах и работают хорошо.
Читай также