Все мы знаем множество историй о людях с заветной мечтой и огромными амбициями. О том, как маленький человек совершает что-то великое и вообще всячески диктует свои условия холодному и жестокому миру. А что, если я скажу вам, что и в нашем, всамделишном автомире есть свои воплощения Винсента Фримена? Да ещё и расскажу про плоды трудов одного из них? По правде говоря, что бы вы ни ответили, я всё равно это сделаю. Так что устраивайтесь поудобнее и наслаждайтесь кратким экскурсом в историю марки Pagani.
С момента постановки автопроизводства на конвейер штучная сборка существует лишь в качестве статусной погремушки для сильных мира сего. Чей тираж меньше, у какой модели больше уникальных опций для самых искушённых покупателей, из какого драгметалла табличка с подписью человека, собиравшего двигатель, — во всех этих и ещё многих других дисциплинах соревнуются производители суперкаров, чтобы выделиться на фоне конкурентов. И если вы ждёте от меня фразы: «Но наш сегодняшний герой не таков!», — зря. Pagani, как и все, грешили и грешат этим делом, но обо всём по порядку.
По-настоящему выделяется наш итальянский автопроизводитель рядом технических нюансов, приобретённых в процессе своего рождения и становления. В первую очередь, Pagani при ближайшем рассмотрении может показаться настоящим культом углеволокна. Спасибо здесь стоит сказать прошлому опыту основателя компании — Горацио Пагани. Начав свою дорогу в автоиндустрию с должности продавца-консультанта в Lamborghini, он позже возглавил там отдел композитных материалов, а потом и вовсе основал свою компанию, занимающуюся разработками в этой области — Pagani Composite Research. Следующим шагом становится создание Modena Design — фирмы, занимающейся разработкой и созданием разного рода автомобилей и прототипов с применением композитов. Разумеется, учитывая опыт Пагани в данном вопросе, с ним вскоре сотрудничали и прежние работодатели, и Ferrari, и много кто ещё.
И вот уже с таким багажом Пагани решается на создание по-настоящему своей марки автомобилей. Так появляется компания Pagani Automobili (весьма простое для русского слуха название, не правда ли?). Год на дворе был 1992-й, если что. Целью Пагани на тот момент было создание как можно более лёгкого и аэродинамичного автомобиля. Разумеется, из композитов. И вот на этом моменте у самых наблюдательных уже должен бы был возникнуть вопрос: «Так, ну с кузовами всё понятно, а что было под капотом?»
А были там V12 от Mercedes-Benz, сначала 6-литровые, а позже и вовсе 7.3. Последний, кстати, развивал весьма красивые 555 л.с. мощности. Откуда у итальянца немецкие движки? Связи, дорогие друзья. И вот мы подходим к ещё двум отличительным особенностям автомобилей данной марки — двигатели и названия. Обоими пунктами машины вновь обязаны прошлому своего создателя. Добро на поставку двигателей Горацио получил через своего друга и покровителя, гонщика Хуана Мануэля Фанхио. Будущий производитель суперкаров познакомился с последним в ходе работы над болидом Формулы-3, когда жил ещё в Аргентине. Неудивительно, что два итальянских эмигранта нашли общий язык. Первую модель Горацио как раз и хотел назвать в честь давнего друга — Fangio, однако гонщик не дожил до выпуска автомобиля, и название из уважения к памяти великого сменили на Zonda. Говорилось выше об Аргентине? Так вот, это название аргентинского ветра. Собственно, все модели Pagani с этого момента было решено называть, так или иначе привязывая к теме ветров.
Так и появилась Zonda C12, о двигателе которой шла речь выше. Хотелось бы ещё добавить, что масса кузова автомобиля составляла всего 1250 кг, что при таких мощностях позволяло автомобилю разгоняться до «сотни» меньше чем за 4 секунды. И теперь мы немного ускоримся, чтобы дойти до наших дней, не растекаясь мыслью по тексту.
В 2005-м случился выпуск Zonda F («F» значит Фанхио). Переработанный дизайн кузова, больше мощность, выше скорость, доступен в варианте родстера. 2009-й — Zonda Cinque и Zonda R. В случае с первым — крайне малый тираж, по пять штук купе и родстеров (Cinque — «пять» с итальянского). Но ещё важнее материал кузова, новая разработка Pagani — карботаниум (производная от «carbon» + «titanium»), чьё название говорит само за себя. В сущности, как уже заведено у Pagani, быстрее, легче, прочнее. Zonda R же — чисто трековый автомобиль, пиковая точка развития модели. На дороги общего пользования не пускают, но и в качестве прототипа в гонках участвовать не дают. Словом, идеальное авто, чтобы заявить: «Я богат, и я хочу, чтобы все это видели!» Или же не совсем идеальный?..
Нет. Во-первых, потому, что была ещё тьма уникальных модификаций разных «Зонд», сделанных на заказ или к какому-то событию (золото по всему корпусу поверх карботаниума? почему бы и нет?). Во-вторых, в 2011-м году на свет появилась Pagani Huayra («Уайра» она, чёрт возьми! Нет там подтекста по Фрейду!), названная в честь бога ветров южноамериканского племени Аймара. Принципиально новая модель, и по сей день являющаяся флагманом компании, поистине взорвала мозг многим (включая автора этого текста). И ведь было чем. AMG напряглись и создали уникальный 6-литровый V12 с двойным турбонаддувом на замену прежним атмосферникам, и до сих пор ставят его исключительно на «Уайру». Движок способен на 730 л.с. и 1100 Нм момента, что при массе автомобиля в 1350 кг позволяет перемахнуть первую «сотню» за три с копейками секунды.
Разумеется, это карбоновая скульптура на колёсах. Монокок из карботаниума, подрамники и кузовные панели из углепластика — вот и вся диета. Но отдельного упоминания заслуживает активная аэродинамическая система. Как можно заметить по фото, ярко выраженных антикрыльев автомобиль не имеет. Однако при ближайшем рассмотрении становятся видны два закрылка (плюс ещё два в хвосте, на фото скрыты за воздухозаборником). Именно они под управлением компьютера и электроприводов в зависимости от окружающих условий поднимаются и опускаются таким образом, чтобы создавать оптимальную прижимную силу в каждый отдельно взятый момент времени.
Клепались Уайры с 2012-го по 2017-й в количестве 20 штук в год и по цене от 1 миллиона евро за каждую. Были, конечно, «заряженные» версии, исполнение в кузове родстер и прочие вариации на тему. Но факт остаётся фактом — модель выпущена, распродана и красуется в разделе «Настоящее» на официальном сайте компании. А прямо рядом располагается полное намёков и воодушевляющих цитат «Будущее».
Но оно остаётся на другой раз. А на сегодняшний день это вся история маленького, но очень гордого и смелого автопроизводителя, вобравшего в себя традиции, инновации и культуру с самых разных концов света. Не забывайте о своих корнях и уверенно смотрите в то самое будущее, дорогие друзья!
Засим откланяюсь.
Как всегда был рад для вас стараться и
Благодарю за внимание!
Лучшие комментарии
Снова пламенный привет всем интересующимся и сочувствующим. Обещаю больше так не исчезать.
… или не обещаю.
И да, подписи к картинкам как в 14-м тексте. Так оно красивше.