30 июля 2018 30.07.18 130 38K

Книжная серия «S.T.A.L.K.E.R». Откуда она вышла и где остановилась?

+121
Лучший блог недели
1000 ₽

Сказать лучше, чем сказал Иван Лоев в своем крайнем видео Игровой Серии, посвящённом серии S.T.A.L.K.E.R, я не смогу, да я и не попытаюсь даже, ибо сам с этим высказыванием полностью согласен и считаю его если не единственно верным, то, по крайней мере, однозначно правдивым:
“Феномен серии S.T.A.L.K.E.R был и остаётся загадкой,” – это чистая правда, и что ещё более интересно, эта загадка кроется в людях, в тех, кто организовал и поддерживает этот феномен. В фанатах, одним из которых являюсь и я.

И вот сразу совершив подобное признание, спешу заверить, что в данном тексте не буду пересказывать то, что вы уже слышали в видео Ивана Лоева, или на свой лад превозносить игровую серию, предавая анафеме любые критические измышления автора Истории Серии. Нет. Данным текстом я хочу, со стороны фанатского сообщества, дополнить, так сказать, рассказ Ивана, вместе с тем обрисовав те детали, которые, как мне показалось, как раз в крайнем видео были обозначены не совсем четко. Деталями являются книги по мотивам серии видеоигр, и отстранившиеся от официальной серии книг сателлиты, живущие до сих пор.

Итак, думаю, здесь с длинным предисловием можно покончить и начинать говорить по делу. Изначально всё же предупредив, что в тексте имеется толика личного мнения, и это самое личное мнение ни на какую последнюю информационную инстанцию не претендует.

Ну, теперь уж точно всё. Коль заинтересовал, давайте начнём, собственно, с самого начала.
Сильно от игры-прародителя серия книг решила не отставать, почему первая книга в серии, а именно сборник рассказов “Тень Чернобыля”, вышел 26-го марта 2007-го года.

Так как мне сперва хочется расставить все точки над “i”, а потом уже поговорить о качестве серии в общем и о лично моих любимых представителях, позвольте всё же сперва рассказать о судьбу данной затеи с беллетристикой, которая живёт и по сей день.

Да, именно так, вы не ослышались. С 2007-го года и по сей день выходят книги так или иначе связанные со S.T.A.L.K.E.R.ом. И конечно очень интересно, какая это всё-таки связь: сперва книги официальной серии издавались издательством “Эксмо”, именно оно было ответственным за первые четыре книги серии, вышедшие из-под пера Василия Орехова, Алексея Калугина, Алексея Степанова и чреды вольных авторов, приславших свои рассказы на конкурс для сборника. То есть тех самых книг, что вышли с игрой и рекламировались благодаря брошюрам в коробках с дисками. И реклама была, признаемся честно, что надо. Книги не просто покупали, их раскупали, притом как те, кто играл, так и те, кто этого не делал – сарафанное радио спасёт мир, так сказать.

Подробней о тиражах и всех хитросплетениях по серии книг вообще и некоторым корпоративным тайнам вокруг видеоигры в частности можно узнать из чреды видеороликов “Зловещие тайны S.T.A.L.K.E.R”. Созданы они были где-то на рубеже 12-го-13-го года Андреем Левицким – одним из авторов серии книг по S.T.A.L.K.E.R и, вместе с тем, сценаристом “Чистого неба”. То есть послушать что, притом от действительно нечто знающего и понимающего в этом чем-то человека, там можно, и для углубления в тему даже нужно.

Я же пройдусь по верхам.

Спустя полтора года после выпуска первых четырёх книг ввиду некоторых контрактных дрязг права на серию у “Эксмо” были отобраны и вместе с тем переданы “АСТ”. Сотрудничество с данным издательством продлилось немало, вместе с тем привнеся в книжную серию так же немало новых книг и авторов. Однако и здесь всё было завершено в начале лета 2011-го, когда по вполне объяснимым причинам официальная серия книг по вселенной S.T.A.L.K.E.R прекратила своё существование и права у “АСТ” также были отобраны. Всё, что из связанного с той самой серией книг теперь могли делать издательские дома, это допечатывать тиражи на уже ранее изданные книги, коль те не падали в продажах. А продажи у серии были взаправду немалые. Но об этом, повторюсь, не здесь: всё в “Зловещие тайны S.T.A.L.K.E.R”.

Вообще, если сказать по личным ощущениям, то на конечном отрезке пути официальной серии за ней самой наблюдать было, мне как фанату, по меньшей мере, больно. Переход от “Эксмо” к “АСТ” был не очень чувствителен по нескольким причинам: касательно оформления обложек связь держалась с прежними художниками, общий уровень книг был всё также неплох, а старые имена в строчке авторов вселяли уверенность. Начиная с 21-ой книги серии, – “Сага смерти: Мгла” Андрея Левицкого, ‒ книги как раз и начало издавать “АСТ”.

И всё шло на достойном уровне вплоть до примерного начала пятого десятка книг, где уже не на две более-менее приятных рукописи попадался один “Беглый огонь” (субъективное личное мнение), а на тройку-четверку чего-то неудобоваримого можно было найти “Смертников” или “Фреон” (опять же субъективное личное мнение). То есть, что хочется этим сказать: резко упало качество этих и до того не самых художественно ценных произведений. Притом сложно сказать, в чём этот спад был измерим: в деяниях, которые были совершенно иррациональны в пределах Зоны и её атмосферы (“Змеёныш”, “Берег дна”), в окончательном начале преобладания идеи чистого экшена над хоть какой-либо философией и созиданием (“Стрингер”, “Закон Меченого”), в несколько неоправданном желании вывести масштабы происходящего за разумные, опять же, для атмосферы и размеров самой местности Зоны, пределы (“Горизонт событий”, “Закон Наёмника”, “Стрингер”), в разрушении связей со старыми художниками серии и начале печати на обложках книг какого-то непотребства (“Берег дна”, “Красный сигнал”, “Львиное сердце”, “У черты”, “Два мутанта” – тут список куда длиннее прежних).

А может в обыкновенном “синдроме уточки” у фанатов или исключительно у автора данного поста… В общем, сложно сказать, но, по личным воспоминаниям и ощущениям, этот спад был и наблюдать за ним было, повторюсь, больно.

Но всё имеет окончание и, благо, этот упадок тоже закончился. На 89-ой книге серии “Группа Тревиля” печально известного среди почитателей книг “Вселенной Метро 2033” и S.T.A.L.K.E.R. Владимира Березина. Закончился не на самой лучшей ноте – это так. Но оно и не удивительно, ведь нота эта прозвучала ещё книг, примерно, сорок назад, если не больше.

Однако издательство решило музыку не прекращать, почему, не имея прав на оригинальную серию, пошла на некоторую хитрость, воспользовавшись понятием “бренд на слуху”. Если ведь написать “S.T.A.L.K.E.R” всё той же латиницей, но без точек, то в разговоре ассоциация останется с тем самым “S.T.A.L.K.E.R.ом”. А если же кириллицей, но также без точек? А получится, вновь, отличный способ заработать на имени, которое ничего общего с оригиналом по большей степени не имеет, однако ввиду его славы зарабатывать продолжает и по сей день.

Однако погодите, в случае “СТАЛКЕР” ведь название уже пересекается с творчеством бесспорно великих братьев Стругацких. Ну, на такое дело у корпоративной машины тоже имеется выход, особенно когда хотя бы один из братьев ещё жив, а его возраст позволяет совершать какие-никакие манипуляции: выкупить права на превосходнейшую повесть “Пикник на обочине” да выдать вместе с тем её продолжение – профит во все края.

Автор данного поста не решится высказывать мнение о данном, как настаивает автор и издатель, официальном продолжении “Пикника”. Притом делать он это будет не ввиду зачастую довольно странного поведения автора продолжения в социальных сетях, но в первую очередь ввиду правил сайта “StopGame”, которые довольно ясно дают понять за разного рода оскорбления и мат. Я сделаю изобретательней: кого заинтересовало, пройдите на сайт “Лаборатория Фантастики” и там прочтите отзыв в двух частях от пользователя “Knigolub282” на роман “Счастье для всех”. Нет, это не профиль автора поста и, нет, это не реклама. Просто это – самый развернутый и точный выпуск мыслей касательно темы, на которую хочется оставить какой-никакой комментарий даже внутри данного блога.

Которому пора уже переходить в новую стадию рассуждений.

Основную цель, рассказать в общих чертах, чем отлична официальная серия книг и то чтиво, что выходит по сегодняшний день, я считаю уже выполненной. Однако разрешите всё-таки добавить к этому потоку информации ещё одну, на сей раз однозначно субъективную деталь: рассмотрение известных по личному опыту представителей серии, которых, с личной точки зрения, стоит прочесть, обойти стороной или – как хотите, так и поступайте. Да, это – сугубо субъективная часть, прям абсолютно. Однако, позвольте оправдаться: в целом я – огромный книголюб, но из всех 89-ти книг прочел, без преувеличения, примерно около половины. Это можно оценить как малое число для оценки, а можно как и достаточное. В свою защиту могу лишь сказать, что важно, из каких периодов развития серия были прочтены эти книги: около 30-ти книг – это книги первых 4-ёх десятков, в которые входят и первые тексты изданные и “Эксмо”, и “АСТ”. Остальной десяток – это книги из того самого наблюдения за медленным упадком серии. То есть с серией автор был знаком с самого её, можно сказать, начала, и до самого конца, на личном опыте узнавая, что и на каком этапе она из себя представляла.

(Личная коллекция, сохранившаяся по сей день. Кое-что уже исчезло, а кое-что даже не прочитано. Но это пока что.)

Ну что ж, читать далее или нет – вам решать: исходные данные даны. А я продолжу. Итак, исходя из порядка выхода в печать имеем следующее:

Сборник Тень Чернобыля – довольно неплохая проба пера с некоторыми действительно дельными идеями. Однако явное непонимание авторами конечной концепций видеоигры, которая сама тогда только-только вышла на свет, зарождает резонанс в ум читателя. С этим в те первые дни после выхода явно были наибольшие проблемы, и то справедливости ради надо уточнить, что конкурс для сборника проводился ещё до выхода игры, во время концепта «S.T.A.L.K.E.R: Oblivion Lost», почему и наполненность рассказова такая, какая имеется. Но даже это не мешает конечному личному выводу: в общем – очень ничего, а потому как хотите.

Роман “Зона поражения” Васмлия Орехова – знаете, тут уже личное отношение во все края. Мне сразу совершенно не приглянулась концепция почти не убиваемого Хемуля в глубинах неплохо прописанной и действительно опасной Зоны, который вместе с тем на себе этой опасности не ощущает от слова совсем, как и на своей прическе, к слову. Но это – лишь моё мнение, так как в общем роман считается классикой и очень неплохим чтивом в рамках данного цикла. Потому – как хотите.

С книгой “Дезертир” Степанова ситуация та же, разве что я её не любит ещё больше: если никто не видит, как преуспел герой, автор от лица этого героя сам напомнит это читателю, вот только не делом, а словом. Вместе с тем сам герой – почти не уподобившийся школяру холерик, который как-то слишком резко, настолько, что совершенно в это не верится, становится рэмбоподобным героем боевиков 80-ых. Однако, вновь, к книге в сообществе питают теплые чувства, а потому – как хотите.

А вот “Дом на болоте” Калугина – это совершено иной случай. Попытка глубокой проработки героя, мира вокруг его и его собственного мира, мировоззрения. Это произведение, которого не ждёшь в рамках вселенной, где для многих главное – стрельба и хабар. И размышление о человечности внутри деспотичной по отношению ко всему человеческому среды выглядят инородно для явного большинства, но вместе с тем это самое большинство заставляет задуматься, попытаться посмотреть на знакомую уже вселенную с совершенно иного ракурса. По личному мнению – прекрасная книга.

То же самое могу сказать и о следующей знакомой мне книге. “Мечта на поражение” того же Калугина. Здесь теперь куда больше того самого экшена и приключения по просторам Зоны в лучших традициях сталкерства. Но атмосфера вечной меланхолии сохранена, более того: концовка этого романа – то, что редко можно увидеть в книгах подобного класса. Несмотря на торопливое начало – отличная книга.

“Холодная кровь” Глушкова – нетипичный для серии роман с интересно и довольно умело воссозданной внутри подобного сеттинга авторской задумкой, которая мне всё же показалась уж слишком дикой. Потому – как хотите.

“Линия огня” Орехова – продолжение “Зоны поражения”, к которому я отношусь так же, как и к первой части, даже чуть более токсично: спасибо совершенно выбивающейся из атмосферы и книги, и мира Зоны, обложке с образами героев. Да, теперь их там двое. Не получается отойти от их визуализации даже в романе, а с постоянными намёками автора то на главного героя, то на его пассию – подавно. Потому – как хотите.

А вот многими раскритикованный “Эпицентр удачи” Янковского понравился. Тут скорее сыграло то, что на момент прочтения книги “S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля” была ещё не пройдена, а посему сюжет показался неплохим, а с его окончательным поворотом и вовсе оригинальным. Однако всё равно, понимая оценку сообщества, ‒ как хотите.

Сборник рассказов “Чистое небо” – это та же история, что и с первым сборником. Только тут уже границы сеттинга и рамки атмосферы видны и чувствительны куда лучше и сильнее, почему диссонанс не наблюдается, а произведения кажутся взаправду сборным материалом с одним общим мотивом и концепцией.

“Песочные часы” Недоруба лишь больше удостоверяют читателя в этом, почти красноречиво говоря читателю, знакомому с видеоигрой, что рамки игрового мира максимально аутентично перенесены в рамки книг: очень неплохая книга, которая долгое время среди читателей серии считалась чуть ли не лучшей. От себя же – неплохая история с неказистым финальным сражением, выбивающимся из общей картины. Как хотите.

“Свинцовый закат” Глушкова – нечто подобное. Это продолжение “Холодной крови” и личное отношение у меня к сему роману такое же, как и к первой части, хоть в кругу читателей серии книгу, опять же, очень любят. Как хотите.

“Контрольный Выброс” Ливадного – некий аутсайдер. Довольно спокойный и вместе с тем сумбурный, который чтобы его осознать следует прочесть раза два минимум. Притом осознать не философию или идею, а линию происходящих событий. Думаю, на проникновенности читателя в мир автор сосредоточился сильнее всего, почему и трудно воспринимать его роман сегментально. Но если пересилить себя, то можно увидеть очень добротное и даже нетипичное для сего мира приключение. Но, опять же, с учетом всего вышеперечисленного – как хотите.

А вот “Пустым землям” уже не раз упомянутого Калугина говорить “как хотите”, как мне кажется, просто преступно. Вновь стандартное сталкерское приключение, но явленное под, опять же в традиции Калугина, иным углом, почему всё буквально переворачивается с ног на голову. Отличная и в какой-то степени красивая история о прощении и принятии, притом не только среди людей, но и внутри людей, внутри того, что кажется неживым, хоть таким на самом деле и является. Советую к прочтению.

“Воины Зоны” Бобла – довольно типичный милитаристический роман. Ничего особо примечательного, кроме очень депрессивной последней трети, выкручивающей правила трехактной драматургии довольно умело на неплохие показатели. Однако самой Зоны мне здесь показалось мало. Как хотите.

“Беглый огонь” Зорича же – это то, от чего лично я советую держаться как можно дальше, если не хочется разрушения образа Зоны как места уединённого, опасного, меланхоличного и серого. Этот образ напрямую пересекается с людьми, место населяющими. И когда повествование идёт от определённого лица, его воззрение на окружение сильно влияет на взгляд читателя… И здесь это просто рушит всё. Не знаю, в сообществе она была принято довольно неплохо, однако лично для себя я зарёкся читать данную книгу вновь. Потому, как хотите, но не надо =)

А теперь возьмите всё, что было прочитано пару секунд назад, и перенесите в иную крайность. Именно таково моё отношение к “Слепому пятну” Ночкина. Книга довольно обычная, как считается в сообществе читателей серии, однако для меня – это лучшая, вот серьёзно, лучшая книга всей серии. Простой, совершенно обыкновенный герой. Более того – довольно неудачливый. Но не обделённый умом, почему детективный сюжет романа полностью оправдан и помогает раскрыться главному персонажу сугубо с положительной стороны, не забывая и об не лучших его качествах. Умеренный юмор и крайне опасная Зона со своими вечно свинцовыми небесами над головой – отлично. Самый умеренный, спокойный, и вместе с тем, лично для меня, захватывающий роман. Однозначно советую.

Со “В зоне тумана” Гравицокого связаны почти такие же эмоции. Это была в принципе первая прочитанная мною книга из серии и первое, что было мною полностью осилено по вселенной S.T.A.L.K.E.R.а. И даже после прочтения её шарм не потерялся, её трагедия главного героя пусть уже не так сильна, но всё равно цепляет, а самоубийственное приключение без конца оставляет в тихом раздумье и каком-то радостном сожалении… Хорошая книга, советую.

“Бумеранг” Палия же другой. Он показался куда более типичным. Куда более подобным до простого боевика, почему толком ничем не запомнился. Неплохо, но ничего более. Как хотите.

Сборник рассказов “Зов Припяти” явил собой скоп наилучшего, что фанаты выудили за годы с выхода “Тень Чернобыля”, почему и способен порадовать любителей сугубо видеоигрой Зоны чуть ли не дословным копированием и атмосферы, и локаций, и задач. В одном из рассказов на этом строится даже главный сюжетный поворот, что не может не порадовать изобретательностью. Честно, данный сборник кажется самым комплексным, словно доделанный “Чистое небо”. Вот только без привязки к видеоигре он уже не выглядит столь самостоятельным, тогда как прошлые сборники такое впечатление всё же производили.

“Змеёныш” лично мне совершенно не понравился. Я уже упоминал его в одном из перечислений субъективных минусов серии, потому, думаю, заострять внимание не следует. В сообществе он с особым энтузиазмом также не был воспринят и интересны тут лишь фамилии авторов – Левицкий и Жаков. Как сценарист игры мог написать подобное, даже часть подобного, лично для меня – загадка. Но всё-таки: сам не советую, но если захотите, можете попробовать.

“Тайна полтергейста” Недоруба как продолжение “Песочных часов” в первые пару десятков страниц только и работает, что на воспоминаниях от прошлой части, ибо иначе крайне трудно воспринять роман. Однако затем книга, так сказать, разгоняется, хоть некоторые странности всё-таки остаются, что, к сожалению, немного, но портит впечатление. Однако среди читателей книга была оценена довольно хорошо, почему – как хотите.

“Череп мутанта” Ночкина и Левицкого – опять прочтите верхний абзац и переверните его в строго противоположную плоскость. От продолжения “Слепого пятна” я не мог ждать чего-то столь же для себя сногсшибательно. И оно таким не оказалось. Оно оказалось историей с немного иной тональностью и мотивом, но всё с той же Зоной и тем же Слепым во главе. Разве что, к нему ещё пару героев в роль главных персонажей романа набиваются, но это уже иное: Химик и Пригорошня довольно знаменитые персонажи книжной серии, однако мне они чем-то особенным так и не запомнились. Советую, добротное продолжение, как мне кажется.

И чтоб уже сразу завершить с Виктором Ночкиным – “Пищевая цепочка”. Скажу кратко: куда сильнее “Черепа мутанта”, видимо сказалось единоличное авторство, но всё-таки слабее “Слепого пятна” – ИМХО. Думаю, самое правильное завершение столь, одновременно, простой и в то же время занимательной истории одного сталкера, который лично для меня успел стать Легендой Зоны. Советую.

“Лунь” Клочкова – это то, что начинает чреду крайне занимательных историй с интересными героями и развязкой, вместе с тем из себя толком что-то запоминающееся и монолитное не представляя. Просто неплохое чтиво, которое брать или не брать – решать вам. Если нравится боевики и драматургия Шекспира из его “Ромео и Джульетта” производит даже после самого Шекспира впечатление, то попробовать однозначно стоит.

“Монохром” Палия – это продолжение “Бумеранга”, которое кажется куда массивным и ярким произведением. Захватывающий экшен не забывает о касательных с атмосферой, а занимательное построение событий заставляет за собой следить… Думаю, автору со второй попытки однозначно удалось написать крайне дельный роман в рамках такой серии. Брать или не брать – ваше право. Но внимания, думается мне, всё-таки книга заслуживает.

Так же, как его же заслуживает и “Точка падения” Бурносова. Гротескный, непривычный и словно чужой для рамок цикла роман, который удивляет, кое-где поражает, но вместе с тем ввиду сильного акцента на привычной для читателя атмосфере не даёт забыть, где находится герой и иные персонажи. Очень интересный образец такового эксперимента, который, как лично мне кажется, сработал прекрасно. Советую.

А вот “Игра в поддавки” Митича схожим похвастать не может, хоть также представляет из себя некий эксперимент. Всё дело в уже сильно разрозненной атмосфере. И пусть окончательно роман не плохой, нет, он как раз довольно ничего. Но вот всё равно кажется слегка инородным в границах серии S.T.A.L.K.E.R. Хоть, повторюсь, лично мне он пришелся по душе, хотя бы своей историй. Как хотите – скажу так.

А вот сейчас я совершу преступное деяние. Я посоветую “Закон Снайпера” Силлова. Если бы мне кто-то сказал, что в конце-концов выйдет из данной интересной, динамичной, в меру атмосферой и изобретательной, по-своему, книги, я бы не поверил. Но история распорядилась иначе. Тогда, да и сейчас, я посчитал эту книгу очень неплохой и по сей день она кажется мне достойной внимание, каким бы максимально приближенным к бульварному разряду чтивом она не была: прямолинейный сюжет, донельзя простые персонажи и тривиальные конфликты. Однако излишний пафос ещё отсутствовал, а смертность героев буквально ощущалась на каждой странице. Посему – советую, хоть хотелось бы сказать обратное.

А вот обратного о “Смертниках” Прошкина и Овчинникова сказать мне никак не хочется. На мой скромный взгляд данная книга – вовсе лучшее произведение, если не брать в расчет “Фреон”, о котором позже, “закатной эры” книжного цикла S.T.A.L.K.E.R. Крайне депрессивное, кое-где даже с перегибами, произведение, в котором отображена Зона уже времён “Зова Припяти”, давит на сознание погружая в себя настолько настойчиво, что сопротивляться этому крайне тяжело. И это всё вместе с далеко не плохим экшеном: именно в данной книге имеется одна из самых запоминающихся и шокирующих битв, которые я только помню из всех прочитанных мною книг серии. И битва, что интересно, не выбивается из общего фона. В общем, советую.

Далее мне бы следовало сказать о “Законе Меченого” Силлова, но, думаю, ввиду прошлого небольшого отзыва к “Закону Снайпера” моё отношение к дальнейшим похождениям Снайпера уже понятно. Хотя я слукавлю, если скажу, что этот роман совершенно не читабелен. Нет. Он ещё более-менее неплох, то, что происходило далее с книгами Силлова – куда интересней и плачевней, однако и заслуживает отдельного разговора. А так как сейчас не об этом, а о “Законе Меченого” – как хотите, но можно внимание и не обращать.

“Фреон” Клочкова – это, по личным ощущениям, последний образчик тех самых книг данной серии, которые действительно давали почувствовать и что такое Зона, и кто такие – люди Зоны. Драматическая судьба главного героя сильна, происходящее вокруг него трагично, а концовка одновременно и не отвечает ни на что, и даёт надежду. Этот роман – ответвление от романов “Лунь” и “Дар Монолита”, и это играет ему на руку. Нет привязки к двум героям, есть один персонаж и акцент на нём. И хоть не обошлось без некоторых странностей, которые на тот момент развития серии уже были чрезмерно часты, вышло всё равно очень и очень неплохо – советую.

“Закон Наёмника” Силлова, кратко, ‒ амбициозно, чрезмерно, почему кое-где глупо и не вызывает доверия, а кое-где вызывает вау-эффект и действительно заинтересовывает. Однако сплошной экшен не делает доброго имени и в конечном итоге не остается ничего, кроме звука, что странно, выстрелов в голове… Можно проходить мимо.

“Стрингер” Радина – окончательный переход на какую-то новую Зону и новую, если так можно сказать, философию Зоны, где всё крутится вокруг стрельбы и редкого раздумья о том, что есть вокруг и что оно из себя представляет. И было ещё очень неплохо, если бы автор не выудил в конце пусть и объяснимый, но крайне выбивающийся сюжетный твист, который с его концепцией ЧЗО ещё больше убивает атмосферу запустения и одиночества. Жаль, конечно, но и не окончательно плохо… Как хотите, всё же скажу так.

“Горизонт событий” Недоруба – окончание трилогии, которое раздувается в плане экшена до столь огромных размеров, что убивает просто всякую романтику сталкерства и уже не раз мною упомянутую атмосферу Зоны: проблема подобно “Стрингеру”, но по немного другим причинам. Как боевик – отличный роман. Но как окончание очень добротной трилогии в рамках вселенной “GSC Game World” – такое себе. И вновь на перепутье: не могу и однозначно обозвать не читабельной вещью, но и посоветовать никак не могу… На свой страх и риск, но как хотите.

“Враг Монолита” Прошкина и Овчинникова – неплохое продолжение очень добротной книги. Лично мне – понравилось, не в малой степени потому, что, опять же, узнаваемая Зона из “Зова Припяти”, плюс редко участвующий в книгах Дегтярёв (да, герои из игр тоже нет-нет, но в некоторых романах встречались). В принципе, как хотите, но в чреде последних книг серии – запоминается.

“Берег дна” – о картинке данной книги Шульги я уже сказал, но грустно то, что и сюжет немногим лучше. Вот не знаю, лично встречал людей, которым подобная история понравилась, и подозреваю, что во многом это были из-за того, что сами эти люди были того возраста, какого были и герои книги. Но лично мне, уже тогда, несмотря на мой идентичный возраст, как говорится, “не зашло”. Не советую.

“Дар Монолита” Клочкова – в целом ничего, однако чрезмерное, или мне так показалось, количество романтики и не вписывающийся, абсолютно фантасмагорический финал для данной серии, который куда лучше бы подошёл концепции Зоны от братьев Стругацких, сильно понизил рейтинг книги лично в моих глазах, убив во многом атмосферу, но никак не убрав харизматичность и живость героев, а это всегда для цикла было чем-то нечастым. А потому: как хотите.

“Палачи” Прошкина и Овчинникова – в целом вновь неплохое произведение с очень выбивающейся из общего мерного ряда текста концовкой, из-за которой даже немного ощущается, словно тебя обманули: как так, такая трилогия, и тут… Но на фоне всей истории от данных авторов – удобоваримо. Пусть лично я, вот честно, ожидал большего. Как хотите.

“Львиное сердце” супругов Первушиных… Слышал где-то, что сюжет для книги авторы писали с рассказов собственного ребёнка не самого великого возраста, мол, как он представлял себе, что хочет прочесть, то и записывали. Ни в коем случае не могу утверждать, что так оно и есть, однако после прочтения романа складывается именно такое чувство. Не советую, вот вообще, – кратко и без обиняков.

“Красный сигнал” Слюсаренко – ещё одна жертва порушенных с художниками серии отношений. И жертва частых гостей книг цикла: слабо прописанные герои, перенасыщение экшеном, нулевое созидание или примитивность мыслей и философии. А вместе с тем ещё пары пунктов: никакого сюжета, абсолютно никакой атмосферы, смехотворность всего в романе происходящего. Не советую, ни в коем случае.

“Аномальные каникулы” Палия и Гравицкого – пожалуй, единственно более-менее удачно воссозданный эксперимент с постановкой на главные роли романа персонажей-подростков. Довольно грустная история, не сулящая ничего хорошего размечтавшимся личностям препубертатного периода. И вместе с тем сами герои, этого самого периода, как раз какие-никакие, но личности. И это также нельзя не явить как плюс. Радует, что такой неплохой роман вышел под самый закат: всё-таки приятно осознавать, что даже пред окончательным затмением, пробился наружу блеклый, но всё-таки замеченный луч света. От себя: книга внимания достойна. Однако, с оглядкой на общее принятие – как хотите.

“Группа Тревиля” Березина – не надо, просто не стоит, вот вообще… (P.S. Я уважаю чужое мнение, потому если вам понравилась данная книга ничего плохого в этом не вижу и вас не осуждаю, хоть толком понять это и не могу. Спасибо.)

Да и мне бы пора закругляться уже.

Здесь бы надо было бы подвести некий вывод, однако он таков, что наследие книг официальной серии S.T.A.L.K.E.R, как читатель понял, пусть в несколько извращённом виде, но живёт до сих пор. И очень жаль лично мне лишь того, что большинство не знает разницы. А ведь она есть, и она чувствительна. Всё-таки, созданное “GSC Game World” – настоящее явление, которое и в своем печатном виде, я верю, когда-нибудь выйдет вновь. Конечно, во влажных мечтах уровень качества этого “нечто” поднимается от романа к роману, авторы являются не издательскими ремесленниками, а талантливыми людьми с оригинальными и глубокими идеями. Однако это всё – лишь мечты. А потому в действительности может быть всё что угодно. Но то, что книги по оригинальной вселенной выйдут, и дадут всем понять, насколько мало общего с ними имеют те подделки, что сейчас стоят в книжных под разными интерпретациями названия S.T.A.L.K.E.R – вполне вероятно (в конце концов, и сегодня книги оригинальной серии выходят в переводе в Польше, где вместе с этим местные авторы пишут новые произведения в рамках данного сеттинга).

Хотя, быть может, это всё тоже – всего лишь мечты. Остаётся только ждать. А пока ждём, можно и перечитать, или прочитать впервые, то, что этого так или иначе достойно.

Надеюсь, было интересно и познавательно.

P.S. Спасибо за внимание.



S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | OnLive
Жанр
Дата выхода
20 марта 2007
4.3K
4.2
3 046 оценок
Моя оценка

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
22 августа 2008
3.1K
3.8
2 041 оценка
Моя оценка

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
2 октября 2009
4K
4.3
2 643 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Каждую обложку можно на мемы разбирать. Такой-то треш.
Ох, спасибо. И за феерический обложки поздних частей, что мемные сами по себе, и за рассказ по книгам, подпитываемой настоящей аналитикой всей серии, а не просто игрой на ностальгии.

В детстве зачитывался «Эпицентром удачи», «Монохромом», книгами Недоруба и Левицкого и Орехова. Было их, что-то около десяти штук, наверное. При этом, это была чуть ли не первая художественная литература которую я в принципе начал читать за рамками школьной программы, и тогда, когда это всё было основано исключительно на впечатлении от игры, было действительно много эмоций.
Эмоций, от самых положительных, когда книге удавалось передать те же эмоции что и при погружении в игру, до глубоко противоречивых (в частности от сборников рассказов, в которых встречались натуральные фанфики, бывало что элементарно вертящие на одном месте «каноны» даже в рамках друг друга). Такой вот был диссонанс, который, тем не менее, вообще не демотивировал изучать серию дальше (хотя и делал выбор книги похожим на леденцы берти боттс из Гарри Поттера).

Уже гораздо позже, устав от книг по играм и попробовав разнообразия ради тех же Лема и Брэдбери, помню, как потом перед всеми открещивался от любых связей с этими сериями (в том числе и Метро 2033, пусть и там были приятные исключения), убеждая всех, что якобы теперь у меня «нормальный книжный вкус». И вот уж не думал, что кто-то сможет написать пост, который не просто вернул бы в те времена, но позволил бы в кой-то веки взглянуть на них с теплотой, а не как на ошибку юности. Еще раз, спасибо.
Левицкий — просто удивительный автор. Он как король Мидас. Он коснулся зоны, он коснулся вселенной сталкера, он коснулся приключений Слепого как соавтор. Воистину длинные руки у человека.
Жаль, что этот Мидас превращал всё в говно. Нет ни одной книги Левицкого, которая кончалась бы без эпика, в котором население Зоны уничтожается быстрее и в большем кол-ве, чем было живых существ во всех играх серии вместе взятых даже с учётом респавна. У него нет-нет да и начнётся погоня, штурм или прочее графоманское дерьмо, достойное Народной Солянки или Реборна.

А Гравицкий хорош, кстати, даже с учётом концовки «Зачистки.» «В зоне тумана» — самая душевная книга в серии, я считаю, и сама по себе очень годная.
Бросил читать серию лет 5 назад…

Я прочитал около 60 официальных книг (может чуть больше),
ну и «за рамками» поискал только тех авторов что мне понравились и то это было всего несколько книг (кажется в какой то заканчивалась история героя и что то ещё, конкретно уже не вспомню.)

Некоторые книги были атмосферными, некоторые вертели на себе канон но то же приглянулись — просто понравились как были написаны, а некоторые были действительно слабыми и не зашли.

Иногда продолжения у книг становились слишком фантасмогоричны или высосанными из пальца!
Но в целом для себя поделил их на — Понравились полностью, по большей части понравились и были интересные моменты но можно в принципе было их не читать и что это такое и зачем этим было нужно пачкать бумагу?!

Согласен с мыслью что серия начала завядать на середине, но в дерьме иногда откапываются самоцветы так сказать…
А есть статистика, где указано количество смертей от произнесения «Последний» вместо «Крайний»?
Есть такое) Чреда последних обложек — тогдашний взгляд в будущее с теперешней тенденцией погони за меметичностью трейлеров, обложек и прочего)
Интересно. Я прочитал примерно 80 книг серии (исключил сборники рассказов и некоторые книги, которые не понравились с первых строк). С общей мыслью автора соглашусь- серия действительно стала умирать примерно на середине. Но вкусы у нас всё-таки разнятся Хотелось бы узнать как автор относится к трилогии о наёмнике Старом Вячеслава Шалыгина и к трилогии про Зону далёкого будущего со сталкерами Луч и Несси в главных ролях.
Силлова

Моё сердечко.
Я и забыл совсем, что есть что-то хуже Левицкого. Маленький дружественный бюрер-торговец без ног, летающий на своём телекинезе — это что-то.
Ох, пожалуйста, мой дорогой друг, ибо вы даже не представляйте, как же я вас понимаю)
Я до 12-ти лет вообще терпеть не могу читать, то есть от слова «совсем». Однако в 2009-ом друг показал мне книгу «В зоне тумана» с её калоритной обложкой, рассказал о каких-то сталкерах, которые мне показались чрезмерно крутыми, и сказал об игре. Так как игра меня пугала после первого ознакомления, тугуго и рудиментарного, я начал читать. И мне понравилось. Мир Зоны полностью перевернул моё отношение к чтению. Игры я прошёл после, вместе с тем не преращая как раз читать. И чем больше я читал, тем больше интересовался иными произведениями. Позже вовсе сам начали писать и анализировать прочитанное, чем занимаюсь до сих пор. Так я пришёл к прочтению чреды мировых произведений, начиная от меланхоличного и погружающего в таинства собственного «Я» «Преступления и наказания», до эпического и грандиозного полёта фантазии в лице великого «Легендариума Средиземья». И это лишь отрезок для рассмотрения, сегментально в котормо имеют место быть и фантастика Карда, Лема, Гаррисона и прочих, и проза Долматова, Солженицына, Гоголя и так далее, и нуарные детективы Хэммета, Чейз, куда более аккуратные и манерные Дойл и Кристи, раздумья Кука, Геммела, Льюиса, Сташефа, Прачетта и прочих в границах жанра фэнтези и многое-многое иное. Однако всё это стало доступным моему понимаю благодаря серии именно этих книг, о знакомстве с которыми сегодня многие стыдливо умолчивают в компаниях… Но не я, нет. Эти книги достойны называться книгами, и пусть это взгляд с личной колокольни, всё равно: объективно среди них есть добротные представители, достойные конфликты и трагедии. Не надо журить книги «S.T.A.L.K.E.R», не так они плохи, как кажется)
С Метро ситуация чуть другая: игра вышла на основе популярности книги-первоисточника под авторством Глуховского. А затем и серия книг, и серия игр начали друг друга дополнять, что делают и сегодня, хотя книжная серия, как по мне, уже сильно выдохлась.
Однако с миром Зоны всё вновь может задышать с новой силой, покажет время. А идеи у авторов были, более того, они вылились в то, во многом, безобразие, которое творится сейчас. Просто надо знать некие границы, всё должно завершаться и надо не распыляться на самые низкосортные измышления, а пытаться копать в глубь, скажем так. А тут получилось так, что и выпуск был широк, и мысль не сильно вдавалась в подробности, в отличие от начала серии, где ещё присутствовали оригинальные мысли об атмсофере и её философии, о сути Зоны. Посмотрим, что с этим будет после 2021-го года)
А за блог — всегда пожалуйста)
Книги серии про Борланда (+ книга про Набат) мне понравились. Сцены с КА-50-4 — великолепны. Фильм бы с такими снять.
Серия про Снайпера, про того у которого с Меченым одна судьба — по началу неплоха но дальше скатывается в Головачева(причем не раннего Черного Человека, а того что позднее, старорусского Витязя)
Спасибо за такой объемный материал по этой серии книг. У меня дома коллекция насчитывает около 60 книг, и вот правда за все время знакомства с этой серией встречались как очень годные книги, вроде уже упомянутой «В зоне тумана», которая была моей второй книгой в этой серии и произвела очень сильное впечатление, так и полный шлак вроде «Конь Бледный», в которой батюшка, благословленный Ватиканом, отстреливал мутантов. И хоть последние книги я прочитать не смог, потому что совсем уже не то, эта серия отпечаталась у меня в памяти на всю жизнь, и за это авторам стоит все таки сказать спасибо.
Калоритные. Какое уместно слово, однако.
О, а это должное замечание. Здесь надо будет составить, а в дальнейшем не повторяться)
В свое время покупал и читал все, что было по Сталкеру, иногда проглатывая по две книги за день. И где-то ко второму десятку книг молодой да глупый я понял, что процентов 80 всех книг написаны по одному лекалу — путешествие из пункта А в пункт Б со статичными персонажами, попытками «смищно пошутить» и экшном, экшном, экшном.

Единственные книги, которые до сих пор считаю неплохими произведениями — за авторством Калугина. Ночкин в момент прочтения также заходил, но это и печально — оказывается, чтобы запомниться, достаточно только написать детектив (плохонький) с такими же плохо прописанными, как и в остальной серии, персонажами, но за счет отхода от шаблона книга все равно зайдет.

В принципе неплохо отношусь к книгам Глушкова, хотя вся эта рентв-шная тема вызывает подгорание до сих пор и к книгам Недоруба — но это все благодаря приятным персонажам из самой первой книги.

Ну и из личного «guilty-pleasure» — трилогия Шалыгина. Абсолютно стандартные боевики, с крутым и неубиваемым главным героем, но почему-то книги зашли. Может дело в том, что «Обратный отсчет» в свое время была первой/второй книгой в серии.

С другой стороны, вместе с «Обратным отсчетом» было куплено «Сердце зоны» Левицкого — и она задала стандарт качества для остальных книг Левицкого — такого дерьма (да, «Сага смерти», я на тебя
смотрю), которое не может ни в сюжет, ни в экшн, не писал, кажется, даже Орехов.

А автору спасибо за прилив ностальгии и проделанную работу.
Ночкин правда топовые штуки писал, выделялось на общем фоне. Касательно сборников, к серебряному изданию прилагалась аудиоверсия рассказа «Клык», тоже очень круто. Я так понимаю, сольное творчество Левицкого не засветилось только из-за незапомнившихся похождений Химика и Пригоршни, а жаль. До сих пор иногда вспоминаю как Левицкий придумал историю про украденный ноутбук чтобы её не дописывать и похахатываю (собственно, жалко, история таки стоила завершения).
В копилку редкостных шедевров докину «Кубатуру сферы» — это просто нечто. Сейчас, пока искал название ещё одной смешной бумажки, увидел, что Кубатура награду получила. Вот тут-то я и выпал.
Тоже в свое время читал эти книжки. При чем штук 20-30 прочел на стареньком nokia 5130 с 2" экраном. Хотя и небольшая коллекция бумажных изданий осталась. Из всех книг могу выделить серию Вячеслава Шалыгина, о которой автор почему-то не упомянул. Его книги ближе всего к полноценной литературе, хотя Зона там и ушла довольно далеко от канона. А также довольно неизвестную книгу «Меня зовут Лис». Она вроде как не издавалась в бумажном формате, но тем не менее, не смотря на довольно примитивный язык, неплохо погружает в атмосферу каноничной «игровой» Зоны и рассказывает интересную историю.
А Левицкий продолжение «Мглы» писать не будет? А то хочется узнать, чем там всё у Химика с Пригорошней сложилось…
Мне, как истинному фанату «Сталкера», очень трудно читать книги, в которых происходит какой-то абсурд на территории ЧЗО. К примеру: «Остальное — судьба»(Успенский Михаил),- книга, которая противоречит всем канонам «S.T.A.L.K.E.R.». Ну, может кому-то и нравится подобное, но я такую фантастику не перевариваю! :)
То девушки-сталкеры, то разговаривающие изломы и т.п. Что-то на уровне «попаданцев», только на сталкерский лад)))
Читай также