AER – Memories of Old – первый коммерческий проект независимой студии Forgotten Key, выпущенный при поддержке знаменитых (среди почитателей развлечений в жанре point and click) Daedalic Entertainment. Разработчики обещают атмосферное приключение в большом, красивом мире, смотреть на который можно как с высоты птичьего полёта, так и вблизи, передвигаясь на своих двоих.
Самым первым проектом студии было point and click приключение The Shine Of A Star, опробовать которое можно бесплатно, загрузив установщик с официального сайта. Правда, для меня игра оказалась слишком уж концептуальной. Но локации в ней красивые.
Как я начал сомневаться
Посмотрев красивый трейлер и соблазнившись пятидесятипроцентной скидкой от GOG, я потратил на размышления не так уж много времени. Но когда эмоции поутихли, начал рассматривать приобретение более придирчиво. И немного засомневался. Стоило ли оно того?
Сразу насторожило, что с сюжетом игра явно не торопится. Нам рассказывают о древней катастрофе: когда-то в мир вторглась Бездна, и чтобы предотвратить конец света, Создатель запер её в темнице. Для этого ему пришлось пожертвовать собой, что привело к Великому Разрыву: прежде единый мир раскололся на множество островков. Сейчас же путы Бездны ослабли, и она рвётся на свободу. Главная героиня, птица-оборотень по имени Аук, изучает древние храмы в поисках наследия богини Кары. Ведь только неизвестный артефакт может предотвратить новые бедствия.
А ещё у меня есть претензия к графике. В динамике всё выглядит симпатично. Но в процессе прохождения я наделал кучу «красивых скриншотов». А потом зашёл в папку с ними и… нашествие натяжных потолков какое-то. Даже расхотелось на рабочий стол ставить.
Пожалуй, для начала этого хватит. Я и так рассказал гораздо больше, чем вступительная часть AER. После которой старенький наставник отправляет главную героиню исследовать мир. И вот, крылья расправлены, Аук гордо парит в небесах, где-то внизу левитируют маленькие клочки земли, а управление не прекращает радовать. Одним словом – эйфория. Которая вскоре сменяется вопросом: «но что в этой игре делать-то нужно?». А далее начинается борьба с неочевидностью, нехваткой подсказок, отсутствием внятной цели путешествия и собственным топографическим кретинизмом. В какой-то момент я немножко приуныл: неужели игра не может предложить ничего кроме приятных, но бесцельных полётов в небесах красивого, но неживого мира?
К слову о неочевидности. Активировать многие объекты можно только с имеющимся в руках зажжённым фонарём. Запомните это! Иначе тоже будете долго-долго плясать вокруг подсвеченных, явно активных объектов не понимая, чего хочет игра.
Как я почувствовал симпатию
Но потом я увидел первую двухвостую лису, и мир стал казаться чуточку живее. Да, эти звери никак не реагируют на главную героиню. Но если подумать, большинство девушек никак не реагирует на меня. Так что же теперь, не верить в них? Они же миленькие! Пока я терзал свой разум такой вот философией, Аук оказалась окружена влюблёнными в неё детёнышами Ламб (Ламба это как лама только Ламба), и я окончательно убедился, что в этом мире не так уж плохо.
Находясь на высоте можно набрать скорость, принять человеческую форму, а перед столкновением с землёй превратиться обратно в птицу и снова воспарить ввысь.
А вскоре попал и в первый храм. В нём, как и в последующих, нет ни сложных загадок, ни опасных врагов, ни даже платформинга в привычном понимании этого слова. Игра предлагает мирное, спокойное изучение, на фоне которого обычные археологические раскопки кажутся полным трудностей и испытаний путешествием в Антарктиду. Не ведя за руку и не запирая в узком коридоре, AER ни разу не позволит заблудиться и всегда подскажет, какую кнопку нужно нажать для запуска очередного причудливого механизма.
Конечно, геймплейного разнообразия порой не хватает. Например, я был бы рад, выйди местный платформинг за рамки имеющегося «запрыгнуть на большую крутящуюся шестерёнку, оттуда перепрыгнуть на огромную крутящуюся шестерёнку, а уже потом приземлиться на твёрдую землю». Но с другой стороны – может и хорошо, что ребята не попытались засунуть в игру то, что не смогли бы нормально реализовать. По крайней мере, здесь нет раздражающих моментов, которые могли бы испортить настроение и разрушить идиллию.
Как я расправил крылья
Путешествуя по местному миру, я даже не заметил, как раздражающая мысль «ну и куда мне тут идти надо?!» превратилась в… нечто иное. Местные законы вдруг стали понятными, надписи на стелах осмысленными, а обрывистые образы, виднеющиеся в свете фонаря сложились в отдельные истории. И неважно, что эти рассказы не заставляют подолгу рассуждать о смысле жизни, не открывают неведомых ранее истин, а пересказанные ими события не дают сердцу повода менять свой ритм.
Волшебный фонарь не только освещает дорогу в темноте, но и показывает обрывки событий прошлого.
AER не о закрученном сюжете и не об ураганном геймплее. Игра предлагает другое – возможность спокойно, медитативно и максимально комфортно гулять по созданному разработчиками заповеднику. Это не фильм Дэвида Линча, в котором нужно изучать каждый кадр, полностью погружаясь в произведение и пытаясь смотреть на мир под непривычным для себя углом. Это скорее загадочная музыка, которую нужно впустить в сердце, уйти с ней на самое дно озера своего подсознания и там, на глубине, сплетать нити собственных мыслей и чувств.
И пусть это прозвучит странновато, полёт – прекрасный способ уйти на ту самую глубину. Сделать несколько взмахов крыльями и плавно скользить по небесной глади, всматриваясь в плывущие мимо островки. И всё это – в полной тишине, надолго разрушить которую не решаются даже звери-духи, боги этого мира. При встрече вы услышите от них лишь пару обрывистых фраз. А после – обратно в небеса, под звуки приятного саундтрека.
Экскурсия не для всех
AER – Memories of Old нельзя назвать идеальной игрой. Если подумать, её даже просто игрой можно назвать с некоторой натяжкой. Это скорее экскурсия в легенду, где игрок сам выступает и гидом, и туристом. Это прогулка по парку или ночному городу в дождливую погоду. Это бесцельное катание на трамвае. Зыбкая ограда, которой можно отделиться от внешнего мира, чтобы отдаться течению мыслей.
Простая и незатейливая, AER стоит того, чтобы с ней ознакомиться. Конечно, понравится она далеко не каждому, да и вряд ли вообще кто-то назовёт её «любимой». Вещь скорее ситуативная, нужная лишь время от времени. Но если играя в Red Dead Redemption вы вдруг почувствуете желание отказаться от миссий и просто побродить по округе, вспомните про AER. Вдруг это именно то, что вам сейчас нужно. Главное – не торопитесь бежать к титрам. Подобные прогулки спешки не терпят.
Спасибо за прочтение!
Первый полёт.
Знакомство с животным миром.
Те самые Ламбы.
А вот эту легенду я точно читал раньше. Жаль не помню, где.
Убитые «чёрным камнем» животные — грустный признак надвигающейся беды.
Я так старался, чтобы на скорости пролететь по этой улице и сделать скриншот. Теперь не совсем понимаю, зачем.
Ми-ми-мишная забота.
Лучшие комментарии
В целом как я и сказал, в динамике игра выглядит хорошо. Практически всегда глаз цепляется за что-то, и всё остальное просто проносится мимо. Но когда начинаешь рассматривать картинку в статике, отвлечение перестаёт работать. Начинаешь рассматривать окружение и, естественно, упираешься взглядом в вездесущие натяжные потолки.
Хрен ещё с ним в пещерах-храмах (тем более там это хоть как-то пытаются скрывать с помощью освещения), а вот почему на зелёные островки какую-нибудь элементарную траву не добавить, этого я не понял. Может выбранный стиль не позволяет, я как-то не вникал. Хотя схожий стиль эксплуатирует, например, Virginia, и там окружение не выглядит пустой сценой. Но зато там совсем уж симулятор ходьбы. В общем, всё сложно %)