5 апреля 2018 5.04.18 20 3469

Типичные персонажи видеоигр. Синдром Золушки

+29

У разработчиков видеоигр (как, кончено, и у создателей другого рода художественных произведений) есть несколько ключевых «ходов» для создания хорошего сюжета и интересных персонажей. Однако, как ни крути, а человечество придумало уже всё, что можно было придумать. Любая новая история, какой бы революционной она не казалась, уходит корнями в древность. И в первую очередь… к сказкам. Одна из них действительно страшно популярна — сегодня ее можно найти почти что в любом произведении. Какая? КАКАЯ? Понятное дело — "Золушка". Я же ее в названии указала.

Дошедшую до нас в добром и культивированном виде, "Золушку" рассказывали ещё в древнем Египте. Согласно истории из папирусов, героиню звали Родопис. Родилась девушка в Греции, но, благодаря неким обстоятельствам, была похищена пиратами, которые привезли горемычную в Египет. И продали в рабство. Само собой, в конце Золушка-египтянка была спасена фараоном, который влюбился в неё заочно — он увидел крошечную туфельку героини, принесенную соколом/богом Гором.

Сказка о "Замарашке" — а именно так окрестил беднягу Тургенев в нашей версии истории — сегодня насчитывает более тысячи воплощений в фольклоре разных народов. Общие черты сюжета подхватили известные сказочники братья Гримм и Шарль Перро, и именно их версии, скорее всего, вам были прочитаны в детстве. Однако, интересно, насколько отличаются детали сюжета: существуют версии и с плохим концом, и с приторно-сладким, носит героиня всевозможные виды обуви (да, существуют целые научные труды только об этом), и много-много всего разного претерпела история. Благодаря киноиндустрии, и, в первую очередь,Уолту Диснею, мы знаем ту версию, где в конце всё хорошо. Она мотивирует, поучает. После неё ребенку не снятся ужасные сны, хотя некоторые исследователи утверждают, что версия с отрубленными пятками у злобных сестер детям нравится больше, чем полностью добрый конец с хэппи-эндом.

Независимо от количества крови и расчлененки в сюжете "Золушки", ключевые черты обычно одни.

Что имеем:
1) Герой, по возможности добрый (и отважный), из-за независящих от него обстоятельств вынужден жить плохо (бедно, прислуживать кому-то) и терпеть сложившееся. Как правило, терпит насмешки (и живёт на чердаке или в чулане).
2) Существует Злодей, который делает герою плохо. Он силен, без помощи или без пинка его не наказать. Это Мачеха.
3) Наступает Переломный Момент, которое окончательно «добивает» героя. Таким моментом является бал, куда приглашают Мачеху и ее дочерей, а Золушку в лохмотьях — нет.
4) Вдруг появляется Помощник. Он желает Герою всяческого добра и помогает преодолеть некие препятствия. Естественно, с оговоркой. Так крестная фея наряжает Золушку, предоставляет карету, прислуживающую братию, наряд и туфельки. Но предупреждает, что в полночь та останется без подарков.
5) Герой проявляет себя и начинается Приключение. В его жизни происходят моменты, которые влияют на последующую жизнь. Как правило, благодаря доброте и другим положительным качествам Герой наказывает (в случае с общепринятой Золушкой — скорее проучает) злодея. И уезжает в закат. То есть в замок переезжает. К принцу. Ещё и сам чему-то учится благодаря истории. Обычно злодей и его прислужники великодушно прощаются главным героем. Жалко потому что.

Почему Золушка была так популярна?

Ну, как минимум, история про человека, который «выбился в люди», мотивирует. Сегодня у тебя жизнь не сахар, а вот после случится Нечто, тебя спасут, помогут, а ты молодец. Ведь ты был добрым (опять это слово), стойким и бесстрашным.

Сегодня, благодаря, в первую очередь, киноиндустрии, существует такая Золушка, которую просто нельзя не знать. По мотивам ее приключений пишутся разного рода фанфики, поклонники снимают собственные продолжения. Ее лохматое очкастое изображение улыбается на товарах разного рода.

Теперь главная Золушка во всем мире — Гарри Поттер.

Казалось бы — обычный мальчик. Только крайне ущемлен по жизни: живёт в чулане под лестницей, ходит оборвышем. Злые тетя и дядя обижают, заставляют выполнять работу по дому. Их сын над беднягой насмехается.

Но!

Приходит таинственное письмо, а, так как его прочесть не удается, появляется и Помощник (даже, наверное, один из) и помогает отправиться на своего рода бал. Узнается правда, начинаются многолетние приключения, злодей сломлен и даже прощен. Награждённый за доброту (!) и смелость герой получает жизненный опыт и лучшую судьбу. Лицо в очках улыбается с детской кружки. Обычный мальчик оказался особенным.

Это книги и киноиндустрия. Хотя приключения Гарри породили и серию неплохих видеоигр по мотивам.

Вообще сюжет "Золушка" очень подходит для игр, так как подобную завязку можно хорошо и интересно развивать. И, что очень важно, игроку легко ассоциировать себя с главным героем — сначала простым человеком, который также не может понять, что происходит вокруг.
Тяжело сказать, какие игры сейчас не следуют такому сценарию. К примеру: The Elder Scrolls, а именно — Morrowind и Skyrim. Герой, который поначалу вводится в сюжет как заключённый и оборванец, уже спустя несколько часов геймплея получает заветную весточку с откровением: «ты избранный». Встречает помощников, проходит испытания — и всё у него становится хорошо. Золушка? Да.

Ещё из особенно популярного. Assassins Creed II & III. В первую очередь вторая часть. На ней и остановимся. Главный герой – семнадцатилетний Эцио. Переломным моментом для парня становится казнь семьи. Проводником «в новую жизнь» оказывается дядя героя. Тот рассказывает ему правду о семейном «деле», а впоследствии и принимает паренька в орден убийц. Эцио открывает для себя совершенно новый мир – мир интриг, подлости и обмана, с которыми в своей прошлой разгульной жизни не сталкивался. Но вместе с тем Эцио обретает навыки и инструменты, о существовании которых раньше и подумать не мог.

Ярким примером можно назвать и серию Persona. Например, что в четвёртой, что в пятой части, простой парень вынужден переехать в новый город или район и жить у малознакомых родственников (в пятой части — так и вообще на чердаке). Протагонист встречает новых друзей, узнает о своих фантастических силах — и вперёд, навстречу приключениям. В процессе он помогает другим персонажам справиться с их страхами и пороками. Просто потому что добрый и смелый.

Напоследок упомяну и Dark Messiah of Might and Magic. Герой начинает как простой для своего мира парень — обычный ученик-волшебник, один из десятков беженцев из разрушаемого нежитью города. Его проводницей в данном случае является суккуб, которая нашёптывает советы в голове. Именно она и приводит героя к становлению темным мессией. Естественно, после прохождения разных испытаний.

То есть примеров полно, и с каждым днём становится больше. Ведь штамп «из грязи в князи» — идеальная почва. В первую очередь — для игр. Остаётся ждать новую Золушку. Какой же она будет на этот раз?

Спасибо YSIO за помощь с иллюстрациями!


Harry Potter and The Sorcerer's Stone

Платформы
PC | Mac | PS | PS2 | XBOX | X360 | GBC | GBA | GC
Жанры
Дата выхода
16 ноября 2001
975
4.0
658 оценок
Моя оценка

Assassin's Creed II

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | J2ME | OnLive | WM
Жанр
Дата выхода
17 ноября 2009
7K
4.4
4 686 оценок
Моя оценка

The Elder Scrolls V: Skyrim

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
11 ноября 2011
9K
4.5
7 248 оценок
Моя оценка

Persona 5

Платформы
PS3 | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
15 сентября 2016
1K
4.5
595 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Новый автор и без видосов, че-т подозрительно.

Текст на красном слегка вырвиглазный
На самом деле, прежде чем писать на столь общие темы, стоит ознакомится с уже имеющимся материалом. В данном конкретном случае — с «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла. Там подробно расписывается, что общего у ВСЕХ историй и почему.

И поскольку у всех сказок-легенд одна и та же структура (например, во всех у героя.героини есть «помощник» от сверхъестественных сил), то привязывать ВСЕ истории к «Золушке» на основе этих общих элементов — неправильно.

А если говорить об элементах уникальных для Золушки, то это превращение кареты в тыкву и то как принц находит героиню по хрустальной туфельке. Первое можно увидеть относительно часто в сюжетных шутерах, когда герой после эпического побоища лишается всего накопленного оружия в кат-сцене. Второе — это уже гораздо реже, так как действие предпринимает не игрок.
Спасибо за отзыв! Буду стараться выкладывать что-нибудь интересное :3
Очень годный и познавательный материал, даже не придерёшься. Спасибо)
Напоминает Тысячеликого героя Кэмпбэлла
Пожалуй, это один из случаев — персонаж-«золушка» пробивается из низов и становится большим боссом, а его антагонист(-ы) получаю по заслугам (кулаком по носу, мечом под ребра, пулю в лоб). Под это подходят даже GTA VC и GTA SA.
И к Золушке это имеет весьма опосредованное отношение, это просто классическая структура сценария.

Тут он скорее не про структуру самого произведения говорит, а про типы ключевых, якорных моментов. И если ключевые моменты поменять, то получится и совсем другой тип истории, хотя триада «завязка-развитие-развязка» ни куда не денутся. Я, пожалуй, подумаю над составлением полноценного блога именно по совсем другому типу персонажа и истории, как это вижу я.
Если писать обстоятельно, то блог выйдет длинной с километр. Ты будешь такое читать? А галопом-по-европам — тогда и браться не стоит.
Я, пожалуй, подумаю над составлением полноценного блога именно по совсем другому типу персонажа и истории, как это вижу я.

Сказал — сделал.
Я читала когда-то (училась на филологическом). Но целью поста было немного другое… Значит, плохо пишу, раз не донесла :) Я ж ни в коем случае не «привязывала все истории к Золушке». По большей части выделила общие черты
Хммммммм… Жизнь Джо Джо превращается в ад из за Дио, сильного и хитрого злодея, которого без помощи не наказать. Смерть отца-переломный момент.зеппели-помощник, открывающий для гг хамон и отправляет в приключение.хмммммммммм… ДжоДжо-золушка, которую мы заслужили!
Добрый день,
Выражаю уважение за эмпирическое выведение стереотипного персонажа. Если вам интересна эта тема, советую ознакомиться с работами Владимира Проппа и актантной системой Альгирдаса Греймаса. Первый автор описывает типовое развитие сюжета, второй — персонажей, их взаимоотношения и влияние на сюжет.
Пилите тогда уж блог по всем типам историй. Или делайте обзорный по классификациям сюжетов. Что вы сопли то размазываете? Или нас ждет 47 блогов с детальным разбором каждого сюжета?
Если писать обстоятельно, то блог выйдет длинной с километр. Ты будешь такое читать? А галопом-по-европам — тогда и браться не стоит.

Мне и так это кажется высасыванием из пальца. Полезнее и интереснее сценарная техника. А какие сюжеты, без разницы. ХОроший, толковый писатель все сможет вытащить.
А разве то, о чем говорится в этой статье не называется мономифом? Золушка просто его герой и все.
Ох, как зацепила, оказывается, многих тема! Хлеба лишаете, батенька :D Где же я теперь найду сорок седьмую тему для поста?
Однако, интересненько, спасибо
Так беритесь сразу за сорок восьмую, я же разве против?
Шучу я, шучу. При желании можно любую тему раскрутить как угодно
Так и я иронизирую исходя из того же предположения, что
можно любую тему раскрутить как угодно
Читай также