Стратегии & Симуляторы: Сборник игр (5 в 1) «Годзилла ест пиццу в открытом космосе»
Мало мне было файтингов, битемапов, шутемапов и гонок на выживание, так я вдобавок ко всему этому решил взяться за разбор Стратегий & Симуляторов. Скорее всего в этом виновата ностальгия, которая не отпускает меня с тех самых пор, как я достал из пыльного ящика сборник игр от TRIADA "Мир Экономических и Исторических Стратегий на русском языке". Двадцать игр начиная с простеньких симуляторов посвящённых школам, торговым центрам и круизным лайнерам, и заканчивая большими стратегиями, вроде Age of Mythology: The Titans и Shogun: Total War. В подобных сборниках сложно понять с чем ты имеешь дело. Почти никаких скриншотов (на задней стороне коробки TRIADA очень любит выставлять картинки на которых изображено главное меню сборника с играми) и полезной информации, зато много дополнительных материалов, которые никак не связанны с содержимом диска. Я уж молчу об отсутствии полных версий игр с роликами и музыкой. С другой стороны такая вот «Русская рулетка 20 в 1» неплохой способ окунуться в неизведанное, найти для себя что-то новое и интересное, в общем взять и поиграть во что никогда до этого не играл. И вот внимательно рассматривая коробку с вышеупомянутым мною сборником меня внезапно осенила мысль: «Эй, а ведь можно сделать рубрику где я смогу посвятить всё своё время анализу подобных игр, преимущественно в жанрах стратегий и симуляторов». Сразу предупреждаю, что как бы сильно мне не нравились стратегии и симуляторы разбираюсь я в них не слишком хорошо, но это не должно мне помешать сделать всё возможное чтобы раскрыть их для вас по максимуму. Вы получите полезную информацию, а я в свою очередь научусь ориентироваться в этих жанрах. Итак, начнём пожалуй с чего-нибудь Большого.
ЖУРНАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ:
Прочесть журнальную версию можно здесь или ниже под спойлером.
Разработчик и Издатель: Epyx
Жанр: Симулятор монстров/Стратегия
Год выпуска: 1981 (Америка), 1983 (Европа)
Платформы: Commodore 64, Apple II, Atari 8-bit,
TRS-80, Commodore VIC-20, DOS, MS-DOS
Круши, Кроши и Грызи! Нет, это я говорю не вам дорогой читатель, а вон тем здоровенным монстрам, что ходят по улицам виртуальных городов Америки и Японии, и пытаются создать вокруг себя как можно больше хаоса и разрушения: сжигают здания, поедают машины и испепеляют людей радужными радиоактивными лучами смерти. Но к ним невозможно относиться как к монстрам. Они больше похожи на домашних животных, что прошли интенсивный курс тренировок послушания и теперь выполняют все мои указания почти беспрекословно (до тех пор их не одолеет затуманивающий сознание голод и они не начнут бродить по улицам города в поисках места, где бы бы им заморить человечка). И вы тоже можете принять участие в этом безумном балагане и взять под контроль одного из этих беспощадных монстров. Только перед этим вам придётся изучить подробную инструкцию, освоится с управлением, провести полный осмотр всех особенностей игрового процесса, в общем, вам надо будет поставить себя на место огромного неуправляемого чудища чтобы понять что с ним делать. Та ещё задачка, скажу я вам. Но вы сможете её выполнить, особенно с моей помощью. Давайте-ка я вам всё объясню, а вы после этого самостоятельно решите, нравится ли вам идея быть нянькой для монстра или вы лучше займётесь чем-то ещё.
В самом начале «Crush, Crumble and Chomp!» игрок может взять под своё попечение одного из шести киношных монстров: Гошиллу (сводного брата Годзиллы), Кракена, Арахнис, Глоба, Мехизмо и Мантру. Отличаются они друг от друга не только внешним видом, но также различными атрибутами и навыками. К примеру Арахнис очень быстрая и ловкая, но здоровье у неё слабое и силушки нету. Кракен же с другой стороны большой, сильный, зато ужасно медленный монстр, который не может покидать воду (серьёзный недостаток, но иначе и быть не может). Естественно Арахнис в отличие от Кракена способна пускать паутину (её функция — загораживать дорогу вражеским юнитам), а Кракен может похвастаться возможностью давить находившихся в одном с ним квадрате (вся карта города разделена на небольшие квадраты по которым все ходят) людей и транспорт. Но вот предположим вы наиграетесь с этими шестью монстрами, а что дальше делать? Создать своего собственного в редакторе персонажей (Судя по всему разработчики вдохновлялись настольной игрой под названием The Creature That Ate Sheboygan 1979 года выпуска где тоже можно создать собственное чудовище и творить им хаос в городе). Вы можете выбрать внешний вид монстра, изменить силу, ловкость и другие параметры используя выданные вам сто шестьдесят очков опыта и выбрать нужные способности (только знайте, что даже через редактор вы не сможете научить вашего Кракена пускать паутину, а Арахнис наступать на людей). В общем не ожидал я увидеть в этой игре полноценный редактор персонажей и элементы присущие жанру рпг. Так странно и в тоже время так интересно. Благодаря редактору заметно повышается реиграбельность, что я бы назвал неплохим достижением для игры созданной в начале 80-ых годов.
Вот так выглядит редактор персонажей.
После того как выберем себе питомца нужно разобраться с целями, кои необходимо выполнить для того чтобы заработать, как можно больше очков и попасть на первое место в таблице рекордов игры. Важно, правда, заметить, что вне зависимости от того какая цель будет вами выбрана, конечный результат вы узнаете только после смерти монстра. Сражайтесь до последней капли крови, но помните, что победа — поражение.
Список доступных целей:
1.Сбалансированный. Вы получаете очки за любое действие начиная с поедания людей и заканчивая уничтожением военной техники.
2.Монстр-убийца. Вы получаете большую часть своих очков за убийство человеческих подразделений. Вы получаете чуть меньше очков за уничтожение зданий и выживание (чем дольше продержитесь на уровне тем больше получите очков).
3.Боевая машина. Вы получаете очки за убийство боевых единиц, а если будете нападать на граждан, то ничего не получите.
4. Уничтожение. Уничтожьте как можно больше мостов и зданий, особенно высоко оцениваются небоскрёбы. Вы также получаете очки за убийство человеческих подразделений.
5.Выживание. Вы получаете очки за выживание. Вас ещё могут вознаградить дополнительными очками, если будете уничтожать боевые единицы.
Теперь мы плавно переходим к выбору города в который можно отправить нашего зубастика на «каникулы». Всего их четыре: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Вашингтон и Токио. Думаю разработчикам стоило разбавить список чем-нибудь европейским, вроде Лондона или Парижа, а то как-то слишком много США и чрезвычайно мало всего остального, впрочем упор в Crush, Crumble and Chomp! сделан на классические ужастики категории Б из 50-60-ых годов, в которых именно эти города и пользовались у монстров популярностью. Ну ладно, будто бы города внешне друг от друга так сильно будут отличатся в игре 1982 года выпуска. Интересно, что в инструкции к игре указано точное расположение достопримечательностей, которые ваш монстр может разрушить. Вы можете направить вашего монстра прямиком на Пентагон, Алькатрас, Телевизионную башню Токио и… башни-близнецы Всемирного торгового центра? Как интересно, не знал, что есть такая игра где их можно было бы разрушить. В общем, всё это можно разрушить, но сомневаюсь, что вы их узнаете даже если сощурите глаза. С такой графикой вам поможет только воображение.
Все действия монстра (передвижение по карте, поедание людей, разрушение зданий, прыжки, полёт и т.п.) происходят в пошаговом режиме. После выполнения заданной вами команды ваш ручной питомец останавливается и ничего не делает до тех пор пока все остальные персонажи на карте не закончат свой ход. Либо это у него такое странное проявление галантности по отношению к противнику, либо он просто очень туго соображает. Интересно, что здесь нет кнопки отвечающей за завершение хода, то бишь, если вы не успеете отдать команду монстру, то у вас через некоторое время (которого может быть много, если вы в самом начале выберете медленную скорость игры) автоматически завершается ход. Не нравится мне эта функция, особенно, когда выставляешь высокую скорость игры и вступаешь в схватку с сильными и многочисленными противниками на карте. Не считая этого у Crush, Crumble and Chomp! размеренный и неторопливый темп, который идеально подходит для любителей пошаговых стратегий.
Управление у игры комплексное, без инструкции не разберётесь. Игроку сперва необходимо будет изучить и запомнить особые команды, которые отвечают за различные действия и атаки монстра. Чтобы вам было это проще понять, я просто приведу пример из игры: Ваше чудище делает шаг на одну клетку вперёд после того, как вы нажимаете на кнопку (M). Во время следующего хода перед ним появляется толпа людей. Нажав на кнопку (G) монстр их схватит. Теперь они находятся у него в руке/лапе/щупальце/желеобразном отростке. Давайте съедим их нажав на кнопочку (E). Прекрасно, таким образом мы ненадолго утолили голод чудища. Не расслабляйтесь, вон на северо-востоке появилась группа военных, которые хотят причинить вред нашему бедному зубастому питомцу. Что же делать? Видите кнопку (H) на клавиатуре? Если вы её нажмёте, то монстр повернёт голову на 30 градусов. Теперь выберите направление поворота головы, то есть вправо (R) или влево (L). Наш монстр смотрит на север значит надо нажать на кнопку (R). Теперь жмите на кнопку (A) чтобы выпустить разрушительный луч в сторону противника. Если вы всё сделали правильно, то военные моментально отправятся на тот свет. Надеюсь вы теперь поняли почему я сказал, что управление в игре комплексное? Оно почти ничем не отличается от настоящего симулятора. Я бы не назвал это чем-то чрезвычайно непонятным, но кажется будто бы мы не монстром управляем, а здоровенным танком. Впрочем переживать не из-за чего, если будете пользоваться инструкцией, вы быстро освоитесь и привыкните ко всем неудобствам и сложностям. Единственное, что может вам подпортить настроение — это необходимость после захвата противника нажать на отдельную кнопку отвечающую за поедание пойманной добычи (почему монстр не ест схваченных им людей самостоятельно я, если честно, не понимаю) и развороты на девяносто градусов (я постоянно забываю о том, что вправо и влево у монстра не совсем тоже самое, что и у игрока). В остальном же это необычайно увлекательная игра в которой игрок может делать всё, что угодно и как угодно, ему даже под силу воссоздать сцены битвы из классических фильмов про монстров (в инструкции к игре указывают некоторые сценарии, комбинации целей и монстров с помощью которых вы можете осуществить нечто подобное).
Интересное: В игре есть вполне работоспособная система распространения огня с помощью ветра (сверху-справа обычно написано в какую сторон он в данный момент дует). Как только монстр подожжёт хотя бы один небольшой домик, ветер, при благоприятных обстоятельствах, тут же перекинет огонь на соседнее здание. Сожгите город дотла и сделайте из вашего ручного чудовища настоящего пироманьяка.
Разные версия игры: В DOS версии почти нет музыки и звуков. Цветовая палитра с обилием красных и тёмных цветов превращает Crush, Crumble and Chomp! из шутливого фильма ужасов категории Б, в жуткий хоррор от одного взгляда на который кровь стынет в жилах (вы только посмотрите на эту жуткую морду Гошиллы на картинке ниже). В эту версию не стали добавлять анимацию для персонажей и транспорта, зато в небольшом окошечке справа, где у вас есть базовая информация касательно жизненный показателей монстра, располагается голова нашего чудовища с помощью которой легко можно определить в какую сторону он в данный момент смотрит, так что не всё так уж и плохо. В других же версиях голову обычно заменяет текст: «Head Tilt: Forward». У игрового процесса не было замечено никаких серьёзных недостатков. В версии игры для Atari 8-bit вас ждёт разные оттенки синего. Его так много, что кажется, будто бы мы после того как выберем Кракена получим в наше распоряжение Кевина Костнера или Денниса Хоппера. На воду смотреть не рекомендую, глаза заболят. А так в плане геймплея всё вроде неплохо, но я бы вам советовал попробовать сыграть в какую-нибудь другую версию. На Commodore VIC-20 вас ждёт не игра, а замедленное развитие. В этой версии каждый ход длится вечность. Да ещё эти «Бупы» и «Бипы» постоянно режут слух. Короче говоря, проходим мимо. Если хотите получить от игры удовольствие, то лучше всего будет запустить версию для Commodore 64, ибо там персонажам и транспорту добавили анимацию движения, монстры хорошо выглядят, да и всё что касается цветов и графики не вызывает отторжения. Разработчики даже сумели запихнуть в эту версию один музыкальный трек (Night on Bald Mountain) и некое подобие звуковых эффектов (которые вы, после того как их услышите, захотите поскорее выключить). В общем, если забыть о неприятных звуках, то это несомненно лучшая версия из всех.
Это пародия на Годзиллу или демон у которого разлагается кожа на лице?
Пришло время подвести итоги. Перед нами довольно необычный сплав пошаговой стратегии и симулятора монстра. Все свои недостатки, вроде сильно устаревшей графики, высокой сложности и не слишком удобного управления, Crush, Crumble and Chomp! старается компенсировать необычными идеями, проработанным игровым процессом со множеством разных способов прохождения одной и той же миссии и приличным для того времени ростером с монстрами. Такое вам понравится, если вы не боитесь старых игр и ищете что-то интересное про монстров.
Я говорил вам про версию игры для Apple-II и именно так там выглядят морды наших монстров. По крайней мере понятно в какую сторону они поворачивают голову.
Гошилла. Очевидно, что перед нами Годзилла просто с другим именем. Говорить про него особенно нечего, просто хорошо сбалансированный монстр, который идеально подойдёт для тех кто пробует играть в эту игру впервые.
Кракен. Ох, наверное самый скучный монстр в игре. Почти всё время сидит в воде. Только и делает, что хватает людей щупальцами, да мосты ломает. Сильный конечно, но не более того. Уверен, что за него было бы веселее играть добавь разработчики вражескую технику в виде водного транспорта.
Арахнис. Огромный паук. Плавать не умеет, со зданиями и людьми справляется не очень умело (силушки не хватает). Зато шустрый, манёвренный и с паутиной. В общем это идеальный вариант для тех кому нравится скоростные монстры.
Глоб. Не путать с монстром из фильма The Blob, очевидно же, что тут у нас нечто совершенно иное. Целится это существо не может (ему не повернуть голову, ибо… ну, головы у него нету), собственно, как и стрелять всякими жуткими смертельными лучами. Но вот с огнём он на «ты». Даже пока по уровню передвигается оставляет за собой огненный след. Заинтересует тех кому нравятся странные и необычные монстры.
Мехизмо. Огромный робот, возможно отсылка на Мехагодзиллу. У него есть одно преимущество перед другими монстрами — ему не нужно есть людей, для того чтобы выжить (точнее будет сказать: для того чтобы не сойти с ума). Правда есть один недостаток — он не может восстанавливать себе здоровье, как это делают другие монстры; в редакторе персонажей, впрочем, всё это можно поменять, но для этого надо будет сильно потратится и пожертвовать другими способностями. Поиграйте за него, если вам нравятся большие и сильные персонажи.
Мантра. Летающий монстр, который является отсылкой на Мотру (с виду, правда, и не скажешь). Ничего особенного в нём нет, но если вы любите крылатых созданий, которые в небе чувствуют себя лучше чем на земле, то можете попробовать сыграть за него.
Пока я занимался в редакторе созданием собственного монстра, то почему-то думал о Fallout. Виновата видимо система с использованием очков опыта для прокачки навыков. Вот это чудо-юдо, которое я назвал Боб и у которого я по максимуму прокачал силу и регенерацию здоровья, вполне могло бы пойти погулять по пустоши и навести там шороху. Если вам интересно, то Боб — бронтозавр. В инструкции указано, что если дать ему крылья и огненное дыхание, то он может стать настоящим драконом.
Змий. Многофункциональный монстр, который и паутиной пользоваться умеет и летает. Не слишком быстрый, но достаточно сильный. Можете даже попробовать, если хотите, сделать из него Грабоида из фильма Дрожь Земли.
Так выглядят города в версии игры на Apple II. Лучше конечно ориентироваться по инструкции к игре (18-25 стр.) где всё оформлено куда проще и понятнее.
Вот примерно из всего этого и состоят уровни в игре
Вот с кем/чем вам придётся столкнуться в игре
Разработчики: Paul Reiche III, Evan Robinson, Nicky Robinson
Издатели: Electronic Arts (США)/Ariolasoft (Европа)
Жанр: Симулятор тренера покемонов монстров/Экшен
Год выпуска: 1985
Платформы: Commodore 64, Atari 400/800/XL/XE
Представляю вашему вниманию Монстров По Почте. Игра в которой вам достаётся роль покупателя, что захотел приобрести себе ручных монстриков и отправить тех на сражаться на арену с другими чудищами. Ваш собственный морской народец, что не боится ввязываться в войны, проливает чужую кровь только для того чтобы немного развлечь своего хозяина. Вполне очевидно, что создатели Mail Order Monsters вдохновлялись взаправдашней рекламой монстров из старых журналов, где вы могли купить лишь что-то отдалённо похожее на настоящее чудовище (небольшую игрушку или плакат). А вот у игры такой проблемы нет, с ней у вас наконец есть возможность получить то чего вы всегда хотели — ручного Годзиллу. Стоит также отметить, что к созданию Mail Order Monsters причастен Павел Райх III, что в 1990 году вместе с Фрэдом Фордом создал чудесную Star Control, а до этого в 1983 году успел поработать над проектом под названием Archon: The Light and the Dark. Последняя игра является шахматами, в которых «поедание» вражеской фигуры — это битва не на жизнь, а на смерть. Защищающаяся и нападающая фигуры перемещаются на боевую арену и сражаются для того чтобы определить кому достанется клетка. Не совсем в стиле классических шахмат, но интересная идея, которая к тому же умело реализована. Если смотреть на содержание Mail Order Monsters, то она — это идейный наследник Archon, что решил посвятить всю игру дуэлям, не забыв правда добавить к этому делу элементы рпг. Покупка монстров и бесконечные битвы — это всё чем мы будем заниматься, но большего и не надо, ибо этого, а также возможность сражаться с другим игроком за одним компьютером, хватит вам с лихвой (а уж игрокам из 80-ых года для счастья и этого было вполне достаточно).
А теперь можно приступить к подробному изучению всех особенностей игры. Начну, пожалуй, с игровых режимов (или, что мне кажется даже более подходящим, со сложности):
1. Beginner (Начинающий) — это что-то вроде бесплатной пробной версии (тренировки). Игрок может взять себе одного монстра (в игре они называются МОРФЫ) с заранее подобранными улучшениями, оружием и предметами первой помощи (по типу джетпака, аптечек, акваланга, еды и т.п.), а затем без лишней суеты сразиться с другим игроком/компьютерным соперником на местности, которая вам лучше всего подходит.
2. Intermediate (Промежуточный) — это аренда монстра на заранее выделенную денежную сумму в размере 500 психонов. Своё чудовище вы создаёте с нуля — прокачиваете атрибуты, покупаете улучшения, предметы и, ведя за щупальце ручку, отводите к порталу, который отправляет его на сражение. Вы уже не сможете выбрать место битвы. И раз это всего лишь аренда, а не покупка, то сохранить своё детище в ваш собственный покеболл загон у вас на этой сложности не получится.
3. Expert (Эксперт) — это уже настоящая покупка со всеми DLC и прочим важным для нас контентом. В начале своей карьеры у вас имеется всего 250 психонов, чего хватит на самого дешевого монстра, если вы, конечно, вдобавок к нему желаете купить оружие и предметы. Перед боем можно выставить дополнительные условия: отказ от разных видов оружия, предметов, возможности сдаться во время сражения и т.д. Если ваш МОРФ выиграет, то вы получите очки победы (тратим на прокачку) и психоны. Вы даже можете создать себе ещё монстров и поместить (сохранить) их в загон. Чем больше, тем лучше!
Кроме всего этого можно ещё посмотреть, как компьютер сражается с компьютером и, что самое главное, можно сразится со вторым игроком в локальном мультиплеере.
Игровой процесс — это то о чём мечтает каждый фанат фильмов и игр про монстров. Выбери одного из двенадцати МОРФОВ, прокачай его атрибуты, купи оружие, джетпак, аптечку, еду, а после устрой ад другому такому же чудищу на огромной арене размером с небольшой континент. Лев с огнемётом против Тираннозавра с автоматом? Легко. Паук со способностью регенерации и человеческими руками против кальмара с клыками и огромным пчелиным жалом? Проще простого. Тут можно сотворить невозможное, главное не забывать, что и противник тоже ничем не ограничен. Компьютерный соперник хитёр и старается создавать только лучших монстров с самым качественным и мощным оружием. Но не стоит пугаться, ибо вы можете победить, если постараетесь как следует (и прокачаете скорость, без этого атрибута вам будет почти невозможно победить даже самое слабое чудище). Во время битвы нельзя вести беспрерывный огонь по противнику, нужно выждать несколько секунд пока монстр не перезарядит оружие (или восстановит силы для повторного удара, если речь идёт о кулаках/клешнях/щупальцах и т.п.) и уже после этого подтвердить атаку нажав на кнопку. Всегда приходится думать наперёд и рассчитывать куда пойдёт и что сделает противник.
Но вы не думайте, что игра предлагает вам только один вид сражения. О нет, тут есть целых три разных режима битвы:
1. Уничтожение. Ваша цель — победить вашего противника или быть первым кто уничтожит пять целевых существ на карте.
2. Захват флага. Здесь вы должны собрать восемь флагов на карте (но по порядку, начиная с первого и заканчивая восьмым).
3. Орда. Кооперативный режим игры, в котором двум игрокам приходится удерживать большую группу врагов от проникновения в южную часть карты. Побеждает игрок, который уничтожит больше всего монстров.
В игре довольно много разных видов арен: Джунгли, Руины, Пустыня, Болото, Арктика, Вулкан и рандом (он же Неизвестная Земля). Но вы только не подумайте, что эти местности нужны тут только для красы и отличаются они друг от друга только парой пикселей и цветами. От типа арены может зависеть многое, поэтому вы должны подготовить монстра ко всем опасностям, вроде воды, песка, снега и тому подобного, купив заранее необходимое улучшения. Нужно ещё отметить, что локации огромные и всё начинается на карте мира где монстры пытаются пересечь озёра и горы чтобы сразится друг с другом на небольшом клочке рандомно сгенерированной компьютером земли. Единственное, конечно, что огорчает — это отсутствие возможности поднимать и бросать разбросанные по локациям объекты. Людей подбирать, а тем более пожирать вы тоже, увы, не можете.
Mail Order Monsters дружелюбна к игроку и не старается походить на симулятор танка или самолёта, как это делала Crush, Crumble and Chomp. Если вы и полезете искать инструкцию или подсказки в интернете, то исключительно ради уточнения, полученной в ходе вашего личного изучения игры, информации, но не более того. С управлением у вас тоже не должно возникнуть никаких проблем. Четыре кнопки, что отвечают за передвижение МОРФА по уровню и ещё одна кнопка, что отвечает за абсолютно все остальные ваши действия в игре начиная с подтверждения покупки и заканчивая атакой. В общем никаких непонятных поворотов головы, разворотов туловища и всего в том же духе. Всё просто, понятно и чрезвычайно интуитивно. К чему я на самом деле хочу придраться, так это, пожалуй, к графике. Она не плоха, но может сыграть с вашими ожиданиями злую шутку. МОРФЫ в главном меню и в подменю редактора выглядят превосходно, с огромным количеством деталей и цветов. В самом же сражении они — пара пикселей, которые лишь отдалённо похожи на то, что игрок пару секунд назад рассматривал в редакторе. Даже монстры в Crush, Crumble and Chomp и то выглядят лучше, а та игра старше этой на целых пять лет.
Версия игры для Commodore 64 (слева) | Версия игры для Atari 8-Bit (справа)
Версия игры для Atari 8-bit — это порт над которым работал некий Henrey S Bolley. Он неплохо потрудился и сделал так чтобы игра достойно выглядела на данной системе. Commodore 64 представляет собой примерно тоже самое, только графика там, в особенности цветовая гамма, лучше и звуков поболее. Посмотришь на них невооружённым взглядом и сразу не приметишь где одна версия, а где другая. Но вам я советую обратить внимание, в первую очередь, на версию для Commodore 64, хотя и Atari 8-bit тоже неплохой вариант (если, например, не получается запустить игру на C64, то с Atari 8-bit никаких проблем не должно возникнуть). Для C64 есть ещё модифицированная версия с возможностью поставить бесконечное количество психонов. Это для тех кто хочет создать самое опасное существо и не отвлекаться на нехватку денег.
Итог: Это чистое золото, дамы и господа. Всё что я бы причислил к недостаткам не может повалить здоровенную глыбу Достоинств данной игры. Для чего-то что вышло в далёком 1985 году Mail Order Monsters сохранилась слишком хорошо и играть в неё сейчас всё ещё интересно и задорно, особенно в компании с друзьями. И непонятно лишь почему эта увлекательная игра не обзавелась достойными подражателями. Сиквелов тоже не было, как и ремейков (хотя в 2006 году вроде пытались сделать что-то, но дальше попыток дело не зашло). Играть советую всем кто любит хорошие старые игры и покемонов генетически совершенных и невероятно опасных чудовищ.
ROBO PIT (1995)Создайте себе робота, снарядите его смертоносным оружием и отправьте на арену чтобы он сокрушил всех соперников и принёс вам славу великого и непревзойдённого чемпиона! Редактор персонажей позволит вам собрать из разных частей тела и оружия идеального металлического гладиатора. Сражайтесь на невероятно интерактивных аренах — избивайте противников снарядами или колотите их пока из их металлических голов все болты не вылетят! Создайте механизированный хаос с сотнями комбинаций оружия: кулаков, мечей, резаков, ракет, лазеров и т.п. Да прольётся же смазка во имя Бендера Вас!
Monster Lab (2008) Возьмите на себя роль ученого-подмастерья, который должен выполнить огромное количество сложных экспериментов, чтобы создать своего собственного монстра из более чем 100 миллионов возможных вариантов модификаций (можно использовать механические, биологические и магические способы создания). Управляя своим творением, вы может заниматься исследованием земли, поиском ингредиентов для того чтобы создать ещё больше чудовищ, охотиться, сражаться в пошаговом режиме, проходить квесты и играть в многочисленные мини-игры. Только не смотрите на эту странную и не слишком завлекательную обложку, ибо она врёт вам о содержании (это вам не shovelware, коего на Wii, возможно, даже больше чем в Стиме). Вы смотрите не на жуткое творение безумного учёного, а на качественный продукт созданный талантливыми разработчиками.
EAT THEM! (2010) В ЕШЬТЕ ИХ вы можете создать своего собственного гигантского монстра, которого затем может направить творить бесчинства в городе. Основная задача чудища — есть людей и разрушать всё вокруг. Ах да, ещё и пытаться выжить, но думаю вы это и без меня знаете. Завлекательная графика в стиле комиксов. Много разных миссий и режимов игры начиная с Полного Уничтожения и заканчивая Охотой. Есть даже многопользовательская игра с несколькими игроками, как в противостоянии, так и в кооперативе. Если вы искали чего-то наподобие Crush, Crumble and Chomp, то вы несомненно нашли то, что нужно. Bon Appetit, месье игрок.
А сейчас подробно разберём доступных для игры МОРФОВ и их атрибуты. Из атрибутов у нас есть: Armor = Броня. Чем выше этот атрибут, тем меньше урона ваш МОРФ получит за удар.
Muscle = Мышцы (Сила). Эта черта повышает силу атаки вашего создания. Также,
он позволяет носить более тяжелое обмундирование без снижения скорости.
Speed = Скорость. От этого атрибута зависит скорость передвижения МОРФА.
Brain = Ум (Мозг). чем выше этот показатель, тем быстрее ваш Морф может перезарядить оружие.
Life = Здоровье. Чем больше его будет, тем дольше ваш МОРФ будет жить.
Все черты, кроме Здоровья, имеют максимальный предел 12. Оно может достигать 250.
Кроме того за одно посещение здания прокачки вы можете потратить на каждый атрибут вашего Морфа максимум 3 балла. На здоровье же вы можете потратить 30 очков.
Сами МОРФЫ:
1. Tyro. Единственный Морф, которого вы не сможете себе позволить в начале турнирной игры, ибо стоит он 255 психонов. По атрибутам он чуть выше среднего и, наверное, самый главный его недостаток, который нужно поправлять как только появится такая возможность — скорость. Ещё можно немного потратиться на здоровье. Если снарядите этого свирепого Тираннозавра как следует, то сможете без особых проблем справится со всеми вашими оппонентами какими бы грозными они не были.
2. Bronto. У Бронтозавра главное преимущество — его сила и высокий показатель защиты. Глуповат немного и скорость передвижения почти никакая. Скорость на самом деле лучше качать в последнюю очередь, а на первом месте у вас должен стоять его разум, ибо без него вы не сможете пользоваться нормальным оружием. Если сможете устранить эту проблему, то Бронто станет настоящей машиной для убийства.
3. Hominid. Странный парень, слабый, не слишком быстрый и здоровья мало, но зато стоит недорого и мозгов достаточно для того чтобы пользоваться оружием. Вам такой нужен если вы хотите остаться с деньгами после покупки и потратится в первую очередь на экипировку. Качать ему советую первым делом здоровье, ибо с 47… ну, он долго не протянет.
4. Lyonbear. Левомедведь или Медведолев, кому как удобнее. Это Монстр с большой буквы М, ибо скорость, атака и здоровье у этого зверя на высоком уровне. Качать даже по сути ничего не надо, разве что мозги совсем чуть-чуть. А так это суперскоростное чудище от которого противник, скорее всего, не сможет сбежать.
5. Archanid. У этого здоровенного паучка есть относительно высокая броня и скорость, что для начала совсем неплохо, да и собственное оружие (возможность стрелять паутиной) тоже сложно назвать чем-то плохим. Однако этот паучило чрезвычайно туп и если его тупость не вылечить, то вас на арене забьют и вы ничего с этим не сможете сделать.
6. Carnifern. Ходячее растение, которое подойдёт всем тем кто любит начинать с НУЛЯ. Ну, почти с нуля. Для того чтобы этот МОРФ стал для игрока полезным нужно неплохо так потратится на прокачку почти всех атрибутов плюс ещё оружия прикупить нормального. Если вы ищете чего-то посложнее, то берите это чудо, а тем же кто не хочет страдать прошу его всячески избегать.
7. Worm. Большой червячок, который почти ничего не стоит и по всем атрибутам чистая середина. Главная проблема с ним — это отсутствие каких-либо бонусных возможностей, которые почти у всех остальных монстров есть (вроде наличие рук или стрельба паутиной). А так, вроде идеальный вариант для тех кто хочет сделать червяка с руками и лазерной винтовкой. Я ради такого и играю в эту игру.
8. Squid. Кальмарчик, но не жаренный. Сильный и быстрый, с неплохим набором дополнительных способностей. Самые главные недостатки — мозги и защита. Прокачайте их и всё будет отлично. Хотяе вы, скорее всего, захотите нацепить ему на щупальца руки. Не знаю зачем, но вы захотите это сделать. От этого желания невозможно скрыться. ВСЕМ ДАТЬ РУКИ! Всем (ну, почти всем).
9. Amoeboid. Амёба — это МОРФ с приличным количеством здоровья, силы и скорости. Опять-таки надо потратится на мозги (вы надеялись, что монстры будут умными?), но это не страшно. Большой набор дополнительных способностей позволяет сконструировать воистину грозное создание. Хороший МОРФ, но нужно искать правильный подход к развитию этого чудища, а иначе ничего хорошего из него не выйдет.
10. Crab. У этого краба невероятно высокий показатель защиты из-за чего он почти невосприимчив к физическим атакам. Здоровья немного, но с его-то непробиваемым панцирем это последнее о чём игроку стоит беспокоится. Чуточку потратьтесь на скорость и дополнительные улучшения к атакам клешнями.
11. Wasp. Небольшой монстр, который не слишком хорошо сражается и здоровья у него всего 50, но компенсирует эти недостатки своей невероятно высокой скоростью. Раскачайте его скорость ещё немного и этот МОРФ сможет увернуться почти от всех видов огнестрельного оружия. Во время боя кружите вокруг противника и избивайте его всем чем только можете (лучше всего использовать паутину).
12. Pterasaur. Ещё один динозавр, но на сей раз летающий тип. Почти точная копия осы, если смотреть на атрибуты только вот мускулов явно не хватает (у осы почему-то их больше). Прокачайте силу и скорость, а после, когда заработаете достаточно психонов, потратьте их на здоровье, ибо их у этого динозаврика тоже не слишком много.
Ведём монстра под ручку в магазин с оружием. Это выглядит очень мило.
Для каждого МОРФА можно взять до 11 из 20 различных дополнительных улучшений. После покупки их нельзя будет перепродать или удалить с вашего создания. Почти у всех МОРФОВ есть свои дополнительные улучшения с которых они начинает игру. Некоторые улучшения очень полезны, вроде Anti-E (уменьшается получаемый вашим монстром урон от электрических атак), Psi-Blast (псионическая атака, которая ранит врага и снижает показатель атрибута мозги) или Gills (у вашего монстра не будет сильно уменьшена скорость в воде), а такие как Sting (очень слабая атака) или Electouc (можно атаковать электричеством на близкой дистанции. Бесполезное улучшение, если вспомнить, что вы можете купить нормальное электрическое оружие, которое стоит дёшево и урона поболее наносит) лучше игнорировать и никогда о них не вспоминать.
А тут у нас оружие (слева) и разные предметы (справа). Про оружие ничего не скажу, ибо тут каждый выбирает, что ему больше по душе, но советую вам никогда не покупать Needler, гранаты и бомбы. С ними вы скорее всего проиграете ещё до того как начнётся битва. Что же касается предметов, то тут всё чуточку интереснее. Вы можете купить патроны к оружию, аптечки, еду для МОРФА (чтобы он нормально в ближнем бою сражался), даже джетпак (энергии, правда, он тратит много и особой пользы от него я не заметил) и защитные механизмы. Предметы, как мне кажется, больше всего влияют на то, как пройдёт само сражение, а уже потом атрибуты МОРФА и его вооружение. Предметы подбирайте осторожно и внимательно читайте описание.
Насколько я знаю в коробке с игрой можно было найти вот такие самые настоящее пластиковое (пусть и маленькие по размерам) оружие.
Вот эти ребята и ответственны за создание сего чуда. Изначально они хотели сделать что-то более мрачное и жестокое, но EA им этого не позволила и заставила их использовать более причудливый/дружелюбный для игроков стиль.
Инструкцию к игре (правда в текстовом формате) вы можете найти здесь.
Разработчики: Delta Tao Software, Mobilefreon (Palm), Ariton (iOS)
Издатели: New World Computing, Inc., Delta Tao Software (MAC), Mobilefreon (Palm), Ariton(iOS)
Жанр: Пошаговая стратегия, 4X
Год выпуска: 1990 (самая первая версия)
Платформы: Microsoft Windows (старые версии), Amiga (старые версии),
IOS, Android, Macintosh, Palm OS
Нам бы с вами отвлечься ненадолго от игр про монстров и посмотреть на что-то совершенно иное, к примеру, на одного из представителей жанра 4X «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» («изучение, расширение, эксплуатация и уничтожение») под названием Spaceward Ho. Создатель данной игры Джо «Джоэдельт» Уильямс в конце 80-ых годов основал компанию Delta Tao Software и выпустил свой первый проект — популярной программы для рисования Color MacCheese. Вот только Уильямсу хотелось чего-то большего, он мечтал сделать игру в духе Reach for the Stars, где во главе всего стоит исследование космоса и создание собственной империи, но вот всё никак не мог найти время и людей способных воплотить задуманное в жизнь. Ну, так оно было до тех пор пока к нему на огонёк не зашёл Питер Коммонс. Тот хорошо разбирался в программировании, знал систему Mac, как свои пять пальцев и был знаком с прошлыми проектами Уильямса. И благодаря всему вышеперечисленному мечта Уильямса наконец-то была осуществлена и в 1990 году вышел в свет проект под названием Spaceward Ho. После этого Джо Уильямс почти двенадцать лет потратил на доведение до ума своего детища, вплоть до 2012 года, пока он не передал эстафету компании Ariton (где работают всего два человека — Кристофер Коттон и Стив Оринс), что портировала финальную версию игры на мобильные устройства. Непростое это было дело, но они справились (если хотите узнать как точно проходил процесс портирования почитайте-ка вот это) и с помощью этой версии позволили новому поколению, а также всем тем кто не пользуется системой Макинтош, познакомиться со старенькой Spaceward Ho. А теперь давайте наденем ковбойские шляпы, оседлаем кибернетических акул и уплывём в космические дали дабы познакомится поближе с тем, что может предложить игроку необычная Spaceward Ho. Не забудьте, как можно громче крикнуть «Йииии-ха», а то не взлетим.
В Spaceward Ho всё начинается с небольшого окошечка, в котором игроку предлагают: выбрать тип и размер галактики, расстояние между звёздами; настроить возможность составлять союзы с оппонентами, влияние удачи на исход сражения, количество времени на совершение хода и продолжительность одного хода (от 10 до 50 лет). Ах да, не забудьте ещё решить будете ли вы во всё это играть с друзьями в локальном (эту функцию отключили в более новых версиях) или многопользовательском режиме, или примете на себя роль волка-одиночки, подобрав себе от одного до девятнадцати компьютерных соперников и выставив им интеллект от совсем тупого дуболома до несокрушимого сверхразума (в самой игре вы можете как дружить с ними, так и воевать, всё зависит лишь от того хотите вы быть дипломатом или безжалостным воином). Разобравшись со всем этим вам останется только написать своё имя, пароль, пол, ваш уровень знания данной игры (от новичка до профи) и можете приступить к завоеванию только что созданной вами галактики. Как видите настроек здесь немного, но они все точно такие же, как и в других играх жанра 4X, разве что не дают выбрать инопланетную расу (сами додумывайте за кого играете) и альтернативные способы завоевания галактики. Но не переживайте, во время прохождения вы сами решаете какими методами будете побеждать ваших соперников и, в каком направлении будет развиваться ваша инопланетная цивилизация.
Игровой процесс: Поговорим о том чем мы собственно занимаемся в самой игре. Продвигаясь по двухмерной карте галактики вы колонизируете планеты, собираете с них ресурсы и противодействуете другим империям. С последними можно вести как дипломатические отношения, так и воевать. Целью игрока является расширение владений инопланетной империю и захват практически всех пригодных для жизни планет в галактике. Сама галактика в Spaceward Ho состоит из нескольких звезд у каждой из которых имеется по одной планете (Джо Уильямс писал насчёт этого следующее: «Представьте, что одна планета, которую вы видите, представляет собой конгломерат всех планет»). У каждой планеты есть три характеристики: температура, гравитация и металл. С температурой около 72 градусов по Фаренгейту и гравитацией приблизительно 1,0 г у вас будет быстро растущая колония, что каждый ход будет приносить вам стабильный доход. Естественно если температура или гравитация будет намного больше необходимого минимума, то вам либо придётся потратится на терраформирование (изменение температуры планеты, правда без возможности сделать хоть что-то с гравитацией), либо смотреть как колония медленно, но верно погибает. В любом случае вы будете тратить деньги поддерживая вашу бедную колонию до тех пор, пока не приведёте всё в норму. Конечно, если ваша цель быстро собрать с планеты весь металл и сразу же оттуда сбежать, то не думаю, что вас должно так сильно волновать благополучие вашего народа (они там только проездом).
Кроме этого вы можете потратить деньги на производство кораблей и развитие различных технологий. И не бойтесь потратится куда-то не туда, ибо деньги — это возобновляемый ресурс, А вот металл не является возобновляемым ресурсом и нужно следить за тем, чтобы его всегда было в достатке. Он добывается с планет, его можно получить разобрав на запчасти старые корабли или уничтожая врагов около своих планет. Без металла вы больше не сможете производить флот и следовательно продолжение игры станет невозможным.
Ваш прогресс в игре напрямую зависит от ваших космических кораблей. Каждый корабль имеет свою функцию, и как в любой 4X стратегии вы должны уметь грамотно распоряжаться своими юнитами:
Fighters (Истребители) — это боевые корабли готовый дать отпор любому, кто встанет у вас на пути.
Scouts (Скауты) — это разведывательные корабли, которые хорошо подходят для быстрой проверки характеристик планет и наличия на их орбите вражеских сил.
Colony Ships (Корабли колонии) — чертовски дорогие транспортные суда, с помощью которых можно колонизировать планеты.
Tankers (Танкеры) заправляют флот игрока, что ушёл слишком далеко от колонии (а без заправки они никуда не смогут улететь).
Satellites (Спутники) не умеют летать, но могут атаковать вражеские корабли, что попали в их зону видимости (хотя главное их преимущество всё же небольшая цена).
Dreadnoughts (Дредноуты) — это, по сути, те же самые истребители только намного мощнее и, следовательно, дороже.
Ну и помимо всего этого вы также можете построить ещё несколько видов кораблей после того как проведёте необходимые радикальные исследования:
Decoys (Приманки) являются дешёвой альтернативой Скаутам.
Biologicals (Биологические) — это смесь обычного корабля с акулой или медведем, которые не требуют слишком много металла для производства и могут восполнять свои топливные баки поедая колонистов на планетах (как ваших, так и чужих).
Технологические исследования можно разделить на шесть областей: оружие (урон, который наносит корабль противнику), щиты (количество здоровья у корабля), дальность (как далеко корабль может летать без необходимости заправляться), скорость (как быстро корабли достигают своей цели и кто стреляет первым в битве), миниатюризация (корабли с высокой миниатюризацией стоят больше денег, но меньше металла) и радикальность. У последнего исследования есть несколько интересных особенностей которые я никогда раньше не встречал в подобного рода играх (впрочем, я многое уже не упомню, ибо играх в пошаговые стратегии очень давно). Каждый раз, когда происходит радикальное исследование появляются четыре потенциальных открытия. Игрок должен выбрать, какое из четырех ему меньше всего интересно, и оно не будет профинансировано. Из оставшихся трёх открытий произойдёт только одно и выбирается оно случайным образом. Радикальные технологии могут влиять на разные вещи: вы можете внезапно прокачать своё оружие с 8-го до 12 уровня, повысить прирост металла со всех ваших планет, улучшить процесс терраформирования или даже украсть технологию у противника. Достаточно интересный вид исследования, пусть и несколько рандомный (зато с ним не заскучаешь).
Сражения в этой игре — дело пары секунд. Прямого контроля над битвой у вас нет, но вы можете влиять на исход сражения повышая уровень развития технологий щитов и оружия, а также добавляя, как можно больше кораблей в одну общую группу (лучше всего использовать Истребители и Дредноуты).
В Spaceward Ho можно начать играть, не читая заранее никаких пользовательских гайдов (я бы не сказал, что они вообще существуют) и официальных инструкций с сайта разработчиков. Вся информация, которую вам нужно знать о нынешнем положении дел в галактике находится прямо у вас перед глазами, а не спрятана за армадой непонятных окошек. С дизайном у игры всё настолько просто, что вы даже не будете пользоваться горячими клавишами (разве что только комбинацией CTRL+T чтобы пропустить ход). И требуется от вас на самом деле не так много (даже когда вы играете на огромной карте с большим количеством противников): думайте, как и на что лучше всего потратить деньги и металл, решайте какие космические корабли покупать, и куда их после этого отправлять, а также не забывайте менять ползунки в окошке исследований. Всё остальное в игре почти несущественные мелочи, на которые игрок напрямую почти никак не влияет. Spaceward Ho скоротечна, почти мимолётна. Одна игровая сессия может отнять у вас от пяти минут до часа. Всё это невероятно для представителя жанра пошаговых стратегий. Видимо создавая Spaceward Ho Джо Уильямся придерживался девиза: «Простота — залог успеха». Собственно, я могу привести в пример его собственные слова касательно всего мною вышесказанного:
Spaceward Ho стремится быть сложной (комплексной), не будучи запутанной. Мы попытались убрать любой игровой элемент, который по существу не добавляет веселья и вызова игре, чтобы сосредоточиться на её интересных частях.
Spaceward Ho старается угодить всем, но в конечном итоге не слишком далеко уходит от такой классики как сапёр или косынка в плане совмещения простоты и глубины. Это хороший убийца вашего времени, но после нескольких игровых сессий начинаешь ощущать, что игре явно не хватает разнообразия и весь игровой процесс стал быстро напоминать рутину. Но несмотря на всё это Spaceward Ho — весёлая игра, которая может завлечь в свои сети как новичков, так и ветеранов жанра пошаговых стратегий.
Веселье — наша цель номер один, и мы пожертвовали реализмом для веселья повсюду, где только могли.
Если вам нравится в играх серии Worms «Внезапная смерть», то вам понравится Армагеддон в Spaceward Ho. Начинается он только, когда вы сами этого захотите (компьютерный соперник почти никогда им не пользуется) выбрав его сверху во вкладке Galaxy. Армагеддон заставляет одну четверть звезд в галактике превратится в сверхновые. Взрываются как ваши планеты, так и планеты противника. Это вам понадобится, когда оппонент загонит вас в угол захватив большую часть галактики. Впрочем, и без Армагеддона может случится взрыв сверхновой, правда всего одной, но этого окажется достаточно чтобы стереть с лица галактики вашу или чужую колонию.
Графики тут минимум, но то что есть выглядит неплохо (во всяком случае новые версии игры). Все эти смешные планеты в шляпах, шутливые названия (попробуйте, например, покинуть планету Hope) и милый дизайн у кораблей (ваш корабль с улучшенным оружием может носить большую боксёрскую перчатку) добавляют шарма и разбавляют монотонные завоевания заставляя игрока улыбнуться в процессе и забыть обо всех неприятностях. Звуковое и музыкальное сопровождение. Музыки здесь нет, вам даже эмбиента не дают послушать, но зато есть много разных звуков. Что мне нравится насчёт звука в игре, так это его тесную связь с игровым процессом. Все действия игрока сопровождаются разными причудливыми звуковыми эффектами: прилетев на планету корабль обязательно сообщить вам о её статусе, например неуверенно хмыкнет если окажется, что планета лишь наполовину хороша для колонизации (например там очень много металла, но ужасная гравитация), изобразит недовольство (будет звучать будет бы его тошнит от того, что он увидел), если окажется около непригодной для жизни планеты и т.п. Отличные звуковые подсказки, которые помогут незадачливому игроку понять где хорошая планета, а где плохая не вчитываясь в лишнюю статистику и описание (хотя на это тоже стоит обращать внимание).
Spaceward Ho 2.0. для DOS (слева) | Spaceward Ho 4.0. для Windows 95 (справа)
Различные версии игры: Операционной системе Windows повезло лишь с Spaceward Ho 2.0. и Spaceward Ho 4.0. (их вы можете как найти в интернете, так и, будучи честным человеком, приобрести на официальном сайте разработчиков), по той причине, что все остальные ревизии оказались эксклюзивами для Mac. Если вы не пользуетесь Макинтош, то вам нужно либо научится эмулировать данную систему (частично у меня это получилось, но запустилась только вторая версия), либо попробовать купить игру в Play Market за 339 рублей и установить на ваше мобильное устройство. Лично я не стал заморачиваться со всем этим и, после того как ознакомился со всеми нововведениями финальной версии, в основном играл в Spaceward Ho 4.0. Но если вам интересно, что и как менялось в игре спустя годы и, какие нововведения были в других версиях, то рекомендую ознакомиться вот с этим, так вы во всяком случае, вы сможете сами для себя решить, что из всего перечисленного подходит для вас больше всего.
Итог: Spaceward Ho возможно не слишком красивый представитель жанра, да и с музыкальным сопровождением у него тоже не всё в полном порядке, но игра изо всех сил старается быть приятным развлечением для игрока, способным ненадолго отвлечь от более серьезных дел, не отнимая при этом слишком много свободного времени. Рекомендую поиграть всем тем кто любит хорошие и не слишком сложные пошаговые космические стратегии.
Это у нас американская версия Spaceward Ho 2.0. 1992 года выпуска для DOS и Windows 3.x.
Это у нас немецкая версия Spaceward Ho 2.0. 1992 года выпуска для системы Amiga.
Это у нас Spaceward Ho! IV 1996 года выпуска для Windows 95. На задней обложке можно разглядеть те странные космические корабли с акулой и медведем. Выгляди конечно солидно, будто бы GOTY версия.
Хотели вы этого или нет, но вот иконка мобильной версии Spaceward Ho и скриншот из игры (я фанат нового дизайна, но, наверное, могло быть и хуже)
Разработчики: Celestial Software
Издатели: Gremlin Interactive (MS-DOS, Amiga), Jaleco (SNES), Epic/Sony Records (SNES Япония)
Жанр: Стратегия в реальном времени, симулятор градостроительства
Год выпуска: 1991 (MS-DOS, Amiga), 1993 (SNES)
Платформы: MS-DOS, Amiga, Atari ST, SNES
Кажется, мы с вами совсем остались без работы после того как успешно колонизировали все мыслимые и немыслимые галактики в Spaceward Ho. Видимо быть лидером многомиллиардной цивилизации — это слишком просто, а нам явно нужно что-то посложнее. Если хотите настоящего вызова, то вам нужно поскорее познакомиться с игрой Утопия: создание нации. В этой игре вас назначают мэром небольшой колонии, что решила найти себе новый дом вдали от Земли на иных доселе неизученных планетах. Для поддержания нормальной жизни придётся контролировать каждый шаг жителей, показывать где надо собирать ресурсы, строить жильё, больницы, стадионы, солнечные батареи и т.п. Иногда надо вживаться в роль генерала, собирать армии и отбиваться от агрессивно настроенных инопланетян (уникальных для каждого сценария), которым не сильно нравится, что вы решили посетить ту же планету, что и они. Ваша основная цель — создать идеальную цивилизацию, свободную от преступлений, голода, болезней и скуки. Вы должны достичь высокого показателя жизни колонистов и уничтожить угрозу, стоящую у границы, тем самым заслужив долгожданный статус «Утопии» (заработав более 80% QOL).
Игровой процесс: В начале игры вы можете выбрать один из десяти сценариев, в каждом из которых есть своя инопланетная раса, а также различные преграды (вроде солнечного затмения, что блокирует выработку энергии ваших солнечных батарей), что мешают создать «Утопию» вашей мечты. Для тех кому десяти планет окажется маловато, существует аддон под названием Utopia: The New Worlds, который добавляет новые инопланетные расы и сценарии. Каждая планета имеет разный климат, природные ресурсы и географические особенности (самый яркий пример — Сал-Кадим, что покрыта серебристым маслом, на котором невозможно что-либо построить). В каждом сценарии у вас уже есть несколько заранее построенных зданий и небольшое количество сохранившихся вовремя перелёта ресурсов. Вам остаётся только начать сбор еды, солнечной энергии, выработку воздуха, электричества, топлива, а ещё нужно будет найти залежи кристаллов и построить рядом с ними шахты.
Вам нужно очень внимательно следить за тем куда лучше всего вкладывать деньги. Кроме строительства зданий, нужно ещё заниматься торговлей с другими колониями, повышать или уменьшать налоги, тратить деньги на шпионов чтобы узнать как можно больше информации о пришельцах, вручать гранты учёным чтобы они охотнее проводили исследования и т.п. Работы, как видите, не мало, но заниматься этим интересно и возможностей раскрыть себя как мэра тут вполне достаточно.
У игры высокий порог вхождения. Вам придётся парочку часов потратить на изучение интерфейса (те, кто играл в оригинальный СимСити, будут чувствовать себя здесь как дома), функций зданий, возможностей торговли и ведения войны. Это будет непросто, возможно вам даже придётся изучить подробные инструкции с gamefaqs или официальный мануал, но для градостроительного симулятора начала 90-ых всё это кажется нормой. Будьте готовы бросить вызов этой игре и показать из чего вы, мой дорогой читатель, на самом деле сделаны. Про управление скажу лишь следующее: эта игра была сделана еще в те времена, когда использование компьютерной мышью не стало нормой для жанра стратегий. Вам придётся нажимать на стрелочки, расположенные внизу экрана, чтобы перемещать камеру и осматривать карту. Это неудобно, но привыкаешь к этому быстро.
Utopia The Creation of a Nation изо всех сил старается быть похожей на SimCity и Populous. Она заимствует многие элементы этих двух игр, вроде специального подменю с советниками, которые рассказывают игроку о положении дел в городе, изометрического вида и даже графического интерфейса. Взяли разработчики, естественно, только самое лучшее и использовали всё это со знанием дела, добавив сверху немного своего чтобы не походить на очередной клон, пытающийся нажиться на успехе популярных градостроительных симуляторов того времени. К сожалению игра совсем забыла об одной незначительной, но всё же важной детали, а именно о визуальной демонстрации кипящей внутри колонии жизни. В оригинальном SimCity вы наблюдаете за вашими жителями, за тем как они едут по дороге спеша на работу или к себе домой, как из труб фабрик идёт дым, как в небе летают вертолёты, в общем, как всё вокруг живёт и процветает. А вот в Утопии вам остаётся догадываться о том чем занимаются ваши горожане, ибо дороги там нету, летающих машин тоже (может они пользуются телепортацией?), почти ничего кроме разве что света в окнах домов (единственное, что я назвал бы проявлением какой-то видимой активности в городе-колонии), который постоянно, то гаснет, то зажигается и военной техники с которой вам даже толком и поиграть не дадут. А ведь игрока надо как-то вознаграждать за его старание в создании идеального поселения.
Война с пришельцами обставлена не слишком хорошо. У танков нет анимации атаки, поэтому трудно понять, когда они на самом деле стреляют во врагов. Лазерные башни, которые защищают вашу колонию от пришельцев, кажется совершенно игнорируют все команды игрока. Звездные корабли неуклюжи и неповоротливы. Самое худшее это когда ваши войска наступают на город противника. Ваши подразделения просто перемещаются за край карты и больше вы с ними ничего не можете сделать. Вам остаётся только ждать отсчёт о итоговом результате и надеяться на то, что вы задали жару этим гадким пришельцам. Но так как игра больше не про войну, а про создание утопии поэтому всё вышеперечисленное не стоит воспринимать как что-то критичное. Но здесь есть и положительные стороны, в основном связанные со шпионажем и инопланетянами. От разведки получаешь информацию, которая во всех деталях рассказывает о том, как ваш противник живёт, выглядит, какие у них есть слабые и сильные стороны и т.д. Разбираться во всём это не только полезно, но и интересно, ибо доклады разведки написаны очень живо и подробно. Лора хватит для всех.
Графика в игре, если описать её одним словом, сносная. Ландшафт у почти всех планет скучный — безжизненные пустыни, которые отличаются друг от друга разве что цветом земли. Все здания похожи друга на друга как своим внешним видом, так и цветовой палитрой (много красного и серого). Зато ваши советники выглядят неплохо, а также пришельцы с которыми вам предстоит вести кровопролитные сражения. Смотреть пусть и не на что, но то что есть хотя бы не вызывает отторжение.
У вас есть команда из шести внеземных советников: военный, инженер-строитель, руководитель отдела исследований, администратор колонии, финансовый консультант и старший психиатр. Вы можете проконсультироваться с любым из них. Они предоставят вам жизненно важную статистику через оконный интерфейс, а также посоветуют вам те действия, которые вы должны предпринять для того чтобы привести колонию к процветанию. И да, раз почти все они пришельцы, то значит и колония тоже необязательно полностью состоит из одних только людей.
Звукового сопровождения немного и есть оно только в версиях игры для системы Amiga и SNES (хотя, возможно, у меня просто заглючили звуки в других версиях). Какие-то непонятные мышиные писки во время осмотра интерфейса и невероятно громкие взрывы, когда начинается сражение. Для чего они нужны? Я думаю для того чтобы мешать вам насладиться прекрасным музыкальным сопровождением в игре над которым работал Barry Leitch. Из четырёх треков в Utopia, только три принадлежат ему, а последний является классической композицией «Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля. Четыре трека — это не так уж и много, но все они отлично справляются со своей работой — погружают вас в мир игры. Слушать их одно удовольствие. Ознакомится с ними вы можете здесь (Amiga), здесь (Atari ST), здесь (DOS) и здесь (SNES).
Utopia для Amiga (слева) | Utopia для SNES (справа)
Utopia для Atari ST (слева) | Utopia для DOS (справа)
Версии игры для Amiga и DOS почти ничем друг от друга не отличаются, кроме разве что цвета интерфейса (в первом он пурпурный, а в другом серый). Проблем с графикой, музыкой и игровым процессом я не заметил. Версия игры для Atari ST самая слабая как в плане качества графики, так и в плане качества музыкального сопровождения. Но хотя бы с игровым процессом всё в полном порядке, правда я даже не знаю захочет ли хоть кто-то в это играть учитывая вышеперечисленные мною недостатки. SNES версия выглядит неплохо, видно, что над ней долго и упорно работали. Самые большие изменения претерпел интерфейс, теперь он расположен внизу экрана, возможно для того чтобы напоминать панель с кнопками расположенную на столе у мэра колонии (выглядит это всё очень стильно). Основных панелек теперь не десять, а семь. Список со зданиями смогли уместить на одну страницу, так что теперь вам будет намного проще найти то что нужно (спрайты у зданий тут большие так что вы сразу поймёте где и что находится). В других версиях у вас есть ограничение на строительство, в этой же версии вы можете строить сколько хотите, лишь бы ресурсов на всё это дело хватило. У ваших советников теперь совершенно новый внешний вид. Миссий из аддона в этой версии нет, как и главного меню (сразу же начинается новая игра, а уже там приходится заходить в меню и выбирать сценарий для прохождения). Если вам нужно больше контента, то я советую вам сыграть в Amiga и DOS версии игры, а если ищете удобство, то обратите внимание порт игры на SNES. А про Atari ST забудьте, она вам не нужна.
Итог: На мой взгляд единственные сильные стороны Utopia: The Creation of a Nation — её музыкальное сопровождение и возможность шпионить за инопланетянами. Графика и управление не прошли проверку временем, а игровой процесс сильно страдает из-за необходимости управлять армией. Впрочем, у игры довольно много контента, что заметно повышает реиграбельность. Строить колонию на неизведанной планете пусть и не так увлекательно, как строить город в СимСити, но всё равно интересно. Думаю, игра может понравится любителям необычных градостроительных симуляторов.
Пришельцы из оригинальной игры:
Eldorians (Rhendor IV)
Vroarscans (Alpha Ceti)
Soomanii (Vega III)
Kal-Kriken (Astoria II)
Catalytes (Benezar IV)
Squiz-Quijy (Antares III)
Pascalenes (Rukbat III)
Tilikanthua (Betazan II)
Vanacancia (Merak VI)
Lucratians (Gamma Lucra)
Пришельцы из аддона:
Foralbo
Parillatians
Chevanno
OldWorlders
Sal-Kadeem
Sarturians
Rako Gorda
Key-Guardians
Darjakr'ul
Temarkians
Вы только посмотрите на этих ребят, у них есть столько интересных городов и техники, но за них нельзя играть, а ведь если бы была такая возможность… ох, это было бы просто прекрасно. Я даже не сомневаюсь, что одно только это перекрыло все недостатки какие только есть в игре Utopia.
Картинки я взял с этого сайта (человек постарался и собрал из игры всю информацию об этих злыднях).
Список зданий (сверху-направо и сверху-вниз) и их основные функции:
1)Flux Pod. В них будет храниться энергия в случае солнечного затмения (каждый накопитель хранит 20 энергии) и с их помощью можно строить радары.
2)Лаборатория. С помощью этого здания можно проводить исследования.
3)Радар. Сканирует местность на наличие врагов.
4)Больница. Можно устанавливать коэффициент рождаемости и лечить жителей вашей колонии от вирусов.
5)Лазерная башня. Стреляет по врагами, что решили напасть на вашу колонию.
6)Жилые кварталы. Дома в которых живут люди.
7)Ракетная установка. Стреляет по врагами, что решили напасть на вашу колонию.
8)Солнечная батарея. Собирает энергию.
9)Верфь для кораблей. Строим корабли.
10)Лаборатория вооружений. Без неё вы не сможете построить военную технику (корабли и танки).
11)Химический завод. Производит топливо.
12)Топливный бак. Хранит топливо.
13)Большой топливный бак. Позволяет хранить ещё больше топлива.
14)Гидропоника. Производит еду.
15)Станция безопасности. При первом намеке на преступление создайте станцию безопасности.
16)Хранилище. Без этого здания вообще ничего не сможем хранить в городе.
17)Верфь для танков. Строим танки.
18)Мастерская. Нужна для того чтобы людям было где работать (впрочем это не единственное место где жители города могут найти себе работу).
19)Пусковая площадка. Место где будут находится ваши корабли.
20)Командный центр. То что вам нужно будет защищать от врага.
21)Система жизнеобеспечения. Производит воздух.
22)Электростанция. Производит электричество.
23)Стадион. Поднимает боевой дух вашего населения
24)Шахта. Собирает кристаллы.
Эта версия игры Utopia: The Creation of a Nation вышла в Великобритании в 1991 году для системы DOS.
Это версия игры Utopia: The Creation of a Nation вышла в Америке в 1991 году для системы DOS.
Эта версия игры Utopia: The Creation of a Nation вышла в 1991 году для системы Amiga.
Эта версия игры Utopia: The Creation of a Nation вышла в 1993 году для системы SNES (эту картинку я взял с Ebay).
Вот та же самая версия игры для SNES только на немецком и с задней обложкой.
Разработчики: Cybernetic Corporation/Software 2000
Издатель: MicroProse (Америка)/Software 2000 (Европа)/Assemble Entertainment (цифровое переиздание 2017 года)
Жанр: Экономический симулятор/стратегия
Год выпуска: 1994, 2017 (цифровое переиздание в STEAM и GOG)
Платформы: Amiga, MS-DOS, Windows, Macintosh
С монстрами сразились, весь космос захватили, а теперь можно ненадолго отвлечься от всего этого безумия и приготовить самую вкусную пиццу на свете. В Пицерийнном магнате (в Германии игра называется Pizza Connection, что, наверное, является отсылкой на одноимённый фильм 1985 года) вы берёте на себе роль начинающего предпринимателя, что решил открыть свою собственную сеть ресторанов по приготовлению пиццы. Дело это непростое, но если вы вложите в него все свои силы и умения, то обязательно добьётесь успеха. Вам решать каким образом лучше всего будет зарабатывать деньги. В глазах общественности вы можете быть респектабельным бизнесменом, а в глазах преступных синдикатов настоящим криминальным гением, что виртуозно готовит пиццу и преуспевает в продаже оружия. Вам остаётся только взять в руки книгу с рецептами, купить все необходимые ингредиенты, включить подходящую музыку и начать готовить кулинарную империю вашей мечты.
В самом начале вам предлагают выбрать один из трёх режимов игры:
1. Быстрый Старт. Вместо того чтобы покупать/брать в аренду здание вам будет предложено на выбор несколько вариантов заранее заготовленных ресторанов (высокого или низкого качества), которые игра отдаёт в руки игроку совершенно бесплатно. В этом и заключается главная особенность данного режима.
2. Свободный режим. Здесь у игрока нет какой-то определенной цели. Просто играйте так долго, как вам нравится, или пока ваш персонаж не проиграет. Тоже самое что и быстрый старт, только всё покупаем самостоятельно.
3. Миссии. Это не сюжетные задания или особые сценарии, а, как бы это странно не звучало, фрагменты из жизни, которые вам предстоит пережить. Всё начиная с первой попытки завести собственный бизнес в городе и заканчивая падением вашей кулинарной империи.
Игровой процесс: Перед тем как начнётся игра, нужно определить кто станет вашим альтер эго. Выбрать вы можете одного из более чем ста различных персонажей, что отличаются друг от друга, как внешностью и возрастом, так и харизмой и умением готовить (чуть подробнее обо всём этом под спойлером «Персонажи»). Если вы переживали о мультиплеере, то спешу вас успокоить и сообщаю о том, что скучать вам не придётся, и что можно подключить к основной игре как компьютерных, так и живых соперников. За персонажем следует выбор города (Чикаго, Нью-Йорк, Париж, Рим и т.д.) в котором игрок на первых порах будет развивать свой бизнес и зарабатывать деньги (не переживайте, вы ещё успеете переехать). В каждом городе есть своё собственное правительство, правоохранительные органы, криминальные организации, банки, агенты по недвижимости (у которых вы арендуете/покупаете рестораны) и страховые компании. Внимательно смотрите на статистику районов города, выискивая подходящие для вас группы потенциальных клиентов (дети, синие воротнички, работяги, молодежь, белые воротнички и пожилые граждане). Начинать бизнес непонятно где и не знать для кого готовить пиццу — это не самое умное решение, особенно для начинающего кулинарного магната.
И вот мы приступаем к созданию ресторана. Естественно игроку первым делом надо будет купить мебель, кухонные принадлежности и ингредиенты. Список большой, не такой как в первых частях серии Симс, но всё равно выбрать здесь есть из чего. А ведь ещё надо готовить, принимать гостей, заниматься мелкими поручениями. Как игрок со всем этим может справится без посторонней помощи? Ответ — никак. Вам нужно нанять персонал. У каждого из желающих на вас работать работяг есть свои собственные навыки, сильные и слабые стороны, а также заинтересованность в развитии вашего бизнеса. Персонажей много, и вы без особых проблем найдёте себе хорошего повара, официанта и менеджера. Последний, если он окажется достаточно умелым в этом деле, разберётся за вас со всеми мелкими обязанностями и возьмёт на себя весь микроменеджмент (коего в игре очень много и с которым у неподготовленного игрока возникнут проблемы).
В этой игре так много всего. Столько способов отвлечь себя от повседневной рутины. Вы можете заняться рекламой вашего ресторана, участвовать в соревнованиях по созданию пиццы (за победу вы получите как деньги, так и славу), продавать оружие и наркотики (я всё ещё не могу поверить, что тут есть такое) и вести нечестную игру саботируя бизнес ваших конкурентов. Вы можете натравить туда крыс, закидать его вонючими бомб, а намного позже в игре у игрока даже появится возможность напасть на рестораны с тяжелым оружием, например, с огнеметом и ракетными установками. Пусть это всё и звучит безумно, но не стоит забывать, что игра не воспринимает себя всерьёз. Она не ставила перед собой цель быть серьёзным симулятором. Это несомненно, её самая сильная сторона. Она немного непонятная, но только в меру. Интерфейс не очень хорошо сохранился, но опять-таки, путём проб и ошибок можно и с ним разобраться. В общем, играть в это интересно и оторваться почти невозможно даже несмотря на все вышеперечисленные мною недостатки.
Графика: Очевидно, что создатели вдохновлялись художественными стилем журнала MAD (а если быть конкретнее, то художника Дона Мартина) и пытались пропитать его карикатурностью и юмором почти все элементы игры (хотя больше всего, естественно, досталось портретам персонажей). Справились они с этим отлично, разработчики смогли соблюсти идеальный баланс между комедией и симулятором, и не перейти в слишком пошлый или непонятный юмор. Всё в рамках приличия. Всё в меру. Всё как в моём любимом симуляторе Theme Hospital.
А вот музыкальное и звуковое сопровождение — самая слабая часть игры. Из музыки вы услышите только заглавную тема в главном меню, а из звуков голоса на улице, рёв машин, полицейские сирены, да взрывы (я бы удивился если бы игрок ничего не слышал пока стрелял из базуки внутри чужого ресторана). В связи со всем вышеперечисленным игрок большую часть времени будет проводить в полной тишине, наедине со своими мыслями. Хорошо это или плохо, пусть каждый решает для себя. Я лично люблю музыку в симуляторах, ибо она помогает погрузится в мир игры и отвлечься на какое-то время от монотонного игрового процесса (сразу вспоминаю прекрасный саундтрек из SimCity 2000).
Создание пиццы — пожалуй самая интересная и проработанная часть игры. В Pizza Tycoon есть более 68 ингредиентов, которые игрок может использовать для создания стандартной пиццы (по рецепту, который предлагает вам игра в инструкции) так и для своего собственных безумных творений, где сочетается не сочетаемое и все самые безумные идеи могут стать реальностью. Продажи созданной вами пиццы зависят от предпочтений клиентов. Каждая пицца, будь то стандартная или одно из ваших собственных творений, имеет свой собственный вкус, определяемый различными ингредиентами в ней. Преимущество конечно же на стороне стандартной пиццы, ибо многие ваши постояльцы будут искать рецепт, с которым они знакомы. Стандартные рецепты широко известны, поэтому клиенты уже знают, чего ожидать. Вы проведёте немало часов за кухонным столом пытаясь придумать какой-нибудь оригинальный и необычный рецепт, что понравится, как вам, так и публике в вашем ресторане (а ещё жури, что оценивает ваши творения).
Разные версии игры: Про Amiga, MS-DOS и Windows версии мне и сказать-то особенно нечего. Выглядит, звучат и играются совершенно одинаково (разве что Amiga, как это обычно бывает, выглядит чуть хуже остальных версий). Но вот о чём можно рассказать так это о том, как немецкая версия отличается от европейского и американского релиза. Самый большое отличие находится на главной карте, где игрок может выбрать город, в котором он хочет играть. В оригинале игроку предлагают европейскую карту с такими городами, как Берлин, Мюнхен и Рим, в то время как в американской было добавлено восточное побережье Америки с Чикаго, Нью-Йорком и Балтимором. Также американская версия дистанцировалась от стиля журнала MAD боясь, что будут проблемы с авторскими правами. По этой причине были добавлены новые персонажи в другом стиле, вроде Ричарда Никсона, Рональда Рейгана или Ленина. Посмотреть весь список изменений можно здесь.
Итог: Игра обладает неплохим чувством юмора, интересным визуальным стилем, высокой реиграбельностью и, конечно же, возможностью приготовить свою собственную пиццу. Со всеми этими достоинствами любой недостаток покажется чем-то совершенно незначительным. Хотя, конечно, разработчикам бы стоило расширить музыкальное сопровождение игры, но да ладно. В общем, Пиццерийный магнат понравится всем, кто жаждет сыграть во что-то в духе лучших игр компании Bullfrog Productions.
Все персонажи в игре отличаются друг от друга внешностью (на фотографии), прозвищем (игрок может изменить его), именем (тоже можно поменять), возрастом, количеством денег и различными атрибутами. Про последнее (а ещё про возраст) лучше расскажу чуточку поподробнее:
Возраст: Ваш персонаж будет стареть в процессе игры. Чем он старше, тем медленнее восстанавливается здоровье. Если так уж получится, что он будет старше 100 лет, то здоровье вообще не будет никак восстанавливаться.
Популярность: Этот параметр определяет ваше положение в обществе. Чем он выше, тем проще будет установить контакты с деловыми партнерами.
Здоровье: Этот параметр представляет вашу жизненную силу, то есть вашу способность регенерировать использованную энергию.
Энергия: Ваше ежедневное рабочее время зависит от этого параметра. Чем выше, тем больше действий вы можете выполнять за один день.
Интеллект: С его помощью можно определить, насколько рациональны и разумны решения ваших компьютерных противников (для игрока этот параметр ничего не значит).
Харизма: Если у вас с этим параметром всё отлично, то вы, скорее всего, добьетесь положительных результатов в любом случайном событии, связанном с деловыми переговорами.
Ловкость: Этот параметр отвечает за вашу скорость. Чем он выше, тем быстрее вы всё будете делать.
Личность: Чем выше этот параметр, тем лучше вы убеждаете деловых партнеров.
Кулинария: Этот параметр определяет, насколько хороша еда и насколько хорошо персонаж будет готовить на соревнованиях по пицце (это, опять-таки, касается в основном компьютерного соперника, а не игрока).
Мужество: Важный фактор в ведении бизнеса с преступным миром. Чем выше этот параметр, тем легче будет получить репутацию в этой суровой среде и не быть растерзанным в клочья злыми мафиози от чьей помощи вы решительно отказались.
Эта версия игры Pizza Conection вышла в Германии для системы DOS.
Эта версия игры Pizza Tycoon вышла в Америке для системы DOS. Видите этого доброго повара? Он готов отдать вам эту пиццу даром, лишь бы вы были счастливы.
Эта версия игры Pizza Tycoon вышла в Австралии и Новой Зеландии для системы DOS. Этот повар должно быть сильно вас недолюбливает, вы только посмотрите на его озлобленное лицо. Он готов впиться вам в глотку. Я не знаю как можно продать пиццу (или игру) вот с этим парнем на обложке.
Бесплатная немецкая версия игры на диске журнала Bravo Screenfun.
Цифровую версию игры можно приобрести в GOG.
Вот и всё, ребята!
Прошлая моя битва: Tuff E Nuff/Dead Dance
Последний обзор Beat em up: Die Hard Arcade/Dynamite Deka
Последний обзор Shoot em up: R-Type
Последний обзор Race combat: American McGee Presents: Scrapland
Последнее Противостояние играм для вечеринок
Последние Лучшие из Лучших: Странные и обделённые вниманием игры
Поговорим о добиваниях
Лучшие комментарии
В мобильную версию я, к сожалению, не играл (только видел видео и читал отзывы) поэтому даже не знаю, что там на самом деле хорошо, а что плохо.