19 января 2018 19.01.18 15 5168

Почему крыс обижаем?

+37

Крысы. Эти умные, юркие грызуны с цепкими лапками и длинными хвостами и крепкими зубами. Вы видели, как мило они поглощают пищу и умываются? Казалось бы, у них есть почти все, чтобы стать любимцами публики, однако жестокий рок обошелся с ними иначе – в них все видят врагов.

Истоки страхов

Началось в средних веках. Антисанитария, нечистоты на улицах, бубонная чума как следствие – явно не лучшая атмосфера для любого живого существа. И по мнению врачей и всего честного средневекового народа где-то среди всего этого копошатся крысы и потом на своих лапках переносят заразу.
На самом деле вовсе не в лапках дело, а в блохах, которые и были главными злодеями, несчастные крысы же их просто их переносили. Но средневековому человеку такие мелочи были не интересны, поэтому весь гнев пал на крыс – они крупнее, да и глаза у них умные – точно что-то гадкое замыслили. Естественно, после многочисленных эпидемий чумы, которые выкашивали население Европы, крыс стали воспринимать как страшных врагов человечества.

Почему так много крыс?

У этого тоже есть причины. Если верить различным источникам, в средневековье очень уж недолюбливали котов – ведь в них обращались ведьмы и творили свои гадкие делишки. Поскольку поймать ведьму на этом сложно, то решили действовать весьма решительно: уничтожали и котов, и ведьм. Эффективные методы принесли свои плоды – «круговорот» кошек и грызунов прервался, оставив лишь последних. Безусловно, в таких условиях крысы и мыши почувствовали себя весьма вольготно и стали бесконтрольно плодиться и размножаться.
Грызунов стало очень много. Люди сами пытались с этим справиться – так крысоловы и появились. Однако церковь их тоже считала нечестивыми – используют, понимаешь, магию свою, окуривают какими-то травами, да слова бубнят невнятные – ну точно сатанисты. К крысоловам отношение тоже быстро испортилось, за что их, как было принято, казнили. И началось правление крыс в смутные средние века.

О грызунах в целом

Не только крысы получили свою долю предрассудков и ненависти – мышей тоже обвиняли во многих грехах. Например, считалось, что сам дьявол иногда превращается в мышь и следит за людьми. У Гете в «Фаусте» вот что про дьявола писали:

Владыка крыс, мышей, лягушек, Клопов, и блох, и вшей, и мушек

Еще в 17 веке были случаи, когда людей судили за то…что они делали мышей. Например, жила себе обычная женщина, которая мало того, что грозу призвала, так еще и мышей сотворила. А за это было самое суровое наказание – смертная казнь. Как именно она это делала? Вопрос хороший – гайдов с тех лет, увы, не осталось.
Другой же уважаемый европеец решил пошутить и показать дрессированных мышей. Он их всех принес на пир, но запуганные средневековые люди не оценили шутку – мужчину казнили, участь мышей тоже была не завидна.

Что с ними сейчас?

К счастью, наше общество все же развивается. Развивается наука, технологии, люди теперь точно знают, кто повинен в эпидемиях чумы, и что крысы – не главная причина всех бед. Мыши тоже реабилитировались, но все же, как говорится, ложки нашлись, а осадочек остался. Причем остался и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в компьютерных играх.

Легенда о Гамельнском крысолове, уже названный «Фауст», неисчислимые истории про крыс-людоедов, крыс-уничтожителей и крыс-злодеев – все это до сих пор актуально в искусстве. Но при этом, мышей в таких историях становится все меньше: они теперь милые и умные помощники или даже главные герои. Еще в 19 веке у Гофмана в сказке «Щелкунчик и Мышиный король» мыши показали себя не лучшим образом: угрожали главной героине и всячески пакостили. Конечно, у них на то были свои причины, но это совсем другая история.
И чем дальше, тем лояльнее отношение к мышам. Вероятно, причина в том, что с веками этот мистический страх развеивается, и у мышей формируется образ небольших и достаточно хрупких животных, которые не способны причинить вред.
Перенесемся на век вперед. У Стейнбека в «О мышах и людях» здоровяк Ленни вообще любит все милое, в том числе мышей, причем всему милому и хрупкому он постоянно вредит. Абсолютно иной образ, чем было раньше – теперь никто не ощущает от этих животных угрозы. Зато за крысами образ гаденьких персонажей сохранился. Предлагаю вспомнить всех, в том числе тех, кто этому образу не соответствует.

О мышах и крысах

Конечно же, для всех номер один — мастер Сплинтер. Он мудрый, спокойный, размеренный и учит вспыльчивых и юных черепах уму-разуму. Но вот таких примеров – единицы. К сожалению, крысы так и не смогли полностью избавиться от образа злодеев и хитрецов.

Микки-Маус. Он, конечно на мышь и не похож совершенно, но он был, пожалуй, первой мышью, которая изначально была положительным персонажем. Хотя голос меня его решительно раздражал.

Или, например, в серии романов «Редволл», где главные персонажи — грызуны всех мастей. А вот крысы в этом же мире – уже злодеи. Понять можно: они крупнее, зубы у них крепче, хвосты длиннее – как тут не задоминировать по-злодейски?

Или мультфильм «Американская история» — абсолютно аналогичная ситуация: добрые мыши и злые крысы.

И в западной мультипликации таких примеров очень много. Разве что Реми из мультфильма «Рататуй» стал доброй крысой-помощником.

Что же в играх?

Ситуация мало отличается. Вспомните, во многих RPG ваши первые враги – это крысы.
В Baldur’s Gate есть локация, которая стала канонической – подвал, кишащий крысами. Конечно, наши бравые герои должны устранить угрозу.

В Bard’s Tale надо первым делом зачистить погреб таверны от крыс. Потом можно доводить до белого каления несчастную хозяйку таверны – вызывать свою ручную крысу и наслаждаться криками. В Dragon Age Origins решили не отходить от канонов становления героев: в истории знатного человека первым делом нужно будет зачистить подвал от гигантских крыс.

Словом, практически в любой рпг есть шанс наткнуться на крыс-злодеев. К тому же, в разных редакциях D&D есть крысы и веркрысы.
И, конечно же, Warhammer. С него, вероятно, и нужно было начинать. Куда же без скейвенов? Лор Вархамера безумно богат и колоритен, скейвены – это не просто крысолюди, у них есть свой общественный строй, иерархия, цели и разделение функций. Про них можно говорить часами, поэтому я обойдусь лишь парой строк — тут либо надо заводить долгий разговор, либо так.

В игре Armello есть целый клан Крыс. Но они не все злодеи: их образы достаточно разнообразны.

Tooth and tail тоже более лояльна к грызунам, тут и крысы, и мыши скорее олицетворяют определенные типажи: Longcoats (демократы), Commonfolk (борцы за свободу), KSR (армия аристократов), Civilized (религиозная группировка).

Бить крыс можно и в мморпг. В том же WoW есть квест «Ночь битвы: Крысы!», где нужно победить Кусаку Младшего.

Отличилась в крысином плане игра Skyforge — там с оглядкой на скейвенов создана своя крысиная раса – Виртхи.

Их родная планета была завоевана местным злодеем – Танатосом. Его фигура настолько впечатлила крысолюдов, что они стали его последователями.
В The Elder Scrolls Online есть злокрысы и просто крысы, словом, мир кишит этими существами.

Роль они выполняют классическую: их нужно бить и лутать.

Сложная судьба крысиная

Нелегкая все же судьба у грызунов: из-за предрассудков их воспринимали как некое дьявольское создание, чья цель — вредить всем и вся. Этот страх настолько крепко закоренился в культуре, что по сей день мыши и крысы часто у нас ассоциируются со злом. Хотя если рассматривать более ранние культурные пласты, хотя бы даже Древнюю Грецию — там все было в корне иначе. Там у мышей и вовсе был свой покровитель — Аполлон Сминфейский. По легенде он раньше жил в подземном царстве, где ему на помощь и пришли мыши — они перегрызли ремни на щитах врагов. В славянской культуре мыши и вовсе были помощниками: мышь помогла в сказке про курочку Рябу, именно мышь помогла вытащить репку, да и вообще мыши в культуре древней Руси были помощниками, а не источниками зла и болезней. С крысами намного сложнее — про них особо и нет упоминаний. Возможно, страх к нам передался через христианизацию (все же почти все заблуждения и мифы связаны с церковью и инквизицией) и западную культуру в целом.

p.s. Стоит отметить, что я рассмотрел образ крыс только в европейской культуре, в восточной все обстоит несколько иначе. Думаю, когда-нибудь я соберусь и хорошенько изучу и эту сторону.


Warhammer 40.000: Dawn of War

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
20 сентября 2004
920
4.4
649 оценок
Моя оценка

World of Warcraft

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
23 ноября 2004
969
4.2
698 оценок
Моя оценка

Armello

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
1 сентября 2015
137
4.1
79 оценок
Моя оценка

Skyforge

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
2 апреля 2015
79
3.2
40 оценок
Моя оценка

Tooth and Tail

Платформы
PC | Mac | PS4
Жанр
Дата выхода
12 сентября 2017
19
3.4
14 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну таки надо сказать, что крысы и мыши, вполне объективно являются опасными вредителями. Мыши повреждают постройки, изничтожают запасы (а ещё срут везде похлеще птиц). Крысы «загадочнее» ибо гораздо крупнее и с того уязвимее (хотя отдельные экземпляры калибром мельче чем у мелкашки и не завалишь). Зато они уже представляют опасность для мелкой домашней твари. Могут загрызть цыплёнка или сожрать куриное же яйцо. Ну и просто отгонять куриц от хавки. Кролика, говорят, задрать могут. И что крысы, что мыши могут быть источниками заразы. Пускай и не чумы (хотя и нынче никто не мешает им разносить на себе всяких заразных паразитов), но то же бешенство им не чуждо. А это не менее опасно. Дам там нормальный такой список, чего ещё они переносить могут. И именно больные животные наиболее агрессивны. Так что та же крыса и на человека может кинуться. А кошаки могут отведать заразной твари и немного помереть, а то и в дом заразу притащить. В общем, всё как с любым диким животным, с той лишь разницей, что эти грызуны сознательно селятся рядом с человеком и очень быстро размножаются. Так что твари эти действительно весьма опасны и до сих пор таковыми остаются.
А фольклор логикой не понять. Почему одни животные условно хорошие, а другие не менее условно плохие, с учётом что незапланированная встреча с любым из них крайне нежелательна и всегда таковой была.
Тут еще можно вспомнить серию Dishonored. Местные крысы были весьма жуткими. Ну а мыши наводят на меня тот еще страх, кода я увидел, что может стать, если их будет слишком много.
А самую большую пользу цивилизации принесли грызуны из лабораторий, остальные скорее вредили.
Справедливости ради, некоторые страхи по поводу этих грызунов были оправданны. Всё же риск инфекционных заболеваний разной степени тяжести никто ещё не отменял, уж простите, есть же токсоплазмоз, который передаётся не без посредничества животных, в том числе и крыс. К тому же грызуны с давних пор известны тем, что способны причинять некоторый вред сельскому хозяйству, те же крысы банально могут поесть довольно большие запасы посевов. Не редки случаи, когда из-за крысиного любопытства возникали пожары, просто потому что эти зубастики любят попробовать на вкус электрические провода, повреждая их изоляцию. Ну и нарушение природного равновесия тоже им можно приписать, они всё таки многочисленные существа. Но в последнем пункте повинен и сам человек, в больших городах банально меньше естественных хищников для грызунов, от чего те и разрастаются, как следствие те же болезни, палка о двух концах.

Плюсы конечно тоже есть. Домашние крысы как питомцы неплохо снимают стресс. Как это не странно, но крысы-пасюки могут гордо носить звание «санитаров помоек», устраняя всякие неблагоприятные отходы. Наверное можно назвать использование крыс как лабораторные объекты (не всех), там определённые виды имеют такую же восприимчивость к болезням, что и люди, что несомненно помогает науке.

Моя точка зрения несколько иная. Я вот крыс не видел очень давно, так что сейчас мне сложно вообразить себе, что эти маленькие существа могут причинить какой-то реальный вред. Ну вот просто не сталкивался с ними порядочный промежуток времени, поэтому и опасений нет. Возможно так у многих жителей мегаполисов, они просто перестали задумываться о какой-либо значимости грызунов. Наверное к лучшему.

Касаемо игровой отрасли, я бы порекомендовал такую отличную настольную стори-RPG: Mice and Mystics и её продолжение Tail Feathers. По духу очень похожа на мультик «Рэдволл», но со своим сказочным форматом. Это очень красиво написанная сказка, играется непринуждённо, несмотря на свою жанровую принадлежность, там даже дети справятся. И играть интересно будет всем, особенно если хотите начать свой настольный RPG-путь с чего-нибудь полегче, а не сразу кидаться в D&D. Там крысы тоже злобные, но есть и ещё более страшная угроза в виде королевского кота }:) Так что мышам выбирать не приходится. Да и кто не мечтал о своей собственной мышиной фентези-пати, м?

крупная крыса может убить кота, но даже если кот выжил(обычно побеждают таки коты) то они очень часто умирают от заразы, которая осталась им от укусов.
так что да, ты абсолютно прав
Мышонка в Редволле по крайней мере в первой книге звали Мартин, дальше менялись герои, Редволл это аббатство в котором происходило действие.
Неожиданно было встретить такую серьезную работу про крыс.
Мне вспомнились еще крысы в Сталкере. Бесили жутко)
Кстати, у меня есть отличный гайд о том, как заспавнить себе мышей и прочих грызунов. Поселиться в частном доме :) с приходом холодов они тут же появляются, даже если дома самый топовый ремонт. А если есть еда, могут появляться в любое время года!
у меня есть отличный гайд о том, как заспавнить себе мышей и прочих грызунов

Видимо, примерно такими гайдами в средневековье и пользовались.
Мне вспомнились еще крысы в Сталкере. Бесили жутко)

Да, это тоже очень яркий пример. Причем они тут еще как невероятно живучие существа представлены.
Видимо, примерно такими гайдами в средневековье и пользовались.

Может, были еще какие-то секреты… но мы никогда этого не узнаем.
Причем они тут еще как невероятно живучие существа представлены.

О, да. Радиация так и шпарит, а крысам хоть бы что. Хотя по сути так и есть — они очень живучие. Почти наравне с тараканами :)
Заинтересовал меня данный материал, после прохождения Чумной сказки: Невинность. Было интересно прочитать и да, полностью согласен с авторам, на счет как на Востоке относились к крысам. В каждой второй на крайняк в третий игре, есть моделька крысы, без разницы про декорация, фракция, монстры. Но сам факт что, есть.
Наверное можно назвать использование крыс как лабораторные объекты (не всех), там определённые виды имеют такую же восприимчивость к болезням, что и люди, что несомненно помогает науке.

Все так. Считается, что начали все это в Японии делать. Это можно за уши притянуть к иному восприятию крыс и мышей в восточной культуре, хотя тут скорее начуный прогресс.
Обожаю истории, когда люди, виня в своих проблемах других, уничтожают тех, кто делает хоть что-то полезное, а затем, когда начинаются настоящие проблемы, просто находят новую жертву, и в итоге умирают сами. Ах, история человечества такая забавная, но, к сожалению, она имеет дурную привычку повторяться.
Да, классика рпг игр. Крысы и подвал. Пранк, к слову, достаточно забавный.
Читай также