Крысы. Эти умные, юркие грызуны с цепкими лапками и длинными хвостами и крепкими зубами. Вы видели, как мило они поглощают пищу и умываются? Казалось бы, у них есть почти все, чтобы стать любимцами публики, однако жестокий рок обошелся с ними иначе – в них все видят врагов.
Истоки страхов
Началось в средних веках. Антисанитария, нечистоты на улицах, бубонная чума как следствие – явно не лучшая атмосфера для любого живого существа. И по мнению врачей и всего честного средневекового народа где-то среди всего этого копошатся крысы и потом на своих лапках переносят заразу.
На самом деле вовсе не в лапках дело, а в блохах, которые и были главными злодеями, несчастные крысы же их просто их переносили. Но средневековому человеку такие мелочи были не интересны, поэтому весь гнев пал на крыс – они крупнее, да и глаза у них умные – точно что-то гадкое замыслили. Естественно, после многочисленных эпидемий чумы, которые выкашивали население Европы, крыс стали воспринимать как страшных врагов человечества.
Почему так много крыс?
У этого тоже есть причины. Если верить различным источникам, в средневековье очень уж недолюбливали котов – ведь в них обращались ведьмы и творили свои гадкие делишки. Поскольку поймать ведьму на этом сложно, то решили действовать весьма решительно: уничтожали и котов, и ведьм. Эффективные методы принесли свои плоды – «круговорот» кошек и грызунов прервался, оставив лишь последних. Безусловно, в таких условиях крысы и мыши почувствовали себя весьма вольготно и стали бесконтрольно плодиться и размножаться.
Грызунов стало очень много. Люди сами пытались с этим справиться – так крысоловы и появились. Однако церковь их тоже считала нечестивыми – используют, понимаешь, магию свою, окуривают какими-то травами, да слова бубнят невнятные – ну точно сатанисты. К крысоловам отношение тоже быстро испортилось, за что их, как было принято, казнили. И началось правление крыс в смутные средние века.
О грызунах в целом
Не только крысы получили свою долю предрассудков и ненависти – мышей тоже обвиняли во многих грехах. Например, считалось, что сам дьявол иногда превращается в мышь и следит за людьми. У Гете в «Фаусте» вот что про дьявола писали:
Владыка крыс, мышей, лягушек,
Клопов, и блох, и вшей, и мушек
Еще в 17 веке были случаи, когда людей судили за то…что они делали мышей. Например, жила себе обычная женщина, которая мало того, что грозу призвала, так еще и мышей сотворила. А за это было самое суровое наказание – смертная казнь. Как именно она это делала? Вопрос хороший – гайдов с тех лет, увы, не осталось.
Другой же уважаемый европеец решил пошутить и показать дрессированных мышей. Он их всех принес на пир, но запуганные средневековые люди не оценили шутку – мужчину казнили, участь мышей тоже была не завидна.
Что с ними сейчас?
К счастью, наше общество все же развивается. Развивается наука, технологии, люди теперь точно знают, кто повинен в эпидемиях чумы, и что крысы – не главная причина всех бед. Мыши тоже реабилитировались, но все же, как говорится, ложки нашлись, а осадочек остался. Причем остался и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в компьютерных играх.
Легенда о Гамельнском крысолове, уже названный «Фауст», неисчислимые истории про крыс-людоедов, крыс-уничтожителей и крыс-злодеев – все это до сих пор актуально в искусстве. Но при этом, мышей в таких историях становится все меньше: они теперь милые и умные помощники или даже главные герои. Еще в 19 веке у Гофмана в сказке «Щелкунчик и Мышиный король» мыши показали себя не лучшим образом: угрожали главной героине и всячески пакостили. Конечно, у них на то были свои причины, но это совсем другая история.
И чем дальше, тем лояльнее отношение к мышам. Вероятно, причина в том, что с веками этот мистический страх развеивается, и у мышей формируется образ небольших и достаточно хрупких животных, которые не способны причинить вред.
Перенесемся на век вперед. У Стейнбека в «О мышах и людях» здоровяк Ленни вообще любит все милое, в том числе мышей, причем всему милому и хрупкому он постоянно вредит. Абсолютно иной образ, чем было раньше – теперь никто не ощущает от этих животных угрозы. Зато за крысами образ гаденьких персонажей сохранился. Предлагаю вспомнить всех, в том числе тех, кто этому образу не соответствует.
О мышах и крысах
Конечно же, для всех номер один — мастер Сплинтер. Он мудрый, спокойный, размеренный и учит вспыльчивых и юных черепах уму-разуму. Но вот таких примеров – единицы. К сожалению, крысы так и не смогли полностью избавиться от образа злодеев и хитрецов.
Микки-Маус. Он, конечно на мышь и не похож совершенно, но он был, пожалуй, первой мышью, которая изначально была положительным персонажем. Хотя голос меня его решительно раздражал.
Или, например, в серии романов «Редволл», где главные персонажи — грызуны всех мастей. А вот крысы в этом же мире – уже злодеи. Понять можно: они крупнее, зубы у них крепче, хвосты длиннее – как тут не задоминировать по-злодейски?
Или мультфильм «Американская история» — абсолютно аналогичная ситуация: добрые мыши и злые крысы.
И в западной мультипликации таких примеров очень много. Разве что Реми из мультфильма «Рататуй» стал доброй крысой-помощником.
Что же в играх?
Ситуация мало отличается. Вспомните, во многих RPG ваши первые враги – это крысы.
В Baldur’s Gate есть локация, которая стала канонической – подвал, кишащий крысами. Конечно, наши бравые герои должны устранить угрозу.
В Bard’s Tale надо первым делом зачистить погреб таверны от крыс. Потом можно доводить до белого каления несчастную хозяйку таверны – вызывать свою ручную крысу и наслаждаться криками. В Dragon Age Origins решили не отходить от канонов становления героев: в истории знатного человека первым делом нужно будет зачистить подвал от гигантских крыс.
Словом, практически в любой рпг есть шанс наткнуться на крыс-злодеев. К тому же, в разных редакциях D&D есть крысы и веркрысы.
И, конечно же, Warhammer. С него, вероятно, и нужно было начинать. Куда же без скейвенов? Лор Вархамера безумно богат и колоритен, скейвены – это не просто крысолюди, у них есть свой общественный строй, иерархия, цели и разделение функций. Про них можно говорить часами, поэтому я обойдусь лишь парой строк — тут либо надо заводить долгий разговор, либо так.
В игре Armello есть целый клан Крыс. Но они не все злодеи: их образы достаточно разнообразны.
Tooth and tail тоже более лояльна к грызунам, тут и крысы, и мыши скорее олицетворяют определенные типажи: Longcoats (демократы), Commonfolk (борцы за свободу), KSR (армия аристократов), Civilized (религиозная группировка).
Бить крыс можно и в мморпг. В том же WoW есть квест «Ночь битвы: Крысы!», где нужно победить Кусаку Младшего.
Отличилась в крысином плане игра Skyforge — там с оглядкой на скейвенов создана своя крысиная раса – Виртхи.
Их родная планета была завоевана местным злодеем – Танатосом. Его фигура настолько впечатлила крысолюдов, что они стали его последователями.
В The Elder Scrolls Online есть злокрысы и просто крысы, словом, мир кишит этими существами.
Роль они выполняют классическую: их нужно бить и лутать.
Сложная судьба крысиная
Нелегкая все же судьба у грызунов: из-за предрассудков их воспринимали как некое дьявольское создание, чья цель — вредить всем и вся. Этот страх настолько крепко закоренился в культуре, что по сей день мыши и крысы часто у нас ассоциируются со злом. Хотя если рассматривать более ранние культурные пласты, хотя бы даже Древнюю Грецию — там все было в корне иначе. Там у мышей и вовсе был свой покровитель — Аполлон Сминфейский. По легенде он раньше жил в подземном царстве, где ему на помощь и пришли мыши — они перегрызли ремни на щитах врагов. В славянской культуре мыши и вовсе были помощниками: мышь помогла в сказке про курочку Рябу, именно мышь помогла вытащить репку, да и вообще мыши в культуре древней Руси были помощниками, а не источниками зла и болезней. С крысами намного сложнее — про них особо и нет упоминаний. Возможно, страх к нам передался через христианизацию (все же почти все заблуждения и мифы связаны с церковью и инквизицией) и западную культуру в целом.
p.s. Стоит отметить, что я рассмотрел образ крыс только в европейской культуре, в восточной все обстоит несколько иначе. Думаю, когда-нибудь я соберусь и хорошенько изучу и эту сторону.
Лучшие комментарии
А фольклор логикой не понять. Почему одни животные условно хорошие, а другие не менее условно плохие, с учётом что незапланированная встреча с любым из них крайне нежелательна и всегда таковой была.
А самую большую пользу цивилизации принесли грызуны из лабораторий, остальные скорее вредили.
Плюсы конечно тоже есть. Домашние крысы как питомцы неплохо снимают стресс. Как это не странно, но крысы-пасюки могут гордо носить звание «санитаров помоек», устраняя всякие неблагоприятные отходы. Наверное можно назвать использование крыс как лабораторные объекты (не всех), там определённые виды имеют такую же восприимчивость к болезням, что и люди, что несомненно помогает науке.
Моя точка зрения несколько иная. Я вот крыс не видел очень давно, так что сейчас мне сложно вообразить себе, что эти маленькие существа могут причинить какой-то реальный вред. Ну вот просто не сталкивался с ними порядочный промежуток времени, поэтому и опасений нет. Возможно так у многих жителей мегаполисов, они просто перестали задумываться о какой-либо значимости грызунов. Наверное к лучшему.
Касаемо игровой отрасли, я бы порекомендовал такую отличную настольную стори-RPG: Mice and Mystics и её продолжение Tail Feathers. По духу очень похожа на мультик «Рэдволл», но со своим сказочным форматом. Это очень красиво написанная сказка, играется непринуждённо, несмотря на свою жанровую принадлежность, там даже дети справятся. И играть интересно будет всем, особенно если хотите начать свой настольный RPG-путь с чего-нибудь полегче, а не сразу кидаться в D&D. Там крысы тоже злобные, но есть и ещё более страшная угроза в виде королевского кота }:) Так что мышам выбирать не приходится. Да и кто не мечтал о своей собственной мышиной фентези-пати, м?
так что да, ты абсолютно прав
Мне вспомнились еще крысы в Сталкере. Бесили жутко)
Кстати, у меня есть отличный гайд о том, как заспавнить себе мышей и прочих грызунов. Поселиться в частном доме :) с приходом холодов они тут же появляются, даже если дома самый топовый ремонт. А если есть еда, могут появляться в любое время года!
The Elder Scrolls IV: Oblivion — Arvena Thelas Calls Animal Control
Видимо, примерно такими гайдами в средневековье и пользовались.
Да, это тоже очень яркий пример. Причем они тут еще как невероятно живучие существа представлены.
Может, были еще какие-то секреты… но мы никогда этого не узнаем.
О, да. Радиация так и шпарит, а крысам хоть бы что. Хотя по сути так и есть — они очень живучие. Почти наравне с тараканами :)
Все так. Считается, что начали все это в Японии делать. Это можно за уши притянуть к иному восприятию крыс и мышей в восточной культуре, хотя тут скорее начуный прогресс.