В последние годы за издательством Konami закрепилась слава корпорации зла – этакой японской Electronic Arts. Развитие практически всех своих серий студия свернула, а всё, что выходит сейчас, – это бесконечные мобильные игры, качество которых не дотягивает даже до приемлемого, да дойка двух своих основных брендов – Pro Evolution Soccer и Metal Gear. Но, к сожалению, даже на этом пути у компании всё идет не по плану. Футбол не продается, так как конкуренты чуть ли не полностью отбили аудиторию фифой, а отец серии, Хидео Кодзима, на долгие семь лет заперся в крепости одиночества с целью создать пятую часть Metal Gear Solid, из-за чего потратил 160 миллионов долларов и в конце концов был изгнан из Konami. Или ушел сам – страсти по MGS V кипят до сих пор, и неясно, кто прав, а кто виноват.
О том, почему MGS V стал именно таким, каким мы увидели его в 2015 году, фанаты могут только догадываться, но это не единственный случай, когда Konami надругались над поклонниками тактического боевика. Сегодня я решил порыться в истории игр и узнать, какие ещё неприятные случаи происходили с любимой миллионами серией Metal Gear. Я буду благодарен за ядерный плюсик и дикий комментарий. Приятного чтения!
В сентябре 1997 года американская компания Tiger Electronics выпустила портативную игровую консоль Game.com. Главными особенностями портативки стали возможности вставлять сразу два картриджа, подключать систему к интернету через модем, а также первый в истории карманных игровых консолей тачскрин со стилусом. И это в девяносто седьмом году.
За три года существования на консоли вышло всего двадцать игр, среди которых были такие хиты, как Duke Nukem 3D, Mortal Kombat Trilogy и обожаемый мною Resident Evil 2. Правда, выглядели они, мягко говоря, так себе: 8-битный процессор, черно-белый экран и разрешение 200x160 не способствовали веселому времяпрепровождению за Game.com'ом. Так что, к несчастью людей, которые всё же эту железку приобрели, и к счастью для всего остального человечества, консоль продержалась на рынке недолго.
Примерно в конце 1998 года во французском журнале Console Plus был анонсирован порт оригинальной Metal Gear Solid с Sony Playstation на game.com. По задумке порт должен был соответствовать оригиналу настолько, насколько это возможно, – ведь портативка была 8-битной. Сейчас же ничего, кроме нескольких скриншотов и обложки игры, в сети обнаружить невозможно. У «консоледержателя», компании TigerGcom, долгое время хранился видеофайл с презентацией игрового процесса по сути первого карманного Metal Gear, но теперь это не более чем легенда.
На доступных кадрах можно видеть Снейка в декорациях Шэдоу Мозес Shadow Moses, но обесцвеченных и солидно потерявших третье измерение. Интерфейс и меню игры соответствуют оригиналу, жаль вот только игровой процесс нам больше никогда не увидеть. Но если сравнить другой хит 1998 года Resident Evil 2 на Playstation и game.com, то грустить о потерянной портативной версии MGS уже не хочется.
Никакая отмененная портативная версия игры не затмит ту печаль, которую вызвало отсутствие внятного окончания Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Полноценную пятую часть ждали долгие 7 лет, на протяжении которых о Metal Gear фанаты, конечно, помнили и даже играли в… опять же игры для карманных приставок. Здесь, правда, всё было куда лучше, чем в конце девяностых – Metal Gear Solid: Peace Walker стала отличной игрой, которую позже даже выпустили на больших платформах, Xbox 360 и PS3, в комплекте с HD-ремейками второй и третьей части шпионской саги.
И всё бы хорошо, но поклонники серии очень ждали последний кусочек, который наконец связал бы эту длинную историю. Всё, что нужно было сделать для счастья игроков, – это наконец поведать о том эпизоде из жизни Биг Босса, когда он пришел к идее построить Outer Heaven и разработать свой личный Metal Gear. Тогда сюжет окончательно бы «закольцевался», прямо как у Джорджа Лукаса с третьим эпизодом Звездных Войн.
В итоге после шикарного пролога, который продали на год раньше за отдельную плату, издательство Konami выпустила-таки MGS V. В то же время начиналась какая-то странная шумиха в СМИ. Заходили слухи, что Кодзима сидит чуть ли не под домашним арестом из-за жестких рамок контракта. Не выходит на связь с журналистами, не дает интервью и даже не ездит на выставки и церемонии вручения наград. Многие поговаривали, что отца серии вообще уволили и теперь он дорабатывает определенное количество месяцев, после чего уйдет на вольные хлеба.
Тем не менее игра появилась на свет, преодолев все препоны. Казалось бы, у серии Metal Gear появился последний кирпичик, который заткнет последнюю сюжетную дыру, – но нет. Игра получилась удивительно незавершенной. Из присутствующих двух глав лишь первая напоминает о своих предшественниках, пускай и играется как типичная современная песочница со сбором предметов и захватом аванпостов. Вторая половина игры контентом попросту повторяла первую с небольшими изменениями, а более или менее ровный сюжет превратился в отдельные истории, никак между собой не связанные. Игроки ходили по тем же локациям, которые устали зачищать ещё в первые 50 часов, но шоком было даже не это. Финал, к которому ты так долго шел, можно было раскусить ещё на стадии рекламной кампании, а некоторые арки так и остались открытыми.
Мало того, что MGS V не залатал некоторые сюжетные дыры в серии, он даже к самой серии относится с трудом. Эту игру можно легко назвать спин-оффом или филлером, но никак не номерной частью. Даже сам Кодзима стал говорить, когда говорить ему наконец разрешили, что MGS V – это не MGS 5, а именно V. От слова «venom» – яд.
Все эти недостатки легко объяснить тем, что игра вышла попросту не целиком. На диске с дополнительными материалами можно увидеть наработки ещё одного задания, которое предполагалось после последнего квеста, представленного в официальной игре. Там нас ждало продолжение истории с Метал Гиром «Сахелантропом», а из артов понятно, что Чико мог-таки выжить в том самом вертолете из пролога и вернуться в роли совсем нового персонажа, мстящего за свою потерянную любовь. Есть мнение, что Konami не смогла потянуть амбиции заигравшегося в гения Кодзимы и, чтобы хоть как-то отбить потраченные на разработку деньги, выпустили проект таким, каким мы видим его теперь.
Когда издатель не может справиться с поставленной задачей и закрывает свой личный проект или выпускает его недоделанным, что, безусловно, ещё хуже, – это одно. И совсем другое, когда большая компания демонстрирует снобизм и запрещает своим фанатам любое творчество, если оно основано на интеллектуальной собственности этой самой компании. Уже не раз в игровой индустрии появлялись поклонники-энтузиасты, которые хотели либо создать нечто новое, либо возродить старое, но их затеи тут же пресекались правообладателями. Из последнего, что я могу вспомнить, – это ремейк уже который раз упоминаемого в этом материале Resident Evil 2. Несколько единомышленников решили воссоздать игру на современном движке с улучшенной графикой и геймплеем, но Capcom практически сразу наложила запрет на их деятельность.
Конечно же, издателей можно понять: это их собственность и их работа. Они не хотят видеть имя своего бренда рядом с малообещающим – и, возможно, неудачным – проектом. Capcom так и вовсе можно простить: спустя пару лет они анонсировали, что сами разрабатывают ремейк второго Резидента. А вот Konami оправдать за такое поведение уже не получится, ведь всё, что анонсировали они, – симулятор выживания с зомби и игры для аркадных автоматов наподобие одноруких бандитов.
В начале 2014 года в интернете появилась информация о том, что группа модеров, любителей Metal Gear, собралась делать ремейк самой первой игры в серии, датируемой 1987 годом. Казалось бы, случилось невозможное – даже сами Konami дали разрешение и предоставили в помощь нескольких профессиональных разработчиков. У фанатов даже получилось затащить в проект Дэвида Хэйтера – актера, который всю жизнь озвучивал Снейка (MGS V не в счет). Но что-то пошло не так, проект внезапно отменили, а один из организаторов сказал, что это был выбор Konami.
Оригинальный первый Metal Gear вышел на компьютерах MSX и, в общем-то, впервые предложил игрокам не стрелять направо и налево, а тактично обходить врагов и скрываться в тени. Единственная возможность легально поиграть в эту игру, как и в её сиквел Metal Gear 2: Solid Snake, – приобрести HD переиздание Metal Gear Solid HD Collection, вышедшее в 2011 году. Но это обычный порт, играть в который современным геймерам из-за большого порога вхождения затруднительно. Разработчики ремейка хотели перенести историю на движок компании Valve Source, при этом оставив дух оригинала, но в Konami решили иначе.
Уже в 2016 году японский игровой гигант запретил ещё один ремейк – на этот раз первого Metal Gear Solid – под названием Shadow Moses. Уже другие люди, никак не связанные с издателем, хотели перенести популярный хит с Playstation One на новый движок Unreal Engine 4 компании Epic. Что самое интересное, у первого MGS уже был ремейк, причем официальный. Выходил он на, как я считаю, лучшей консоли от Nintendo – Gamecube. Twin Snakes, правда, был срежиссирован другими людьми, и большинство фанатов до сих пор считают, что у ремейка нет души.
Была бы душа у проекта Shadow Moses или нет, нам уже никогда не узнать – ведь трепетное отношение Konami к своей интеллектуальной собственности вновь сделало свою работу. Однако, несмотря на все запреты, разработчики Shadow Moses не стали совсем уж уступать издательству и выпустили что-то вроде фанатского трибьюта серии. Вещь эта называется Metal Gear Solid: The Fan Legacy и представляет собой обычную экскурсию по базе на острове Shadow Moses с самыми разными артами, посвященными MGS. Находится данная «интерактивная экскурсия» в свободном доступе и строго рекомендуется любому поклоннику серии.
***
Согласиться можно только с одним – Konami уже давно не торт. У них сейчас всего мало – начиная с денег и заканчивая любовью фанатов, которые после отмены Silent Hills ещё и зафорсили в интернете мем «FucKonami». И я, конечно, не хочу выступать в роли адвоката дьявола, но винить одних лишь Konami нельзя. Предположим, один из ваших сотрудников уже долгие годы разрабатывает движок и игру на нем, при этом постоянно тянет со сроками, ведет себя неподобающе и тратит деньги, не принося дохода. Вам же тоже такое не понравилось бы?
Лучшие комментарии
atomgribТы не указал главную причину — КОдзиму заеееееееее… надоело разрабатывать MGS. НАдоело разрабатывать до тоски, до зубовного скрежета. Представь, что ты 20 лет делаешь одну и ту-же работу. Работу которая тебе надоела, опостылела, ты ее видеть не можешь, но при этом ты не можешь уволиться, не можешь ничего сделать, как только выполнять эту тупую работу. Это еще чувствовалось в 2008 году, в MGS 4, где была не игра, а торопливый, поспешный рассказ сюжета, чтобы от него отстали с этим чертовым MGS. Поэтому в MGS 4 на игрока вываливается куча сюжета, и такая деградация в геймплейном плане по сравнению с другими частями до этого. Кодзима уже подумал, что от него отстанут, но нееет. ЗАставили делать не кому не нужный приквел. И мне кажется, Кодзима психанул и он сознательно пошел на саботаж разработки MGS V. Ведь ты прям чувствуешь усталость от MGS V. КОдзиме было откровенно насрать на игру, он делал ее на отстань, но парадокс в том, что талант не пропьешь. MGS V все-равно получилась хорошей игрой, но при этом сделано все, что было возможно, чтобы она была плохой. Вот такой парадокс. MGS V хорошая и плохая игра одновременно.
Но главное, в результате этого КОдзима получил то, что хотел. Свободу от MGS. Он наконец сможет разработать что-то другое.
atomgribatomgribА ты знаешь условия контракта? В конце 90-х Кодзиме дали шанс с МГС, и он на радостях готов был подписать что угодно. Может там был пункт на официальный запрет работать где-нибудь, или то, что он обязан выпустить серию игр, а если нет, то будет платить миллионые штрафы. Ты не знаешь внутреннюю кухню.
А херли уходить в инди, когда ты работаешь в Konami. У нее тупо ресурсов намного больше, чем у инди-студии. ПОэтому Кодзима и ушел в SOny — возможностей больше.
Ну и да, я считаю, что у МГС изначально не было единого виденья проекта и т. п. Это был банальный онанизм на боевики 80-90х в глазах японцах. Нет единого сюжета, нет цели, это все был просто повод для сеттинга. Подвод, которого понастроили на многоэтажку.
Да и вообще Кодзима не гений. Будь он гением-художником, давно бы свалил из конами и основал свою собственную индюшку, где самовыражался бы. А так двадцать лет и ничего кроме МГС.
Я согласен со всеми претензиями именно к MGS V, но всё же считаю что она мне понравилась.
Допустим это вина Коджимы. Возможно Конами правильно сделала выперев его.
Допустим это вина Конами. Возможно они загоняли Коджиму с MGS толком не давая ему творческой свободы.
Однако вопрос о выпуске незавершённого продукта останется открытым.
Решайте сами мне уже плевать.
atomgribНа этом движке выходит PES. Так что движок ему новый сказали так и так разрабатывать А по поводу МГС — так вторая часть была финальной. Это было из разряда -«Сожрите это, ЛоЛ». Когда это прокатило и потребовали третью часть, то он тут призадумался и выпустил приквел.
atomgrib