25 марта 2017 25.03.17 13 27K

Сирия: Русская буря [Обзор игры]

+73

Сирийская буря.

Солнце, красным пятном ползущее по небу, окрасило кустарник и редкие хвои вокруг небольшого городка в оранжевый, почти песочный цвет. Холмы и голубоватые горные гряды вдалеке зарябили от горячего воздуха, поднявшегося от степи, через которую серой нитью за горизонт уходило федеральное шоссе в Алеппо.

Полицейские, расположившиеся в местном участке, изнывали от жары. Некоторые даже сидели на ковре на полу, поводя носом в сторону старого барахлившего кондиционера. Кто-то привычно навёл несколько стаканчиков прохладного мате и теперь ходил между столами и раздавал их скучающим офицерам. Утро началось точно также, как и всегда. Лишь переносное китайское радио временами вместо хрипящих местных новостей временами перебивалось на какие-то громкие, злые и несуразные молитвы.

Над городишком нависло ленивое спокойствие, а по улицам в сторону мечети на окраине города привычно поползли местные горожане на утренний намаз. Неожиданно радиобудку разразил напуганный окрик: «Это Анвар! Они убили начальника! Они убили его и собираются атаковать участок! Поднимайте всех кого можете!», который тут же смолк.

Полицейские молча сначала спустились к оружейной и, стряхнув пыль со старых АКСУ, потом поднялись на крышу участка. Со стороны шоссе на огромной скорости ехали колонны бурых
«Тойот», над которыми угрожающе развевались чёрные флаги с белой вязью. Где-то со стороны мечети раздались пулемётные очереди.

Битва за Алеппо началась.

По тонкому льду.

Разработчики игры, российская компания «Играющие Кошки» (англ. Cats Who Play) не стали юлить и придумывать альтернативные вселенные или альтернативную историю, как это было с «Joint Task Force», и дали сразу в лоб: они делают игру, основанную на реальных событиях, а точнее — на текущей гражданской войне в Сирии.

Игра затрагивает два временных отрезка: лето — осень 2012 года, когда ССА (Сирийская Свободная Армия) внезапно набежала на Алеппо, и сентябрь 2015 — декабрь 2016, когда ИГИЛ наконец-то дошёл до мягкого подбрюшья САА в районе Пальмиры, и Башар Ассад попросил помощи у РФ, чтобы она помогла спасти его страну от болезненных поражений сразу с двух фронтов.

Дабы избежать излишнего внимания к игре и спорности происходящего на экране, а также не нарушить случайно пару федеральных законов РФ, поиграть нам дают только за САА (Сирийскую Арабскую Армию), и только против двух других участников гражданской войны, террористических организаций, запрещённых в РФ: Ан-Нусры и ИГИЛ. Организации «умеренной оппозиции» в игре упоминаются лишь вскользь и с сарказмом.

Несмотря на то, что по очевидным причинам Сирийская и Российская армии показаны здесь «хорошими парнями», игре удалось избежать слащавого патриотизма, которым обычно прямо истекают типичные творения жанра «боевик».

Одним из главных героев — Анвар — простой полицейский, который с семьёй живёт в пригороде Алеппо, и под его предводительством разрозненные отряды полиции встанут неприступной стеной на пути боевиков «Ан-Нусры». Позже под наш контроль временно встанут и знаменитые «зелёные человечки», которые под прикрытием стаек «Крокодилов» будут пробиваться через минные поля Пальмиры.

Тем не менее, война ещё идёт, и многие западные и отечественные геймеры поспешили обвинить «Играющих Кошек» в том, что они наживаются на людском горе и являются очередным орудием «Российской пропаганды». При этом все доводы других игроков, в том числе и игроков из самой Сирии, о том что игра не затрагивает никого, кроме признанных во всём мире террористов, на возмутившихся и оскорбившихся не повлияли.

Привет из прошлого.

В первой же миссии становится ясно, что где-то всё это мы уже видели. Небольшой экскурс в интернет и по официальному сайту разработчиков, и становится понятно, что «Играющие кошки» — это выходцы из знаменитой компании MiST land и GFI, которые ответственны за такие отличные игры как «Код доступа: РАЙ», «Власть закона» и «Warfare». Речь же пойдёт о последней.

«Сирия: Русская буря», это не что иное, как вольная интерпретация «Warfare» — RTS 2008 года. Вместе с ней сюда, в 2017 год перенеслись и многие «фичи» старых стратегий: необходимость следить за количеством боеприпасов у солдат и техники, крайняя хрупкость всех юнитов, высокая цена ошибки и полное отсутствие столь привычного строительства баз и укреплений.

Последствия тяжёлого боя в конце миссии выдаются скупой статистикой, куцей на эмоции. В этот раз из-за моей оплошности на полях Хмеймима погибла целая мотопехотная рота, и теперь полученных мною командных очков хватит только на пару человек с автоматами. Неприятно.
Да, эта игра действительно сложная и беспощадная, а один и тот же отрывок можно переигрывать раз за разом и совершенно отличными результатами. Происходящее на экране никак не получается соотнести ни с пастельным микроменеджментом «StarCraft», ни с хаотичными перестрелками за точки из «Company of Heroes». Происходящее больше всего походит на какой-то дикий гибрид «World at Conflict» и «В Тылу Врага», только вот, жаль, прямого управления не завезли.

Со старого движка почти 10-ти летней давности стряхнули пыль, убрали прилипшие нити старых шейдеров, а в конце, пройдя тряпочкой, прикрутили Nvidia PhysX. Да, теперь пользователям карт AMD придётся несладко, ведь у них игра или не запустится, или будет вылетать, или ещё что учудится.

Однако, все косметические преобразования над игрой пошли ей только на пользу: практически всё окружение, включая белесый густой дым, поднимающийся от дымовых гранат, откидывает на землю мягкие тени. Некоторые текстуры даже при внимательном изучении не выказывают наружу своего низкого разрешения. Взрывы поднимают в воздух невероятно красивые столбы пыли, а попавший в дом снаряд сочно вырывает и раскидывает куски бетона и арматуры по округе, оставляя после себя в стене крайне неаккуратных пропорций дыру.

Физика здесь вообще играет немалую роль. Танки деликатно перемалывают гусеницами хлипкие заборчики, а залп из РЗСО «Солнцепёк» или взрыв Шахидмобиля крайне изящно сносит целые дома и кварталы. При этом всё это является не просто визуальным изменением: через дыры в заборах может проходить ваша пехота, вместо того чтобы крайне долго перелезать через него. А дыра в доме — это уже считай дыра в обороне противника, который это здание занял. Уж что-что, а подобная комбинация физики и игрового процесса не может не радовать любителя тактических игр.

Когда-то здесь было Пальмирское отделение ИГИЛ. К сожалению офицер ССО провёл небольшой ребрендинг местного офиса авианалётами, и он в полном составе переехал к гуриям.

При этом разработчики не перемудрили с раскруткой старого движка, и даже после значительных преобразований, он не тормозит и выдаёт чёткую и чистую картинку даже на старых компьютерах. Конечно, любителям фотореализма и желающим выжать максимум на своём «Титане», здесь ловить нечего.

В бой идут одни старики.

С первой же миссии станет ясно, что игра не проходится ни бешеным закликиванием, ни атакой «в лоб» всеми доступными войсками: количество выданных на каждое задание войск крайне ограничено. Этими же крайне ограниченными миссиями вам сначала прикажут оборонять жизненно важные опорные точки, а потом и вовсе перейти в контратаку на превосходящие силы врага. При этом делать каких либо поблажек вашим войскам не будут: их выносливость и выживаемость ничем не отличается от войск противника, поэтому захватывать вражеские редуты придётся хитростью и тактикой.

Потери, а вместе с ними и штрафы от командования на местную валюту, будут неизбежными, и будут постоянно расти от миссии к миссии. Однако, рано или поздно вы заметите квадратик со званием юнита, а под ним какую-то голубую полоску: каждое подразделение накапливает опыт и таким образом прокачивается. С учётом того, что «элитные» подразделения, которые стоят как и аналогичные, но без опыта, куда как лучше справляются со своими обязанностями, вынуждает беречь и лелеять каждого бойца. Особенно на вес золота здесь ценятся танкисты: любую технику, тяжелее чем БМП, могут водить только они. Ближе к концу всех своих опытных бойцов вы будете знать по именам.

Дядя Мансур с позывным «Слон-1», бывший танкист, служивший ещё Хафезу Асаду, после спасения от террористов в одной из миссий, решает помочь на старости лет сыну своего кумира, и теперь является одним из самых опытных танкистов в моей армии.

Отдельного внимания заслуживает местная система техники: всё, что к концу миссии занято твоими людьми, переходит в итоге в твоё полное командование. Таким образом шесть угнанных у противника «Тойот» с пулемётами, обмениваются у армии на один старенький, ржавенький, но всё таки танк. С учётом того, что за выполнение миссий суммы местной валюты вам отсыпаются мизерные, основной метод залатывания брешей в рядах ваших войск и их усиления — это захват и дальнейшая продажа или ремонт вражеской техники. Зачастую, доходит до абсурда.

«Сирия: Русская буря» или «Апофеоз ганимы». Засесть на лишние два-три часа, настойчиво собирая и ремонтируя раскиданную по округе технику — это норма.

Местами игра напоминает старых «Солдат Анархии» 2002 года, разве что вместо полосок здоровья у техники здесь честный расчёт пробития брони. При этом, реализована система «усталости» брони у техники: сколько бы вы не ремонтировали технику (при этом запас ремкомплектов на каждую машинку конечен и не пополняется), если она будет постоянно получать, допустим, ПТУРы в правый бок башни, то независимо от толщины брони и степени её залатанности, рано или поздно она просто лопнет, окончательно выведя технику из строя вместе с экипажем. Такое уже не отремонтируешь.

Воевать с умом.

Можно сколько угодно описывать достоинства игры, но самое главное — это её тактическая составляющая.

Скажу честно, я не любитель жанра, ибо мне часто недостаёт не то терпения, ни то реакции, чтобы проходить игры, особенно такой высокой сложности. Но конкретно «Русская буря» смогла нанести удар прямо в моё сердце: детальность боевых действий, взятая прямо из шутерно-динамичной «В Тылу Врага», соседствует с «умной паузой», когда можно остановить игру прямо в середине сражения и прикинуть минут 10-20, какой же ход сделать теперь. Подобный подход делает игру временами невероятно медитативной и позволяет перевести дух.

Я провёл за этой игрой уже примерно 40 часов, а она всё не надоедает. Причина проста: глубина тактических решений в этой игре крайне велика. Это действительно тактическая игра. Даже несмотря на крайне дурацкий ИИ, который однако умудряется невероятно точно орудовать САУ, он всегда в большинстве, держит самые лучшие позиции и не стесняется присылать прущие напролом подкрепления. Иногда — без остановки, что ещё и превращает миссию в гонку на время: здоровье и боеприпасы всё таки не бесконечные.

Каждую миссию в игре можно описать как одну большую головоломку, которую можно решить сто и одним способом с самым разным результатом и исходом. Зачастую решения для крайне серьёзных задач, которые ставила передо мной игра я находил в настоящих советских наставлениях для младшего офицерского состава, которые в открытом доступе лежат в интернете.

Некогда шикарную виллу в ходе боёв разнесли в пух и прах. Правда, боюсь, хозяева сюда уже никогда не вернутся.

Возьмём стандартную ситуацию: есть поле, где среди плодовых также спрятаны противопехотные мины, есть дорога справа от поля, где разложены противотанковые мины. На другой стороне поля улица в несколько домов, которую нужно захватить, а за улицей находятся два расчёта миномётчиков, которые будут по вам стрелять, как только вас заметят террористы, засевшие в домах. Можно скрытно (да, в игре есть примитивный, но стелс) подвести снайперов по дороге, и убить миномётчиков, а потом пустить БМП через поле, чтобы оно подавило все противопехотные мины, и расчистило таким образом пехоте дорогу к домам.
А можно подвести инженеров к дороге, разминировать противотанковые мины под огнём миномётов, и позволить таким образом БМП с десантом внутри лично покарать вражеские расчёты, высадив пехоту прямо в тылу у противника.
Либо можно подвести инженеров (они не подрываются на вражеских минах) под дымовой завесой с БМП вплотную к домам на улице через поле, заложить у стены взрывчатку, а потом наблюдать за тем, как вражеская позиция вместе с сидящими внутри бармалеями взлетает в воздух. Оставшиеся без прикрытия миномётчики быстро становятся лёгкой целью БМП, которая может проехать улицу не опасясь получить РПГ в крышу. Описывать широту местной тактики, как видно, можно бесконечно долго.

Вертолёт выпускает НУРСы в сторону одинокой тачанки. Такое перегибание палки допустимо, если учесть то, что даже Ми-28 может очень быстро рухнуть оземь, если решит зависнуть даже над 12-ти калиберным пулемётом. Виною всему аномально слабое бронирование местной авиации, которое крайне её ослабляет.

Араб без РПГ — не араб.

Отдельно стоит отметить местную атмосферу. Она достигается не только за счёт аутентичной арабской озвучки юнитов (чего, к слову, похоже не досталось англоязычной аудитории), но и за счёт временами уморительных диалогов в игре. Особенно это раскрывается в четвёртой миссии, где нам на гору высыпают сразу несколько второстепенных заданий на время, в ходе которых нам нужно будет и людей спасти от «эвакуационного» автобуса, начинённого взрывчаткой для организации провокации, и журналистов, которые снимая провокацию попали на территорию ИГИЛ. А потом ещё и переубедить двух шахидов перейти на свою сторону.

При этом всё это сопровождается язвительными перепалками главного героя со своим бывшим знакомым офицером, который перешёл на сторону террористов, и по-бондиановски размышляет о будущем мирового джихада. При этом в английской версии игры для этого ему даже выписали актёра с британским акцентом, от чего эффект «киношности» становится ещё сильнее.

Без политики не обошлось: в местной соцсети, роль которой в оригинальном Warfare выполнял блог главного героя, авторы с достойной долей иронии прокатились по всем сторонам конфликта. Начиная от принявшей ислам француженки, и заканчивая поддерживающей «умеренных» прессой.

Звук в игре не особо примечателен, но вот саундтрек — то что надо. В принципе, качественный арабский эмбиент от EDLISE и Brook Vernade задают необходимый тон игре и способствуют погружению в полной мере. Хруст песка, звон бубенцов, ритмичное рычание двигателя БТР, свист трубы — всё это удивительно смешивается в полноценную и приятную композицию.
Продаётся, саундрек, кстати, отдельно.

Заключение

Что можно сказать об игре?

Игра крайне хороша, и это одна из лучших тактических стратегий, которые выходили в последнее время.
Да, графика старовата. Да, продолжительность маловата: всего-то 7 миссий на 25-30 часов игры. Да, крайне спорный фон у игры. Но тем не менее это качественная отечественная стратегия, от которой за её мизерную цену в 400 рублей можно получить неподдельное удовольствие. Стратегия, подобных которой уже давно не выходило.

Стратегия, которую мы заслужили.

P.S. Как бы разработчики не пытались уберечь своё творение от излишней критики, беды избежать не удалось: излишне оскорблённые игрой личности анонимно послали заявление о нарушении копирайта, которое оказалось ложным. Но несмотря на это, игру всё равно на две недели убрали из Steam до выяснения всех обстоятельств прямо на пике продаж, и в итоге разработчик едва-едва покрыл взятый на создание игры кредит. Грустно, но такова жизнь.


Лучшие комментарии

Хорошие РТС (да и стратегии в принципе) сейчас на вес золота. Надеюсь, что разработчики продолжат создавать видеоигры. Благо, необходимые денежные суммы в наши дни можно запросить у сообщества на прямую, с помощью краудфандинга.
Тут надо ещё учитывать, что нормальных классических РТС в современном сеттинге за последние несколько лет практически не выходило. А тут сразу, и Сирийская буря, и Сс4, просто праздник какой-то.
Очень хотелось бы чтобы журналисты Стопгейма обратили своё внимание на эту блестящую игру!
Бэкграунд у игры очень спорный, как мне лично кажется. Изначально, когда увидел, подумал что это просто очередная поделка без каких-либо достоинств, кроме хайпа и политоты сочящейся изо всех щелей. Но к счастью автор смог убедить меня, что это не так. Теперь постараюсь поиграть когда будет время.
Игру выдает интерфейс. Табличка после боя, меню выбора юнитов для миссии, модели техники и особенная графика. Все это говорит нам, что это просто перепиленая Warfare от GFi. С одной стороны праотец этой поделки был весьма «крепкой» стратегией с упором на реализм, С другой, зная что из себя представляла «та игра», выходит что это или глобальный мод, или аддон. Который выдают за полноценную игру, пытаясь пропихнуть на волне роста «патриотизма» и постоянных новостей из Сирии.
Впрочем если SW, не потеряв достоинств предшественницы, перенесла нас на более актуальный Твд то игра мне кажется будет интересна поклонникам «вдумчивых» стратегий.
У тебя получился крайне хороший обзор, таких реалистичных и «не детских» стратегий крайне мало, где нужно всё продумать, прежде чем что то предпринять, реалистичность физики и разрушений очень порадовало, сложность игры идет только в плюс, хардкор, цена 400 рэ, ты убедил меня купить игрулю, когда все непонятки в Steam разрешатся.
P.S. спасибо за обзор, заслуженный косарь.
когда все непонятки в Steam разрешатся

Так уже. Игру вернули в Steam прямо на шестую годовщину гражданской войны в Сирии — 15 марта. Сейчас разработчики добавляют по мелочи новую технику и правят баги.
За 400 рублей которые разработчики просят за игру, сейчас далеко не любой аддон купить можно, так что…
Замечательный обзор, только игра вышла 21 февраля)
Так это хорошо, одной проблемой меньше, ну а баги, это дело времени, что никак не повлияло на моё желание игру купить.
Читай также