[Расширенная и дополненная версия]
Все мы, горячие любители серии Dragon Age, будучи в свое время очарованы историей и культурой Тедаса, слонялись по лесам Ферелдена, Глубинным тропам Орзаммара и дворцам Орлея в поисках обрывков информации. На деле же оказывалось, что сложить полную картину из этих клочков получалось далеко не всегда — то главы книги шли не по порядку, то отсутствовали целые временные куски, то эльфийские и тевинтерские источники нещадно противоречили друг другу. Поэтому тем, кому всегда хотелось узнать всю историю целиком (и в вольном изложении), я представляю историю Тедаса.
Когда разговор заходит об истории, начинать всегда принято с дат. Дело это скучное, не спорю, но необходимое для создания картины. В виду запутанности тедасского летоисчисления, я предлагаю для начала разобраться с ним. Итак.
Официально в Тедасе сосуществуют три системы летоисчесления: Тевинтерская, Церковная и Эльфийская. Последнюю мы пока трогать не будем, так как она про эльфов, а нам бы с людьми разобраться. Что касается других двух, то аналог первой из них в нашей истории – отсчет от Сотворения мира, второй – от Р.Х. Сравнение это несколько натянуто, т.к. в нашем случае в основе обоих систем лежит один источник – Библия, а в случае Тедаса источники различны (ЦЛ начинается с основания Церкви, а ТЛ – с основания империи); тем не менее логику это уловить помогает. Особую сложность придает то, что Церковное летоисчисление ведется не по годам, а по эпохам, укладывающимся в сто лет. Каждые 100 лет по ЦЛ (т.е. по Церковному летоисчислению) обладают своим названием. Так, девятый век по ЦЛ, в который происходят события DА зовется «Веком Дракона» из-за вернувшихся в Тедас драконов (ох и попортят они нам крови в Инквизиции), а предшествовавший ему – Благословленным веком. Поэтому прежде чем переводить дату из ЦЛ в ТЛ, надо узнать порядковый номер данного века (например, королева Фионна взошла на трон Ферелдена на 18-м году века Стали; век Стали — 6-й век, получаем 6:18).
Расхождение между двумя календарями составляет 1194 года, т.к. Церковь Тедаса была основана в 1195 г. по ТЛ, и для ЦЛ этот год стал первым годом первого века. Советую читать даты ЦЛ именно так, потому что иначе легко забыть, что 6:18 это не 618-й, а 518-й год, т.е. 18-й год шестого века (все как и у нас). Поэтому чтобы перевести дату из ЦЛ в ТЛ, мы сначала записываем ее простым числом, учитывая век (5:21=421, 8:73=773 и т.д.), а затем прибавляем к нему 1194. Вуаля! Начало Пятого мора, которое датируется 9:30 ЦЛ превращается в 2024 г. ТЛ (830+1194=2024). По большому счету, никто не мешает просто убрать двоеточие и прибавить 1094 (эти сто лет нужно откуда-то отнять), но тут дело вкуса.
По неизвестной причине, все, что было до основания Церкви, ЦЛ отсчитывает уже просто по годам, в обратную сторону, как и в нашем случае с «до Р.Х.». Перед такими годами ставится знак минус. Так, 1194 год по ТЛ превращается в -1 по ЦЛ, 1000 г. ТЛ – в -195 ЦЛ. Считается это очень просто: от года по ТЛ отнимаем 1195 и сразу получаем значение по ЦЛ с минусом. В целом, ничего сложного, но Тевинтерская империя, на мой взгляд, использует более простой и понятный календарь, который берет год ее основания и коронации первого Архонта за 0 год, поэтому я в своем изложении событий буду опираться главным образом на ТЛ, указывая, когда нужно, в скобках год по ЦЛ.
И когда все стало понятно, придется все снова запутать. Дело в том, что в Тедасе существует один древний вид, который мало соотносит свою историю с историей человечества и ведет собственный календарь – эльфы. Их летоисчислением можно будет пренебречь, когда речь пойдет об истории после 0 г. ТЛ, но для изложения более ранних событий оно пригодится, так что ознакомиться стоит.
Эльфы ведут свое летоисчисление от основания Арлатана – древнего города эльфов, и считают тот год 1-м по ЭЛ (забавное совпадение: по ТЛ Арлатан был основан в -6405 году, а по ЭЛ Тевинтерская империя возникла в 6405 г.). Т.о., чтобы нам получить дату по ЭЛ, надо прибавить 6405 к году по ТЛ либо 7599 к году по ЦЛ. Например, мы уже упоминали, что год начала Пятого Мора по Тевинтерскому календарю считается 2024-м. По ЦЛ: 2024-1194=830 г. или 9:30; по ЭЛ: 2024+6405=8429г. или 830+7599 тоже 8429г.
Что можно понять из всего изложенного выше, так это то, что самые древние сведения о Тедасе сохранили для нас эльфы. Их история началась за 6405 лет до истории Тевинтерской империи и аж за 7599 лет до истории, которую отсчитывает Церковь. 1-м годом эльфийской истории считается год основания Арлатана, столицы эльфийского мира Элвенан (досл. «место нашего народа»).
О временах до этого нам неизвестно ничего, кроме смутных воспоминаний, записанных хранителем долийского клана Ралаферин (это название клана) Гишарелем (это его имя). По его словам, в те времена:
«Жизнь не имела конца, не было нужды суетиться. Обряды поклонения богам длились месяцами. Решения принимались после десятилетних обсуждений, а их воплощение растягивалось на годы»
Картина, на мой вкус, сомнительная, но эльфам нравилось.
Жили они так тысячелетиями, пока в 4500 г. ЭЛ на севере Элвенана не появились первые люди, настроенные растрясти это болото. Согласно эльфийским легендам, люди приплыли с Пар Воллена – острова на северо-востоке Тедаса, за которым дальше совсем черт знает что. До прибытия на континент у людей уже существовала развитая, хотя и уступающая эльфийской, цивилизация. Мы знаем, что в джунглях Пар Воллена остались после них огромные пирамиды, выстроенные с неясной целью. Так, Ренатус из Айсли, оставивший нам «Собранную историю оккупированного севера», указывает на то, что «соотношения их линий столь точны», что они могли служить древним обсерваториями. Красота пирамид заключалась также и в их украшенных фасадах:
«Под листьями и лианами, покрывающими стены, вы до сих пор можете обнаружить украшающую их стилизованную резьбу. Краска давно отслоилась, но силуэты отчётливы: замысловатые морские животные, корабельщики, музыканты, лучники и короли. Здесь и там встречаются странные фигуры — высокие, рогатые, всегда на правящих позициях и всегда почитаемы. Кем были эти рогатые фигуры для Пар Воллена древности? Героями? Может, богами? Вероятно, мы никогда не узнаем правду. Но когда рогатые кунари прибыли из-за моря, принеся слово кун, вполне возможно, жители Пар Воллена увидели в них не завоевателей, а возвращение своих старых легенд»
Напрашиваются очевидные параллели между древними парволленцами и индейцами Южной Америки, принявшими на свою беду белых людей (в случае Тедаса – прибывших в 1724 г. ТЛ на остров кунари) за своих богов. Дальнейшая печальная история всем нам хорошо известна.
Как бы то ни было, по причинам, связанным ли с перенаселенностью острова, изгнанием ли или бегством, в 4500 году ЭЛ люди прибыли в Элвенан, где их прозвали «шемленами» (т.е. «суетливыми детьми») – видимо в виду отсутствия привычки десятилетиями принимать решения. Итог знакомства народов был предсказуем – у нежных эльфов не оказалось иммунитета к болезням людей, и они начали вымирать, запоздало прекратив с «шемленами» контакты. Это не особо помогло, но еще пару тысяч лет (что по людским меркам ничего себе) они продержались, пока не пали под натиском новообразовавшейся в 6405 году ЭЛ Тевинтерской империи.
Земли к северу от Элвенана к 6000 г. ЭЛ были заселены различными племенами людей, которые то объединялись, то враждовали друг с другом. Крупных союзов племен было три: Тевинтер, Неромениан и Каринус. Самым крупным объединением племен, которому удалось захватить обширные территории на севере континента, были тевинтерцы, возведшие столицу своего королевства – город Минратос – на скалистом побережье пролива, отделяющего континент от острова Сехерон. Тевинтерцы были одними из первых, кто вступил в контакты с эльфами, и за пару тысяч лет они успели освоить эльфийскую магию, научившись входить в Тень. Познакомившись с чудесными свойствами лириума, тевинтерцы крепко на него подсели и стали плодиться сразу магами. Система управления для такого централизованного образования оказалась нетипичной. Вместо одного короля королевством управлял Совет Магистров во главе с главным магистром, который сначала был первым среди равных, а затем магистр Дариниус все-таки не выдержал и назвал себя архонтом, придав титулу черты монарха, управляющего с оглядкой на аристократический совет.
Дариниус, будучи наследником верховной жрицы Тевинтера, успел еще до восшествия на престол стать королем другого королевства – Неромениана, но там длинная история про яйцо, завязанное узлом, волшебный колокол и прочие непонятные вещи. Собственно, Дариниус, не поскупившись, и объявил в 6405 году ЭЛ Тевинтер с Нероменианом единой империей, с чего началось местное летоисчисление, хотя некоторые источники, явно путая, приписывают эту заслугу Талсиану. Талсиан обучился магии крови и основал культ Древних Богов и, в частности, дракона Думата, но о богах как-нибудь потом. За все это Дариниус (стоит полагать, в особенности за магию крови) объявил его почетным архонтом, но это было так, больше для галочки.
Приручив как-то драконов, Тевинтер осмелел напасть на своих высокомерных соседей-южан, и когда-то в это время (эльфы и сами не помнят уже подробностей, потому что любили прилечь вздремнуть на пару веков) напали на Арлатан, разрушив его до основания. Как пишет хранитель Гишарель,
«Арлатан пал перед теми самыми людьми, которых наш народ некогда считал досадными паразитами. Говорят, магистры Тевинтера с помощью подвластных им разрушительных сил заставили саму землю поглотить Арлатан целиком, уничтожив тем зоны накопленных знаний, культуры и искусства. Весь уклад и обычаи Эльфов остались лишь в памяти тех, кто это пережил»
То ли от охватившей их печали, то ли от того, что город хранил древнюю магию, эльфы утратили бессмертие, а те, кто не успел сбежать, и вовсе попали к тевинтерцам в рабство, которые так полюбили эту систему общественных взаимоотношений, что не отказались от нее и к событиям DA.
После того, как с эльфами было покончено, Тевинтерская империя обратила взоры на гномов, которые до этого благоразумно избегали людей. Воевать с гномами, нечувствительными к магии, тевинтерцам оказалось затруднительно, и Дариниуса устроил торговый союз. Что касается третьего королевства, про которое уже все забыли, Дариниус женился на местной королеве, и дело было улажено. Тевинтер, Неромениан и Каринус стали Тевинтерской империей, во главе которой встал архонт, чья власть, пусть и номинально, опиралась на решения Магистериума.
А теперь о самой, на мой взгляд, интересной народности Тедаса, королевств которой не встретишь на картах, потому что они запрятаны глубоко под землей – о гномах.
К сожалению, гномы, будучи существами материальными и конкретными, не оставили для нас пространных эпосов про свои ранние времена, как это сделали эльфы, поэтому судить об их истории нам трудно. Неизвестно даже, как и когда гномы попали в Тедас. Так называемый Первозданный тейг, в котором хранятся залежи красного лириума, по преданиям, был основан более чем за 10 тысяч лет до событий Века Дракона, т.е. где-то в одно время с Арлатаном. Гномы, построившие Первозданный тейг, владели какой-то древней магией, которая, возможно, черпалась ими из красного лириума и позволяла строить глобальные сооружения и гигантские статуи. Этот тейг был заброшен и запечатан задолго до начала Первого Мора (800 г. ТЛ), по причинам, которые были забыты. Вот, что об этом говорится в докладе о допросе мародера (сомнительный источник, согласна), сделанного по приказу короля Анналара в 1942 г. ТЛ (9:48 г. ЦЛ):
«… он утверждает, будто спускался на Глубинные тропы, настолько древние, что наш народ позабыл о них еще прежде того, как случился первый Мор. Он рассказывал о громадных статуях и храмах — храмах! Рассказывал о вещах, которые можно сотворить только с помощью магии, и о невероятных руинах, к которым не прикоснулись порождения тьмы. Он описывал тварей, подобных которым мы никогда не видели. Все это, конечно же, совершенно невозможно. Я имел беседу с летописцем, и он утверждает, что Хроники начинаются датой основания первого тейга — да и что могло быть до того? Да, из-за порождений тьмы мы не в силах обследовать глубины, о которых рассказывал мародер, однако же, если бы такие места и впрямь существовали, о них наверняка упоминалось бы в Хрониках».
В этом тейге, как вы помните, нам удалось побывать с экспедицией Бартранда в DAII, но это не особенно прояснило историю гномов, разве что подтвердило древность их цивилизации.
Ко времени основания Тевинтерской империи у них уже существовала разветвленная система подземных тейгов, связанных друг с другом Глубинными тропами. Каждый тейг существовал отдельно и управлялся своим королем, но между ними были налажены тесные торговые связи. Самым крупным тейгом и де факто столицей гномьей империи, был Кэл Шарок. На его особое положение указывает то, что именно с его правителем, королем Эндрином Каменным Молотом вел переговоры архонт Дариниус. Кэл Шарок находился в горах Охотничьего рога, к западу от Тевинтерской империи. Это самые суровые горы Тедаса с самыми высокими пиками (гора Амброзия, высочайший пик Тедаса, располагается здесь). В этих же горах построена крепость Стражей, Адамант, но во времена гномов до ее основания было еще далеко. После смерти архонта Дариниуса в Тевинтере началась междоусобица, и гномы, всегда старавшиеся благоразумно держаться от людей подальше, перенесли столицу в хорошо известный нам тейг Орзаммар, тем не менее Кэл Шарок продолжил свою ремесленную и торговую жизнь, просто уже как периферия империи. После закрытия Глубинных троп он оказался отрезан от Орзаммара, что позволило ему сохранить свою древнюю культуру, верования и язык. Перенос столицы также повлиял и на структуру власти в тейге – он стал управляться не королем, а Ассамблеей, в которой отсутствуют кастовые предрассудки и ограничения.
Ко времени Первого Мора (800 г. ТЛ) гномий мир насчитывал множество тейгов, но достоверно известно о восьми: Кэл Шарок, Орзаммар, Кадаш, Амгаррак, Ортан, Эдукан, Даврокен и Гейдрун. Еще в Кодексе упоминаются города Хормак и Гундаар, которые могут не быть тейгами, и крепость Кэл Широк, которая точно не тейг. Все они были заброшены и разрушены во время Первого мора; выстояли только тейги Кэл Шарок и Орзаммар, но они оказались отрезаны друг от друга и разделены тысячами миль (найдите на карте Тедаса горы Охотничьего рога и Морозные горы). Окончательный разрыв между тейгами произошел в 1155 г. ТЛ, когда Верховный король Трикамень приказал закрыть Глубинные тропы, таким образом бросив (по версии Кэл Шарока) другой город на произвол судьбы. Справедливости ради, Кэл Шарок на помощь Орзаммару тоже не спешил, так что их горячая любовь была взаимной. Потом в Кэл Шароке была обнаружена надпись на стене, гласившая: «200 лет! Кэл Шарок жив, вы, забытые Камнем полные лорды. Нет ненависти страшнее, чем ненависть брата, вцепившегося тебе в горло!» («полные» тут употребляется не в смысле толстых, а в смысле «высших, главных», т.е. тех, кто заседал в Ассамблее; в ориг. deep lords). К чести Кэл Шарока, он и сам неплохо справлялся, и, когда был заново открыт в 2006 г. ТЛ, оказался жив здоров. Формально, связи между городами были восстановлены, но, как вы понимаете, осадок у обоих остался.
Тут было бы логично оставить в покое Кэл Шарок и рассказать теперь про Орзаммар, благо что информации пруд пруди, но мы как-то перескочили Первый мор, к которому теперь хотелось бы вернуться – событие-то незаурядное.
Большую часть историй о мире и религии Тедаса мы узнаем из рукописей брата Дженитиви. Его работы в самом Тедасе не считаются на сто процентов достоверными, так как зачастую другие источники отсутствуют и проверить приводимые им факты не представляется возможным. Наиболее близким аналогом его рукописей в нашей истории можно считать «О завоевании Британии» Гильды (De excidio et conquestu Britanniae), после которого все только повторяли истории о Хенгисте и Хорсе, в реальности которых мы сомневаемся до сих пор (другой пример – «Повесть временных лет» и Синеус и Трувор). В тех случаях, когда нам это удастся, мы сравним источники и вычленим факты, во всех остальным – положимся на слова Фердинанда Дженитиви.
Два наиболее значительных труда Дженитиви – «История падения Тедаса» и «История Киркволла». Первая рассказывает о положении в Тевинтере, центре Старой империи, во времена Первого мора, т.е. о событиях, отстоявших по времени от жизни Дженитиви более, чем на тысячу лет (Первый Мор завершился в 992 году по Тевинтерскому летоисчислению, в то время как события DA:O берут начало в 2024 году ТЛ, когда брат Дженитиви еще жив и здоров). Разумеется, чтобы создать такой труд, брат Дженитиви должен был располагать какими бы то ни было источниками, но о них он ни разу не упоминает. Тем не менее, по аналогии с нашей историей, мы можем предполагать, что в его распоряжении были церковные архивы, хранящие рукописи, которые он изучал во время своих многочисленных путешествий.
В силу специфики занятий автора, произведения его глубоко религиозны. Мы в такие крайности вдаваться не будем (или будем, но в отдельной статье, посвященной религиям Тедаса), а постараемся вычленить факты из «Истории падения Тедаса». По словам Дженитиви, во всем виноваты тевинтерцы. Именно они первыми, при помощи магии крови, открыли портал в Тени в Золотой Град, где якобы заседал Сам (Создатель, в смысле). Создателя они там не нашли, зато в дружелюбно открытый портал с той стороны хлынули порождения тьмы (у Дженитиви все немного не так, но вы сами можете почитать, как он это преподносит – Кодекс: Первый мор в 4-х частях).
Из погребальных песен:
«Хоть были могучи и победоносны,
Лорды-маги Тевинтера оставались людьми,
Обречёнными умереть.
И тогда прозвучал в душе их вкрадчивый шёпот:
Ужели, могучие, вы покоритесь
Времени, точно твари лесные?
Вы – Властелины земли!
Воссядьте же на пустующий трон
Небес и станьте богами.
Втайне трудились они,
Наводя чарами чары.
Всю тщеславную силу свою
Обратили они на Завесу,
И она наконец поддалась.
Над ними была река Света,
Перед ними – манящий трон Небес,
Под ногами у них –
Следы Создателя,
И царила вокруг безмерная
Тишина.
Но едва они сделали шаг
К пустому трону,
Громкий голос вскричал,
Потрясая сами основы
Земли и Небес:
Се чернеет Золотой Город
С каждым шагом вашим в Чертоге моём.
Дивитесь же совершенству, ибо оно уходит.
Вы принесли на Небеса Грех,
А в мир — проклятье.
Безжалостно были низвергнуты,
Ибо не смеет смертный быть во плоти
В царстве грёз,
Унося отметину их Преступления:
Уродливость тел,
Столь искаженных, что ни единой смертный,
Их не признал бы людьми.
В глубь земную бежали они,
Избегая света.
В вечной Тьме искали они
Тех, кто прежде их направлял,
И нашли добычу свою,
Бога своего, их предавшего:
Спящего дракона Думата.
Скверна их
Пропитала порчей даже ложного бога, и шептавший вкрадчиво
Пробудился, охваченный болью и ужасом, и повёл их
Сеять смерть и раздор средь народов мира:
Первый Мор.»
После этого все в Тедасе стало совсем плохо, хоть Дженитиви и скромно замечает: «я не преувеличу, друзья мои, если скажу, что большое скопление порождений тьмы — знак страшного катаклизма». Большое скопление порождений тьмы мы видели с вами своими глазами, и это тот еще катаклизм. Возглавил все это полчище дракон Думат (тот самый, чей культ создал большой любитель магии крови Талсиан), известный нам с вами как архидемон. В переложении Дженитиви, Думат – аналог христианского дьявола, заточенного богом под землю за то, что «занял его, Создателя, место в сердцах людей». Но люди-людьми, а больше всего от порождений тьмы пострадали гномы. Тевинтерская империя, хоть и изрядно помятая, продолжила свое существование, как и дикие племена людей в отдаленных краях будущего Ферелдена и Орлея, а вот гномья цивилизация, как мы уже знаем, была, без преувеличения, уничтожена. Как же люди в конце концов победили? Да никак бы не победили, если бы не Серые Стражи.
Первый Мор начался в 800 г. ТЛ и свирепствовал целых 90 лет (как империи удалось почти век существовать в условиях постоянной угрозы порождений тьмы – большой вопрос). К 890 г. положение стало отчаянным. Последние воины империи собрались в крепости Вейсхаупт («Белая вершина») в Андерфелсе. Андерфелс в старые времена был северной провинцией Тевинтерской империи, но затем откололся и превратился в независимое королевство, которое просуществовало с 500 по 780 г. ТЛ, после чего было снова присоединено к империи. Местом встречи он был выбран, видимо, из-за своего стратегически удобного расположения – Вейсхаупт, что ясно из его названия, располагался высоко в горах, на обрыве Сломанного Зуба, и был защищен скалами со всех сторон.
Имперские воины прибегли к хорошо знакомой тевинтерцам магии крови, и те из них, кто пережил посвящение, заключавшееся в принятии внутрь крови порождений тьмы, становились неуязвимыми для скверны, распространявшейся наподобие зомби-вируса. Более того, иммунные к скверне воины сами становились чувствительны к зову архидемона, что позволяло им легко отыскивать порождения тьмы. Новые воины объединились в Орден и нарекли себя Серыми Стражами – как считается, по распространенной масти грифонов, умением приручать которых владели Стражи.
Успехи Серых Стражей в борьбе с порождениями тьмы привели к активному росту Ордена. Тем не менее им потребовалось еще сто лет (никуда не спешили они там), чтобы собрать все свои силы и ударить по Думату. В 992 г. в Долине Безмолвия (а это, если помните, локация в Свистящих Пустошах) объединенная армия Тедаса, возглавляемая Серыми Стражами, прилетевшими на грифонах, нанесла поражение архидемону, а потерявшие лидера порождения тьмы снова бежали на Глубинные тропы.
Из легенды о Серых Стражах:
«Не первый год бесновался на земле Мор, и вот войска великих королей собрались на последнюю, решающую битву. Когда солнце прорвалось сквозь тучи, что клубились в чёрных небесах, его лучи осветили бескрайнюю орду порождений тьмы, во главе которой стоял архидемон.
И именно тогда ― когда, казалось, отвага покинула сердца и торжествовали победу отчаяние и смерть, ― появились Серые Стражи.
Они появились под мерное хлопанье крыльев, подобное стуку могучих военных барабанов. Выйдя вперед, суровые и бесстрашные Серые Стражи встали перед армией людей, заслонив их от громадной орды порождений тьмы. Они сами стали щитом и не отступали, пока не был убит архидемон и последнее порождение тьмы не было втоптано в землю. А потом, не требуя ни награды, ни славы за свою жертву, Серые Стражи удалились. Когда тучи схлынули и осквернённую Мором землю залил солнечный свет, великие короли поняли, что не потеряли ни единого бойца и не пролили ни капли своей крови.
Это предание ― не о битве, в которой сражались Серые Стражи, а о них самих. Они всегда защищали нас от порождений тьмы, отдавая свою жизнь ради спасения наших.»
Все это, конечно, означало победу, но временную – порождения тьмы спрятались, а не были истреблены, и хоть и Думат пал, помимо него под землей по-прежнему спали другие шесть богов-драконов: Зазикель, Тот, Андорал, Разикаль, Лусакан и Уртемиель. Это как бы нам намекает, что хочешь-не хочешь, но моров во вселенной DA должно быть семь.
После Первого Мора Стражи вернулись в Вейсхаупт и создали государство в государстве. Во главе Ордена стоит Первый Страж, заседающий в Вейсхаупте, как столице Ордена. В его ведении все главные вопросы политики Ордена, но из-за своей удаленности от основных государств Тедаса, реальной пользы он оказывает мало. Другое дело Стражи-командоры – по одному на каждую страну. Они возглавляют местный штаб и, хоть они и формально подчиняются Первому Стражу, имеют всю полноту власти в своих владениях. Что касается остальных Стражей, то де юре они равны, но на деле более старшие и опытные стражи пользуются большим уважением в Ордене, и им нередко дают полномочия командовать новобранцами. Служба Стража пожизненная в том смысле, что жизнь их заканчивается всегда раньше, чем служба. Не считая того, что бороться с порождениями тьмы – опасное занятие, яд крови порождений тьмы медленно убивает Стражей (чаще всего говорят о сроке в 30 лет). По истечению этого времени, каждый Страж слышит Призыв – чудовищную песнь архидемона, которая заглушает его мысли. Что происходит потом – вопрос. Некоторые считают, что Призыв – предвестник скорой смерти, и долг умирающего Стража – в одиночку отправиться на Глубинные тропы и храбро погибнуть в неравном бою, забрав с собой максимальное количество порождений. Но есть и более печальная версия: Стражи на самом деле не имеют иммунитета к скверне, просто процесс заражения происходит медленнее; Призыв означает, что Страж сам превращается в порождение тьмы – тогда он отправляется на Глубинные тропы, чтобы присоединиться к другим, которые больше на него не нападают.
И когда мы разобрались с Серыми Стражами, пришло время вывести на сцену четвертого – после эльфов, гномов и Тевинтера – крупного игрока: Церковь.
Как это у меня водится, зайдем из далека. В -1220 году ТЛ (или 5185 г. ЭЛ) в Тедасе объявились племена людей, зовущиеся аламарри. По словам Соласа, «[они] пересекли Морозные горы, спасаясь от твари, которую они в своих легендах называли теневой богиней. Мне встречалась эта «богиня». Она бродит в Тени в южной тундре, заплаканная, одинокая и покинутая. Великий Ферелден возник из-за одинокого духа, спугнувшего свою добычу». Этот союз племен осел на той земле, где в последствии возникло королевство Ферелден, и разделился на три ветви: те, кто осел в горах, стали позднее зваться авварами, жители Диких земель Коркари – хасиндами, а поселенцы равнин остались аламарри.
Тевинтер, как и положено будущей империи, не любил, когда кто-то без разрешения селился рядом. Он предпринял четыре попытки завоевания земель аламарри. Первые три оказались безуспешными – варварские народы проявили удивительное умение объединяться перед лицом общего врага. Четвертый поход был более удачным – Тевинтер захватил Западный Ферелден (очевидно, нападение велось с моря) и проложил Имперский тракт для снабжения своих войск. Также тевинтерцы под руководством архонта Ишала для защиты от хасиндов построили на границе с Коркари хорошо известную нам крепость Остагар (и не слишком полезную – она таки была разрушена хасиндами, а из башен устояла только одна – башня Ишала).
Из истории противостояния Тевинтера и аламарри нам важно еще одно: для удержания этих земель и транспортировки в Тевинтер рабов-варваров был построен город Эмериус. Это был не столько город, сколько гигантская крепость, вмещавшая в себя, по приблизительным оценкам, около миллиона рабов, которые трудились в шахтах, которыми изрыты горы под Киркволлом (а именно «Город цепей» возник на месте древнего Эмериуса). Весь этот миллион рабов ничего не значил для империи, но ровно до того момента, пока среди пленных не оказалась девушка по имени Андрасте.
Андрасте – дочь вождя аламарри Элдарата, родилась в деревушке на берегу Недремлющего моря, в месте, в последствии ставшим Денеримом. В детстве и юности Андрасте, как и многие другие пророки, страдала от кого-то легочного заболевания и припадков, порождающих галлюцинации (звон колоколов и яркие огни). Сама она посчитала это знаком своего высшего предназначения и начала записывать все происходящее с ней, так сказать, для будущих поколений. Соплеменники смотрели на ее причуды спокойно и, дабы не слонялась без дела, выгодно выдали замуж за вождя другого племени аввара Маферата. Счастье, если оно было, не продлилось долго. Победа над Думатом положила конец поклонению Старым Богам, что привело к появлению множества ересей, расшатывавших и без того хрупкое основание империи. Тевинтер постановил борьбу с ними своей первоочередной задачей и, в качестве карательной экспедиции, уничтожил поселение Андрасте, убил ее отца, а саму пророчицу угнал в рабство. Непонятно почему империя оставила в живых Маферата – ведь скоро он выкупил свою супругу обратно, и она вернулась в Ферелден не просто пророчицей, а мученицей, несущей слово Создателя.
Таким образом, своей жесткой политикой Тевинтер сам себе подложил свинью – взбешенные аламарри, вдохновленные своим духовным лидером, объявились у границ империи.
Из «Загадок Пресвятой» сестры Дамсон:
«Земли Империи были покинуты и разорены, чего она и заслуживала. Голод разорил Империю, а пожары опустошили. Алое зарево в небе было гневом Создателя нашего, готовящим врагов к её пришествию. И когда Владычица Наша пришла, она нашла их ослабшими».
Крупнейшая битва сил империи и аламарри произошла на Валарианских полях: аламарри, возглавляемые Мафератом и вдохновляемые его женой, разгромили войско тевинтерцев. Тем не менее, аламарри оказались на территории империи в том же невыгодном положении, что в свое время и готы во главе с Фритигерном после Адрианополя – военная победа не принесла им стратегической выгоды. У аламарри не было достаточно сил, чтобы удержать завоеванные территории, и достаточно опыта, чтобы взять укрепленную столицу. Это без сомнения понимал Маферат, но Андрасте уповала на милость Создателя и стремилась к Минратосу. Дальнейшую историю все мы помним из DA:I: Маферат, будучи уверенный в поражении аламарри, если они продолжат войну, пошел на сговор с архонтом Гессарианом и провел в Неварру шпионов, которые схватили Андрасте, увезли в столицу империи и там сожгли.
И снова, вопреки ожиданиям империи, это не только не объединило ее, но и усилило раскол. Практически сразу в Тевинтере возник подпольный круг последователей Андрасте, которые создали Песнь света, собрав воедино все ее наказы и пророчества. Одновременно с этим на захваченных аламарри землях начали образовываться самостоятельные королевства. Одним из таких королевств стал Орлей. Его предводитель, Кордилиус Драккон I заложил огромный храм в честь Создателя, и когда тот был закончен, короновался в нем как император Орлея и провозгласил основание Церкви Андрасте. С этого момента (1195 г. ТЛ) и начинается отсчет Церковной истории Тедаса.
Разумеется, на этом все не заканчивается, а только начинается. Но мне видится разумным остановиться именно здесь, и в следующий раз рассмотреть историю от основания Церкви до начала Пятого Мора и событий серии игр.
Дарет ширал, фалон!
Лучшие комментарии
Спасибо за статью, приятно окунуться в любимый сеттинг снова))
на это моменте застопорилась. может, песнь Света? там ведь не христианство, а андрастианство.