Предисловие: Давайте начнем с небольшого отступления: что мы знаем о восточном кино в целом, и корейском – в частности? Кроме самого факта его существования, разумеется.
К сожалению или счастью отдельных людей, азиатское кино, в силу определенных причин, не настолько известно у нас, в отличие от западного. Здесь играет роль как менталитет, со всеми его странностями, так и простая выгода – восточные фильмы, зачастую, слишком специфичны для нашего (и не нашего) зрителя, поэтому прокатывать подобные вещи в кинотеатрах для многих просто не выгодно. Пожалуй, самыми известными фильмами из стран Востока у нас являются фильмы с Джеки Чаном и парочка индийских фильмов, типа «Танцор Диско» и «Зита и Гита». В остальном же, восточный кинематограф далек от нас так же, как и мы от него.
Однако иногда попадаются фильмы, которые не только остаются на слуху, но и заставляют себя пересматривать по нескольку раз, чтобы ты точно был уверен, что понял все отсылки, понял некоторые вещи, которые напрямую не говорятся и т.д. Переходя конкретно к корейским фильмам – я искал хоть какие-то названия, которые были бы на слуху, и из добрых двух-трех десятков фильмов по-настоящему известных я нашел всего пару, которые регулярно входят в топы восточного кино: «Олдбой» и «38-я параллель».
Так как военная тематика меня не особенно интересует, я решил ознакомиться со вторым фильмом. И боже, до чего он хорошо. Но обо всём по порядку.
О фильме: Главного героя картины зовут О Де Су – он абсолютно ничем не примечательный бизнесмен, который в день рождения своей трехлетней дочери напивается, начинает дебоширить, за что его забирают в участок. Оттуда его достает друг детства, который сразу после освобождения незадачливого пьяницы звонит его жене, чтобы рассказать, что случилось. В это время кто-то похищает Де Су и запирает его в номере специальной тюрьмы. Номер этот, хоть и является по сути тюремным, имеет все удобства, даже телевизор, но лишен окон. И вот в таком состоянии полного одиночества О Де Су проводит пятнадцать лет, после чего его, без всяких видимых причин, отпускают на все четыре стороны. И теперь перед ним стоит только одна цель – найти того, кто его запер, понять, почему, и убить этого человека.
Итак, начну с сюжета. Не скажу, что он мне показался непредсказуемым или шокирующим, о некоторых сюжетных поворотах начинаешь догадываться примерно к половине фильма, но, тем не менее, история удерживала у экрана до самого конца. Концовка порадовала своей, в общем-то, нетривиальностью, но обойдусь без сюжетных спойлеров. Лейтмотивы картины также заслуживает упоминания. Во-первых, этот фильм был снят на основе романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо», тут и пояснять, я думаю, нечего, во-вторых, в самом начале фильма нам подкидывают интересную поговорку «Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве», которая мало того, что помогает понять персонажа, так еще и самому зрителю дает пищу для размышлений.
Что до персонажей, то все они мне показались достаточно интересными, со своими тараканами, харизмой, за ними интересно наблюдать. Чхве Мин Сик, который играет О Де Су, умудряется выглядеть одновременно и как пропитый бомж, с его бесконечным беспорядком на голове, и как член какой-нибудь Якудзы, настолько стильными выглядят его костюм и очки. Главный герой вообще – вишенка на торте, ибо являет собой гремучую смесь, как мне показалось, из Агента 47 и Джейсона Борна какого-нибудь.
Постановка, режиссура и операторская работа вместе задают крайне интересный тон картины. Кино очень размерено, оно идет не спеша, шаг за шагом, и в этом, на мой взгляд, есть свой плюс – ты успеваешь, грубо говоря, «распробовать» фильм, хотя для некоторых, два часа хронометража покажутся слишком долгими. Также стоит отметить боевые сцены, их в фильме совсем немного (две-три на весь фильм, если я ничего не забыл), но каждая поставлена так, что ты смотришь на нее с детским восторгом, кажется, будто смотришь какое-то аниме или играешь в beat`em up. Сцена в коридоре тюрьмы, которую, наверное, видело много людей, так и вовсе, на мой взгляд, лучшая боевая сцена в кино, которую я видел (поделитесь лучшими боевыми сценами в кино на ваш взгляд в комментариях).
Если же говорить о саундтреке, то и тут создатели картины не подкачали, много красивейших композиций, которые и сами по себе являются вещами очень сильными в музыкальном смысле, так еще и в фильме работают очень мощно. Позволю небольшой спойлер, просто, чтобы продемонстрировать, как может работать музыка: сцена выдирания главным героем зубов начальника тюрьмы под Вивальди вызывает сильнейший диссонанс, и от этого сцена, являющаяся мощной сама по себе, становится еще сильнее, на мой взгляд.
Итог: «Олдбой» — картина не для всех. Кого-то отпугнет долгий хронометраж и монотонное повествование, кого-то отдельные сцены, которые поставлены крайне правдоподобно, а кого-то отпугнет сам факт азиатского происхождения этого творения (на такой случай в 13-м году был снят американский вариант). Для всех остальных – крайне рекомендую к ознакомлению, ибо подобное кино – штучный товар. Здесь нет бесконечного зубодробительного экшена, как в доброй половине американских боевиков, а упор сделан скорее на психическое состояние героя, на его характер. И это, на мой взгляд, играет фильму на руку. Да, это не шедевр кинематографа, не 10 из 10, но своих 9,5 баллов, на мой взгляд, фильм заслуживает однозначно.