19 сентября 2016 19.09.16 13 4510

«Олдбой» 2003. Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве

+6

Предисловие: Давайте начнем с небольшого отступления: что мы знаем о восточном кино в целом, и корейском – в частности? Кроме самого факта его существования, разумеется.

К сожалению или счастью отдельных людей, азиатское кино, в силу определенных причин, не настолько известно у нас, в отличие от западного. Здесь играет роль как менталитет, со всеми его странностями, так и простая выгода – восточные фильмы, зачастую, слишком специфичны для нашего (и не нашего) зрителя, поэтому прокатывать подобные вещи в кинотеатрах для многих просто не выгодно. Пожалуй, самыми известными фильмами из стран Востока у нас являются фильмы с Джеки Чаном и парочка индийских фильмов, типа «Танцор Диско» и «Зита и Гита». В остальном же, восточный кинематограф далек от нас так же, как и мы от него.

Однако иногда попадаются фильмы, которые не только остаются на слуху, но и заставляют себя пересматривать по нескольку раз, чтобы ты точно был уверен, что понял все отсылки, понял некоторые вещи, которые напрямую не говорятся и т.д. Переходя конкретно к корейским фильмам – я искал хоть какие-то названия, которые были бы на слуху, и из добрых двух-трех десятков фильмов по-настоящему известных я нашел всего пару, которые регулярно входят в топы восточного кино: «Олдбой» и «38-я параллель».

Так как военная тематика меня не особенно интересует, я решил ознакомиться со вторым фильмом. И боже, до чего он хорошо. Но обо всём по порядку.

О фильме: Главного героя картины зовут О Де Су – он абсолютно ничем не примечательный бизнесмен, который в день рождения своей трехлетней дочери напивается, начинает дебоширить, за что его забирают в участок. Оттуда его достает друг детства, который сразу после освобождения незадачливого пьяницы звонит его жене, чтобы рассказать, что случилось. В это время кто-то похищает Де Су и запирает его в номере специальной тюрьмы. Номер этот, хоть и является по сути тюремным, имеет все удобства, даже телевизор, но лишен окон. И вот в таком состоянии полного одиночества О Де Су проводит пятнадцать лет, после чего его, без всяких видимых причин, отпускают на все четыре стороны. И теперь перед ним стоит только одна цель – найти того, кто его запер, понять, почему, и убить этого человека.

Итак, начну с сюжета. Не скажу, что он мне показался непредсказуемым или шокирующим, о некоторых сюжетных поворотах начинаешь догадываться примерно к половине фильма, но, тем не менее, история удерживала у экрана до самого конца. Концовка порадовала своей, в общем-то, нетривиальностью, но обойдусь без сюжетных спойлеров. Лейтмотивы картины также заслуживает упоминания. Во-первых, этот фильм был снят на основе романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо», тут и пояснять, я думаю, нечего, во-вторых, в самом начале фильма нам подкидывают интересную поговорку «Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве», которая мало того, что помогает понять персонажа, так еще и самому зрителю дает пищу для размышлений.

Что до персонажей, то все они мне показались достаточно интересными, со своими тараканами, харизмой, за ними интересно наблюдать. Чхве Мин Сик, который играет О Де Су, умудряется выглядеть одновременно и как пропитый бомж, с его бесконечным беспорядком на голове, и как член какой-нибудь Якудзы, настолько стильными выглядят его костюм и очки. Главный герой вообще – вишенка на торте, ибо являет собой гремучую смесь, как мне показалось, из Агента 47 и Джейсона Борна какого-нибудь.

Постановка, режиссура и операторская работа вместе задают крайне интересный тон картины. Кино очень размерено, оно идет не спеша, шаг за шагом, и в этом, на мой взгляд, есть свой плюс – ты успеваешь, грубо говоря, «распробовать» фильм, хотя для некоторых, два часа хронометража покажутся слишком долгими. Также стоит отметить боевые сцены, их в фильме совсем немного (две-три на весь фильм, если я ничего не забыл), но каждая поставлена так, что ты смотришь на нее с детским восторгом, кажется, будто смотришь какое-то аниме или играешь в beat`em up. Сцена в коридоре тюрьмы, которую, наверное, видело много людей, так и вовсе, на мой взгляд, лучшая боевая сцена в кино, которую я видел (поделитесь лучшими боевыми сценами в кино на ваш взгляд в комментариях).

Если же говорить о саундтреке, то и тут создатели картины не подкачали, много красивейших композиций, которые и сами по себе являются вещами очень сильными в музыкальном смысле, так еще и в фильме работают очень мощно. Позволю небольшой спойлер, просто, чтобы продемонстрировать, как может работать музыка: сцена выдирания главным героем зубов начальника тюрьмы под Вивальди вызывает сильнейший диссонанс, и от этого сцена, являющаяся мощной сама по себе, становится еще сильнее, на мой взгляд.

Итог: «Олдбой» — картина не для всех. Кого-то отпугнет долгий хронометраж и монотонное повествование, кого-то отдельные сцены, которые поставлены крайне правдоподобно, а кого-то отпугнет сам факт азиатского происхождения этого творения (на такой случай в 13-м году был снят американский вариант). Для всех остальных – крайне рекомендую к ознакомлению, ибо подобное кино – штучный товар. Здесь нет бесконечного зубодробительного экшена, как в доброй половине американских боевиков, а упор сделан скорее на психическое состояние героя, на его характер. И это, на мой взгляд, играет фильму на руку. Да, это не шедевр кинематографа, не 10 из 10, но своих 9,5 баллов, на мой взгляд, фильм заслуживает однозначно.


Лучшие комментарии

на такой случай в 13-м году был снят американский вариант

Во-первых, западные ремейки таких фильмов делают не по той причине, что американцзы — страшные РАСЕСТЫ и не смотрят фильмы из-за бугра, а из-за того, что в Америке тупо нет культуры бублежа, так показывают киношки с субтитрами. А смотрят их только ценители. Потому и «13-ый район» пересняли, и «Олдбоя», и ещё чукчу всего. Беда только в том, что такой «пересъём» полностью и фатально просрал все полимеры: всё выглядит опреснённо и очень уж нейтрально. Плюс у Олдбоя сценарий переписан прям очень заметно. И не в лучшую сторону.

А ваще — «Олдбой» — один из моих любимых фильмов. Люблю его от и до.
Этот фильм не показался мне азиатским. По моему его наоборот старались снять в западном стиле. Ну, а в целом, один из любимых моих фильмов. Сам не проверял, но почти уверен, что посмотревшие американскую версию, напрочь похерят себе все впечатление.
Пост ни в коем разе не претендует на объективность, и по сути является выражением собственных мыслей на ту или иную тему.)
Насчет Акиры Куросавы — спасибо за наводку, да и за цикл Затоичи. Как-нибудь посмотрю..)

А вот насчет высокомерия не совсем уловил, где оно есть. Вроде бы старался писать в нейтральной манере, но, видимо, где-то перегнул палку… хм, возьму на заметку.

P.S.: Спасибо, что минус не влепил, а то тут иногда попадаются индивиды, которые ставят минус за то, что ты думаешь не так, как он:D
Южнокорейский кинематограф вообще сложно отнести к типично «азиатскому», он более своеобразен и скорее ближе к европейскому
Ну, всё равно спасибо за мнение, мне есть, куда расти.) А высказывание своего мнения позволяет узнать, где и в чем у меня есть пробелы, и эти самые пробелы заполнить.
Спасибо всем за мнение, появилась пища для размышлений..)
А вот мне, как раз, первые раза 2-3 было трудно высидеть хотя бы полчаса, но вот я решил его всё-таки досмотреть, и он мне неимоверно зашел. В моем случае, наверное, сыграли роль возраст, когда я пытался его посмотреть впервые, и жизненная позиция, которая сейчас больше тяготеет вот к таким произведениям, где много разговоров и мало действия. Думаю, «Олдбоя» стоит смотреть в моменты специфического состояния души, ну, как мне кажется. Но тут, конечно, индивидуально всё.
Тут никто и не спорит. Я про РАСЕЗМ и не писал, а скорее про то, что некоторым зрителям (есть такие товарищи, поверьте) будет неинтересен фильм только потому, что это фильм азиатский. Обычно, азиатские фильмы как раз и ассоциируются с бесконечным трындежом, а многих это напрягает, поэтому я и уточнил, что есть американская версия, которая, в противовес оригиналу, линейна и не несет, на мой взгляд и половины того, что несет оригинал.

«Олдбой» 2003 года меня чем-то таким зацепил, что захотелось даже мнением поделиться, вот и всё.)
Я не думаю, что Танцора Диско можно отнести к восточному… хм, это же индийское и стоит особняком. Ну а из восточного кино мне интересны японские фильмы. Такеши Китано, например, у нас довольно знаменит. Ну и фильмы про всяких самураев, тот же Акира Куросава в Союзе был очень знаком. Так что… когда то я просмотрел все 26 фильмов из цикла Затоичи, не от Китано, а оригинального сериала.
Я не могу поставить плюс, топик довольно субъективен, и высокомерен. Автор не понимает темы, на примере одного просмотренного фильма и своего окружения нельзя делать выводы. Есть на Руси любители восточного кино, я знаю таких много.
Минусы не ставлю, просто прохожу мимо. Пост ничего, но рука не поднимается поставить плюс. Как то не то.
Здесь играет роль как менталитет, со всеми его странностями, так и простая выгода – восточные фильмы, зачастую, слишком специфичны для нашего (и не нашего) зрителя, поэтому прокатывать подобные вещи в кинотеатрах для многих просто не выгодно.

Касаемо той же Кореи, многие современные их фильмы давно уже вышли на голливудский уровень, а в некотором роде даже и превзошли. В том числе, вышли и на общепонятный курс, снимая кино «для всех», без всяких «менталитетов», стандартно огребая кучу положительных отзывов (зачастую, даже слишком). Почему их всё ещё так же неохотно крутят у нас в кино — решительно непонятно. А вот стоит корейцу снять фильм под флагом другой «цивилизованной» страны, так пожалуйста.
C Олдбоем у меня странная история, совсем недавно пересмотрел его в раз третий и мне было откровенно скучно, хотя прошлые два зашло очень даже ядренно. Теперь не знаю, а буду ли я его в 4й раз когда-нибудь пересматривать.
Читай также