Про Uncharted 4: A Thief's End сказано много. Даже слишком много. Настолько, что еще до выхода игры сложилось ощущение, что свои 9-10 из 10 она получит при любом раскладе. Причем от всех и вся. И я, как не совсем счастливый, но вполне довольный обладатель PlayStation 4, ждал финал истории Нейтана Дрейка. Но! И это очень важное «Но». Ждал я новый Uncharted из чистого любопытства. Ни поклонником Naughty Dog, ни их творений не являюсь. Да и с самой серией Uncharted ознакомился самолично лишь в момент выхода The Nathan Drake Collection. И испытал целый ряд эмоций, от «О! Это действительно круто!» до «О господи, что за бредятина происходит?». Конечно, я осознаю, что в свое время Drake’s Fortune и Among Thieves были очень важными проектами. По сути, именно эти игры вывели кинематографичность в индустрии компьютерных игр на новый уровень. Плюс, конечно же, работа актеров, проработка, пусть банальных, но запоминающихся персонажей, и так далее. Все это вы уже миллион раз слышали. Но была еще и Drake’s Deception… Которая, да простят меня фанаты, была, по большому счету, просто зарабатыванием денег на популярном бренде. Я считаю так: постановка, кинематографичность и иже с ними — это как торт. Можно съесть один, два, три, но всю жизнь ты не сможешь ими питаться. Когда-нибудь ты захочешь мяса, ты захочешь геймплея. А в серии Uncharted он хоть и эффектный, но откровенно скучноватый. И казалось бы, доведя визуальную составляющую до высочайшего уровня, надо заниматься как раз развитием геймплея. Но разработчики вновь выпустили Among Thieves с другим сюжетом. К чести Naughty Dog, на этом они остановились и не стали издеваться над Uncharted, как Ubisoft над Assassin's creed.
Собственно в этом и заключается мое любопытство. За визуальную составляющую я не переживаю. Но смогут ли разработчики предложить что-либо, кроме болтовни и красивых кат сцен? Получит ли гемплей развитие или снова здравствуй Uncharted 2? И если честно, то крюк-кошка и большие локации выглядят неплохо. Но достаточно ли этого? Что ж, давайте смотреть.
Начнем с основного, то, за что собственно и любят Uncharted: история и персонажи. Все мы уже знаем завязку сюжета, но на всякий случай повторю ее еще раз. После всех своих приключений Нейтан Дрейк остепенился. Он тихо и спокойно живет вместе с Еленой Фишер, работает и скучает по старым временам, хоть и не подает виду. Тут неожиданно на пороге появляется считавшийся погибшим старший брат Нейта — Сем Дрейк. И сообщает: «Так и так, брат, сидел я все это время в тюрьме. А теперь люди, вытащившие меня из-за решетки, хотят, чтобы я нашел сокровища пирата Генри Эвери. За которыми мы с тобой пятнадцать лет назад охотились». Собственно с этого все и завертелось.
Сам сюжет хорошо проработан и интересен, каких-то явных логических дыр не наблюдается. И возможно, для кого-то это будет спойлер, но я все-таки скажу. Naughty Dog наконец-то избавилась от мистики и фантастики, что однозначно пошло игре на пользу. Все больше времени стало уделяться персонажем, а не попыткам объяснить, что здесь за фигня творится. В итоге, например злодеи в A Thief's End получились самыми интересными и запоминающимися за всю историю серии. А главные герои… В общем, если в предыдущих играх мне за младшим Дрейом было просто интересно наблюдать, то теперь ему можно и даже нужно сопереживать. И это относится ко всем. Герои стали объемней и лучше врезаются в память. Само же повествование стало более размеренным. Если раньше игры серии Uncharted стартовали с места в карьер, то теперь нас постепенно вводят в историю. Спокойно и никуда не торопясь. Нам дают возможность познакомиться с действующими лицами и узнать их предысторию, из-за чего игра становиться самобытней. И перестает напоминать дорогостоящий ТВ сериал, что позволяет комфортно играть в A Thief's End даже тем, кто об Uncharted ничего не знает. Единственный момент, который меня поначалу напрягал, это один и тот же диалог, просто по-разному обыгранный:
Нейт или Сем:«Хей, я знаю где сокровища!»
Любой другой: «Ну тогда погнали, чего мы ждем!»
На нужном месте. Нейт или Сем: «Хм, здесь ничего нет… Кроме подсказки! Теперь я точно знаю, где клад!»
И так далее. Нечто подобное было и раньше, но не в таких количествах. Правда, в итоге оказывается, что это метафора, раскрывающаяся в конце игры. И да, у Uncharted 4 есть глубина, некий подтекст. Я сам не ожидал и был приятно удивлен сему факту. Конечно, какой-то сверх мудрой философии ждать не стоит, но мораль у всего происходящего есть. Через все действие тянутся несколько конфликтов. И не банальных, когда герои отстаивают противоположные точки зрения. Персонажи вместе пытаются понять, что с ними происходит и почему они… Но стоп, спойлеры! Думаю, пора остановиться.
Что до актеров, то тут все понятно. Нужно быть очень странным человеком, чтобы предполагать, что Нолан Норт и Трой Бейкер внезапно разучились играть. Они мастера своего дела, и все с ними в порядке. Но вот о ком бы я хотел упомянуть, так это Эмили Роуз. Если кто вдруг не знает, это актриса, играющая Елену. И она почему-то всегда остается в тени Нолана Норта. Эмили Роуз одна из тех современных актрис, которая действительно умеет очень хорошо играть, а не просто светит личиком на камеру. Если хотите убедиться, посмотрите сериал Хейвен. Благодаря ее актерскому мастерству, Елена стала моим любимым персонажем во всей серии. И в Uncharted 4 Эмили Роуз ничем не уступает ни Ноту, ни Бейкеру. В общем, она молодец и спасибо им всем за отличную работу.
На счет графики я буду максимально краток. Картинка выглядит сочно, эффектно и просто великолепно. Столько красивых мест и запоминающихся пейзажей не было еще ни в одной Uncharted. Вы можете наделать себе скриншотов, немного покопавшись в фоторежиме. Затем прифотошопить свою мордашку и рассказывать своим друзьям: «Смотри, где я был!» Может быть, кто-то и поверит. С анимацией все тоже в порядке. Иногда случаются странные вещи. Как например Дрей, вместо того чтобы дернуть рычаг, подходит к обрыву и прыгает с него. А через пару секунд полета телепортируется в нужное место. Но это все частности, не более того.
Вот и настал момент… момент поговорить о геймплее. Изменения здесь видны невооруженным глазом. И я сейчас не про крюк-кошку и другие нововведения, а о процентном соотношение времени, проводимого нами в перестрелках и карабканье по стенам. Если раньше мы в основном бегали с оружием на перевес, и отстреливали толпы мобов, то теперь нам предстоит в основном прыгать, убегать, ползать, цепляться, раскачиваться на веревки и рулить внедорожником. Вооруженные столкновения стали довольно редки. Хорошо это или плохо — думаю, все зависит оттого, чем вам раньше нравилось заниматься. Лично я в некоторых моментах хотел крикнуть: «Нейт! Кончай выпендриваться! Давай убьем уже кого-нибудь!» Но и перестрелки и акробатика выглядят очень красиво. А поездки на джипе и катере достаточно интересны и скоротечны, чтобы не утомлять. Правда, в итоге такого странного баланса геймпленое время растягивается, в результате чего на Uncharted 4 у меня ушло примерно в полтора раза больше времени, чем на предыдущие части. И плюсом это назвать сложно. Вот почему.
В плане акробатики Нейт умеет все то же самое, что и раньше, а так же парочка новых трюков. Но возможность цепляться за мягкую породу металлическим лезвием появляется лишь под конец. А крюк-кошка… В общем и целом это довольно интересная вещь. Но ее так часто приходится применять, словно это единственная фича геймплея. И повтыкали ее везде, где только можно. К концу это уже начинает надоедать.
Перестрелки? Тут все почти как раньше. Теперь нельзя откидывать гранаты. Зато можно стрелять, раскачиваясь на веревке. Доработали стелс. Можно спрятаться в кустах или нырнуть под воду. Но как я уже писал раньше, столкновений с противником стало гораздо меньше, и распробовать все это не успеваешь. Да и зачастую, хочется просто побыстрее продвинуться по сюжету, а не ползать по кустам.
С расширенными локациями все тоже не слава богу. Да безусловно, с визуальной точки зрения они выполнены великолепно, придавая происходящему объем и монументальность. Но гемплено они попросту не работают. Лишь в одном месте я нашел практическое применение открытому пространству, и то разъезжая на машине. Конечно, коллекционные предметы теперь запрятаны лучше, но это все.
Что с загадками? Тут Naughty Dog постарались изо всех сил, чтобы мы не напрягали свой мозг. Головоломки буквально решаются сами. То ответ чуть ли не прямым текстом написан в дневнике, то компаньон подскажет, что делать. И это относится не только к загадкам. Зачастую, заходя на новую локацию, ты не успеваешь осмотреться и налюбоваться на виды, а какой-нибудь персонаж или сама игра: «Эй, парень! Ты кажется заблудился. Тебе сюда». И опять же не как-то завуалировано намекнет, а прямым текстом в лоб. Да… Казуальность цветет и пахнет.
Но есть и плюс, о котором я еще не упомянул. Он касается и гемплея, и повествования — бреда стало в разы меньше. И под бредом я понимаю что-то, на подобие эпизода из третьей части, когда Дрей блуждал по пустыне в течение, кажется, трех дней. Ловя по ходу дела глюки, приходы, и находился практически в предсмертном состоянии. Но стоило ему заметить врагов, как внезапног все прошло. Он хватается за оружие и как ни в чем не бывало крамсает плохих парней в капусту. В этот момент геймпад встретился с моим лицом… Так вот, такого в Uncharted 4 нет. Да, Нейтан и его компаньоны все еще творят вещи за пределами человеческих возможностей. Взять к примеру умопомрачительные и совершенно не правдоподобные погони. Но это хотя бы глаз не сильно режет.
В ИТОГЕ если отмести эмоции, то поставил бы я новой игре Naughty Dog не больше 8,5. Но мне не нравятся цифровые оценки. Поэтому обойдемся словами.
У Uncharted 4 хватает недостатков. Странный баланс гемплея, который все еще однообразный и местами нудный. Затянутость некоторых моментов, опять же геймплейных. И к нам игра относиться так, словно мы не игроки с многолетним опытом, а пятилетние дети, впервые взявшие в руки контролер. Но делает ли все это A Thief's End плохой игрой? Однозначно нет. Uncharted 4 это тот проект, который запомниться надолго. Запуская консоль, я был настроен очень скептично. Но игра смогла меня переубедить. Это то, что отличает хороший проект от великолепного зарабатывания денег от искусства. Этим творением должны гордиться и все люди, принимавшие участие в разработке, и фанаты серии. Я считаю Uncharted 4 лучшим и самым целостным из всего того, что делали Naughty Dog. Не считая, конечно же, Crash Bandicoot.
Да даже если призвать на помощь объективность, которую я так люблю, станет очевидно, что достоинств у игры больше. А недостатки не столь критичны для восприятия. Не стоит винить Naughty Dog за желание рассказать захватывающую и не глупую историю. Наполнить глубиной и мыслью все происходящие, пусть и где-то в ущерб игровому процессу. Но и стремления хоть как-то развивать и разнообразить гемплей у разработчиков не отнять. Так что, если взглянуть на картину в целом придираться почему-то не хочется.
И знаете что? Я до сих пор не люблю серию Uncharted, но кажется я полюбил Uncharted 4: A Thief's End… Это лучшая оценка какую я могу дать.
Лучшие комментарии
P.S. Не играл, смотрел прохождение.