«Величественная, превосходная, 11 баллов из 10 — хотя нет, в мире математики нечем описать игру, которую я только-только закончил обозревать, ибо её авторы в прямом смысле промыли золотистым дождём гениальности мои глаза», — написал журналист и повернулся к Кодзиме… Неловкая пауза закончилась выстрелом в затылок.
Для тех, кто в бункере — stopgame.ru/newsdata/25764
А теперь серьёзно: для всех тех, кому хочется насрать в комментариях, насколько этот разнос неадекватный, злобный, игро-ненавистнический, не толерантный и необъективный — всем подобным я предлагаю заглотнуть красную пилюлю и наконец вернуться в реальность.
И вот перед нами “MetalGearSolid: Призрак сюжета”, и все, кто расхваливал “MetalGearSolidOld”, уже пускают столько слюней, что в ближайшие 100 лет нам не грозит глобальное потепление. И как это всегда бывает, ураган истерии и улюлюканья фанбоев и просто нетрезво мыслящих, удар по всей индустрии. «10 баллов, ШЕДЕВР» — бьёт в набат IGN, «Больше контроля, больше выбора, чем во многих других играх, включая Dishonored, Hitman… (пауза) и Deus Ex» — выстукивает GamesRadar (явно забывая, что такое последняя игра) и приговаривает "… новый вид “многоразовых” врагов, над которыми придется попотеть..." — так и не ясно, зачем авторы вставили в игру врагов, к которым необходимо применять силу несколько раз. Именно это, мягко говоря, лизоблюдство и вызывает большинство вопросов на тему, что курили и нюхали журналисты.
Несмотря на облизывания прессы, можно было заметить, что только 12 изданий выставили свои обзоры на публику — ДО выхода игры — с запретом на релиз рецензий для всех остальных изданий (даже тех, кто общался с издателем напрямую). Все это вскрылось, конечно же, не только из-за повальных «9» и «10» — что дало просраться всем хейтерам и фанбоям на одном белом друге, но и затронуло то, против чего стоял насмерть #GamerGate (и одержал много побед, иначе как бы тот же GameRadar изменил свои взгляды на этику в данном вопросе? Для тех кто в бункере кликаем на ссылку выше).
А теперь к частностям: «For fear of spoilers, Konami invited journalists to review the game at five-day 'boot camps' tied to strict NDAs (non-disclosure agreements). We played between 9am to 5pm, with no unsupervised play outside these hours. That's a maximum play time of 40 hours, assuming no shortages of for eating, drinking, stretching...or reality. So you're tried to complete a 35-50 hour game(or longer, depending on your play style and the nature of your 'completion'… I can't say), that you're been anticipating for five years, in a realistic window of 30-35 hours.» Вкратце переведу: всех журналюг пригласили отрецензировать игру под строгим контролем самого издателя, без свободной игры вне надсмотра. Вся эта простыня текста укладывается в две строки: профессиональный журналист открыто признается, что его — и всех остальных — вели по игре за ручку сами издатели, в то время как он «беспристрастно констатировал очевидные достоинства игры». Может, именно поэтому «рецензия» читается не как критическая оценка игры, а больше похожа на рекламную брошюру на страницах «Игромании» или «Страны Игр», ну или на красноречивую ложь с обратной стороны игровой коробочки?
И это только вершина айсберга: «In my 'boot camp', reviewers were charging through missions wearing the chicken hats(which makes you invisible) almost completely ignoring Mother Base and all the side-ops in a race for the end» — ох ты ж… Журналисты нарушили свою же профессиональную этику, признаваясь, что проходили игру с читами, да еще и никак не смогли высказать хоть какую-то критику — и это касается микро-транзакций В ИГРЕ ЗА 60 ЗЕЛЕНЫХ, что делает MGS:The Phantom Purchase больше похожей на Dead Space 3, нежели на игру высокого качества.
И вопрос для всех остается лишь один: это все игры так «рецензируются»? Выбираем элементы, которые нам нравятся, выдергиваем их из общей картины (а-ля Логвинов), показываем всем окружающим, заметая остальное в мусорное ведро? Все как-то забыли, что рецензия — это критическая оценка на видео-игру, как продукт развлечения для масс, а не искусство. Игровая индустрия действительно упала настолько низко или, может, свернула в кювет?
Но это не все. Если даже если конечный продукт, описанный выше, правда заслуживает доли позитивных оценок, нам давно уже пора понять, что игры серии MGS получают «11 из 10!!!» только потому, что это MetalGearSolid — и ни по каким другим причинам. Например, сегодня на MGS2 пускают слюни и фапают все, кому не лень, забывая при этом, что сразу после выхода все критики и геймеры влепили игре «кол» за все промахи, коих там было огромное количество, включая концовку. При этом все те же издания ставил игре десятки, как написано в «рецензии» от той же IGN: «игра MGS2 уникальна в том, что ставит стелс превыше экшена». Чисто субъективное “лучший способ пройти миссию — оставаться невидимым и неслышным".
Вопрос лишь в том, в какой параллельной вселенной находились авторы, когда проходили MGS2: Sons Of Liberty. Да и играли ли они в нее вообще? Ибо та, в которую играли все остальные, заставляла каждые две минуты открывать огонь на поражение, заканчивая всю феерию оргией с участием Райдена, ракетницы и Metal Gear Ray. Ну о-о-очень много стелса…
И та же серия, еще недавно равнозначная какому-нибудь проходному фильму (я про MGS4:SoP), была осыпана золотом всех мастей и оценена на «10 из 10», прямо как одноногий советский бегун. «Триумфальное достижение 20-летней истории», — выплевывал GameInformer. «Можно ли поставить игре 11? Если да, она того заслуживает», — выкореживал IGN перед прыжком в бассейн с метадоном.
И тем, кто начнет нести чушь на тему «это все были разные журналисты», поясню — все те же лица приглашены на ревью-мероприятия, где издатель руководит их «критической оценкой игры», они дружно промолчали о том, сколько это чудо Франкенштейна будет устанавливаться на вашу ветряную мельницу (PS3) и сколько из всей «игры» вам дадут поиграть, заставляя смотреть плохо поставленные и комически озвученные ролики.
И надо отдать должное одному изданию — GameSpot, которые отказались присутствовать на двух 'boot camps' на игры Ninja Gaiden (Microsoft) и MetalGearSolid (Sony, Konami). И для всех, кто поклоняется Кодзиме — да, он не только также был там, но и занимался организацией мероприятия. Правда жестокая — одевайте шлем и наколенники, не то будет больно.
Конечно же, очень многим хочется списать все на единичный случай, или на теорию заговора, или обвинять во всем издателя “Конами” (и часть вины на них есть). Факт остается фактом, и это не исключение из правил, а скорее само правило, не только у “Конами”, но и во всей индустрии в целом. Игры вроде Crysis 3, Mass Effect 3, Dragon Age 2 и даже StarCraft 2 были «отрецензированы» в подобных условиях, как западной прессой, так и прессой Европы и СНГ (читайте рецензию Игромании и «мнение» Любителя_Еды).
На что нужно полагаться и отдавать должное — это Rock, Paper, Shotgun и GamesRadar, который по уши погряз в тех же скандалах, что и остальные. И тем не менее, оба издания все же нашли в себе частичку совести и рассказали, почему их рецензии игры имеют уклон и предвзятость к MGS5 — хотя совершенно не обязаны были это делать, ие для рекламы сайта, ни для денег с рекламы. И за это им нужно отдать должное.
При этом большинство журналистов не хотят и не сделают подобный реверанс профессионализму и журналистской этике: IGN с «10 из 10»-рецензией от Винса Ингенито, Бен Мур из GameTrailers c «9.3\10», Питер Браун из GameSpot, Кирк Маккеанд из The Telegraph, Мишель Харраденсе из PSU, Джой Джуба из GameInformer, @DtoidChris из Destructoid и остальные — все не позаботились даже упомянуть сам факт ревью-мероприятия.
… P.S.: Ждите ревью )