3 мая 2005 года вышла первая игра серии Forza с приставкой Motorsport, которая являлась ответом серии конкурента Gran Turismo эксклюзивно для приставки Xbox. Уже десять лет прошло, как студия Turn 10 радует нас качественными симулятивными гонками в серии Motorsport и весёлыми аркадами от дочерней студии Playground Games. За это время, в общей сложности, вышло 7 игр данной серии. К этому юбилею в партнёрстве с Universal Studios был создан самостоятельный аддон к Forza Horizon 2 к выходу 7 Форсажа forza horizon 2 presents fast & furious, который будет бесплатным вплоть до 10 апреля. В связи с данным событием я решил вспомнить каждую из игр серии и описать, какое влияние на жанр автосимуляторов оказала серия.
Причины популярности серии:
Модель повреждений. В отличии от конкурентов, серия Motorsport одной из первых внедрила в свою серию реалистичную модель повреждений автомобиля. Это касается не только грязи, вмятин и царапин. Так в игре сбиваются спойлеры, полностью выбиваются стёкла (кроме лобового), повреждение двигателя и износ шин, а так же при соответствующей настройке данные повреждения влияли на модель поведения автомобиля вплоть до его полной поломки и последующей остановки.
Физика машин. Студия Turn 10 не поленились и создали собственный физический движок, который в реальном времени рассчитывает поведение автомобиля, учитывая физические данные автомобиля, а так же изменяя управление, максимальную скорость и ускорение в связи со столкновениями. Несмотря на то, что поведение некоторых видов машин оставляет желать лучшего, физика игры отторжения не вызывает.
Богатый автопарк. Серия игр Forza предоставляет огромное количество автомобилей известнейших марок и различных классов начиная от стандартных серийных автомобилей D и заканчивая гоночными прототипами R1, при этом прорабатывая каждую деталь.
Тюнинг, модернизация и Стайлинг. В играх этой серии настраивается чуть ли не каждый винтик, вы вольны настроить и подкрутить всё под себя. Стоит ли говорить что модернизировать какую-либо классическую машину, аля Volkswagen Golf 92 года и до такой степени, чтобы она уделывала в гонках спорткар — бесценно. Игры так же предоставляют огромный редактор внешнего вида машины, что позволяет сделать абсолютно уникальный дизайн который будет радовать ваш глаз… или тому, кому вы его продадите.
Низкий порог вхождения. В сериале доступно множество различных помощников, такие как помощь в управлении и торможении, АБС, перемотка, контроль устойчивости и автоматическое переключение передач. Все эти функции позволяют получить удовольствие от игры тем игрокам, которые хотят менее реалистичного игрового процесса и просто желают получить удовольствие от гонок под весёлую музыку. Я бы сказал, что в серии не столько настройки симулятивности игрового процесса, сколько его аркадности.
Трассы. Известнейшие реальные трассы воссозданные с большой точностью, начиная с Road Atlanta и заканчивая Nürburgring не оставят автолюбителей равнодушными.
Музыка и настроение. Весёлые и энергичные ремиксы рок-композиций, что может ещё лучше чтобы настроить на победу в гонке? Благодаря этому игре удаётся максимально правдоподобно передать веселье от вождения автомобиля.
Xbox Live. Каждая часть серии интегрирована с этим сервисом. Так, имеется возможность продавать машины вместе со всей статистикой другим пользователям, тем самым получая внутреигровую валюту. Тоже самое касается и дизайна. Так же компанией был запущен сервис Forza Hub, который ведёт вашу статистику: считывает как давно вы находитесь ''За рулём'' серии, сколько достижений получили, а так же кол-во медалей машин и прочего, переводя это в очки опыта. Заполнив полоску опыта вы повышаете свой ранг, за повышение которого вам зачисляют внутреигровые подарки в игры серии начиная с 4 части.
Forza Motorsport (Metascore 92\100).
Первая часть серии, как я уже говорил выше, вышла в 2005 году. Её автопарк насчитывает 232 автомобиля в 9 классах от D-R. Каждый класс, не считая R, имел по 4 подкласса, от 1-4 и чья крутость измерялась от большего к меньшему, то бишь 1 был самым лучшим. У R класса, тем временем, было всего 3 подкласса: R-GT, R-GTS и R-P1. Разделение машин на классы сильно сказалось на балансе игры, так как машины из класса C никак не могли попасться с классом A, поэтому что все гонки проходили честно.
Каждую машину можно было модернизировать в трёх категориях: двигатель\мощность; внешний вид\аэродинамика; шасси\трансмиссия. Помимо этого имелся широкий диапазон настроек автомобиля. Так, можно было регулировать давление в шинах, прижимную силу и т.п. В этой части серии так же присутствовал редактор, который, хоть и был несколько примитивен, но давал создавать по-настоящему отличные дизайны.
Старт серии и потуги разработчиков критики определённо оценили и несмотря на эксклюзивность для плохо продаваемой консоли, она разошлась неплохим тиражом, а это о чём-то да говорит.
Forza Motorsport 2 (Metascore 90\100).
Продолжение выпущенное спустя 2 года (как, собственно, и каждая часть серии), то бишь в 2007 году, стала первой гонкой серии на консоли Xbox 360. Автопарк расширился до 349 автомобилей. Разработчики, заметив что сообществу понравилось играться с редакторами, сильно расширили и упростили его, дав возможность накладывать до 1000 слоёв графики. Тогда же в серии и появился аукцион, где можно было купить или же продать дизайн машин. Однако, серия избавилась от гонок вида ''От точки к точке'', оставив лишь кольцевые гонки. К разработке, так же, были привлечены профессиональные гонщики, которые помогали разработчикам в создании наиболее правильного поведения машин.
Глобально была изменена физика и модель повреждения. Так, настройки повреждений разделились на 3 типа: полная, где полные повреждения автомобиля вплоть до остановки двигателя; ограниченная, где повреждения учитываются на поведении машины, но вывести из строя никак не выйдет и косметическая, где как бы сильно вы не бились — на вашей машине это не отразится.
С приходом, тогда ещё нового поколения игра смогла работать в разрешении 720 р при 60 фпс, но с некоторыми оговорками, как, например, упрощённый режим зеркал заднего вида, или снижение частоты кадров до 30 фпс на поворотах, для того чтобы задействовать дополнительные эффекты пост-обработки. Игру все хвалили за реалистичную симуляцию поведения автомобилей, однако оценку игре подпортили немногочисленные баги при выходе, связанные с изменениями в физическом движке.
Продолжение серии явно вышло удачным. Не без огрехов с технической точки зрения, но удачным. Turn 10 сделали всё что от них требовалось.
Forza Motorsport 3 (Metascore 92\100).
В 2009 году вышла 3 по счёту часть сериала, на обложке которой была изображена Audi R8. С появлением этой игры в серии многое изменилось. Так, впервые появились вид из салона вместе с возможностью отмотать время, а так же детализированные днище и шасси, был улучшен дрифт и появился драг-рейсинг Так же свой дебют в серии составил класс внедорожников.
Так же особое внимание уделили в этот раз самим лобби, в которых теперь можно было задавать свои правила и ограничения в гонках. Помимо этого в игре опять обновился физический движок, который открыл возможности к тому чтобы перевернуть автомобиль (ранее они переворачивались только на бока), деформации шин. Кроме того, боты под управлением ИИ стали совершать ошибки, если вы оказывали на них давление.
Большое внимание так же уделили графике, несмотря на то, что игра работает по тем же правилам, что и предшественница, детализация трасс выросла в разы. К тому же доработали фоторежим, в котором увеличили число текстур в десять раз. Игра получила много наград, а так же была очень тепло принята критиками, которые, однако, отмечали что хотелось бы видеть большее кол-во машин одновременно находящихся на трассе (в игре их всего 8)
Turn 10 определённо произвели графическю революцию в гонках, которая сочеталась с весёлым геймплеем, который поднял планку серии Forza на новый уровень.
Forza Motorsport 4 (Metascore 91\100).
И вот, уже в 2011 году на рынок автосимуляторов врывается очередная часть Motorsport'a и становиться самой лучшей игрой в серии и тому есть причины. Новая часть сериала насчитывала 500 автомобилей, среди которых 90 — новички в серии. Так, несмотря на тоже самое качество 720 р при 60 фпс и тех же условиях что и вторая, и третья части, в игре модель сглаживания в одиночных гонках пересела с 2х на 4х MSAA, что заметно улучшило картинку.
Разработчики наконец-то сделали то, о чём фанаты просили сделать в 3 части — заезды на 16 человек, а точнее машин. Кроме того, помимо новых карт разработчики не поленились и заметно переработали старые так, что ощущаются они совершенно по-новому. В этой части чуть ли не полностью переработали модель освещения, а так же появилась возможность выбирать время суток для трасс, в качестве альтернативы динамичного освещения. Помимо этого, в игре были улучшили работу шин и подвески, а так же динамическую камеру, которая теперь гораздо точнее передаёт изгибы трассы.
Самое вкусное, а именно режим Forzavista я оставил на последнее. Это определённо самое значимое нововведение в игре. Работа проделанная над модельками просто поражает, к ними попросту не придерёшься, все машины прорисованы просто фантастически. Сама функция не несёт какой-либо значимости для игрового процесса, но отлично показывает любовь студии Turn 10 к машинам.
О них, кстати, здесь рассказывает не кто-нибудь, а сам Джереми Кларксон и при чём не общие сведения, а всю историю создания, ''начинку'', цену и всё это вместе с его фирменным юмором. Здесь с машиной можно вытворять что душе угодно: открыть капот и посмотреть что у неё за движок, сесть за руль и завести её.
4 Форза определённо является апогеем как возможностей Xbox 360, так и творчества Turn 10, где единственное к чему можно придраться — это отсутствие геймплейных новшеств. Они создали по-настоящему весёлый и красивый автосим, который можно смело назвать одним из лучших за всю историю гонок.
Forza Horizon (Metascore 85\100).
Признаюсь честно, когда я узнал об анонсе аркадной гонки от авторов Forza, я сильно удивился, ведь серия Motorsport всегда пыталась одновременно быть как серьёзным автосимулятором, так и быть удобной для казуальных игроков гонкой. И как приятно было понять, что новое ответвление франшизы определилась с выбором чего-то одного. С приходом серии Horizon разработчики из Playground Games явно хотели привлечь ту аудиторию игроков, которые заявляли: ''Гонки — это не моё'' и как бы заявляя, что даже если вам не нравятся автосимы, то эта игра обязательно изменит ваше представление о жанре!
Игре немного не повезло в том плане, что ей составил конкуренцию перезапуск серии NFS: Most Wanted 2005, но это не помешало её хорошим продажам. Больше всего игра напоминает даже не столько оригинальный Most Wanted, сколько серию Test Drive Unlimited. Всё действо игры вертится вокруг фестиваля Horizon — главного праздника для всех автолюбителей проходящем в штате Колорадо в Америке. А что это означает? Правильно, атмосфера праздника, открытый мир и куча «мускулистых» машин. И я с чистой совестью заявляю, со всеми тремя пунктами разработчики справились на отлично.
В игре хоть и незамысловатая, но очень хорошо поданная компания, который раскрывается за счёт колоритных персонажей (которые выглядят непривычно хорошо для гоночной игры), атмосферы и музыкального сопровождения. Всего в игре всего 3 радиостанции: Horizon Bass Arena, Horizon Pulse и Horizon Rocks, которые, однако, забиты музыкой (в сумме треков выходит около 70-ти).
У Horizon огромное количество плюсов, которые в сочетании превращаются в один самый главный плюс игры, благодаря которому она как раз и «выезжает» — атмосфера. Именно эта вещь очаровала игроков и прессу: ярчайшие краски, красивейшие пейзажи и машины, заводящее музыкальное сопровождение, весёлые персонажи, ощущение праздника, огромный и боагтый открытый мир. Благодаря всему этому нельзя без улыбки сидеть за игрой.
В игре отлично показали сам открытый мир, который, кстати, просто огромен по меркам 7 поколения и Xbox 360 в частности. Наполнение этого мира так же не подкачало: красивейшие пейзажи начинающиеся от городов и полей, и заканчивающиеся лесами и горами. Многообразны и маршруты в игре, которые выстроены для вашего удобства, благодаря чему ориентироваться в мире Horizon вам не составит труда.
Помимо обычных гонок по улицам или бездорожью есть и специальные, аля обгоните кукурузник или парад воздушных шаров. К тому же есть разбросанные по миру таблички со скидками на машины и быстрое перемещение, а так же гаражи с заброшенной раритетной классикой. Стоит заметить, что игре передали знаменитый редактор внешности машины и тюнинг, так что творите на здоровье!
Forza Horizon — это та же самая Motorsport из которой убрали всё нудное, что может отпугнуть казуального игрока, но это ещё не означает что за ней неприятно будет сидеть и автолюбителю. Horizon — это праздник веселья, который каждый должен для себя попробовать.
Forza Motorsport 5 (79\100).
Итак, новое поколение пришло и Xbox one нужен был сильный стартовый эксклюзив, да такой, чтобы в первые секунды появилось мнение «Вот это да, настоящий некст-ген пришёл!». И в первые минуты игры складывается именно такое впечатление. Игра начинается со слов всё того же Джереми Кларксона где он описывает то, за что мы любим машины и почему это предмет восхищения под красивейшее звучание оркестра. Затем нас сажают в прекраснейшую McLaren P1, которая является лицом данной части сериала, где нам предлагают полностью осмотреть машину снаружи и внутри, а затем дают поучаствовать в гонке проходящей по фантастическим улицам Праги — наверное, самой красивой трассе в игре.
Управление и поведение автомобиля на гоночной трассе, в пятой части симулятора, качественно подняты на новый уровень: очень хорошая модель поведения шин, сцепление с дорогой очень зависит от скорости. В данной части стал по настоящему чувствоваться автомобиль обладающий задним приводом ведущих колес, и если научиться или привыкнуть к заднему приводу, то можно творить фееричные управляемые заносы в поворотах во время гоночных соревнований.
Завершая гонку ты действительно понимаешь, что новое поколение пришло. Из гаража, ввиду его красоты, не хочется выходить вообще, но иначе не заработать деньги на новые машины. Зайдя в автосалон можно увидеть, что машин в игре не так уж и много, около 250 с учётом всех бесплатных DLC, но этому есть своё оправдание. Дело в том, что теперь в режиме autovista, перекочевавшем из Forza Motorsport 4 и теперь зовущемся forzavista, доступен просмотр каждого автомобиля, что поражает и оправдывает опустевший автопарк.
Итак, нас отправляют в одну из лиг, которую опять же открывают вставки моделей машин соответствующей данной лиге под комментарии одного из троицы Top Gear. И именно с гонок изначальный восторг от игры пропадает. Довольно скучные и однообразные гонки в которые хочется играть только после того как свыкнешься с механикой игры и войдёшь во вкус; Хотя все трассы и большие, но не все так хороши как Пражская, а те которые выглядят прилично привлекают в основном задниками (как, например, Альпы), да и в целом трассы прорисованы не так хорошо как хотелось бы. Ко всему тому, в игре их ещё и мало, всего 17 штук, но с изменяемыми режимами заезда, благодаря чему видов этих трасс 53.
Больше всего в глаза, конечно, бросается контраст между гаражом и реальной гонкой, где графика становится заметно хуже, что в принципе нормально для стартового проекта, учитывая что графика всё равно радует глаз. Из нововведений в игровом процессе хочется заметить сильно похорошевший звук машин и систему Drivatar. Суть её заключается в том, что в течение первых 3 гонок система анализирует вашу манеру вождения с каждой гонкой её дорабатывая. Эта система действительно работает, так как если понаблюдать за ботами в этой игре у каждого действительно своя модель поведения: чья-та езда эталонно аккуратно, а кто-то не против устроить небольшую толкучку.
Из графических улучшений можно выделить заметно похорошевший вид из кабины и отличную систему повреждений в косметическом плане. Вмятины, царапины и прочие внешние повреждения выглядят очень красиво и находятся именно в тех местах, где они должны быть. В игре остались фишки предыдущих серий сериала, как продвинутая модернизация, тюнинг и стайлинг, которые в этой части стали ещё лучше. За что хочется похвалить игру, так это за выдержанный серьёзный стиль, который здесь соблюдается во всём.
Так же я сильно чествую добротное музыкальное сопровождение от ветерана серии — Лэнси Хэеса, красивейший оркестр который на редкость современно звучит и создаёт должное напряжение, но музыкальных треков мало из-за чего они кажутся однообразными, да и к тому же не хватает электронных запалов из предыдущих частей. Переходя от звука игры, к звуку машин, нельзя не отметить глубину и чёткость рёва моторов и скрипа шин, которые в своё время подняли стандарт качества на совершенно новый уровень.
Дизайн некоторых уровней, а конкретно тут трасс, в игре очень хороший, хотя и с некоторыми огрехами. И всё же, если у меня сейчас спросить какие трассы в игре мне запомнились, то я назову трассу в Риге, Альпах, Барселоне, Абу-Даби и Нюрбург… ну ещё ту где «поворот восьмёрка». 6 карт из 17 не очень хороший результат. И всё же не всё так безысходно. В игре есть раздельный экран, так что игра сгодиться для вечеров с друзьями, да и как только свыкаешься с механикой и побеждаешь умных ботов, то наконец-то начинаешь получать удовольствие от игры.
Как итог я не очень понимаю почему после изумительной 4 части мы получили определённо хорошую, но самую спорную часть сериала, ведь у студии Turn 10 были те же 2 года что и обычно. Ситуация оправдывается переходом на новое поколение консолей, где разработчики ещё не успели освоиться. Однако, эта игра не столько про само вождение, сколько про сами машины. Теперь это игра где интереснее сидеть в гараже, изучать и рассматривать шикарнейшие в плане прорисовки машины, заместо того чтобы проходить лиги. Теперь это игра где играешь в гонки больше для того чтобы приобрести новую машину и затем посмотреть её в forzavista, чем выполнить все заезды на золото. И всё же эту часть сериала определённо стоит купить всем автолюбителям, особенно учитывая нынешнее отсутствие вменяемых автосимуляторов и если у вас есть Xbox one, конечно же. Если меня попросят описать игру в трёх словах, то я скажу: 'Круто, но мало.
Forza Horizon 2 (86\100).
Больше. Во всех смыслах.
После выхода спорной Forza Motorsport 5, серии нужна была игра, которая восстановит репутацию франшизы и выйдя через год Forza Horizon 2 как раз стала таковой. Это та игра, о которой не говорил лишь ленивый и определённо первая игра ради которой стоит задуматься о покупке Xbox one. Конечно, игра выходила и на 360, но полные ощущения можно ощутить только играя в версию для уже нынешнего поколения.
Действие фестиваля Horizon перенеслось из Америки в Европу. Теперь нам выделена совершенно иная по пейзажу местность; ещё большая территория, с ещё более обширным наполнением, которая охватывает как Италию, так и Францию. В сравнении с оригиналом серия выросла во всём: графика, территория и её наполнение, сюжетная компания, автопарк, стенды, раритеты и радиостанции.
Количество последних, кстати, изменилось просто колоссально. С 3 до 7 радиостанций: Horizon Pulse, Horizon Bass Arena, Horizon XS, Hospital Records Radio, Innovative Leisure Radio, Ninja Tune Radio, Radio Levante. Если вы так и не нашли что-то вам подходящее в предыдущей части, в чём я сильно сомневаюсь, то здесь вы точно найдёте треки на ваш вкус, ведь в игре их аж 150!
Так же с этой игрой в серии появилась динамическое освещение и погода. Ночью игра преображается особенно — все эти яркие огни городов лишь подчёркивают атмосферу праздника, а туман и дожди бросают игроку вызов, ведь на мокром покрытии автомобиль ведёт себя совершенно по-другому, а в тумане ориентироваться становиться сложнее.
Помимо этого в игре отлично работает система Drivatar. Прямо в одиночной игре можно наткнутся на ИИ с поведением реального игрока и вызвать его на ''дуэль''. Если этот аватар входит в топ как один из лучших гонщиков фестиваля, то за него дадут заметно большее количество денег и опыта, чем за обычного. Онлайн в игре, кстати, очень даже продвинутый. Тут та же модель, которую мы видим в одиночной игре: выбираем машину определённого класса и мчимся из города в город попутно выигрывая гонки. Помимо обычных гонок нас ждут такие режимы, как Инфицированный, Король и Кошки-мышки.
И пару слов о версии для Xbox 360 под конец. Версии отличаются буквально всем: разрешением, наличием погодных эффектов, автопарком, звуком машин, кол-вом модернизаций, а так же картой (в версии для 360, к примеру, не разрешено выезжать на поле для гольфа). Это такая порезанная версия оригинала, но которая сохранила основные достоинства оригинала, из-за чего играть всё так же весело.
Что можно сказать о Forza Horizon 2? Это логичное продолжение предшественницы, которое во всех аспектах превзошло оригинал и к которому особенно хочется вернутся в пасмурные и морозные дни. В первой части мы повидали засушливую Америку, теперь пасмурную Европу. Как насчёт в 3 серии сериала переместиться куда-нибудь в более ''суровое'' место, как, например, Канада или Финляндия… Россия? Я бы с удовольствием посмотрел на серию в заснеженных декорациях.
Forza Motorsport 6.
В этом году нас ждёт 6 часть сериала Motorsport и надеюсь студия учтёт ошибки связанные с 5 частью. Для реабилитации серии Turn 10 следует:
Расширить стартовый автопарк. Честно, мне с лихвой хватило того автопарка что есть в 5 части сейчас, но в сравнении с GT он выглядит просто смешно.
Улучшить графику, чтобы переход из гаража в игру не был так заметен, саму детализацию трасс, а так же подправить физику машин (в частности R класса) для тех у кого она вызывает отторжение.
Определённо нужно больше трасс, так как 17 — это, правда, очень мало. Честно, я бы простил и такое малое количество, если бы хотя бы 14 из них были запоминающимися.
Разнообразить игру весёлым саундтреком, да и вообще хотелось бы, чтобы его было побольше, а так же сами гонки гонки сделав больше дополнительных событий. В последней части серии были классные гонки, как, например, с клоном Стига, но их было очень мало.
Сделать динамическую погоду и освещение. Ну после 2 Хорайзона будет грех не внедрить данные эффекты…
{Update} Судя по материалам, которые выставил сайт Xbox Japan (но к данному моменту опомнились и удалили страницу), Turn 10 сделали всё, что от них требовалось. Вот вся известная на данный момент информация:
Нас ждёт автопарк в более чем 450 машин на старте, к каждой из которых будет применён режим forzavista, а так же с возможностью полной настройки автомобиля и полной моделью повреждений.
В игре так же будет реализована смена времени суток, 3D лужи и динамическая погода.
Кол-во трасс расширилось до 26, включая Daytona, Rio и другие.
Главной неожиданностью оказалось то, что игра будет использовать движок ForzaTech, который работал в режиме forzavista в FM5. А из этого следует то, что графика в гонках будет почти незаметно отличаться от того, что мы видим в гараже, если не аутентичной. Вся эта краса, конечно же, будет в 1080p и 60 фпс, всё как мы любим.
В игре будет использоваться система Drivatar, split screen, а так же будут реализованы заезды на 24 игрока.
И всё это не считая бесплатных DLC с картами и машинами, так что в GOTY издании стоит рассчитывать на 30 трасс с 500 моделями машин. В любом случае надеюсь, что Motorsport 6 очистит своё имя от спорной 5 части. В идеале франшизе стоит перейти на трёхлетний цикл разработки, учитывая наличие ответвление в виде Horizon, я не вижу этому помех,а то наладили идеальный конвейер как activision. В любом случае, Е3 2015 близко, а значит осталось лишь дождаться лета, чтобы узнать больше про будущее сериала.
Лучшие комментарии
и вообще forza сосёт. Всё же каждый из нас играет в то, что ему нравится и не стоит оскорблять вкусы других людей)Это как раз наоборот перезапуску не повезло… Нет, серьёзно, по мне так серию NFS в её нынешней интерпретации можно смело забыть
как страшный сонпосле любой Forza Horizon с отличной графикой, гонками и атмосферой.2)У НФС всегда и заранее будет преимущество перед любой Forza, ибо мультиплатформа же, да
Давно уже не так.
Тьфу, сорян я там до конца не дочитал.
Но вообще я помню, что в 2005 были срачи, что это не совсем так.