Игра – это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. На этом сухая теория в этом посте заканчивается. Хочется разобраться в одном вопросе, который уже давно удобно обосновался в моей голове и не хочет оттуда вылазить.
Согласись, если человеку нравится то, чем он занимается, он делает это всегда играючи, подходит к процессу творчески. Но всё же, как определяется человеческая любовь к играм? В какой период жизни возникает та самая граница, отделяющая геймеров от взрослых людей, которые не играют в игрушки?
Многие мои знакомые с неподдельным интересом спрашивают, не устал ли я до сих пор играть в компьютер. Я поймал себя на мысли, что одна из причин такого различия между людьми зависит от нашего окружения, друзей, происходивших с нами событий и явлений. Для примера привожу несколько случайных ситуаций, имевших место в моей жизни, которые повлияли на становление задрота неугасающий интерес к игровой индустрии.
Идею этой статьи я вынашивал ещё пару лет назад, но лишь сейчас собрал материал и прокачал соответствующий скилл для достойного написания и повествования.
И, самое главное:
— ALERT!=ТОЛЬКОТРУ=ALERT!
— За точность цитат не ручаюсь, уже многих ситуаций не помню. В целях удобоваримости прочтения некоторые истории немного пофиксил для художественной красоты, но весь смысл на месте.
— Приятного прочтения!
Найденный друг
У всех были игрушки детства. У кого-то Винни Пух, кто-то таскался с мишуткой или куколкой. Со своей игрушкой я встретился случайно. Сейчас я понимаю, что неумышленно забрал чьего-то друга, но тогда этот синий человечек показался мне чуть ли не знамением судьбы.
Началось всё весьма по-детски, тривиально, с игры. Это были то ли прятки, то ли догонялки. В процессе игры, заблудши в какую-то немытую песочницу, обнаружил там полузабытого и полузакопанного маленького синего человечка. Я заботливо взял нового друга, принёс его домой, отмыл и поставил во главе армии добра. Человечка назвал Субзира в честь любимого персонажа МК.
Игра однозначно способствует обогащению и развитию личности. Не перечесть сколько баталий я устраивал между Субзирой и его извечным противником – злобной ящерицей Драко. И даже когда многие сверстники уже забрасывали старых друзей и заводили новых – мобильные телефоны, я оставался верен своей игрушечной братии. Глупо, наверное. Как бы то ни было, первый колокольчик звякнул очень громко.
Детская логика
Следующее «знамение» произошло в более зрелом возрасте. Я подрабатывал бэбиситтером, чаще всего у внука знакомой. Его бабуля платила неплохие барыши за то, чтобы играть с ним и присматривать, пока она на работе. Эти барыши я затем тратил на свои пубертатные прихоти, и все были довольны.
Итак, одним вечером мы снова сидим, он играет, я смотрю, и зашла беседа о том, что же делать во взрослой жизни. Я пытался его убедить в том, что игрушки – дело преходящее, ты вырастаешь, это всё забываешь и полностью погружаешься в реальную жизнь. Там нет сейвлоадов, а моральных выборов, наоборот, полно. Поэтому стоит жить реальной жизнью, иначе после смерти ничего не останется, и ты будешь жалеть о зря потраченном времени.
И тут он заявляет, мол, а что, если после смерти нам Бог предложит загрузиться? Я, конечно, отшутился, посмеялся и забыл. Но эта фраза спустя недели, месяцы, годы всё чаще всплывает у меня в голове «а что, если после смерти нам Бог предложит загрузиться?» И с каждым разом она приобретает сё более отчётливый оттенок. Причём, с годами я немного изменил эту фразу на «а что, если после смерти нам предложат загрузиться?» И как-то она уже не кажется такой абсурдной. Кто знает, что же случается после смерти? Не с телом, а с душой. Она угасает, исчезает, но куда? Дикость какая-то. С другой стороны, быть реалистом – скучно. «А что, если после смерти нам предложат загрузиться?»
Философствующая попойка
Самая забавная из всех сегодняшних историй произошла около трёх лет назад, когда я расстался со своей девушкой. Не везёт мне с этими забавными существами :3 Ну да ладно, речь не об этом. В тот же вечер по улице шёл сильный дождь, а ещё настроение было ни к чёрту. На остановке в ожидании автобуса встречаю подвыпившего мужика, организованные отряды которых держат все подобные точки в стране.
Он, заметно пошатываясь, сначала просит у меня зажигалку, затем закуривает и начинает свою историю, причём обращаясь именно ко мне, хотя остановка была не пуста. И меня бес попутал рассказать ему о своих невзгодах. Он в ответ бурчит, что все бабы – стадо медлительных овец, а его жена – их председатель, блаблабла… Я уже поглядываю в сторону автобуса, как вдруг он выдаёт гениальную тираду, которая отложилась у меня в памяти навсегда.
Приблизительно он заявил следующее: «Знаешь эту игру, где бегаешь-бегаешь, а затем находишь большой замок. В нём сидит дракон, который выходит из него и говорит тебе: твоя принцесса в другом замке. Так вот, главная цель всей жизни – не искать принцессу, а построить свой собственный замок и ждать, пока эта ленивая с*ка придёт сама.
Потом, если я не ошибаюсь, он упал или как-то резво скрылся с моих глаз, подобно херувиму, только без вспышки. И поразило меня в этой ситуации не то, что старый пьянчуга знает Марио, а именно этот его финальный монолог, то, под каким углом он повернул всю эту знакомую всем ситуацию. Я воспринял это довольно серьёзно и сделал определённые выводы. Наверное, если я бы нашёл его сейчас, то пожал бы ему руку. Или оплатил посещение винно-водочного :D
Глоток свежего воздуха
В этом абзаце я хотел бы немного поговорить о религии. Сам я не верующий человек, но придерживаюсь мнения, что для современного образованного человека знание сути основных религий в мире обязательно. Суть – это не «Иисус вроде наш, а Аллах ваш», а знание основного содержания. Библия не просто старая мутная толстая книжка, но обширная кладезь интересной информации.
Я знаю её довольно хорошо, в детстве ещё читал, а перечитывал пару лет назад. Было время в моей жизни, когда я каждый день исправно посещал церковь, молился там и знал наизусть «Отче наш». Я не хвастаюсь, просто подвожу к основной истории.
Мой сосед – неординарная личность. Он бывший десантник, довольно грубый человек, работает церковнослужителем, но я, если бы с ним лично не общался, никогда бы не догадался. Разговор произошёл минувшей осенью. Пришёл я к нему пообщаться на разные темы, а он мировые новости знает, пожалуй, лучше Екатерины Андреевой, и всегда имеет любопытную точку зрения на них.
Потихоньку-помаленьку речь заходит о противоборстве современных религий и контр- и субкультур. И тут я решаюсь задать ему давно назревавший у меня вопрос: «Что произойдёт, когда атеисты окончательно победят верующих?» Он меня поражает ответом в духе «Ты дурак, атеизм уже давно правит миром».
Я знал несколько священников, но никто так прямолинейно не выпаливал мне в лицо свою точку зрения. Мол, как так, вы же священнослужитель! А он поясняет мне свою позицию. Религия нынче – излюбленная тема для шуток. Заповеди мало кто соблюдает. Церковь же посещает преимущественно старое поколение, а молодое – лишь по особым дням, «для галочки» или подневольно с родителями, которые навязывают ребёнку веру.
По поводу моего вопроса о его отношении к технологиям и в частности к видеоиграм, он признался, что играет во что-то на телефоне, а игры воспринимает как глоток свежего воздуха, способ абстрагироваться от грешного мира. «Казалось бы, с годами ты должен всё глубже погружаться в веру, но я с каждым днём больше принимаю это исключительно за работу».
Это история, из которой я вынес интересное наблюдение: игры для детей больше развлечение, для взрослых же – способ забыться, ведь внутриигровой мир гораздо лучше и чище реального.
Бок о бок с дотером
Последняя история произошла в эпоху начищенных бляшек и отбитых кантиков.
Всегда по закону армейской подлости, какой бы ни был идеальный убер-кибер-космовзвод, найдётся своя белая ворона. Героя этой истории зовут Лёша. Нетрудно догадаться, что он был самым зачуханным, неопрятным и нерасторопным парнем во всей роте. И постоянно – объектом насмешек. У меня слабость к общению с неудачниками У меня с ним были соседние койки, поэтому в один вечер за парой слов прояснилось, что он – дотер. Какая злая ирония. А ведь я их такими и представлял.
Он постоянно твердил слово «Дота». Подъём-Дота. Отбой-Дота. Вернусь – поиграю в Доту. Причём именно мне, ведь я единственный не брезговал общением с ним.
Тогда я решил поставить на нём эксперимент. Следует уточнить, что я был как Данила Багров из художественного фильма «Брат» – писарем. А точнее, замполитом. Для неискушённых зелёными полями – это парень, который сидит в комнате с компьютером, диваном и аквариумом и ждёт пока пацаны принесут хавки и курева пройдёт ещё один день. На моём компе была установлена Дотка. Сечёшь фишку?
Условие простое: за каждую похвалу со стороны офицерского состава я разрешал ему провести партеечку. По секе, разумеется. Сам я играл в дотку лишь раз, за Пуджа. Проиграл вдребезги и решил, что в одиночку в неё играть скучно, а друзей-дотеров у меня нет, поэтому завязал.
Поначалу он не воспринял моё предложение серьёзно, поэтому я ему немного помог и дал сыграть один матч авансом. Затем помаленьку он начал эволюционировать. Белая подшива, чистая форма, чёткий шаг – всё это я записываю себе в заслуги. И Доте. Хочется ли после такого оспаривать её право на жизнь? Мне – нет. Какой бы она ни была задротской и бессмысленной, она действительно уже перешла за рамки понимания игры как таковой, стала скорее феноменом игровой индустрии. Я давно уже не видел таких светящихся от счастья глаз.
Тащемта, к чему я всё это. Как, будучи так или иначе вовлечёнными в игровой процесс на протяжении всей жизни, некоторые люди отстраняются от видеоигр на всю жизнь, а другие играют и по сей день?
Мне вспоминается шоу «Умника и Дурика» в Bioshock. Первая категория людей, дурики, выбирают жизнь без видеоигр не потому, что они не любят их, но у них в жизни не было подобных ситуаций, которые натолкнули бы на мысль о том, что быть геймером – это круто и навсегда. Моим ангелом — хранителем стал маленький синий человечек, который взял меня за руку и отвел в этот замечательный мир.
Вторая категория людей, умники, имеют честь быть вовлечёнными в мир видеоигр, наслаждаться ими, получать эстетическое удовольствие и расширять кругозор, причём не только игровой. Если ты читаешь это, поздравляю, ты – умник.
Вот как-то так. Давно хотел написать что-то в этом духе :3 Надеюсь, истории позабавили кого-нибудь или заставили задуматься.
Лучшие комментарии
Возможно, эти люди просто нашли то, что ты и я находим в играх, в чём-то ином. Но на самом деле это неважно. Если они нашли то, что привносит в их жизнь счастье, и не мешают другим людям наслаждаться иным или тем же счастьем, то всё хорошо. Проблема может быть только тогда, когда счастье одного является преградой на пути к счастью другого.
В моей голове, благодаря подобным игрушкам, рождались удивительные миры и картины: погони, сражения, предательства, разоблачения, трагические смерти и неожиданные спасения, ещё никем не созданные механизмы и не рождённые существа. Все эти вещи, на которые сейчас кино и игры тратят миллиарды единиц валюты, легко и непринуждённо появлялись перед моими глазами, стоило мне взять в руки любимые игрушки. Так почему же подобная игра воображения — игра глупая?
Действительно, мудрец тебе попался.
Уже третий :)
Вот будет забавно сейчас выяснить, что эта черта у геймеров общая. Хотя, все дети, наверное, играют так…
P.S. Конечно знаю плохой пример, ибо это лишь единицы смогут, но есть люди которые зарабатывают на этих играх тысяч так по 500 долларосов в год. (да сам он лошара, его комп небось игры не тянет вот он выеживаеться)
А может быть по другому? Я, волею судьбы, проводил своё сопливое детство в различных населённых пунктах. Было их где-то под десяток. Так не то что один я, целые групповые игровые сеансы повсеместно устраивали в таком духе. Ролевухи, чё.
кроме солдатиков, которых намеренно привязывал к питардам и направлял в «космос»)Я из прошлого тебе люто завидует )).
Но всё же стоит жить, как реалист и не надеяться на подобные поблажки после смерти. Конец каждый видит по своему, но никто точно не знает, что там, так что жить так, будто живёшь один раз — рациональней всего.
А если уж совсем по теме, то моё отношение к играм изменилось довольно сильно, хотя чём то осталось неизменным. Сегодня я смотрю на них глубже, больше изучаю их, чем наслаждаюсь, короче стараюсь читать их как книгу. Хотя, как и в семь лет, я всё также во время игры думаю о том как можно было бы улучшить тот или иной момент. Всё же, честно говоря, я не могу точно определить своё отношение к играм из-за того, что у меня сейчас многое висит на душе, и пока я не решу все навалившиеся проблемы, я вряд ли смогу объективно рассказать что-либо по этой теме