Это перевод статьи с британского сайта Rock, Paper, Shotgun (играют на ПК с 1873 года!)
Автор: Грэхам Смит.
В спойлерах и курсивом я отметил примечания и объяснил культурные отсылки, которые могут показаться вам незнакомыми.
Десять лет назад вы бы с трудом нашли в магазинах 15 игр для ПК, вышедших за один месяц. Более того, четырнадцать из них были бы с багами, которые никогда не поправили бы патчами, а сами игры исчезли бы без следа. Сравните с тем, что мы имеем сегодня, когда вы можете потратить в Steam все миллионы Брюстера.
«Миллионы Брюстера» — известное произведение Джорджа Барра Маккатчена. В нем главный герой получает наследство в сотни миллионов долларов, но с тем условием, что за месяц он до последнего цента потратит 30 миллионов. Конечно, не всё так просто — деньги нельзя тратить на дома, машины, украшения и тому подобное, что можно перевести обратно в деньги. Из-за этих и других хитрых пунктов в завещании и складываются комичные ситуации с главным героем.
Существование Steam не единственная причина такого изобилия видеоигр, но определённо одна из самых весомых, вместе с хорошим и плохим влиянием этого сервиса на почти каждую сторону игровой культуры на ПК.
Но что случилось бы, если бы Steam не существовал? Давайте представим, что вы — Джимми Стюарт, который играет Гейба Ньюэлла, а я стану Кларенсом, вашим ангелом-хранителем и путеводителем в этой альтернативной вселенной.
Речь идет о классическом фильме «Эта прекрасная жизнь». Сам фильм вы, скорее всего, не видели, но фабула вам должна показаться знакомой: в предрождественскую ночь Джордж (которого играет актер Джимми Стюарт) решает покончить с собой, но его ангел-хранитель Кларенс показывает главному герою, какой тогда стала бы жизнь его близких без тех добрых поступков, которые он совершил. Джорджу возвращается вкус к жизни, он с радостью бежит домой к своей семье и друзьям, а жители его родного городка помогают ему преодолеть все невзгоды.
Сервис Steam вырос из стремления Valve создать доступный инструмент для игры через интернет, а также мгновенной доставки патчей и пользовательских карт игрокам, но в нашей вселенной компания его так и не разработала или просто воспользовалась услугами каких-то других компаний. Изменения во временной линии происходят незамедлительно, словно исчезновение Марти МакФлая с фотографии.
Ну «Назад в будущее» вы точно знаете :D
Half-Life 2 всё ещё выходит, но первый и второй эпизоды продаются вместе в одной коробке как дополнение. Team Fortress 2 тоже появляется на свет, но из-за перспективы делиться прибылью с кем-то другим здесь нет микротранзакций и постоянных обновлений. Valve не собирают Orange Box, Portal становится исключительно цифровой игрой, для запуска которой требуется Half-Life 2. Ricochet и Deathmatch Classic не появляются вовсе. Без мощностей Steam Valve и не думает браться за Dota 2 — ею занимается Blizzard, пусть и на несколько лет позже.
Без Steam Valve приходится полагаться на собственные творческие силы, чтобы получать деньги от выручки с продаж своих игр. У Valve нет возможности заниматься железом и другими прихотями, вместо этого они делают больше игр. Half-Life 3 выходит в 2010 году и имеет огромный успех. Но издает игру EA.
Тем временем идеи Valve, которые они забросили, преследуют другие компании. Microsoft всё так же запускает Games for Windows Live и, за неимением альтернатив, всё больше разработчиков поддерживают сетевые функции этого сервиса и его онлайн-магазин. Пользователем он так и не нравится, многие из них покупают консоли, лишь бы не сталкиваться с Games for Windows Live.
GOG, Stardock и прочие запускают собственные онлайн-магазины и вступают в борьбу за рынок, который теперь меньше, но всё равно является растущим и перспективным. Очень многие компании хотят получить свой кусок пирога. Свои магазины открывают Epic и Nvidia. Ubisoft и EA, как и раньше, запускают Uplay и Origin, но у Bethesda появляется Bethestore, у Activision — Actiplay, а Paradox Plaza становится местом, которым люди реально пользуются. Рынок раздроблен, у большинства геймеров установлено полдюжины клиентов для онлайн-магазинов и доставки обновлений. Такой расклад не нравится никому — ни игрокам, ни компаниям.
Инди на раздробленном и уменьшенном рынке не добиваются такого же успеха. Игры вроде Braid и Super Meat Boy появляются на ПК, но приносят меньше денег, чем на XBox. Количество игр, выходящих в коробках, увеличивается вместе с расцветом оффлайновых магазинов, но «Раннего доступа» не существует, разнообразия меньше, некоторые жанры увядают. Kickstarter даёт возможность появляться большему количеству игр, но почти все разработчики всё равно ищут помощи у издателей, чтобы познакомить аудиторию со своими творениями. Не имея возможности продавать каталог своих прошлых игр, Introversion разоряется из-за затянувшегося проекта Subversion, а также никогда не выпускает Prison Architect. Крис Дилэй (один из основателей Introversion) с помощью Kickstarter собирает деньги на настольную игру по мотивам Uplink. Kerbal Space Program не появляется никогда. Goat Simulator не появляется никогда. DayZ не появляется никогда. Bohemia подписывает контракт с THQ и исчезает с радаров после выхода Arma 2. Unity и Game Maker существуют, но большинству всё равно. Minecraft так и остаётся самой большой игрой в мире.
Увеличенная конкуренция означает, что интернет-магазинам необходимо делать что-то большее, чтобы завоевать покупателя. Продажи по-прежнему идут везде; оффлайн-режимы работают всегда; DRM, если он есть, совсем немногим хуже, но магазины, которые обещают товар без цифровой защиты, процветают. Дела идут не так плохо, хотя Games for Windows Live всё равно дерьмо.
Спустя какое-то время Amazon осознаёт, что, благодаря своим масштабам, у него есть возможность объединить и захватить раздробленный рынок, как это произошло с книгами и Kindle, поэтому они запускают свой магазин цифровой доставки игр. Amazon подрезает цены с оглядкой на конкурентов и активно использует существующие отношения с издателями, чтобы начать продавать игры от многих других компаний. Геймеры давно привыкли к этому сайту и им нравится, что можно иметь только одну программу для всех игр, поэтому пользователи быстро населяют новую систему.
Amazon пользуется своим влиянием, чтобы надавить на крупных издателей. EA и Ubisoft так же, как и в нашей реальности, в какой-то момент выходят из новой системы, чтобы получать для себя больше прибыли с проданной копии. THQ закрывается. У независимых разработчиков появляется возможность самостоятельно публиковаться через Amazon примерно так, как это делают писатели, но рынок недостаточно большой, а сервис не слишком хорошо поддерживает создателей маленьких игр, и им не удается получить свой кусочек внимания. Возрождения инди не происходит, большие деньги продолжают оставаться на консолях. Amazon создает свои собственные команды игровых разработчиков, но на этот раз не нанимает Клинта Хокинга и Ким Свифт — оба до сих пор работают в Valve и возглавляют создание Half-Life 4 и Portal 3 соответственно.
В сети всё так же много очень хороших бесплатных игр. Twine (легкий в освоении инструмент для написания интерактивных и нелинейных историй) такой же великолепный. Некоторые разработчики переходят на коммерческие рельсы, продавая свои игры через собственные сайты, что становится весьма распространенным методом из-за многолетнего отсутствия централизованной системы продаж. С другой стороны, гораздо больше независимых разработчиков уходят на мобильный рынок благодаря доступному магазину приложений от Apple. На всех платформах появляется гораздо больше игр с микротранзакциями и механиками из free-to-play. В какой-то момент жизнеспособным инструментом на ПК становится HTML5, который позволяет маленьким разработчикам выпускать игры, не требующие никаких дополнительных сервисов для загрузки.
Общее стремление к инди-рынку подталкивает Mojang купить Paradox и развить сетевой магазин последней ещё сильнее. Они приветствуют игры от маленьких независимых разработчиков и предлагают каждому приятную долю от продаж. Популярность Minecraft подталкивает людей использовать новый сервис, а у детей особенно быстро входит в привычку покупать здесь дешёвые и необычные игры. Наконец-то происходит возрождение независимых игр.
В целом, всё довольно хорошо, просто меньше, медленнее и беспорядочнее. Разве что Фред Вестер (который остался руководить Mojang Paradox, что позволило Нотчу быть владельцем компании не светясь лишний раз на публике) стал всеми любимым дядей из интернета вместо Гейба Ньюэлла.
И на этом моменте звучит звон колоколов, ангел получает крылья (помните про отсылку к «Прекрасной жизни» в начале?), а Гейб Ньюэлл пробегает по ослепительно белым заснеженным улицам. Здравствуйте, скидки и распродажи! Здравствуйте, Greenlight и ранний доступ! Здравствуйте, Steamworks, мастерские и кураторы!
Честное слово, альтернативная вселенная выглядит совсем не так плохо, как я думал сначала. А как вам?
Лучшие комментарии
Стим дает какую-то упорядоченность, которая лично мне нравится. Всё в одном месте, быстрый доступ. Да, в свое время было очень сложно полностью перейти на цифру, ибо очень уж люблю рассматривать диски, читать описания (порой достаточно смешные) и вообще ощущать игру, те материалы, что лежат в коробочке. И вообще сам процесс покупки, поездки в магазин был своеобразным ритуалом.
Но, однажды перейдя онли на цифру, теперь так уже лень в будние дни, будучи убитым в хлам, ездить по магазинам за игрой специально. А играть-то хочется в день релиза asap.
So ритуал остался в прошлом, светлые воспоминания — аналогично.
Аве Стим, аве Габин.
То есть в таймлайне без стима она выйдет? Срочно нужен большой ЭЛТ-телевизор и лишняя микроволновка.
atomgribдружок давай я объясню лично тебе про HALF LIFE 3
Да и патчи не были бы проблемой, как собственно уже делали, патчи бы просто выкладывали на офф. сайте разработчиков, просто приходилось бы мониторить их самостоятельно.
*
Увидел бессмысленный, невнятный и несвязанный текст с ошибками.
*
Закрыл текст
А по-поводу других условий. Уважаемый я читаю хотя бы мельком лиц соглашение ибо плачу за это деньги и должен знать что меня ждет. А если вы не смотрите это ваши проблемы ибо когда возможно припрет вас те кого вы сейчас защищаете носом и будут тыкать по этому соглашению…