Доброго времени суток. Здесь я решил описать историю человеческой жадности и хитрости, историю человеческой находчивости, историю игрового пиратства. В этом блоге я подробно опишу средства защиты игр на Пк, а консоли затрону лишь поверхностно, так как защита их изощрена и сложна.
Мой рассказ берёт своё начало в семидесятых годах. Игры тогда ещё выпускались на кассетах. Не нужно быть супер хакером, что бы скопировать игру на таком носителе. Для этого требовалось лишь иметь Datasette. Он копировал содержимое кассет.
Но разработчики быстро спохватились и ввели защиту. Например, у загрузчика был собственный код, использующий нестандартную скорость воспроизведения. Иногда при запуске игры пользователя просили ввести слово, указанное в мануале.
Изощрённым и поистине демоническим способом было использование устройства Lenslok: это набор пластиковых призм в футляре, которые распространялись вместе с игрой. При запуске на экране появлялось зашифрованное слово, и тут в дело вступали призмы. Игрок должен был наложить их на экран и расшифровать надпись, и только тогда он получал доступ к игре.
Прогресс не стоит на месте, и на смену аудио кассетам приходят дискеты. Издатели совершенствуют прошлую систему защиты и называют её Read The Manual. По сути это тот же ключ в инструкции, только с некоторыми изменениями. Поменяли место запроса ключа, если раньше его просили ввести до запуска самой игры, то теперь нам давали пройти половину (или чуть поменьше) и запрашивали ключ. Изменился и сам мануал, он стал более красочным и интересным.
С новым носителем пришла принципиально новая эра. Диски нужно было защитить от копирования, и издатели незамедлительно сделали это. На каждый диск наносили специальную метку, к которой впоследствии обращалась игра, и если её не было, то продукт отказывался запускаться. Такую метку можно было поставить только при печати самого диска на заводе. Её не возможно было передать в домашних условиях. Вот только хакерам этого было делать совсем не нужно, достаточно добиться того, чтобы игра не обращалась к этой метке, а сразу запускалась.
И вот вначале двухтысячных пиратские диски компании «Фаргус» заполонили рынки.
Со временем пираты научились так ловко и быстро справляться с защитой, что копии игр стали появляться на рынках одновременно с выходом официальной версии.
Разработчики не могли оставить это так и выдали миру новую защиту. Она анализировала физическое состояние CD без установки меток, не давала копировать содержимое диска и не пускала хакеров к коду игры. В России она была известна как StarForce, а заграничными аналогами стали SecuRom и SafeDisc. Но мы сейчас поговорим об отечественной системе защиты, она значительно усложнила жизнь игрокам. Причин было немало.
Во-первых,StarForce требовал постоянного наличия диска, из-за чего тот изнашивался, и чувствительная система защиты признавала его нелегальным. Причём сделать диск пиратским могла даже незначительная царапина.Во-вторых, в поздних версиях StarForce на компьютер устанавливался драйвер, защищавший носитель от эмулирования. Проблема драйвера была в том, что он конфликтовал с некоторыми CD-приводами, из-за чего глючила операционная система, ещё драйвер пробивал дыру в защите пк. Однако StarForce продержался не долго, и диски с играми стали эмулировать, а со скоростным интернетом эмулирование стало настоящим кошмаром для разработчиков. Каждый мог скачать игру и установить её совершено бесплатно.
В этот раз издатели стали догоняющими, ведь пираты давно пользовались интернетом, без проблем скачивая и выкладывая игры во всемирную паутину. Разработчики последовали примеру хакеров и тоже выложили свои игры в сеть. Именно тогда и появились цифровые копии и интернет активация. Конечно, такая система не была идеальной и поначалу вызвала немало проблем, но с пришествием Steam ситуация поменялась, исчезли многие ошибки и неудобства.
Сейчас у разработчиков помимо интернет активации используется система шифрования контента, чтобы хакеры не смогли сделать «кряк/таблетку». Однако пиратство это не остановило.
Небольшое вступление.
Обе консоли построены на архитектуре процессора Cell. Но у Xbox 360 три ядра, а у PlayStation 3 их восемь. В процессоре применена технология eFuse (Электронный предохранитель). Вы, наверное, знаете, как работает обычный предохранитель, если нет, загляните под спойлер.
Предохранитель рассчитан пропускать ток определённой силы, например 1 Ампер. Если через него пройдёт ток с силой 2 Ампер или больше, то проволока перегреется и разорвётся. Точно такие же предохранители, только нано используются в процессорах Cell.
Xbox 360
Майкрософт догадалась использовать технологию eFuse в качестве ключа шифрования. А добилась она этого следующим образом. Майкрософт сожгла некоторые предохранители, и получилось, что сгоревший обозначает ноль, а целый единицу. Вместе они представляют двоичную последовательность. 128 таких предохранителей – это 128 битный ключ шифрования. Используется он для расшифровывания данных игры. А именно цифровой подписи, которой Майкрософт подписывает все свои игры.
В теории из-за неё Xbox никогда не будет запускать не подписанные сторонние приложения. Но хакеры всё-таки взломали консоль. Они сделали программу, которая заставляет процессор войти в аварийный режим. А там, в диагностических целях может запускаться любая программа без цифровой подписи.
PlayStation 3
Теперь рассмотрим PlayStation. Система защиты у неё не менее сложна, чем у Xbox. Так что же находится в восьмом ядре? Там живёт hypervisor. По сути это виртуальная машина, которая зашифровывает и расшифровывает все потоки информации. Поэтому хакеры так долго и не могли взломать консоль. Но Sony всё-таки проиграла с подливой ошиблись. Оплошность носит аппаратный характер на всех консолях, которые с завода имели прошивку не старше 3.55.
Вот только в отличие от Майкрософт Сони исправила ситуацию, и консоли с прошивкой 3.56 и старше взломаны так и не были.
Маленький итог.
Пиратство на протяжении десятилетий преследует разработчиков. Хотя, нет, не преследует, а идёт рука об руку. Это как добро и зло, Макс и Костя, лёд и пламя. Без одного не может быть другое. На этой философской ноте я закончу. Покупайте хорошие игры.
Лучшие комментарии
Бендер всё собирался дописать свою серию про пиратов, но так и не добил её, кажется.
© Сергей Манулов
© Леонид Давыдов
© Типичная подсказка в Dark Souls II
Помню еще вродь с Сибирью проблемы из-за него были.
Йо-хо-хо и десяток сидов!»