23 декабря 2014 23.12.14 28 11K

«А чего боишься ты» или история жанра survival horror

+41

Одним тёмным зимним вечером, когда на заснеженной улице один за другим стали зажигаться фонари, а люди спешили спрятаться от мороза в своих уютных квартирах, я поудобнее растёкся в кресле с целью немного духовно обогатиться и почитать роман за авторством Питера Страуба. Милый котеюшка свернулся калачиком у меня на коленях, животворящий чаёк с ароматом лесных ягод согревал меня, замершего после вечерней пробежки. Чёрная мрачная ночь и живописный слог заставили мою фантазию бурлить, словно глубокий океан во время неистового шторма…

Survival horror – жанр необычный. Он очень строго относится к геймерам, порой не прощая ошибок и выдвигая строгие условия для получения максимального удовольствия от игрового процесса. Я расскажу о развитии этого жанра и его многочисленных ответвлений. Надеюсь, вы почерпнёте новые знания, и мои старания не канут в лету. Готовы? Поехали!

Хорошая иллюстрация отличий survival horror от action horror.
Понятие survival horror гораздо шире, чем кажется рядовому геймеру. Его элементы присутствуют во многих популярных ныне играх, порой смешивая диаметрально противоположные жанры, при этом объединяя в себе общую тему страха, отходящую в геймплее на задний план, например в хоррор-шутерах S.T.A.L.K.E.R., Left4Dead, F.E.A.R., Doom 3, Singularity, Dead Island, Killing Floor, Nosferatu: The Wrath of Malachi; платформерах Limbo и Deadlight; психологическом экшен-триллере Alan Wake; постапокалиптической адвенчуре Lone Survivor; квестах Still Life, Walking Dead, Lucius; песочницах DayZ, Infestation, 7 Days to Die; экшен-адвенчуре The Last of Us; артхаусе The Path

Культурное влияние на зарождение жанра ужасов в компьютерных играх оказало творчество именитых авторов – мастеров «жуткого» слога. Это «мрачные» рассказы Эдгара По, мифология Ктулху Говарда Лавкрафта, «шокирующие» повести Харлана Эллисона и других писателей. Тема выживания была подробно раскрыта в американских фильмах ужасов 70-х годов, где преимущественно было изображено смертельное противостояние между протагонистом и маньяком. Не стоит забывать японскую культуру, театр, кинематограф и литературу, сформировавшую психологическое ответвление жанра ужасов на Востоке. Деятельность писателя и критика Таро Хираи, больше известного под псевдонимом Эдогава Рампо, сильно повлияла на эволюцию жанра. Таким образом, решающее влияние на формирование хоррор-тематики в мире оказали две страны – Япония и Америка. Именно между творениями девелоперов из этих стран мы и будем перемещаться по ходу повествования, не забывая, однако, об отечественных игроделах.

«Человек-тень» — первая японская книга, которую я прочитал от начала до конца. Нравится мне Хираи Таро, недаром он взял такой псевдоним: Эдогава Рампо – Эдгар Аллан По
— Братья Стругацкие «Хромая Судьба».

Игру Haunted House 1981 года, выпущенную для приставки Atari 2600, считают основоположником жанра survival horror. Игрок должен выбраться из дома, собрав несколько предметов и избегая врагов, которых в игре три вида: летучие мыши, тарантулы и призраки. Игровой процесс предполагал собой отсутствие конфронтации с врагами, каждый из которых имел уникальное поведение. Во второй половине 1980-х вышло много игр с хоррор-тематикой, например Castlevania, Kenseiden и Splatterhouse, но они все имели схожие геймплейные элементы с другими играми того времени. Последняя, к слову, отличается большим количеством кровопролития и террора, несмотря на жанр Beat ‘Em Up с небольшим акцентом на выживание.

Shiryou Sensen: War of the Dead, вышедший в 1987 году, являет собой ещё одного представителя ранних японских хорроров. В отличие от любой игры раннего этапа развития жанра, War of the Dead не только соединяла в себе элементы различных жанров, но и привносила новое: в игре присутствовал инвентарь и система сохранений, что редкость для игр той эпохи. Самое любопытное, что War of the Dead опередила Resident Evil, став первым японским хоррором на тему выживания при зомби-апокалипсисе; Silent Hill, воссоздав целый город, доступный для исследования; Deadly Premonition, введя концепцию смены внутриигрового времени.

Столько инновационных идей для далёкого 1987 года!
Стоит вспомнить о Sweet Home, RPG от студии Capcom по одноимённому японскому фильму ужасов. Игра одна из первых использовала элементы survival horror и считается одним из идейных вдохновителей Resident Evil. Кроме того, это была первая попытка создать пугающую атмосферу в игре посредством «ужасной» истории, «жутких» роликов, пугающего эмбиента и эффектного звукового сопровождения. Геймплей сосредоточен на решении различных головоломок с использованием предметов, хранящихся в ограниченном инвентаре, сражаясь или спасаясь бегством от ужасных монстров.

Четыре года спустя Infogrames Entertainment SA, в результате ребрендинга носящая ныне имя Atari, выпустила игру, Alone in the Dark, ставшей первой в жанре survival horror. Игрок в роли Эдварда Карнби исследует особняк с большим количеством монстров и секретов. Особенностями игры были трёхмерные модели персонажей, закрученный сюжет, фиксированная камера, создающая ощущение кинематографичной съёмки, возможность не только сражаться с монстрами, но и блокировать их удары, в игру введены заметки и книги, поясняющие сюжет. Многие из этих элементов были позже использованы в играх данного жанра. На сегодняшний день серия насчитывает пять игр, но такого прорыва как оригинал, не совершила ни одна.

Основным источником вдохновения авторов Alone in the Dark было творчество культового писателя в жанре ужасов, одного из основателей жанра фэнтези, создателя мифов Ктулху, поэта и журналиста Говарда Филиппа Лавкрафта, произведения которого существенно повлияли на развитие жанра survival horror. Под впечатлением от его творчества были созданы такие популярные серии как Penumbra и Amnesia, игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth и Necronomicon: The Dawling of Darkness, немало отсылок к его творчеству содержит и мистический квест Scratches, а также ранее упомянутая серия игр Splatterhouse.

Вот так выглядели первые трёхмерные ужасы.
В 1994 году вышел первый полноценный трехмерный хоррор под названием Doctor Hauzer, эксклюзив для 3DO, вдохновлявшийся Alone in the Dark. Игра обладает инновационной для того времени графикой с зачатками лицевой анимации. Игрок может переключаться на вид сверху, от первого или третьего лица. Doctor Hauzer стал прародителем многих японских ужастиков и одним из идейных вдохновителей Resident Evil.

Clock Tower – ещё одна популярная японская серия игр, затрагивающее противостояние беззащитной жертвы и вооружённого маньяка. Среди особенностей игры – процедурно генерируемые уровни и рандом, выражающийся в спрятанных предметах, гибели различных персонажей, сюжетных сценах.

Впрочем, мы подошли к пиковой точке развития жанра – появлению двух самых значимых его представителей. Перед этим следует упомянуть о неплохих игровых творениях, завершивших прошлый век. Это один из ранних представителей «мрачных» квестов Dark Eye, вдохновлённый повестями уже упомянутого Эдгара Аллана По; похождения бравого кгбшника в Nocturne от Gathering of Developers, издателя бессмертных Max Payne и Mafia The City of Lost Heaven; противостояние доисторическим тварям в трилогии Dino Crisis и японская ролевая игра Parasite Eve.

Косплей Регины из Dino Crisis.
В 1990-м году на работу в Capcom был принят двадцатипятилетний Синдзи Миками, ныне уважаемый геймдизайнер и основатель компании Tango Gameworks. Начиная с видеоигр по мотивам диснеевских мультфильмов, японец создал Resident Evil, которой было суждено стать культовой и основополагающей в жанре survival horror. Завязка первой части игры следует всем канонам жанра. Снова огромный таинственный особняк. Бойцы спецотряда S.T.A.R.S. расследуют загадочные убийства с оставлением как будто съеденных жертв. Непонятные опасные твари наводнили комнаты особняка и убивают выживших членов команды. Выясняется, что зловещая компания «Амбрелла» проводит свои недобрые исследования. И оставшиеся бойцы в отряде вынуждены вступить в противостояние с заражёнными людьми.

Игра предоставляет два доступных для управления персонажа на выбор: Крис Редфилд и Джилл Валентайн. Разумеется, предпочтительнее выглядела Джилл, имеющая на два слота в инвентаре больше, чем у Криса. В игре особая хардкорная система лечения путём смешивания трав, включен ещё один неотъемлемый элемент жанра — загадки. Не буду много распространяться по «резиденту», скажу лишь, что на сайте лежит замечательная история серии Resident Evil, там всё изложено доступно и интересно. Что касается меня, после третьей части серия ушла в уклон на экшен и стала меня интересовать меньше. Но хорошая, не спорю.

В самом конце двадцатого века вышел культовый хоррор Silent Hill, который проводил настоящие эксперименты с психологическим воздействием на игрока. Её разработка сопровождалась конфликтом между разработчиком игры Team Silent и её издателем, Konami. Издатель нуждался в хорошей прибыли и популяризации их проекта в США. Девелоперы, находившиеся в творческом кризисе, желали создать прорыв в жанре путём давления на эмоции игрока, умело заимствовали идеи Рэя Брэдбери и Стивена Кинга.

Вышедший Silent Hill предлагал игроку настоящее испытание: слабый главный герой, фонарик с маленьким радиусом освещения, отсутствие HUD, знаменитый туман, убивающий видимость. Ещё одна особенность серии – великолепный саундтрек Акиры Ямаоки. В дальнейшем Акира активно и весьма плодотворно будет сотрудничать с Мэри Элизабет МакГлинн, ставшей «прекрасным голосом серии». Результатом их совместной деятельности является множество песен, вошедших в официальные саундтреки ко многим частям Silent Hill (например автор данного поста ничего прекраснее небезызвестной Room of Angel не припоминает). Также игра известна своим обилием концовок, в том числе и шуточной, инопланетной. Критики тепло приняли Silent Hill, назвав её «наглым клоном Resident Evil с иной формой запугивания».

Знаменитый туман Тихого Холма.
Несколькими месяцами позже свет увидела System Shock 2, киберпанковый шутер от первого лица. Казалось бы, причём тут хорроры? Однако Irrational Games совместно с Looking Glass Studios сумели создать интеллектуально(если так можно выразиться) нагнетаемую атмосферу безысходности, характерную для всего киберпанка. Звенящая тишина и пугающая пустота царят на борту «Фон Браун», сверхсветового космического корабля. Удачное сочетание увлекательной истории, тревожного звукового сопровождения и ролевых элементов породили целый культ среди фанатов. Ну а S.H.O.D.A.N., я думаю, помнят все олдфаги.

«Очевидно, что пугает больше всего блестящий визуальный дизайн игры и захватывающая атмосфера. Достойный соперник Resident Evil и Silent Hill».
— рецензия IGN, август 1999.

В Японии тем временем набирали популярность новые серии игр Forbidden Siren и Fatal Frame. Forbidden Siren – хардкорная серия игр от создателей Сайлент Хилл, повествующая о превращении жителей мирной японской деревушки в Шибито – жутких монстров. Fatal Frame представлял собой очередное изучение огромного особняка и раскрытие его тёмных секретов. Помимо этого, Страна Восходящего Солнца плодила достаточное количество хорроров и продолжала выпускать уже полюбившиеся серии. Пожалуй, это уже другая тема для обсуждения. Гхм-гхм. Ну не фанатею я от Японии, поймите меня правильно.

Жанр Survival horror оставляет полную свободу в создании игрового процесса. Младший брат F.E.A.R. Condemned: Criminal Origins, например, широко использовал рукопашный бой в качестве одного из элементов геймплея. Трилогия Penumbra и недалеко ушедшая от неё Amnesia: The Dark Descent проповедуют полный отказ от противостояния. Протагонисты игр Frictional Games абсолютно беспомощны и пугливы.

Местная фауна в Penumbra: Black Plague.
Ведь необязательно должны пугать монстры и скримеры или жуткая довлеющая атмосфера. Пугать может и неожиданный сюжетный ход. Например в игровом сиквеле фильма The Thing с одноимённым названием нагнетал жуть процесс анализа крови. А вдруг выяснится, что твой дружбан, с которым ты корешил всю игру, заражён и скоро превратится в злобное «нечто». А очередная игра по мотивам Лавкрафтовских мифов Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth напрягала неизвестностью и бросала в игрока кучей не отвеченных вопросов: почему жители городка такие необщительные? Почему у них такая специфичная внешность и т.п.

Упомянув столько известных писателей, нельзя не вспомнить фантаста Клайва Баркера, собственноручно написавшего сценарий для Clive Barker’s Undying и Clive Barker’s Jericho. Несмотря на провал продаж, Undying была высоко отмечена критиками, считается игрой, давшей мощный толчок развитию хорроров.

«Жестокая и страшная игра, с фонтанами крови и потусторонними демонами».
— рецензия Game Revolution, февраль 2001

Нельзя не вспомнить об истории заключённого Торка из The Suffering. Возможность превращения главного героя в монстра полюбилась многим игрокам, некоторые даже считают эту игру лучшей в 2004 году, в обход Half Life 2.

The Suffering способна напугать и сегодня.
В 2005 году признание получил типичный американский ужастик с глупыми подростками в главных ролях, перенесённый в игровые рамки – Obscure. В этом же году свет увидел Cold Fear – экшен-хоррор от авторов Alone In The Dark :The New Nightmare. Игра обладала стандартными приёмами запугивания и банальным сюжетом. Была прохладно воспринята критиками из-за сравнения с Resident Evil 4 в пользу последней.

На закате 2008 года состоялся релиз красивого и вдумчивого хоррора Анабиоз: Сон Разума от украинской студии Action Forms. Игра запомнилась визуальными эффектами, реалистичной физикой вкупе со сложным, многоуровневым сюжетом. Может быть, кто-то скажет, что это не хоррор, идея позаимствована из The Thing, а противники – исключительно тупые болванчики, но с игрой должен ознакомиться каждый геймер, считающий себя ценителем хороших игр. «Анабиоз» обладал увлекательной историей о несчастных судьбах советских полярников, современными технологиями, что заставляет игроков помнить о ней и ностальгировать, даже спустя шесть лет после выхода, даже в отсутствие продолжения.

Очень умело использовал элементы хоррора в своём игровом процессе красивый научно-фантастический шутер Dead Space. Психологический хоррор Deadly Premonition позволял игроку свободно эксплорить небольшой городок, общаться с персонажами, сражаться с потусторонними врагами. В игре реализована динамическая смена дня и ночи, погодных условий, потребность главного героя в еде и сне. Хотелось бы упомянуть о хоррор-квесте Which, в котором игроку предлагается найти выход из дома, попутно разыскивая голову или сердце девушки. Игра проходится за пять минут и является бесплатной для загрузки. Неплохим был и эксклюзив для Wii U, зомби-выживастик ZombiU.

Which может и не AAA-проект, но впечатление от игры по её истечении у вас останется.
2012 год ознаменовал собой выпуск двух популярных ныне хоррор-серий, основанных на крипи-историях с различных форумов. Тонкий человек или Слендермен впервые упомянут в 2009 году, и приобрёл большую фанатскую базу, став объектом для фанфиков и косплеев. Первая игра, The Eight Pages, была бесплатной, но всеобщий хайп требовал полноценного продолжения, поэтому меньше чем через год Slender получил коммерческую версию под названием The Arrival. Простая, как три копейки, концепция запугивания и созидательный минимализм взорвали жанр и вызвали волну подражателей, ни один из которых, впрочем, не сумел превзойти оригинал.

Вторая хоррор-серия являет собой пример отличного взаимодействия разработчиков с отзывчивым комьюнити. SCP — Containment Breach с момента своего появления ничем не отличалась от сонмы низкокачественных инди-хорроров с незамысловатым сюжетом. Разработчики постепенно выпускали обновления, которые исправляли неприятные баги, а комьюнити творили интересные моды и придумывали мифологию вселенной. Сейчас SCP уже обзавелась собственной Википедией и продолжает активно развиваться.

«Игре как-то удаётся быть страшнее, чем свежим высокобюджетным хоррор-играм, вместе взятым».
— рецензия Edge Online, сентябрь 2012.

Отдельный предмет для обсуждения — хоррор-модификации. В большинстве своём – это бесконечные клоны слендера, не привнёсшие в жанр ничего нового, наподобие Curse of Blackwater, Daylight. Или низкокачественные, такие как Groundkeeper, Pesadelo, Insane Hell Torium, Within Deep Sorrows и другие. Конечно, сколько людей, столько и мнений, но шведский мод к первой халфе, бесплатный Cry of Fear; зомби-выживастик No More Room in Hell; и «манекен» года Nightmare House 2 – лучшие модификации для автора этой статьи. А саундтрек для Cry of Fear — Brandon McKagan – Memories Death уже пару лет лежит в моём скромном плеере.

Швеция славится своими талантами. Один из них — Андреас Рённберг — и сделал этот мод
В прошлом году внимание любителей инди-хорроров привлекла игра Тук-тук-тук от российских разработчиков Ice-Pick Lodge, получивших сумму для разработки на кикстартере. Игра получила преимущественно отрицательные отзывы критиков, но была положительно оценена геймерами. Игра выделялась своей псевдотрёхмерной графикой и жутковатым саспенсом, создающим неприятный эффект.

В 2013 году Bethesda анонсировала The Evil Within. Особенно был отраден тот факт, что игрой занимается старина Синдзи Миками, который после выхода Resident Evil 4 так сильно увлёкся шутерами, что даже выпустил свой шутер Vanquish. Игра была очень положительно оценена критиками, а Миками отошёл от «кирпичных дел». К счастью, ненадолго. Игра получилась в духе старой школы хорроров с жутким эмбиентом, интересными локациями, грамотным нагнетанием интриги. Основными претензиями были обилие патронов и недостаток стелса, линейность прохождения и его затянутость, одна концовка, а также поступали жалобы на чёрные полосы сверху и снизу экрана.

«Честно говоря, я делаю игры потому, что мне нравится пугать людей»
— Синдзи Миками, 2013.

The Evil Within, несмотря на кардинальные отличия как в механике, так и в манере повествования, не могла избежать сравнения с Alien: Isolation – релиз этих игр произошёл с интервалом чуть больше недели. Creative Assembly позиционировала историю Аманды Рипли как «истинный survival horror». Атмосфера первого фильма серии воссоздана была успешно, но Чужой на поверку оказался не таким умным хищником, каким его представляли во всевозможных трейлерах и превью.

В августе уходящего года список игр с уникальной хоррор-механикой пополнила игра Five Nights at Freddy’s, выпущенная независимым разработчиком Скоттом Коутоном. Игроку предлагается провести пять ночей в роли охранника в пиццерии, где по ночам бродят аниматроники – роботы, развлекающие посетителей заведения днём. В тёмное время суток зверюшки активизируются и начинают свои блуждания по коридорам пиццерии. Игрок не может покидать свой пост, однако свободно отслеживает их перемещения по камерам и может закрывать двери перед их носом. При этом важно следить за расходом энергии, потребуется несколько раз начинать ночь сначала, чтобы изучить манеры передвижения и повадки противников. Например, Чика всегда идёт только с правой стороны, а Фокси атакует, только если за ним долго не наблюдать (или наоборот – смотреть слишком часто). Используя необычный, хоть и простой, подход к жанру survival horror, Five Nights at Freddy’s быстро обзавелась армией поклонников, портом на мобильные платформы и продолжением Five Nights at Freddy’s 2, вышедшим в ноябре. Во второй части увеличилось количество противников и тактических действий, направленных на борьбу с ними.

Злосчастные аниматроники
Окинем взглядом остальные хорроры уходящего года: что могло запомниться в 2014? Прежде всего, это выпускники Гринлайта: Dreadout — положительно оценённый критиками инди-хоррор от индонезийских девелоперов, использующий идеи Fatal Frame; однообразный Neverending Nightmares; развивающаяся песочница The Forest; провалившийся Daylight; неплохо дополняющий историю оригинала Outlast: Whistleblower; дитя Кикстартера, уникальная, но слишком короткая Among The Sleep.

А что ждём-то? Кто творит будущее жанра? Вставлю свои пять копеек в обсуждение грядущих хорроров. В перспективе особые надежды возлагаю на: Killing Floor 2, как на приятный источник воспоминаний от мясных игр с друзьями в первой части; зомби-выживастик в песочнице Dying Light; Silent Hills (Анонс девятой части произошёл при весьма любопытных обстоятельствах – достаточно было пройти хоррор P.T., оказавшийся интерактивным тизером игры.); кажется «какой-то пугастик» в «каком-то подводном сеттинге» SOMA; загадочная адвенчура Fran Bow; ремейк Haunted House от Dreampainters, а также распиаренный Until Dawn в моей фавориткой Хейден Панеттьер в роли одной из жертв психопата.

Несмотря на пессимистичные высказывания, типа «жанр давно умер», «жутких хорроров уже не делают» и им подобных, время показывает обратное. Индустрия считает по-другому, а количество игр, пытающихся испугать игрока, растёт год за годом. Да, подавляющее количество – низкокачественный трэш. Да, не все они способны напугать. Да, в мире остались ещё Мрачные Титаны Одиночества, не боящиеся зла, которым неведом страх, готовые высказать своё веское мнение на первом попавшемся форуме. Но факт остаётся фактом. Люди готовы бояться. Люди хотят бояться. Существует масса способов людей напугать. И я готов принять вызов. А вы?

P.S. История жанра survival horror насчитывает вот уже более тридцати лет, однако она и вполовину не столь интересна по сравнению с историей развития литературы ужасов. Если вам понравится эта статья, в продолжение темы я расскажу о появлении, развитии и популяризации в мире жанра литература ужасов. А пока в комментариях вы можете поделиться своими любимыми писателями в этом жанре.
P.S.S. Отдельный респект Андрею Артамохину за продвижение жанра на сайте!)
P.S.S.S. Всех с наступающим Новым Годом!!!


Alone in The Dark

Платформы
PC | Mac | iOS | 3DO
Жанры
Дата выхода
1992
235
4.1
107 оценок
Моя оценка

System Shock 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
11 августа 1999
605
4.5
311 оценок
Моя оценка

Resident Evil (1996)

Платформы
PC | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSP | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | GC | WII | NSW | SAT
Жанры
Дата выхода
22 марта 1996
1.2K
4.4
755 оценок
Моя оценка

Penumbra: Black Plague

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
12 февраля 2008
421
4.2
282 оценки
Моя оценка

Silent Hill

Платформы
PS | PS3 | PSP | PSV
Жанр
Дата выхода
31 января 1999
1.4K
4.5
918 оценок
Моя оценка

Slender: The Arrival

Платформы
PC | Mac | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
26 марта 2013
351
3.9
342 оценки
Моя оценка

Forbidden Siren 2

Платформа
PS2
Жанр
Дата выхода
9 февраля 2006
47
4.1
11 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Первая же картинка: второй и третий FEAR, второй Мертвый космос, второй Dead rising (в первый не играл, говорить не буду), Метро,… да вообще половина перечисленных там игр — хорроры? Либо я чего-то не понимаю в хоррорах, либо картинку делал Артамохин =/
Теперь я поняла, почему я еще жива, когда все остальные умерли. Нет, я не единственная, кто остался в живых. Я тоже умерла. Просто я этого до сих пор не замечала

Lisa Garland «Silent Hill»

Ник как ник.Кому-то я не понравился? Щ_Щ Я чего-то в этой жизни не понимаю? В общем странно это(( Добро пожаловать на stopgame((
Наверное, не существует пределов ужаса, который может испытать человек (Стивен Кинг).
что могло запомниться в 2014?

Alien Isolation!!!
А так топик клёвый. Хоть я и ничего особо нового для себя не узнала, но написано добротно. Плюсик кароч :3
А под понятием «джин с тоником» чаще всего подразумевается джин с, ты не поверишь… тоником! Внезапно, правда? >_<
Первые Dead Space, FEAR, Condamned — экшен-хорроры. То, что я перечислил выше и еще кое что с той картинки до кучи — просто экшоны. Бу-моменты их хоррорами не делают.
Ну не знаю, появления Ти-Рекса в первой части заставляли меня понервничать ничуть не меньше, чем появления Немезиса в Резиденте. Другой вопрос, что со второй части Дино перестал быть хоррором совсем, а стал именно что попкорновым экшеном с тиром по бесконечным динозаврам.
В первой каждый патрон и аптечка были на вес золота, нужно было думать именно как выживать, стараясь оставить что-то на будущее, вот это был настоящий survival horror, а во второй — стрелять по динозаврам за очки, на которые покупать более крутые пушки, чтоб снова стрелять по динозаврам… :(
Я так понимаю в Dino Crisis ты не играл?

Жаль качество не очень
Лови плюсик. Было бы интересно в таком же ключе про РПГ почитать.
Ребят, помогите! Мне вроде плюсики ставят, а рейтинг на сайте в минус уходит Щ_Щ.Как так? Или баг какой?
Извиняюсь, что не в тему написал.
The Suffering-классный хоррор, атмосферный и страшный, бррр))
Да, это был печальный момент, но меня почему-то не так сильно расстроил. Может, потому что мне его проспойлерили до игры ещё, я не помню :\
Помню, мы с подругой шутили, что за столько лет Гарри даже не переоделся :(
Играл, но придерживаюсь мнения, что динозавры больше подходят для зрелищного попкорнового экшена, нежели для хоррора.
Кто-то минусит тебя в профиль. Видимо, кому-то ты не понравился. Ещё ник у тебя странный, возможно из-за этого и минусят.
Под понятием «экшен-хорроры» чаще всего подразумевается шутер/экшен с хоррор-элементами=)
Времена беспощадного минуса новичков на СГ давно прошли. Пиши по делу, и проблем не будет)
А так всегда! Стоит добавить в хороший шутер какой-нибудь крипи-момент — всё, игра пытается нас напугать, значит это ужастик. Согласен с тобой и не считаю сиквелы Dead Space и F.E.A.R. экшен-хоррорами, но вот так вот) The Binding of Isaac тоже в каком-то смысле хоррор.
Читай также