Война. Какие картинки проносятся у вас перед глазами при звуке этого слова? Солдаты, выстрелы, наступление, оборона, снайперы, кровь, смерть, окопы, танки, артиллерия… Что-то в этом духе, да? А ведь «на войне не все солдаты», как и сообщает нам подзаголовок замечательной игры This War of Mine.
Вымышленный восточноевропейский город. Гражданская война. Город осажден. Ни выехать, ни въехать. Магазины, аптеки, больницы – забудьте. Никаких благ цивилизации. Война, голод, болезни и вся грязь человеческой сущности. Солдаты, ополчение и единицы выживших. И под ваш присмотр отдадут не представителя первых двух категорий, нет. Отныне вы должны присматривать за обычными людьми, которые когда-то в прошлой жизни были журналистами, спортсменами, поварами, школьными учителями, пожарными. А теперь они просто хотят выжить в этом аду. И вы, игрок, должны им в этом помочь.
Утро. Павло и Катя отсыпаются после ночного дежурства. Эта ночь была спокойной, мародеры не приходили. Марко только-только вернулся с ночной вылазки, которая оказалась богата на улов. Несколько консервов, бинты и различные материалы для крафта. Консервы и бинты откладываются в долгий ящик – до худших времен. Марко также отправляется в кровать, отсыпаться. Бруно, который спал эту ночь, встает на дневную вахту. Проверяет ловушки для крыс, собирает дождевую воду, готовит еду для всех. Недалеко звучат выстрелы, иногда доносятся крики. Из дыр в стене неприятно дует. Надо бы заколотить их. Ночью через них могут пролезть мародеры.
Следующую ночь отдохнувший Марко вновь на вылазке. Основная цель – найти еды, которой катастрофически не хватает, поэтому посещаем разрушенный супермаркет, вдруг что-то завалялось? Как только открываем двери – слышны женские крики. Вооруженный солдат пытается изнасиловать девушку. Помочь или молча продолжить свои поиски? Время ограничено, солдат вооружен, у нас только жалкий кухонный нож, а дома ждут голодные друзья. Марко под моим управлением не может остаться в стороне. Осторожно подбираюсь к солдату сзади и всаживаю нож. Тело безжизненно падает на холодный пол. Девушка бросает мне быстрое «спасибо», после чего немедленно покидает локацию. Понимающе смотрю ей вслед: правильно, вдруг я такой же насильник. Человек человеку волк. Дома Марко встречают как героя. Больше всех рада Катя. Эта девушка особенно любит помогать другим. Вся команда воодушевлена и немного легче переносит нехватку еды.
Проходит несколько дней, зима, на улице холодно. Павло неважно выглядит, у него жар. Катя беспокоится за него, у нее упадок морали. Неказистая печка-буржуйка с отоплением дома не справляется, нужно срочно ее улучшать, пока не заболела вся команда. Крысы избегают ловушек, близлежащие развалины уже давно разграблены, а рынок, на котором летом можно было встретить торговцев и купить за бутылку самогона немного еды – замело снегом. Припасов взять негде. В холодильнике только 7 банок тушенки. Хватит ли до лета? Попадется ли в ловушку хотя бы одна чертова крыса? И где взять дров на отопление…
Павло все хуже, срочно нужны лекарства. На соседней улице остался дом, где забаррикадировалась пожилая пара… И мы точно знаем, что у них есть и лекарства, и еда, и топливо. Приближается ночь, а я не могу решить – дать умереть Павло или все-таки ограбить стариков? Желание выжить побеждает… С наступлением ночи Марко на пороге того самого дома. Старики испуганы, просят их не трогать. «Мне бы только лекарств и пару банок тушенки» — хотела бы я сказать. Но такого варианта игра не дает… Либо воруй, либо уходи. Сердце сжимается, в горле ком… До чего опустилась. Стараюсь лишний раз не встречаться со стариками, ищу еду и лекарства. Нахожу. Кладу в рюкзак и стыдливо покидаю локацию.
В убежище все и без того были опечалены из-за состояния Павло. После возвращения Марко стало хуже. Катя в депрессии и отказывается выполнять мои команды, Бруно на грани срыва, сам Марко ненавидит себя и только Павло безучастно лежит в кровати не в силах встать… Даю ему антибиотики, надеясь, что еще не поздно и мое падение было не напрасным. Этой ночью остаюсь в убежище. Противно…
Утро принесло весть о драке Бруно и Марко. Оба ранены. В аптечке только один бинт. Кого спасти? Павло уже явно лучше, хотя он по-прежнему вынужден отлеживаться в кровати. Заставляю Катю слушать радио, чтобы хоть как-то поднять ее дух. Между Бруно и Марко выбираю Марко. Он полезнее для всех остальных… Перевязываю раны и отправляю на соседнюю койку с Павло. Рублю последнюю мебель в доме, чтобы растопить печки. В надежде хотя бы избавить Бруно от депрессии – напаиваю самогоном. Вдруг протянет до лета, а там бинты найду… Стук в дверь. Два ребенка, мальчик и девочка. Понимаю, что попросят помощи, но мне им помочь нечем. Не хочу даже открывать дверь, не хочу нажимать кнопку отказа. Противно. Наконец сдаюсь. Дети говорят, что их мать серьезно больна и просят лекарства. У меня же в аптечке лишь леденцы от горла и одна упаковка антибиотиков. Зима еще не закончилась, остальные члены моей команды могут заболеть как Павло и тогда эти лекарства будут мне необходимы… Противно. Закрываю дверь перед детьми. Не могу помочь. Простите пожалуйста.
Морально готовлюсь к потере Бруно. Ему все хуже, бинтов все нет. Вновь стук в дверь. Соседи, которым где-то в начале игры я помогла заколотить окна в их убежище, когда еще могла себе это позволить. К горлу опять подступает ком… Снова помощь? А я снова ничем не могу помочь. Павло все еще болен, Катя меня не слушает, Марко отлеживается после ранения, а Бруно даже не перевязан и ходит с открытой раной… Все же открываю дверь. Соседи дарят мне бинты и пару банок тушенки, в благодарность за былое. Боже, спасибо, люди! Перевязываю раны Бруно, кормлю всех и надеюсь на лучшее…
Итого: на первый взгляд, This War of Mine просто замечательная игра про грамотное распределение ресурсов. На второй, более внимательный, это игра про человеческую сущность. И про то, что какими бы мы не были благородными и сколько бы не кричали, что даже на войне мы никогда не опустимся до грабежей и убийств — когда приходит горе и нужда, все мы просто хотим выжить. И все мы опускаемся. Ведь рассуждать о морали и этике просто нет сил.
Лучшие комментарии
Такая* Местный автор, Саша Кост. Любит говорит частенько о себе в мужском роде. Вот и напросилась аналогия. :3