«Подождите! Ещё… ход…»
Оценивать игру, которая пытается завоевать всё ещё работающие части мозга и завалить на стол в 6 утра чертовски трудно. Просто потому, что и сегодня, я тоже засыпал на столе в 6 утра, скорее всего та же картина будет и завтра. Больше того скажу, удалить эту игру, то ещё волевое решение. Да кому я это говорю? Наверняка все сталкивались с адской этой игрой (счастливые люди, которые ещё не познали сей дьявольский нектар, уходите отсюда пока у вас есть возможность). И всё же, следуя своему обещанию, рецензировать все игры, которые прохожу и стараться донести вам что-то новое, собственно говоря вот:
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Прослушать или скачать Путеводитель по оркестру для юных бесплатно на Простоплеер
Начинается всё достаточно приятно, тёмный экран, затем перечисление именитых разработчиков, всё как всегда; затем вам показывают умопомрачительной красоты ролик и бросают в пучину кривого перевода в главном меню. Да, у вас ещё есть возможность спастись. Я это ещё и тебе читатель, тут как минимум «многобукф», а игра, если тебя заинтересует, займёт уйму времени. Тебе это надо?
Внутренности
Ну что, продолжим. Игра является типичной цивилизацией или, если угодно, пошаговой стратегией с элементами экономического, военного, дипломатического и много какого ещё симулятора. Вы управляете целой державой в полном смысле этого слова, регулируете строительство сооружений в городах, воюете и ведёте переговоры с другими цивилизациями. Всё это в разной степени функциональности, было и в предыдущих частях и, страшно подумать, в самой первой части, которая вышла в 1991 году. С тех пор изменилось не так много, основа не претерпела изменений.
Однако многие детали, которые считались незыблемыми, всё же были изменены. На замену системе клеток пришли гексы (правильные шестиугольники), дороги и постройки в городе стали требовать денег за содержание (раньше нормой было проложить дороги по всем клеткам, сейчас – это транжирство), войска больше не накапливаются в одной точке, ядерное оружие теперь не такое смертоносное (но зато какое красивое), его стало сложнее получить (в 4 части, имея доступ к урану, ты мог клепать ядрёные ракеты, как пирожки, сейчас количество ракет ограничено). Так же теперь юнитам не нужны корабли, чтобы плавать, после исследования технологии, солдаты автоматически грузятся на лодки и плывут куда укажешь.
Несмотря на действительно серьёзные изменения (предыдущие части могли позволить себе обходиться графическими изменениями и добавлением новой системы), основа – исследования, бои (и даже вероятность проиграть при сражении вертолёт против конницы) остались прежними. А изменения только добавили тактической глубины, а так же аддиктивности. В игре по прежнему просто разобраться, но сложно достигнуть мастерства и это основная характеристика геймплея, который не надоест со временем.
Аддиктивность — навязчивая зависимость от чего-то. В данном случае от игры. Можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя аддиктивность, желание начинать играть в игру, то есть желание постоянно в неё возвращаться. Внутренняя, желание продолжать играть в игру. Обычно внешняя свойственна социальным играм с временным периодом постройки зданий или юнитов или ММО, с вечерними событиями или мероприятиями с х2 опытом. Внутренняя свойственна практически всем играм, это и получение новых уровней, и сюжет, и выполнение заданий, а так же ачивки. При этом в цивилизацию хочется возвращаться потому, что она содержит мощную внутреннюю аддиктивность, если быть точным, все элементы цивилизации играют на внутреннюю аддиктивность, ты постоянно загружен заданиями, при этом задания не сложные и несут за собой награду, раз в некоторое количество ходов ты получаешь выбор и выбор тоже заставляет продолжать играть, потому что ты знаешь, что на следующий ход у тебя снова будет выбор. В каком-то смысле цивилизация является идеальной аддиктивной игрой, и это легко познать на собственном опыте. Попробуйте встать из-за игры. Вы обязательно скажете себе, ну ещё один ход, а потом ещё один.
Графика в игре отличная, смесь 3Д моделей и 2Д земли, наличие отражений на воде, действительно объёмных гор и ощущение перспективы, на что играет положение камеры, словно устремляющееся в горизонт. Глаз радуется в любой момент игры, когда земля ещё пуста и когда заполнена городами, полями, рудниками и загонами, при этом работники, солдаты и прочие юниты, если не отключать их 3Д отображение, постоянно находятся в движении, анимаций много и все они проработаны на славу. Да что говорить? Даже «лёгкий», упрощённый режим радует глаз. Вся графика, помимо того, что красиво выглядит, ещё и достаточно информативна. Однако интерфейсы, хоть и смотрятся отлично и напоминают по стилистике Биошоковский Рапчур, всё же не так удобны, как раньше. И нельзя посмотреть на весь земной шар, как это можно было делать в 4 части. Зато работает игра не в пример лучше, чем 4 часть, построенная на gamebryo.
Движок gamebryo является легендой своего времени, на нём было построено много игр, причём разных жанров, в чём-то уникальный движок, многие, кто успел с ним поработать, говорят, что он неудобный, слаб в графическом плане, даже для своего времени. Почему на нём выходило много отличных игр? Загадка!
На этом движке, помимо 4 части цивилизации, так же вышли fallout 3NULLew Vegas, prince of Persia 3D, Рэквием Онлайн, Perfect World (!), Morrowind (!!), Empire Earth 2\3 (!!!), Oblivion (!!!!), Warhammer Online (!!!!) и даже Bully, GTA про несовершеннолетнего парнишку. Кстати говоря, Skyrim, хоть и не указан в списке игр на этом движке, корни его движка всё же тянутся к gamebryo.
Музыкальная пауза
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Прослушать или скачать Пер Гюнт, сюита No.1, Op. 46 — бесплатно на Простоплеер
Несмотря на то, что графика и геймплей в игре выполнены на высочайшем уровне, звук смог по настоящему удивить. ОГРОМНОЕ количество классических композиций, от «Смерть Ааза”, до «Полёта валькирии» и многого другого, чего вы обязательно слышали. Причём музыка качественная, сочная, не даёт заскучать и задаёт бодрый, но в то же время не торопящий ритм игры. Так же удивила озвучка, она своя для каждой нации, каждый юнит и представитель державы говорит на своём языке… даже Майа и Русские, я не разбираюсь в языке Майа, но могу точно утверждать, что русские говорят правильно, без привычных, для западных игр дефектов речи.
Time to gamedev
Главное, что делает игра всеми своими элементами — вводит игрока в состояние flow (поток), это состояние, когда человек концентрируется на одном деле и выполняет его максимально хорошо, часто не замечая окружающего, возникает при работе (если вы опытный специалист) или вызывается игрой и это, чёрт возьми, действительно круто. При этом, порог вхождения у цивилизации достаточно низкий, то есть для того, чтобы завершить игру на сложности «вождь» и получать удовольствие во время не нужно провести несколько неудачных игр и разбираться в сотне диаграмм, это не игра от paradox, где всё сложно и непонятно, тут как раз всё предельно ясно.
У вас есть поселенцы, они основывают города, в городах можно строить других юнитов, включая поселенцев, а так же здания, которые ускоряют рост города или улучшают юниты, или ускоряют производство. От расположения города будет зависеть очень многое, насколько хорошо город будет расти, как быстро буду строиться здания, каков будет прирост науки. Так же на карте есть ресурсы, часть из них приносят счастье городу, а так же бонусы к росту или производству, а есть стратегические ресурсы без которых соорудить определённые здания или юниты просто невозможно (без урана ядерную бомбу, например). Есть рабочие, которые строят улучшения на клетках, некоторые улучшения как раз и позволяют добывать вышеобозначенные ресурсы.
Сначала это были катапульты, потом я улучшил их до требушетов, а затем в руинах они улучшились до гатлингов, вопрос, чьи это были руины, если я был самым развитым в мире?!
Солдаты воюют и могут быть улучшены (повысится атака, скорость передвижения, появится возможность второй атаки или нечто подобное). Есть очки науки, каждое исследование стоит определённое количество очков и от того, сколько очков науки вырабатывается у вас и сколько требует исследование, зависит за какое время это исследование будет произведено. Исследования расходятся деревьями, то есть не открыв одно или несколько исследований, не получишь доступ к следующим. Так же в 5 части появилась культура, это очень мощный инструмент воздействия, если коротко, система примерно та же, что и с наукой, только количество необходимых очков зависит от количества городов, открывая парадигмы вы получаете определённые бонусы, вот собственно говоря и всё.
О том, что было сказано выше, мы можете узнать здесь, а о том, что происходит в игре, о каждом городе-государстве или явлении вы можете прочитать во встроенной энциклопедии.
Парадигма – совокупность взглядов, мнений и установок некого общества, которая принимается большей частью его членов. Применяется как к научному сообществу, так и к обществу в целом или частному случаю, организациям.
Flow, поток – состояние в котором человек устремлён в работу, для достижения этого состояния требуется до 10 000 часов работы с предметом, особенно, если эта тема достаточно сложная. Является одной из основных особенностей человеческого восприятия и взаимодействия с действительностью.
Уровни сложности – в цивилизации есть разделение на уровни сложности, чем сложнее, тем больше недовольства у горожан, агресивнее ИИ и больше штрафов за неправильное действие.
Порог вхождения – то на сколько сложно начать играть в игру, те знания, которые тебе необходимо иметь, чтобы в неё играть, например, у шутеров очень низкий порог вхождения, всё что нужно – это знать, как пользоваться мышкой, несколько кнопок на клавиатуре и реакция, а вот у dotы высокий, большое количество объектов взаимодействия, сложные тактики, агрессивное окружение. Высокий порог, чаще всего, отталкивает игроков, но от самой игры ты получаешь большее удовольствие, игра сложная.
Игры от Paradox, в прямом смысле – это серия День Победы, Europa Universalis, Crusader King, парадокс издаёт и создаёт сложные, многогранные игры, чаще стратегии, которые занимают особую нишу. Интересным является то, что каждая из этих игр имеет высокий порог вхождения и большие, сложные интерфейы, много окон, графиков, статистики. Игра от Парадокс стала нарицательным термином, который обозначает громоздкую, непонятную и, иногда, скучную игру.
Итоги
«Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые, и Я успокою вас»
Евангелие от Матфея 11:28
Подводя итог рецензии. Игру не стоит играть ни при каком обстоятельстве, это очень сложная, большая и отнимающая вашу жизнь структура, которую почему-то назвали игрой, идеальный паразит искажающий сам пространственно-временной континуум. И всё же, если серьёзно, игра выдалась хорошей, с ДЛС ещё чуть более хорошей, но уже немного дорогой. Брать стоит, но вы должны быть предупреждены, что это отнимет очень много вашего времени, что вы будете страдать бессонницей и, первое время, трудностью с взаимодействием с пространством, вы будете видеть и вспоминать цепочки научных исследований, тактику боя, фразы великих людей, которые всплывают при каждом исследовании. Эта игра точно изменит вашу жизнь, и не сказал бы, что в хорошую сторону. Это шедевр, в своём роде, и всё же оценка:
Увлекательность: 10, сферическая цивилизация в вакууме.
Графика: 9, всё хорошо, но есть небольшие огрехи и графические артефакты.
Техническое исполнение: 9, сейчас всё вычищено, выглажено и особых проблем не возникает и слава богу.
Музыка: 10, столь хорошей музыки в столь концентрированном виде я не ожидал даже от цивилизации, музыку хочется слушать отдельно, благо её выдают в комплекте с игрой, вы можете увидеть пункт прямо в лаунчере.
Мультиплеер: 9, хот-сит появился не сразу, мультиплеер требует нормального интернета, хотя чего уж его требовать в такой стратегии. Но мультиплеер, особенно с друзьями, затягивает не на шутку, в конце-концов, только здесь можно устроить небывалые размаха интриги, для того, чтобы стать главным во всём мире.
Общая оценка: 9,6\10. Лучшее, что мог придумать Сид Мейер он выдал в этой игре, скоро новая, уже страшно. А ещё тут есть огромный шагающий робот.
Достижение: Встретить рассвет 3 раза подряд за одной и той же игрой в режиме Марафон.
Ссылка на игру: http://store.steampowered.com/app/8930/
Все дополнения, в основном, касаются новых геймплейных элементов или контента (нации, сценарии), так что об основных мини-рецензия. О малых небольшое упоминание, поехали.
«Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа»
Первое крупное дополнение для Цивилизации, которое действительно включает в себя что-то новое. Помимо привычных новых наций, зданий и чудес света (многие из которых, были в 4 части, но не вошли в оригинальную 5-ю, здесь появилась Религия и Шпионаж, а так же эпичнейший сценарий с парапанком. Обо всём этом подробнее:
Аддон является обязательным к приобретению, без него играется как-то не так. Наличие религии влияет на игру, причём особенно сильно в эпохах до нового времени (одна из парадигм позволяет покупать юниты за особые очки веры).
Религия появилась в серии цивилизация с 4 частью, там она являлась основной фишкой, которая отличала её от предыдущих игр. Однако в отличие от предыдущей игры, нет необходимости строить религиозное здание или первым делать определённое исследование, так же нельзя зародить на своей земле все религии, только одну, которая станет главной для страны. Бонусы от религии, в отличие от прошлой части не заданы самим разработчиком, ты сам волен выбирать 4 (2 при выборе веры, 2 при укреплении) бонуса, однако 1 является закреплённым для каждой конфессии, так же ещё один бонус доступен для Византии. Религия появляется и улучшается при помощи Великих пророков. Старцев, которые могут строить специальный объект на клетке или, помимо укрепления религии, разносить веру в другие города и страны. До появления религии у державы появится свой пантеон, но там бонусы слабые, как раз для начала игры годные. Основная сила религии заключается в получении очков религии, которые тратятся на постройку религиозных зданий или покупку юнитов. Что удивительно, ставка только на религию даже может помочь выиграть игру, ведь отношения с державами улучшаются, если у вас одна и та же религия, это необходимо учитывать при игре.
Второй фишкой дополнения стал шпионаж. Разобравшись, как им пользоваться, я был поражён скудностью вариантов. Шпионаж в серии total war был куда более увлекательным занятием. Здесь можно посылать агентов в другие города, чтобы увидеть город, постепенно они могут своровать технологию противника, но появляются они в то время, когда вы или на коне или в заднице и это помогает вам хоть как-то сводить концы с концами. Слава богу никакой мороки с лишними юнитами нет, в отдельном окне выбирается задание для шпиона и он тут же отправляется по своим делам. Если у вас есть Brave new world вы так же сможете посылать шпиона, как дипломата, чтобы добиться культурной победы (сделав в другой стране моду на свою культуру).
Главное, что в этом дополнении есть самый необычный из всех видимых мной в серии цивилизация сценариев. Полностью новые юниты, здания и система игры, а главное, возможность пойти по альтернативному пути развития цивлизации – паровому, то есть паровые танки, дирижабли и тому подобное. Все нации вымышлены, но выполнены в соответствии с обычным представлением о парапанке, цилиндры, механические часы на цепочке, тяжёлые мантии. Играть интересно и этот режим является одним из самых запоминающихся моментов во всей игре.
Как я уже говорил выше – брать обязательно.
Ссылка на дополнение: http://store.steampowered.com/app/16870/
«Суть такова… домики деревяные набигают. Можно грабить корованы. Я джва года хочу такую игру».
Второе, и последнее на сегодняшний день дополнение, добавляет в игру культурную победу, путём прививания всем и вся своих ценностей, новой веткой в парадигмах, с возможностью выбора основной идеологии нации, а так же ООН, незаконно отнятый после 4 части, пару новых цивилизаций, чудес и один из самых худших и неиграбельных сценариев: «гражданская война в Америке», ей богу, лучше бы сделали колонизацию.
Культура и так играла очень большую роль в оригинальной игре, здесь же, это один из самых острых и опасных инструментов из вашего арсенала. Компьютерные болванчики пытаются что-то сделать с новым элементом игры, но у них выходит очень плохо и скудно, так что настоящий потенциал этот инструмент раскрывает в сетевой игре. После выбора идеологии вы сможете получить огромный бонус к выбранному вами пути.
Так же в этом дополнении можно «грабить корованы», под это даже сделали специальную ачивку с таким же названием. Так же тут есть отряд XCOM, который становится доступен в самом конце игры, и это чёрт-возьми очень крутой отряд.
ООН позволяет выиграть ещё одним способом – выбором мирового лидера. В принципе при грамотной дипломатии и уступках можно договориться со всеми и выигрывать все раунды переговоров, но это дело на любителя.
Не обязательное дополнение с кучей всякого контента, разной степени качества, культура является интересной фишкой, остальные скорее приятным бонусом, а стоит как целая игра. Зато можно грабить корованы, ссылка на дополнение ниже:
Остальные дополнения представляют собой сборники сценариев, наций, городов государств, новых чудес. В общем, или брать сразу всем скопом или лучше совсем не брать. Подробнее расскажу совсем скоро
Никогда никому не верьте на слово!
1. В отличие от 4 части строить больше 6 городов на высоких сложностях, чаще всего, не имеет смысла, увеличивается стоимость социальных институтов – парадигм, недовольство населения, содержание дорог теперь тоже стоит денег, так что дороги между городами съедят вас бюджет.
2. Не стоит строить все улучшения в городах, это очень удобно и приятно, но практически бесполезно. Строения, так же как и дороги требуют денег за содержание. Так что планируйте специализацию городов заранее.
3. А вот чудеса света не требуют на содержание денег, так что стройте их, только будьте уверены, что никто не обгонит вас, некоторые чудеса могут быть готовы только в единственном экземпляре на всю землю.
4. Если начинаете войну, будьте уверены, что вы её выиграете. Ситуации формата: «Ну у меня на границе есть 2 копейщика и через 3 хода в столице будет готова катапульта, а значит я готов», не прокатят. Если сложность «вождь», это ещё простит, то на всех сложностях выше, противник задаст вам трёпку. Все войска должны быть на границе сразу, сбалансированы и готовы, ты должен быть готов не только к атаке, но и к отражению контратак противника и иметь боеспособную армию. До новейшего времени, брать город меньше, чем 4 солдатами, смысла не имеет.
5. Воевать плохо и дорого, дипломатия и социалка – важнее и может принести вам победу.
6. Воюйте только имея прочный союз, к тому же, желательно, чтобы противник нападал на вас, а не вы на него, в таком случае срабатывает оборонительный союз и ваши друзья волей неволей, отправляются на войну.
7. Засылайте шпионов в свои города или города противника, которые собираетесь атаковать, можно заслать одного в самую развитую державу.
8. Технологии важны при любой парадигме и типе игры, если вы отстаёте в технологическом плане, вы отстаёте и во всех остальных.
9. Стройте города у моря или рядом с реками, в таком случае у вас будет бОльший выбор строений и много лучше ситуация с ресурсами.
10. Не используйте ядерное оружие, желательно запретить его через ООН (если у вас есть дополнение). Ядерное оружие наносит половину урона городу и юнитам на 3 клетках вокруг, а так же загрязняет землю. После захвата города, чтобы привести его территорию в порядок вам потребуется под 20 ходов и хотя бы 3 рабочих. За это время можно проложить дорогу между 3-4 городами и обустроить один новый.
11. Не забирайте завоёванные города себе, это плохо влияет на ваше настроение, лучше оставляйте их сателлитами или отдавайте другой державе, прибавка к настроению и хорошие отношения с соседом иногда значат больше, чем один город у вас под контролем.
12. Следите за настроением и финансами, если с ними проблемы, вы, скорее всего, не сможете продолжать развиваться. Стройте арены и оперу для настроения, принимайте правильные парадигмы. Если у вас есть дополнение ведите торговлю и не полагайтесь сильно а золотой век, он скоротечен.
Спасибо за то, что дочитали всю рецензию до конца, будьте счастливы при малейшей возможности!
< — Предыдущая рецензия. Crysis 3
Следующая рецензия. Фобос 1953 ->
Литература. Элизиум. Пилот
Лучшие комментарии
Сразу видно, что не так уж и много ты наиграл в цыву)
Мой совет -если и покупать цыву, то со всеми дополнениями.
Отдельно хочу выделить твою неправоту и ошибочность мнения по «Brawe New World». Шпионов можно загонять и в города-государства, что периодически дает очки влияния на них. И появляется дипломатическая победа (выборы в ООН) для чего кстати и нужны города-государства в союзниках, ибо дают голоса. И вообще дипломатия стала моей отдушиной, не говоря уже о том, что через неё можно делать подлянки другим нациям и давать бонусы себе.
Была полностью переработана культурная победа. Надо развивать туризм, чтобы победить через неё. И туризм и культура это разные вещи. Показатель туризма — это атака на другие державы, а культура твоего государства — это защита от вражеского посягательства на быт твоих граждан. И под всем этим кроется огромная подоплека. Я уж молчу что чем моднее твоя культура в другой державе, то при захвате её города недовольство населения будет меньше, откат на возможность функционирования города становится меньше и т.д…
Но всё равно цыва доказывает, что против лома нет приёма. Если кто-то из противников рвется к победе, то джихад этой нации является лучшим способом угомонить глупца, задумавшего отнять у тебя победу.
Ты когда-нибудь играл в героев третьих в компании из четырех и более людей?
Это фраза Домингеса -_-
И да, ты видимо забыл нажать кнопочку ответить и опечатался)
Автору респект!
И да, сидеть на СГ с телефона? Да ты мазахист, бро!
А теперь как-то похер. Да и интереснее потом в зависимости от нации и начальных условий тактику выбирать)
И да в ООН — это хороший способ выиграть, но слишком простой, если играешь с ИИ, он на любом уровне сложности не так агрессивен по части дипломатии.
Туризм развивается при помощи зданий и великих творений, но, чем выше культура, тем чаще появляются люди, которые делают великие творения, такие дела)
Поскольку я играл за Амеров, я ещё джихадил тех у кого есть нефть или уран)