Всем привет!
Долгое время хотел я написать этот пост, и даже старался как следует к нему подготовиться. Рецензии следует с чего-то начинать, и именно поэтому я последовал к знакомым всем товарищам за, как это водится, цитатами. Одна из них меня глубоко поразила и сперва расстроила: Денис назвал предмет нашего обсуждения, простите, цитирую: «Безыдейным г#вном». Ну что же, у каждого человека есть свое мнение, и пусть наш друг и не удосужился ознакомиться с большей частью сериала, я вполне могу понять, почему он так считает. Но, почему, все-таки, лично я называю «Торадора!» весьма достойным представителем жанра?
В двух словах
«Торадора!» (или как его (сериал) называют, «Тигр и Дракон») — экранизация популярной одноименной серии лайт-новел Ююко Такэмии. За адаптацию ответственна студия J.C. Staff, которая является одной из моих фавориток (например, она же выпустила адаптацию «Zero no Tsukaima»). Сюжет этой романтической комедии повествует о, как всегда, нелегкой личной жизни двух учеников старшей школы цундэре Тайги и Рюджи — добряка, которого принимают за «янки» из-за характерного внешнего вида.
Это и еще множество сюжетных штампов как раз и намекают об «безыдейности» данного произведения. Но справедливости ради стоит отметить, что штампами они стали уже в начале 10х годов, когда на рынок хлынуло множество представителей жанра. Оригинал начал публиковаться в марте 2006 года и за это время успел стать, в некотором роде, культовым; ориентиром, на который стоит ровняться. Так, например, упоминание «Торыдоры» можно встретить в другой супер популярной лайт-новелле «Boku wa tomodachi ga sukunai» («У меня мало друзей»). Однако, заявлений о том, что объект нашего обсуждения является одним из основателей штампа, мало. За сим перейдем к рассмотрению самого произведения.
Атмосферный
Не зря пересматривал я сериал прежде, чем садиться за рецензию. После просмотра нескольких из бесчисленных новинок японского анимационного конвейера, возвращение к «классике» стало невероятно контрастным. Множество эмоций и мыслей пронеслись в голове, но все это можно, наверное, попытаться выразить одним словом: с первых кадров на меня нахлынуло некая «Домашняя» атмосфера, или, выражаясь языком интернета, атмосфера «Тепла и ламповости». Конечно, это весьма субъективно, но ощущение «как от прочтения хорошей книги» не покидало меня до последнего кадра (а как хороша заключительная часть сериала!).
Трудно сказать, как оно так вышло. Здешний юмор не поражает новизной, история не нова, персонажи сверх типичны, но… Но все это выглядит как-то живо, душевно. В отличие от великого множества, если можно так выразиться, «попсовых» экранизаций, «Торадора!» идет другим путем. J.C. Staff не стали нарезать 10 книжных томов на несколько сезонов и выдали всю историю разом, цельным выпуском (такой же подход можно наблюдать, например, в моих любимейших экранизациях «Стального Алхимика»). Студия крайне бережно отнеслась к оригинальному духу истории и создала сценарий, который избавился от всего лишнего и, как это водится, слегка адаптировался для соответствия анимационному жанру.
Приятно удивляет и сам характер эпизодов, признанных «лишними». J.C. Staff решили избавиться от большей части не значимых для сюжета моментов (так называемых «Филлеров»: от англ. «Fill» — заполнять) и сократили юмор до художественного минимума. Пожалуй, постарайся они чуть усерднее, «Торадора!» могла превратиться бы из «романтической комедии» в «мелодраму с долей юмора». Но, к счастью, редакторы подобрали, на мой вкус весьма и весьма грамотную пропорцию, сделав свое творение каким-то особенным. Такой избирательный подход вовсе не универсален и иная история, сконцентрированная в большей степени на юморе, нежели на сюжетной составляющей (вроде недавнего хита сезона «Nisekoi») оказалась бы просто нелепой и нелогичной. Для того, чтобы оценить, чего же решились зрители, вы можете ознакомиться с дополнительной серией, выпущенной к специальному изданию. Если вам такие эпизоды кажутся неотъемлемой частью произведений, то приглашаю ознакомиться с оригиналом (полный текст которого можно найти в английском переводе). Ну а мы возвращаемся к сериалу.
Сюжет и персонажи
Пускай проговориться о чем-то неожиданном в сюжете сложно (а вступительная песня еще в самом первом эпизоде при повторном просмотре кажется самым что ни на есть явным намеком), я постараюсь обойтись минимумом информации.
Маленькая задира Тайга по прозвищу «Карманный Тигр» и выросший без отца Рюджи, которому от него досталась лишь бандитская внешность — что их объединяет? Весьма недружелюбные отношения с одноклассниками и большое, чистое чувство любви. Любви, которую они не могу выразить своим возлюбленным по… ряду причин. После неожиданном и не самой милом знакомстве они узнают слабости друг друга и договариваются работать над ними сообща.
Такая завязка при первом просмотре кажется весьма многообещающей, но то, что сотворили J.C. Staff и Ююко Такэмия неожиданно оказывается намного глубже. Сюжет не то, чтобы вызывает особые откровения и не устоит перед романтического титанами романтического жанра в мире литературы и даже полнометражных анимационных фильмов, но для многосерийной мультипликации он является лучиком света в темном царстве.
Клубок эмоций, чувств, переживаний увеличивается, усложняется с каждой серией. С каждой серией первоначальная простота и комедийная составляющая испаряется, обнажая сюжетный потенциал произведения. А в заключительной части, все это неожиданно вырывается из оков, наружу. Ты понимаешь, что все было не так просто, а логичный финал оставляет лишь больше вопросов, обращая твое внимание на других персонажей. Ожидаемый «Happy End» оказывается самым драматичным моментом истории.
Настоящая литература должна быть наполнена смыслом. Она должна нести некий смысл, должна заставлять читателя думать. То же самое относится и к театру, и к кино, и к музыке, и к мультипликации. «Настоящая» ли «Торадора!»? Я не знаю. Возможно. В любом случае, каждый всегда смотрит на вещи со своей перспективы. После захватывающего просмотра сериала, буквально, как говорится, «на одном дыхании», мне захотелось несколько изменить свои жизненные принципы. Хотя от желания до действительности «один шаг», и мне еще предстоит его сделать.
Визуальные и аудио- составляющие
Художественный стиль завязан на иллюстрациях 2006 года, поэтому на фоне современных, более ярких, красочных и «анимешных» (подразумевая характерные особенности, которые трудно описать, но достаточно один раз увидеть, чтобы понять) собратьев сериал смотрится несколько бледно, просто и естественно, наверное. Кто-то может со мной не согласиться, но, на мой взгляд, это придает видеоряду особый шарм, по душевности и живости картинки чуть приближаясь к работам студии Гибли. Но а в целом, анимировано все довольно хорошо, а редкие «экшн» сцены, вроде драки или погони выполнены довольно своеобразно: чуть менее выразительно и чуть более реалистично, чем у коллег.
Саундтрек по ходу действия интересовал меня мало, но того факта, что он не отвлекал, был уместен и, судя по всему, достаточно неплохо исполнен мне хватает для полного удовлетворения. Отдельного упоминания следует удостоить две заглавных песни, первая из которых сопровождала сериал всю «стадию завязки», а вторая, соответственно — развязку. Помимо общей красоты звучания и цепкости, они обладают лирикой, отлично передающей атмосферу «Торадоры!» и дополняющей ее (ознакомиться с текстами песен можно с английскими субтитрами на видеохостинге YouTube).
Касательно озвучания говорить особенно нечего. Оригинальные голоса никаких нареканий не вызывают и работают так, как надо. Для любителей фанатского перевода могу порекомендовать версию от всем известного Анкорда. Пусть я и не слишком лестно отзываюсь о прочих его работах, но эта вполне достойна внимания. Драматические нотки традиционно завалены, но весь колорит передан неплохо и в характерной манере.
Заключение
В качестве итога хочется сказать, что я безумно рад тому факту, что я ознакомился с этим анимационным сериалом раньше других его собратьев. Возможно, в ином случае я бы так же, как и мой хороший товарищ Денис, забросил смотреть на начале и никогда бы не открыл для себя некую особенную глубину, возможно, понятную лишь только мне.
Спасибо всем за внимание, пока :)
Лучшие комментарии
Вот после него появилось большое желание глянуть… Но что то все никак руки не дойдут
Два: Торадора — апофеоз издевательства над мужским персонажем. Являясь дичайшим фанатом мужского начала (МЫ ВСЕ ЗНАЕМ О КАКОЙ МАГМЕ СЕЙЧАС ИДЕТ РЕЧЬ И ЧЬИ СЕРДЦА ОНА РАСКАЛЯЕТ), с любых попыток выставить вялого паренька с колоритной внешностью тряпкой, находящейся в подчинении у малодушной стервы, я изрыгал потоки ненависти, смешав в равных пропорциях экспрессию, когнитивный диссонанс и рвотные массы. Именно поэтому досмотреть сериал и не смог.
Три: Восемьдесят пять аниме начинаются и развиваются настолько «торадорно», шо писец.
Четыре: Предыдущие восемьдесят четыре я посмотрел раньше… :3
Пять: Рисовка в стиле Гибли? У меня комары погибли. От такой возмутительной лжи. Ты что принимал, подскажи? :D
Шесть: Смотрел однажды «извращенку со вторым размером». Такая-то годнейшая вещь. А мне, значитцца, пишут — гумно! :(
Так что ты не обращай внимания, кому-то всегда не понравится та штукенция, что вызывает у тебя самые возвышенные чувства и эмоции, попутно отправляя в сушилку недельный запас твоих платочков.
Семь: Стандартная смешная шутка про сам знаешь что. Прост))
Но написано интересно, да.
А фанатам варианта «Цельнометалический Алхимик» на заметку «Hagane no Renkinjutsushi» переводится как «Стальной Алхимик». Вот так вот
няшка она ^^
Я специально написать «чуть». Для тебя
А вот комедии так и получаются — что первым углядел, то и хорошо
Прослушать или Даже близко на Гибли не похоже :D
Фу, слава богу не стал досматривать :D
Начинается и развивается — это ровно те несколько серий, что я мучительно терроризировал кресло филейной частью себя. Потому нетипичности не углядел, каюсь.