Текста как обычно — до maximus musculus gluteus'а.
Все на свете подло украдено у русских изобретателей. Начиная с радио (Маркони-Попов) и кончая играми.
Да-да-да, а вы думали, что трио из ГТА 5 это оригинальная находка? Да щас!
кто Франклин, кто Тревор, а кто Майкл — распределяйте сами
И что я этим хотел сказать?..
А вот хрен его знает. У всего должно быть начало.
В интернете много мнений о ГТА 5. Во многом они разные, но еще в более многом схожи. И схожесть эта заключается в весьма однобокой трактовке героев. Франклин – считается самым скучным. Майкл – самым интересным в сюжетном плане, в то время как Тревор держит планку притягательности геймплея и неожиданных эвентов.
Я не знаю, что тут можно такого сказать. С этим можно согласиться.
А можно и не согласиться.
Это требует небольшого разбора. А точнее даже большого, ведь начав с персонажей, мне придется затронуть и сопутствующие темы.
Как мы знаем, первоначально ГТА вообще не была игрой про глубокий сюжет.
В версии ходившей на дисках а-ля «250 русских игр» (каковой был у меня), самой истории вообще были считанные крупицы, что не мешало играть ради фана и сплошной фаллометрии на очки, поощрявшейся, притом, создателями – ведь именно только по достижению определенного количества очков открывались новые города.
О героях тоже сказать особо-то и нечего. Кроме как картинкой в меню выбора и именем (которое можно – а в случае набора чит-кода еще нужно – было вводить самому) отличались они чуть менее чем никак.
Впрочем, мешало ли все вышеописанное нормальной игре? Ничуть. Несмотря на малые технические возможности разработчика, им удалось наделить город какой-никакой жизнью. Кто-то называет это пафосным словом «дышит», но я предпочитаю термин «работает». Ты играешь, и понимаешь, что вот оно, да, работает. Работает за счет неожиданностей («Вам будет интересно знать в последние моменты своей жалкой жизни, что эта машина оборудована системой уничтожения «Антиугон»!), за счет интересных миссий, за счет поощрения игрой устраиваемого тобой беспредела.
В те времена, люди называли это свободой. В каком-то смысле они были правы.
Вторая частьв плане сюжетов была чуть более продвинута.
Конечно, сложных перипетий в ней ожидать не стоит, однако, в отличие от предыдущей части, все расписано уже более подробно, и еще более стебно, чего только стоит «действие происходит в Х недель после будущего».
Перед нашими глазами предстает очевидный Anywhere City (Нью-Йорк), представленный нам в антураже киберпанка с легким налетом ретро-моды (тут должна быть уже задолбавшая подробность про Z-TYPE).
Главный герой – Claude Speed (проведший 25 лет в криогенной заморозке), как это принято в именитой серии, представляет собой типичного «подай-принеси» мальчика. То есть, особо ничего не изменилось, включая даже необходимость зарабатывать очки для перехода в следующий район города.
И если в первой части, хаос игрока был направлен гораздо более широко, то во второй части разработчики мягко взяли его за причинные места, дабы играющий имел цель. С введением репутационной системы, уровней сложности заданий (каждая линейка из которых кончалась финальным замесом, включающим в себя геноцид враждебной банды), более красиво выведенных и расписанных банд – игра засверкала совершенно иными красками. Легкий фантастический флер пошел игре на пользу, тоже добавив свою долю провокации к хаосу.
Только теперь город мог и ответить тем же. Машину игрока с легкостью мог угнать ушлый вор, подкравшийся на перекрестке. А мирный с виду водитель, чью машину тебе захотелось позаимствовать, мог совершенно внезапно достать пистолет (а то и что покруче).
Конечно, было бы неумным сказать, что сюжет в ГТА 2 прямо таки хорош.
Тут больше подходит слово «присутствует». Точно так же как он присутствовал и в первой.
Во второй части его больше, но не настолько много, чтобы это можно было считать чем-то полноценным. Игру по прежнему двигают очки и таксофоны.
Все изменилось в третьей части.
И дело тут даже совсем не в 3D, хотя 3D это тоже хорошо.
Все стало гораздо серьезнее, пусть никто и не мешал устраивать беспредел как и раньше. ГТА 3 – на удивление нуарная игра, неожиданно очень взрослая, взрослее чем даже VC и SA.
Перед нами предстает Liberty City – город мрачный, медленно гниющий под постоянно пасмурными небесами. Главный герой – Клод, был предан своей любимой девушкой, и по случайности выбравшись из тюрьмы, собирается ей мстить.
Город действительно очень мрачен. Portland – грязный индустриальный район, полный шлюх и бомжей. Герой начинает с такого дна, под которым уже и стучаться некому. Выполняя работу для сутенеров и мелких (а порой и не очень) мафиози, он понемногу втягивается в местную преступную жизнь. Staunton – деловой центр, где правят бал большие шишки, начиная от коррумпированного агента ЦРУ Рэя, и заканчивая Дональдом Лавом, нечистым на руку бизнесменом-строителем. Shoreside проработан хуже чем предыдущие два района, и представляет из себя некоторое подобие мирного предместья, где сливки общества живут и отдыхают.
Из миссий полностью пропал весь беспредел. Или большая его часть. Мы возим шлюх для продажных копов. Мы защищаем товар однорукого оружейника Фила Кассиди. Мы утюжим битой докера, который посягнул на шлюх мелкого сутенера, давшего нам работу. Все грязно, и реалистично.
Даже постоянное молчание главного героя смотрится тут совсем уж сознательной фичей. Герой молчит, потому, что он болванчик? Или потому, что он себя этим болванчиком ощущает?
Подобного уровня серьезности, GTA достигнет только в четвертой части, к слову.
Потому что GTA: Vice City вернется к корням старого доброго беспредела, пусть и хорошенько вылизав сюжетную и визуальную часть.
Это моя любимая часть, к слову.
Прощай, мрачность Либерти-Сити. Здравствуйте, пляжи и гламур города Вайс! С самого начала, нас погружают в крепкую атмосферу хорошего боевика. Действительно хорошего, пусть и с большей долей идиотии чем раньше.
Главный герой режет продажного бандита бензопилой, а мы смеемся. Он угоняет танк из военного конвоя – а мы весело расстреливаем десятки солдат, и продолжаем радоваться. Желающие раскидать порнобаннеры с гидроплана, или вывести на небоскреб изображение сисек главной героини порнофильма – поднимите руку! Хе-хей, как же вас много!
При всем этом, основная история пусть и не сохраняет мрачность предыдущей части, но все равно, достаточно серьезна. Хотя бы и из-за закоса под «Лицо со шрамом», и прочие боевики подобного плана, но кого и когда это волновало?
Все стало более сглажен.
Главный герой перестал молчать (хотя и не научился плавать), радуя своим мнением по поводу и без. Особенно ярко и приятно было ощущать, что твой родной и пестуемый тобой Томми Верcетти в самом деле вырос из простой шестерки в полноценного хозяина всего Vice City.
Наркотики, алкоголь, и оружие. Крепкая дружба, и подлое предательство. Игра в которой однозначно хотелось пожить.
В San Andreas’е солнца было еще больше. Лучи его освещали не только ласковое море и красивых девушек, но и кровь на асфальте, пролитую молодыми парнями, у которых не было выбора.
При всем своем серьезном начале (коррумпированная полиция, гангстерские разборки на серьезных щщах) все не превращается в брутальность уровня GTA 3. Это как будто бы сценарист начал работать над чем-то уровня фильма Boyz N The Hood, но затем внезапно передумал, и его понесло.
После относительно серьезного начала, и драматического развития ситуации в дальнейшем, главный герой, обычный, ничем не примечательный обитатель гетто Карл Джонсон, оказывается втянутым в разные, порой абсурдные ситуации. Начиная от кражи автомобилей с трансатлантического танкера, и заканчивая похищением боевого истребителя с авианосца принадлежащего армии США. А если вам мало идиотии, то можно продолжить кражей джетпака с военной же базы.
При всем при этом, игре удается держать сюжетную серьезность до конца. То есть, несмотря на возможности неимоверного беспредела, в проложенной разработчиками колее, дела все равно остается более или менее серьезными, позволяя понять то, чем дышит главный герой, что ему надо.
В пользу последнего, кстати, работает и система прокачки, что уже отдельный разговор, не для этого топика.
Прекрасно прослеживается сюжетное развитие ГТА, рост качества сюжета в каждой последующей части. Сюжет везде разный, везде незаезженный. Начиная от пусть даже несколько гротескной мрачности, заканчивая серьезностью улиц с некоторой примесью идиотии и неадеквата.
Четвертая часть, если так подумать, не слишком сильно выделилась из линейки. В плане атмосферы – так третья часть, повторюсь, мрачнее некуда.
Нет уж, причина некоторой неприязни игроков к GTA IV, кроется исключительно в убранной возможности неадеквата, а не в «излишней серьезности сюжета».
Сюжет хорош, он прекрасно смотрелся бы даже на экране. Сербский солдат, сумевший выбраться от войны, но принесший войну с собой – столкнувшийся с совершенно другой войной на совершенно других улицах – это все, как мне кажется, весьма неплохо смотрится. Как и город, ставший больше и реалистичнее.
Но в погоне за излишней реалистичностью разработчики забыли о том, что беспредел тоже является неотъемлимой частью серии GTA. Это, конечно, хорошо, что у нас перед глазами разворачивается драма, и нам дается тяжелый выбор в конце – но как можно с этим жить, если раньше у тебя была возможность украсть вертолет и порубить винтами в кашу триста человек, а теперь ее отобрали?
Или даже не так. Это, конечно, замечательно, что сюжет стал серьезен, но ведь игра должна всегда оставаться игрой, не так ли? Реальность всегда готова ударить в нос – только высунь его в окошко.
Даже дополнения не особо помогли ситуации. Скучнейший The Lost and Damned, и неплохая The Ballad of Gay Tony не вернули игре утраченного беспредела.
Грустно, на самом деле. Грустно именно то, что львиная доля стараний, отличный сюжет, и не самый плохой главный герой, потеряли львиную долю шарма, только из-за отсутствия возможности творить бедлам.
Вот именно это у нас и есть в GTA 5.
Наравне с полностью серьезными щами сюжета (изредка перемежаемыми моментами полного неадеквата), нам вернули полную свободу беспредела, присущую ГТА, щедро замаскировав ее пародийностью и стебом.
Любителям серьезности достаются беседы с психотерапевтом и красивейший остров, который приятно исследовать.
Любители идиотии будут довольны стрельбой из минигана, и возможностью покупки танка в собственный гараж.
Все счастливы, а у Rockstar миллиард за три дня.
Тут-то мы и поговорим о героях.
Как мне кажется, в лицах Франклина, Тревора, и Майкла, нам представлены самые распространенные типажи предыдущих частей, плюс один новый, конечно. Однако, все это густо замешано и на поучительной части игры. Это трудно объяснить, в самом деле, но я постараюсь.
Франклин – обычный молчаливый исполнитель. С этим все понятно. Но главная его цель – вырваться из нищенской жизни в гетто, и именно ради этого он идет на гораздо боле опасные преступные деяния, чем раньше.
Тревор – психопат и отморозок, без особой даже цели. «Тревор Филипс Индастриз» — выглядит несколько нереалистично, пусть и твердо влеплено в лысеющую квенту. Мы имеем неуравновешенного персонажа, который является проблемой везде где бы он не оказался. Просто потому, что потому. Нам попытались показать, как выглядел бы в реальном мире типичный «беспредельщик из ГТА».
С Майклом проще всего – он бандит вышедший на пенсию. Заметьте, не «мафиози» а «бандит». По прежнему горяч, порой как малолетний пацан впадающий в истерику, он тоже способен напортачить, и именно этой его особенностью объясняются все его проблемы. Нам показывают, что в действительности, каким бы лихим ты не был («- А как же мечта умереть со стволом в руке?!»), все заканчивается, когда начинается реальная жизнь. И тогда уже тебе не до бесшабашности, ведь теперь ты не один, ты несешь ответственность. Нам попытались показать, как мне кажется, что рано или поздно, от преступного пути уходит любой.
и несмотря на то, что я выбрал концовку, при которой все остались живы, самым правдоподобным окончанием, является смерть Тревора. Это единственный из персонажей, которому не было бы места в реальном мире. Он провоцирует и мешает, он несет в себе опасность.
Смерь Тревора – закономерное развитие желания Майкла уйти на покой, и желания Франклина начать новую жизнь. Тревор лишний в этой цепочке.
То есть, я бы не стал говорить, что кто-то из героев ГТА 5 менее прописан чем другой. Все как раз таки наоборот, мы имеем неплохую смесь серьезного сюжета с беспредельной составляющей, и показ того: «А что если бы?».
Это весьма хорошее развитие великой серии, я считаю. Действительно великой.
Ведь несмотря на ругательства кровь и полнейшую вакханалию творимую игроками в виртуальном мире, впервые этот самый мир попытался показать нам что-то очень хорошее и глубокое.
Глубокое не в смысле «сдвинуть-планку-искусства-в-играх-на-новый-уровень».
Не столь претенциозно.
Мы увидели, кому есть место в реальном мире.
И кто в нем лишний.
Лучшие комментарии
Категорически не согласен. Аддон с великолепной атмосферой, который прошел на одном дыхании и после которого не понимал, как вообще можно ездить на чем-то, кроме байков.
Давненько ничего не выкладывал, ухх.
Еще один минус сан адреса как я считаю была его пустынность мир хоть и был большим но порою ничего интересного кроме возможно пейзажа на мили вокруг не было что как бы раздражало.
Мне он показался скучным. С каким удовольствием я смотрел на то, как Тревор понемногу уничтожает этот клуб :3
Куда уж без этого :3
И миссию с вертолетиком с первого раза.
Клод и Клод Спид, да простят эти оба-два, если я их чем-то обидел… Два разных человека.