Неожиданный update!
По непонятным мне причинам (возможно ютуб считает, что он умнее меня и подберет видеоряд лучше, чем я) под вопросом работоспособность встраиваемого ютубовского плеера. Изначальный замысел состоял в том, чтобы не монтировать готовые видео и не заливать их еще куда-нибудь, а встроить видео с канала стопгейма, но чтобы оно начинало не сначала, а когда мне надо. Так и я не буду чувствовать, что ворую чей-то контент, и нужный видеоряд получается. В общем, если у Вас видео начинается с начала, Вы не понимаете, как соотносятся мои слова и видео то под каждым видео есть работоспособная ссылка на ютуб, которая работает так, как надо.
Вступление
Здравствуйте уважаемые читатели моего скромного мнения по игре Beyond: Two Souls. Для начала я бы хотел сказать, что и Fahrenheit, и Heavy Rain я очень люблю, и, наверно, именно из-за этого «За гранью» оставила глубокую рану в моём геймерском сердце. Заранее хотелось бы оговориться, в игру я не играл (да и не вижу особого смысла), и своё мнение основываю на двух стримах стопгейма, прохождении Глеба Мещерякова и опыте игры (да и прохождениях на ютубе, что уж там) ранее озвученных игр Quantic Dream. Уже за это меня вполне можно закидывать помидорами, но я не буду касаться управления, геймплея и тому подобных вещей, которые можно оценить только играя, я хочу порассуждать исключительно в рамках сюжета и немного геймдизайна. Как написано в названии, мнение субъективно настолько, насколько это возможно. Вполне возможно что после дискуссии в комментариях оно изменится. Но хватит нудного вступления, перейдем к сути. По большому счёту все мои претензии можно разделить на две большие группы, которые я обозначу в процессе своих рассуждений.
Айден как друг супергерой
Начать мне бы хотелось с наименее значимой для меня проблемы, а именно странном геймдизайне игры за Айдена. Почему то в игре за него игрока постоянно ограничивают: через какие-то двери можно пролететь, а через какие-то нельзя, в одного спецназовца вселиться можно, а в его друга, который сидит в мере от него, нельзя, когда-то дают отлететь на добрых 20 метров от Джоди, а порой и 3-4 метра вызывают у неё (или у Айдена) дискомфорт. Моментов, когда можно было бы придумать 2-3 способа прохождения с помощью Айдена, а дают один, но если ты его сфейлишь его тебе дадут другой (пусть и такой же), и так до момента, когда невозможно проиграть.
Что мешало дать игрокам свободу? Там было предусмотрено 3 способа выбраться, но за раз игра дает только один. Я не могу понять, зачем было делать именно так.
Еще я решительно не понимаю, почему иногда игрока насильно преключают в Айдена и пока он не сделает определенные действия ему не дадут переключиться обратно, хотя часто Айден и сам неплохо справляется:
В этом моменте Айден сам спокойно поднимает нож в воздух (в эпизоде в квартире Джоди таких моментов достаточно много, штук 5 насчитать можно(он тушит свечи, раскидывает подушки, открывает шкафчики...))
www.youtube.com/watch?v=mImvA0MBa7k&t=16m32
Но при этом появляются такие моменты:
Если бы Джоди просто посмотрела на банкомат и из него вдруг вылезли бы деньги, а на немой вопрос игрока она бы ответила: «Нельзя брать деньги. Мы же не воры», что давало бы понять, что это Айден- это было бы просто превосходно. Но стоит заставить это сделать игрока — и магия исчезает.
Но это было то, что я бы мог простить игре. Дальше я буду говорить то, что и сделало моё мнение об игре. И первая часть этих горьких мыслей вынесена в название этой части: «Айден как друг супергерой» неспроста. Сопереживать Джоди непросто: у неё есть призрак, который выручит её из любых переделок, спасет от любой беды. Даже у супермена была слабость. А у Джоди её не наблюдается. Пуленепробиваемый огнеупорный щит — есть, возможность каким-либо образом устранять лишних Джоди людей — есть, возможность швыряться направо и налево разнообразными вещами — есть, даже спецподготовка ЦРУ — есть. Что же еще надо для непобедимого супергероя? Мне кажется ничего. Но при всем этом иногда появляются вот такие моменты:
Почему Айден 15 секунд назад помог Джоди прыгнуть со второго этажа и не сломать ноги, а с какой-то шпаной и разбираться не стал? Почему Айден может перебить несколько отрядов SWAT'а, а с какими-то гопниками даже не пытается? Почему Айден спасал Джоди от монстров когда она была маленькая, а сейчас нет? Почему когда Джоди пыталась сделать самоубийство Айден сам как-то догадывался, что её надо остановить? Или без волшебного «Айден, ты мне нужен!» он не работает? Или он покурить отошел? На все эти «почему?» я сам себе могу ответить разве что «потому что». В такие моменты я кричал в монитор: «ЧТО?! КАК?! ДА ВЫ ВСЕ УПОРОЛИСЬ ЧТО ЛИ?!», ходил по комнате кругами и упорно не понимал, как это могло произойти. Но, к моему огромному сожалению, это совсем не главное. Написать что-то подобное я хотел еще до этой сцены, задолго до неё. «Судьбоносный» кусок часто показывали на презентациях, он был в трейлерах, он был в демо в конце концов. Именно после того, как я увидел, как Глеб прошел его я понял — в игре нет нормального выбора.
Иллюзия выбора
Момент с маленькой Джоди, которой надо угадать карты самый первый в игре. И он сразу говорит, что если проходить игру не так, как задумано разработчиками, то она просто разваливается на части. Проще всего это продемонстрировать на реальных примерах:
Вот момент из стрима Василия и Леонида по демке Beyond: Two Souls. В нем нет ничего необычного, они делают то, что хочет от них игра.
www.youtube.com/watch?v=_QAXe7XhWiM&t=9m04s
Но вот этот же момент уже из прохождения Глеба:
www.youtube.com/watch?v=HlMjtBgjgAI&t=15m30s
Что же в нем необычного? А то, что Глеб не устраивал беспредел. Но тетка, даже после того как вполне себе успокоилась, все равно начала в панике биться в дверь, хотя ничего уже не происходило. Коул и Нейтан все равно кричали Джоди «Остановись!», хотя ничего не происходило. Если играть не так, как задумано не изменилось ничего, хотя должно было поменяться все.
Но это только на разогрев. Опять же, всем известный момент с поездом и погоней.
Для начала вариант Васи и Лёни из стрима по демке:
www.youtube.com/watch?v=_QAXe7XhWiM&t=18m19s
Все происходит ровно так, как задумывалось изначально, ничего интересного.
Дальше идет вариант Глеба, который решил пойти против системы два раза:
www.youtube.com/watch?v=G65dM0653B4&t=13m02s
Тоже не так интересно. Но дальше-больше: стрим Константина и Максима, где они решили полностью сломать систему и не делать вообще ничего!
www.youtube.com/watch?v=k4qYtzheyRU&t=1h32m48s
И вот тут начинается цирк! Начиная он с того, что чтобы Джоди поймали надо вообще ничего не делать, заканчивая странными моментами вроде ни с того ни с сего падающей со склона Джоди и бесконечным топтанием на месте в воде. Игра не дает проиграть вообще никак, как ни старайся.
Это далеко не самый странный «выбор» из тех, что есть в игре. Есть «потрясающий» вид выбора: или делай или жди пока таймер отсчитает N секунд. Ярким примером такого «выбора» является сцена, когда родители Джоди решили совсем оставить её на исследование и уехать куда подальше.
За весь эпизод только отец Джоди является единственным интерактивным объектом. И если вам не хочется его душить(а именно это предлагает игра), то весь эпизод — одна кат-сцена. И не надо думать, что она хоть как-то относится к сюжету игры. Добрую половину игры можно просто выкинуть. Но об этом чуть позже.
И под конец я бы хотел предоставить особый вид «выбора» в Beyond: Two Souls: выбор, которого нет. Что я под этим подразумеваю? Да вы сами посмотрите на это:
Здесь такое отсутствие выбора еще можно как-то оправдать, то следующий фрагмент заставит многих усмехнуться:
Это просто потрясающий диалог. В игре достаточно моментов, в которых возможность выбора героиней подразумевается, но сценаристы не хотят давать игроку возможность пропустить какой-нибудь важный (или абсолютно неважный) момент. Это хоть и довольно некрасиво, задавать Джоди вопрос, на который игрок ответить не может, но тем не менее, это на порядок лучше вот этого. После этой сцены вопрос о выборе не стоит как таковой. И вот с этой мысли я плавно перетеку в вывод.
Выводы
Очень много недостатков осталось за бортом. Картонные персонажи, шаблонные ситуации, непонятно зачем разбросанные куски сюжета… И во время продумывания этого текста я часто ловил себя на мысли, что это не интерактивное кино — это самое что ни на есть обычное кино. Если убрать добрых 3/4 сюжета, отобрать возможность на что-либо влиять и поставить сюжет в хронологическом порядке может быть даже и хорошее кино получится. Если тех, кто называл Heavy rain «мыльным кинцом» я, мягко говоря, не понимал то тут с этим гораздо сложнее. Думаю не стоит пояснять, что если смотреть на Beyond: Two Souls как на игру то я считаю её провалом. Вполне возможно после «Ливня» я слишком многого ждал. Но когда я спасал Шона я чувствовал, что судьбы героев зависят от меня, я видел выбор, и я мог примерно предугадать его последствия, то в «Двух душах» нет ничего подобного. За сим прощаюсь, надеюсь Вам понравились мои рассуждения.
Лучшие комментарии
atomgribЭто признак мастерства игрового журналиста. Так что парень определенно перспективен.
atomgrib