Тема трансформации человеческой личности в ходе постоянной стрессовой нагрузки и шокирующих ситуаций, образующихся вследствие длительного участия в вооруженном конфликте для современного искусства не нова. Десятки кинопроизведений посвященных этому предмету, литературные издания, музыкальные композиции и, конечно же, видеоигры. Но, в прошлом году, фотографу Лаландж Сноу, проживающей в беспокойном Афганистане, удалось привлечь внимание к этой проблеме самым необычным образом. Ее предыдущие работы были посвящены разным темам, начиная войной и заканчивая простым гражданским бытом в обескровленной стране. Новый проект фотографа растянулся на целых восемь месяцев, но тому есть веская причина. Суть проекта с говорящим названием «Мы не мертвы» заключается в съемке лиц британских военнослужащих крупным планом, в трех стадиях. Снимок до отправки военнослужащего в Афганистан, снимок во время несения службы и по возвращению домой. Разумеется, после такой «командировки» неизбежны изменения, как в психике солдата, так и в его внешнем облике. Отдельного внимания заслуживают глаза, вспоминается цитата из книги Густава Хасфорда про «тысячеярдовый взор». Как ловко подметили на зарубежном ресурсе в комментариях: «1) Kill? 2) Kill! 3) Kill..?».
Впрочем, это не первый фото-эксперимент. Годом раньше, была проведена подобная фотоссесия за авторством Клэр Фелис «Отмеченные войной», на снимках изображен голландский контингент военных частей в Афганистане.
Конечно, никакие фотографии не смогут передать личный опыт каждого из этих молодых людей, и поставить себя на их место мы не сможем, но сам по себе проект довольно интересен.
К сожалению, игр с центральной темой перемалывания жерновами войны человеческой души не так много. Первое что пришло на ум: блистательная тактика Brothers in Arms, которая подошла к этому вопросу серьезно и основательно, как и ее телевизионный коллега Band of Brothers, а так же недавний Spec Ops. В первом проекте большая часть персонажей, с которыми встречается Мэтт Бейкер, имеет реальный прототип, а локации, на которых сражается герой и его отряд, воссозданы чуть ли не на уровне каждого камушка. Специально для этого команда Gearbox посещала Нормандию и консультировалась с выжившими очевидцами событий. В сюжет, основанный на реальных событиях, искусно вплетена мистическая история проклятого именного пистолета, принадлежавшего отцу главного героя и смерти, связанные с этим Кольтом. Второй проект больше воспринимается как психологический триллер, с путешествием в пучину мрака, царящего в голове Мартина Уокера. Особняком стоит сага Metal Gear, которая уже почти полностью описана в «истории серии».
Лучшие комментарии
atomgribЗачем есть игры, когда есть Ремарк с переломанной судьбой. И у него покруче будет. Когда целое поколение молодых людей бросают в жернова кровавой мясорубки Первой Мировой. Потерянное поколение. Люди с изломанной психикой, с выженной дотла душой, у которых не осталось никаких ценностей, кроме солдатской солидарности и мужской дружбы.
— Снимок 1 — Мягкий свет, «натуральное» освещение лица и глаз, фокус назад. Всё без теней, Без пересветов.
— Снимок 2 — Акцент на глаза, делаем их «живыми».
— Снимок 3 — Свет ставим сверху и пухой лупим под углом. Эффект — почти снимок 1, но глаза тёмные, «потухшие».
Все три портрета сняты с разным светом. Первый и последний с расфокусом и контровым светом. Средний — контровый свет+вспышка в глаза, фокус тоже на глаза. Это во всей фотосессии так.
Через это рождается драматический художественный эффект.
Я так могу бомжа на Курском вокзале снять и представить как открытие.
Люди на войне безусловно меняются. И есть отличные художественные произведения на этот счёт. Но этот фотосет к ним не относится.
К тому же проекты на данную тематику делать рискованно. Например в том же Spec Ops тема войны затронута очень плотно, в итоге проект коммерчески не успешен. Все же хотят почувствовать себя героем.
А мне это напомнило об spec ops the line. Вот там лица тоже менялись очень заметно на протяжении всей игры.