[Мнение] Индустрия во мгле или куда подевались Отечественные игры?
«Отечественная индустрия во мгле» — заявили бородатые очкастые дяди пять лет назад. И их вполне можно понять. Достаточно посмотреть, что выпускают отечественные игроделы, а затем взглянуть, чем занимаются их забугорные собратья и тут захочется пустить скупую геймерскую слезу.
Такова реальность. Пока где-то там, за железным занавесом игровой индустрии создаются всевозможные Баттелфилды, Диаблы, Скайримы, мы же довольствуемся «русскими» квестами и унылыми «играми-по-сериалу-кино-книге». Хотя постойте, как-то я забежал вперед, давайте остановимся и оглянемся назад. Этак, на лет десять.
Далекие девянтосые
В далекие девяностые, когда компьютерные клубы можно было найти в каждом четвертом подвале, а а о существовании высокоскоростного интернета можно было только мечтать, слушая очередную песню Dial Up модема, в каждой палатке красовались диски Фаргуса.
В не самые благоприятные времена, которые к играм вообще не относятся, флагман Фаргус на себе тащил всю отечественную индустрию, знакомя первых геймеров с забугорными играми, заботливо снабженными Фаргусовским переводом. А про автоматом устанавливающимися, порядком уродливые обои Фаргуса и вспоминать хоть и стыдно, но безумно приятно.
Пока страна переживала не самые благоприятные дни, о крупных проектах, да и вообще о разработке играх люди даже не помышляли — не до этого. Поэтому на полках отечественных игр можно было встретить лишь сборники каких-нибудь игр, в которые были любовно засунуты какие-нибудь «Поле Чудес со сникерсами», созданные на коленке каким-нибудь студентом во время обеда.
Хотя и в такое смутное время случались открытия — вышедшие в свет «Бука» и «К-д Лаб» выпускают чудесные «Аллоды» и «Вангеры», первые, по настоящему международные игры, чей успех убедил многих в том, что отечественная индустрия способна на многое.
«Золотые нулевые»
«Золотой век отечественного игростроя» — гласят множество изданий, причастных к игровой индустрии. И как с ними не согласится? Казаки, Демиурги, Космические Рейнджеры, Ил-2 Штурмовик, Блицкриг, В тылу врага, да чего уж там — тот же Петька и Иван Васильевич, доказывающий, что русские квесты — это не матерное слово и оскорбление в грубой форме!
Пока компьютерные клубы поднимаются из подвалов, и становится всевозможными интернет-кафе и другими, более привилегированными заведениями, индустрия делает тоже самое — встает с колен. Появляются громкие мировые проекты, которые собирают огромную аудиторию и приобретают статус, если уж не иконы индустрии, то уж точно звание игр ААА-класса.
И одними из первых ласточек стали работы GSC Game World (да, не совсем отечественные, но братский народ, хохлы и все дела) и Elemental Games (чьи кадры позже плавно перетекли в Katauri Interactive) — Казаки и Космические Рейнджеры, соответственно. И не забываем про Акеллу и 1С с ихними Корсарами и Ил-2 Штурмовик. Именно эти работы «бабхнули» на весь мир, как бы говоря "Выкусите. Мы не только ракеты строим, да."
«Ил-2» суждено стать классикой. Это один из тех симуляторов, которые напоминают вам, почему вы вообще любите этот жанр». Огласила GameSpot.com, выставив Ил2 — 9,2/10
«Эту статью я должен был сдать еще в понедельник. Нет, не в этот понедельник, а два понедельника назад»; «Рейнджеры», безусловно, прекрасная игра, но, чтобы убедиться в этом, мне пришлось неделю не выходить из дома. При этом сделали ее где-то на краю света (во Владивостоке)»; «Эпическая история, приключения, вызов, глубина — вот лучшие причины, чтобы играть в игры. А ЭТО — одна из лучших причин в этом году играть в игры. Сыграйте в «Рейнджеров». Оценка — 9/10, сокрушается обозреватель Eurogamer.
Собрав положительные отзывы, разные награды и основательно взбодрив рынок отечественных игр, все эти игры как бы открыли глаза зарубежным издателям, демонстрируя еще не открытый рынок вполне хороших игр. Ну а капиталистам только повод дай — набегут вмиг. Ну вот и набежали…
«Под крылом старшего брата»
Пронюхав, что Россйский рынок способен производит не только убогие, пошлые квесты по фильмам и сериалам, забугорные издатели вмиг прибежали и начали свои темные издательские дела. А поскольку свою работу иностранные издатели знают на отлично, то и игры мы с вами эти хорошо знаем.
Самыми громкими проектами совместного сотрудничества стали Heroes V — продолжение лучшей (для многих, в том числе для меня) игровой серии вообщее, созданной Nival под руководством немного-немало, самой Ubisoft, а вторая игра — симулятор багов суровой действительности пост-аппокалипсиса — S.T.A.L.K.E.R., разработанный GSG (если кто уже забыл, это создатели Казаков и вполне годных Героев Уничтоженных Империй, которая на поверку оказалась «Казаками с магией и эльфами») под крылом THQ (которая, кстати, позже бессовестно «кинула» своих прикормленных хохлов (:3) ради других хохлов (:3), которые выпустили свой S.T.A.L.K.E.R. с комсомолками и пасьянсом, окрестив свой проект Metro 2033.). Ну и про вторую часть Majesty, изданную Парадоксом не стоит забывать.
О качестве проектов можно рассуждать бесконечно. Кто-то сетует о потери отечественного шарма — все делали по шаблону и с холодным сердцем, без широкой русской (ну и украинской, чего уж там) души. Другие говорят о приобретенном опыте, годных текстурок и вообще, выступления на арене всемирно популярных игр.
Так-то оно так, но пока буржуи руководили своими подопечными и выпускали свои игры, отечественная индустрия не осталось в сторонке и тоже выпускала вполне годные игры. В первую очередь хочется отмететь замечательный ремейк King's Bounty за авторством Katauri Interactive (чьи сотрудники отвественны за Космических Рейнджеров), доказывающая, что и без громадной кучи денег зарубежных издателей может получиться хорошая игра.
Были и игры калибром по-меньше. Отечественный ответ 47-ому в виде Смерти Шпионов вполне удачно дебютировала в качестве стелст-экшона времен Второй Мировой. Тургор — довольно абстрактный проект. Симбионт — игра про коротко стриженого человека, получившего возможность изменять свое тело, отращивая всякие шипы и клешни, заразившись какой-то болезнью и начав отрезать руки громадным монстром и зомби, попутно собирая опыт и прокачивая свои отростки. Напоминаю, до выхода перового Прототипа оставалось еще где-то год.
Ну а большинство разработчиков ушло в обычное клепание сиквелов, приквелов, триквелов, пиквелов и других -квелов. Вроде «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения», Петька VIII: Покорение Рима или Блицкриг: Смертельная схватка 1-5. Ну и никуда не пропали просто плохие игры. Про всевозможных Москоу Рейсинг и Мести Боксеров было сказано до меня.
?
Сейчас.
Я не знаю, что показать в качестве игры этого времени. Вообще не представляю. Напрягите свои мозги и вспомните хоть один хороший проект Российских разработчиков. Вспомнили? А теперь вычеркните все инди-игры. А теперь выкиньте все дополнения. Что осталось? Н-и-ч-е-г-о.
Может я и погорячился с «Ничего», но пока что-то я ничего не припомню. Сейчас весь игропром занят либо выжимания соком из бывшего продукта (King’s Bounty: Перекрёстки миров), либо привычным клепанием игр по фильмам, которые берут лишь недалекие в мире игр, люди. Ну еще и остается простая калька с зарубежных проектов. Те же «Аллоды Онлайн» — ВоВ с корабликами и Warface — Баттелфилд для бедных.
Единственной отдушиной остаются инди-проекты, которые иногда стреляют во всевозможных инди-конкурсах и выставках. Тот же «Тук-тук», который не раз уже мелькал в «Игрозоре» или Hammerfight, угробивший мою мышку и нервы. И про танки не забываем.
Если вы полны каких-то претензий в стиле «А ГДЕ %GAMENAME% В ТОПИКЕ? ДОБАВЬ %GAMENAME%, ИРОД», то тут уж извиняйте, любителя Ex Machine и Санитаров подземелий, я вам не википедия, перечислять все игры по алфавиту. Да, может я где-то что-то и поздабыл, где-то что-то упустил, но на суть это не слишком повлияет. В общем — читаете, отписываетесь, критикуйте и на карте показывайте, куда катится отечественная индустрия.
Лучшие комментарии
На самом деле — огромный плюс за топик, если действительно интересуешься и разбираешься.
«Больших игр» по сути и не осталось.
Индустрия переживает тяжелые времена в плане того, что если она не будет делать онлайн/кэжуал/мобайл игры, она просто умрет. Ритейл в России по сути своей мертв. Издатели почти не берут на издание игры от русских разрабов. Бука вот немного шевелиться, но опять же с позволения 1С. Внутренние проекты 1С пересчитываются по пальцам. Новый Диск внутренние проекты вообще закрыл все. Акелла мертва.
Поэтому все и пошли в мобильный рынок. С большим опозданием, но пошли. Там хотя бы деньги есть. Плюс, это огромный шанс для всех «инди»-ребят, которых издатели не берут больше, но что-то крутое сделать хочется. Майнкрафт и прочие феномены я в расчет не беру — это один на миллион, в России таким были «Космические рейнджеры».
Думаешь тот же Крайтек вопит про f2p модель от хорошей жизни? Бюджеты их проектов имеют 7 нулей в баксах. Отбивают? Да, скорее всего, но ведь все хотят бутерброд с икрой. MMO дает шанс зарабатывать больше, поскольку 80% кричащих про донат школьников — САМИ ДОНАТЯТ в игры. World of Tanks тут впереди планеты всей сейчас, кстати.
Вообще, Танки — тоже лютый феномен. Я до сих пор помню как в 2007/08 году Варгейминги на КРИ показывали демку WoT, тогда про ММО в России только начинали говорить, а они продолжали гнуть свою линию с военной техникой (они ж делали кучу хороших стратегий про войну). И не прогадали. Сейчас — это крупнейшая в пост-советском пространстве студия, которая постоянно расширяется.
По-настоящему больших полновесных проектов типа Скайрима в России никогда не будет. У нашей индустрии нет столько денег. А если у некоторых и есть, то тратятся они тупо и впустую за очень редким исключением.
Panzar
Тирекс — глаз- хрен попадешь — много боли XD
Oil Rush и их движок Unigine. Depth Hunter и анонс её же второй части. Ice-Pick Lodge хоть и занимаются по сути «индищийной», но уже имеют немалую известность и за пределами этой страны. Наверняка и есть и ещё.
Тут интересна другая сторона. Да, эти ребята наши и разрабатывают игру у нас, но вот их продукция изначально ориентирована на общемировой рынок, в который РФ если и входит, то часто только из-за сентиментальности разработчиков.
Хм Ex Machina, Корсары, Магия Крови, Санитары Подземелий я бы не назвал халтурками. Вполне себе приличные Пкшные проекты.
Ну и неупоминание Дальнобойщиков вводит в тоску =(
Ну и одной из важнейших причин, почему отечественная игровая индустрия затухла — это высокий уровень «пиратства». Хотя сейчас, благодаря Стиму, ситуация начала улучшаться, но темпы все равно низкие.
Ты это серьёзно?