В дом заходишь как
Всё равно в кабак.
И народец там:
Каждый третий — враг.
Своротят скулу,
Гость не прошенный!
Образа в углу… перекошены.(Владимир Высоцкий)
Объективизм утверждает, что мы живем в единой реальности и лишь толкуем ее по разному. Я с этим полностью согласен, но добавляю, что для каждого эта реальность своя, потому что проходит через фильтр когнитивного восприятия. От того Observer является одной из моих самых любимых видео-игр и художественных произведений, в принципе. Это прекрасная иллюстрация того, как наши собственные подсознательные демоны могут отражаться в реальном мире и к каким катастрофическим последствиям это может привести.
В последнее время считается, что киберпанк умер как жанр, потому что из фантастики перешел в окружающую нас действительность, а главное правила этого жанра «высокие технологии, хреновая жизнь» можно наблюдать как в развитых, так и в развивающихся странах. Я не согласен с тем, что киберпанк умер, потому что в отличии от, к примеру, Стимпанка (или дизельпанка и многих других панков, которые являются рефлексией уже ушедших или так и не наступивших эпох), он все еще пытается представить наше уже не далекое будущее и будущее это безрадостно. Кто-то скажет, что это же канон жанра, когда все плохо и вряд ли станет лучше, но я бы считал это предостережением. В этом игра Observer преуспевает потрясающе, рисуя нам лишь малую часть выдуманного мира будущего, в который очень легко поверить.
Итак, прошла разрушительная война Востока и Запада, когда обе стороны потеряли намного больше, чем выиграли, но цивилизация не рухнула, превратившись в пост-апокалипсис. Нет, она просто медленно угасает, хватаясь за любую возможность «жить как раньше»: с социальными институтами, собственностью, работой и зарплатой, каким-то взглядом в будущее, а так же хлебом, зрелищами и жилищным вопросом, о котором в игре и пойдет речь. Построить такое гражданскими методами после войны невозможно, потому мы наблюдаем второй признак этого жанра: появление мега-корпораций, которые своей корпоративной этикой и правилами звериного капитализма вытесняют неэффективное правительство. Так, в каждой стране появилось по одной или несколько таких вот конгломератов, управляющих обществом.
Место действия этой игры — Польша, а раз эта страна не большая, то и одной мега-корпорации хватит — Хирон. И вот этот Хирон есть один из двух выборов, перед которым становятся граждане Пятой Польской Республики. Или ты работаешь в корпорации пока она не выжмет из тебя все, или становишься маргиналом, гражданином класс С, которым до В и уж тем более А как до луны пешком.
Но если бы история игры разворачивалась вокруг этого выдуманного мира, то это была бы заметка про какую-то другую игру с означенным жанром в названии, а я про Observer, действие которого разворачивается очень локально: лишь в рамках одного жилищного комплекса и его обитателей, а так же главного героя. Довольно часто в киберпанке таким героем оказывается некий Избранный, способный поменять сам порядок вещей, но наш герой никакой не избранный, он просто — особенный. Особенный он своей профессией — Наблюдатель, как можно грубо перевести Observer, ну, а если переводить литературно, то было бы что-то вроде нейро-следователь.
Даниэль (так зовут главного героя, не путать с ГГ другой культовой игры Amnesia: Dark Descent) — срисованный и озвученный ныне покойным Рутгером Хауэром персонаж, в годах, достаточно циничный и уставший от людей и жизни. Но с его профессией немудрено. Формально он следователь в местной полиции, которая является, скорее, частной службой безопасности того же Хирона. А следователь должен вести допросы подозреваемых или свидетелей. Даниэль с этим отлично справляется, понимая человеческую психологию, умея надавить на больные места или вовремя подмечая детали и нестыковки в рассказах. Но что делать, если объект допроса не может поведать нужную информацию: или отказывается, или забыл, или вовсе при смерти? Тогда Даниэль или подобные ему специалисты могут организовывать нейродопрос, подключаясь с помощью специального компьютера «Пожиратель снов» (это киберпанк, камон, куда тут без пафосных названий!) к подсознанию человека.
Как это происходит? Не сложнее проводной зарядки телефона или ноутбука, ведь в будущем люди давно аугментировали себя и теперь у них в части затылка есть свои разъемы и розетки, по которым электроника синхронизируется с нервной системой организма. Раньше бы прозвучало как бред, сейчас — как вполне возможная альтернатива мобильной связи и персональным компьютерам.
Так вот, имея особенные «права администратора» Наблюдатель может буквально находится в подсознании допрашиваемого и находить там уже ничем не прикрытые сведения и данные. Правда они будут щедро разбавлены архетипами, комплексами, респрессивными воспоминаниями, несбывшимся надеждами и всей возможной мутью, делающую человеческое сознание уникальным и неповторимым. В этой уникальности каждый человек ужасен и аморален по своему, ведь по другому быть и не может. И всё это дерьмо приходится лицезреть Наблюдателям раз от раза. Надо ли говорить, что даже в мире, созданным игроделами из Bloober Team (я думаю, с их успехами на своем поприще коротких хорроров их скоро переименуют) Наблюдатель — очень редкая и ценная специальность, а их самих мало, плюс они тоже могут сходить с ума как от количество лично пережитых кошмаров других людей, так и от загадочного вируса — Нанофага, который в этом мире есть, это эпидемия и поражает она почти всех вокруг, находя путь в организм с помощью все той же нейро-аугментации. Но всё это — лишь вводные данные, с которых стартует сюжет игры.
Даниэль почти закончил свой рабочий день, который и вовсе может состоять из одного пятиминутного погружения в чужое сознание — тяжелая это процедура, как получает звонок от своего сына Адама, с которым, казалось бы, давно утратил связь. Тот рассказывает отцу, что в опасности, что нужно встретиться лично и что лучшим местом для встречи будет жилищный комплекс в каком-то стремном районе для людей класса С — обычных работяг, маргиналов, инвалидов на пособии, криминально-асоциальных элементов и прочего сброда. Сын Адам — вообще-то видный программист и достаточно состоятелен, чтобы за тысячу километров обходить гадюшники вроде того, откуда был определен звонок. Туда и отправляется Даниэль за ответами, узнает квартиру, арендованную сыном, направляется туда, но там уже произошло что-то страшное и загадочное…
Двери выломаны, на столе беспорядок, посуда не помыта, шторы солнечный свет не пропускают, а на полу валяется тело без головы, которой нигде нет, чтобы идентифицировать жертву. А значит, и нейро-допрос провести не получится, да и был ли это сын Даниэля или кто-то другой, ведь они уже целую вечность не виделись. Всё это сразу не укладывается в голове, но, как если бы и этих событий было мало, здание дистанционно запечатывается на карантин, а по внутренней связи спокойный автоматический голос просит всех оставаться спокойными и сидеть на своих местах, просто, возможно произошла вспышка цифрового вируса — упомянутого нанофага. С этого момента и стартует повествование действительно шедевральной видео-игры Observer, которую я, с момента релиза, прошел аж три раза.
Всю игру можно поделить на две части, первой из которых является вроде бы реальный мир, то есть мрачный и упадочный дом со внутренним двориком, сумасшедшим управдомом, параноидальными жильцами и таким срачем, который даже голограммы прикрыть не могут. Но в глубине полуподвалов и коридоров, сильно напоминающих атмосферу книги «Зияющие высоты», есть какая-то странная и страшная тайна, которую жильцы то ли боятся сказать, то ли игнорируют для своего же блага.
В этот дом обычно полиция даже не приезжает, потому что проблемы отбросов класса С не должны волновать правоохранительные органы по сути частной охранной организации. Мало этого, в доме объявлен карантин и, следовательно, локдаун — это когда автоматически запечатываются двери как в само строение, так и во все квартиры. Напуганные жильцы не могут выйти, а Даниэлю приходится говорить с ними через домофоны. И, порой, это кажется лучшим вариантом, потому что не известно, какое чудовище в человеческом обличии сидит за дверью. Даниэль ищет своего сына, но ему с самого начала почти не за что зацепиться, известно лишь, что ему помогали сообщники, один из которых так же был программистом и еще кем-то, а другая сообщница куда-то пропала, пока ее муж (уголовник и рецидивист) лежит в луже из собственной крови, выпотрошенных внутренностей и блевотины на полу ванны, переходящей в кухню. Разные жильцы не хотят или не могут ничего рассказать, ссылаясь на свои бытовые проблемы, некоторые из которых переходят в цепочку побочных квестов, не менее интересных, чем основная сюжетная линия. Этот дом и его жильцы — как насекомые под камнем, который Даниэль со своими возможностями и сверх-полномочиями приподнял, а они и зашевелились в панике, но не знают что делать и за кем пришел Страшный Человек, вламывающийся в самые потаенные уголки подсознания…
И вот тут начинается вторая часть игры, ведь по ходу поисков сына, а так же упомянутых побочных квестов, Даниэль должен узнавать тайны разных жильцов, из которых некоторые — уже как бы не_жильцы. Так, он проводит нейро-дознание, подключаясь с помощью своего компьютера к увядающему сознанию людей, среди которых настоящий гопник, запуганная и уставшая девушка, артист со своими идеями и философией, а так же несколько фриков совершенно разного калибра. И тут игра раскрывает себя с неожиданной стороны, будто это вообще что-то другое, ведь вы хотя бы свое подсознание из снов помните? А если это сон на больную и нервную голову, в лихорадке? Какие образы у вас возникают, каким образами они сменяются?
Так Даниэль видит кошмары и сломанные судьбы тех, кто иначе жить и не мог в сложившейся системе. Кто-то мечтал о семье и тогда нерожденный ребенок предстает в форме невероятно кричащего телевизора. Кому-то было важно внимание других людей, и мы видим их внимание, но оно осуждает и отторгает так, что становится страшнее любого скримера… который мы так же находим в затаенных углах подсознания, ведь это всё лишь плохой сон, но в каждом сне прячется чудовище. Лабиринты комнат, из которых нельзя выйти, переходное состояние, силуэты людей и шлейфы проводов или это змеи? Настоящее разложение тела и духа, агония всего, что так тщательно скрывалось за общественными нормами и собственными привычками вдруг раскрывается для совершенно постороннего человека, чья цель — вытащить на свет то, что ему надо, выкинув всё остальное. Мрачная действительность дома сменяется серией таких ужасающе-ярких образов главных человеческих эмоций, что даже такому опытному специалисту как Даниэль трудно с этим справится без специального препарата — Синхрозина.
Но что если и этот дом, и коридоры, и квартиры, и жильцы — лишь часть чьего-то сознания, а Даниэль уже давно потерялся в чужом внутреннем мире? Этот вариант игра тоже не исключает, но потом переворачивает вверх ногами и эту догадку, возвращая нас в опостылевшие узкие и заваленные хламом коридоры. Но вот что я заметил, это некое смирение в этих маленьких квартирах. Этот убогий быт всей своей атмосферой как бы обволакивает и кажется не то чтобы плохим или хорошим, а… привычным. Такая вот уютная и бытовая тоска из которой не дает выбраться иллюзия стабильности: не жили и нехрен начинать.
Сам я видел подобное в жизни, как в маленьких и больших городках мест, где я вырос, так и здесь, в, казалось бы, благополучной западной цивилизации. Ведь самый кошмар — он где-то внутри, но как его не прячь, он не перестанет проецироваться на окружающую действительность. Так и я, и Даниэль постепенно начинаем понимать этих жильцов, почему их не хочется выбираться из своих квартир или виртуальных шлемов, некоторые из которых и вовсе потеряли связь с внешним миром. А он такой нужен, этот внешний мир?
К этому вопросу и подходит детектив Даниэль, разыскивая своего сына, пытаясь распутать заговор вокруг его загадочного проекта, а заодно и постигая замысел этого самого проекта. Эта игра интригует сюжетом и хочется узнать что же будет дальше, но немного погодя, потом, а пока можно походить по убогим халупам и почувствовать, что у тебя все еще нормально по сравнению с вымышленными жителями категории С из трущоб Кракова.
Игра мне очень понравилась атмосферой и сюжетом, но так же мне понравились Firewatch, L.A. Noire, Art of Rally, Mundaun, Ratchet and Clank (2016), GTA V… вот сейчас наконец-то добрался до прохождения Control там тоже сюжет, атмосфера и один дом; и там мне все нравится, хотя история Джесси и Дилана раскачивается лишь к концу. Но Observer меня именно зацепила поднимаемыми там философскими вопросами и очень неприятными в своей правдивости ответами:
-Вопрос: сможет ли человечество продвинуться в своем развитии благодаря аугментации тела?
— Ответ: скорее всего нет, и люди будут использовать новые технологии, чтобы угробить себя еще более изобретательно.
-Вопрос: принесет ли большая война в дальнейшем мир и некую перезагрузку нынешнего порядка вещей?
— Ответ: Будет только разруха и смятение.
— Вопрос: сможет ли одна централизованная власть быть более эффективной.
— Ответ: разумеется, но лишь в своих интересах.
— Вопрос: можно ли выбраться с социального дня своими силами хотя бы в будущем?
— Ответ: а ты сам как думаешь?
— Вопрос: этично ли проникать в самый сокровенные уголки подсознания для того, чтобы извлечь необходимую информацию.
— Ответ: нет, не этично, но кого это остановит?!
Игра действительно оставляет интересное послевкусие и даже заставляет возвращаться и находить какие-то новые детали и нюансы, вновь погружаясь в атмосферу такой понятной, немного уютной и предсказуемой безысходности. Возьмите что-то среднее между шедевральной игрой SOMA и прекрасным фильмом «Дурак» (или «Фонтан») и вы непременно получите это — Observer. Ведь как наблюдатель влияет на объект наблюдения, так и эта игра заставляет задуматься игрока об окружающем его мире и перспективах этого мира и игрока в нем.
Если же рассматривать Observer не как повествовательный, а как интерактивный опыт, то это чуть более продвинутый «симулятор ходьбы», где есть исследование, взаимодействие с окружением, но по прежнему нет оружия, чтобы противостоять возможным опасностям, а из сверхспособностей возможность погружаться в чужое сознание, сканировать взглядом предметы и передвигаться на корточках.
Ещё, в игре есть загадки, но их мало, они понятные и не раздражают. Я лично не люблю загадки и от того для меня вообще нет жанра Квест. Я люблю думать, в играх в том числе, но думать по другому: как пробраться мимо охранников, если это стелс. Как распределить ресурсы, если это хоррор или стратегия. Какой ход лучше сделать в пошаговом бое, какую резину поставить перед заездом по Laguna Seca в сумерки при +5 градусах тепла. Но не воспроизводить чужую логику по туманным намекам. Потому я рад тому, что загадки тут простые и отлично дополняют атмосферу, а не для того, чтобы были.
У игры есть обычная версия и обновленная — System Redux. В обычную версию я сыграл два раза, сразу как она вышла, в 2017 и позже, в 2019, пока был в РФ. В прошлом же году я одним из первых смог приобрести консоль нового поколения Sony PS5 (и не одну… и не две), на которой первой пройденной игрой была обновленная версия Observer, с большей детализацией, улучшенными текстурами, еще несколькими дополнительными заданиями и мемориальным сообщением о том, что игра посвящается на тот момент умершему актеру озвучки Даниэля — Ругтеру Хауэру. Прекрасная возможность поставить точку в своей творческой карьере, но всё равно очень жаль. Спасибо за творчество и роли, которые останутся нашим культурным достоянием, а не растворятся во времени подобно слезам в дожде.
Лучшие комментарии
Да, Observer отличная игра.
Сюжет и сеттинг очень понравились.
Жаль что подобных игр мало. Серия Deliver Us,Stray,The Medium,STASIS,South of Midnight,KARMA: The Dark World,Harold Halibut и так далее. Но все равно этих игр мизер по сравнению с остальными. Сейчас, к сожалению, большинство игр заставляют именно думать, например, из последних Blood of Mehran. Там есть эпизод, где по стелсу нужно убить Ведьму, но она при первой тревоге линяет, и под уровень заново начинаешь. В этом и проблема большинства современных игр они заставляют думать, а не размышлять. А последнее важно дабы развиваться. Ведь не зря говорят философия мать всех наук.
KARMA: The Dark World во многом, включая имя главного героя, копирует Observer
Плохо это или хорошо вопрос. Если это прям под копирку то скорей плохо. Если это с изменениями тем более которые привносят что то новое это скорей эволюция что все-таки неплохо. Финал KARMA: The Dark World меня порадовал хотя и не удивил. Я как раз такого и ожидал. Не могло быть все так гладко.