Здравствуйте, товарищи! Сегодня на десерт клюква в лице малоизвестной игры от разработчиков "Hitman" под названием "Freedom Fighters". Серьезная и не серьезная одновременно, но достаточно любопытная, чтобы обратить на нее внимание. Рассказываю в формате видео и текста, как обычно. Всем приятного просмотра и чтения!
ВК Видео
Всегда очень любопытно наблюдать за тем, как разработчики, сделавшие себе имя на конкретной игре или серии, отступают от привычного и создают проект, разительно отличающийся или близкий по духу. За примерами далеко ходить не надо. From Software - долгое время делали меху про гигантских роботов и наклепали более десятка частей “Armored Core”, а потом выстрелили известной всем “Dark Souls” и вернули интерес к хардкорным и мрачным фэнтезийным экшен-рпг.
Датская студия IO Interactive, познакомившая игроков с лысым убийцей в пиджаке и штрих-кодом с цифровой 47 на затылке, за свою карьеру тоже занималась экспериментами. В ее портфолио нашлось место таким проектам, как серия “Kane and Lynch” и наш сегодняшний гость - шутер от третьего лица “Freedom Fighters”.
Будни водопроводчика
Согласно вступительному интро, Советский Союз “покрыл” собой половину земного шара, и единственным островком свободы остаются Соединенные Штаты Америки. Но не надолго. Сюжет игры, в центре которого окажется простой американский водопроводчик Крис, вертится вокруг нападения сил красной армии на Нью-Йорк. Оказавшись волею судьбы в рядах местного сопротивления, протагонисту предстоит освободить район за районом и перекрасить Большое Яблоко обратно в звездно-полосатое.
И вот, казалось бы, очередная история про плохих русских - сколько можно?!. Однако, буквально через 10 минут после старта, на сцену выходит здоровенный мужик-шкаф с квадратными плечами и челюстью, который с характерным говором - в духе “Какие ваши доказательства?” - обвиняет Криса и его напарника в коллаборационизме. Как выясняется чуть позже, это не абы кто, а аж сам генерал всей советской армии по имени Татарин - да-да, general Tatarin (произносить строго с акцентом).
На нем парад комедийных личностей не заканчивается. Думаю, не совру, если скажу, что украшением местного нарратива является Татьяна Кемпински - обворожительная ведущая нового телевидения Америки, освещающая деятельность советской власти и рассказывающая про зверства бойцов сопротивления. Теперь по всем каналам показывают только одну единственную передачу, а в бегущей строке внизу экрана всплывает забавная и веселая информация. Моё любимое: “Устали от своих домашний животных? Приносите их в специальный центр возле туннеля Линкольна, мы позаботимся о них за вас!” И следом следующая строчка: “Вам нечем кормить свою семью? Не переживайте! Приходите в центр социальный помощи, расположенный возле тоннеля Линкольна и получите бесплатный горячий обед!”
По ходу развития событий нас ожидают внезапные любовные линии, появляющиеся за 5 минут до финала, “вот это повороты” с обманом и предательством, а также хитрые многоходовочки коварного полковника Бульбы, мечтающего занять место Татарина во главе вооруженных сил. Правда сюжетные ветки многих персонажей уходят в никуда, и они (персонажи) в какой-то момент просто пропадают из контекста без дальнейшего объяснения их судьбы.
И вот после всего этого: Бульбы, Татарины, грудастые телеведущие на канале с логотипом в виде серпа и молота, обижаться на “Freedom Fighters” уже совсем не хочется. Игра будто строит серьезную мину, но в глубине программного кода при этом остаётся чистейшей и ядреной (это слово Т9 упорно менял на “ядерной”) клюквой в духе той же самой “Красной жары” со Шварценеггером. Сама история проста, как две копейки. Она раскрывается только в непродолжительных катсценах и выезжает исключительно на абсурдности всего происходящего, вызывая неподдельную улыбку.
И знаете что? Мне понравилось! Слушать пафосные речи главного злодея, нарочито коверкающего слово “americans”, а потом наблюдать, как главный герой толкает проникновенный монолог об “американской мечте” с карниза 20-го этажа небоскреба, призывая всех бороться, заставляет умиляться творящемуся бреду и прощать игре монотонный геймплей. О нем сейчас и поговорим.
Добро пожаловать в Сопротивление
“Freedom Fighters” - это чистокровный экшен от третьего лица, где нужно много стрелять и… зачищать аванпосты. Все верно - вы не ослышались. Игра вышла в 2003 году и уже тогда нещадно эксплуатировала формулу, за использование которой принято ругать творения Ubisoft.
Данный процесс выстроен следующим образом: сперва, на базе сопротивления, расположенной в центральном коллекторе, мы выбираем на карте район, находящийся под контролем армии СССР; затем, подтвердив свой выбор, отправляемся непосредственно на само задание. Цель любой операции всегда одна и та же - добраться до ключевого объекта (школа, полицейский участок, кинотеатр и т.д) и, пробившись на его крышу, водрузить флаг США на шпиле. После этого можно либо сразу же отправиться на другую миссию, либо сделать передышку на базе. Перемещение между базой и районами города происходит с помощью канализационных люков, которые в том числе служат точками сохранения во время миссий.
Для достижении главной цели игра предлагает какую-никакую вариативность. Проходя ту или иную локацию, частенько можно наткнуться на обходной путь, и вместо того, чтобы идти на блокпост противника в лоб, пролезть через ближайшее здание и зайти с тыла, либо, например, найти снайперское гнездо и, силой отобрав у вражеских меткачей дальнобойную винтовку, перестрелять всех с безопасного расстояния. Также не лишено смысла выбирать последовательность прохождения заданий, потому что выполнение одного может слегка облегчить следующее. Например, на выбор доступно освобождение порта и кинотеатра. Если сначала пойти в кинотеатр, то придется столкнуться с тем, что всю миссию вам будет досаждать боевой вертолет, поливая героя огнем, а сбить его получится только с РПГ, которого может и вовсе не быть на местности. Однако, если отдать приоритет порту, то обнаружится побочная цель в виде вертолетной площадки, уничтожение которой нивелирует присутствие “Хайнда” в другой области.
За различные действия, совершенные во благо нашего движения (выполнение побочных и основных заданий, лечение раненных) протагониста награждают плюсиками в карму, накопив достаточное количество которых мы повышаем свой авторитет (уровень) и можем брать с собой в рейды больше бойцов, которые бегают рядом и могут выполнять простейшие команды: воюй вон в ту сторону, вернись обратно и помогай командиру. Получается эдакий “Half-life 2”, где Гордон Фримен водил за собой повстанцев, освобождая Сити-17, только здесь символом служит не монтировка, а красный водопроводный ключ, который у Криса всегда в инвентаре в качестве штуки для ближнего боя.
Механика занятная, однако большой нужды в ней нет. Если хочется заморочиться, то можно поиграть в тактон, но в целом на нормальном уровне сложности их помощь просто приятный бонус. Ближе к концу игры, когда герой получает прозвище “Призрак свободы”, наш рейтинг позволяет водить с собой целую ораву миньонов, которые создают вокруг вас броуновское движение и больше мешают, постоянно мельтеша перед перекрестием прицела.
“Война без конца и без края…”
Что же до самих перестрелок, в которых мы активно участвуем, пробиваясь к заветному флагштоку, то они сделаны… нормально. Благодаря высокой мобильности персонажа и автоматической перезарядке оружия (герой сам меняет магазин без нажатия на дополнительную кнопку) они ощущаются динамично. Единственное, что способно подпортить впечатление - это разброс оружия. Стволы контролируются легко, но каждая плюс-минус 3-я выпущенная из них пуля улетает в молоко, независимо от того, куда смотрит перекрестие прицела.
Арсенал не богатый и его использование ограничено странным геймдизайнерским решением. Дело в том, что носить с собой можно только две пушки, но второй слот всегда занят пистолетом, который не очень мощный и который нельзя заменить. То есть, если вы захотите взять пулемет и повесить за спину РПГ на случай появления танка или вертолета, то сделать так не получиться. В конечном счёте старый добрый “Калаш” оказывается беспроигрышным вариантом для любой ситуации: убивает достаточно быстро, косит, но терпимо, да и патронов всегда в достатке, так как большинство противников вооружено именно этим автоматом. По эффективности с ним сравниться разве что пулемёт, но он попадается ближе к концу, когда на сцену выходят бронированные солдаты.
К слову о солдатах, с которыми нам приходится сталкиваться. Помимо рядовых бойцов есть еще офицеры, вооруженные ПП, уже упомянутые джаггернауты, обвешанные кевларом, и два раза за игру встретятся какие-то элитные тетки, разодетые в стиле Сэма Фишера. Ничего сверхъестественного из себя не представляют: убиваются также быстро, как и все остальные, просто выглядят моднее. Объединяет их все то, как они забавно на ломанном русском выкрикивают всякое в адрес главного героя: “смерть крысам”, “иди сюда гадЕныш” и т.д
Одной и не самой удобной особенностью является то, что весь инвентарь завязан на колесике мышки, а не горячих клавишах, как обычно. Во время боя это частенько приводит к неприятным ситуациям, когда для того, чтобы залатать рану или реанимировать павшего товарища, приходится под градом пуль прокручивать весь список предметов до аптечки и только потом, взяв ее в руки, применить кнопкой атаки.
Отдельно стоит отметить работу датского композитора Яспера Кюда, чья великолепная музыка сопровождает нас на протяжении всей игры. Громогласное запевание хора, рев медных труб и характерные для Кюда синтезаторные миксы нагоняют такого эпика, что хочется взять в руки молот и пойти на сталелитейный завод выполнять пятилетку за три года. Если вспомните главную тему советов (марш) из “Red Alert 3”, то поймете о чем я говорю.
Выводы
Вероятно, это прозвучит глупо, но “Freedom Fighters” сделана по-старому. И не потому, что вышла в далёком 2003 г., а из за особенностей геймдизайна того времени. Современные игры, намеренно созданные с закосом под ретро, все равно отличаются от олдовых проектов и не дают того же опыта, что и 20 лет назад. Скорее всего, на восприятие накладывает свой отпечаток ностальгия по былому, но, как ни крути, в небольших кривизне и аляповатости стареньких игр есть свое очарование.
“Freedom Fighters” не может похвастаться крутой историей и прописанными персонажами, но оставляет след в памяти благодаря своей “клюквенности” и карикатурности всего происходящего по сюжету. Один только этот элемент способен вытянуть на себе однообразный захват аванпостов и, хоть и динамичные, но утомляющие своей репитативностью перестрелки. Бомбический саундтрек также выступает подсластителем.
Лично я получил удовольствие, проходя “Freedom Fighters”. Игра подарила мне короткое (всего 4.5 часа), но приятное путешествие в геймдев начала нулевых. Если соскучились по простым экшенам от третьего лица, то на данный проект IO Interactive рекомендую обратить внимание.
Лучшие комментарии