Вчера Вчера 2 113

Enclave — гора минусов, перечеркнутых одним плюсом

+2
Дисклеймер. Данная статья не несет в себе профессиональное или экспертное мнение. Все что будет описано ниже - личное, СУБЪЕКТИВНОЕ мнение автора. Если вашу любимую игру оценивают негативно - это не означает что она является плохим продуктом. Помните, что каждый человек индивидуален и у каждого свои вкусы. 

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня на повестке дня у нас небольшой , даже в какой-то степени поверхностный, обзор игры от Шведской студии разработчиков Starbreeze studios под названием  Enclave

Пару слов о самой игре

Что из себя представляет  Enclave? Hack & Slash игра в фэнтезийном сеттинге, выпущенная в 2002 году компанией Starbreeze studios. Огромной славы и популярности игра не сыскала, но и откровенным провалом не стала. Критики оценили игру на 6.9 из 10 баллов, пользователи согласились и поставили оценку в 66 из 100 баллов. 

Судя по информации в интернете, в наших широтах никто и не знает особо об этом проекте. Все что у нас имеется - 4-5 видео обзора и несколько статей посвященных данной игре. Заслуженно ли она пройдена стороной или все же в ней что-то есть? Игра пройдена, мнение сформировано, так что не буду долго размусоливать и приступим к сути.

Сюжет игры

Сразу оговорюсь, я играл с русской локализацией, которая оставляла желать лучшего. Поэтому могут быть неточности в именах или названиях объединений.

Действия рассказывает нам историю места под названием Макелон. Земля, таящая в себе могущественную древнюю магию, которая способствовала росту и процветанию живущих на этих землях эльфов и людей. Но как и в каждой истории, не все так просто. Помимо эльфов и людей в этом мире существуют и противоположные им расы - орки и демоны. Под предводительством своего короля Ватора вся эта "гоп-компания" основала объединение Драгатар и  направилась в сторону Макелона. Причина проста, по мнению Ватора, данная древняя магия могла сделать его сильнейшим существом в мире. Как и любой клишированный злодей, он должен был получить ее любыми способами. 

По пути к своей цели Ватор встречает могущественного мага по имени Зейл. В яростной схватке Зейл использует всю свою силу, чтобы расколоть землю и огородить полчища зла от земель Макелона. Таким образом континент делится на несколько частей и Макелон остается изолированным от других королевств, а Ватор , провалившийся в разлом между землями остался там на многие годы.

Время шло, на месте Макелона основался магический анклав со столицей под названием Саленхайм. Былые травмы и разрушения принесенные Ватором заживали и королевство вставало снова на путь развития и процветания. Но не только людские раны имеют свойство затягиваться. Разлом, послуживший изоляции Макелона начал заживать и в некоторых местах образовались пути, связывающие магическую землю с внешним миром. Драгатар не упустив возможности снова начал досаждать враждебному королевству , совершая набеги и грабежи. Саленхайм во главе с королевой Айлиндель приняло решение укрепить свою армию путем вливания финансов в укрепление их боеспособности. Но откуда же взять деньги? Правильно, с простых рабочих, фермеров , строителей , купцов. Данное решение послужило причиной большой волны недовольств со стороны местных жителей. Но что могут "маленькие люди" против большого государства? Недовольства были подавлены , а протестующие упрятаны за решетку.

Тут то и начинается игра. Наш безымянный герой просыпается в тюремной камере (как же уважающая себя РПГ начнется не с этого, ага), перед нами предстает наемница Драгатара , рассказывающая что армия тьмы на подходе к городу. И начинается недолгий монолог о том какие они сильные и независимые, а мы слабые и жалкие. После чего ее через стену прибивают свои же осадным оружием (один из немногих моментов в повествовании и постановке, которые вызвали улыбку). Нам дают в руки управление и мы отправляемся на свободу. Пройдя через отряды врагов мы отбываем крепость и попадаем на аудиенцию к королеве Айлиндель. Хваля нас за отважный поступок, она не забывает что мы все еще остаемся преступником. Для помилования нас, она предлагает нам выполнить пару поручений и все в плюсе.

А далее... Скажу честно, сюжет игры посредственный. Обычная фэнтези история, с заданиями "Сходи - забери - принеси", сходи до союзников и попроси о помощи, сходил, союзники дали задание , прошел, но это еще не все, сходи туда, сюда, помоги и так далее. Чтобы в итоге победить вселенское зло. Каких-то невероятных сюжетных твистов мы здесь не получим. Возможно, на мое восприятие повлиял не очень хорошая локализация, но сюжет показался довольно обычным, рванным, со многими дырами и без изюминки. 

Так же в игре присутствует кампания за силы зла. По сути, она лишь немного дополняет и раскрывает нюансы истории за силы света и рассказывает историю глазами злых героев. С точки зрения какого-либо интереса - так же уныло. 

Сильно углубляться в сюжет не буду, ибо дальше пойдут спойлеры. Да и растягивать обзор не особо хочется. Кто заинтересуется - поиграют и пройдут сами, или же посмотрят ролики с пересказом сюжета.

Геймплей 

 Игру я проходил на нормальном уровне сложности, так что выводы будут исходя из того как игра раскрылась именно здесь.

Здесь у нас чего-то сверхъестественного нет. У нас есть система персонажей, которые хороши каждый в чем то своем. Играем мы всегда за одного и выбираем его перед каждой миссией. Открываются они по мере прохождения уровней. Разнообразие героев играет на руку игре, тут у нас и обычный бородатый мужик с мечом или топором, и лучница эльфийка, и высокий худощавый маг. Но помимо обычных архетипов, существуют и их подвиды, выведенные в отдельных персонажей, а именно: Полурослик, тот же мужик с мечом и щитом, только более ловкий и быстрый, Инженер - все тот же лучник , только с бомбами и так далее. Так же есть и уникальные классы для каждой из сторон, но насладиться ими и привыкнуть к их боевке возможности не представилось, ибо открываются они в самом конце, а перепроходить локации направленно из-за их наличия - желания не возникло. Полоска здоровья - у всех, полоска маны - у волшебников. Здоровье восполняется потреблением зелья, которые вы находите на уровнях, либо заранее покупаете в магазине.

Но не все так хорошо с героями и их выбором. Количество не равно качество. По моему скромному мнению, из-за большого набора героев и их арсенала пострадал баланс. Я не нашел применения тому же инженеру с его бомбами. Мужик воин уступает полурослику с ее скоростью бега. Маги как будто бы сильно и не отличаются друг от друга. Да и в целом, воины кажутся прям сильнее остальных. То же касается и оружия о котором я поговорю чуть ниже, от некоторых "Пушек" импакт гораздо слабее чем от их сородичей из той же ценовой категории. 

Что же касается боевки, тут у нас нет ни парирований, ни перекатов. Мы можем "махать" оружием ближнего боя (причем анимация зависит от того, в какую сторону движется персонаж), может блокировать, если у нас есть щит. За лучника - стреляем из лука одинарными стрелами или же заряжаем "дробовик" из стрел. За мага - стреляем светящимися снарядами и закрываемся барьером (возможно он и еще что-то умеет, но я за него особо не бегал, ибо уж слишком мне понравился воин). Простенькая боевка, которая была бы неплоха, если бы не одно НО. Кривые хитбоксы. Хоспади, как же тут тяжело зарегать попадание. Бой превращается в бегание вокруг толпы врагов и тщетных попытках размахивать мечом так, чтобы циферка урона появилась на твоем мониторе. За лучника и мага та же история. Вроде стреляешь когда твой курсор определил врага, а снаряд пролетел и не зарегал урон.

По повод  врагов, то тут есть разнообразие. Демоны-личи призывающие скелетов, гоблины-лучники в легкой броне, гоблины-арбалетчики в тяжелой. Орки с мечом на перевес, орки с топором и щитом в тяжелой броне. Маги, поджигающие героя големы, какие-то мохнатики накладывающие кровотечение. В целом врагов более чем достаточно и их паттерн поведения разница в зависимости от класса.

Оружием и снарягой нас тоже не обделили, перед выбором уровня мы вправе выбрать с каким основным оружием пойдем на миссию, а так же нам дают возможность купить дополнительное оружие , плюс стрелы для дальнего боя, а так же доспехи и зелья здоровья. Если с оружием проблем нет, ибо после каждой миссии у нас появляется по одному новому в каждом сегменте , то с доспехами такую роскошь не завезли. Я бегал больше половины игры с самой первой легкой снарягой. 

У каждого оружия есть стоимость , которая измеряется в золоте. Золото же мы получаем за прохождения миссий, а так же исследуя локация и находя в них мешочки и кристалики. Вот тут хотелось бы подметить интересную задумку. На каждом уровне раскидано обычно 1-2 чекпоинта. Когда персонаж умирает , он возрождается на чекпоинте, но платит за это часть монет, которые собрал на этой локации. Если монеты заканчиваются - game over, перепроходи миссию заново. Но скажу откровенно , игра мне не предложила серьезного челленджа, чтобы я целенаправленно бегал и обнюхивал каждый угол с мыслью "А вдруг не хватит голды чтобы возродиться". Да и на оружие со стрелами всегда хватало (а если не хватало, то стрелы падали с трупов врагов), поэтому изучать досконально локации не было необходимости. Это имеет смысл, только если вы хотите открыть доступ к дополнительным 3 уровням на арене, где на вас идут враги по очереди и вы с ними сражаетесь за награду. Вот тут вам уже придется поискать на локациях карты , которые и дадут доступ к арене.

Что касается самих уровней, то это коридоры с ответвлениями, где тебе надо куда-то залезть, чтобы достать вещицу, а потом отнести ее обратно, а потом вернуться еще раз и надавать по морде боссу.

Боссфайты к слову тоже не особо интересно, большинство из них это закликивание болванчиков. Только два последних босса принесли в этот процесс разнообразие (тут тебе и разные фазы, и управление большим демоном, и стрельба из пушек). Ну и еще огненный голем в середине игры, и то, такое же закликивание, единственное отличие которого заключается в том, что для его прохождения нужно найти специальное оружие на локации.

Так же присутствуют секции с зачатком "паркурных" элементов, перепрыгни с одной стены на другую, через обвалившийся мост и тд. Но их настолько мало, что разбирать это смысла не вижу, они просто есть. И моя личная боль в этом аспекте - лестницы. Вот их как раз в игре много. Все дело в том , что взбираясь по ним, в самом конце, твой персонаж на залазит на поверхность, а "запрыгивает" на нее. Я думаю не надо объяснять, что может произойти в такой ситуации. Хоспади, как же я горел, когда мой герой то перепрыгивал через нужную балку, то просто зависал и сваливался вниз, то просто решал отпрыгнуть назад. Вот это прям единственное что в этой игре во мне вызвало раздражение. Мне эти лестницы еще месяц будут сниться.

Визуал, музыка и техническое состояние игры

Начнем с визуала. Единственным нареканием в данном пункте будет "дерганность" картинки и модели персонажа. Возможно дело в современном пк и на релизе такого не было, но моделька персонажа прям заметно трясется при ходьбе и прыжках. Но для игры 2002 года - сносно.

Что же касается локаций, хоть это и коридоры, но разнообразие сюда тоже завезли. Мы будем посещать лавовые пещеры,  замки, арены, города и даже саму преисподнюю. В целом, очень даже неплохое разнообразие, картинка и фоны не успевают надоедать. Насчет самой картинки - она не выглядит "вырвиглазной", с учетом что игре 20+ лет, я считаю это успехом. 

Музыка. Тут говорить нечего , просто послушайте...

 

На протяжении всей игры, нас сопровождает замечательный саундрек, для тех лет это прям очень хорошо. За музыку - отдельный респект.

По поводу технического состояния игры, нареканий тоже особо нет, за 16 часов геймплея было 2 вылета и 1 раз при сворачивании игра отказалась развернуться обратно. Критических багов замечено не было.

Почему же не смотря на свою кривизну и явные недостатки, игра все же смогла меня удержать и даже понравиться?

Ответ очень прост. В неё ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО играть. Да-да, даже с кривым хитбоксом, даже с непримечательной боевкой и посредственным сюжетом, в нее просто драйвово и приятно рубиться. Это хороший Hack & Slash, в котором ты мчишься по локациям, на тебя напирает кучи врагов, а ты в свою очередь под эпичный саунд разваливаешь противника в танце меча. Динамично, бодро, забористо - вот как бы я описал свои ощущения. Звон стали, крики орков (ну или людей, если играете за тьму) и вы один (не всегда, но в большинстве случаев) со своим оружием и скиллом на перевес встречаете десятки врагов.

Что еще надо для счастья? Разве что.... У врагов мог бы быть неплохой интеллект? И знаете что? Он тут есть!  Я был в шоке, когда осознал, что в игре 2002 года существует адекватный интеллект у врагов. Это не просто груши для битья, это продуманные и хитрые засранцы. Лучники прячутся под потолками на балках, уродцы с бомбами закидывают не только твое место, но и путь к отступлению, если перед тобой и врагом пропасть, то воины ее перепрыгнут, а лучники останутся на позиции и будут поливать тебя стрелами издалека. Одинокий гоблин , завидев тебя, начнет убегать чтобы привести с собой ребят побольше, танки будут защищать своих магов. Не все конечно идеально, иногда враги могут и в пропасть прыгнуть, и с крыши свалиться, но это редкие исключения, вызывающие только улыбку. 

Итоги

Если брать в совокупности , то  Enclave - это игра, которой много не хватает и она имеет множество больших и мелких (на многие я не обратил внимания) косяков. Но как игра она выполняет свою главную функцию - развлечь. Я прошел ее в два захода, да не закрывая все секретки, не на 100 процентов, но это не помешало мне насладиться данной игрой и получить кайф от прохождения именно со стороны геймплея. Это неплохой середняк, который довольно хорошо состарился, если вы спросите меня стоит ли ознакомиться с данным проектом, мой ответ будет - да. Если вас не пугает устаревшая графика , если вы хотите хорошо провести время в фэнтезийном мире - качайте и не думайте. Это не шедевр, не уникальный проект, без огромных бюджетов, но своих 15-20 часов он заслуживает.

Всем спасибо за внимание и фидбэк,  хорошего вам дня, дорогие читатели, до новых встреч!


Enclave

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XBOX | XONE | XBOXSX | WII | NSW
Теги
Дата выхода
19 июля 2002
469
3.9
281 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

обзор игры от Швейцарской студии разработчиков Starbreeze studios

они же из Швеции, а не Швейцарии, лол

Исправил, спасибо!

Читай также