Маска — это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой.
Описал швейцарский психолог Карл Густав Юнг значения термина «Маска» или же «Персона». Персона- это компромисс между индивидуумом и социальностью. Это то, каким нас видит то или иное общество, будь то друзья, семья или коллеги по учёбе или работе. Для кого-то мы озорной трикстер с бесконечным потоком шуток, а для кого-то депрессивный рокер, который любит одиночество и спокойствие.
Как почти любое мировое наследие, наследие Юнга применялось в различных произведениях и в геймдеве соответственно в обсуждаемой в этом посте серии игр с говорящим названием Persona, разрабатываемая японская P studio под крылом ATLUS. Но углубляться в историю серии я сегодня не буду для этого есть серия роликов длинною в 1-2 часа от много уважаемого JasonTheBlend, он и историю создания разобрал, и музыку, и танцевашки, короче вообще лучший.
В этом же посте я хотел бы пройтись по всем 3 последним частям Persona и сравнить их, но не в плане просто совместить все свои 3 обзора на них, что глупо, ибо подобное я уже видел, а ещё это опять же не сравнение, а просто компиляция обзоров. В этом посте буду брать не части, а элементы, которые объединяют все 3 игры и все по очереди разбирать, попутно сравнивая между собой. Брать буду от 3 к 5, чтобы проследить своего рода эволюцию игровых фрагментов. Стоит заранее оговориться, что в обзоре будет фигурировать именно Persona 3 Reload, которая так или иначе отличается от оригинальной Persona 3 и тем более от P3P. Чтобы было всё честнее, я постараюсь сильно не брать во внимание изменения из Reload версии, т. к. по понятным причинам так будет ну совсем уж нечестно для 4 части.
Ладно, надеюсь дисклеймер вышел достаточно понятным, пора приступать к самой теме поста.
А, и да, в этом посте будут спойлеры бугагага.
Основной сюжет, персонажи и атмосфера
Persona 3 Reload
Первым же пунктом я решил объединить 3 близких вещи. И нет, в этом блоке персонажи будут взяты не в плане социальных связей, а плане именно их участие в сюжете. Про соц. связи мы поговорим отдельно, позже.
Что ж, начнём по порядку, с Persona 3, где сюжет… с ним есть определённые проблемы, а если быть точнее не конкретно с ним, а с повествованием. Ладно, по порядку, сюжет начинается с того, как наш главный герой прибывает в общежитие своей новой школы. В подробности его прибытия вдаваться не буду, расскажу о том, что вскоре он вступает в отряд S.E.E.S. клуба, спасает мир от погибели. По лору данной части, каждый день после 24 часов наступает Тёмный час, в котором обычные люди засыпают в своих гробах, в то время, как одарённые оказываются в мире Теней. В мире хищных существ, которые проникают в человеческие души и пожирают из изнутри.
Наш же отряд состоит из таких одарённых молодых людей, которые пытаются раскрыть тайну возникновения Тёмного часа, а также загадочной башни под названием Тартар, которая появляется в Тёмный час на месте школы главных героев. В арсенале наших героев помимо холодного оружия они имеют и пистолеты, которыми они шмаляют себе в башку после, чем заканчивают своё путешествие и нахождение в этом бренном мире…шутка.
Называются эти устройства похожие на пистолеты «Призыватели» с их помощью владелец может пробудить свою потаённую силу под названием Персона. По факту Тени, но взятые обладателем под контроль.
Если вы думаете, что я буду разжёвывать каждый элемент, то спешу вас обрадовать, что нет, вышесказанное является лишь так называемой базой для пониманием мира всех частей, и такие общие понятия я буду объяснять единожды. Как например то, что каждая Тень есть тёмная сторона своего хозяина, то есть человека, а Персона-эта самая тёмная сторона, взятая под контроль. И от части к части меняется лишь метод пробуждения Персоны за редкими исключениями. Тени вообще интересны, ведь за все 3 игры можно увидеть их эволюцию, как вида, но это я пожалуй тоже вынесу в отдельный пункт поста.
Вернёмся к сюжету игры и я сразу переключусь на его главную проблему, а именно на странное повествование. В каждой части нам надо прожить год в шкуре школьника, который по тем или иным причинам вынужден год провести именно в этой школе. Соответственно в игре каждый день-игровой, каждый день вы можете чем-то заняться за исключением сюжетных моментов, которые происходят в конкретные дни.
Так вот, проблема Persona 3 в том, что она погружает тебя в сюжет и даёт тебе так называемую высшую финальную цель в начале весны и потихоньку двигает тебя по сюжету в самом начале, а вот потом происходит проблема, что основной сюжет плотно скомпилирован в сам начале, немного в середине лета и в самом конце. А в промежутках между ними не происходит почти ничего, да вы убиваете боссов каждый месяц, но на этом всё. Если убрать босс-файт, который можно и за 10 минут пройти, а то и быстрее, то есть месяца, когда вообще ничего сюжетно важного не происходит. Вы просто живёт своей жизнью, что вроде и звучит и норм, но на деле играется немного дискомфортно, когда ты целый месяц только и делаешь, что качаешь соц. связи, да пару раз сходишь в Тартар, который и открывается поэтапно.
Что же касается качества самого сюжета, то финал просто великолепен, а так в общем и целом есть и неожиданные повороты, и раскрытие полноценное персонажей, причём не только сокомандцев, но и недругов. За харизму Иисуса сея игры отдельных респект, лучший злодей из всей серии.
Вообще стоит отметить, что 3 часть самая депрессивная из всех частей. Огромное количество упоминаний темы смерти, да и в самой игре есть трагичные моменты. У каждого персонажа есть та или иная трагедия, которую он либо нам рассказывает, либо которую мы проживаем вместе с ним. Ещё в масло в огонь подливает один момент. Примерно в середине игры я заметил насколько же враждебны персонажи друг к другу. Ощущение, что они не друзья, а лишь объединённые одной идей ровесники…а ведь так оно и есть. Даже по отношению к главному герою персонажи могут выражать неприязнь по ходу сюжета, хотя он буквально нем, как рыба.
И всё это сильно отличает 3 часть от последующих, именно в ней раскрыта тема зависти, ненависти, мести и суицидальных наклонностей. Даже в периоды, когда даже всё налаживается, то всё равно мысль: «Хей, а у нас тут судьба мира на кону"-иногда навивает меланхолию.
Также упомяну в первый и последний раз, что каждая из частей основана на той или иной мифологии/религии, конкретно эта часть основана на Древнегреческой мифологии. Сильно вдаваться не буду, т. к. это уже будет пересказ сюжета, но всё же думаю это стоит отметить, чтобы вас не смущали имена по типу: Гермес, Орфей или Никта.
В общем и целом, сюжет 3 Персоны это трагедия, меланхоличная и местами эмоционально тяжкая, такая зайдёт далеко не каждому, особенно если вы заходите в игры только ради радостных эмоций, чтобы отвлечься от жизни. Занятно, что в тем времена разработчики не боялись затрагивать такие темы, да и в принципе настроение игры будто отражает настроение времени, когда вышла оригинальная игра, а именно 2006 год-расцвет эмо, готов и прочих субкультур с депрессивной направленностью. Не удивительно, что игра хайпанула в своё время и считается культовой.
Persona 4 Golden
В отличии 3-ей части четвёртая сильно контрастирует, можно сказать, является противоположностью предыдущей игре. Если в 3 части гг был сиротой, о чём напрямую говорилось в самой игре, то в 4 переезд главного героя в Инабу на целый год обоснован тем, что его родители на год уехал в командировку по работе, из-за чего сына оставить не с кем, поэтому было принято решение отправить его на год жить в деревню к дяде Рётаро, у которого есть 6-летняя дочь Нанако.
Вскоре после поступления в новую школу и знакомством с новыми друзьями, в деревне происходит загадочное убийство, труп был найден прямо на столбе электропередач.
Казалось бы, игра буквально начинается с убийства, за которым последует и второе, всё на уровне предыдущей игры, но… откровенно говоря, сюжет ± всё равно на эти убийства. Нет, они являются основополагающей сюжета, да и команда наших героев всю только и делает, что спасает жертв похищения маньяка. Придирка вот к чему, вне этих детективных историй, почти всем, за исключением Ёсукэ и брата одной из погибших, всем ну как-то всё равно на них. Это как бы деревня, где малейший слух может распространяется, как чума, а случай убийства вообще должен быть нонсенсом, так мало того не одно убийство, а серия, а также последующая серия похищений.
Второстепенные персонажи продолжают жить своей жизнью и про убийства даже не упоминают, а в основном сюжете сделан большой акцент на том, как главные герои вместе проводят время. Причём, наверное, в этой части самое большое количество моментов, когда герои что-то отмечают или куда-то ездят, а также самое большое количество шуток про того, кто кого хочет. Это как бы нормально, они как бы подростки, но у вас как бы убили недавно нескольких человек, а вы нам пол игры показываете, как герои смущаются купальников друг друга.
Я не говорю, что такого не должно быть вообще, но складывается ощущение, что разработчики хотели сделать игру про отдых у бабушки в деревне, но потом им сказали, что мы делаем Persona, так что давайте убийства, мифологию и т. д. На этот раз, кстати, у нас во главе Синтоизм, буквально родная религия Японии. Опять же сильно углубляться не буду, ибо сам не сильно шарю конкретно за Синтоизм, да и придётся тогда весь сюжет пересказывать. Забавно, что один из учителей в игре пересказывает вкратце историю про Идзанаги и Идзанам, а у главного героя Персону зовут Идзанаги, так что вот вам затравочка.
Но, а если немного откинуть мои претензии по поводу фокуса настроения в игре и просто посмотреть на все те моменты, когда персонажи вместе проводят вместе… то они довольно милые. С них можно покринжевать, посмеяться, ну или просто проникнуться атмосферой дружбы. Персонажи больше не грызутся, как в 3 части, они могут подкалывать друг друга, иногда немного обидно, но это дети, так что что с них взять, кто из нас не был таким, да и это куда менее жёстко, чем та атмосфера в 3 части, когда все будто ненавидят друг друга, в то числе гг.
Раскрытие главных героев стало глубже, а некоторые их проблемы довольно необычны особенно для игры 2008 года. В игре поднимаются темы нетрадиционной ориентации и чувство неполноценности из-за собственного пола. И нет, речь не о повестки, в X напротив игру нарекают гомофобной и все дела, но эти люди просто в саму игру не играли, а лишь видели гомофобные шутки Ёсукэ по отношению к Кандзи, которые свойственны 15-летнему подростку (короче, твиттерские как всегда). Адекватные же люди увидят, что игра довольно нейтрально относиться к данном темам и никого оскорбить не пытается, что, я считаю, самым здравым и взрослым подходом.
Также стоить выделить и положительный момент таких ламповых фрагментов игры. Ибо без них мы бы получили повествование 3-ей части, где есть начало, немного середина и концовка, которая лично меня тронула даже меньше, чем в 3 части. Разработчики осознано пытаются заткнуть дыры, чтобы избежать целых месяцев сюжетного безделья, чтобы вы занимались чем-то ещё помимо хождения на свиданки с вайфу.
Ну и под конец вновь поругаю игру, а именно за её злодеев. Если в 3 части у нас была какая-никакая эмоциональная часть с татуированным Иисусом Такаей Сакаки и жёлтошарфиком, чьё имя я специально не запоминал. То вот отношения с Тору в 4 части ещё куда не шли, с ним полноценная социальная связь есть, хоть и странноватая, то вот с Наматамэ, Кубо и заправщиком… ну… совсем как-то никак, последний вообще появляется буквально 3 раза за игру, и скажу так. Хотя бы за Тору спасибо.
Persona 5 Royal
Ух, ну пошло-поехало. Пятая часть начинается очень странно, можно сказать с конца, мы загадочный вор, который пробирается в казино, после чего нас ловят и отправляют на допрос в закрытую камеру, где нас сначала избивают, а после детектив Ниидзима начинает нас допрашивать с самого начала нашей истории.
Интригующее начало, не правда ли? Я вижу в нём одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, оно интригует, с другой же довольно быстро, идя по сюжету ты примерно начинаешь догадываться, что это за казино и почему мы его грабили, хотя и вопросы тоже остаются до самого момента с самой игры.
В общем, наш главный герой начинает свой рассказ с того, что он переехал жить в Токио к незнакомому владельцу кафе по причине того, что на нём висит обвинение в нападении на гос. служащего. Из кошмара гг мы узнаём, что некоторое время назад идя ночью по тихой улице, он заметил, как пьяный мужчина домогается до женщины, наш же парниша решился вступить на женщины и случайно толкнул мужчину, за что и поплатился, ведь пьяное мужло оказалось видным политиком, в следствии чего нашему парнишке и предписали обвинение в нападении.
А клеймо преступника в Японии, да ещё и в таком раннем возрасте сравнимо изгнанию из общества. Потому ему пришлось переехать в столицу, чтобы учиться в единственной школе, в которую его приняли, а также жить на чердаке в кафе у незнакомого старика Содзиро Сакуры.
А далее поступаем в школу, находим новых друзей и делаем мир лучше. Только теперь мы расследуем не убийства, а исправляем негодяев, влезая в их внутренний замки, чтобы украсть их сокровенное сокровище, чтобы по итогу они раскаялись во всех своих деяниях и понесли соответствующее наказание. Хотя в сюжете убийства тоже присутствуют, правда это ещё более задняя тема, чем в 4, ибо в 5 части происходят казалось бы естественные смерти от инсульта, но наши герои понимают, что всё это на самом деле убийства и кто же за ними стоит им и предстоит разузнать.
И тут сразу хочется отметить всё и вся сравнить, но я постараюсь по порядку. Начнём с того, что сильно не изменилось и слава богу. Персонажи, как всегда хорошо прописаны и контактируют друг с другом, между ними видна химия. Тёмных красок, как в 3 нет, но также есть подростковые дурачества, в общем, лучшее из 4 создатели сохранили, хоть в этой части кажется, что совместных времяпрепровождений меньше, чем 4. Тогда встаёт вопрос, на что же их променяли разрабы? А вот тут, как по мне, главный козырь игры, разработчики в принципе несколько изменили структуру сюжета.
Теперь общей высшей чётко обозначенной цели у героев нет. Их мотивация просто сделать мир лучше, и тут у нас начинается супер-геройское кино, что и было, к слову взято за основу при создании игры, ибо теперь после победы над каждым негодяем, наши герои выходят на поиски нового, и каждый раз это оказывается абсолютно новая, почти никак не связанная с предыдущими событиями личность. Таким образом сюжет умудряется держать планку всю игру, так как общей цели большую часть игры нет. Таким образом, как по мне, игра находит баланс между серьёзными моментами эпичного сюжета и подростковым дурачеством, что также помогает не скатиться в крайность настроения, когда вы ощущаете либо бесконечную депрессию, либо веселитесь круглый год.
Правда, и тут всё не идеально. Смотрите, каждый злодей — это своя сюжетная арка не только злодея, но и нового члена команды. Соответственно у каждого нового члена команды есть личные счёты со своим врагом. И точно также есть личные счёты и у главного героя, вот только… лысый политикан, пожалуй, худший злодей во всей серии, ибо ну это просто карикатура на типичного политика, который основывает свою партию «Единый (подставить слово)», да и ещё никак не раскрывается, как персонаж если не считать местную Санта Барбару…, но это никогда не оказывается плюсом.
Вообще таких вот врагов у гг много, помимо политикана также есть Ягами Лайт и школьный психолог. Лайт вроде и нормальный, даже является соц. связью, но лично меня просто бесил большую часть сюжета. А школьный психолог Маруки, который появился только в Royal версии уже будто интереснее. Тоже является соц. связь, но вот его мотивы уже поинтереснее, а идеи с какой-то стороны даже неплохие и даже заставляют задуматься о правоте Маруки. К слову, за это Royal я и люблю, оба добавленных персонажа также очень хороши в своём раскрытии, как и из основной игры.
Что же касается мифологии, тот у нас «Заберите у японцев наконец Библию». Хотя прямых отсылок на христианские сюжеты нет, скорее чисто имена персонажей локации, но и тот факт, что все второстепенные злодей олицетворяют 7 смертных грехов. Персоны у нас теперь это персонажи поп-культру, как например: Зорро, Капитан Кидд или Арсен Люпен.
Вообще игра будто продолжила тенденцию прошлой части на актуальные социальные проблемы, только тут уже мы говорим не про трансгендерность или нетрадиционную сексуальную ориентацию, а про то, какое люди стадо, все грешны, не хотят свободно мыслить, а злобные политиканы этим пользуются. Не менее актуальная тема, да и, пожалуй, более взрослая, чем предыдущие.
Также хотел бы вернуться к персонажам, так как в 4 части авторы подубавили наплыв семейных драм про ушедших из семьи родителей, но вот в 5 части разработчики будто решили тряхнуть стариной и вспомнить 3 часть, где только у 2 персонажей не было проблем с родителями, так как они даже не упоминались речь если что про Дзюмпея и Фууку. Так вот в 5 части, проблемы с родителями не упоминаются только у гг и у Анн. У остальных же у всех есть проблемы. И тут я задумался, это прихоть автора или суровая реальность? Конкретно японская, хотя понятное дело в играх обстоятельства несколько необычные у некоторых. Ладно, не буду продолжать эту идею, так как это уже как-то не гуманно, но мысль, что игры серии затрагивают ещё и такую тему определённо есть.
Сильно мучать промежуточными итогами не буду, так как внимательный читатель уже картину в принципе сложил. Лишь скажу, что повторял в описании каждой части. Персонажи во всех частях прописаны реально хорошо, да кто-то лучше кто-то хуже, но среднее по палате отлично. И всех персонажей я считаю отдельными уникальными личностями, хотя и есть в них прямые аналогии, как например архетип братана гг такие как: Дзюмпей, Ёсукэ и Рюдзи. Но дьявол кроется в мелочах, и каждый персонаж имеет свою историю, свои переживания и вызывает разные эмоции. Кто-то глуповат, но очень амбициозен и старателен, кто-то реально глупый, а кто-то на самом деле смышлёный просто учёба ему даётся тяжело. Это я всё если что про вышеупомянутых 3 персонажей. Короче, разделяйте персонажей, не обесценивайте работу авторов.
Социальные связи и повседневный геймплей
Persona 3 Reload
Во многом механика социальных связей особо не менялась все 3 части, при этом оставаясь всё такой же уникальной системой в игрострое.
Как это работает? У вас есть персонаж, например, одноклассник и вы после уроков ходите с ним тусоваться, тем самым повышая уровень соц. связи. У каждого персонажа есть свой распорядок на неделю, то есть нельзя каждый день тусоваться с кем угодно. Кто-то вообще может появляться только в один день недели или вообще только по вечерам. Также соц. связь можно прокачать и другими методами. Например, самому пойти в кино и у входа позвонить другу, чтобы пригласить провести вместе время. И прогресс соц. связи бустанёте и улучшите личные характеристики. Либо же можно пойти в храм и подумать о человек, который вам нужен. Это тоже бустанёт прогресс, но не сильно, зато бесплатно.
Также нельзя не упомянуть и личные характеристики главного героя, количество которых разное. В 3 части их 3, а в 4 и 5 характеристик по 5. Они нужны не только для совершения тех или иных действий, но также и для продвижения соц. связей. С некоторым персонажами вовсе нельзя начать тусоваться, если вы там не достаточно смелый или эмпатичный.
Каждая соц. связь-это аркан карты Таро, у которых точно есть глубокий смысл, но я не особо хочу разбираться в чём аналогия между маленькой девочкой в 3 части и оружейником-бывшим якудзой в 5 части.
Всё, что я описал выше касалось скорее всех частей в принцепе, сейчас же я перейду к более детальному разбору. Хоть я и сказал, что система особо не менялась, но всё же некоторые изменения в ней были.
И так, интересный момент, что я заметил в 3 части сходу это то, что некоторый соц. связи это не одна личность, а сразу несколько. Например: пара стариков или спортивный клуб бегунов. Также команда S.E.E.S. тоже является отдельной соц. связью и занимает аркан, хотя и скорее является показателем прогресса, ведь отношения с командой укрепляются по ходу сюжета и никаких доп. действий для этого не нужно.
Также с той же комнадой бегунов есть занимательный момент, что у вас помимо соц. связи в виде клуба, есть отдельная соц. связь с одной из участниц этого клуба. Это я уточняю, т. к. более нигде в серии не встретится.
Также, не стоит и забыть, что от укрепления соц. связей и свои плюшки. И это я не про механику слияния персон, о которой мы поговорим чуть позже, а об отношениях. С любым женским персонажем можно завести более близкие отношения, чтобы на День Святого Валентина не быть одному. Вайфу, к слову, можно иметь всего одну, мы здесь за традиционные ценности и т. д., и т. п.
Что же касается качества самих сюжетных линий персонажей и конкретно второстепенных, то… осмелюсь сказать, что в 3 части арки второстепенных персонажей зацепили больше всего. Опять же темы смерти, конфликтов и отчаяния. Арки стариков, француза и умирающего юноши просто великолепны. Отлично выстроены и все имеют трогательнейший финал. И сознаюсь, все арки персонажей я прости полностью за одно прохождение не смог, так что не исключаю, что в игре есть и другие не менее трогательные линии.
Единственным минусом в этой части выделил бы то, что из всей нашей команды все мужские персонажи отдельными арканами не являются. Да, у них есть свои линии, которые можно просмотреть, но они выделяются будто ивент на уровне «давайте вместе поделаем уроки». Что за сексизм, почему у девушек есть их отдельные арканы, чтобы их романсить, а у парней, чтобы проникнуться их глубоким внутренним миром нет. Как несправедлив этот мир.
Persona 4 Golden
Глобально ничего в соц. связях особо ничего не изменилось, но свои подводные камни есть.
Разработчики решили пересмотреть подход к школьным клубам и сделали это… странно. В 3 части вы могли состоять в 3 клубах одновременно, а именно: бегуны, шитьё и рисование. Это если не учитывать школьный совет, так получается 4. Все эти клубы никак друг другу не противоречили и не мешали, во все можно было без проблем ходить. В 4 же части авторы сделали странный ход. Теперь можно вступить только в 2 клуба, а точнее в 1 из 2 спортивных клубов и 1 из 2 клубов искусства. То есть вы можете записаться или на баскетбол, или на футбол. В обоих случаях это связь будет отображаться одним арканом, но вот персонажи, чьи истории вы будете раскрывать будут разными. И в случае спортсменов проблема не такая вроде и большая. Ибо оба персонажа Ко и Дайсукэ друзья и будут участвовать в историях друг друга. Только если вы пошли на баскетбол, то вы узнаете историю Ко, а про Дайсукэ нишиша.
Так вот это ещё более-менее пример, ибо есть момент с клубами искусств. Ибо они в свою очередь никак не пересекаются. Если вы пойдёте в клуб театрального искусства, то о существовании персонажа из музыкального клуба вы даже не узнаете.
Вообще не знаю, как точно устроена система клубов в Японии и если ли там вообще ограничения какие-то на то в какое количество клубов ты можешь вступить. Если кто шарит, милости прошу в комменты.
Что же касаемо самих связей и их качества, то всё стало будто менее депрессивно. Больше бытовых проблем, я бы даже сказал больше семейных драм между детьми и родителями. Это интересно вяжется с основной темой игры-принятием себя, ведь иногда камнем преткновения становятся отношения с родителями, который могут не понимать своих детей и их увлечения. Кстати, хочу выделить плюс, что теперь каждый персонаж отряда получил свой аркан и со всеми можно теперь прокачивать отношения и полноценно проводить время. Честно, в 3 части этого прям не хватало. Да и по личным ощущениям линии сокомандцев самые интересные в игре, хотя и у второстепенных персонажей они вполне себе.
Что касаемо одиночных прогулок, то теперь у нас появилась мини-игра в виде рыбалки и связанные с нею приколы. А также теперь можно в одиночку смотаться на пляж и там тусоваться одному. Что разнообразит геймплей, когда вам не с кем сходить погулять. А такое будет, ибо в этой части дождь сравни смерти города. В игре в принципе вокруг дождя грубо говоря сюжет строиться, но когда он идёт днём, то большинство если не все персонажи просто пропадают, а спортивные клубы не работают, хотя баскетболисты занимаются в зале, в чём проблема собственно?
А ещё во время дождя в игре пропадает музыка…это жутко…
А, блин, чуть не забыл такой момент, теперь некоторые соц. связи у нас это работа, что не очень местами очевидно и на часть работ вообще можно не ходить, ибо характеристики, которые они прокачивают прокачиваются через книжки эффективнее, а деньги вообще не сильно в игре ценны, ибо за походы в Телемир их и так дают нормально. Так что, то что соц. связи засунули в работу уже как будто такое себе.
Persona 5 Royal
Разработчики сохранили тенденцию, что каждый член команды является отдельным арканом со своей сюжетной линией. А вот что они изменили, так это клубы. Их теперь вообще нет, что на самом деле даже логично. На гг весит клеймо осуждённого и с самого начала на него косо смотрят все остальные ученики, соответственно и в клуб идти чревато. Таким образом авторы очень сильно срезали количество соц. связей школьников и решили добавить разнообразия. Так теперь продавцы медикаментов и оружия теперь тоже отдельные соц. связи, а также появились персонажи, с которыми контактировать можно только вечером, что закрывает проблему вечернего безделья из предыдущих частей, в 3 она так вообще была очень актуальна. В 4 уже были вечерние персонажи, но это были опять же подработки, которые ещё открыть надо. Здесь же это такие же персонажи, как и остальные. Даже убрали соц. связи через подработки… за одним единственным исключением, о котором я узнал только после прохождения игры… да будто бы не много потерял. Зато блин для открытия одной из связей необходимо 100к йен, так ещё и персонаж сомнительный.
Сюжетные линии в общем также хороши, но теперь больше сфокусированы на личных занятиях, такие как хобби или работа. Тему с родителями немного отодвинули, да и со смертью тем более. Клубы, опять же убрали, и больше нет такого, что разные персонажи или сразу целое сообщество делят один аркан. Близняшки не в счёт, т. к. они постоянно вместе. Сюжетки сокомандцев, как и в 4 кажутся мне лучшими в игре, хотя есть и второстепенные крутые сюжетки, но до уровня 3 всё равно не дотягивают.
Дождь теперь не приговор к одиночеству, что очень радует, а во время него наоборот играет очень даже кайфовая музыка, но про музыку мы поговорим отдельно. В качестве мини-игр добавился бейсбол, дартс и бильярд, в последние два можно сходить вместе с другом, посоревноваться. Также есть забавный момент с продавцом хлама воле дома, у которого со временем можно будет купить телек, приставку, а в конце концов и ноут. Приставка, к слову, это тоже набор мини-игр хоть и примитивных. Доп. задания, к слову почти вырезали теперь они не делаются в реальном мире, а абсолютно все совершаются в Мементосе, и лично для меня, забегая вперёд Мементос вообще не показался душным, от чего и доп. задания было выполнять не впадлу плюс там могли рассказать микро историю, что скорее как приятный бонус.
Подытоживая, можно обратить внимание, как авторы по-немногу отходили от концепта клубов, а в конце и вовсе их убрали, обосновав всё сюжетом. Истории персонажей менялись в зависимости от повестки основного сюжета. Также разработчики хотели разбавить геймплей мини-играми, что дают бонусы и повышают характеристики героя, что классно, разнообразие всегда хорошо, хотя лично я из мини-игр залипал только в приставку в 5 части, а рыбалку в 4 опробовал только ради доп. квеста, которые, к слову, в 5 части почти свели на нет. Ну правда, в 5 это просто лёгкие мини-боссы с приятной микро историей за собой.
JRPG часть игр
Persona 3 Reload
Вы наверное уже и забыли, но Persona у нас не просто симулятор гулянок с друзьями, но также и JRPG.
Я мало играл в игры подобного жанра, но осмелюсь сказать, что игра прям сильных отличий от других примеров жанра не имеет. У вас есть многоуровневая башня в виде Тартара, Телемира или Мементоса, на каждом этаже ходит некоторое количество Теней, которые при вступлении в бой плодятся на заранее заготовленные отряды Теней, в бою может быть преимущества у определённой стороны не только в зависимости параметра Скорость у персонажей, но также это зависит от того, кто чью спину ударил, либо же застал врасплох. Также в игре можно использовать предметы, как в бою, так вне. Предметы по базе: хилки, усилялки, одноразовые заклинания и т. д.
Но вот вы попали в бой, и тут я плавно перейду уже к самой 3 части. В команде у вас до 4 персонажей, а также один навигатор, которого сменить нельзя. Все ходят по очереди и могут совершить по одной атаке за раз соответственно. У в арсенале есть холодное оружие, а также Призывать для персоны. С помощью персоны вы кастуете заклинания, которые делятся на стихии, а также там на всякие усилялки и ослаблялки. У каждого персонажа, как и у каждой Тени есть стихии к которым они либо уязвимы, либо от которых они только лечатся, либо и вовсе отражают.
Если персонаж попал по уязвимости противника, то тот получает дополнительный ход, а противник падает. Если же все противнику упадут, то можно будет провести групповую атаку, которая наносит кучу урона всем противникам.
По поводу персон. Главный герой помимо своей основной персоны может и должен по хорошему владеть кучей других персон, которые либо выпадают из карточек в конце боя, либо может получить методом слияния, о котором позже, либо купить в Компендиуме если ранее эта персона уже была у вас в арсенале. У сокомандцев же есть только по одной персоне, которая эволюционирует по ходу сюжета.
Что касаемо слияния персон. Их можно совершить в Бархатной комнате у Игоря. Игорь если что единственный персонаж, который есть в каждой части серии и существует как бы вне времени и пространства.
Для каждого слияния нужно 2 персоны, которые после слияния пропадают и дают одну новую. Также есть и более сложные слияния, там просто вам дают персону, которую можно призвать, а также список необходимых персон, которые нужно открыть.
При слиянии персон есть два момент, которые нужно учитывать. Первый это то, что некоторые навыки персон можно сохранить у следующей, а второй это уровень связи с арканом, к которому принадлежит получаемая персона. Да, тут мы плавно возвращаемся к теме соц. связей.
Видите ли, при повышении соц. связи повышается и баф уровня, что получит персона конкретного аркана при создании, а при получении 10 уровня связи откроется возможность создать самую сильную персону аркана.
Глобально с самим геймплеем всё. Где же мы сражаемся? В 3 части всё очень просто, у нас Тартар-башня в 280+ этажей, которую необходимо пройти по сюжету. Теургию я не затрагивают, т. к. она появилась только в Reload версии.
Persona 4 Golden
А теперь возьмите всё, что я сказал о 3 части и перенесите на 4, отличные же вещи я сейчас поясню. Первое это система персон у товарищей. Теперь они не эволюционируют по ходу сюжета, а для этого необходимо пройти всю сюжетную линию персонажа и на 10 уровне персона эволюционирует в первый раз. Конкретно в Golden версию была добавлена каждому персонажу дополнительная встреча, после которой персона эволюционирует во второй раз.
Второе отличие — это то, что мы имеем вместо Тартара, а именно Телемир, которые представляет из себя отдельные Замки персонажей. Они сами по себе, да и суммарно куда меньше Тартара, что является огромным плюсом, ведь Тартар из-за своих размеров был откровенно душным. Тут же у нас несколько сравнительно небольших Замков, но то что каждый из этажей является лабиринтом с узенькими коридорами и тугой камерой я проговаривал ещё в отдельном обзоре и проговорю ещё раз, ибо это реально проблема и реально бесит.
В игре в принципе очень большие проблемы с балансом, такие, что разрабы можно сказать добавили легальный God-mode в игру, с которым прокачка становится бесполезной, ведь вы воскрешаетесь с момента, когда умерли, восстанавливаете всё ОЗ и ОД, а враги нет. Это чертовски помогает, когда при вступлении в бой вас сходу всех ваншотают и вы даже в теории ничего не могли сделать, только оббегать Теней, что нередко приводило меня к ситуации, когда впереди Тень и тупик, а позади ещё Тень бежит прямо вам в спину. В такой ситуации вы ещё и сражаетесь с 2 волнами врагов.
На этом в принципе отличи всё, система карта после боя точно такая же, боссов единственное куда меньше, что скорее плюс.
Persona 5 Royal
А вот уже в 5 части разработчики решили гулять по полной, значительно улучшив то, где вы бегаете и сражаетесь.
Теперь у нас есть и Дворцы (аналог Замков из 4), и Мементос (аналог Тартара). И если Мементос сильно от Тартара не отличается, наверное, только тем, что куда меньше, но его всё равно надо пройти по сюжету. То вот над Дворцами прям постарались. Теперь это не лабиринты, где отличаются лишь декорации и музыка, а прям полноценные уровни стилизованные условный банк, галерею или гробница фараона. Тени тоже, к слову выглядят не просто как чёрные капли с масками, а характерные для окружения охранники.
Вы можете сказать, что-то что у нас теперь полноценные локации, как во всех нормальных играх, а не лабиринты это конечно хорошо, но это же всё те же узкие коридоры. И я скажу, что вы правы, но есть в игре феноменальное новшество, до которого даже авторы Assasin’s creed не додумались сразу. ГЕРОЙ МОЖЕТ ПРИЖАТЬСЯ К СТЕНЕ.
Просто гениальнейшее нововведение, которое делает жизнь в разы легче. Теперь можно абсолютно удобно проскальзывать мимо врагов, не накручивая петли в узких коридорах. Помимо этого, в игре есть полноценный паркур, даже с крюком-кошкой, что придаёт кинематографичности и даёт кучу свободы гейм-дизайнерам. Например, делать нелинейные локации в бэк-трекингом и головоломками.
Помимо всего вышеперечисленного у нас есть изменения и в самом бою. Теперь у нас есть огнестрел и совместные ульты у персонажей, но нет системы карт в конце боя, как в прошлых частях, а ведь через них мы и получали новые персоны, как же теперь быть?
Теперь если повалить всех противников, то с ними можно будет завести диалог и требовать либо деньги, либо предмет, либо стать вашей персоной. Для последнего нужно будет договориться через краткий диалог, выбирая нужные варианты ответа. Как я слышал, что-то похожее было ещё в первых 2 частях Persona, но я пока что в них не играл (но когда-нибудь…), так что точно заявлять не могу.
Остальное же всё по базе, к балансу в этот раз вопросов нет, всю игру прошёл без гринда на высокой сложности и в принципе норм, всего пару боссов немного душили, если немного посидеть в Мементосе, то уверен игра проходиться на изи.
Подытожим старания разрабов. А они реально молодцы. Изначально сделали откровенно скучный Тартар, в котором лишь немного меняются локации по ходу прохождения, что сильно не меняет картину, а на некоторых этажах могут и глаза вытечь. В 4 части решили как-то эту проблему исправить и хоть они это сделали не идеально, но думали явно в правильном направлении, так что уже в 5 части сделали, не побоюсь этого слова, идеал, так ещё и привнесли довольно много классных плюшек.
Музыка и стиль
Persona 3 Reload
Ну и на самое сладкое оставим то, что назвать прогрессом нельзя, ибо музыка во всех частях хороша, хоть и выполнена в разных жанрах, о чём мы и поговорим.
В 3 части сильно доминирует рэп, так ещё и с двумя голосами мужским и женским, что есть только в 3 части, в остальных всего по 1 исполнителю. Здесь же у нас мужская часть вокала, которая отвечает за все рэп партии и в принципе за все боевые темы. Хотя откровенно агрессивных композиций нет, они скорее просто уверенные и внушающие чувство предстоящей победы. Женская же часть вокала отвечает за более мягкие и нежные песни и не является рэпом. То есть поёт нежные, либо же чуть меланхоличные песни, как из финала, так и в повседневности. А также женский вокал является дополнением к боевым темам, где главенство берёт мужской. Но женский вокал скорее просто дополняет композиции всякими завываниями, уу-е и тому подобному.
Разнообразит же поток рэп композиций, опять же нежные и лиричные песни, как например Memories of You. Очень красивая композиция, особенно в совокупности с другими песнями из финала. Ещё бы отметил Changing Seasons, как замечательную повседневную тему, также только с женским вокалом.
Persona 4 Golden
В 4 части авторы решили почти полностью отказаться от рэпа и перейти на светлую сторону. Ну ладно, не полностью, но теперь у нас больше поп-роковых тем, которые почти все очень расслабляющие и весёлые темы, за исключением боевых саундов, как например I’ll Face Myself Battle с относительно тяжёлым звучанием и Reach Out To The Truth куда более заводная, но всё равно внушаете боевой настрой.
Также каждый Замок имеет свою очень выделяющуюся музыку, особенно мне запомнился Замок Кубо с его очень забаным 8-битным звучанием, также и у остальных Замков.
Ну и конечно грустные финальная тема из титров Never More также не оставляет равнодушным, но также я был выделил заглавную зимнюю тему в игре SNOWFLAKES. Просто, когда услышал её впервые, то она пробила меня прям до мурашек. Всём советую послушать, особенно таким любителям зимы, как я, очень атмосферная и приятная песня.
Persona 5 Royal
Музыка в 5 части это прям тема для отдельной курсовой работы про глубокие смыслы, историю создания, трепетное отношение к тексту и его соответствию относительно действиям в игре. Но я не JasonTheBlend, поэтому лишь скажу, что в этот раз авторы сделали упор на джаз, что казалось бы внезапно, мы как бы в 2010-х, а не в середине 20 века.
Хотя честно ради инструментал в этот раз очень разнообразный. Помимо ранее упомянутых джазовых тем, у нас есть и роковые темы, на уровне и даже местами тяжелее тех, что были в 4 части Prison Labor отлично это демонстрирует.
Хотя всё же главным козырем игры я считаю музыку связанную с финальным боссом Royal версии, а именно I believe и конечно же Throw Away Your Mask, великолепнейшая композиция с сочетанием гитарный и клавишных партий. Ну и само собой, способная довести до слёз даже без контекста Our Light из финальных титров. Вообще после прохождения игры на хорошую концовку не ожидаешь услышать столь трогающую композицию, которая будто больше подходит под более трагичный финал, но тем не менее песня потрясающая.
Итог
И вот он, финал, но не конец. Что же можно сказать по итогу?
А по итогу у нас потрясающая трилогия, в которой разработчики не боялись что-то менять, добавлять новое, перерабатывать старое, что особенно виднов разнице между 4 и 5 частям, но оно и понятно, между ними и разница больше, чем между 3 и 4.
Авторы меняли стиль, музыку, совершенствовали геймплей во всех его аспектах, меняли посыл сюжеты от более мрачных тем, которые не всем будут приятны к более популярным и предназначенным для массового потребителя, но при этом улучшали повествование и не проседали в качестве самого сюжета, а даже пытались менять саму подачу.
Persona 3,4,5-это великолепные игры, к которым я советую прикоснуться каждому, ведь оно реально стоит того. Я же… может быть когда-нибудь и до первых двух частей дотянусь, а может перед этим пощупаю Shin Megami Tensei или Metaphor: ReFantazio, но это тема уже совсем другого поста.
Лучшие комментарии