Сегодня Сегодня 4 364

Как и зачем я сделала визуальную новеллу в 2025 году

+9
Свести искусство к вопросу «формы» — значит умалить и сузить его сверх всякой меры.
Ш. Сент-Бёв

Как писать и читать слова?

Как и у многих людей, у меня есть душа и необходимость её выражать. К сожалению, сложилось так, что из всех видов искусств больше всего мне нравится писать прозу — один из самых непривлекательных жанров. Книги сейчас, конечно, читают, но меньше — я и сама часто в свободное время лучше посмотрю фильм или поиграю в игру.

Возникает вопрос: а куда мне эту прозу девать? Можно попытаться выложить повесть на какой-нибудь Литрес, чтобы потом мониторить, как она набирает 10 просмотров в полгода и знатно проигрывает книгам про попаданцев, гаремы и попаданцев в гаремы.

Анна Ахматова: избранное
Анна Ахматова: избранное

Поэтому два года назад и впредь я решила облачать свой текст в нечто более интересное и интерактивное — сценарии для игр. Тем более что меня больше привлекают диалоги и действия, а не описания. 

Почему визуальная новелла?

Справедливый вопрос, на который есть два вполне очевидных ответа.

Во-первых, её просто сделать, и для первого шага на пути тернистой карьеры это отличный вариант.

Во-вторых, мне нравится структура этого жанра. Не скажу, что я поклонница и поиграла во множество тайтлов, но механика выборов и влияния этих самых выборов на развитие сюжета привлекает меня ужасно. С этим очень интересно играть не просто на уровне "набери 5 очков и открой сцену", а с точки зрения арки персонажа и изменения его характера. Люблю, когда герой делает выборы и начинает вести себя так, как и должен человек вести себя в такой ситуации. Так я и пыталась сделать в своей истории.

Так, а чё тут делать-то
Так, а чё тут делать-то

О чём речь вообще?

Изначально я хотела сделать коротенькую игру "Несколько дней из жизни танатопрактика" (специалиста, который обрабатывает трупы и подготавливает к похоронам) и описать там 3–4 забавные ситуации на работе. В итоге в проект сама по себе начала вкладываться душа, он получил загадочное название "Вторая степень покоя" и теперь помимо веселых ситуаций рассказывает о мучениях одинокого потерянного человека, живущего в маленьком российском городке и пытающегося понять, что ему делать с собой, с женщинами и своим будущим.

Игрок может выйти на четыре конца:

  • Настоящий, то есть такой, как закончилась бы книга с одним концом.
  • Счастливый, в котором есть счастье и ответы на вопросы героя (но он не очень реалистичный).
  • И два с женщинами. Счастья там особо нет, и эротики, к сожалению, тоже.

Как шла работа?

Кстати о простоте производства — производить было непросто, процесс затянулся на два года (учитывая мои и не мои прокрастинации).

Как минимум сначала нужно было освоиться с движком. Поскольку мои познания в программировании не ахти, а добавлять в геймплей какие-то акробатические трюки я не планировала, то выбрала Ren’Py (когда я рассказывала об этом на встрече с программистами и геймдизайнерами, было немного стыдно смотреть им в глаза). Его главный плюс — в наглядности: всё расписано буквально по шагам, как в пособии для начинающих, так что разобраться, что к чему, можно довольно быстро.

Код там элементарный: команды вроде «показать персонажа» или «воспроизвести музыку» выглядят именно так. А если что-то непонятно — в сети полно гайдов, особенно на YouTube, и в основном на английском.

Параллельно с сюжетом я продумывала структуру выборов и систему концовок. Единственное техническое «украшение», на которое решилась — возможность ввода текста. На протяжении всей игры нужно будет отгадывать загадки и вводить правильные слова в поле.

Рисовать я не умею, как и программировать. Если у вас есть знакомый художник, который готов взяться за проект, — считайте, вам повезло. Мне же пришлось коротать долгие осенние вечера, перелистывая паблики в ВК и Telegram-каналы в поисках художника, который и заказ бы взял, и стиль имел подходящий.

Сразу решила, что работать буду на платной основе. Доверия к объявлениям вроде «Я художник, ищу команду, готов рисовать за идею» у меня нет — слишком велик риск, что энтузиазм быстро угаснет, а уровень работы окажется ниже ожидаемого.

К счастью, нужный человек нашёлся в каком-то случайном паблике, и мы спокойно довели дело до конца. Главный совет — заранее и подробно прописывайте техническое задание и подбирайте как можно больше референсов. Это сэкономит всем кучу времени и поможет добиться именно того результата, который вы хотите видеть.

С музыкой и звуками работать было интереснее всего, потому что композитора я знаю лично, и мы вместе скрючившись сидели над FL Studio. Здесь я тоже пыталась находить референсы, попутно на пальцах и звуках объясняя, какую ноту или инструмент в каком месте я хочу. Саундтрек получился уникальный, атмосферный, очень его люблю.

Я даже пригласила знакомую актрису озвучить крохотный сегмент в конце игры — мы два часа провели в поролоновой будке, записывая несколько коротеньких фраз, где я пыталась объяснить: "Звучи жалобно, но не очень, и как будто во сне, но не призрак, понимаешь, да?".

Немного лирики

Конечно же, надеяться на материальный профит будет дерзко. Зато как автор я уже довольна: игра вышла две недели назад, и помимо друзей несколько незнакомых мне людей уже поиграли в неё и оставили длинные тёплые отзывы. Это очень приятное подтверждение того, что я не шизофреник, и другие люди действительно могут найти в моей истории и персонажах часть себя и своих переживаний.

Мне нравится эта романтика интернета, когда случайный человек вкладывает душу в своё произведение, и несколько таких же случайных людей случайно его находят, читают и случайно находят отклик — это одновременно подтверждение и опровержение глобального одиночества.


Лучшие комментарии

перелистывая паблики в ВК и Telegram-каналы в поисках художника, который и заказ бы взял, и стиль имел подходящий.
Главный совет — заранее и подробно прописывайте техническое задание и подбирайте как можно больше референсов. Это сэкономит всем кучу времени и поможет добиться именно того результата, который вы хотите видеть.

Прям в 10-ку. Я так же искал художника и случайно нашел в дискорде когда во время диалога сказал, что ищу художника и мне ответили. Насчет референсов тоже, порой хочу себя сфоткать и наглядно показать что мне нужно, но мне чисто по человечески страшно за художника.

что я не шизофреник

Это мы добавляем в вишлист

Я пыталась своими руками нарисовать двух персонажей, а для одной позы действительно пришлось себя сфоткать (я бы такое не нарисовала, там много пальцев, это сложно)

интересная хроника, но где можно игру найти?

Читай также