12 мая 12 мая 15 8819

Heroes of Might and Magic V: Обзор

+21
Обложка.
Обложка.

Многие из нас с детства помнят разные игры, которые стали неотъемлемой частью нашего увлечения. Кто-то исследовал загадочную и таинственную Долину шахт, увлечённо разбираясь в хитросплетениях подземелий и ловушек. Кто-то сражался на просторах Второй мировой войны, командуя армиями в тяжелейших боях. А были и те, кто предпочитал стратегию и рассудительность, кто просчитывал каждый шаг на несколько ходов вперёд, с недовольством наблюдая, как на рынке неделями держится одна и та же древесина, и кто панически избегал отдаляться от своего главного замка, боясь оставить его без защиты. Сегодня я хочу вернуться к одной из таких игр, что стали легендой для целого поколения. Речь пойдёт о великолепной стратегии — Heroes of Might and Magic V. Давайте вместе нырнем с головой в атмосферный, живой и по-настоящему волшебный мир Асхана.

В далёком, но до сих пор родном 2006 году, а именно 16 мая — во всем мире, и спустя три дня, 19 мая — в России, состоялся релиз игры, созданной отечественной студией Nival Interactive. Это стало важным событием не только для жанра, но и для игроков, особенно на просторах СНГ, где игра обрела по-настоящему культовый статус. Почему именно пятая часть так полюбилась нашим геймерам? Почему спустя годы она всё ещё вызывает тёплые воспоминания и желание переиграть? Эти вопросы волнуют многих, и сегодня мы постараемся на них ответить. Но прежде всего — давайте внимательнее посмотрим на саму игру, ведь именно она является причиной столь искренней любви.

Карта.
Карта.

Начнём, пожалуй, с самого главного и, без сомнения, самого вкусного — геймплея. После спорной четвёртой части, которая, несмотря на свои интересные идеи, не сумела сохранить дух предыдущих игр и разделила фанатов на два лагеря, пятая часть стала настоящим возвращением к корням. Она учла ошибки предшественницы и вернула ту самую формулу успеха, которая сделала серию великой. Если говорить коротко, то Heroes of Might and Magic V — это практически Heroes 3, но в новом, современном, трёхмерном обличии. С тем же духом, теми же механиками, но с улучшениями, которые органично вписались в геймплей и лишь усилили погружение.

Хороша графика.
Хороша графика.

Основная суть игры осталась прежней: на большой стратегической карте игроку необходимо выполнить определённые условия миссии. Чаще всего — победить всех врагов, захватив замки и сломив их армии. Делается это через развитие собственного королевства: вы строите здания в городе, нанимаете армию, собираете ресурсы и продвигаетесь к своей цели шаг за шагом. Но центральным элементом, как и всегда, остаётся герой. Именно он — ваша главная фигура, сердце вашей армии и стратегический мозг. Без него не победить.

Навыки и умения героя.
Навыки и умения героя.

Герой перемещается по карте вместе с армией, которую вы собираете по ходу игры. Он может надевать артефакты, приносящие различные бонусы к характеристикам, влияющим на бой и передвижение. С каждым новым уровнем вы сами выбираете, какие навыки и умения прокачивать, что позволяет выстраивать индивидуальную стратегию. Кто-то предпочитает боевого мага, кто-то — тактика, усиливающего войска. Разнообразие билдов здесь по-настоящему впечатляет.

На карте герой может собирать ресурсы — древесину, руду, золото, самоцветы и прочие ценности, нужные для строительства и найма юнитов. Кроме того, он может захватывать шахты, особые точки силы, библиотеки, боевые артефакты и даже выполнять сюжетные задания. Всё это требует чётко продуманных действий: ведь игра пошаговая, и каждое движение — на вес золота. Перемещение ограничено очками действия, и приходится выбирать: идти к сундуку с золотом или заглянуть в руины? Пополнить армию или напасть на слабого врага, пока он не укрепился?

Большая карта и победа в одном шаге.
Большая карта и победа в одном шаге.

Стратегический баланс соблюдён на удивление точно. Вы постоянно ощущаете важность каждого решения — здесь нет места суете или случайности. Пятая часть смогла не просто сохранить дух прежних Heroes, но и модернизировать его, не разрушив магию, за которую мы полюбили серию.

Все юниты Ордена порядка (людей) и их найм.
Все юниты Ордена порядка (людей) и их найм.

Это игра, где победа зависит не от количества кликов в секунду, а от умения думать наперёд, адаптироваться к ситуации, предугадывать действия противника и планировать.

Бой.
Бой.

Теперь немного подробнее о боях — одном из ключевых элементов геймплея, который делает Heroes of Might and Magic V по-настоящему увлекательной и насыщенной тактическими возможностями. Когда начинается сражение, игрока переносят на отдельный экран боя. Здесь, с одной стороны — вы и ваша армия, с другой — противник со своей. Бой проходит в пошаговом режиме, где каждый отряд действует по очереди в зависимости от параметра инициативы: чем выше этот показатель, тем раньше и чаще юнит получает ход. Это придаёт динамику и глубину, ведь иногда даже один своевременный ход может изменить исход всей битвы.

Бой, удар с удачей. Больше урона в два раза.
Бой, удар с удачей. Больше урона в два раза.

Поле боя представляет собой сетку из квадратных клеток размером 10 на 12. Это классическое пространство, на котором разворачиваются битвы, но оно не такое уж простое, как может показаться на первый взгляд. Большинство существ занимают по одной клетке, однако есть и так называемые «большие существа», занимающие четыре клетки сразу (2×2). Это усложняет позиционирование на поле, особенно в условиях ограниченного пространства и наличия препятствий. Причём внешний вид арены зависит от местности, на которой началась битва: пустыня, лес, болото, заснеженные равнины — всё это не просто визуальное оформление, а ещё и фактор, влияющий на атмосферу.

Расстановка войск в начале боя.
Расстановка войск в начале боя.

Кроме того, на поле боя могут быть размещены дополнительные элементы — природные объекты, строения, камни, деревья, руины, за которыми можно укрыться или, наоборот, которые мешают проходу. Всё это нужно учитывать при планировании атаки или защите. Боевые единицы обладают уникальными способностями. Например, Мечники могут оглушать врагов, нанося не только урон, но и временно ограничивая их действия. Грифоны — majestically powerful creatures — способны взмыть в воздух, пропуская один ход, а затем атаковать с неба, игнорируя преграды. Архангелы умеют воскрешать павших союзников, что делает их чрезвычайно ценными в долгих сражениях. Правильное и своевременное применение этих умений может не просто помочь — оно нередко решает исход сражения в вашу пользу.

Само простые естественные препятствия камни и дерево.
Само простые естественные препятствия камни и дерево.

Не менее важен и сам герой. Его характеристики — Нападение, Защита, Удача, Боевой дух, а также магические навыки — оказывают колоссальное влияние на ход боя. Один метко наложенный бафф может увеличить урон всех войск, а грамотное применение заклинаний вроде «Кольца холода» или «Замедления» может полностью обескуражить врага. Удача даёт шанс нанести критический урон, а боевой дух позволяет юнитам иногда ходить дважды подряд — что особенно важно, когда счёт идёт на ходы.

Характеристики.
Характеристики.

Heroes V предлагает огромный простор для стратегического мышления. Здесь важен каждый шаг: как ты подведёшь армию, какую цель выберешь первой, когда применишь магию и в каком порядке будешь использовать юнитов. Иногда лучше отступить и перегруппироваться, чем лоб в лоб бросаться в заведомо проигрышную атаку. Уровень тактической глубины в этой игре по-настоящему высок, и она щедро вознаграждает вдумчивых и терпеливых игроков.

Кат-сцена и диалог.
Кат-сцена и диалог.

Но тактические сражения — лишь одна сторона медали. Не стоит забывать и про сюжет, который, несмотря на прошедшие годы, по-прежнему вызывает интерес. Конечно, если оценивать кат-сцены с технической точки зрения, сейчас они выглядят устаревшими. Анимации ограничены, мимики у персонажей почти нет, рты не двигаются, а палитра движений героев крайне скромна. Однако, эти сцены несут номинальную, но важную функцию: они дают возможность познакомиться с персонажами поближе, почувствовать их характер, взглянуть на события с более личной стороны. И здесь выручает великолепная озвучка — она по-настоящему погружает. Вы не просто слышите голос персонажа — вы ощущаете его харизму, характер, боль и решимость. Именно благодаря голосам вы влюбляетесь в героев: в трагичную, но благородную Изабель, в сурового Николаса, в загадочного Аграила и других.

Изабель Прекрасная.
Изабель Прекрасная.

А теперь подробнее о сюжете. История разворачивается в новой вселенной, в мире Асхана — уникальном сеттинге, который пришёл на смену техно-фэнтезийному Энроту из предыдущих частей.

Карта Асхана.
Карта Асхана.

Здесь нет смешения технологий и магии — только чистое, концентрированное фэнтези. Центральным конфликтом кампании становится нападение демонической армии на Империю Грифона. Император Николас отправляется на передовую, чтобы дать отпор захватчикам, а его молодая супруга Изабель, оставшаяся в тылу, берёт на себя ответственность за организацию подкреплений и защиту родных земель.

Загрузочный экран первой кампании и Изабель ведет войско.
Загрузочный экран первой кампании и Изабель ведет войско.

Однако судьба готовит ей совсем иной путь. В водовороте политических интриг, магических манипуляций и предательства, Изабель сталкивается с Аграилом — тёмным военачальником демонов. Эти события меняют её судьбу и ведут к выбору, последствия которого затронут весь мир. Кампания состоит из шести глав, и в каждой вы играете за разные фракции: люди, эльфы, нежить, демоны, маги и варвары. Каждый из героев имеет свою арку, свою мотивацию, но нить судьбы Изабель проходит сквозь весь сюжет, объединяя разрозненные истории в единое эпическое повествование.

Три обложки.
Три обложки.

На сегодняшний день сюжет уже не кажется чем-то выдающимся — но в 2006 году он впечатлял. Он был цельным, насыщенным, с понятной драматургией, конфликтами и даже философскими нотками. Кто-то может сказать, что история нужна лишь «для галочки», чтобы оправдать кампанию, но на самом деле она задаёт темп и атмосферу, помогает погрузиться в мир Асхана. Финал же, пусть и не ошеломляет, всё же оставляет пространство для размышлений. И, конечно, он не ставит точку: история продолжается в дополнениях, о которых мы ещё поговорим позже.

Самое сладкое, пожалуй, что можно выделить в Heroes of Might and Magic V — это графика. Да-да, именно она! Несмотря на то, что игра полностью перешла в трёхмерное пространство, что тогда было очень смелым шагом для серии, визуальная часть до сих пор смотрится достойно. Вспомните, каким прорывом это было в 2006 году! Первое, что бросается в глаза — насколько тщательно и со вкусом проработан каждый элемент. Ландшафт, ресурсы, объекты, артефакты, сами герои и юниты — всё это выглядит стильно, выразительно и очень атмосферно. Даже спустя почти два десятка лет глаз не режет — напротив, вызывает ностальгическое удовольствие. Да, анимации по нынешним меркам кажутся скромными, движения героев порой угловатые, а кат-сцены не блещут мимикой, но давайте будем честны — до пятой части в серии и таких-то сцен не было вообще. Поэтому то, что тогда казалось революцией, сейчас остаётся крепким фундаментом.

Камера высоко-высоко над картой.
Камера высоко-высоко над картой.

Ресурсы на карте расположены удобно и интуитивно понятно: ты сразу видишь, где лежит золото, где спрятаны самоцветы или древесина, но при этом всё гармонично вписано в мир. Нет ощущения, что перед тобой лишь механический набор ресурсов — напротив, всё кажется частью живого мира Асхана. Ты путешествуешь и видишь, как земля дышит, как замки возвышаются над равнинами, как туманные леса скрывают тайны, а древние руины зовут героя на поиски приключений. Дизайнеры сделали отличную работу, сумев совместить игровую функциональность с эстетикой.

Какой красавец.
Какой красавец.

Юниты тоже не подкачали. Каждое существо — от простого Крестьянина до могучего Дракона — имеет свой уникальный внешний вид и анимации. Пусть по современным стандартам детализация кажется скромной, тогда это была настоящая магия. Герои стали действительно героями, которых ты можешь рассмотреть, оценить, полюбоваться их внешним видом, экипировкой и даже аурой. Особенно круто наблюдать за развитием своих бойцов — ты не просто двигаешь иконки по карте, а ведёшь за собой настоящую армию. И, конечно, у каждого есть свои фавориты — мои, например, это латники. Эти ребята выглядят солидно, внушительно и идеально отражают дух Империи Грифона. Их броня, осанка, манера атаки — всё на высшем уровне.

Академия волшебства (маги).
Академия волшебства (маги).

Отдельного восхищения заслуживает экран городов. И тут я без преувеличений скажу — это лучшее, что было в серии. Каждая фракция имеет свой облик, свою архитектуру, атмосферу, музыку и настроение. Камера неспешно пролетает над улицами, башнями, магическими куполами и мрачными цитаделями. Это не просто менюшка — это настоящее окно в душу каждой расы. Да, кто-то может покритиковать логику расположения построек — мол, нереалистично, где-то башни висят в воздухе, а где-то казармы на крыше. Но ведь это фэнтези, это сказка, и главное здесь — чувство волшебства и погружения. Я, например, проводил часы, просто заходя в каждый город и разглядывая детали. Город магов со своими сверкающими кристаллами, темные башни некромантов, величественные стены людей, живописные деревья лесных эльфов… Каждый город — это отдельное произведение искусства.

Орден порядка (люди).
Орден порядка (люди).

Вся эта визуальная магия не была бы столь сильной без музыки. Композиторы Пол Ромеро и Роб Кинг снова сотворили чудо. Саундтрек в Heroes V — это не просто фон, это нечто, что заставляет сердце замирать. Музыка идеально подчёркивает всё: боевые сцены звучат мощно и эпично, каждая фракция имеет свою музыкальную тему, свою мелодию, свой ритм. Города звучат по-своему: тёплая гармония у эльфов, зловещие ноты у некромантов, магические переливы у волшебников. Во время путешествий по карте музыка меняется в зависимости от ландшафта — то звучит нежная пастораль, то напряжённая тревожная тема, как бы намекая: «Осторожно, впереди враг!». Отдельно хочу выделить заглавную тему и музыку главного меню — они запоминаются мгновенно и остаются с вами на всю жизнь. Это настоящая музыкальная визитка игры, которую можно слушать вне игры просто ради удовольствия.

Мне всегда нравились игровые арты, которые появляются при запуске игры.
Мне всегда нравились игровые арты, которые появляются при запуске игры.

Не забудем и про звуковой дизайн. Здесь всё также на высоте: крики юнитов во время сражений, звуки подбора ресурсов, торжественный фанфар начала новой недели, загадочные шорохи в подземельях. Всё это создает уникальную, живую атмосферу. Мир Асхана не просто красивый — он звучит, он дышит, он по-настоящему живой.

Кому-то будет сейчас худо.
Кому-то будет сейчас худо.

Понятно, что у каждого игрока свои вкусы. Кто-то скажет, что третья часть — вершина серии, и отчасти я соглашусь. Она легендарна, безусловно. Но в своих обзорах я всегда стараюсь оценивать каждую игру отдельно, смотреть на неё не через призму ностальгии, а с точки зрения того, что она даёт сама по себе. И Heroes V даёт очень многое. Это игра с душой, с характером, с атмосферой. Моя оценка — неизменно 10 из 10. Или, как я люблю говорить, просто: Изумительно.

Всегда любил эту броню.
Всегда любил эту броню.

За этой игрой я провёл около «50 тысяч часов»… Да, звучит невероятно, но это так. И я готов провести ещё столько же. А ведь есть ещё и мультиплеер, где игроки продолжают сражаться, соревноваться, тренироваться. Онлайн-сообщество в СНГ не просто живо — оно растёт. Кто-то скажет, что это перебор, но даже что-то похожее на киберспорт уже возникло вокруг «Героев». И если сюжет в одиночной кампании воспринимать как обучение, то после — добро пожаловать в настоящие онлайн-забеги, где каждая ошибка может стоить победы.

Heroes of Might and Magic V — это, без сомнения, одна из лучших стратегий не только в своей серии, но и вообще. Лучшая ли она среди всех частей? Сложно сказать, но то, что она достойна места на пьедестале — это факт. Учитывая, какие были следующие номерные части, пятая по праву считается одной из вершин. Так что помните, друзья: Эльрат направляет нас, и всё только начинается.

Бестии крайне хороши.
Бестии крайне хороши.
Красивый арт с фей.
Красивый арт с фей.
Изабель.
Изабель.
Как же она прекрасна, моя вайфу.
Как же она прекрасна, моя вайфу.


1.7K
4.4
1 277 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

До сих пор пятые Герои самые любимые в серии, обожаю эту игру. Время от времени туда возвращаюсь, а музыка постоянно играет в плейлисте. В то время игра на меня вообще фурор произвела, особенно на фоне того, что сделали не абы кто, а любимый Нивал.

Часть скриншотов на немецком, часть на английском, а часть на русском. Эмо мультиязычная версия?

Исправил ошибку, спасибо. Надеюсь, материал вам понравился. Эта игра для меня очень важна.

Да, понравился. Одна из моих любимых игр и я рад, что есть люди, разделяющие мою позицию.

Автору плюс за материал. С удовольствием ознакомился.

Пользуясь случаем, хочу написать пару строк о четвертой части героев.

Heroes IV многие хейтят, но хочу выступить в их защиту. Помню, когда первый раз поиграл в них в далеком детстве (да еще и на новом мониторе), меня очень порадовала насыщенная и яркая картинка, которая после третьей части смотрелась свежо и красочно. А количество разных объектов (артефакты, алтари магии, объекты, улучшающие характеристики, строения с мобами и прочее) в четвертой части было настолько богатым, что после них пятая часть в этом аспекте смотрится бедно.

Да, графика в пятой части конечно лучше, но было что-то в четвертой части такое, чего не хватает в пятой. Взять хотя бы тексты историй, которые игрок мог прочитать при нахождении каждого артефакта или зелья на карте, при посещении каждого строения. Это способствовало большему погружению.

Спорным моментом в четвертой части для меня стала упрощенная модель строительства в городах, откуда исчезло улучшение построек юнитов. Условно, мы теперь строим лужайку единорогов только один раз и все. Улучшить ее как-то и получить на выходе, например, серебряных единорогов у нас не получится.

Также спорной стала система, которая заставляет нас решать, какую из двух построек для юнитов возводить в городе. Например, лужайку единорогов или гнездо грифонов (грифоны в этой части относятся к расе эльфов).

Не могу не выделить музыку. В четвертых героях она шикарная. Многие игроки считают, что она лучшая в серии.

чувак у меня для тебя плохие новости

но кажется что тот ангел — мужик

так что твоя подпись «моя вайфу» под этим мужиком вызывает опасения

Я начал играть в «Героев 4». Если вам интересно, после обзора «Героев 5» я могу рассказать о предыдущей части. У меня есть что рассказать — и хорошее, и плохое.

В игре персонажи ангелов, архангелов и серафимов имеют женственные черты. Даже статуи ангелов выполнены в подчеркнуто женских формах. Игровые модели также напоминают женские фигуры. Можно сделать вывод, что это дамы, учитывая, что в следующих частях игры в мире Асхана все женские ангелы будут выглядеть именно так.

Конечно интересно. С удовольствием ознакомился бы. Уверен, не я один.

Моя любимая часть и одна из любимых игр вообще, но как-то автор уж сильно всё облизал. Сюжет — кринж, Изабель тупая от начала и до конца, озвучка, что в оригинале, что в локализации — кринж.

Но вообще по срав с тройкой у неё только полтора недостатка: игра идёт медленнее — сама скорость не такая высокая, ИИ долго думает; и меньше в игре… всего — фракций, объектов на карте, артефактов, нейтральных существ. В остальном одни достоинства: полоска инициативы, а не система, где каждый юнит ходит раз в раунд, альтернативные апгрейды, да даже система уровня города ограничивает застройку и заставляет развиваться более-менее равномерно, не упарываясь в экономику или армию.

P. S. Что здесь написано?)

Классическое поле битвы должно быть не с квадратными клетками, а с ШЕСТИУГОЛЬНЫМИ гексами как в Тройке

Это игра, где победа зависит не от количества кликов в секунду, а от умения думать наперёд, адаптироваться к ситуации, предугадывать действия противника и планировать.

Когда разбиваешь всю свою армию об пачки мобов с опасностью «легко» и пишешь товарищу что конец. Почему конец? А разбил всю армию еще до него. Бесценно.

По сравнению с Тройкой, эта игра кажется пустой и медленной

Обзор от человека, который искренне любит игру. Но именно эта любовь не помогает тебе увидеть в ней полноту картины. Вопросов нет, игра замечательная. Но лучше ли она… ну пусть будет Tempes Rising? Хуже ли она Doom2016? Получаешь ли ты такие же эмоции, или другие? Тексту лайк, но в нем увидел оду любви к этой игре. Что, наверное, не так уж и плохо.

Не надо про сравнение жанров мне писать в ответы, посыл был в игровом опыте. На сколько он самобытен и интересен.

Читай также