Меха - в подавляющем большинстве случаев жанр о будущем. Будь то «Евангелион» или «Гуррен Лаган», «Гандам» или «Код Гиасс»: само наличие боевых роботов под управлением пилота-человека явно говорит о том, что происходит действие где-то в далёком грядущем. Этот принцип работает и в играх: Mechwarrior, Armored Core, Front Mission… и даже Xenogears хоть и начинается в какой-то деревне, где главный герой дерётся с волками, при этом в стартовой катсцене показано, что это также часть космического будущего.
Но есть одна игра, изменившая идею о будущем с мехами на идею о фэнтези-средневековье с мехами. Это Vanguard Bandits, она же Epica Stella в японской версии и «Крестоносцы» у отечественных локализаторов из начала нулевых.
Это японская пошаговая тактика от студии Human Entertainment, которую кто-то может знать по сериям Clock Tower, Fire Pro Wrestling, Twilight Syndrome или же по тому факту, что из этой студии вырос Гоити Суда (но к Vanguard Bandits он отношения не имеет).
Так вот, мехи в мире Vanguard Bandits чем-то похожи на роботов из «Евангелиона» - управляются они мысленной силой пилота, происхождение их окутано тайной, но как только роботы попали в руки к людям, те смогли научиться их воспроизводить. Так что войны в здешнем мире ведутся пилотами многочисленных мехов, а сами мехи носят название «АТАК». Роботы здесь не стреляют из автоматов и гранатомётов, как их родственники из Front Mission, а дерутся копьями, мечами и используют магию. То есть делают всё то же самое, что делают воины-люди в других тактиках…
Может показаться, что замени тут робота на человека – дак ничего и не изменится. Но нет, факт пилотирования человеком получил геймплейную реализацию в виде механики усталости. Атаки истощают силу пилота, и если эту силу не рассчитать, то можно временно потерять сознание и, тем самым, стать временно беззащитным перед врагом. А это важно, ведь даже во время вражеского хода у нас есть поле для деятельности.
В остальном же, действия роботов мало чем отличаются от действий бойцов в других тактиках в фэнтези-вселенных. Всё происходит пошагово, сменяется наш ход и ход врага. У бойцов, помимо усталости, есть ещё полоска очков действия, которая тратится на передвижение и удары. То есть пройдя максимально далеко, боец остаётся без очков на удар. А движение и позиционирование бойцов на карте в Vanguard Bandits важны, потому что есть удары в спину. Поэтому задом к врагу не становимся, а если же враг подставился, то это всегда надо использовать: бэкстеб и шанс попадания больший имеет, и врага лишает возможности ответной атаки.
Анимация атак тут в духе Fire Emblem: можно увидеть роботов в действии, при этом каждая доступная атака имеет собственную анимацию. Нюанс только в том, что поначалу у вас всего парочка атак, на которые ещё в первой же миссии насмотреться можно вдоволь. Благо отключается анимация нажатием одной кнопки на геймпаде, даже в опции не надо заходить.
Сами атаки тут бывают обычными или же с эффектами «вырубания». Есть два вида тяжёлых атак: сбивающие роботов с ног или же нокаутирующие, не дающие врагу контратаковать. А ещё важные сюжетные персонажи ближе к финалу способны бить собственными уникальными атаками.
В районе середины игры появятся активные скиллы. Не атакующие, выделенные в отдельную опцию. Большинство скиллов тут просто увеличивают характеристики бойца, но парочка индивидов обладают навыками поддержки: лечат и снижают полоску усталости. Лечение саппортом – единственный вариант лечения. Никаких лечебных предметов нет, как и любых других используемых предметов. Поэтому, напоминаю, к врагу спиной не поворачиваться и вообще лучше быть аккуратным. Смерть перманентна.
Если же спину не прикрыли, то во вражеский ход можно получить с четырёх сторон. Это гарантированная смерть в подавляющем большинстве случаев. Да, есть защитные опции: попытаться уклониться и избежать урона полностью, защититься и срезать часть урона, атаковать в ответ после атаки врага или контратаковать первым, но если контратака не попадёт, то вы получите от врага увеличенный урон (эта опция работает только при атаке в лицо). Однако даже если вы успешно уклонились или защитились три раза, то четвёртая атака измотает пилота, и он будет оглушён, после чего любые защитные опции исчезнут на время оглушения.
Но не боем едины. В Vanguard Bandits есть ещё и активности между миссиями. В основном это сюжетные сцены, но есть и интерактивности, прямо перед началом боя. Сюжетные сцены тут, к слову, не озвучены, но финальная битва озвучку получила. Только она. Поэтому в титрах указано два актёра озвучки: главный герой и главгад.
Интерактивности же тут сводятся к брифингу (где можно увидеть карту будущего сражения и иногда будет показано расположение врагов), общению с напарниками, и несколько раз на пути попадётся магазин, где можно прикупить новое оружие или экипировку.
Экипировки всего два вида: драгоценный камень, усиливающий одну из характеристик, и амулет. Амулеты обычно тоже только усиливают характеристику, но во второй половине игры будут ещё и амулеты, дающие активные навыки (характеристик при этом такой амулет не повышает).
Общение сводится к выбору напарника и прочитыванию одной фразы от этого напарника. Сделать это можно трижды за один перерыв. При этом повышается связь бойцов, которая влияет на боевые характеристики: если робот окружён друзьями, то в окне перед нанесением удара будет показан процент поддержки, влияющий на попадание. Фразочки в общении не особо интересны и сводятся к: «Как же надоел тот чел со своими дурацкими шутками» или «Боже, какой же ты клёвый, Бастион» (Бастион – это имя главного героя). Но общением пренебрегать не стоит – всяко бонус, да и иногда союзник вместо бессмысленной фразы скажет, какие характеристики ему нужно повысить, чтобы открыть новый приём.
Характеристик тут шесть: здоровье, защита, атака, ловкость и проворство (одна влияет на шанс уклонения, а вторая на ваш шанс попадания по врагу), а также некая характеристика WEP, которая вроде влияет на урон, но это не точно, ибо за урон отвечает характеристика POW. Повышаются они нами вручную при получении уровня (даётся три очка на уровень). Опыт набирается с каждым ударом по врагу, но больше всего даёт финальный, убийственный удар, уничтоживший вражеского робота. А ещё на некоторых миссиях встречаются самые сильные враги, что-то в духе босса, за которого даётся максимальное количество опыта – иногда за убийство такого дают сразу два уровня.
Качается, кстати, пилот, а не робот. Робота же можно только сменить на другого, но вариантов таких не очень много. Новые мехи появляются по сюжету, и обычно в них уже есть пилот. Часть персонажей можно пересадить в вашего старого робота и забрать их машину, но мощные сюжетные вояки почти всегда прикованы к своим мехам, так что даже оружие им сменить нельзя.
Чтобы увидеть весь ассортимент мехов, придётся перепройти игру. Ведь в игре три сюжетных ветки с разным набором персонажей. Если точнее – в двух ветках разные персонажи, а в третьей солянка из героев тех двух веток.
По сюжету у нас есть две противоборствующие стороны – империя и королевство. До третьей миссии всё идет одинаково, а потом появляется развилка, которая зависит от уровня главного героя (нужен восьмой, чтобы началась ветка империи). Не смогли вкачаться – значит будет стандартная сюжетная линия за королевство. Бастион, главный герой игры, является наследником королевства и врагом империи, так что тут всё логично. Эта линия делится на хорошую и плохую концовки. Зависит концовка от настроения в отряде, а это, в свою очередь, зависит от общения и от того, умер ли кто-то из союзников. Если удалось пройти без смертей (последняя миссия не в счёт, там смерть не перманента), то выходит хорошая концовка. Бастион наследует королевский трон и убивает злого представителя империи, пробудившего не менее злого робота, который получает силу из человеческих жертв.
Восьмиуровневый Бастион может присоединиться к имперской принцессе и помочь ей в битве с тем же самым злодеем. Враги и союзники меняются местами, но финальный босс тот же. Концовки также две, но зависят они немного от другого. То есть смысл тот же – отношения в отряде, но отношения сугубо романтические. Можно выйти на концовку с имперской принцессой или же с гиперактивной ниндзя в очках.
Ну и третья сюжетная ветвь выходит из ветки королевства и доступна при перепрохождении – нужно обязательно загрузить сохранение с пройденной игрой и начать заново. Тогда в одном из диалогов можно высказать мысль о завоевании континента, и это приведёт к альтернативному пути, где один из наших соратников оказывается чем-то в духе злодея, а в диалоге перед последней миссией несколько шуток из-за цифры 69... Это может и не «собачья» концовка из Silent Hill 2, но настрой тут схожий, не очень серьёзный.
Хотя сюжет любой ветки не особо серьёзен. Сам Бастион – типичный принц, которого ещё малюткой спасли во время атаки злой империи и выращивали в тайне. Но пришло время, он возмужал, окреп, узнал правду о своём происхождении и о том, что его королевского отца убили. В королевской ветке Бастион окружён женским вниманием: за исключением пары дам тут все к нему неравнодушны. Даже в финале девушки ведут словесную перепалку за Бастиона. В имперской ветке и вовсе вариативность завязана на выборе вайфу.
Но такой настрой идёт игре на пользу. Vanguard Bandits довольно легка, в сравнении с другими пошаговыми тактиками. Пройти на хорошую концовку королевства не составит труда: достаточно качать здоровье и силу, периодически качать попадание по врагу и не подставлять спину (разве что финальный босс доставляет неприятности). Миссии не душат – проходятся в среднем минут за 10-15, на небольших аренах. Выйти на имперскую ветвь сложнее, но тоже можно, в особенности после опыта прохождения за королевство, с пониманием какие приёмы сильны, а на какие лучше не тратить очки действия.
И в этом своеобразная двойственности игры. Любителей жанра, которые игру пропустили в своё время, она не удивит. Новичка очень вряд ли заинтересует тактика с PlayStation 1 1998 года выпуска – куда проще вкатиться в жанр через Into the Breach. Делает ли перенос мехов в фэнтези-вселенную игру уникальной? Увы, нет. Хотя у меня основные надежды были связанны именно с сеттингом игры. Но тут фэнтези-мехи служат фоном для истории о спрятанном от злой империи принце, его друзьях, его гареме и его мести. Тех же, кого игра сможет затянуть, она ещё и порадует реиграбельностью, но как раз при перепрохождении простая боевая система уже покажется минусом, потому что на сороковой или пятидесятой миссии бить врага в спину или же долбить сложного вражеского меха единственной имбовой дальней атакой наскучивает, а вариативности геймплея не завезли. Но для разового прохождения Vanguard Bandits вполне достойна.
Лучшие комментарии
Очень удивился от тематики вчерашнего ретрореквеста, кстати...
Спасибо за статью, из Геймплея увидел налет ФМ, а сюжет дает намеки в духе Лангриссер/Варсонг 2 мб что-то еще, но надо бы попробовать мб на эмуле на андроиде будет играться лучше чем ксеногиры.
Я до того как начал читать подумал что meh — это в смысле так себе, то есть фентезийные так себе игры. Меха же как жанр вроде как mecha Пишется.
Я пытался в игру слов просто D: