2024 год, кажется, пролетел вдвое быстрее, чем каждый из предыдущих, по крайней мере, по моим ощущениям. В том числе и потому, что, в отличие от 2023 и 2022 в нем не было настолько ожидаемых мной игр, что до их релиза время бы тянулось мучительно долго. И по той же причине я в основном закрывал бэклог и наверстывал знаковые проекты прошлых лет. Однако, и до некоторых новинок я добраться успел, из которых и составлю краткий топ. Поехали)
5 место. Warhammer 40.000 — Space Marine 2
Я не являюсь ни ярым фанатом, ни знатоком вселенной WH40K, но даже беглого взгляда на неё мне хватает, чтобы понять — она заслуживает куда большей медийности, чем у нее есть сейчас. Нормальных экранизаций на горизонте так пока и не виднеется, зато в последние годы игровые проекты по франшизе стали выходить заметно чаще — начиная от кооперативной Darktide и заканчивая недавней Rogue Trader. Ни один из них, правда, не внес такой вклад в расширение фанатской базы, как Space Marine 2. Игра примечательна не только своей вселенной, но и жанром — обилием качественных шутеров от третьего лица индустрия нас уже давно не радует. SM2, правда, к чистокровным представителям жанра и не отнести — это скорее экшен, в котором ближнему бою уделено даже больше внимания, чем стрельбе. Это заметно и в качестве механик — орудовать цепным мечом и, особенно, молотом в игре куда приятнее, чем палить из почти одинаковых пушек со средним импактом.Не помогают игре и довольно типичный пул противников, среди которых интересных почти нет, и во многом устаревший геймдизайн в целом. И быть бы игре просто еще одним середнячковым TPS (как и ее предшественнице в 2011 году), если бы не две особенности. Первая — конечно же, вселенная. Если вас, как и меня, от фразы «В мрачной тьме далёкого будущего есть лишь война» пробивает на мурашки — добро пожаловать, эстетика тотального мрачняка и гигантизма, в котором такие же мрачные и гигантские мужики тысячами крошат врагов Империума, в игре воссоздана идеально. Вторая же особенность — система «Рой». В кои-то веки (четырехсотые, да) орда противников на горизонте — не декорация, откуда на вас прыгает 3-5 неприятелей за раз, а настоящая масса опасных тварей, которую лучше начать прорежать сильно заранее, чтобы потом не утонуть в живой массе. Так вот и выходит, что о всех проблемах игры довольно легко забыть, когда на фоне эпических размеров футуристического замка врубаешься в толпу тиранидов и знаешь, что тебя от этого геймплея не будут отвлекать ни открытый мир, ни прокачка, ни прочие ненужные элементы, которых тут просто нет. Этим и ценна Space Marine 2 в 2024 году.
4 место. Stellar Blade
Stellar Blade — хрестоматийный пример игры, вышедшей ровно в нужное время. Под этим я подразумеваю не только традиционно бедный на релизы апрель, но и в целом времена, когда красивых героинь в играх стало просто критически не хватать. И вот в этот временной промежуток с двух ног влетели корейцы с игрой, где протагонистка, кажется, специально создана в пику всем современным веяниям игровой индустрии. Но это всё мы и так видели по трейлерам, а на одной только внешности далеко не уедешь. А вот что меня действительно удивило после запуска демо-версии, так это то, что под всей этой мишурой скрывается на удивление качественный слэшер, превосходно объединяющий механики из Devil May Cry,Bayonetta и серии Souls. Орудовать мечом в игре настолько приятно, что забываешь и про спорный дизайн локаций, и про отвратительные сайдквесты, и про классический аниме-сюжет с предсказуемыми твистами. А ведь тут есть еще и вспомогательная система стрельбы, которая реализована, на мой взгляд, куда лучше, чем в Space Marine 2, особенно, в плане импакта, и пафосная азиатская постановка катсцен. Для места в моём топ-3 сочетания из миловидной героини и шикарной боевки очевидно не хватает, но не могу не отметить, что Stellar Blade — весьма редкий и приятный подарок для любого фаната классических слэшеров.
3 место. World of Goo 2.
Вот уж какой игры я никак не мог ждать в этом списке год назад — так это World of Goo 2. Хотя бы потому, что оригинал вышел 16 лет назад и был вполне самодостаточной игрой. Игрой, в которой круто реализованная основная механика, милейшая рисовка и гениальный саундтрек давали такое грандиозное сочетание, что даже 16 лет спустя его достаточно, чтобы сходу влететь в список моих лучших игр года. Само собой, разработчики не преминули добавить в WoG 2 ворох новых механик, еще несколько запоминающихся музыкальных композиций и очередной виток безумного, но дико лампового сюжета. И за этот штучный товар им огромное спасибо.
2 место. Astro Bot
Платформеры — моя пламенная любовь с самого детства, когда я на PS1 наиграл в трилогию Crash Bandicoot столько часов, что даже страшно вспомнить. Тем и обиднее, что за пределами Nintendo Switch хороших представителей жанра днём с огнем не сыскать. Да, есть продолжение того самого Крэша в виде шикарной четвертой части, но это крайне редкое исключение. Надежда появилась еще в 2018 году, когда под крылом Sony вышла лучшая игра для их шлема PSVR — AstroBot: Rescue Mission, в которой не только были гениально реализованы особенности виртуальной реальности, но и которая представляла собой отличный платформер сама по себе. Вышедшая два года спустя технодемка для PlayStation 5 лишний раз подтвердила мастерство разработчиков. И вот в 2024 году, уже заряженные солидным бюджетом, Team Asobi выпустили свой магнум-опус — AstroBot. Игру, которая прекрасно развивает основную особенность предыдущих итераций серии — максимальное разнообразие игрового процесса. Влетая в КАЖДУЮ новую локацию, можно быть уверенным, что найдешь в ней не только новые декорации, но и новые механики, противников, гору секретов и еще бОльшую гору запоминающихся геймплейных моментов. И локаций этих в игре многие десятки. Добавим сюда классную физику, с которой нам постоянно дают поиграться, приятную картинку и идеальную производительность — и станет понятно, чем AstroBot купила у меня второе место в топе. Почему же не первое, при всей моей любви к жанру? На самом деле, у меня в голове игра боролась за лидерство до последнего. Решающим фактором стала, внезапно, одна из ее основных особенностей — привязка стилистики к экосистеме PlayStation. Все эти мелкие и не очень фишки вроде корабля в в виде PS5 или горы гостевых персонажей не только умиляют, но и начисто лишают AstroBot собственного лица, вселенной и четко видимого направления развития. Будучи почти идеальным платформером — большим, дорогим и разнообразным — игра в душе так и осталась технодемкой и интерактивной энциклопедией игрового направления Sony. И это грустно, потому что такая игра заслуживает много большего.
1 место. Call of Duty: Black Ops 6.
Скажи мне кто год назад, что очередная часть бесконечного конвейера «шутерков на вечерок» станет моей игрой-2024 — я бы смеялся минут 10 без остановки. Да, были времена, когда Call of Duty сотрясала индустрию не только продажами, но и качеством, но годы те ушли уже очень давно. Даже Cold War, которая будучи первой с 2012 года пройденной мною частью серии в 2020 году не то чтобы сильно изменила эту парадигму, хоть и выделялась на фоне остальных. От того еще более неожиданно было увидеть весьма лестные отзывы о новой Black Ops 6, которую хвалили именно за сюжетную кампанию, ради которой я и покупал когда-то лучшие части CoD. И знаете, что? Отзывы эти даже преуменьшали картину. Дело тут даже не в доведенной до идеала базовой шутерной механике, благодаря которой стрелять не надоедает даже после рекордной по продолжительности кампании и не в традиционно превосходной постановке, а в том, что разработчики будто поставили себе целью развенчать все основные мифы о серии. Был рельсовый калейдоскоп событий- теперь вот вам локация-хаб, которую даже можно поисследовать на предмет секретов, диалоговая система и межмиссионная прокачка. Были персонажи-функции — теперь тут весьма занятная подборка неплохо прописанных товарищей с великолепной лицевой и телесной анимацией. Был стандартный клюквенный сюжет — вот вам такой же, но поинтереснее и с твистами не только в духе «а вот тут мы вот этого персонажа внезапно убьем». И главное — вместо стандартных для Call of Duty миссий, все разнообразие которых заключалось в том, что автомат в руках иногда менялся на снайперскую винтовку или руль автомобиля, у нас теперь совершенно безумный коктейль из максимально нетипичных для серии вещей. Стандартный для CoD рельсовый тир уже через 10 минут сменяется внезапно качественным стелс — сегментом с разными путями прохождения, потом еще более нелинейным эпизодом в духе иммерсив-симов, после чего дает передохнуть еще одним адреналиновым рельсовым забегом. И это только начало -дальше ждет и миссия с небольшим открытым миром (где можно напролом рвануть к цели, а можно развлечься зачисткой небольших баз, бабахая по ним авиаударами и мортирами) и миссия в казино в стиле «11 друзей Оушена» с тасованием персонажей с разными функциями в операции и даже триллер-сегмент в духе Resident Evil или Prey (2017). Местами игра настолько непохожа на Call of Duty, насколько это в принципе возможно. Это и выделяет ее еще больше — когда в серии шутеров, давно увязшей в самоповторах и растерявшей всё былое величие, внезапно выходит превосходный шпионский боевик с лучшей в жанре стрельбой, где каждые 40-60 минут сменяются одинаково хорошо реализованные поджанры и механики- это очень дорогого стоит и заслуживает внимания. И пусть даже отчасти причиной лидерства в топе стала бедность 2024 года на действительно крутые игры, в любой другой год я бы точно так же рекомендовал сюжетную кампанию Black Ops 6 всем неравнодушным к жанру шутеров в любом его проявлении.
А всем геймерам я желаю в новом году огромного потока шедевральных игр, здоровья и времени, чтобы все их пройти и душевного тепла от друзей и близких, которые, несомненно, будут всецело поддерживать ваше хобби.
Лучшие комментарии
World of Goo 2 нет на телефонах, жаль. Первую часть на андроиде прошел, во вторую бы тоже с удовольствием поиграл.
Мне кажется плохих каловдутий не бывает, это миф.
Сейчас прохожу все подряд, и пока ОТ ВСЕХ пройденных только положительные или очень положительные впечатления.
Сейчас прохожу Ghost, то есть 9я положительная игра подряд. Ожидания были низкие, но игра сходу дает мощные сцены (в космосе), плюс необычные уровни (подрыв дамбы и нвводнение. Я пока тут), плюс сеттинг интересный, постапок почти.
До этого проходил только 1, 2, 4 и IW (9/10). BO1 дропал на первом уровне. MW2 где-то на середине. Сейчас же обе хорошо зашли.
Астробот Супер Марио 64 в подметки не годится. Первые места — тьфу...