Всем привет! Сегодня, как вы поняли, мы поговорим о такой небезызвестной новелле от tone work’s, как Gin’iro, Haruka, и в частности о том, почему же она на мой взгляд заслуживает быть каким-никаким ориентиром для такого разностороннего, обширного и временами плоского условного жанра визуальных новелл. Наливайте себе горячий чай и устраивайтесь поудобнее, а я, пожалуй, начну!
Моэге — не моэге
Прежде чем приступать к разбору новеллы, для начала стоит обозначить границы, в рамках которых мы будем её рассматривать. И нет более размытого, более субъективного и более условного жанра, чем это самое моэге! От Evenicle до SubaHibi; От Steins; Gate до SakuToki; От Tsui no Stella и AkaGoei до… тысяч и тысяч нукиге? В общем, думаю, вы поняли мысль, перечислять их можно ещё долго.
Потому необходимо составить хоть какие-то критерии для того, чтобы откинуть явно несопоставимые друг с другом игры, а именно:
- Чистое «моэ», исключающее лишние вкрапления в виде внезапной глубокой драмы, ступающей уже на территорию совсем другого жанра.
- Больший акцент на персонажах, чем на истории и строении мира.
- Развитие этих самых персонажей лишь в рамках их собственных архетипов.
- И наконец общая ванильная атмосфера, временами как удобно подчёркивающая происходящее, так и удушающая до полного выгорания.
Одним словом, речь идёт о спокойных, расслабляющих новеллах, сконцентрированных на рутах героинь, в разной степени связанных между собой, одной из которых и является наш сегодняшний объект обсуждения.
Gin’iro, Haruka: Удивительно скучные руты с предсказуемо интересными героинями
Если бы у жанра повседневности, скрещенной с чистой романтикой, было бы воплощение, то это произведение являлось бы одним из главных его частей. Сеттинг, структура, фон, поведение персонажей и мира — всё это одновременно увлекает своей приземлённостью и нещадно давит своим серьёзным подходом, из-за чего знакомиться с ней весьма приятно, но играть в неё становится невероятно трудно. Эта новелла — испытание усидчивости, награждающее читателя приятными впечатлениями от общей картины рута, но для достижения этого буквально волочащее его через не в меру широко проработанную историю, полную на первый взгляд совсем не обязательных мелких деталей.
Возьмём для примера два подобных по духу произведения — Umi to Yuki no Cyan Blue от CUBE и Amakano от Azarashi Soft.
Umi to Yuki — по-своему замечательное произведение, которое запало мне в душу по тем же причинам, что и многие другие романтические произведения. Приятные героини, романтика, лёгкая драма и хороший визуал создают довольно-таки манящую атмосферу, в которую так и хочется окунуться с головой, да только её продолжительность не позволяет насладиться ей в достаточной мере, как и не позволяет сценаристу в красках раскрыть хорошо начатые ею темы, оставляя их такими же неглубокими, как сюжеты большинства подобных моэге, почти полностью фокусируясь заместо этого на любви (хоть я и ознакомился на данный момент только с рутом Мацуки-сан).
Амакано, с другой стороны… Как бы вам её описать… Если вам вдруг остро не хватает моментального заряда позитива и милоты, то вы можете спокойно включить игру, выбрать любую сцену любой героини и дочитать её до конца. Это однообразное и определённо нишевое чудо очень богато на эмоции, но игра абсолютно пуста в духовном плане, так как здесь нет истории как таковой, а лишь сплошная романтика, плавно распределённая по всей игре. Что уж говорить о её фан-диске в виде Amakano+, показывающей дальнейшую жизнь для каждой из героинь, но оставим это до полного разбора всей этой замечательной серии.
И где же находится GinHaru на этой условной линии от «стандартного моэге» до «просто любовной истории»? Правильный ответ — везде! Эта игра представляет романтику во всей её красе, доводя каждый рут до своего логичного «конца», начиная путь со средней школы и заканчивая семейной жизнью. Дальше мы немного пройдёмся по героиням сего произведения, а потом доберёмся до остальных, не менее приятных сторон.
Юдзуки: Сводная сестра на выданье
А начнем мы, пожалуй, с самого непопулярного персонажа из пятёрки доступных, чей рут понравился, по всей видимости, только ярым фанатам OreImo, но не суть. К слову, что я забыл уточнить до этого, так это то, что игра делится ровно на три главных временных отрезка — средняя школа, старшая школа и всё, что идёт после неё, — и структурно большинство рутов идут по одной и той же общей схеме. Итак, чем же он так не зашёл читателям? Несомненно большую роль в подобной неприязни сыграла общая постановка её рута, обрубающая на корню интерес к тщательно выстроенной любовной линии.
Средняя школа в целом была хороша. С самого начала нам разъяснили их положение и нынешние, достаточно напряжённые отношения. Юдзуки, рано потерявшая родного отца, была замкнутой девочкой, не особо желавшей знакомиться с новоприобретённым старшим братом в лице главного героя Юкито. Однако, спустя некоторое время, проведённое вместе в бесчисленных поездках на обратном пути со школы, она потеплела к нему, став проводить с ним всё больше времени. Начинается же её рут с момента, как они, сводные брат и сестра, старались найти общие точки соприкосновения, при которых могли бы походить на настоящих брата и сестру. И пока они всё больше пытались загонять себя в эти рамки, Юкито и Юдзуки невольно начали понемногу влюбляться друг в друга, до самого конца не желая признавать внезапно возникшие и воспылавшие чувства. Ближе к концу этой арки новелла делает акцент на теме, которую весьма неудобно обсуждать, поднимая вопрос о правильности принимаемого пути, и закрывается она окончательным признанием.
Старшая школа продолжает раскрывать начатую тему и одновременно полноценно представляет хобби героини — выпечку, что позже перерастёт в настоящую мечту. Подана эта арка неплохо, но с первой темой она неминуемо сливается, напрасно накидывая напряжение на сохранение их тайных отношений, а вторую тему она излишне драматизирует, выдвигая кондитерские умения её почившего отца на первый план, из-за чего внятно поставленная мотивация заканчивается самым предсказуемым образом из возможных. Тем не менее, следить за её кулинарным клубом лично мне было достаточно интересно, как и наблюдать за её малозначимыми для рута, но важными для неё самой успехами, одним из которых являлось получение согласия её матери на полноценное воплощение её давней мечты.
Оставшаяся часть рута… Просто лаконично закрывает её мечту, показывая в эпилоге открытие их собственной совместной кондитерской. В целом, оставленные положительные впечатления после прохождения рута Юдзуки явно перевешивают негативные. Конечно, роман был подан весьма неуклюже, но невероятно плавное развитие её таланта меня зацепило, как и послание её отца, пусть я и проскипал середину последней арки. В остальном — это всё ещё самый размеренный, репетитивный и откровенно бедный на эмоциональные события рут, умиляющий лишь своей героиней, и я много раз успел пожалеть, что не выбрал его в качестве первого.
Момидзи: Актриса по соседству
Рут Момидзи — это самый противоречивый рут из пяти имеющихся.
В отличие от предыдущего рута, история Момидзи наскучивает по совершенно другой причине. Здесь определённо есть свои хорошо поставленные сцены, характеризующие героиню на примерно том же уровне, что и рут Мидзухи, сильные и трогательные моменты и типичные, но всё ещё работающие как положено моэге тропы. Однако при всём при этом автор будто бы не заинтересован в том, чтобы развлечь или заинтриговать читателя с помощью постоянно меняющейся динамики в их отношениях, прямо показывающих их взросление, а лишь концентрируется на самой идее поддержки друг друга на протяжении 10 лет, что охватывает каждая из историй. Из-за этого также возникает как сама по себе образующаяся ответственность, так и определённая, еле ощутимая дистанция между ними, которую вполне можно принять за неприкосновенную часть личного пространства двух любовников, а позже и супругов. По этой причине рут кажется слишком однообразным и местами недостаточно выразительным.
Делу также не помогает мечта нашей героини. Актёрство и сценарное мастерство Момидзи получают своё главное развитие на протяжении средней и старшей школы и постепенно интегрируются во взрослую жизнь уже в последней арке, показывая какую-никакую стабильность выбранного пути, что на самом деле если и помогает поднять какую-то конфликтную тему, то по итогу неумолимо занижает её значимость. Благо в её руте есть кому разбавить столь густую атмосферу — Акане, как и доктор Акуцу в руте Хинаты, становится настоящим медиатором в их отношениях. Очередной второстепенный персонаж, выступающий в качестве двигателя сюжета!
Однако красоту рута Момидзи несомненно можно найти во всём, что я описал выше. Эта невидимая и почти неощутимая стена между ними заметно выделяет их отношения от других, склоняя чашу весов в сторону повседневной жизни любящей пары в лице в какой-то степени легкомысленной, но страстной Момидзи и борющегося со своими сомнениями Юкито. К тому же, отсутствие излишних по сравнению с другими героинями «сладких» моментов позволило обратить внимание на серьёзное развитие образа Момидзи, превратившейся из жадно ищущей внимания и неуверенной в себе девочки в независимую и обожающую свою работу актрису, и главного героя, перенявшего многое от своей второй половинки.
Если брать во внимание арки по отдельности, то они умело находят золотую середину: средняя школа является стандартной любовной историей, показывающей их первый опыт в раскрытии подобных чувств; старшая школа — лучшая часть всего рута — вновь и вновь демонстрирует взлёты и падения как в их всё ещё неустойчивых отношениях, так и в драмкружке Момидзи; взрослая жизнь, в свою очередь, третий раз проносит читателей через дебри сомнений, перенося героев в Токио и обратно, и ставит окончательную точку неожиданной для героини свадьбой прямо на сцене.
Хината: Весенняя пташка
Ох, Хината… Прообраз впечатляющей своим выразительным характером и эмпатией Шики, вышедший из-под пера Kai, я узнаю везде. Энергичная, своевольная, добрая и излишне громкая Хината заинтересовала меня с первого появления, но добрался я до неё не сразу, в основном потому, что специально откладывал чтение её рута до начала рута Мидзухи. Предупрежу сразу — я скорее всего буду необъективен, так что если вам неинтересно читать мой поток хвалебных речей про такую довольно заурядную героиню, то прошу перейти к следующей.
Начну описывать этот рут с невероятного факта — он не имеет значимых минусов. Здесь попросту не за что зацепиться и в целом нечего ругать. Главная героиня всегда придерживается заданных рамок, каждый раз умиляя и удивляя своей харизмой и безудержной энергией, что, конечно, может время от времени раздражать, но в конечном итоге оставляет только приятные впечатления. Её мечты и увлечения очень хорошо резонируют с её свободолюбивым характером и имеют под собой простое, но веское обоснование, которому действительно хочется сопереживать. И наконец её путь, полный значимых воспоминаний с Юкито, Хару, доктором Акуцу и прочими персонажами новеллы, не оставляет после себя какого-то скверного послевкусия. Идеальная структура сюжета вкупе с таким же идеальным персонажем не оставляют места и для привычного ворчания о затянутости рута, пусть она здесь ощущается даже сильнее, чем в остальных.
Однако главной особенностью её рута, повлиявшей на мою окончательную оценку, стала уникальная трёхактная динамика между Хинатой и Юкито. В средней школе Хината полностью контролировала их отношения, ведя за собой главного героя, и первой призналась ему в любви, опередив и слегка ошарашив Юкито. В старшей школе они уже стояли бок о бок, помогая друг другу дальше преследовать собственные мечты. После выпуска уже Юкито, унаследовавший ветеринарную клинику Акуцу, вёл Хинату за собой, впоследствии приняв её предложение закрыть магазин и добавить её успешный бренд в новую клинику и замкнув круг предложением выйти за него замуж.
Сильная и по-настоящему удивительная героиня, буквально взрастившая нашего протагониста и с улыбкой наблюдавшая за тем, как он постепенно находит свой путь, никогда не отдаляясь и не упуская её из виду. Кто же мог знать, что прежде прикованная к больничной койке Хината, нашедшая в небольшом окружении причины бороться и жить дальше, встретит такого замечательного парня в лице Юкито, готового возложить на себя ответственность за осуществление каждой её мечты?
Бетли: Аврора на разных концах Земли
Бетли — иностранка, прилетевшая из Канады вместе с отцом, желающим приободрить свою дочь после смерти её матери. Один только этот факт становится не только достаточно интересным условием для раскрытия их любовной истории, но и моментально ставит Юкито во главе их отношений, позволяя героине всецело опираться на него как в формальном и более глубоком изучении японского, так и в более фундаментальных или личных вопросах в будущем.
Также нельзя не отметить несомненную красоту её рута — всё, начиная от CG-сцен и заканчивая центральными событиями каждой из арок, выглядит завораживающе красиво и романтично, а перекликающаяся с рутом Мидзухи тема зимы ощущается по-особенному свежо. И многие элементы, соответствующие этому времени года, вплетены здесь с какой-то особой тщательностью, передавая свою, уникальную мысль через слова, действия и эмоции, будь то снеговики, полярное сияние, снежная инсталляция для фестиваля или снежинка на университетском поле.
Тем не менее, главной особенностью рута Бетли является именно её статус в качестве «ученицы по обмену», поднимающий такие достаточно проблематичные для героев темы, как отношения на расстоянии и хоть и временное, но неизбежное прощание в первых двух арках, и их обустройство в Японии после окончания университета в последней, которую удобно разделили на две части. Там же в подробностях расписывается процесс получения гражданства Бетли, которое многие записали в неоспоримый плюс новеллы, с чем я определённо не могу не согласиться.
История Бетли… вдохновляет. Она берёт рут Момидзи и добавляет в него то, чего ему не хватало изначально, тщательно всё перемешав и приправив собственной атмосферой. Вследствие этого каждый значимый момент в развитии их отношений чувствуется непередаваемо тёплым и запоминающимся. Также интерес к происходящему прибавляет смена обстановки с поднадоевшего к этому моменту Хороро на Торонто во время суб-арки университета, но, к сожалению, привносящего в сюжет мало нового. Именно поэтому, как мне кажется, начинать чтение новеллы с рута Бетли будет, скажем так, кощунственно. Даже зная последующее развитие событий, читать его по-прежнему интересно, в основном за счёт более личного ознакомления как с ней самой, так и с моментами, позволяющими Бетли продолжать преодолевать многочисленные препятствия, и я всё же предлагаю тем, кто собирается добить все руты, оставить её если не перед рутом Мидзухи, то хотя бы пройти на второй заход.
Мидзуха: По Линии Богини, на крыльях любви
Что ж, вот мы и подошли к, без сомнений, лучшему руту игры, превосходящему остальные во всём. И знаете, если бы вы сказали мне до моего ознакомления с GinHaru, что рут подруги детства будет на пару голов выше других, то я бы счёл вас за сумасшедшего.
Пожалуй, начнём со слона в комнате. Если углубиться в сравнения, то с первых минут станет понятно, какому сценаристу выделили больше всего времени и бюджета. Историю Мидзухи, как обычно простирающуюся со средней школы до взрослой жизни, по праву можно назвать визуальной новеллой в визуальной новелле — 20+ часов чистого чтения с частичным прослушиванием монологов и диалогов не дадут соврать. Прибавьте ко всему этому отличное сценарное исполнение по типу постоянного переключения с точки зрения Мидзухи на Юкито и обратно, второстепенного персонажа, выступающего в качестве соперницы, и т. д., и вы получите настоящую жемчужину романтических визуальных новелл.
Однако подобная растянутость также является её значимым и единственным недостатком. Средняя и старшая школа, при условии, что вы не взялись за него в первую очередь, представляют сегменты Мидзухи из других рутов в полной мере, из-за чего он ощущается до невозможности затянутым за счёт до боли знакомых и пересказанных не раз событий, не говоря уже про бесконечные ностальгические перебивки, явно занимающие как минимум половину двух вышеупомянутых арок.
Любовная линия Юкито и Мидзухи выстроена великолепно. Здесь есть всё, что можно найти у остальных четырёх героинь: нежная привязанность, обоюдная поддержка, интимная близость и непоколебимая стабильность. Каждая встреченная на их пути и значимая для Мидзухи проблема действительно превращается в настоящее испытание, только больше сближающее их, как например разрыв сухожилия и дальнейшая операция или освоение всё более сложных и оригинальных пируэтов, способных затмить нынешнюю королеву и абсолютного чемпиона фигурного катания в лице Алисы, что неплохо повышают градус серьёзности происходящего. Эти ни разу не удивляющие, но заставляющие всё больше переживать за успех героини события, однако, ничуть не умаляют важность остальной части новеллы, полностью посвященной им двоим, а наоборот, лишь усиливают восприятие последующих отрезков их совместной жизни.
Не хватит слов, чтобы описать всю красоту этого рута. Если любая мелочь, сказанная или показанная вскользь, имеет пусть разнящееся, но хоть какое-то значение, то насколько же сильное впечатление могут оставить самые значимые его моменты? История, начавшаяся далеко в детстве и завершившаяся спустя примерно 20+ лет с их первого знакомства, погружает читателя с головой, завлекая приятной и ненавязчивой музыкой, отличным повествованием и реалистичными фоновыми иллюстрациями. Далекая от настоящего накиге приключения, эта приземлённая и восхищающая история тем не менее умудряется вызвать весь спектр исключительно позитивных эмоций и награждает схожим катарсисом под самый конец, невольно вызывая слёзы при достижении и просмотре эндинга. Браво.
Снежная столица Хоккайдо
Не секрет, что прообразом Хороро стал знаменитый город Саппоро. Так как новелла тесно сплетает происходящие в Хороро события с ценными воспоминаниями героинь, стоит ненадолго остановится и взглянуть на них. На игровых задниках можно увидеть как популярные туристические и не только места, так и местные достопримечательности. В частности:
Остальные интересные места, ставшие прообразом для GinHaru и других новелл вы можете посмотреть здесь.
Кроме того, реализма происходящему добавляют также достоверно представленные мероприятия и тематические события. Например, Рождественский рынок в парке Одори в руте Юдзуки:
У Момидзи… Возможно, Театр культуры и искусств Саппоро.
Осенний фестиваль в парке Одори в руте Хинаты, проходящий каждый год с 6 по 29 сентября:
Знаменитый Снежный фестиваль Саппоро в руте Бетли с многочисленными снежными инсталляциями:
И наконец рут Мидзухи с её фигурным катанием. Ледовая арена в парке Макоманай, ставший местом проведения XI Зимних Олимпийских Игр, как я предполагаю, является прототипом для катка, на котором тренировалась Мидзуха, и местом проведения соревнования по фигурному катанию во время очередных Зимних Олимпийских Игр в новелле.
И под конец стоит упомянуть невероятно красивую Белую иллюминацию Саппоро, сохраняющую праздничную атмосферу во всём городе.
Gin’iro, Haruka: Предсказуемо скучные руты с удивительно интересными героинями
GinHaru — сложное произведение. Сложное, естественно, в плане чтения, описания и рекомендации. Нельзя просто сказать, что оно нишевое или узконаправленное — в конце концов, подобная романтика пользуется популярностью, а её продолжительность никак не мешает повествовательной части. Так почему же её тогда настолько трудно рекомендовать? Скорее всего, дело в том, что даже зная цепочку разворачивающихся в дальнейшем событий, читатель в конечном итоге так или иначе получит не совсем то, что ожидал изначально. И всё потому, что GinHaru — своеобразна, если мы не берём в расчёт прошлые работы tone work’s. При всей её длине, сравнимой с марафонской дистанцией, она ведёт себя как классическое моэге, не собираясь ни разбавлять историю дешёвой драмой, как это часто делают дейт-симы и им подобные, ни манипулировать читателем с помощью наводящих вопросов, сидящих у того прямо под носом, интригующих деталей или откровенно глупых недосказанностей, а на таком, как вы понимаете, далеко не уедешь. Час, два, пять, десять, двадцать — и вот уже слащавая романтика начинает утомлять, а неторопливое развитие вызывает очередной приступ зевоты, и чудодейственного лекарства, возвращающего мотивацию дойти до конца, увы, нет. В таком случае помогает только перерыв, позволяющий обдумать произошедшее и составить в голове цепочку прочитанного ранее, возвращающего интерес к брошенной новелле. Идеальный и наиболее популярный пример подобного моэге — работы Pulltop. Что IMHHW, что MiaZora до жути скучнейшие повседневки среди всех прочитанных мною визуальных новелл, но даже их можно осилить, если не стараться брать их штурмом, а медленно, но верно завершать по руту в месяц, по самым оптимистичным прогнозам.
При всём при этом тягомотным этот процесс тоже не назвать. GinHaru соблюдает оптимальные временные рамки для большинства сцен, условно разделённых сменяющими друг друга днями, месяцами, годами. Сами сцены, как это принято, всегда привносят что-нибудь новое, будь то иной взгляд на устоявшиеся отношения героев или очередной небольшой шаг на пути к мечте. Однако и здесь новелла способна слегка удивить. Если, утрируя, в прочих подобного рода моэге оставшиеся за бортом героини либо исчезали насовсем, либо вели себя как персонажи максимально возможного заднего плана, сливающегося с окружением, то в GinHaru они остаются всё такой же дружной компанией, представленной в общем руте, и всецело взаимодействуют друг с другом, продолжая на протяжении любого рута поддерживать связь, и никаких вопросов касательно их отношений или явных сюжетных дыр здесь не возникает. Были, конечно, весьма заметные несостыковки… Но это вполне можно списать на то, что над новеллой трудилось пять разных сценаристов. Но вот к какому персонажу точно нет никаких претензий, так это к Момоке. Момока-сенсей, как чуть ли не героиня первого плана, натурально вливается в их группу, являясь отличной комедийной отдушиной, разбавляющей самые скучные арки, в чём несомненно большую роль сыграла её сейю, послужной список которой… впечатляет.
Всё это в сумме представляет спокойную, ненавязчивую и незаметно протекающую историю, всецело опирающуюся на ваш интерес к выбранной девушке. Без клиффхэнгеров, без сюжетных поворотов, без какого-либо вашего участия как игрока, не считая редких моментов в руте Мидзухи, конечно, да и эротических сцен. Разработчики в текстовом комментарии описали её как «恋愛トリップ», и именно им GinHaru является.
И я бы ещё долго мог распинаться про мелкие, но интересные детали, как например кленовые листья, бренд Хинаты или преемственность Юдзуки; про небольшие различия в подходе к рассказу историй основного каста; про поверхностное описание Юкито, необходимое для показа полноценного его роста в руте каждой девушки. Однако всё это сводится к одному — качественной проработке произведения от начала и до самого конца. Пожалуй, это и есть мой ответ на вопрос «почему?», заданный во вступлении. Весь текст я твердил об одном факте — GinHaru не предлагает ничего нового, кроме впечатляющей для моэге продолжительности. Он скроен из проверенных временем и успешно продающихся частей, создающих на выходе длинное, красивое полотно, выделяющее его на фоне таких же качественных, но блеклых из-за скупости узоров произведений. Все элементы этой визуальной новеллы — графика, QoL-наполнение, сценарий и в особенности музыка, — исполнены на высшем уровне, уже ставящими его наряду с любимыми многими слайсами, а удлинённое повествование выводит её за рамки подобных адвенчур, предлагая заместо красивой сказки то самое любовное путешествие, дарующее необъяснимый и в каком-то смысле особенный опыт.
Такой вот получилась по итогу удивительная и бесспорно шедевральная Gin’iro, Haruka, а как к ней подходить и относиться пусть каждый решает сам. Я же, осилив её за семь долгих месяцев, остался доволен и с радостью прочитал бы ещё раз, чтобы освежить воспоминания, но в планах дальше стоит чтение следующего и последнего на данный момент произведения tone work’s. А пока желаю вам самим вдоволь насладиться зимней атмосферой этой прекрасной визуальной новеллы!
Лучшие комментарии
Я прочитал, Удаляй