2 октября 2 окт. 16 1621

The Last of Us Part I (2023) Выводы очно и заочно.

+13

Кто-то проходит игры сразу после релиза и максимум через неделю готов вердикт, а кто-то - я.

Да-да, кто не понял, у меня не было PlayStation, соответственно, об The Last of Us я всё это время только наслышан. Причём, наслышан с отрицательным знаком, потому что концовка разделила мир пополам. Одни люди писали даже не о понимании Джоэла, а о полной его поддержке и о том, что поступили бы также. Другие наоборот обвиняли протагониста в предательстве человечества, а Дракмана в пропаганда эгоизма, индивидуализма и безответственности. И я был в числе последних.

Поэтому я смотрел на обзоры игр PlayStation, вздыхал, мечтал и ждал невозможного, внезапного переноса Beyond: Two Souls. Detroit: Become Human и Horizon: Zero Dawn на ПК, а The Last of Us встретил хмуро и даже подумал, что принципиально качать, не притронусь к игре, где Нил Дракман считает, что к чертям всё лишь бы близкие были живы. Потому что, если казнить человечество, то за идеи, принципы и идеалы, а не за папу, маму, сына и дочь. Если отказывать во спасении, то не из эгоцентричных капризов, а, потому что люди, человечество, вид Homo Sapiens в силу многого зла — это мерзость, преступная и извращённая мерзость, которой должна сгинуть с лица Земли.

Что? Мне напоминать мотивацию инопланетной цивилизации из фильма «День, когда остановилась Земля»? Я уж не говорю о том, что в отзывах и попытках анализа The Last of Us я видел как раз аргумент о том, что у людей не будущего, потому что мы - вид, одержимый злобой.

Потом я всё же решил пройти The Last of Us просто ради постапокалипсиса. Потому что я очень люблю жанр, где действие происходит в руинах старого мира! И фиг с ней, с концовкой, отфильтрую или вообще выйду из игры, когда дойду до финала. Принципиальный игнор! Нет-нет, я всё же прошёл от начала и до конца с DLC Left Behind и теперь хочу что-то сказать.

1. Шикарный дизайн локаций! Fallout с выжженной Пустошью, голыми деревьями и кустами, пустыми домами со скелетами погибших от радиации — это прекрасно и круто, но даже в Fallout, точнее, в Fallout 4 я играл с модом на растительность, которая заполняла собой всё вокруг прям, как в The Last of Us.

Но дело не только в этом, а в том, что мне в принципе понравилось как целые и невредимые коридоры и этажи зданий переходят в провалы и обрушения, как Джоэл, Элли и Тесс двигаются по закоулкам. Тут даже вертикальный геймплей есть! Его немного, но он регулярный и состоит из лестничных пролётов, выдвижных лестниц, установки ящиков в нужном месте и просто в заранее заготовленных особенностях локации, по которым можно забраться или наоборот спуститься.

Подводный геймплей — не сенсация, но здорово, что можно не перейти водоём вброд, а нырнуть, чтобы найти под водой не бессмысленный лут, а плот или проход до механизма, без которого ты не сможешь продвинуться дальше.

2. Идеальный баланс геймплея и драмы. Ну лично для меня. Особенно, после прохождения A Plague Tale: Requiem, где в экспозиции, завязке, развязке и финале всё в целом в порядке, но в затянутом развитии событий понатыкана тьма тьмущая головоломок, от которых напрочь сбивается темп. В The Last of Us я ни разу не почувствовал, что драму воткнули там, где хочется управляться персонажем, или геймплей сунули там, где я хочу драму, режиссуру и диалоги!

Что ж, я лишний раз убедился, что разнообразные экшены, точнее, игры насыщенные экшеном — не моё или, по крайней мере, не совсем моё. Stealth Action, Action RPG, интерактивное кино, адвенчура с ориентацией сюжет и прочее, где можно бродить, болтать и исследовать мир — это другое дело! Тем более, что конкретно The Last of Us я прошёл… Не без перестрелки, конечно, но в основном стелсом. Не знаю как будет в Part II, но мне кажется Part I вообще создана для стелса с перерывами на экшен, чтобы он просто был.

3. Ну и самое главное. Перевернулась ли моя душенька от непосредственного наблюдения драмы Джоэла? И да, и нет. Суть в том, что я в принципе считал The Last of Us игрой с посылом против социальной ответственности, против жертвенности и исключительно за личное счастье. Многие люди и считают её таковой, но…

Мне кажется, есть сюжеты, где ясно виден посыл. Персонаж может даже прямо сказать о том, что надо делать как нужно, а как не нужно делать не нужно. И так далее, и тому подобное. Так культура программирует человека и так это правильно, потому что мы социальные существа, которым нужны некие общие принципы, идеалы, ценности и мерила.

Но есть фильмы, книги и игры, которые выбиваются из ряда образцовых и показательных, потому что дают нам историю человека, который не мог иначе. Когда я спорил о концовке The Last of Us, я писал, что Дракман должен был, обязан был сделать альтернативный , где Джоэл преодолеет себя, чтобы Элли могла спасти человечество. Технически, безусловно, можно сделать хоть две, хоть три, хоть пять, хоть десять концовок, на любой вкус и цвет, чтобы никто не ушёл обиженным, но…

Само повествование, структура истории, её наполнение ведёт вовсе не к жертвенному финалу. Неважно как мы сочувствуем или не сочувствуем Джоэлу, какого мы мнения о Цикадах и Элли. Есть игры, которые с самого начала заточены под некий моральный выбор. Нашумевшая адвенчура Life is Strange, Action RPG Dragon Age и Mass Effect, Deus Ex и множество других тайтлов созданы, чтобы Макс Колфилд могла выбрать между спасением Хлои и Аркадией Бэй, чтобы Хоук и Инквизитор защищали магов или храмовников, а капитан Шепард выбрал одну из трёх или четырёх концовок для нашего цикла борьбы со Жнецами.

Везде нам сразу дают понять, что есть как минимум две стороны конфликта. Одна из них, возможно, плохая, но… Мы должны решить сами. А пока мы ничего не решили, сценарий, режиссура и геймдизайн будут пытаться убедить нас, что надо выбрать ту сторону, а не эту, спасти и защищать тех, а не других. Мы буквально станет канатом, который будут перетягивать меж собой фракции и персонажи, чтобы, в конце концов, мы отдали предпочтение одним и отказали другим.

В The Last of Us даже экспозиция намекает каким будет финал. На наших глазах начинается зомбиапокалипсис и… Джоэл теряет дочь, она гибнет на руках отца из-за солдата, представителя власти, которому та самая власть дала чёткий приказ совершить меньшее зло во избежание риска. На наших глазах Джоэл получает тяжелую психотравму, а мы получаем заряд протеста (по крайней мере, так хочет автор) против тех, кто лишает жизни наших любимых и близких во имя чего-то там. Чтобы после такого пролога игра пришла к жертвенному финалу вся история, весь сценарий должен оправдывать меньшее зло во имя большого добра, правила безопасности во имя выживания общества и жертвенность во имя живущих.

Чтобы нам дали возможность пожертвовать Элли, история после такого пролога должна быть либо только про жертвенность и бесценную важность подвига с забвением личной боли, либо про выбор, качели, где мы будем метаться от жажды послать всех к чертям, чтобы выжила Элли, до страшных мук совести перед теми, кому мы отказываем в вакцине. Потому что вокруг сценарий создал бы кучу примеров жертвенности и наоборот борьбы только за близких. Нас тянули бы в разные стороны именно, чтобы думали, переживали и, в конце концов, выбрали оставить Элли под скальпелем или вырвать ребёнка из рук безжалостных взрослых.

Ничего подобного в Part I нет. Вся игра исключительно про сближения травмированного отца, потерявшего дочь, и осиротевшей Элли, для которой нет в мире никого ближе Джоэла. Вся игра о том, как два чужих человека не сразу, но постепенно идут навстречу друг другу, чтобы стать новой семьёй. Вся игра о том, что Джоэл будет бороться за Элли любой ценой и Элли будет сражаться за Джоэла против кого угодно.

Одно только растянутое на несколько глав сражение с каннибалами, данное аккурат перед развязкой, аккурат перед финалом ясно говорит нам о том, что не могло быть другой концовки. Дело вообще не в эмоциях, не в эмоциях геймера, а в том, куда автор вёл персонажей с самого начала и до конца. Куда шла логика повествования? К чему она нас вела? Что логично после всего, через что мы прошли, а что противоречит всему, что пережил персонаж? Тем более, даже скрин выше говорит, что каннибалы были гиперболой на Цикад, которые также хотят положить Элли на стол. Сценарий готовит зрителя и персонажей к однозначному и неизбежному.

Я даже скажу, что после прохождения DLC Left Behind я понял, что Part II как минимум в своей основе логична. Да, Элли узнала, что сделал Джоэл. Да, она отреклась от него. Но после выживания с Джоэлом в первой части, после событий из DLC просто не может быть, чтобы Элли разом и навсегда отрезала Джоэла, прониклась к нему ненавистью и презрением за предательство, а потом пошла бы к Цикадам, чтобы просить прощения и сотрудничать.

И снова дело не в эмоциях конкретного игрока, а в том, что нельзя пережить экстремальные события с человеком, нельзя бороться за человека против превосходящих сил, нельзя выживать с человеком, нельзя стоять с ним плечом к плечу и спина к спине, а потом без какой-либо специальной идеологической обработки отказаться от связи и не бороться за человека.

Буду ли я играть в Part II? Конечно! Там повестка и Эбби? Ну отфильтрую. Главное, чтобы там был тот же постапокалипсис и тот же баланс геймплея и режиссура, экшена, стелса и драмы. Остальное я как-нибудь переживу.


The Last of Us: Part I

Платформы
PC | PS5
Жанры
Дата выхода
2 сентября 2022
2.8K
4.5
1 478 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С учётом всех обстоятельств TLOU правильнее кином называть, а не игрой

Буду ли я играть в Part II? Конечно! Там повестка и Эбби? Ну отфильтрую. Главное, чтобы там был тот же постапокалипсис и тот же баланс геймплея и режиссура, экшена, стелса и драмы. Остальное я как-нибудь переживу.

Вот поэтому Анита Саркисян и Нил Драггман до сих пор имеют работу...

Я бы такому хирургу, которому надо убить весь мозг ради нескольких образцов клеток, тоже не дала бы оперировать никого — он все равно не смог бы помочь ввиду своей некомпетентности.

Но если серьезно, то

Потому что, если казнить человечество, то за идеи, принципы и идеалы, а не за папу, маму, сына и дочь

Это как раз и делает сюжет интересным, потому что он не про эпичное спасение человечества, а приземленный, про конкретных людей. В жизни тоже никто не будет думать об идеалах, а вот о себе и своих родных — будет.

К тому же, как мы видим уже по встрече с братом, человечество вполне себе способно жить дальше и без вакцины

Я правильно понял. Ты не играл, но спорил о концовке? :)

Более того, именно поэтому продаются всё новые и новые части серии Assassin's Creed. Потому что всё давно не так, но побегать в исторических декорациях с псевдо-историческим сюжетом мы любим, умеем, практикуем)

И те же яйца в TLoU. Повестка — г..., но...) Если серьёзно, то геймдизайн и антураж порой реально много может решить. Кроме того, отфильтровав повестку, я вроде как получу возможность узнать историю с той стороны, в смысле, со стороны Цикад.

Я смотрел обзоры, читал материалы по игре и спорил не про детали, а по основной сути.

В целом, я и сейчас могу сказать, что как минимум у Part I асоциальный посыл, особенно в сериале. В игре всё-таки ты и твои близкие противопоставлены миру, как одной большой, хищной абстракции. Некому верить, некому доверять, потому что все вокруг рвут всех и порвут тебя.

В сериале вообще чётко говорят, что власть — зло, организованно восставшие против власти ещё худшее зло, потому что защищай себя и своих близких от всех и особенно от властей и тех, кто рвётся к власти и что-то решает за тебя.

По сути, с таким посылом я в своё время и спорил.

Играй смело, на мой взгляд Part II логичное продолжение Part I, с не менее сложной драмой, крутой боёвкой, а атмосфера апокалипсиса на высоте, хочется просто бродить по местности… и не надо обращать внимание на засунутую в игру повестку всевозможных меньшинств, игра совсем не об этом, а о людях со своими страхами, болью, переживаниями… преодолением себя.
Буду ли я играть в Part II? Конечно! Там повестка и Эбби? Ну отфильтрую. Главное, чтобы там был тот же постапокалипсис и тот же баланс геймплея и режиссура, экшена, стелса и драмы. Остальное я как-нибудь переживу.
Я бы такому хирургу, которому надо убить весь мозг ради нескольких образцов клеток

Откровенно говоря, я думаю, там вопрос не только в головном мозге. Не знаю насколько Цикадом, которые к тому времени немало в упадке, посильна такая задача, но, боюсь, там всю Элли, вообще всё тело надо на образцы. Головной, спинной мозг, анализы крови, печень, как орган, который фильтрует кровь — всё это может быть важно. Так как вопрос не в иммунитете, как с вирусами, а в некоем симбиозе организма с грибком.

Потому что грибок остался, организм Элли его НЕ уничтожил, но и убийственного паразитирования там нет. Поэтому, если совсем серьёзно и по уму, то сначала несколько циклов анализов крови, мочи и разнообразных пункций из тела ещё живой Элли. Потом уже, кхм, последняя операция с необратимым исходом. После чего живые ткани разнесли по специальным контейнерам, обеспечили бы условия, чтобы можно было взять серию образцов.

В жизни тоже никто не будет думать об идеалах, а вот о себе и своих родных — будет.

Я бы не обобщал. Потому что именно с такой логикой надо отменять ряд социальных процессов. Имею ввиду, родители ни за что и никогда не отпускали бы своих дочерей и сыновей не то что на войну, но просто на рискованную работу. Только безопасность своих близких, только личное счастье.

К тому же, как мы видим уже по встрече с братом, человечество вполне себе способно жить дальше и без вакцины

А в The Walking Dead, по крайней мере, а игровой серии, вообще такой темы нет. Только в сериале в конце первого сезона, если память не изменяет, был некий неутешительный вердикт, когда герои добрались до ЦКЗ.

А в реальности люди страдали, но как-то всё-таки выживали против всех инфекций и нормальное было :) Наверное.

проблемы экстренных профессий — это проблемы общества

да, только нехватка людей там обусловлена не мифическим «родители не пустили», а несоотвествием сложности работы и ее оплаты — в развитых странах, где работа на экстернные службы высоко оплачивается, нехватки персонала нет

где работа на экстернные службы высоко оплачивается, нехватки персонала нет

Неужто там нет и тех, кто хочет, чтобы за него и за близких рисковали другие? Всё так сознательно и ответственно?

Извините я но у меня складывается ощущение, что я разговариваю с человеком, который не понимает концепции свободы выбора — люди разные и они могут выбирать, в том числе опасные профессии. Штаты каскадёров заполнены и конкуренция на кастингах там большая — риск такой работы не ниже риска работы в службе спасения. МЧС России, кстати, тоже не жалуется на нехватку кадров, а недавно развязанная война как раз подтверждает мои слова — за большие деньги, люди охотно записываются добровольцами на фронт. В большинстве случаев, там ноль патриотизма и идеи — там стоят большие выплаты.

Возвращаясь в спасательным службам, в США например количество новобранцев, людей на испытательном сроке, сейчас превышает допустимые границы штата. Понятно, что первый год выдерживают не все, но там каждый год увеличивают бюджет на службу спасения, потому что те, кто выдерживает, все ещё превышает допустимые бюджетом единицы штата. В моей стране, пожарные получают сравнительно мало (с более крупными странами ЕС), но при этом, нехватка персонала у нас колеблется в рамках 2%, что мало и легко добирается пляжными спасателями за купательным сезоном

Так как вопрос не в иммунитете

у Цикад был именно виммунитете, как и у самого Дракмана, собственно. Вся эта спекуляция на то, что грибок прижился в теле — это уже идет за сценарий игры, сам Дракман изначально этого в историю не вкладывал

родители ни за что и никогда не отпускали бы своих дочерей и сыновей не то что на войну, но просто на рискованную работу

так они и не отпускают, но их дети уже взрослые люди и имебт независимость при принятии решений. Мой партнер пожарный уже 20 лет, так ему до сих пор на каждой семейной встрече капают на мозги о том, что все, был молодой и наивный, теперь набегался, проси перевода в офис, сколько можно жизнью своей рисковать. Это нормальная потребность человека — сначала своя безопасность, потом безопасность близких ему людей. Спасение человечества — это уже исключение из правил.

Возвращаясь к моему пратнеру — тебе прямо, естественно никто никогда не скажет, но любой спасатель при выборе между родным и человеком, у которого больше шансов выжить (как по правилам), примет решение спасать родного. Максималисты даже среди спасателей — крайнее исключение

А в реальности люди страдали, но как-то всё-таки выживали против всех инфекций и нормальное было

мы сейчас живем в этой реальности — COVID никуда не делся, продолжает мутировать, смертность от него все еще есть, просто процент меньше. По сути, коронавирус стал просто в один ряд с сезонным гриппом, от которого все еще умирают люди — это стало привычной болезнью. Пример чумы в средние века хорошо показал, что иммунитет человека способен адаптироваться — первая вакцина появилась в 1796 году, в 18 веке, чума же началась и закончилас в 14ом. 

я разговариваю с человеком, который не понимает концепции свободы выбора

Так Вы тоже. Потому что до того был разговор про...

В жизни тоже никто не будет думать об идеалах, а вот о себе и своих родных — будет.

Получается, что Джоэлу надо быть денег в зубы, да побольше и так он ещё усмехнётся над телом Элли? Нет. Но случай Джоэла — это следствие ПТСР, суть которого более чем раскрыта и поэтому написан мой пост.

Следуя Вашей логике только фанатики выберут работу с риском, а остальные будут думать о себе и родных.

Но тут же вы пишите, что всё ок, просто финансовый вопрос перекрывает весь страх. Причём, в любом случае. Каскадёры — это профессия, создающая иллюзия риска! Для того они и тренируются, создают специальные условия для своих трюков и так далее. А вот экстренные службы и армия — это уже профессии прямого столкновения с риском гибели или инвалидности, вероятность которых можно лишь несколько снизить. При этом экстренные профессии про спасение, а армия — про организованное массовое убийство по приказу или во имя идеи.

И вот, если мне реально дорога жизнь, если я реально не хочу гибели или инвалидности близких, друзей и родных, я теми дорогами не пойду и близких, родных и друзей не пущу! И пофиг за деньги или идею.

у Цикад был именно виммунитете, как и у самого Дракмана, собственно.

Это как с «Терминатором» Джеймс Кэмерон сам лично болтал про киборга, а потом извинялся, потому что не знал матчасть.

так они и не отпускают, но их дети уже взрослые люди и имебт независимость при принятии решений.

Одни да, другие нет и в этом суть.

Мой партнер пожарный уже 20 лет, так ему до сих пор на каждой семейной встрече капают на мозги о том, что все, был молодой и наивный, теперь набегался, проси перевода в офис, сколько можно жизнью своей рисковать.

В почтовом отделении по моему индексу почти что нет людей. В районной поликлинике нет никаких надежд на то, что некто, кто пришёл, останется, потому что все потом идут в частные клиники. В полицейском участке тоже проблемы с наполнением штата! Поэтому, когда убьют, можете даже не приходить и звонить бессмысленно :)

Но почта ладно, а вот проблемы экстренных профессий — это проблемы общества. Да, для семьи будет трагедия, но, если все оттуда уйдут ради своих семей, кто будет спасать их семьи? А мы об этом не думаем.

Теперь ещё пошел и бессвязный поток, вместо логики. Ок

Получается, что Джоэлу надо быть денег в зубы, да побольше и так он ещё усмехнётся над телом Элли? 

Нет, потому что перед этим у нас шел разговор о том, что люди в первую очередь спасают себя и своих родных, а глобально о человечестве думает единицы. На что вы возразили, что с такой логикой «родители не будут отпускать на опасную работу детей», что звучит, как непонимание свободного выбора. Там же, в беседе я упоминала, что абсолютное большинство спасателей при выборе поступить по инструкции, или спасти родного выберут спасти родного. 

Следуя Вашей логике только фанатики выберут работу с риском, а остальные будут думать о себе и родных.

Нигде этого не было сказано. Опять же, я уже сказала выше — даже спасатели, которые выбирают рискованную работу не будут в случае опасности думать о глабальныз вещах и судьбах человечества — в первую очередь будут стоять родные. Я всегда, в каждом ответе говорила только о тех людях, которые непосредственно занимаются спасением людей, а не об условных родственниках, которые «не разрешат и не отпустят». Да кто они такие, чтобы не разрешать и не отпускать? Свобода выбора у каждого человека своя 

Каскадёры — это профессия, создающая иллюзия риска! 

Советую поискать статистику — это профессия иногда опаснее пожарных.

И вот, если мне реально дорога жизнь, если я реально не хочу гибели или инвалидности близких, друзей и родных, я теми дорогами не пойду и близких, родных и друзей не пущу! 

А кто вы такой, чтобы решать за других и кто вас наделил этим правом? Это называется наивность, инфантильность, если угодно.

Но при этом вот эти же близкие, если пойдут работать в те же спасатели, несмотря на все ваши заскоки о лишении человека права выбора, дадут вам преимущество при спасении — вот это я пытаюсь донести. Человечество, в своем большинстве никогда не думало и не будет думать глобально. Поэтому Джоэл поступил ровно так, как поступил бы практически каждый на его месте

По сравнению с интерактивном кино от Quantic Dream, The Last of Us вполне себе Action и Stealth Action, сюжетно ориентированный, с обилием катсцен, но тем не менее и всё равно.

Читай также