Общие ощущения после просмотра можно описать как полная меланхолия, такая глубокая тоска и грусть, что она поглощает тебя всего без остатка, несмотря на хорошую концовку. Глубокий символизм и психологический подтекст – твёрдая почва этого тайтла.
Сама атмосфера, визуал и в особенности музыка оставляют в конце каждой серии спокойную грусть без тревоги. Хотя по факту трагичных событий и не было, только естественные для мира и героев процессы. И всё равно отчётливо и ярко чувствуешь на себе тоску этих ангелоподобных девочек.
Это аниме с уникальным, загадочным, чарующим миром. Он начинался с зарисовок милых девочек-ангелов, а закончился нечто более глубоким, пронизанным тайной. Тайтл мне крайне понравился, он оставил заметный след в моей душе. Ощущения сладко-горькие, неоднозначные в плане общей недосказанности. Конечно, хотелось бы чуточку больше знать об этом необычном мире. Однако Серокрылые дают вам ни больше, ни меньше, а ровно столько, чтобы проникнуться ими и никогда больше не забывать.
Мы здесь совершенно противоестественные гости, но давайте всё же посетим загадочный и очень интересный город Гли, чтобы познакомиться с такими манящими своей тайной существами – Серокрылыми.
Общая информация
Charcoal Feather Federation/«Альянс Серокрылых» – это додзинси, положившая начало обширному и крайне интересному лору очаровательных ангелочков. Автор сингла – Абэ Йошитоши выпустил свою работу в 1998 году. Она содержит первые эскизы серокрылых, эпизоды из их жизни, подробное описание внешности и заметки автора о создании идеи. Главной особенностью додзинси является очень милый стиль в изображении персонажей. Мне он даже понравился больше, чем в конечном варианте и аниме-сериале. Идея Абэ Йошитоши уже казалась уникальной и самобытной, но к ярому интересу режиссёра он вообще не был готов.
Из заметок мангаки: «Всё началось очень просто, мне в голову пришла незатейливая идея, нарисовать побольше различных девочек. В результате оказалось, что их образы получились грубоватыми, не ангельскими и, развивая эту тему, я сделал их крылья серыми. Они не обладают никакой странной силой от природы и не могут летать. Они не помогают никому и миру никакой особой пользы не приносит, какое разочарование. Но лично мне кажется, что это делает их привлекательными. Чего я по правде хотел так это попрактиковаться в рисовании мужчин и женщин среднего возраста и решил: «Отлично, этой зимой сделаю книгу про мам и пап!» Но, увы, у меня пропало желание это делать: «Если я не смогу заполнить все страницы, я просто пририсую крылья и нимбы к некоторым старым плохим рисункам и вуаля – ангелы!»
Далее, если отталкиваться от временной хронологии, в свет выходят 2 главы манги Old Home no Haibane-tachi/«Серокрылые из Старого дома» 2001 года выпуска, которую и взяли в качестве основы для аниме-адаптации. Здесь уже более выстроенный сюжет, а читателя знакомят с лором и основными персонажами. Стиль мангаки также претерпел некоторые изменения, теперь к сожалению, он отказался от «эльфийских» ушек в дизайнах героинь.
В 2002 году Абэ Йошитоши запускает рекламную кампанию, чтобы привлечь больше внимания к релизу аниме-адаптации – Haibane Seikatsu Nisshi/«Дневник Серокрылых» – это сборник комедийных синглов и эскизов с комментариями мангаки. В этой работе Абэ рассказывает о месте событий, показывает ранние и финальные эскизы персонажей, а также кратко делится устройством мира, чтобы деталями не портить впечатления об аниме, а только подогревать к нему интерес. Это своего рода закулисье «Союза Серокрылых», где можно познакомиться с автором и узнать его мнение по поводу собственной работы и адаптации. В общем, на мой взгляд, очень душевная вещь.
В том же году выходит дополнительный выпуск «Серокрылых из Старого дома», который посвящён второй главной героине и её прошлому. Весьма печальная сюжетная арка, которая в полной мере раскрывается в аниме.
И финальная работа в этом сеттинге вышла в 2003 году под названием Guri no Machi, Haibane No Niwa De/«В городе Гури, в саду Серокрылых». Это сборник рисунков, посвящённых аниме-адаптации. Работы составлены в последовательности событий сериала, содержат подписи автора и раскрывают основную мысль аниме. Также есть небольшая сводка с биографией мангаки.
«Я вспоминаю, что нырнул прямо в глубины своего внутреннего мира, которые обычно крепко запечатываю. И нашёл знаки, которые привели меня к идее этой истории. Так или иначе все элементы «Альянса Серокрылых» объединились в единую формулу.»
Апогеем в хронологии мира Серокрылых стал выпуск аниме-адаптации от студии Radix Ace Entertainment 10 октября 2002 года в составе 13 серий. Аниме полюбилось критикам и рецензентам, поэтому у него достойный рейтинг. Все в целом положительно высказываются о самой идее автора и её проработке, музыке, визуале, повествовании и нарративе. Многие согласны, что несмотря на ощущение доброй приятной сказки аниме открыто беседует со зрителем на тяжёлые темы, пытаясь передать ему через повседневный и спокойный тон глубокие мысли автора.
Crunchyroll в статье об аниме отметил, что: «Несмотря на сходство с ангелами и христианством, Абэ заявлял, что проект являлся скорее эстетическим, чем религиозным. В отличие от других художников в индустрии, он не испытывал особого интереса к аниме. Возможно, это стало самой загадочной концептуальной работой автора, который поощрял поклонников делать собственные выводы и находить другой смысл.»
И действительно, у Абэ прекрасно получилось вызвать неподдельный интерес неоднозначным общим смыслом. Таким образом, каждый зритель сможет увидеть близкую к себе концепцию и додумать ответы на интересующие вопросы исходя из своего видения сюжета.
Лор и правила мира тайтла очень интересны, несмотря на то, что на ваши очевидные вопросы не даст однозначных ответов ни аниме, ни автор оригинальных додзинси. Несмотря на это окружение не ощущается пустым, а история непродуманной или сырой. Это как раз прекрасный пример того, что можно создать такой загадочный и атмосферный мир, при этом держа зрителей в интриге, оставляя самые желанные вопросы парить в воздухе. В этом аниме потрясающе выдержан баланс интереса и тайны.
Сюжет
Серокрылые – это человеческие существа, похожие на ангелов, но таковыми не являющимися. Над их головами яркие нимбы как символ чистоты, а за спиной небольшие крылья пепельного цвета. Мне понравилась фраза одной из главных героинь об их значении. Они ни белые, ни чёрные, а прекрасного серого цвета. Он не несёт ни добро, ни зло. Возможно, он просто олицетворяет заблудшую душу, которая должна ответить на свои вопросы и обрести покой. Рано или поздно.
Так кто же такие серокрылые? Не знают и сами эти существа. Они появляются на свет из кокона, который до этого был маленьким ростком. Они не помнят ни своё прошлое, ни даже имя. Но одно общее для всех – каждому серокрылому в коконе снится индивидуальный сон, по значению которого крылатого нарекают новым именем. Через время у него прорезаются крылья, голову венчают нимбом и происходит принятие в ряды «Союза Серокрылых».
Главная героиня просыпается после рождения в Старом доме – это место, где все вместе живут основные действующие лица аниме. Девочка рассказывает о своём сне, и её нарекают именем Ракка, что означает «падение». С этого момента она серокрылая и теперь должна жить в этом странном чужом мире без прошлого с новым именем.
Сам концепт сюжета весьма печальный. По первым сериям кажется, что случайных людей выдёргивают из их обычной жизни, лишают семьи и близких, своей личности, заставляя всё забыть. И закидывают будто вообще в другое измерение со своими устоями и правилами. Дают чужое имя, и ты теперь вынужден стать частью этого мира. Само по себе это заявление очень обескураживает, сбивает с толку и пугает. Растерянность Ракки в таком случае совершенно нетрудно понять. Благо, её окружают добрые сородичи, которые будут помогать делать первые шаги в этом неизведанном мире и познавать своё предназначение.
Зрителя познакомят с интересными персонажами и постепенно будут погружать в необычный лор серокрылых. Возможно, он сможет ответить на главный закономерный вопрос: кто же такие эти серокрылые?
Персонажи
В повествовании основными являются 6 серокрылых, включая Ракку. Все они живут в Старом доме, который располагается в необычном месте – городе Гли, окружённый высокими стенами. За них категорически запрещается выходить как серокрылым, так и обычным людям.
Девочки объясняют новенькой, что каждый серокрылый обязан найти работу в городе. Жители в большинстве своём относятся дружелюбно и тепло к этим загадочным созданиям и разрешают им забирать уже использованные ненужные вещи. Взамен крылатые выполняют какую-либо работу по душе. Вообще, устройство города, его законы, история и обычаи очень интересны.
Из всех шести девочек особенно сильно выделяется Реки («камушек»). Она очень важное лицо в повествовании и развитии личности Ракки. Это одна из старших серокрылых, которая помогает домоправительнице и отвечает за заботу о младших. Да, здесь есть дети-серокрылые, что вызывает один из важных сюжетных вопросов о происхождении и сущности этих существ.
У Реки непростая, печальная судьба. На ней будет сконцентрирован главный религиозный лейтмотив в аниме о грехе и его искуплении. Девушка является первой, кто находит кокон Ракки и берёт на себя ответственность подготовки новенькой к жизни в Гли. За своей доброй улыбкой и опекающим нравом искусно скрывает раны болезненного прошлого, которые громко заявят о себе в конце аниме. Она единственная, кто до конца не помнит свой сон, и это будет важной деталью.
Ракка запомнилась мне ярким прогрессом личности по ходу аниме. В начале девушка всё никак не могла примириться с потерей воспоминаний о близких и доме. Хоть и называла Старый дом райским местом, где все так приветливы и добры к ней, сама думала, что не заслуживает быть здесь.
На протяжении истории отчаянно будет пытаться понять предназначение серокрылых и суть этого мира. Сильно привязалась к Реки как к первой, кто начал заботиться о ней после появления на свет, поэтому остро воспринимает проблемы подруги. Несмотря на некоторую пугливость Ракка остаётся очень любопытной. Ей хочется всё знать об этом мире, несмотря на то что ни один серокрылый до сих пор так и не разгадал тайны города Гли и «Союза».
Нэму («сонная») – самая старшая из серокрылых, провела в городе больше времени, чем Реки. Работает в городской библиотеке и прочитала все книги в ней, пытаясь узнавать больше о мире за стенами. Очень любит поспать, даже во сне кокона она сладко дремала.
Куу («небо») – младшая из «Союза», не считая совсем малышей. С удовольствием помогала Ракке осваиваться в городе и всячески ей помогала. Очень переживала, что все относятся к ней как к ребёнку, поэтому стала во всём подражать старшим. Тем не менее, свой ребяческий характер не спрячешь. Куу весёлая, беззаботная, немного отстранённая от всех, будто вечно плавает где-то в своих мыслях. Имя получила из-за сна, в котором она парила в облаках высоко над землёй. Подрабатывает в местном кафе.
Кана («речная рыба») – очень подвижная, иногда резкая в своих словах и действиях девушка. Часто может отвечать с сарказмом или даже немного грубо, но за всем этим скрывается озабоченность и доброта, просто не знает как это выразить. Работает в магазине часов, а в свободное время чинит механизм городской часовой башни. Не любит заниматься никаким ручным трудом, но просто обожает копаться в механизмах. В аниме изображается как типичная пацанка. В своём сне плыла в реке, словно рыбка.
Хикари («свет») – усидчивая, тихая, спокойная девушка. Любит готовить и помогать по хозяйству. Ей поручено изготавливать нимбы для новоприбывших. Помимо этого работает в пекарне, часто приносит оттуда жителям Дома и малышам разные булочки. Во сне видела ослепляющий свет.
Несмотря на то что наиболее проработанными и запоминающимися вышли образы Ракки и Реки, остальные героини мне тоже понравились. Они все очень милые и прекрасно вписываются в саму атмосферу аниме.
Повествование
Тайтл развивается очень спокойно, без резких событий. Несмотря на неполное раскрытие мира и смысла самого аниме, менее интересным оно от этого не становится. Над такими загадками особенно приятно думать, когда тебе не дают однозначные и единственно правильные ответы. Намного интереснее уже после просмотра посмотреть на всю картину в целом. На этот волшебный, но довольно печальный мир.
Чуть ли не от каждого серьёзного диалога персонажей накатывает меланхолия, становится даже как-то пусто на душе, но не в плохом плане. Создатели таким образом хорошо и чувственно передают зрителям тоску каждого серокрылого. Благодаря неспешному течению сюжета зритель полноценно погружается в такой красивый, интересный и во многом молчаливый мир. Поднятая религиозная тема искупления греха и наказание за него, милосердия и покаяния – это всё очень завораживает, погружает в полный покой. Герои обсуждают множество серьёзных тем и вопросов. У зрителя есть мотивация подумать самому, поискать спрятанные смыслы. Возможно, попытаться додумать историю зарождения этого мира, как это пробуют делать многие герои.
Визуальное оформление манги и аниме
Как уже говорил раннее, мне крайне нравится стиль мангаки, особенно его первоначальные наработки. По-моему мнению дизайны этих ангелочков по-особенному чарующие, простые и непосредственные. В дальнейшем облик его существ меняется, они становятся более проработанными и детализированными. Мне также очень понравилось, как Абэ Йошитоши в «Дневнике Серокрылых» уделяет много внимания раскадровкам некоторых сцен и дизайнам героинь. Благодаря чему всё выглядит таким живым и естественным.
Визуал адаптации мне понравился совсем не меньше. Потрясающая стилистика старых аниме в сочетании с атмосферными аудио-композициями рождают перед нашими глазами волшебную сказку с очень печальными и в то же время спокойными очертаниями. Создают свою особенную атмосферу, которая не может не очаровывать.
Дизайны персонажей Йошитоши изображены прекрасно в адаптации. Это тот самый оригинальный, непохожий на другие тайтлы стиль анимации, который без труда можно узнать среди других проектов. Будто в каждую эмоцию, деталь и линию образа того или иного героя вложена частичка души. Это одна из причин, почему мне так нравится старое аниме. Да и более подвижные разнообразные выражения лиц придают им большей естественности.
В данном тайтле прекрасно показаны и философия, и психология, и трагизм в жизнях персонажей. Ими по-настоящему сильно можно проникнуться, понять их мотивы и поступки. Всё от истории, мира, визуала и музыкального сопровождения откликается холодным зимним светом. Он хоть и немного греет, но продолжает оставаться напоминанием порой совсем не теплеющего к тебе мира.
Наверное, так бы я и описал свои ощущения после просмотра. Абэ Йошитоши создал прекрасный, уникальный мир, в который было погружаться очень волнительно и приятно.
Лучшие комментарии
Согласен с автором, что то есть в старых аниме. Из-за довольно простой рисовки ощущается душа всего действа происходящего в аниме. Тот же мною любимый Евангелион запоминается своим несложным стилем, но серьёзными и сложными философскими вопросами, аллегориями на христианство, переживаниями главных героев. В кубе со старой анимацией и визуальным стилем, создаётся что то, чего нет в современном аниме. Это сложно объяснить, но это есть.
А так, я узнал о интересном аниме которое при свободном времени посмотрю. Спасибо автор за блог !
К сожалению, моему, я читала только мангу. Спасибо за блог! Мне следует заняться просмотром аниме на досуге. Я вновь заинтересовалась им!
Глупая раз откладывала (o^▽^o)
обязательно посмотрите, меня как-то по-особенному успокоил просмотр аниме. хорошего просмотра вам^^
Атмосфера у старых аниме особенная. Но смотреть бывает тяжело. Также как и с экспериментами Лэйн, не очень понравилось из-за медленной динамики. Но мир необычный и персонажи хорошо раскрыты.
приятного вам просмотра! уверен, вы испытаете подобные чувства от этого аниме.
Несмотря на всю простоту, чаще всего у старых аниме отличная детализация. До сих пор в приятном удивлении от того, насколько хорошо прорисовано оружие в Gunslinger Girl.
кстати, Абэ Йошитоши и создал мангу «Эксперименты Лэйн: Кошмар подделки», после которого нарисовали адаптацию. я стиль автора сразу узнал, его сложно с чем-то перепутать.
Иногда старые анимэ кажутся немного медлеными, но я кайфую от них. Правда, до сих не могу досмотреть Драконий Жемчуг, Рыбак Сампэй и Команда учёных-ниндзя Гатчамен (Я должен вернуться). Но Конан — мальчик из будущего не из них. Это было прямое попадание в сердце. Настолько крутого анимэ я пока не видел.
Спасибо автору за данную статью. Будет, что посмотреть вечерами. Сам читал все додзинси по ним и не менее прикольную Аптека Потиямы, но вот до анимэ не дошёл. Хотя вроде сабы есть, да и озвучка от Реанимедии неплохая.
думаю, всё же манга стала первоисточником. хотя она выглядела просто как сингл-дополнение. но более цельной работы у автора по лэйн я не нашёл.
Ну всё, убедил, теперь я точно посмотрю сей тайтл, тем более там 13 серий всего)
За статью спасибо ( ̄▽ ̄)b
Смотрел данный тайтл. Отличное глубокое произведение.
Никак не могу вернуться к прочтению и просмотру японских проектов. Последнее, что я пока посмотрел «Госпожа Кагуя: В любви как на войне» три сезона.
В список обязательного добавил. Огромное спасибо за упоминания данных анимэ!
Там еще и манга есть? Я знал только об аниме и игре. Думал, что игра первоисточник.