Пролог
Недавно, закупаясь на летней распродаже в стиме решил прикупить подписку EA Play, в основном ради Фифы и Второго Джедая. Оказалось, моё чутьё что-то знало! Ведь буквально на днях приехала моя сестра, и нам было нечем заняться. Она большая фанатка настольных игр и ДнД, поэтому осмелился предложить сыграть в кампухтерную игрушечку. Сразу в голову пришла сегодняшняя наша игра, так как после прохождения A Way Out с другом меня зацепила идея «Тот же коцепт только игра готи!», плюс её было легко прорекламировать моей сестре. Тут предлагаю небольшое отступление, дабы прояснить контекст.
Моей сестре 22, она замужем, и в последний раз из игр она серьёзно играла в первого марио когда ей было лет 5. Она не умеет и не желает играть в видео игры аб-со-лют-но. Тем временем я, 18-летний заядлый геймер, прошедший много чего, несколько раз пытался уговорить её попробовать хоть что-то. Но ни Minecraft, ни Sims (после создания персонажа) её не зацепили. И, видимо ей было настолько нечего делать, что она согласилась сыграть, как я её описал, «В игру похожую на марио, тоже надо бегать прыгать», «Что, какой марио?» сказала она, подумав что мы будем играть во что-то такое же примитивное, «Нееее, она намного более интерсная и замороченная.»
В итоге она согласилась с условием, что если спустя 30 минут ей не понравится, то мы в неё не играем. TL; DR ей понравилось, и это был настолько уникальный экспириенс что я решил поделиться с вами в блог-посте. Так же я хочу проанализировать игру со следующей точки зрения: легко ли в неё играть человеку, не игравшему в игры до этого, и если да — то почему. Надеюсь, выйдет интересное чтиво.
Подмечу две вещи:
1) В тескте я частично буду брать мысли из серии видео «Gaming for a non-Gamer» от Razbuten, которые очень сильно совпадали с тем что замечал я, и что испытывала моя сестра, поэтому плагиатом я это не считаю.
2) Это НЕ обзор на игру. Игре уже 3 года и о ней вышло достаточно хвалебного материала, а повторяться смысла нету. Игра отличная, смело покупайте.
А, ну и спойлеры, конечно.
Начало и Управление
С самого начала игра приветствует долгим вступлением про развод и несчастье в семье, что сразу бросилось нам обоим в глаза. Но не грустной темой, контрастирующей с милым мультяшным стилем игры, а длиной этого вступления. Спустя две минуты я услышал «Да когда уже начнётся эта игра, что за мультик.» Если честно я уже начал потеть к пятой, потому-что чувствовал, что если это затянется на ещё немного, то она уйдёт и ни во что мы не поиграем. Слава Принцессе-Слонихе она вытерпела и начался геймплей. Тут давайте быстро пробежимся по базе, а именно тому, как нельзя начинать игры — долгим вступлением. Fallout 3 и 4 как примеры, где моды которые пропускают нудные прологи одни из самых скачиваемых из всех доступных.
Да, вступление в It Takes Two не мучительно долгое, даже не близко, и его можно пропустить, но факт есть факт, что моя сестра уже вон-вон и отключила бы игру, а катсцены я не скипал во время прохождения, потому-что ну блин хотел знать что там да как.
В итоге мы попадаем в тела кукол и я уже предчувтвовал, что ей будет трудно нажимать кнопки. Спойлер — у неё возникали некритичные трудно на протяжении всей игры. Усугубляло ситуацию ещё то, что мы оба играли на контроллерах, however у нас были Dualshock 4, а в игре инпуты дисплеятся как кнопки от Xbox контроллеров. Любому маломальски знакомому с контроллерами человеку похер, но вот у сестры, как полному чайнику, не было ориентира. То есть она не могла увидеть на экране надпись «A — прыжок», посмотреть на контроллер, увидеть кнопку А и прыгнуть, ведь там она видела X. Вот как малюсенький неучёт разрабов может стать весомым головняком для начинающих игроков.
НО, тут стоить отметить одну из главных фич продающих игру таким как моя сестра — гибкость и простота управления. Всю игру максимум что могут потребовать от нас это естественно движение левым стиком, прыжок, двойной прыжок и дэш. Во многих секциях вообще нужно например только прыгать или только двигаться влево-вправо, как например во время скольжения по поверхностям. То же самое работает и с триггерами — они всегда будут какой-то способностью, которая да, меняется, но игра отличным образом делает первые несколько препятствий эдаким туториалом к новой способности. При этом управление очень отзывчивое, нету никаких инпут лагов, маленьких окон для каких-либо действий и так далее.
В таком положении игроку не стоит волноваться, что правила игры поменяют и придётся учить управление заново. Нету чувства, что игра не делает то что ты от неё требуешь, что может создать некое ощущение нечестности происходящего. Он (или в моём случае она) спокоен в своих действиях, и мышечная память вырабатывается быстрее. К тому же, игра по-сути вознограждает прохождения более требовательных к моторике уровней более расслабленными в этом плане секциями. Пример — довольно напряжённый боссфайт с Лунным Бабуином, после которого нам дают покататься на машинке, сыграть в мини игру, или пройти дальше по сюжету, где нам предлагают неспешный платформинг на кубиках с цифрами.
Разве что отмечу правый стик и то, что моей сестре было очень трудно одновременно двигать камеру и двигаться или прыгать, но тут уже вина не игры, хотя я даже поначалу не верил её проблеме, так как это настолько привычно мне и всем вам.
В итоге она за минут 20 свыклась с базовыми механиками управления и мы лихо мчались к злому пылесосу с удивительно жестокой смертью. Она умирала *чуть* больше чем я.
Помогай!
Вообще вступление с пылесосом, вместе с уровнем с молотком и гвоздями я считаю идеальным в плане объяснения главной механики игры — действие сообща — и объясню почему. В остальной игре геймплей больше сводится к 'Один персонаж использует свою X способность, продвигается чуток, и помогает второму персонажу использовать Y способность чтобы вместе продолжить путь.' Знаю, слишком обобщённо, но не суть. А вот в начале игры у вас вообще нету никаких способностей, и в итоге вы продвигаетесь почти-что одновременно, но при этом помогая друг другу. То же самое ощущение я испытал от молотка с гвоздями, где Коди надо буквально проложить путь для Мэй чтобы она сразу же прошла.
Так я плавно перебираюсь ко второй вещи, которую хотел бы отметить — помощь в продвижении. Жена Razbuten, играя в Minecraft, не понимала цели игры, куда идти и что делать. Решением этой проблеме оказалось, угадайте что — присоединение самого Razbuten в игру в качестве второго игрока. Так он мог стать ментором для жены, которая в моменты озадаченности могла бы обратиться к мудрому сенсею. В итоге он пришёл к выводу, что игры — дело социальное, где без вики от Player 2 никто бы не знал как, например, построить маяк (В более поздних версиях игры была добавлена книга крафтов). Теперь представьте, что вся ваша игра сделана исключительно для двух игроков, где в каждой её части нужно действовать сообща.
Создаётся чуть-ли не идеальная среда для начинающего игрока для постижения не только самой игры, но и базовых игровых механик в целом, ведь ты всегда знаешь, что рядом сидит человек, который точно знает что нужно делать дальше (почти, но к этому мы ещё вернёмся), и поможет в нужный момент. Происходит некое мета-понимание игры, ведь мы помогаем друг другу как игровая механика, но так же можем помогать как человек человеку.
Подозреваю, дело в 3D-пространстве игры, ведь моя сестра нередко терялась и не знала куда дальше идти. Я не хотел заведомо портить ей игровой опыт подсказывая каждый раз, ведь чувствовать себя тупым и потерянным это часть любой игры! Но время от времени подсказки всё-же были, и вот это является тем, что было в пути каждого начинающего геймера, просто вместо игровых журналов или интернета игра сама подводит вас к этому.
У факта нахождения рядом опытного игрока есть и обратная сторона. Сестра время от времени напрочь забывала о своих способностях и просто смотрела как я безуспешно пытаюсь пройти ту или иную головоломку. Как пример приведу часы с изображением кота и собаки, пчелы и воробья, солнца и луны. Я минут 10 пытался перехетрить игру и пройти мост сам и просто бил по часам пока сестра не вспомнила, что вообще-то она может создавать клона, и головоломка была решена.
В менее очевидных для этого секциях она не брала на себя ответственность, скорее всего из-за страха неопытности, и давала флаг в руки мне. К сожалению для неё и счастью для затаённого в ней геймера, игра требует равного вовлечения от обоих игроков.
Быстро про гениальный гейм дизайн
Если честно тут мне нету много чего сказать, это просто одно любопытное наблюдение, которое ни к каким выводам меня не сподвигла, но рассказать всё же стоит.
В игре было несколько моментов, где моя сестра умудрялась догадываться до решения загадок или способов дальнейшего прохождения быстрее меня! При этом не до конца понимая некоторые механики её способностей!! Я честно не знаю как объяснить это чудо, так как сравнивая мой опыт и её в играх, я по идее должен всегда быть наперёд её (что например отображалось в минииграх в которых всегда побеждал я, ведь они требуют моторной сноровки или быстрой реакции, которые выработаны у меня за годы играния).
Такими моментами были сцена с надвигающейся стеной и треть головоломок в порталах. Чтоб вы понимали, она еле по стенам ходила в своих этих ботинках.
Не без минусов
Конечно, не всё было светло и радужно. It Takes Two страдает той же проблемой, которой и страдают все существующие игры — игровыми условностями.
Понимаете ли, мы как игроки научились игнорировать множество вещей в играх, которые не имеют смысла. Мы знаем, что огнестрельные оружия, ножи, мечи и катаны не будут убивать нас с первого попадания. Мы понимаем, что, например, в Hitman, переодевания работают, даже если наш лысый протагонист не будет внешне похож на того в кого мы переоделись, даже если волос у того было побольше. Мы научились понимать это всё без дополнительных подсказок за счёт опыта до. К тому же, объяснить каждую мелочь было бы невозможно, так как если бы в нас не было подавления недоверия, то невозможно было бы предугадать, насколько много недочётов мы б подмечали.
Это же есть и в сесгодняшней игре. Почему для действий, которые должны совершаться на Y нужно подходить к объектам под определённым углом с определённой дистанции? Кажется просто мелочью, но сестра, каждый раз подходя к минииграм и сюжетным точкам, недоумевала, почему она не может выполнить действие. Она не замечала, что чтобы она смогла начать, ей нужно встать так, чтобы кнопка подсвечивалась. Ведь в её голове есть алгоритм «Подойти к миниигре → Нажать Y», и додуматься, что надо подходить именно определённым образом самой было бы очень трудно.
Это так же отображается в моментах, где у нового игрока могут появиться собственные, уникальные пути прохождения, которые не предусматриваются игрой. У Razbuten в видео это тоже подмечалось, когда новичок задаётся вопросом «А я не могу просто сделать…?», где само действие имело бы смысл в реальной жизни, но в связи с ограничением возможностей игр эти идеи канут в лету, и приходится объяснять что игры не могут предоставить полностью нелинейный путь прохождения.
У каждого игрока это может отобразиться очень по разному. При том мы, опытные игроки, не замечали бы что вообще-то можно было бы сделать так-то-так если бы игра не имела ограничений. Мы разучились смотреть шире!
Моя сестра точно сталкивалась с таким, но к сожалению я не смог вспомнить где был этот момент, а если я спрошу у неё она скорее всего даже сам вопрос не поймёт. Придётся вам поверить мне наслово, прошу прощения.
Итог
После первого дня игры моя сестра каждый день подходила ко мне и просила поиграть. Каждый день мы пропадали на часа 3, а по меркам человека который не играет в игры это, можно сказать, задротство в игру. Мне было очень приятно смотреть на волну её эмоций, как на вау эффекты от экшена и удовлетворения от победы, так и фрустрации от сложных уровней (были маты. много.)
Нам обоим очень понравилась игра, и если бы не слабенький сюжет с унылыми гг я бы дал этой игре титул шедевра, но имеем что имеем. Смело советую вам поиграть в неё, и если вы уже давно хотите вовлечь вашего знакомого в мир видео игр, It Takes Two — топовое начало.
Лучшие комментарии
Ой! Извиняюсь, перепутал, русский не мой родной язык
В твоём случае я не думаю что это важно, понравилось бы моей сестре то или иное, так как у тебя другая ситуация, у меня другая.
Если просто интересно, то ласт оф аc я б ей не дал, потому-что в It Takes Two файты были её самыми нелюбимыми моментами и она постоянно умирала. Кейдж это почти что кино, такое понравилось бы ей, но оно могло бы дать неправильное представление о жанре в целом, ведь кроме Кейджа и тейлтейл наверно никто больше такого не делает. Просто я смотрел через призму «поиграть в одну игру и всё», потому-что она скоро уезжает и мы ни во что больше не успеем. Да, разделённый экран тоже вещь уникальная, но она просто знает что все другие игры не такие. А вот вариативные игры было бы интересно дать ей, хотя велик шанс просто путаться постоянно, т.к. даже в этой игре она часто терялась. Но такие игры будут, хоть и не на 100, поощрять чувство того что можно делать что только в голову придёт.
Ну путает человек понятия, чо докопался.
К разному человеку разный подход. Если пытаться заинтересовать твою мать в играх, то следует пойти по тому пути о котором ты говоришь и напирать на наличие сюжетов и драмы, но тогда и показывать ей надо будет не It Takes Two, а какую нибудь ластуху или вообще что-то от Девида Кейджа, или ещё что-то в том же духе — кинемотагрофичное и сюжетноориентрованное. Автор же использовал тот крючок который был у него — сестра любила марио, так что он привёл с ним сравнение, и это сработало.
Повторяюсь, это конкретно твоя цель, которая отличалась от моей, и решение принимаешь сам, я лишь описал как бы я поступил в моей ситуации.
А про Тлоу скажу так: она дико стрессует в целом играя, даже если ничего супер напряжённого не происходило, поэтому против зомби в закрытых помещениях она бы не потянула, ну а где надо стрелять… надо стрелять. Снова, это относится к моей сестре, твоя мама другой человек, поэтому ей можешь дать поиграть во что ты считаешь нужным.
Кстати, поправил часть про сестру. :)
/me шёпотом заговорщика.
А вдруг...!)
Да.
ОК. Вообще не вопрос! Но… Ради интереса вопрос к автору. Как у сестры отношения именно к драмам, к кинематографу, возможно, к вариативности? Может быть, тоже стоит? Ну так, чисто…
Ага… Или я не так понял?
Вот именно за это моя мать презирает видеоигры. По её словам — это всё американская пропаганда бессмысленной жестокости, где только бегут-бегут-бегут, убивают, бегут-бегут-бегут, убивают. Я к тому, что, если пытаться изменить мнение, то какой-то сюжетно-ориентированной игрой, драмой, где все эти бегунки и прыжки либо отсутствуют, либо вообще не суть.
?
Ладно, так и быть плюс, так как, наверное, на Take Two как раз и должны быть такие отзывы.
А семья могла быть такой прогрессивной :)
В последние дни и недели прохожу TLoU на ПК и… Какие файты? Стрельбы минимум, только там, где без стрельбы никак, то есть на агрессивных заражённых. Всех остальных и заражённых, и людей обхожу стелсом. Точнее, заражённых просто обхожу, а людей посредством стелса по одному, тихонечко за шею. Это считается файтом?
И что? У того же Кейджа три порта современных порта на ПК. То есть, если зашёл Детройт, можно попробовать Beyond: Two Souls или наоборот, так как в Двух душах протагонист — девчонка, поэтому может зайти.
Что до уникальности Кейджа, то… Такие фильмы, как «Космическая одиссея» или, например, «Крёстный отец» больше никто не делал. Что-то подобное, но не такое. Задача ведь не просто провести экскурсию, а показать, что игры — это не только ценный мех, но и иное, большее.
Интересно. Правда, именно ту мне кажется может помочь либо спокойная адвенчура, либо интерактивное кино, так как идёт вовлечение, сопереживание, погружение.
Но да, ОК, твои дела :)