Сегодня я расскажу об одном из милейших девайсов конца 90х - Toshiba Libretto 70CT, и проведу параллели между этим девайсом и Steam deck. Что между ними общего? Прошу к прочтению!
Френдли ремайндер: следить за моими железками можно в ридонли канале в телеге.
Для начала, кратко пройдёмся по ретроспективе. Год 1996, средний размер ноутбуков уже не вызывает желания пользоваться услугами грузчиков, но для лёгкого и непринужденного ношения ещё далеко - 3-4 килограмма считалось нормой. Габариты тоже отнюдь не способствовали мобильности в привычном нам понимании - для ноутбука была отдельная, за частую брендовая сумка с отделом для безопасной его переноски. Ввиду этого, различные бренды железок придумывали устройства на отличной от PC архитектуре в попытках сделать что-то действительно компактное, имеющее габариты условной VHS кассеты от видака. Извращаться и проявлять смекалочку приходилось в первую очередь из-за габаритов железа внутри компов на привычной нам архитектуре, и во вторую - из-за её энергопрожорливости.
На рынке можно было встретить массу девайсов в той или иной степени способных исполнять повседневные задачи на ходу (записная книжка, список дел, текстовый редактор, имэйл клиент), но это были скорее диджитал органайзеры на стеройдах - предтечи карманных компьютеров aka наладонников. Но, запрос на реальную мобильность и полноценный функционал у рынка был, так что, рисёрч & девелопмент изобретал. Так появился класс устройств размером с ту самую VHS кассету - субноутбуки. С их последней реинкарнацией в лице нетбуков вы, скорее всего, встречались примерно 10-15 лет назад.
Итак, сегодня у нас на столе оценки пригодности к ретрогеймингу самый, наверное, характерный представитель субноутбуков - Toshiba Libretto 70CT. В линейке Libretto было с десяток устройств, в том числе около пяти моделей до 2000 года выпуска. Изначально, я хотел последнюю модель 110СТ исполненную в классическом сером пластиковом корпусе цвета Тошибы, но случайно разжившись её чуть более поздним конкурентом, очень резко пересмотрел свои критерии отбора.
Меня ещё флешбэчат фантомные боли из времён Windows Vista, когда ноутбуки резко стали с экранами формата 16:9, а разрабы игр вообще ни разу не спешили выпускать патчи для своих детищ, разработанных под "полный кадр" 4:3. По итогу получалось, что ноут у тебя новый, крутой и красивый, а все игры с черными полосами по бокам. Это можно было легко пережить, если ноут был 17+ дюймов, но хотелось бы, конечно, использовать всю площадь экрана. И не смотреть на чёртовы засветы на чёрном фоне.
Таким образом, я вычленил основной параметр для поиска нужной модели с прицелом именно на игры. И последней в линейке с экраном формата 4:3 была именно Libretto 70CT. Помимо активного экрана нужных пропорций с разрешением 640:480 гигантского размера в 6.1 дюйм, внутри нас ждёт Intel Pentium MMX на 120 мегагерц, 16 мегабайт оперативной памяти, какая-то очередная недовидеокарта Chips&Tech F65550 с 1 мегабайтом видеопамяти, SoundBlaster Pro совместимый звук на чипе Yamaha OPL3, и жесткий диск на 1.6 гигабайт.
Ах, ну да, ещё есть целая одна встроенная колонка, и дивная реализация мыши - AccuPoint, которой следует пользоваться следующим образом: справа от экрана есть "стик", на который кладётся большой палец правой руки. А на обратной стороне крышки экрана... две кнопки. Мышки. ПКМ и ЛКМ. Звучит диковато, согласен. Но, но! На мой субъективный взгляд, именно вот в этом моменте у инженеров Тошибы вещества всосались в нужные места коры головного мозга, так как этим вариантом реализации мышки пользоваться как-то моментально становится удобно. Представьте хват любого геймпада с большим пальцем на стике и указательным на курке с бампером - наиболее точная аналогия. Только стик очень тугой, за счёт чего получается достаточно точно дозировать усилие для управления курсором. Интересно, кому мы больше обязаны появлением геймпадовых стиков как таковых: трекболлам, контроллеру Nintendo 64, или вот этому AccuPoint?.. Дискасс, как говорится.
Игры на 100-150гб - наша действительность. От того особенно мило смотрятся комментарии разработчиков к размеру их игр из 1996 года.
165 метров, это КРЭЙЗИ, братан!
Как вы понимаете, даже не смотря на легковесность игр того времени, объёма хранилища в 1.6 гигабайт категорически мало. Пришло время апгрейда, который хоть и занял неделю страданий над совместимостью - по итогу увенчался успехом. Теперь в Винигретте вместо штатного жесткого диска стоит Compaсt Flash карта памяти на 64 гигабайта через переходник IDE-CF, что позволило всунуть в неё буквально всю мою библиотеку игр для того временного периода. Осталось добыть дополнительные 16 мегабайт оперативки, хотя это и не особо требуется.
Собственно, перейдём уже к геймингу. Что нам даём это железо? На самом деле, практически всё, что выходило до 1998 года. Самым жестким и требовательным бенчмарком того времени был Quake, который тут вполне сносно работает. Пройдёмте в галлерею с пояснениями под картинками! Неподготовленный читатель, конечно, задолбается крутить колесо мышки, но я решил основательно подойти к вопросу тестирования на играбильность, и прогнал на Винигретте тонну игр из актуального времени. Забегая вперед - это совершенно удивительная производительность для своего размера.
First Person Shooters
Собственно, более чем играбельно, хотя были сомнения из-за 16 метров оперативки.
К счастью, в первокваку можно нормально играть используя только клавиатуру.
До шутки про Питер 3...
2...
1...
Шутки про Санкт-Петербург в студию!
Тут примерно также, как и в Quake...
...320:200.
И, наверное, было бы всё же не плохо где достать этот модуль расширения памяти.
Игра сильно опережавшая по возможностям движка оригинальные Doom, но по легенде - рождена из фанатского мода по вселенной Звёздных Войн.
Фактически, правда, разработка была начата чуть ли не за 2 года до того самого мода к Doom.
Игра оказалась на столько удачной, что Кармак с Ромеро, находившиеся в тесном контакте с разработчиками Dark Forces, выдали что-то типа "теперь мы понимаем, что чувствовали люди, игравшие в Doom".
Simulators
Занятно, что первые две Descent от ныне закрытой Volition сравнивали с Doom, причём, не в пользу последнего.
Игроки того времени невероятно тащились от "вертикальности", а точнее - от трёхмерности геймплэя.
И если относительно раннее 3D Десентов ещё +/- похоже на то, что может работать на столь слабом видеочипе, то вот F22 Lightning 2 от NovaLogic вызвало у меня отвал челюсти.
Это совершенно поразительно, для такого железа. Да, это software rendering, т.е. обсчёт графики производится не столько видеочипом, сколько центральным процессором, но это всё равно отвал башки.
Тут у нас снова 3-дэ, но в работоспособности актуальной версии (MFS95) я особо не сомневался.
Графика достаточно условная, а вот основная тяжесть на физике процессов, которая лежит на центральном процессоре. Естественно, пень ММХ в грязь лицом не ударил.
К серии Mechwarrior я питаю тёплые ностальгические чувства, но начиная с 3й части.
Почему именно с третьей? Ну... Там графика была уже не на столько условной.
Мои любимые аркадные гоночки работают странновато - разные настройки графина влияют никак, но через 3-5 минут после начала гонки кол-во кадров в секунду разгоняется до приемлемых значений.
Ну или это мозг настраивается. Так или иначе, возможность поиграть в эту часть НФС, пускай и без эффектов от рендеринга на видеокартах Voodoo от 3dfx, греет мне сердце, и поднимает настроение.
Бестолковые полуспрайтовые гоночки на мотоциклах с возможностью бить руками/ногами/трубами оппонентов.
Бестолковые, но очень многим запомнившиеся. Старое-доброе ультронасилие: начало.
Эта парочка легендарных космосимов выходила ещё на ms-dos, и запусклась на калькуляторах, однако, тут уже издания на компакт-дисках.
Всё стало немного лучше, но в вопросах звука. Так или иначе, Либретта их не заметила от слова совсем.
Role-Playing Game
Я знаю, что проигралось у вас в голове при виде этой картинки со встроенной мелодией.
Работает хорошо, ровно как и должно - битвы с демонами в желе.
Про работоспособность изометрии, в целом, нет смыла говорить отдельно.
Всё так, как и должно быть. Быстро. И пошагово.
Прародитель этих ваших ДеусЕхсов с Бивошолками.
Здорово, конечно, но лучше уже в рематер поиграть.
Нет, правда, поиграйте в ремастер.
Даже если вы за аутентичный экспириенс. Тут то всё хорошо работает, но больно. От управления - в первую очередь.
А вот первые ТЕС можно спокойно играть тут - за счёт маленького экрана пиксельарт не режет глаз.
А выглядит максимально колоритно, лампово, и приятно.
Серьезно, только представьте себе - положить телефон, выйти во двор летним выходным, плюхнуться в гамак под вечер.
И спасать бесполезных отпрысков династии Таргариенов. Ой, простите, Септимов.
Пока вас не сожрут комары. Но, это к делу не относится.
Random
Первая Ларка меня удивила не меньше, чем F22 Lightning - это серьезное 3d, и возможность гонять в неё навесу в 1996 году просто бесценна.
Выражаю отдельный респект за фичу горячего переключения графики с оригинала на ремастер в, собственно, ремастере.
Даур, вот этих чуваков только что-то не так крипово отрисовали! =)
Резик работате натужно - ему 120 мегагерц маловато.
Однако, возможно, он как и первая Дьябло и должен играться через прослойку из желе?
Хотя, в узких коридорах всё становится бодрее.
С чего бы, если это всё равно статичные обои?
В первый Metal Gear поиграть можно. Хорошо, быстро. Что не удивительно, ведь это вообще игра с позапрошлой по актуальности архитектуры.
Но играть не надо. Правда. Посмотрите Историю Серии Метал Геар от Ивана Лоева.
Арабская ноооооочь
Волшебный востооооооок
In the jungle
the mighty jungle
The lion sleeps tonight
Понятия не имею, какая тут была заглавная песня, но это не суть. Любые 2д платформеры работают великолепно.
Надо только помнить, что они все, поголовно, реагируют на нажатия с тайм-лагом.
Дарксоулс моего времени.
Работает отлично, как и подабает игре на лет 5 (минимум) младше самого ноутбука.
Финишхим тоже работает отлично.
А как ещё, если он вообще с Сеги.
Где Сега, и где железо, которое тащит Windows 95.
Аналогично, хотя этот порт работает чуточку затупно.
Возможно, так и должно быть, я уже точно не помню "нативные" ощущения от СФ2.
ВВ моём детстве игры с бананами были чуточку сложнее вирусных кликеров.
Впрочем, ничего не мешает кликать и там, и тут. Ну, кроме отсутствия времени и/или желания.
Strategy
Не смотря на то, что первая часть вышла в 1997, на субноуте 1996 играется всё достаточно бодро.
Вторая часть значительно подтупливает, но вот первая - шикарна.
Я не могу назвать ни одной железки из своей коллекции, куда бы я не ставил Старкрафт.
Работает отлично, что меня не удивило.
Ведь старкрафт бодро работает даже на Тошибе чуть старше этой, с обычным Pentium 1 на 75 мегагерц.
Можно даже рулить тонной батонов, и игра не превращается в слайдшоу при налёте ими на вражескую базу.
В Стелларис я значительно залип в своё время. так как это просто потрясная игра. Чего не сказать о её прямом предке.
Хотя, в то время, это тоже была отличная игра. Идёт, естественно, отлично.
Равно как и SimCity. Даже в готовых городах с кучами бедствий
Вообще, есть вот в таких играх определенная графическая магия, помимо сверхзалипательного игрового процесса. На это просто приятно смотреть в динамике.
Не сильно далеко уходя от Masters of Orion - Star Wars Rebellion тоже относится к космическим 4х стратегиям.
Космические стычки, при этом, могут проходить в 3d в реальном времени, с активной паузой. Трёхмерность, конечно, уровня "обнять и плакать", но за неимением альтернатив...
Естественно, обе части работают хорошо.
Вторая, иногда, ловит тупняки, но они как будто бы связаны с подгрузкой и проигрыванием тонны звуков.
Да-да, звуки в то время влияли на производительность, ввиду общей слабости железа.
Итак, вот мы и прошлись по игропригодности. Как вы могли понять, Либретте были по плечу все, или почти все игры своего времени. Теперь, я хочу порассуждать с вами о том, что же общего у этих портативным штук - субноутбука из 1996 года, и современного портативного игрового устройства от Valve.
Оба устройства, по сути, стали ответом на запрос рынка. Покупатели хотели полноценную железку, на которой можно было не чувствовать ограничений портативного железа. Смотрите сами: до Стимдека у нас были всякие PSP, PS Vita, Nintendo Switch и его предшественники. Закрытые архитектуры, свои операционки, невозможность использовать вычислительные ресурсы по своему усмотрению из коробки. Использовать предлагалось только так, как заранее решил разработчик. "Мы не поставим браузер в Свитч, потому, что это консоль, а не планшет". Та же история была и с субноутбуками оснащёнными обрезанными Windows CE. Как бы и задачи оно выполняет, но при этом постоянно чувствуешь себя ущербным. Не потому, что оно какое-то медленное, или как-то не так что-то делает, а просто за счёт невозможности сделать то, что казалось бы, сделать можно.
И некую преемственность между этими устройствами я вижу именно в том, что они предложили юзеру свободу. Они чуть больше их конкурентов, но с ними Ты, пользователь, ничем не ограничен: ставь любые актуальные игры, ставь любую взрослую операционку, хоть Kali Linux на Паровую палубу, хоть OS/2 на Винигретту. И за такими первопроходцами всегда устремляются догоняющие, ведь они открыли новый сегмент рынка, и все остальные тоже хотят урвать кусок. Я чертовски рад, что даже в наше время такие моменты происходят, ведь это и есть прогресс, в моём понимании.
Тошиба Винигретта 70ст - около 300 баксов в состоянии "ещё походит", и до бесконечности больше. А вот стартовая цена была "всего" 2000 условных единиц.
Глаза соседей по самолёту как всегда - бесценны.
Надеюсь, что колёсико вашей мыши живо, тачпад не протёрт, и, до скорого!
Если есть желание понаблюдать за моими железками, то прошу в мой Телеграм.
Очень интересный девайс для ретрогейминга. Жаль, что потолок игр только до 1998. Хотелось бы конечно иметь что-то подобное, но для игр до 2000-2001 года.
Узнал из статьи, зачем же нужны эти две кнопки на обороте :)
Сам девайс выглядит как ВАЩЬ. Дизайн — моё почтение.
Про неё у меня больше техническая статья на хабре- там очень замороченная история с центральным процессором от TransMeta. Не знаю, на сколько на СтопГейме статья о ней будет нужна: там можно очень много и интересного рассказать по железу, и мало по играм. Хотя, её ATI Rage M1 что-то даже может. Но, даже эти возможности контрятся отбитым экраном 1024:480, на который 999% игр развернутся не могут, а скалировка (растягивание изображения) в драйвере видюхи реализована… никак.
Можно, конечно, пересобрать статью с Хабра, и добавить много боли про игровой на ней экспириенс… я подумаю.
Вообще без проблем, всё покажу и расскажу. Вообще, либретты 50-70 это супер приятные в восстановлении софтовой части в завод девайсы- на архив.орге лежит образ жесткого диска ровно перед первым стартом системы. Т.е. восстановление с заводских дисков закончилось, комп ушел в ребут, и его сдампили. Заводская лицензионная вин95, все дрова, весь софт, и предложение отправить купон в тошибу для регистрации, и в подарок — 3 игры пазла)
С периодом 98-2002 уже сильно сложнее- 3д ворвалось с двух ног, а скорость засовывания производительных видеочипов в маленькие железки замедлилась, если не сказать — остановилась. К сожалению, я на вскидку могу только один субноут Сони с дискретным видлом вспомнить, которое что-то может — Sony Vaio pcg-u1 и последующие модели в этом корпусе. Рад, что почитали, и что-то почерпнули)
Отличный блог! Удивительно, что такая машина тянула почти все игры своего поколения. В голову пришел Sony Vaio P, но он был далёк от игрового устройства совсем. А как на таком старом ноутбуке с батареей? Должно быть, она убита в ноль?
таки, да- удивительно, на сколько субноут-для-начальника мог тащить актуальщину, еще и будучи в 2 раза меньше сверстников. По акуму- чудеса: тут штатный ещё тащит 1-1.5 часа. Банки точно родные, не меняные. Та же странность с у меня с ноутом 1995 года от тошибы. Не иначе, это какие-то забытые технологии, раз сейчас акум в среднем дохнет за 5 лет.
Я могу помониторить предложения, и покидать ссылок. Или я могу накидать дров, или образ восстановления системы. Даже проапгрейдить могу, и перебрать до болта. Но, путь покупки Самурай проходит в одиночестве!