28 июня 28 июн. 15 4757

Ретрогейминг на ладони

+39

Салют, СтопГейм!

Сегодня я расскажу об одном из милейших девайсов конца 90х - Toshiba Libretto 70CT, и проведу параллели между этим девайсом и Steam deck. Что между ними общего? Прошу к прочтению!

Френдли ремайндер: следить за моими железками можно в ридонли канале в телеге.

Для начала, кратко пройдёмся по ретроспективе. Год 1996, средний размер ноутбуков уже не вызывает желания пользоваться услугами грузчиков, но для лёгкого и непринужденного ношения ещё далеко - 3-4 килограмма считалось нормой. Габариты тоже отнюдь не способствовали мобильности в привычном нам понимании - для ноутбука была отдельная, за частую брендовая сумка с отделом для безопасной его переноски. Ввиду этого, различные бренды железок придумывали устройства на отличной от PC архитектуре в попытках сделать что-то действительно компактное, имеющее габариты условной VHS кассеты от видака. Извращаться и проявлять смекалочку приходилось в первую очередь из-за габаритов железа внутри компов на привычной нам архитектуре, и во вторую - из-за её энергопрожорливости.

На рынке можно было встретить массу девайсов в той или иной степени способных исполнять повседневные задачи на ходу (записная книжка, список дел, текстовый редактор, имэйл клиент), но это были скорее диджитал органайзеры на стеройдах - предтечи карманных компьютеров aka наладонников. Но, запрос на реальную мобильность и полноценный функционал у рынка был, так что, рисёрч & девелопмент изобретал. Так появился класс устройств размером с ту самую VHS кассету - субноутбуки. С их последней реинкарнацией в лице нетбуков вы, скорее всего, встречались примерно 10-15 лет назад.

Итак, сегодня у нас на столе оценки пригодности к ретрогеймингу самый, наверное, характерный представитель субноутбуков - Toshiba Libretto 70CT. В линейке Libretto было с десяток устройств, в том числе около пяти моделей до 2000 года выпуска. Изначально, я хотел последнюю модель 110СТ исполненную в классическом сером пластиковом корпусе цвета Тошибы, но случайно разжившись её чуть более поздним конкурентом, очень резко пересмотрел свои критерии отбора. 

Меня ещё флешбэчат фантомные боли из времён Windows Vista, когда ноутбуки резко стали с экранами формата 16:9, а разрабы игр вообще ни разу не спешили выпускать патчи для своих детищ, разработанных под "полный кадр" 4:3. По итогу получалось, что ноут у тебя новый, крутой и красивый, а все игры с черными полосами по бокам. Это можно было легко пережить, если ноут был 17+ дюймов, но хотелось бы, конечно, использовать всю площадь экрана. И не смотреть на чёртовы засветы на чёрном фоне.

Таким образом, я вычленил основной параметр для поиска нужной модели с прицелом именно на игры. И последней в линейке с экраном формата 4:3 была именно Libretto 70CT. Помимо активного экрана нужных пропорций с разрешением 640:480 гигантского размера в 6.1 дюйм, внутри нас ждёт Intel Pentium MMX на 120 мегагерц, 16 мегабайт оперативной памяти, какая-то очередная недовидеокарта Chips&Tech F65550 с 1 мегабайтом видеопамяти, SoundBlaster Pro совместимый звук на чипе Yamaha OPL3, и жесткий диск на 1.6 гигабайт.

Ах, ну да, ещё есть целая одна встроенная колонка, и дивная реализация мыши - AccuPoint, которой следует пользоваться следующим образом: справа от экрана есть "стик", на который кладётся большой палец правой руки. А на обратной стороне крышки экрана... две кнопки. Мышки. ПКМ и ЛКМ. Звучит диковато, согласен. Но, но! На мой субъективный взгляд, именно вот в этом моменте у инженеров Тошибы вещества всосались в нужные места коры головного мозга, так как этим вариантом реализации мышки пользоваться как-то моментально становится удобно. Представьте хват любого геймпада с большим пальцем на стике и указательным на курке с бампером - наиболее точная аналогия. Только стик очень тугой, за счёт чего получается достаточно точно дозировать усилие для управления курсором. Интересно, кому мы больше обязаны появлением геймпадовых стиков как таковых: трекболлам, контроллеру Nintendo 64, или вот этому AccuPoint?.. Дискасс, как говорится.

Как вы понимаете, даже не смотря на легковесность игр того времени, объёма хранилища в 1.6 гигабайт категорически мало. Пришло время апгрейда, который хоть и занял неделю страданий над совместимостью - по итогу увенчался успехом. Теперь в Винигретте вместо штатного жесткого диска стоит Compaсt Flash карта памяти на 64 гигабайта через переходник IDE-CF, что позволило всунуть в неё буквально всю мою библиотеку игр для того временного периода. Осталось добыть дополнительные 16 мегабайт оперативки, хотя это и не особо требуется.

Собственно, перейдём уже к геймингу. Что нам даём это железо? На самом деле, практически всё, что выходило до 1998 года. Самым жестким и требовательным бенчмарком того времени был Quake, который тут вполне сносно работает. Пройдёмте в галлерею с пояснениями под картинками! Неподготовленный читатель, конечно, задолбается крутить колесо мышки, но я решил основательно подойти к вопросу тестирования на играбильность, и прогнал на Винигретте тонну игр из актуального времени. Забегая вперед - это совершенно удивительная производительность для своего размера.

First Person Shooters
Simulators
Role-Playing Game
Random
Strategy

Итак, вот мы и прошлись по игропригодности. Как вы могли понять, Либретте были по плечу все, или почти все игры своего времени. Теперь, я хочу порассуждать с вами о том, что же общего у этих портативным штук - субноутбука из 1996 года, и современного портативного игрового устройства от Valve.

Оба устройства, по сути, стали ответом на запрос рынка. Покупатели хотели полноценную железку, на которой можно было не чувствовать ограничений портативного железа. Смотрите сами: до Стимдека у нас были всякие PSP, PS Vita, Nintendo Switch и его предшественники. Закрытые архитектуры, свои операционки, невозможность использовать вычислительные ресурсы по своему усмотрению из коробки. Использовать предлагалось только так, как заранее решил разработчик. "Мы не поставим браузер в Свитч, потому, что это консоль, а не планшет". Та же история была и с субноутбуками оснащёнными обрезанными Windows CE. Как бы и задачи оно выполняет, но при этом постоянно чувствуешь себя ущербным. Не потому, что оно какое-то медленное, или как-то не так что-то делает, а просто за счёт невозможности сделать то, что казалось бы, сделать можно. 

И некую преемственность между этими устройствами я вижу именно в том, что они предложили юзеру свободу. Они чуть больше их конкурентов, но с ними Ты, пользователь, ничем не ограничен: ставь любые актуальные игры, ставь любую взрослую операционку, хоть Kali Linux на Паровую палубу, хоть OS/2 на Винигретту. И за такими первопроходцами всегда устремляются догоняющие, ведь они открыли новый сегмент рынка, и все остальные тоже хотят урвать кусок. Я чертовски рад, что даже в наше время такие моменты происходят, ведь это и есть прогресс, в моём понимании. 

Надеюсь, что колёсико вашей мыши живо, тачпад не протёрт, и, до скорого! 

Если есть желание понаблюдать за моими железками, то прошу в мой Телеграм.


Лучшие комментарии

Очень интересный девайс для ретрогейминга. Жаль, что потолок игр только до 1998. Хотелось бы конечно иметь что-то подобное, но для игр до 2000-2001 года.

Узнал из статьи, зачем же нужны эти две кнопки на обороте :)

Сам девайс выглядит как ВАЩЬ. Дизайн — моё почтение.

Так, это ты у меня в телеге хвастался этим девайсом? Ну теперь-то продашь? :D

Про неё у меня больше техническая статья на хабре- там очень замороченная история с центральным процессором от TransMeta. Не знаю, на сколько на СтопГейме статья о ней будет нужна: там можно очень много и интересного рассказать по железу, и мало по играм. Хотя, её ATI Rage M1 что-то даже может. Но, даже эти возможности контрятся отбитым экраном 1024:480, на который 999% игр развернутся не могут, а скалировка (растягивание изображения) в драйвере видюхи реализована… никак.

Можно, конечно, пересобрать статью с Хабра, и добавить много боли про игровой на ней экспириенс… я подумаю.  

Вообще без проблем, всё покажу и расскажу. Вообще, либретты 50-70 это супер приятные в восстановлении софтовой части в завод девайсы- на архив.орге лежит образ жесткого диска ровно перед первым стартом системы. Т.е. восстановление с заводских дисков закончилось, комп ушел в ребут, и его сдампили. Заводская лицензионная вин95, все дрова, весь софт, и предложение отправить купон в тошибу для регистрации, и в подарок — 3 игры пазла)

С периодом 98-2002 уже сильно сложнее- 3д ворвалось с двух ног, а скорость засовывания производительных видеочипов в маленькие железки замедлилась, если не сказать — остановилась. К сожалению, я на вскидку могу только один субноут Сони с дискретным видлом вспомнить, которое что-то может — Sony Vaio pcg-u1 и последующие модели в этом корпусе. 
Рад, что почитали, и что-то почерпнули) 

Спасибо. Всегда. Интересно почитать про продвинутые для своего времени желёзки.

Очень интересная железка!

Какая няшечка!

Когда блог про Sony, что мелькает на фотках? Не нашел её в прошлых темах.

Отличный блог! Удивительно, что такая машина тянула почти все игры своего поколения. В голову пришел Sony Vaio P, но он был далёк от игрового устройства совсем. А как на таком старом ноутбуке с батареей? Должно быть, она убита в ноль?

Спасибо! Рад, что понравилось!

таки, да- удивительно, на сколько субноут-для-начальника мог тащить актуальщину, еще и будучи в 2 раза меньше сверстников. По акуму- чудеса: тут штатный ещё тащит 1-1.5 часа. Банки точно родные, не меняные. Та же странность с у меня с ноутом 1995 года от тошибы. Не иначе, это какие-то забытые технологии, раз сейчас акум в среднем дохнет за 5 лет.

Спасибо за спасибо! Будем продолжать)

Йесь. Ноуп. 
=D

Я могу помониторить предложения, и покидать ссылок. Или я могу накидать дров, или образ восстановления системы. Даже проапгрейдить могу, и перебрать до болта. Но, путь покупки Самурай проходит в одиночестве! 

Читай также