Давным-давно, в далёком 1986 году, вышла игра под названием Silpheed. Это космический шут-эм-ап, выполненный в 2D. На то время – жанр крайне популярный, да и сама по себе игра неплохая, так что выходила она на различных восьмибитных японских компьютерах, на 16-битной машине от Apple, выходила для компьютеров под системой MS-DOS и даже на Sega CD вышла в 1993 году. Основной фишкой игры стала смена оружия для нашего космического корабля между миссиями, тогда как в большинстве «шмапов» игрок ловил временный баф оружия.
Казалось бы, ну вышла игра и вышла. Жанр довольно специфический, культового статуса всё же игра не заработала, но в 2000-ом году издательство Capcom помогает разработчикам с изданием сиквела – игры Silpheed: The Lost Planet, эксклюзива PlayStation 2. По сути своей, сиквел использовал старую формулу космического «шмапа», добавляя в неё кат-сцены между миссиями. Ну и картинку обновили, сделав эдакое псевдо-3D, хотя игровой процесс всё ещё был ограничен 2D-пространством.
В 2000-ом «шмапы» уже не удивляли, а чего-то кроме успешной формулы оригинала Silpheed: The Lost Planet не предлагал. Оценки игра получила скромные, а судя по тем данным о продажах, что есть в интернете, финансовые успехи игры отрицательные (70 тысяч проданных копий, без учёта японского рынка).
Вроде бы всё, пора уже закрыть эту историю, но тут встретились два одиночества. Microsoft и Square Enix договорились о том, что Square Enix издадут какой-нибудь эдакий японский эксклюзивчик для свежевышедшего Xbox 360. Все в плюсе – мелкомягкие получают эксклюзив, ещё и со спецификой японского рынка, где они уступали Sony и Nintendo, а Square Enix потенциально расширят аудиторию своих фанатов новой игрой для Xbox 360. Вот только речь не шла о том, что Square Enix выпустят что-то сами, и на Xbox выйдет Final Fantasy, Dragon Quest или ещё что-то именитое. Нет, Square Enix просто издадут что-нибудь… Ну, например, откопают разработчиков той самой Silpheed, скажут им – мы от вашего имени сделаем игру, но силами другой студии, и продадим это Microsoft. План надёжный, как швейцарские часы с гравировкой Made in China. Так Xbox 360 получил редкого вида эксклюзив – аркадный 3D shoot-em’up Project Sylpheed. Название созвучно, но пишется иначе.
Разработчики оригинальной дилогии участвовали лишь в качестве советников. Создавалась игра усилиями студии SETA Corporation, которая в 2009 году закрылась, после поглощения Universal Entertainment Corporation. Это не студия американского кино, а японская корпорация, связанная с различного рода азартными играми. SETA в своё время разрабатывала игры для консолей Nintendo, но вот финишем станет игра для X360.
Фактически, игру помогала делать ещё одна студия. Компания с говорящим именем Anima нарисовала все кат-сцены в игре, так что Project Sylpheed представляет собой сплав из геймплейного каркаса от SETA и сюжетных кат-сцен от Anima. Или не сплав, а чудовище Франкенштейна – тут уж как посмотреть.
С одной стороны – разработчики молодцы, ведь им удалось переместить оригинальный геймплей аркадных 2D «шмапов» в 3D. Это тот же Silpheed, только вместо перемещения снизу вверх по экрану нам предлагается отстреливать десятки и сотни врагов в трёхмерном пространстве. Не просто двигаться по прямой, а перемещаться по свободной арене. Но это спорное достижение.
Разве в новинку было перемещение корабля в 3D-пространстве? Конечно же нет, в 2007, чтобы выделиться подобной идеей, надо было ещё ролевые элементы добавлять или открытый мир, а похожие летательные пострелушки в 3D были ещё на PS2 в игре Defender, и даже в эпоху PS1 была игра по «Ковбою Бипобу» со схожими возможностями.
Из 16 миссий в Project Sylpheed 14 представляют из себя отстрел врагов либо в определённом количестве, либо в течении определённого времени. Две оставшиеся миссии (одна в середине игры и одна в конце) – битвы с боссом. В среднем, на миссию уходит около 20 минут, так что проходится игра где-то за 5-6 часов.
Изменится ли как-то за это время геймплей? Откроются новые пушки, но суть будет неизменна. Есть основное оружие и три вспомогательных. Делятся все пушки на те, что стреляют прямо и нам надо целиться вручную, и на орудия с самонаведением. Ещё есть модули поддержки, в духе усиления щита или лечения за счёт использования слота с оружием. Пожертвовать ради лечения пушкой при желании можно – амуниция тут, по сути, всё равно бесконечна, ибо восстанавливается при подлёте к союзному кораблю поддержки, который есть на каждой миссии, кроме боссов. Вместе с амуницией восстанавливается броня, которая тратится, если вам сбили щит. Щит же восстанавливается сам через пару секунд без обстрелов.
Для разнообразия авторы придумали три спецприема, которые работают за счёт энергии щита. Это залп из всех орудий, таран и замедление времени. Вместе их использовать нельзя – есть лишь одна кнопка спецприёма, и чем дольше ты её держишь, тем сильнее, теоретически, будет приём. Сильнейшим, по логике игры, считается замедление, а слабейшим – залп из всего что есть на корабле.
Врагов вроде много, если судить по названиям, но типов же три: огромные тяжёлые корабли, мелкие летуны, умирающие от одной ракеты, и эдакие истребители, что-то в духе нашего корабля. У нас со временем появятся союзники, которым можно отдать команду атаковать ту же цель, что и мы, свободно атаковать врагов или атаковать того врага, что атакует наш корабль. Толку от союзников немного. Разве что мелочь иногда сбивают.
Всё бы у игры было неплохо с геймплейной частью, если бы не один важный для жанра момент. Дело в том, что, несмотря на пометку на коробке с диском о поддержке 60-герцовых экранов, игра в масштабных боях тормозит так, что не то что о 60, даже о 30 кадрах в секунду не приходится мечтать. А если умудриться рядом с вражеским тяжёлым кораблём сделать «бочку» и тут же активировать залп из всех орудий, то FPS становится чуть ли не отрицательным. И перед нами не Forza Horizon или третья часть Gears of War. Картинка тут скромная, причём речь и о геймплее, и об отдельно нарисованных кат-сценах.
Вообще геймплей и сюжет тут две части одного целого. В бою слышны переговоры по рации, но все драматические перипетии проходят именно в 3D-аниме, что нам показывают в перерыве. Казалось бы, раз кат-сцены делала отдельная студия, то там уж картинка удивит! А вместе с этим и сюжет, ведь не зря эту часть игры хвалила в своём стареньком двухминутном обзоре «Страна Игр».
Сюжет дал разработчикам повод называть собственный проект космической "мыльной оперой"
Мыльная опера… да, лучше и не скажешь. Объясню почему. У Xbox 360 DVD-привод, поэтому игры с хорошо отрисоваными кат-сценами занимают несколько дисков. Lost Odyssey, к примеру, вышла на 4-х DVD. Project Sylpheed вышла на одном диске и, судя по всему, кат-сцены пришлось «шакалить». В статике можно попробовать найти пару неплохих кадров, но в динамике всё очень грустно.
Ну и ладно, может, если с формой не получилось, то уж содержание удивит?
Тут у нас история о колонизации космоса. Пришельцев нет, поэтому не совсем понятно, зачем людям столько военных кораблей… Наверное, собрались воевать друг с другом. И да, так и получается – одна из самостоятельных колоний нападает на центральные силы. С одной стороны, причина кроется в том, что правительство когда-то втихую уничтожило целую планету, чтобы не допустить революции, ну или хотя бы восстания. Там погиб отец предводительницы той самой восставшей колонии. С другой же – эта дочь оказывается психопаткой, которая хочет уничтожать планеты.
Сценаристы попытались накидать различных сюжетных линий просто для того, чтобы они были. Вот, к примеру, наш герой несколько лет находится в одном отряде с девушкой по имени Эллен. Никакого намёка на романтику в их общении нет, но под конец игры нам показывают, как девушка отчаялась и устала от войны, на фоне чего кидается целовать главного героя. До конца игры всего-то три миссии, после которых эти неразвивающиеся отношения доходят до катарсиса: Эллен ждёт героя после суицидальной миссии внутри кабины своего корабля и уже почти отчаялась, как вдруг протагонист появляется, и они в открытом космосе выпрыгивают друг другу в объятия…
Или вот наш командир отряда получает ранение и теперь не может пилотировать. Внезапно, во время одной из битв, он сердцем чует, что главному герою грозит опасность и садится в корабль, чтобы… протаранить вражеский корабль и умереть. Очевидно, в корабле стрельба была назначена на педаль, а у командира нога загипсована, так что он мог лишь протаранить врага.
На этом фоне грех жаловаться на начало игры, где показывают гибель одного из членов нашего отряда, которого мы видели 5-10 секунд. Ну а как ты иначе покажешь, что враг – это злодейский злодей? Да, потом окажется, что ты воюешь за тех, кто способен планету уничтожить с мирными жителями, но это-то когда будет!
Если геймплейно это вполне себе сносный аркадный космо-шутер с просадкой FPS, то вот сюжетно… Скажем так, если бы можно было убрать с диска кат-сцены и за счёт этого сделать стабильную производительность, то было бы куда лучше.
Project Sylpheed – это очередной показательный итог экспансии Microsoft в Японию. Хотим эксклюзивную игру, чтобы самураи покупали, желательно, чтобы самураи сами там что-то сделали. Игра будто понимает, что с ней не всё идеально, поэтому если вдруг вы пару раз померли на уровне, то на третий его попросту предложат пропустить. Как иначе объяснить подобный подгон от разработчиков (именно пропустить созданный ими же уровень, а не снизить сложность) – я не знаю. Как и не знаю, чего ещё можно добавить об этом странном, эксклюзиве.
Лучшие комментарии
Класс. Будет чем заняться на эмуле PS2.
Даже, старенькая леталка с кораблём Спайка упоминалась. Сама наткнулась на неё во время поисков игр схожих со Star Fox.
На даму сзади походу в космофлоте костюма по размеру не нашлось. 😀
Прикольно. Кладезь испанского стыда от действа доставило радость. Надо сильно постараться, дабы выдать такой сюжет. Самому автору видео и статьи благодарность, что раскопали этот шедевр кукожа.
Major Raymond Logan RTX — On