Кто же мог подумать, что сладкая ленивая, практически, неподвижная жизнь людей будущего из мультипликационной ленты ВАЛЛ-И могла быть реальностью. Да-да, у геймеров имелся нехилый такой шанс не просто обладать тучными боками, но и разъезжать на многофункциональных убер-креслах. Однако в какой-то момент история человечества свернула не туда, позабыв о существовании игрового контроллера, предлагавшего управлять персонажем силой мысли.
Всем пламенный привет, на связи Cheezzy фиолетовая борода и позвольте рассказать о предприимчивом американском бизнесмене-пенсионере. О том, как легендарная отечественная игровая студия делала первые шаги к своему величию. И о том, почему же мы с томатами, оказывается, братья по разуму.
Зря ты влез на наш рынок, дружок
В начале 1970 годов игровой компании Atari было не совсем хорошо. Появившиеся внезапно конкуренты жарко дышали в спину, переманивая на свою сторону зарождающихся геймеров. Большие дяди в сюртуках попробовали, конечно, разрешить острую нехватку финансов, да только получилось это как-то не очень.
Если массовое увольнение сотрудников Atari прошло особо безболезненно, то вот попытка ворваться на японский рынок потерпела тотальный крах. Товарищи из Страны восходящего солнца, мягко говоря, не обрадовались незваным гостям, устроив им хорошую взбучку.
Игровая компания, подарившая миру Pong, пребывала на грани исчезновения. Банкротство тихо подползало сзади. А руководители фирмы, от отчаяния кусая галстуки, перебирали все возможные варианты спасения. На их удачу недалеко ошивался американский предприниматель и воротила бизнеса Рон Гордон.
Приглашённый в компанию Рон Гордон оттащил активы Atari от пропасти, да уладил проблему с японскими коммерсантами. За что, по сути, помимо денежного вознаграждения получил кресло в уютным кабинете руководителя фирмы. Само собой, стал он начальником не номинально, а фактически влившись в работу организации.
Так вот. Во время одной из планёрок главы компании обсуждали животрепещущий вопрос. Голодные до инфоповодов СМИ в погоне за сенсацией вовсю вопили о том, что игры не только бессмысленны, но и вредят детям. Подобные заявления грозили финансовыми, да репутационными потерями, что, как понимаете, не есть хорошо.
Пытаясь найти выход из щекотливой ситуации, собравшиеся руководители накидывали различные предложения. Абсолютно любые. Головы начальников трещали от мозгового штурма. Однако именно в этот напряжённый момент и родилась идея, вылившаяся по итогу в контроллер разума. Точнее же даже не идея, а лишь фраза, заставившая Рона Гордона задуматься.
Кто-то просто в шутку предложил сделать так, чтобы в понг можно было играть с помощью мысли. Разумеется, все дружно посмеялись, похихикали и забыли. Ибо, как рассказал Гордон в одном из своих интервью, технологий для воплощения подобного пока не имелось. Однако столь экстравагантная идея очень уж приглянулась Рону, отчего тот припрятал её в своих чертогах разума.
Что забавно, примерно в то же время, плюс-минус год-два, компания Atari вела разработку схожего по задумке контроллера, получившего название Atari Mindlink. Надев столь необычный геймпад на голову (хм, а можно ли сие изобретение назвать геймпадом?), человек получал возможность управления игрой, грубо говоря, с помощью мышц лба. Однако ноу-хау, к сожалению, свет не увидело, так и оставшись на стадии разработки.
Компания Atari не стала для предприимчивого Рона Гордона последним местом работы. О, нет. Бизнесмен, решив немного отдохнуть от видеоигр, запиливает собственную организацию и изобретает карманный переводчик под названием Ami LANGUAGE System. Переносное компактное устройство на момент своего выхода, а это на минуточку 1979 год, было способно распознавать английский, голландский, испанский, немецкий, французский, японский и итальянский языки.
Затем, по словам самого бизнесмена, он через четыре года запускает какой-то образовательный онлайн-проект. Но, устав в край от работы, заманавшись окончательно, Гордон уходит быть гордым отцом. Правда статус счастливого папаши долго за ним не закрепляется. Слегка поднабравший возраста 55-летний Рон возвращается всё же в коммерцию, планируя воплотить припрятанную когда-то идею.
В бой идут одни старики
Для своего помпезного возвращения Гордон открывает компанию под говорящим названием The Other 90% Technologies. Что переводится как «другие/остальные 90% технологии» и отсылается к буквально вросшему в Интернет мифу, мол большинство людей используют не более 10% мозга. Как бы такая своеобразная игра слов.
Само собой, подобное говорящее название было подобрано неспроста. Гордон нацеливается на создание технологий, позволивших бы управлять машинами силой мысли.
Наша история как людей на этой планете была историей постоянного использования и развития нашего разума для совершенствования наших цивилизаций, наук и культур. Но до сих пор почти все, что мы думаем или делаем, сначала должно быть передано в наши руки, ноги, слова и машины, которые мы создаем. Идея непосредственного использования нашего разума для управления действиями и активностью вне нашего тела всегда завораживала и захватывала наше воображение.
Увлечённый идеей, следуя за мечтой, Гордон тратит порядка семи лет жизни на разработку уникальной технологии. В ходе создания необычного девайса бизнесмен загорается ещё одной целью. Сделать так, чтобы его изобретение несло не только веселье в видеоиграх, но и пользу. В частности, людям с ограниченными возможностями, дабы те могли, к примеру, силой мысли управлять инвалидной коляской. Дело однозначно благое.
По истечению обозначенного срока команда Гордона с трепетом демонстрирует миру ноу-хау − контроллер MindDrive. Очень странный напальчник, нафаршированный схемой с сенсором, способным считывать пульс, температуру, электрическое сопротивление кожи и другие параметры. Но главное – изобретение, по заверению самих создателей, научилось таким образом, грубо говоря, читать мысли человека.
Естественно, под управлением силой мысли Гордон подразумевал не волшебную, магическую телепатию. Нет, конечно. Было бы глупо в цивилизованном обществе вообще такое утверждать. Вздор какой-то. Уникальный контроллер по своему устройству схожий с детектором лжи функционировал согласно науке. О чём бизнесмен не раз заявлял.
К примеру, в своём интервью журналу Ability, Гордон вот так описывает работу MindDrive.
Разумеется, прожжённый предприниматель прекрасно понимал, что его убер-устройство без конечного потребителя не стоит и выеденного яйца. В связи с чем Гордон запускает масштабную пиар-акцию.
Правящие в информационном поле газеты несут читателям благую весть о скором технологическом прогрессе. Заголовки статей, практически, визжат о сенсационном открытии. «Телекинез для ПК. Новый контроллер работает на мощи мозга», «MindDrive − компьютер, который может читать ваши мысли?», «Сенсорный метод. Интеллектуальное программное обеспечение получило одобрение потребителей». В унисон газетам о контроллере начинают рассказывать на телевидении. Информационная атака была знатной.
Но самой яркой, самой громкой, на наш взгляд, новостью стала коллаборация с компанией Miramax. Киноделы планировали, взяв за основу MindDrive, запустить в производство короткометражные интерактивные фильмы. Мол, теперь-то человек будет волен сам выбирать: как поступит в той или иной ситуации главный герой?
К сожалению, с развлекательной индустрией у Рона Гордона не задалось. Геймеры, немного поудивлявшись странному контроллеру, подключаемому к компьютерам и требующему узкоспециальные игры, положили на них, по сути, болт. А Miramax просто разорился, отдавшись полностью новым владельцам, которым вся эта суета с интерактивными короткометражками была неинтересна. Однако бизнесмен-пенсионер унывать не стал. Собрав всю волю в кулак, Гордон перенаправил своё изобретение в область медицины.
Мы же, пожалуй, оставим дальнейшие научные изыскания предпринимателя, да оглянемся назад. Ведь по невероятному стечению обстоятельств в создании девайса разума принимали участие русские программисты.
Талантливая экономия
В далёком 1988 году молодые учёные, вместе работающие в сфере космических исследований, решают объединиться. На голом энтузиазме программисты по ночам и выходным колдуют над своим первым цифровым продуктом. Никто даже подумать не мог, во что выльются их труды. Однако мечты о светлом будущем, которое вот-вот настанет, как только проект выйдет на рынок, придавали сил.
Столь трудный путь выдержали, что уж греха таить, не все. Пятеро из десяти первых участников группы покинули страну, переживавшую смутные времена.
Подобные ноу-хау имели тогда только крупные западные корпорации, произведенные ими продукты стоили дорого и, более того, были стратегически значимыми. Вряд ли их можно было ввезти в Россию из-за рубежа. Наш продукт получил название «графический движок» и лег в основу направления, которое мы условно именуем «виртуальная реальность». Это компьютерные тренажеры, симуляторы, игры. Данное направление работ развивается и кормит нас по сей день, а тогда предприятие выполняло заказы Центра подготовки космонавтов. Не используя чужих продуктов, мы создали полнофункциональную систему, что позволило перейти к конструированию приложений, которые можно продавать на рынке. Но достаточно быстро стало понятно, что спрос на тренажеры невелик, рынок очень узкий.
Молодые амбициозные учёные выпустили невероятный цифровой продукт, равных которому на нашем рынке тогда не существовало. Однако от безденежья он не спасал, ибо пока организации не особо-то нуждались в их программе. Возможно, не случись чуда, одарённые специалисты, ещё побарахтавшись немного, плюнули бы на всё да рванули следом за бывшими коллегами. Но внезапно объявился один американец.
Рон, бизнесмен, Гордон. Хитрый зарубежный предприниматель, разрабатывая контроллер MindDrive, обратил свой взор в сторону российских программистов не просто так. Коммерсант разглядел в учёных, в первую очередь, не талант, либо подающие надежды способности, а хорошую такую возможность сэкономить на создании игр для своего девайса. Ибо в те года услуги наших специалистов стоили очень и очень дёшево.
Он нанял хороших менеджеров проектов, американцев, и заставил русских программистов играть по американским правилам. Работа и качество − в срок, деньги − тоже в срок. Менеджеры-американцы не формально, а очень строго отслеживали ход работ и соответствие их принятым стандартам. Два года длился проект. За это время создали три игры: «MindFlight» − это увлекательный полёт, борьба с кровожадными пришельцами, захватившими Землю, летающие тарелки и лазерное оружие; «Fib» − игровой детектор лжи в нескольких вариантах и «MindSkier» − слалом и скоростной спуск, мастерство управления лыжами только силой мысли.
Выпущенные виртуальные аттракционы, заточенные под управление мыслями, не стали чем-то выдающимся в послужном списке юной компании. Зато контракт с американским бизнесменом привлёк внимание к молодым специалистам уже отечественных игровых воротил в лице вначале фирмы «Бука», а чуть позже и «1С». Как могли многие догадаться, именно так начался непростой, тернистый путь студии SoftLab-NSK, подарившей когда-то геймерам легендарную Дальнобойщики 2.
Возвращаясь же к контроллеру разума, стоит отметить, что предприимчивый Гордон не остановился на одних лишь русских программистах. Библиотека виртуальных приключений, созданных специально под уникальный девайс, насчитывает чуть более десяти игр, если можно их так назвать. Причём приписка «если можно их так назвать» отнюдь не беспочвенна.
Дело в том, что в реальности фактическая работа девайса MindDrive вызывает, мягко говоря, сомнения. Во-первых, некоторые игры столь специфического устройства всё же требуют для своего запуска, как минимум, ставшую уже привычной нам мышь. А, во-вторых, подобные виртуальные аттракционы вполне комфортно играют сами в себя. Абсолютно без какого-либо участия геймера.
Порядка девяти лет назад блогер под ником LGR заполучил в свои руки рабочий контроллер разума. Само собой, обойти стороной сей девайс и не снять видео было выше его сил. По итогу проведённых экспериментов выяснилось, что с одинаковым эффектом в проекты MindDrive может играть, как человек, так и вытащенный из холодильника томат. В общем знайте, помидоры нам братья по разуму, если что.
История игровой индустрии буквально переполнена всевозможными странными дикими штуками да девайсами, созданными, казалось бы, пьяным инженером за бутылку. Однако, есть в этих необычных контроллерах, по нашему скромному мнению, своё очарование, шарм, дух бунтарства, ныне позабытый в угоду стабильной прибыли.
Сейчас навряд ли многим геймерам получится лично ознакомиться с проектами MindDrive. Всё же найти редкое устройство и купить вместе с играми – дело трудное, затратное да не особо нужное. Но если имеется неукротимое желание, прям чешется попробовать, то выход можно найти. Умельцы из Интернета выкрутились из этой ситуации, сваяв соответствующую программу. В общем, ищите да обрящете. А с вами был, вещал и… Так, давайте попробуем попрощаться мысленно.
1) Википедия:
- Atari, Inc.: https://en.wikipedia.org/wiki/Atari,_Inc.
- Atari Mindlink: https://en.wikipedia.org/wiki/Atari_Mindlink
- Ron Gordon: https://en.wikipedia.org/wiki/Ron_Gordon
- MindDrive: https://rnr-wiki.ru/index.php/MindDrive
2) Сторонние сайты:
- Статья «"Дальнобойщики" из академгородка, или "СофтЛаб-НСК " на мировой арене», опубликованная в журнале «Наука в Сибири» 1 февраля 2022 года: http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?18+200+1
- Интервью генерального директора компании SoftLab-NSK Ирины Травиной журналу «ЭКО»: https://cyberleninka.ru/article/n/v-formate-3d/viewer
- Форум: https://lostmediawiki.freeforums.net/thread/13650/technologies-minddrive-lost-software-titles
- Сила мысли: https://www.itweek.ru/themes/detail.php?ID=42226
- Computer with a conscience: https://www.cnet.com/tech/tech-industry/computer-with-a-conscience/
- The mind reels, along with the movies: https://www.cnet.com/tech/services-and-software/the-mind-reels-along-with-the-movies/
- New product lets your brain drive the PC: http://edition.cnn.com/TECH/9609/18/mind.drive/
- Miramax купил строитель: https://www.gazeta.ru/business/2010/07/30/3402902.shtml?updated
- FORTUNE VISITS 25 COOL COMPANIES: https://money.cnn.com/magazines/fortune/fortune_archive/1995/07/10/204249/index.htm
3) Сайты, открытые через бесплатный онлайн-архив Wayback Machine:
- Atari’s Hard-Partying Origin Story: An Oral History: https://web.archive.org/web/20190501093128/https://medium.com/s/story/ataris-hard-partying-origin-story-an-oral-history-c438b0ce9440
- The Atari Mindlink "The State of the Art for the State of your Mind": https://web.archive.org/web/20180919114640/http://www.atarimuseum.com/videogames/consoles/2600/mindlink.html
- Официальный сайт компании The Other 90% Technologies: https://web.archive.org/web/19990429133936/www.other90.com/
- Интервью Рона Гордона журналу Ability: https://web.archive.org/web/20030104113405/https://www.abilitymagazine.com/seymour_minddrive.html
4) Ютуб:
- Название канала: TTVRewind. Название видео: C|NET Central: Mind Drive, DVD 1997 (1of3): https://www.youtube.com/watch?v=C6atr1gIHcA
Лучшие комментарии
Напомнило патенты на датчики считывания пульса и стресса, которые застолбила за собой пару лет назад Сони.
Эх, представляю, что творилось бы в командных мультиплеерных сессионках, умей контроллер считывать мысли...
А если серьёзно: хорошо что не дошло это дело до толковой реализации. А то сегодня нам лень кнопки нажимать, а завтра будет лень глаза открывать по утру)
Пытаюсь поставить плюс силой мысли...
Получилось!
Пойду, обниму пакет с томатным соусом. Выжимка из братьев по разуму, как-никак. =)
А сможешь это сказать ему?)))
Серьезное дерьмо)
Ну это GORE на максимум прям. Разгондурасило!
Раз зашла тема овощей, мы просто не могли не поделиться в конце статьи одним видео. Хотели вначале в комменты вставить, но что-то не стоматилось)
Сколько я вашего брата прикончил сегодня, не сосчитать.
С другой стороны, для бОльшего погружения такой контроллер просто необходим в Psi-Ops и Second Sight.
Ого какая старая технология
Так вот что мне напомнил Atari Mindlink...
Not mah fockin pancakes!
Как так можно?! Быть может, для тебя и эта мясорубка выглядит аппетитно?