7 апреля 7 апр. 3 1372

Обзор Арт Россия/Art Russia 2024

+11

На прошлой неделе я посетил ярмарку современного искусства Арт Россия (она же Art Russia). Правда побывал только два дня из четырёх, но тем не менее увидел немало интересного.

Что там интересного, спросите вы? Тем более для любителя игр? А дело в том, что с подачи корпорации «Синергия» в этом году представленное на Art Russia современное искусство как раз и включало видео-игры. А также комиксы — в первую очередь европейские и японские (мангу). А последний день «арт-форума» (это когда на отдельной сцене эксперты выступали с докладами, читали лекции или дискутировали по различным темам) был полностью посвящён обсуждению вопроса — являются ли видео-игры (а также комиксы) искусством.

Об Art Russia 2024

Хотя для начала мне всё же стоит рассказать о выставке-ярмарке в целом. Мероприятие проходило в выставочном центре «Гостинный двор» (это рядом с метро «Площадь революции»), где под стеклянным потолком разместилось множество стендов от различных художников и целых коллективов, работающих в самых разных направлениях искусства.

Довольно удобным в планировке было то, что все стенды (более или менее) располагались вдоль четырёх линий, проходивших весь зал насквозь от стороны где были входные КПП и до противоположной стороны, где была сцена «арт-форума». На ней, кстати, выступали все три дня, просто первые два были в основном темы, касающиеся не игр, а цифровых технологий и современного искусства в целом.

Художники-киборги поработили всю планету...
Художники-киборги поработили всю планету...

Каждый час (то есть в 12:00, 13:00 и так далее) от центрального входа ходили экскурсии по выставке. Как раз для тех, кто не очень ориентировался в искусстве (или самой выставке) это было очень полезно — после такого небольшого экскурса по наиболее примечательным стендам можно было определиться, какую из экспозиций изучить более пристально. Тем более, что помимо собственно осмотра картин и скульптур, на многих стендах можно было пообщаться с их авторами.

Из претензий я бы в первую очередь назвал отсутствие Wi-Fi. Особенно если учесть, что посетителям то и дело советовали зайти через QR-код на сайт-путеводитель, где были как план выставки, так и расписание лекций, дискуссий, мастерклассов и прочих интересных активностей.

Стенд Arenadata Art. Не игра, но уже цифровое искусство, где нейросеть создаёт полотно используя для "вдохновения" объём данных на смартфонах посетителей.
Стенд Arenadata Art. Не игра, но уже цифровое искусство, где нейросеть создаёт полотно используя для "вдохновения" объём данных на смартфонах посетителей.

Хотя план выставки и не был так уж и нужен (как я говорил, стенды располагались довольно прямолинейно). А вот программа, которая включала в себя происходящее не только на основной сцене, но и на разных стендах (в первую очередь на стендах «Синергии») помогла бы мне поучаствовать в некоторых активностях, которые я в итоге пропустил.

Об играх и комиксах

Стенды от «Синергии» все были расположены вдоль крайней правой (если смотреть от входа) линии. В основном на них были зоны «мастер-классов» от преподавателей и спикеров из университета «Синергия», который уже не первый год предлагает обучение как в классическом формате высшего образования, так и отдельные курсы по различным специальностям. В том числе специальностям творческим — художник, аниматор, сценарист, геймдизайнер и так далее.

В качестве преподавателей на подобные курсы «Синергия» в первую очередь берёт людей, активно работающих в индустрии, уже выпустивших собственные успешные проекты, в общем имеющих представления о текущих трендах и способных рассказать о нюансах современной профессии. Правда на тех мастер-классах и презентациях, которые я увидел, ничего особенного мне услышать не довелось. А мастер-класс по сценарному мастерству так и вообще был копией того, что был на Fan Fest.

Напомню, что Fan Fest проходил в ноябре прошлого года, и тоже при участии корпорации/университета «Синергия». В целом это разумная стратегия — завлекать на факульеты комиксов, анимации и геймдазайна тех, кто уже интересуется комиксами, анимацией и играми в качестве потребителей и (возможно) хочет попробовать себй в их создании.

Вот такие мини-комиксы по заказу делал художник на стенде. Носорог -
 маскот "Синергии" уже был в шаблоне, а остальной сюжет придумывает 
заказчик.
Вот такие мини-комиксы по заказу делал художник на стенде. Носорог - маскот "Синергии" уже был в шаблоне, а остальной сюжет придумывает заказчик.

Впрочем, «Синергия» была не единственным представителем от мира игр и комиксов. Рядом со стендами факультетов расположились прилавки издательств Molot Hardcorp, Альпака, АУФ-комикс. На совместном стенде разработчики из студий AVM и АНО.ГРАММА представляли свои проекты, где демонстрировали нестандартное обращение со словами и символами. Игра BUKI, например, сочетает в себе механику сбора слов (по аналогиями с три-в-ряд) и различными головоломками.

Ещё несколько команд разработчиков хоть и не имели стенда, но проводили презентации своих проектов в зоне «Синергии». И даже демонстрировали геймплей на паре компьютеров.

Лично мне удалось опробовать адвенчуру Fake Dream, чьи авторы делают ставку на кинематографичность и атмосфету (впрочем, не забывая о головоломках). А также техно-демку Atrophia: Diseased Lands. Я видел её на Игропроме но прошёл недалкео. Сюжетно авторы «Атрофии» заглядываются на тёмное фэнтези, серую мораль и подобные вещи.

А ещё на одном из тех же компьютеров я поиграл в недавно вышедшую Superball. Это спортивная онлайн-аркада в духе Knockout City и Rocket League. И вышла она эксклюзивно на плаформе B.A.S.E. Правда по паре матчей мне сложно судить об игре и вероятности её успеха.

К сожалению, я как-то позабыл про «Детскую территорию», которая была на противоположной стороне выставки. Там вроде бы тоже были какие-то мастер-классы, причём не только для детей, но и для более старших любителей аниме и манги.

Об искусстве и не только

В последний день практически все выступления и обсуждения на центральной сцене «арт-форума» были посвящены играм и комиксам. И большая их часть вертелась вокруг вопроса, заслуживают ли комиксы и видео-игры статуса искусства.

Эти дискуссии вызывали у меня смешанные чувства. С одной стороны, я считаю что сама постановка вопроса «Являются ли игры искусством?» порочна, ввиду того что упирается в собственно определение искусства, которого по сути нет. Точнее определение существует и не одно. И проблема как раз в том, что множество этих определений искусства конфликтует между собой, от чего отношение тех или иных работ и целых областей к искусству зависит целиком от того что именно конкретный человек (или группа людей или целая организация) считает искусством.

Вот тут, например, искусство определяется как "образное осмысление действительности".
Вот тут, например, искусство определяется как "образное осмысление действительности".

Если пытаться зреть в корень проблемы, то скорее нужно задавать вопрос о том, что вообще означает статус «искусства». Почему критики, авторы и другие люди заинтересованы в проведении границы между искусством и «не-искусством»? Какие выгоды/проблемы приносит признание той или иной работы как произведения искусства? И кто вообще получает выгоду от всех этих изысканий в области искусства?

И что примечательно — как минимум двое из выступавших как раз и подняли эту занимавшую меня тему. И я был весьма рад, что докладчики высказались по тем самым вопросам, подтвердив мои собственные соображения. Даже упомянули, что помимо критиков, которые не хотят делить своё «высокое искусство» с игровыми критиками, против статуса искусства высказываются даже некоторые игроки и разработчики, дабы оградить свою сферу развлечений от тех самых критиков, которые только рады обвинить какой-нибудь продукт в неправильной идеологическо-культурной направленности.

Также докладчики делились интересной информацией. Например тут были 
упомянуты несколько "манифестов" от разработчиков, желавших доказать 
статус игр как произведений искусства. Манифест Искусства-в-реальном-времени, Не-манифест и манифест "Глубокая игра" от основателя студии Ice Pick Lodge Николая Дыбовского.
Также докладчики делились интересной информацией. Например тут были упомянуты несколько "манифестов" от разработчиков, желавших доказать статус игр как произведений искусства. Манифест Искусства-в-реальном-времени, Не-манифест и манифест "Глубокая игра" от основателя студии Ice Pick Lodge Николая Дыбовского.

Жаль только, что дальше постановки вопросов дело не пошло. То есть были высказаны предположения, что для анализа игр как искусства критикам надо выработать новые критерии и методики (а заодно и научиться играть, ибо нельзя полностью проанализировать ощущения от игрового процесса, смотря на него со стороны). И вообще стоит разобраться, в каких случаях произведением искусства считать игру в целом, а в каких только её элементы. Однако до самой классификации, дифференциации и выработки критериев по-видимому ещё очень далеко.

Дыбовкий из Ice Pick Lodge, кстати на ярмарку обещал приехать и поучаствовать в данной дискуссии... Но так и не приехал.
Дыбовкий из Ice Pick Lodge, кстати на ярмарку обещал приехать и поучаствовать в данной дискуссии... Но так и не приехал.

С другой стороны, если искусство — это скорее вопрос статуса, чем критериев, то получается что уже сами разговоры о принадлежности к искусству, правительственные гранты и поддержка, сам факт выставления игр в музеях и серьёзный анализ со стороны академиков — всё это уже означает признание игр, как произведений искусства. А значит дискуссии, пусть не всегда раскрывающие тему — необходимая часть процесса.

Впрочем, далеко не все выступления касались высоко-абстрактных вопросов. Некоторые дискуссии и доклады были посвящены конкретным авторам и художественной ценности их работ. Связям новых видов искусства и культуры, в особенности современной культуры. Был поднят вопрос образования и сложности обучения в ситуации, когда взгляды и целые парадигмы появляются и устаревают в течении пары лет.

Про комиксы было много интересных выступлений по конкретным авторам и направлениям. Всё-таки их признание как произведений искусства уже сложилось довольно давно, так что искусствоведы уже успели наработать немало материалов к размышлению.

Обобщение сказанного

Как любитель компьютерных игр вообще и неординарных проектов в частности, я в целом за то, чтобы игры (по крайней мере содержащие в себе глубокие идеи) были признаны произведениями искусства. И рад, что стараниями людей, понимающих ценность игрового опыта, подобное признание уже стало фактом для большинства.

Как посетитель Art Russia я немного жалею, что не смог побывать на всех выступлениях и активностях, которые мне были интересны (или оказались интересны, когда я узнал о них). Но всё-таки считаю выставку скорее удачной для себя и тем более для тех, кто ратовал за признание создания игр как нового (хотя на самом деле не такого уж и нового) вида искусства. Ну и за искусствоведов в сфере графических новелл тоже рад.


Pathologic

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | OnLive
Жанры
Дата выхода
9 июня 2005
722
4.4
303 оценки
Моя оценка

Мир танков

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
12 октября 2022
20
2.4
18 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

«Синергия», конечно, такой себе спонсор, но мероприятие, судя по блогу, получилось очень даже ничего.

гейплей на паре компьютеров

Оговорочка по Фрейду? >:)

Нормально. На входе была пара постов охраны с детекторами и прочим. Каких-то особых мер я не заметил, но может так и было задумано.

А с безопасностью как обстояли дела?

Читай также