Приветствую, дамы и господа.
Предложу видео-версию для тех, кому удобнее именно видеоформат, и для таковых — приятного просмотра.
Тем же, кому удобнее или привычнее текстовый формат, я желаю приятного чтения.
Вступление
Давайте о предыстории кратко. Серия Persona отпочковалась от серии Shin Megami Tensei, которая стартовала в 80-х с игрового воплощенная графической новеллы с Digital Devil Story: Megami Tensei и здравствует до сих пор. Первые три игры серии, скажем так, первая трилогия персоны — первая часть и дилогия, составляющая вторую — Innocent Sin и Eternal Punishment, были созданы одной командой и были популярны в основном в Японии.
Третью часть сделала новая команда, кардинально изменив многие аспекты игры, добавив социальные элементы, прокачку отношений с персонажами и весь этот школьный вайб с симулятором жизни школьника. Тройка принесла серии популярность и успех в мировом масштабе, которые затем закрепили 4ая и, особенно, 5ая части.
Сюжет 4ки не связан с предыдущими частями, хотя и содержит целый ряд отсылок, фансервиса и даже пару героев из 3ки.
Сюжет
Главный герой, традиционно, обычный японский старшеклассник, из-за отъезда родителей по работе в другую страну переезжает на год из большого города к своему дяде в небольшой провинциальный городишко Инаба. На следующий же день после его приезда в городе начинается череда жутких убийств. Люди сначала бесследно исчезают, а затем находятся мертвыми, подвешенными вниз головой на столбах и антеннах. Общественность в шоке, полиция в тупике.
А тем временем, желая проверить городскую легенду, согласно которой в полночь во время дождя на экране выключенного телевизора можно увидеть свою вторую половинку, герой вместе с новыми друзьями обнаруживают, что могут попасть через телевизор в мир человеческого бессознательного, населенный враждебными монстрами-тенями. Неуловимый серийный убийца явно использует этот мир и герои понимают, что они единственные, кто может его остановить.
Для не игравших этой завязки более чем достаточно. Здесь же скажу, что игрока ждут несколько десятков интересных персонажей со своими историями и личными драмами, расследование длиной в месяцы и множество неожиданных поворотов, пусть и привычных для хорошего детектива.
Игра затрагивает массу важных и интересных тем - принятие человеком себя и своих слабостей, давление социальных норм, общественного мнения и ожиданий на индивидуума, стремление людей получать лишь ту информацию, которая им интересна и с которой они заранее согласны, даже если она не является правдой, влияние власти на получившего ее, переживание потери близкого и многое другое.
Но главное, за что я полюбил 4ку - невероятно уютная атмосфера дружбы и совместного приключения с друзьями. Игра напоминает “Оно” Кинга или Гравити Фолз контрастом веселых летних каникул и творящейся где-то совсем рядом необъяснимой чертовщины. Это одно из самых уютных и ламповых произведений о дружбе, что я встречал.
Многие моменты заставили меня смеяться в голос и столь же многие почти довели до слез. Это удивительная игра контрастов настроения, амплитуда перепадов которого здесь однозначно самая большая в серии, и при этом ощущается совершенно естественно и органично.
Сам сюжет развивается постепеннее и естественнее, чем в тройке. Со временем, конечно, ставки и масштабы растут невероятно и улетают в стратосферу, но начинается все с естественных любопытства и желания помочь друзьям. Никаких “У нас конец света на носу, нет времени объяснять, Синдзи, полезай в нацистскую униформу, отряд школьников быстрого реагирования ВПЕРЕД!!!!111” из тройки.
И хотя, в целом, в концепте и задумке сюжет тройки мне нравится намного больше, да и пафос в финале там на порядок сильнее, но четверка просто лучше прописана в отдельных сценах, больше наполнена уникальными событиями продвигающими сюжет. Если в тройке сюжет, в основном, продвигался раз в месяц, в полнолуние, в остальное время впадая в спячку, то тут есть и расследования в реальном мире, и масса приключений с друзьями вне поиска убийцы.
Так же хочется отметить, что Golden версия, на мой взгляд, не дожала с дополнительным месяцем. В нем почти ничего интересного не происходит, только несколько новых диалогов с героями, которые подаются, будто нечто важное и как некая кульминация, но происходят просто на ровном месте. По-моему, можно было просто сразу переходить к отдыху с друзьями в горах, дополнительному данжу, боссам и расширенной концовке.
С концовками, кстати, на мой взгляд, в целом, вышел легкий перебор, когда уже по третьему разу узнаешь, что ВСЕ НЕ ТАК и ВОТ ЭТО ПОВОРОТ, это уже не работает с должным эффектом и самый-самый последний, самый-самый главный злодей, мелькающий в сюжете два раза на пару минут суммарно, вообще уже не впечатляет. Хотя, сильно испортить отличную, дающую удовлетворение в полной степени концовку, это не может.
Я думаю, что людей, не знакомых с серией, но заинтересовавшихся четвертой частью, а уж тем более, решивших начать с нее знакомство, будет минимум. Думаю, таковые встречались, когда 4ка была единственной частью, доступной в Steam, но сейчас, когда в нем уже появились 5ка и 3ка Reload, они представляются мне феноменом. Не в плохом смысле.) Просто объективных причин, начать с этой части, теперь уже самой старой, после выхода ремейка третьей части, пожалуй, нет.
Для таковых (а так же игравших другие части давно) расскажем вкратце и напомним.
Это все так же монументальная JRPG почти на 100 часов полного прохождения, игра все так же делится на 2 сильно отличающиеся части - прохождения данжей и сражения в метаверсе (здесь он называется ТВ мир) и симулятор жизни обычного японского школьника, который занимает львиную долю времени и предлагает прожить с персонажем день за днем целый год, посещая школу, зависая с друзьями, прокачивая отношения, читая книги и все тому подобное.
Создавая 4ую часть, команда пошла путем эволюции всех аспектов, не привнося кардинальных изменений в механики или структуру повествования, но изменив практически ВСЕ в плане оформления, настроения и подачи.
Тройка была темной, рассуждающей о скоротечности жизни, неизбежности смерти и ее принятии. Вот вам четверка, жизнерадостная, светлая и говорящая о самоопределении и самопринятии. Вместо большого города с толпами людей маленький захолустный городок где все друг друга знают. Провинциальный город из тех, что так любит Стивен Кинг.
Вместо двадцать пятого Темного Часа и зловещей башни Тартар светлый и яркий ТВ мир. Вместо доминирующего холодного темно-синего цвета, его противоположность - яркий и теплый желтый. Вместо призыва персон через групповой роскомнадзор использование таро карт.
Визуальный Стиль и Музыка
Если говорить не срезая углов, выглядит игра сейчас плохо. Сказывается целевая платформа при разработке - PS2, и 2008ой год выхода. Текстуры и эффекты вызывают флешбэки начала нулевых. Могут слегка оттолкнуть поначалу и стилизованные персонажи с непропорционально большими головами. Заглянувший сюда после 5ки или Reload игрок будет, скорее всего, неприятно удивлен.
Но, как и в остальных частях второй трилогии, главный козырь местного визуального оформления - художественный стиль. Игра рисует очень убедительную, целостную и уютную картину небольшого города с маленькими магазинчиками и домами, окруженного зелеными холмами и уходящими в даль линиями энергопередачи, с небольшой рекой и озаренного ярким солнцем, которое будто греет через экран монитора.
Инаба является полноценным героем происходящих событий. В нем открываются и закрываются магазинчики, жители постоянно обсуждают что-то новое, мусоля гуляющие слухи. Город живет своей жизнью, меняется с сезонами года, покрывается снегом или лепестками цветущей сакуры, наполняется густыми туманами и омывается ливнями.
Смена погоды, влияющая на музыку, геймплей и сюжет отлично добавляет разнообразия. Да, я смотрю на тебя Reload, который будучи ремейком не добавил смены погоды и нормальной смены сезонов, даже выйдя после пятерки. Shame on you! Ну а после 4ки, я буду еще долго слегка настороженно относится к дождливым ночам и густым туманам.)
Метаверс же стал в сравнении с тройкой значительно разнообразнее, каждый из данжей представляет свой уникальный сеттинг, менее абстрактный чем Тартар, и отсылающий то к средневековому замку, то бане, то вообще к ретро играм. Локации все еще не рисуют какой-то полноценной осмысленной картины, представляя собой унылые пустые коридоры, но все же радуют разнообразием.
Персонажи и персоны обладают страшненькими 3д модельками, но очень стильными 2д портретами, которые и создают основное впечатление. Когда втягиваешься, воображение уже само все дорисовывает и вместо трех с половиной полигонов видишь знакомые лица друзей.
Тени и персоны сделаны в узнаваемом для серии стиле и многие из них запоминаются, особенно боссы, отражающие своим видом глубинные эмоции и страсти, скрытые в сознании людей. Выглядят они намного осмысленнее и интереснее чем в тройке, по-хорошему удивляют и запоминаются. Хотя, на мой вкус, финальный босс тройки был внушительнее и зацепил меня больше, чем его местный коллега.
Ну а дополняет всю эту картину отличный саундтрек. В обычном мире нас сопровождает нежная и жизнерадостная попса, делающая солнечные дни еще ярче. В метаверсе играет рэп с женским вокалом и электронно-битовые композиции. В боях звучит легкий гитарный рок.
И на мой взгляд, музыка в 4ке, хоть и отличная, самая слабая в поздней трилогии. Попса в повседневной жизни, хоть и отлично подходит происходящему на экране, но не запоминается сама по себе так, как треки тройки, не говоря уже о “Beneath the Mask” из пятерки. Звучащее в данжах монотонное туц-туц-туц все-таки успевает утомить. Да и боевые композиции, хоть и приятные, но вовсе не “O baby, baby, baby”, если вы понимаете о чем я.)
Но хочу похвалить музыкальные темы-настроения, звучащие в диалогах в определенные эмоциональные моменты, по-моему, лучше чем в тройке подходят и вызывают нужные эмоции. Да и основные музыкальные темы отличные. “Corner of memories” звучащая в главном меню подводит меня опасно близко к слезам сама по себе. Услышав ее в первый раз, я поймал один из тех редких случаев, когда из-за одной только музыки сразу влюбился в игру, как это было в Pyre, Dragon Age и Furi.
Отдельно упомяну UI и различные интерфейсы в игре, стиль которых с 5ки стал фичей серии. Выглядят они неплохо и интересно, но с более поздними частями тягаться все-таки не могут.
Также, можно выделить некоторую несерьезность и специальную аляповатость стилистики. Героев тут можно вооружить стульями, рыбой или початками кукурузы. Один из персонажей ходит в костюме медведя-телепузика. Многие звуковые эффекты звучат максимально нелепо.
Выходит знаменитый японский эмоциональный контраст, когда повествование переходит от абсурдной комедии к слезовыжимательной драме или максимально серьезным темам за секунду. И так же обратно. Мне почти не мешало, но легко понимаю, что это может оттолкнуть часть игроков. Да и мне это не очень близко, хоть и не вызывает сильного неприятия.
Геймплей
Поговорим о геймплее. Как я уже говорил выше, делится он на две основные части. Исследование со сражениями в метаверсе и симулятор повседневной жизни.
В первом случае мы отправляемся в данжи, обладающие уникальными сеттингами и открывающиеся по сюжету. Обычно данжи состоят из десятка этажей, из которых порой 1-2 предлагают уникальные загадки или минибоссов, а остальные генерируются случайно.
Мы набираем группу из доступных персонажей, исследуем этажи, сталкиваемся с врагами, стараемся ударить их первыми, чтобы получить право первого хода в тактическом режиме, в котором протекают сражения.
Тут все просто, все ходят по очереди, бьют автоатаками, защищаются, используют предметы или скиллы своих персон. Среди скиллов атаки разными стихиями, бафы, дебафы, лечения и остальное, привычное для тактик.
У персонажей и врагов могут быть разные виды защиты (от сокращения урона, до поглощения в виде лечения) от одних стихийа также уязвимости к другим. Ударивший по слабости противника персонаж оглушает оппонента и получает дополнительных ход. Если оглушить всех врагов, можно провести мощную all-out атаку всем отрядом.
Возможности передачи хода или мощных теургических ульт за набираемую ярость из поздних частей тут нет, зато впервые в серии появились парные атаки персонажей и рандомные дополнительные мощные удары союзников в случае пробития вражеских уязвимостей.
У союзников в отряде есть по одной персоне, определяющей их характеристики, способности и уязвимости. Герой же может активно использовать только одну, но свободно переключаться между арсеналом персон, которых можно получать в награду за сражения или получать путем слияния имеющихся в особом месте, Вельветовой комнате. Сами персоны прокачиваются, увеличивая статы и обрастая новыми скиллами, добавляя в игру “собери-их-всех”-покемон элемент.
После боев может случится шафл-тайм, сильно развившийся со времен тройки и превратившийся почти что в отдельную карточную мини-игру, в которой игрок выбирает различные бонусы вроде дополнительных денег, опыта, новых персон и тому подобного среди рандомно выпавших.
Глубины добавляет то, что некоторые карты дают возможность взять дополнительные бонусы ценой снижения денег или опыта, удалением уже взятых или предложенных карт.
Ну а взятие всех предложенных бонусов дает гарантированный шафл-тайм в конце следующего сражения (обычно он случается рандомно или гарантированно через завершение боя all-out атакой) и тремя доступными для взятия бонусами вместо одного. Отличная механика, разнообразящая геймплей.
Сами данжи сделали серьезный шаг вперед, по сравнению с Тартаром. Они разнообразнее, короче, в них встречаются загадки, срежиссированные нестандартные ситуации и особые правила, вроде поиска карты-ключа или этажей, где враги нападают автоматически при открытии дверей. Это все еще не дворцы из пятерки, но уже явно не бесконечные 260 этажей унылого дроча Тартара.
Но на все нововведения плюсы найдутся и минусы. К сожалению, разработчики открыли для себя такие вещи, как рандом, бэктрэкинг и дополнительные квесты. “К сожалению”, потому что все они работают в обязательной связке. Многие персонажи в игре готовы дать нам массу абсурдных заданий в духе “выбей из теней в ТВ мире подходящую для стола доску”. Ведут эти квесты всегда в уже зачищенные и пройденные данжи и требуют выбивания предметов из рандомно спавнящихся врагов.
Так что прохождение дополнительных заданий потребует хотя бы одного перепрохождения всех данжей. А часто и не одного, ведь рандом может тупо не спавнить нужных врагов, из которых как раз и выпадает нужное нам барахло.
Однажды я чистил несколько этажей данжа более десяти раз - игра просто не спавнила нужных теней. В итоге, только на тематической вики я узнал, что проще всего их встретить в бою с другим видом врагов, которые может призвать их с определенной вероятностью.
А в другом месте после часа попыток выбить квестовые вещи, я тупо забил на доп квесты, потому что концентрация дрочева в организме достигла опасных значений и выбесила меня. Короче, местный рандом зло, монотонность и гринд. Который еще и ведет к перекачу в старых местах и слишком легкому прохождению открывающихся по сюжету новых зон.
В целом, сама боевка выглядит скучнее, чем в пятерке или Reload. Меньше гибкости и возможностей. Первые двадцать часов удовольствие вполне получаешь. Но на сотню часов этой системы однозначно не хватает и она успевает серьезно утомить. Данжи, левел дизайн и появившиеся квесты лучше чем в тройке, но полное их прохождение та еще боль.
Но большую часть времени, мы все же проводим не в ТВ мире с тенями, а с друзьями в Инабе. Мы проживаем каждый день вместе с героем, посещаем школу, иногда отвечаем на уроках, исследуем окрестности, выполняем простенькие квесты и выбираем какими активностями заняться. Время суток не меняется с течением реального времени, но в каждый день можно заняться только двумя активностями - сначала в первой, а затем во второй половине дня.
Варианты привычные для серии - учеба в библиотеке, посещение различных кофешек или кинотеатра, разные виды подработки, рыбалка, чтение книг, поклейка миниатюр. Все верно. Наконец-то, серия перестала игнорировать главное изобретение человечества после колеса и пива - WARHAMMER. Жаль, что играть в него с друзьями-задротами или душить его лором окружающих нельзя.
Зато с определенного момента появляется уникальные для 4ки поездки на скутере, открывающие новые локации для посещения.
У главного героя есть пять социальных характеристик - смелость, знания, экспрессия, понимание и усердие. Они естественным образом прокачиваются - слушаешь лекции на уроке и читаешь умные книги - растут знания. Подолгу рыбачишь или клеишь миниатюрки - качается усердие.
Эти же характеристики требуются для открытия новых видов деятельности - не обладая высоким пониманием не сможешь работать репетитором, а без прокачанной смелости не войдешь в храм ночью.
Тут, кстати, разработчики тоже узнали о рандоме и некоторые действия дают на рандоме разное количество очков характеристик. К сожалению, плюсом назвать это не могу. Когда ты знаешь, что можешь получить 2 или 3 очка, ты не воспримаешь 3 как удачу. Ты воспринимаешь 2 как провал и перезагружаешься. Ну и отдельное спасибо гениям, которые вставили рандомные элементы в игру, максимальное освоение контента в которой требует ненормальных схем с таблицами и соединенными нитками записками.
Да, игра все так же не слишком предполагает уверенного получения ВСЕГО контента за одно прохождения, благо добавленный в Golden зимний месяц позволяет достаточно свободно закрыть все, если быть внимательным. Но некоторые социальные контакты являются взаимоисключающими.
Все так же рекомендую проходить самому и мириться со своими ошибками, тост за гигачадов, которые так могут. Сам больше люблю проходить по гайду, превращая игру в более линейное, почти книжное приключение, зато ничего не пропускающее.
Но главное, чем мы будем заниматься в свободное время - поиск и прокачка социальных контактов с друзьями, которые дают не только развитие их личных историй в сценках-диалогах, но и различные бонусы в боях, вроде новых скиллов или шанса снять дебафы с союзников.
К сожалению, прокачка отношений с друзьями вне боевой группы дает только бонус к опыту для создаваемых персон той же арканы, что прокачеваемый социальный контакт. Опять же, лучше чем в 3ке и Reload, но все еще не уровень 5ки.
Персонажи
Сами герои получились интересными и запоминающимися. У всех в арсенале есть цепляющие житейские истории, раскрывающие как их самих, так и те или иные человеческие проблемы или проблемы общества.
В целом, мне показалось, что персонажи вышли ровнее тройки. Среди них нет ни одного настолько же скучного, как худшие контакты из тройки (привет Танаке и девочке-бегунье), но и мало какие зацепили на уровне училки в ММО или Айгис. Я говорю именно о сюжетной линии героев, а не о самих характерах.
Так же бросилась в глаза смена шаблона развития историй персонажей.
В тройке в большинстве контактов было построено по схеме затравка - проблема все меняющая - борьба - еще один поворот и кульминация - концовка. Пример: друг бегун - знакомство - узнаем о проблемах с коленом - бегает через боль - о проблеме узнает команда и чел понимает, что подставляет всех - соглашается на операцию.
В четверке же большинство контактов идет по схеме: знакомство - проблема все меняющая - медленное схождение проблемы на нет через постепенные изменения. Большинство историй персонажей из-за этого кажется слишком простыми, половину прокачки контакта зачастую все всё понимают и просто медленно идут к кульминации или, наоборот, закругляются. Лично мне не хватило накала драмы.
Наша же боевая группа получилась, пожалуй, самой ламповой и уютной из всех представленных в серии. Не смотря на то, что практически ни один из персонажей по отдельности не является моим любимцем в серии, и среди них есть для меня явные аутсайдеры, вроде Чие и Юкико, которые, вроде и неплохие, но по-моему скучноватые.
Ну и, конечно, есть Тедди. Который, не могу сказать, что прямо бесит меня, но явно является, возможно, наименее любимым персонажем в серии. Мне, вроде и нравится его концепт и нарративная тема, но его вид, озвучка и постоянное стремление перевалить грань между рофлом и кринжом, угрожая лошадиными дозами последнего, меня совсем не прельщают.
Но пройдемся кратко по личностям.
Юске - первый и, пожалуй, ближайший друг и бро. Сын менеджера местного торгового центра, неизбежно душащего частные магазинчики, за что несколько не любим местными.
Внезапно, не просто шило в заднице, вроде Джунпея или Рюджи, а весьма рассудительный и ровный парень. Возможно, самый ровный и адекватный среди всех игровых мужских персонажей в трилогии. Что не мешает ему быть главным поставщиком приколов и различной движухи в игре.
Чие - подруга-бро, страдающая из-за своей недостаточной женственности и занимающая место самого громкого и энергичного товарища.
На мой вкус, создатели перестарались с ее любовью к мясу и прямолинейностью, недодали нужной доли юмора, а затем еще шлифанули озвучкой. Мое уважение актрисе, отыгрывает она здорово, но исходные данные характера героини, приправленные шкалящей эмоциональностью и растягиванием слов, лично меня отталкивают от этого персонажа.
Юкико - местная застенчивая скромняшка. Наследница семьи, владеющий известной в округе гостиницей. Возложенные родителями ожидания ожидаемо тяготят ее. Персонаж вроде и приятный, но из интересных черт можно выделить разве что затяжные приступы смеха по рандомным поводам.
Канжи - вспыльчивый и агрессивный хулиган, скрывающий за грубостью страх и доброту. Местная легенда после того, как догнал на велосипеде и отзвездюлил банду байкеров, мешавших своими покатушками под окнами спать его маман. При этом сомневающийся в своей мужественности и ориентации. Отличный персонаж. Их тандем с Юске доставляет массу лулзов и всегда присутствует в моей партии.
Ризе - добрая, общительная и импульсивная девушка, бывшая модели и идол. Достаточно приятный персонаж, хотя то, как настойчиво она подкатывает к главному герою порой меня смущает. Ну и еще ее портрет мне напоминает Анну Де Армас.
Тедди - гость из метаверса, ставший другом и союзником. Обладает таинственной историей происхождения, костюмом плюшевого-медведя маскота, в человеческом обличье самой смазливой и женственной внешностью среди героев, странным голосом из детских телепередач и безграничным арсеналом пошлых фраз, намеков и смыслов, которые, не будь его внешность столь нелепой, создали бы образ секусального маньяка. Короче, ноосфера скрестила Бивиса с Батхедом, Педобира и Телепузиков и подарила нам ЭТО.
Наото - девушка-детектив, которую игра почему-то пытается сначала выдавать за мальчика, но смотревшие хотя бы одно аниме в жизни на это не попадутся. Очень приятный персонаж, держащий удивительный баланс спокойствия и эмоциональности, уверенности и жесткости в рабочих ситуациях и робкой застенчивости в личном общении. Топ тян среди игровых персонажей и в случае романа одна из самых красивых формулировок признания в любви, что я слышал в своей жизни.
Ну и отдельно хочется отметить дядю главного героя, детектива Доджиму и его дочь, Нанако. Очень приятные персонажи, играющие значимую роль в сюжете, и становящиеся игроку настоящей семьей. Переживал за их проблемы и отношения больше чем за свои.)
Мне очень понравилась мысль, что SEES из тройки и Фантомные Воры из пятерки это группы людей, объединенные целью и сдружившиеся в ходе ее достижение, и только Группа Расследования из четверки это группа друзей, которые задались общей необычной целью.
Я здесь не нашел однозначных фаворитов запавших в душу, вроде Митцуру, Айгис и Шинджи в тройке или Макото с Морганой в пятерке, но вся группа в целом действительно синергирует между собой и создает нечто большее, чем просто сумма ее составляющих.
По этой компании я не могу не скучать, и часто возвращаюсь в мыслях к их судьбе после прохождения. А остальное, пожалуй, вкусовщина, ведь я не раз слышал от людей мнение, что именно в четверки персонажи им понравились больше всего. Объективно тут только одно - во всей серии они отличные.
После тройки так же хочется отметить, что наконец-то социальные контакты есть у всей группы, а не только у девушек. Романы, кстати, на месте. Все так же можно романсить любую девушку более-менее подходящего возраста. Даже всех, штрафов нет. Правда, весь роман, вновь сводится к нескольким дополнительным коротким сценкам диалогам по праздникам. Про праздник не шутка - свидания случаются только в определенные специфические даты.
Можно сказать и про изменение призыва персон-стэндов персонажами. Больше они не требуют косплея Курта Кобейна, а появляются у героев после примирения со своей тенью, отражающей скрываемые и не принимаемые человеком его негативные эмоции и качества. Довольно интересная мысль, в духе Юнгианской психологии, откуда и пришли персоны. Да и в духе основной тематики игры, лайк.
Что можно сказать по итогу? Persona 4 отличная игра. Внезапно, теперь самая старая в поздней трилогии. Я бы рекомендовал проходить ее уже после 5ки или Reload, чтобы желание “еще персоны” смягчило привыкание к допотопной графике и уже устаревшим механикам. Но если глядя на скриншоты и видеоряд, вы не испытываете дискомфорта, можно рискнуть начать и с нее.
Это прекрасная история о дружбе. О поиске своего места и самого себя в мире. Это приключение в компании обаятельных персонажей, оставляющее после себя светлое и жизнеутверждающее настроение и желание вернуться, ворваться в городок Инабу, в котором все так просто и знакомо. Это прекрасное летнее приключение-утопия, о которой каждый мечтал в юности (да и не стыдно мечтать и позже) - верные друзья, большая тайна, суперспособности и шанс изменить мир.
От меня 8 баллов из 10 и звание самый обаятельный и ламповой часть серии. Пусть четверка и ощущается устаревшей, но в чем-то дает прикурить недавней Reload, которая, по большей части, просто технически обновила еще более старую тройку.
Спасибо за внимание, дамы и господа. Желаю каждому из вас примириться со своей тенью и найти свое место под солнцем в этом большом и полном возможностей мире.
Удачи вам.
Лучшие комментарии
Я человек простой, вижу сочетания «Yu», читаю как Ю, как в имени Юкико) Хотя поинт и справедливый. В пятерке у меня тоже Юске-Ёске)
За ремейк неистово плюсую, игра явно достойна быть осовремененной. Очень надеюсь, что сделают что-то на уровне Reload или лучше, подтянут графику, боевку, завезут нормального левел дизайна в данжи и будет совсем красота)
Предлагаю к ознаКомлению!
Уф, а вот с фэнтези, к сожалению, напряженка. Но посмотрим, я всегда за что-то новое в играх (собственно, так для себя jrpg открыл)
Практически всегда в моем инфополе всплывали новости о Персоне, будь то о знаковой третьей части или самой дружелюбной к новичкам пятой. Но 70+ часов геймплея останавливали от личного знакомства, хотя очень привлекали рассказы о персонажах, визуале и музыки.
Все это тянулось, пока не услышал Beneath the Mask и сразу влюбился в нее. Стало понятно, что откладывать больше некуда. Решил начать знакомство именно с четверки, уж больно зацепил арт с главными героями и я не мог ему сопротивляться.
И вот, 60 часов спустя, промежуточные экзамены сданы на отлично, а игре нет конца и края! Но, Господи, что это за игра! Герои влюбляют в себя моментально. Темы о принятии себя и своего места в мире смотрелись свежо на момент выхода и не потеряли своей актуальности и сейчас + был удивлен шутками на грани фола, ох уж эти Японцы. Устаревшая графика перестала бросаться в глаза на втором часу прохождения, поэтому проблем с ней не испытываю, возможно я просто люблю картинку эпохи PS2)
Добью игру однозначно и герои уже засели в моем сердце, но сразу садиться за Reloaded или Royal я не рискну. Нужен перерыв между такими большими приключениями.
Спасибо за текст, получился очень хорошим!)
А я сейчас с удовольствием, как раз, прохожу Reload, но в жизни так много нового вышло, что я бы уже и ремейк дождался (а судя по рекордам продаж тройки, это лишь вопрос времени). Так что пока запомню, что хотел поиграть, но отложу до лучших времен)
Ремейк бы ей не помешал, после успеха Reload есть все шансы, что сделают.)
Если Reload хорошо заходит и нет отторжения фэнтэзи, то осенью еще выходит Metaphor: ReFantazio — новая игра от студии, сделавшей Persona 3-5. Судя по трейлерам, нас ждет персона с эльфами и ходячими замками.)
Пожалуй лучшая игра в серии.
Ну почему Юске когда Ёске же?) Что же будет если до Persona 5 доберетесь?)
А в остальном с удовольствием прочитал, люблю Persona 4 несмотря на многие мелкие недостатки. Очень надеюсь на ремейк в духе P3Reload — не хочется видеть свою любимую игру серии единственную в устаревшей форме)
Ох, это да, я когда 5ю проходил — в перерывах 2-3 шутера прошёл
Спасибо за статью! Прочитал по касательной, если честно, потому что заинтриговал вайб, о котором сказано в начале — ЛЭП, дожди и деревня из детства. Захотелось ознакомиться)
Рад, что материал понравился.)
Если нет аллергии на аниме, старенькую графику и JRPG на 70+ часов прохождения, то игра имеет все шансы очень зайти и стать чем-то действительно любимым.)
Ого, да я гигачад. ???? Персоны 3-5 нежно люблю и проходил раза по 2 каждую. Что интересно, знакомился в обратном порядке и отсутствие каких-то фишек более поздних частей воспринимал естественно. Кроме отсутствия контроля в 3 — это бесило.
Ну и текст отличный, приятно читать.
Мне думается, прохождение в обратном порядке может быть даже плюсом.) Пятерка во многих аспектах вылизаннее, насыщеннее и просто удобнее. Может, если бы я первой познакомился с 3кой или 4кой, то и не осилил бы вкатывание. А так уже знал, чего ждать, ради чего терпеть и как подходить. А желание «еще персоны» неплохо так облегчило вход в более старые части)
Одна из вещей, за которые люблю эту серию — бесконечный спор фанатов, какая часть лучше. Тут, как говорится «если спорят, значит, есть о чем спорить».) В каждой есть уникальные черты и выдающиеся достоинства. Впрочем, недостатки тоже.)
Рад, что понравилось)
Персона сложная для случайного знакомства игра.) Напоминает RDR2 — либо ты готов потратить на нее десятки часов, слушать многочисленные диалоги и наблюдать за очень детально прописанным и показанным сюжетом, либо кнопка выхода вот там, проще не станет.) Очень сильно отличается по темпу от большинства современных игр.
Нарратив да, во всей серии прекрасен. Персонажи обаятельные, за основу берутся вечно актуальные и сложные темы, и наматывается целый клубок сложных личностных и социальных вопросов. Ну а атмосфера, музыка и визуальный стиль просто влюбляют в себя. Даже спустя годы слышишь музыку и ловишь мурашки с двух нот.) Завидую тем, кто только пройдет трилогию в первый раз. И перерыв, хотя бы несколько недель и пару других игр, реально, лучше делать)