28 марта 28 мар. 11 1162

Игровое выгорание — что это такое и как с этим бороться?

+5

Глава 1 — Что это такое и с чем его едят?

Перед тем, как начать свой спич, скажу, что это мой первый опыт написания статей, блогов, называйте как хотите. Это я к тому, если вдруг блог будет составлен как-то не "по понятиям". Вот, в принципе и всё, приятного и полезного чтения. 

Раз вы кликнули на этот блог, то наверняка сталкивались с подобным явлением, как «игровое выгорание», если же нет, то для простоты определения — это состояние усталости, в котором привычное нам времяпрепровождение за видеоигрой уже не приносит нам удовольствия, однако и отрицательных чувств часто не испытываешь. Ты начинаешь замечать, что банально проводишь меньше времени за любимой или интересной тебе игрой, порой даже забрасывая тайтл навсегда, а в чём причина тебе неизвестно.

Моей проблемой было то, что я почти никогда не проходил RPG игры до конца. Всякий раз, стоило мне запустить абсолютно новый для меня тайтл, будь это старенькая Skyrim или же наоборот, новенькая Baldur’s Gate 3, то спустя пару десятков часов, я начинал сокращать время своей игровой сессии до тех пор, пока и вовсе не переставал заходить в игру, попутно приговаривая «попозже поиграю». Как вы понимаете, это позже почти никогда не наступало.

Я всегда спихивал это на то, что жанр RPG просто не моя чашка чая. До тех пор, пока не вышла долгожданная мною Atomic Heart.

Игра, бум популярности которой можно сравнить со взрывом атомной бомбы (ха-ха). Отдельное спасибо хочу сказать Microsoft с их Game Pass, который позволил мне пройти Atomic по «неимоверно низкой цене». (после прохождения я игру купил)
Игра, бум популярности которой можно сравнить со взрывом атомной бомбы (ха-ха). Отдельное спасибо хочу сказать Microsoft с их Game Pass, который позволил мне пройти Atomic по «неимоверно низкой цене». (после прохождения я игру купил)

Связь Atomic Heart и темой этого блога в том, что с момента запуска игры я буквально начал жить ею. Каждая игровая сессия была от 2 до 3 часов, а я спокойно мог сесть за игру несколько раз в день.

Всё бы ничего, но из-за любви и огромного желания поскорее пройти игру, я по итогу чуть не бросил прохождение. Ко мне семимильными шагами подбиралось игровое выгорание.

Глава 2 — Причём тут психология?

Всё же очень странно, что часто играя в интересный нам тайтл, мы порождаем замкнутый круг:
"больше играем - меньше играем".
С чем это связано и почему мы теряем интерес к играм?

Я мог бы запустить фотошоп и заменить зомби на видеоигры, но мне было лень.
Я мог бы запустить фотошоп и заменить зомби на видеоигры, но мне было лень.

К сожалению, наш мозг устроен так, что мы довольно быстро привыкаем ко всему нас окружающему. Поэтому мы так радуемся новой покупке, животинке или переезду, хотя спустя время относимся к этим вещам как к данности. Тоже самое касается и видеоигр. Чем больше мы играем в один конкретный тайтл, то тем больше наш мозг привыкает к происходящему в игре. Нас уже трудно удивить боевой стычкой, головоломкой или любой другой механикой.

В самом начале мы только знакомимся с игрой, её особенностями и "вставь что-то своё". Нам это нравится, наш уровень дофамина повышается и он будет расти до тех самых пор, пока игре есть что показать. Как только этого не происходит, наш мозг врубает тревогу, требуя хлеба и зрелищ. Делает всё, лишь бы поддерживать высокий дофамин. Здесь в дело вступает такой босс как "дофаминовая яма".

Наш мозг "ожидает", что вот-вот сейчас, запустив тот же Atomic Heart или любой другой тайтл, мы получим бескрайнее веселье или как минимум проведём пару часов с удовольствием, уйдём от неприятной рутины в дивный новый мир, и так будет каждый раз, стоит нам нажать на ярлык игры. Однако, если этого не происходит, то к нам приходит самый настоящий синдром отмены, который так раз и сопровождается уменьшением времени игровых сессий, потерей интереса к определённому тайтлу и играм в принципе. 

Глава 3 - Как дать отпор игровому выгоранию?

Порой удивляюсь тому, что за картинку может выдать интернет по твоему бредовому запросу.
Порой удивляюсь тому, что за картинку может выдать интернет по твоему бредовому запросу.

Возвращаясь к моей ситуации с Atomic Heart. В конечном итоге я смог вернуться к игре и пройти её до конца, а во многом это случилось благодаря тому, что я последовал парочке пунктов моего мини-мануала по борьбе с выгоранием:

1. Сделать перерыв

Именно, мы берём и клин клином вышибаем проблему. Если всё доходит до дропа игры из-за потери интереса и дофамина, то мы просто законсервируемся и сделаем небольшой перерыв от игры, чтобы вернуться к ней с новыми силами и новой дозой интереса. Сделаем своеобразный Reset, так сказать. Однако после возвращения к игре стоит сделать ещё кое-что:

2. Сократить время игровой сессии

Опять таки пародоксально, но послушайте вот что: часто мы играем до тех пор, пока просто не устанем морально или физически, чтоб сам организм нам сказал, что всё, малой, хватит на сегодня. И всё же, стоит нам закончить играть пораньше этого звоночка, особенно на интересном месте, то выйдя из игры, вы сами начнёте говорить, что хотите добавки. Вот тут то и оно, сохраните это чувство и не заходите больше в этот день в игру и отложите игровую сессию на завтра. Положительный эффект не заставит себя ждать, наверное.


Я бы назвал эти два пункта практикой, которой стоит придерживаться любому геймеру.
Это само по себе улучшит игровой опыт и доставит больше удовольствия от игры.

3. Попробовать себя в новых жанрах

Во многом этот пункт просто для красивой тройки, но если призадуматься, то и впрямь, почему бы не открыть для себя нечто новое? Как говорится: "если закрывается одна дверь, то обязательно отрывается другая". Любите играть в шутеры, но устали от того, что все они в современно-ВОВном стиле? Попробуйте обратиться к шутерам с той же мультяшной графикой, либо пошлите это всё куда подальше и вовсе сыграйте в стратегии или головоломки, ну и так далее, концепт вы поняли.

Если вам в голову приходят ещё какие-нибудь способы борьбы с такой шляпой, как игровое выгорание, то можете поделиться своим опытом в комментариях, которые я любезно не стал отключать.

Эпилог без знака вопроса.

Геймерам и так хватает проблем в этом постоянно-меняющемся мире. Лично я всё ещё не успел поднять челюсть с пола из-за ценников выходящих игровых новинок. Не стоит добавлять к этим проблемам ещё и ту, что как дементор может высосать у нас положительные эмоции от нами любимых игрушек.

Уже вот думаю над следующим блогом, где можно было бы рассмотреть обратную сторону этой темы.

И чуть не забыл, спасибо, что уделили время.


Лучшие комментарии

Чего-то в последние дни все бросились бороться с игровым выгоранием. И никто так и не задался вопросом «а нужно ли?» :) Вполне нормально брать паузы, делать что-то еще, и возвращаться к играм когда снова возникнет такое желание.

Представляю. если бы читатели комиксов и меломаны писали бы статьи на тему выгорание… Не, серьезно, почему для геймеров это такая серьезная проблема? Типа не охота играть — не играй, в мире ещё куча занятий есть интересно 

Да и зачастую берутся раскрывать слишком узко: прошлый текст как раз грешил двумя большими ошибками — во-первых, предложил список, якобы способный помочь. Но проблема в том, что когда случается «нестояк», тут даже и шедевры не всегда помогут. Во-вторых, обвинил состояние индустрии, не выдающей годноты каждый день.

Но когда игра не приносит радости, тут больше надо в себе разбираться.

Так и тут. Тему затронули, но она гораздо комплекснее, чем озвученные тезисы. Поэтому за попытку зачёт, а по факту надо ещё копать 

Причём тема вполне себе конкретная и не дающая пространства разгуляться. Недавно был ещё товарищ, что говорил о выгорании, так он хотя бы список игр, которые помогли бы выбраться из него(В целом блог был скудным, но хоть что-то).

Ни каких-то историй интересных, как человек смог в отрыве от игр открыть для себя новое хобби, или как в порыве побороть выгорание попробовал совсем андерграундные штуки, которые дарят совершенно другой опыт и т.п. Все хотят решать проблемы и получать, но никто не хочет рассказывать о своём пути сквозь эту конкретно проблему, чёрт побери.

У меломанов всё по другому. Там много социального и ассоциативного. Да и зацикленных ловушек почти нет. Не то что бы постоянно приходилось слушать по три часа левую репчину за ради пяти минут электронщины, которая ещё не  факт что точно попадёт в твои вкусы. А вот играх такого что-то слишком много стало.

Скорее всё таки про гринд. Заодно про средства удержания игрока, растяжки игрового времени и т.д.

Спасибо за текст, но проблема этого блога в том, что на эту тему на SG уже много кто писал. И оно все не ново, в целом-то. 

Друже Deutscher выше все верно подметил. 

Игровое выгорание — это старость.

Возможно. Я не слежу за Пикабу) 

ты имеешь виду, когда тебя заставляют гриндить ради 5секунд сюжета или, когда играешь в пошаговую рпг, а разрабы решают тебе ради разнообразие засунуть секцию с мясным шутером? 

Читай также