Платформа: XSS
Сей блог является результатом объединения уже готовых моих отзывов по некоторым капкомовских битемапам и ещё не опубликованных на сайте, после прохождения всех игр в сборнике Capcom Beat'Em Up Bundle я решил соединить их в одну статью. Я не ставил перед собой цель проследить развитие игр жанра beat'em up у одного разработчика. После прохождения старенькой Shin Nekketsu Kōha: Kunio-tachi no Banka, которую я когда-то считал скучной и неказистой, но в итоге она оказалось потрясающей игрой, я решил дать шанс битемапам от Capcom, что никогда меня не привлекали и многими были забыты, и как же я был удивлён, когда после приобретения Capcom Beat'Em Up Bundle и Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara обнаружил настоящий алмазный рудник, который был всеми заброшен. Поэтому я решил познакомить как можно больше игроков сайта StopGame с качественными играми, что приятно проходить и сегодня.
Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara. Аркадная классика
Время прохождения: 2 ч 36 мин
Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara – это отличное переиздание двух битемапов 90-х годов, Dungeons & Dragons: Tower of Doom и Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara. Добавили несколько режимов экрана, можно даже получить своеобразный сплитскрин, словно вы играете с другом на двух автоматах. Различные фильтры тоже в наличии. Появились испытания вроде "уничтожь 50 зомби" или "брось кинжал 30 раз", за их выполнение дают алмазы, на которые можно приобрести концепт-арты, обложки и, самое главное, модификаторы сложности, благодаря им можно упростить или усложнить прохождение. К примеру, в игре вы будете находить снаряжение с бонусами, но оно со временем ломается, однако с нужным модификатором предметы перестанут превращаться в мусор уже на следующем уровне. Ещё на отдельном экране можно посмотреть все найденные сокровища и расходники. Наверное, самое лучшее улучшение – это появление выбора уровней сложности и главы, так что теперь не нужно использовать читерские сохранения, как на эмуляторах, если необходимо прерваться или хочется поменять героя. За 15$ вполне неплохое переиздание.
Сами же битемапы неплохо сохранились с точки зрения графики в современных пиксельных 2D-играх. Аркадное железо позволило добавить красивые эффекты магии, детальные спрайты персонажей, что постоянно выкрикивают названия своих приёмов, а также двигающиеся в небесах облака и туман на болотах.
Приятных глазу локаций в игре хватает: тут вам и захваченные деревни, и пещера дракона, и обороняющаяся крепость, и летающий корабль, и огромная башня с винтовой лестницей. Что необычно для битемапа, у геймера есть выбор, куда двигаться дальше, ведь это же игра по Dungeons & Dragons, которая обязана быть вариативной.
Из первоисточника пришло многое другое, как, например, наличие героев с разными классами. В Tower of Doom их четыре: типичный файтер, эльфийка, клирик и дворф. В Shadow over Mystara добавили мага и воровку. Если в первой игре герои отличаются друг от друга в большей степени предметами, характеристиками и анимациями, то во второй у каждого имеются особые классовые или расовые способности: дворф может прыгнуть на врага бочкой, воровка проводит стелс-атаку и высоко прыгает, эльфийка использует как магию, так и различные метательные предметы, а ещё ей разрешили отскакивать от противников в воздухе и т.д. У всех есть свои преимущества и недостатки, и в игре присутствует мультиплеер на четверых, что, по идее, позволяет нивелировать негативные классовые стороны персонажей. К сожалению, локальный кооператив протестировать мне не с кем, а в онлайне сейчас никого нет.
По мере прохождения вы будете находить сундуки, некоторые из которых заперты. В них может находиться различный лут вроде лечилок, расходников, денег и полезного снаряжения с бафами или ловушка. Эти же вещи порой выпадают с врагов вместе с очками опыта, благодаря которым герои качают уровень по завершении главы.
Все необходимые навыки герои знают с самого начала. У каждого бойца имеется богатый мувсет: кроме стандартного комбо можно обнаружить несколько типов рывков, подкат, два типа ударов в прыжке, уклонение после взмаха мечом, усиленные атаки, уникальные движения для персонажа и т.д. Кроме этого герои в зависимости от класса могут использовать различные расходники и магию: дворф бросается метательными топорами, которые недоступны магу, однако тот умеет замораживать и поджигать противников, а воровка способна использовать пращу. Во время изучения разносторонней боевой системы вам может помешать управление, ведь в играх используются всего четыре кнопки, а именно кнопка прыжка, удара, инвентаря и использования предмета. Комбинации словно разрабатывали для файтингов, т.е. для одной атаки нужно нажать "вниз+вверх+удар", для другой "вниз+вперёд+удар" и т.д. Иногда можно выполнить не тот приём, т.к. есть навыки, которые выполняются путём нажатия кнопок "вперёд+удар" или "вперёд+вперёд+удар". Мувлист бойцов нетрудно запомнить, да и в любом момент можно в настройках прочитать инструкцию, составленную для каждого героя, но тайминги выполнения комбинаций, особенно в Tower of Doom, очень чёткие, и взять в руки щит, для чего нужно нажать "назад+удар", у меня получалось очень редко. Вероятно, это дело привычки, но мне как будто не хватало ещё одной кнопки для усиленных атак, благодаря которой не пришлось бы вспоминать вечера, проведённые в Tekken. Однако это не особо мешает наслаждаться играми, всё-таки боевая система в них богатая и разнообразная, а импакт от ударов отличный.
Врагов здесь тоже хватает: герои сразятся с гоблинами, кобольдами, скелетами, зомби, гноллами, теневыми эльфами, троглодитами и многими другими существами вселенной Dungeons & Dragons. Боссами обе игры тоже не обделили, особенно мне понравился тролль, который после получения смертельного удара восстаёт из мёртвых и начинает избивать героя: напоминает игры вроде Gal Guardians: Demon Purge, где главари пытаются напоследок навредить игроку. Спустя полминуты приходит подмога, убивает врага и спрашивает: "Вы серьёзно не знали, что тролля нужно обязательно сжечь, чтобы он умер?" В следующий раз я бросил в неподвижное тело босса флакон с зажигательным маслом, и он погиб окончательно до того, как прибежали союзники – такое внимание к деталям несказанно радует.
Однако трудные бои с главарями способны ввести в уныние, некоторые боссы могут несколькими ударами отправить вас на тот свет, а кто-то умеет ваншотить даже на лёгкой сложности. Capcom нужно было добавить такой слоган на обложку: "Гоните монетки, детишки, наш аркадный автомат должен приносить доход!" На это нет смысла жаловаться, когда в переиздании продолжения бесконечные, но всё же советую играть с друзьями, чтобы не раздражаться от постоянных смертей. В любом случае здесь я умирал раз в пять реже, чем в Battletoads Arcade, где приходилось возрождаться чуть ли не каждую минуту даже в битвах с обычными противниками.
В целом, если игрок примет тот факт, что эти видеоигры разрабатывались для аркадных автоматов, целью которых было высосать все карманные деньги подростков, то битемапы по настольной ролевой игре Dungeons & Dragons смогут подарить геймеру несколько весёлых вечеров, а если играть в кооперативе за разных персонажей и исследовать каждый уровень, то даже целую неделю увлекательных приключений. Да и некоторые недостатки аркадного прошлого исправляет переиздание, поэтому всё же советую играть в него, а не в обычные версии на эмуляторе, но выбор за вами. Настоятельно советую пройти оба битемапа всем фанатам жанра, получите немало удовольствия.
Плюсы и минусы игры:
+ Отличное приключение в сеттинге Dungeons & Dragons.
+ Несколько героев с разными навыками.
+ Высокая реиграбельность.
+ Наличие выбора уровня сложности и главы.
+ Кооператив на четверых.
- Управление немного файтинговое и не всегда удобное.
- Аркадные фишки вроде ваншотающих боссов.
Armored Warriors. Битемап с мехами
Время прохождения: 1 ч
После прохождения Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara я решил дать капкомовским битемапам ещё один шанс, ибо раньше они были мне неинтересны. Я приобрёл Capcom Beat'Em Up Bundle, и первой запущенной мной игрой стала Armored Warriors, битемап с мехами, где во время боя можно поменять роботу часть тела. Стоп, что?! Почему я раньше не слышал об этой игре?
Хочется для начала рассказать о Capcom Beat'Em Up Bundle, где представлены 7 аркадных версий игр, в том числе и знаменитая Final Fight. Сборник не кажется типичным ленивым переизданием. Разработчики дали возможность игрокам у любой игры настроить управление, поменять сложность, изменить стоимость жизней и их количество, а ещё каждый битемап имеет английскую и японскую версии. Во время паузы игрок может посмотреть приёмы, выбрать фон с фильтром и сохраниться. Для фанатов кооператива добавили онлайн-режим. О галерее не забыли, у каждой игры имеется большое количество артов и мануалы. Стоит сборник 24$, для 7 игр цена с обозначенными бонусами издания вполне неплохая, столько же стоит The Disney Afternoon Collection. Кстати, недавно узнал, что Konami вместе c Limited Run Games запустили предзаказы переиздания игры Felix The Cat за 25$. Одна игра для NES и её версия на GameBoy. Из ключевых особенностей наличие сохранений и функция перемотки. Спасибо, Konami, но я лучше на что-нибудь другое потрачу такие деньги.
Из минусов могу отметить баг с сохранениями: как я понял, какой-то из фильтров сломан, и после его выбора происходит бесконечная загрузка. Перезапуск игры не помогает, игра зависает в меню. Решил проблему путём удаления сохранений. Есть у меня гипотеза, что такое встречается только в Xbox-версии. Если не менять фильтр, то с подобным не сталкиваешься.
Играть в Armored Warriors мы будем за солдат Земли 23 века, сражающихся с террористами и захватчиками на планете Raia, что похищают людей и делают из них подневольных киборгов. Периодически мы будем как отбивать атаки на родной планете, так и сражаться на чужой, занимаясь защитой гражданских в разрушенных городах, уничтожением заводов, вражеских военных баз и пр. Историю не назвать необыкновенно увлекательной, но хотя бы герои не бездумно гуляют по рандомным локациям, как это часто бывает, у них всегда есть чёткая цель. Удивительно, что в игре присутствуют диалоги в виде окон из визуальных новелл с портретами говорящих. Общаться персонажи будут или во время брифингов, или во время игрового процесса, когда они получают новую важную информацию или приблизятся к боссам, которые тоже порой настроены на продуктивный диалог. Мне понравилось, что портреты анимированы: персонажи шевелят губами и моргают, а наша связная может закашляться или показать язык. Это, конечно, не верх анимации, но AW – игра 1994 года, да и не во всех битемапах того времени встречались хотя бы заставки между уровнями.
Выглядит AW неплохо. Дизайн мехов прекрасен, их детали скрупулёзно проработаны, роботы получились гигантскими, о чём легко понять, ведь под их ногами часто бегают маленькие солдатики, наносящие ходячим машинам столько же урона, сколько месячный испуганный котёнок новому хозяину мягкой лапкой. Локации ощущаются немного пустыми, и художников игры можно понять, ведь камера находится далеко от земли, мелкие предметы интерьера под ногами меха, скорее всего, мешали бы его передвижению, да и находимся мы чаще всего в зоне боевых действий или на военных объектах, а не на улицах многолюдного живого города, как это было в Final Fight. Но стоит однотипным стенам зданий исчезнуть, как игрок обнаружит на экране масштабные и красивые картины окружающего мира. К счастью, место действия не остаётся неизменным, скучные заводы и склады сменяются пейзажами ночного города и горных просторов, поэтому игра не выглядит однообразной.
Стоит поговорить о мехах, главной фишке игры. Они имеют стандартный мувсет для битемапа: атаки на месте, на бегу и в воздухе, спецприёмы, требующие траты здоровья, ещё у роботов имеется огнестрел, помогающий прерывать атаки противника. Казалось бы, ничего особенного, битемап как битемап, но после победы над первыми противниками вы обнаружите, что с них падают детали, которые можно подобрать и повесить на себя. Ваша рука со временем превратится в бур или лазерный меч, ноги можно поменять на танковые гусеницы, а пулемёт на ракетницу или лазерную пушку. Новые детали преображают ваши приёмы и добавляют дополнительные навыки, к примеру, клешня позволит хватать роботов и кидать их в разные стороны, а паучьи ноги в воздухе превращаются в пропеллер, что помогает долгое время парить и наносить ногами дополнительный урон. Могут поменяться и анимации смерти врагов, упомянутым ранее лазерным мечом вы будете резать мехов надвое. Механика подбора нового оружия прямо в бою не даёт заскучать до самого конца, но есть одно «но»: его легко потерять. Детали могут упасть на землю, если долго получать урон или умереть, они несколько секунд полежат на полу и растворятся в воздухе, если не успеть их подобрать. Ещё враги могут схватить вас и оторвать руку, придётся забыть на время об основной атаке. Думаю, с этим не должно возникнуть больших проблем в кооперативе, где каждый будет играть за уникального меха, собранного из подобранных деталей, и прикрывать напарников. Хотя и в одиночной игре потеря апгрейдов не затрудняет прохождение, новые части тела часто выпадают из противников, да и времени на их подбор дают достаточно.
Среди врагов тоже хватает разнообразия. В игре столько типов мехов, сколько и подбираемых вами деталей, так что постоянно с одними и теми же роботами сражаться не придётся. Часто на героя нападают от трёх до шести противников, поэтому на экране творится настоящая бойня. Из-за размеров мехов иногда я переставал понимать, что происходит на экране, но после прохождения Armored Core 6, где нужно искать на экране вечно уклоняющегося противника под градом пуль, подобное не ощущается огромным недостатком. Играл я на стандартной сложности, разве что увеличил количество жизней. Как ни странно, умирал нечасто, даже удавалось долгое время не получать урона, хотя это игра для аркадных автоматов, ради которых новички нередко разбивали наполненные монетками копилки. Ещё и предметы лечения иногда подкидывают. В основном мой мех уничтожали, когда я оказывался в толпе противников с лазерными пушками или самонаводящимися ракетами. Жирные боссы тоже старались поскорее от меня избиваться, особенно сложными оказались последние два, что могут достать вас в любом месте арены. Многие из них намного больше вашего меха, так что фанаты огромных боссов в Dark Souls будут довольны.
Кроме боевых арен в игре можно обнаружить два бонусных уровня, на которых мех будет автоматически двигаться вперёд на большой скорости, а вам нужно будет уклоняться от вражеских атак и стрелять в ответ. Подходящее место для заработка очков, на которые можно получить дополнительную жизнь.
Что я могу сказать об игре в итоге? Это короткий, но увлекательный битемап с необычными главными героями и интересной механикой смены оружия прямо во время боя. Прошёл игру не без удовольствия. Фанатам мехов и битемапов пропускать Armored Warriors противопоказано.
Плюсы и минусы битемапа:
+ Перед вами битемап с мехами, где вы ещё такое увидите?
+ Кастомизация робота во время игрового процесса.
+ Неплохая графика с потрясающе выглядящими мехами.
+ Кооператив на троих.
- Иногда перестаёшь понимать, что происходит на экране.
- Некоторые локации выглядят скучно.
Battle Circuit. Супергероика по-японски
Время прохождения: 1 ч
Ещё один битемап от создателей Resident Evil и Street Fighter, тоже прошёл его в сборнике Capcom Beat'Em Up Bundle.
Battle Circuit – это аркадный битемап 1997 года выпуска. Если в Armored Warriors разработчики показали далёкое будущее, в чьей мрачной тьме есть только война, то в BC у нас люди и мутанты надевают маскарадные костюмы и в красочных декорациях сражаются с различными странными личностями, что хотят завоевать мир, вроде злого учёного с огромной головой, как у Мегамозга. В общем, типичная супергероика, разве что играем мы не за героев в трусах поверх штанов, а за наёмников, для которых богатство важнее благополучия мира. История посвящена попыткам наших героев отобрать у злодеев могущественный макгаффин, маленькую дискету, на которую записали страшный вирус, и с его помощью можно получить контроль над компьютерами всего мира. Сценарист не требует от игрока знания классических текстов для понимания сложных аллюзий и идей, здесь всё легко и просто, ещё и юмора полно, достаточно посмотреть на наших героев, один краше другого: кошкожена, за которой постоянно бегает её маленький питомец, инопланетное хищное растение, девочка на боевом страусе, человек-резинка, превращающийся в громкоговоритель. Они постоянно попадают в забавные ситуации, к примеру, их пленение при помощи плевка иноземной лошади, продемонстрированное на скриншоте ниже, выглядело бы максимально нелепо в серьёзной игре. В общем, битемап не позволит вам скучать до самого финала.
Однако первым делом обращаешь внимание не на сюжет и персонажей, а на графику. В Armored Warriors мне очень не хватало наполненных мелкими деталями локаций, масштаб происходящего не позволял этого добиться. В этой же игре художники себя не сдерживали, практически каждая локация имеет проработанный, а порой даже анимированный фон. Разработчики также постарались творчески подойти к выбору мест для сражений, и хотя некоторые локации вы могли видеть в других битемапах, однако сеттинг и несерьёзность происходящего позволили отправить героев в самые разные точки планеты, что сделало игру чуть более уникальной на фоне типичных представитель жанра. Вы побываете в ночном клубе, где проводят бои без правил, на дневных улицах города будущего, в джунглях, на злодейской базе, спрятанной за водопадом в горах, в египетских руинах и т.д. В начале игры вас даже в космос отправят. Локации нарисованы прекрасно, разве что не хватает чуть больше уникальных мест, но, к сожалению, формат игры таков, что она не должна быть слишком длинной. Персонажи тоже неплохо выглядят, у героев полно анимаций, да и боссы могут встать в какую-нибудь позу или состроить рожицу. Battle Circuit выглядит не хуже какого-нибудь современного пиксельного инди-проекта, и если вы увлекаетесь подобными видеоиграми, то графика вас порадует, остальных же она как минимум не отпугнёт при первом запуске.
На картинку посмотрели, теперь можно поговорить об игровом процессе. Ничего нового в BC вы не обнаружите, ведь это стандартный битемап, где нужно бить врагов с боссами и проходить уровни. Однако у игры имеются несколько отличных фишек.
В Battle Circuit пять разных героев, и это не просто скины с анимациями. Я попробовал трёх персонажей, это были Yellow Iris, не то антропоморфная кошка, не то рысь, в общем, та ещё неведомая зверушка, Pink Ostrich, боевой страус, и Alien Green, ходячее растение. Yellow очень быстрая, у неё есть удары хлыстом, представляющие собой своеобразную ORAORAORA, апперкот и метеоритный удар в воздухе, Pink может парить в воздухе и бросать во врагов перья, а также пикировать на них, Alien способен атаковать ветром и имеет очень длинные лианы, позволяющие хватать врага на расстоянии, ещё у каждого персонажа есть свой спецудар и способность временно улучшить какой-то пассивный навык. Получается, можно пройти игру 5 раз, и геймплей постоянно будет дарить вам уникальный опыт.
У всех героев по-разному выполняются приёмы, часто придётся использовать крестовину, как в файтингах. Вам, конечно, не понадобится сидеть неделями на одном персонаже, чтобы выучить его мувлист, но если захотите использовать все приёмы, то не получится бездумно жать кнопки. К счастью, движения открываются постепенно, их можно купить по завершении уровня за накопленные монеты, поэтому никто от вас не требует запоминать все комбинации сразу, учи́тесь по мере прохождения игры. Наверное, единственный минус приобретения навыков в том, что в магазине вы находитесь всего 10 секунд, и вам никто не напомнит, как выполнять полученные приёмы, а в мануале я не нашёл описания всех возможностей героев. Подобную богатую боевую систему я уже встречал в других битемапах Capcom, а именно в двух частях Dungeons & Dragons, и в этот раз не нужно приучать себя к таймингам нажатия кнопок, игра без проблем считывает любую выполненную комбинацию.
Новые приёмы позволяют не только драться стильно, но и жонглировать врагами. Применяя друг за другом разные движения, я нередко мог удерживать врагов в воздухе долгое время. Даже если противник падает на землю, у вас ещё есть время подбросить его в воздух снова, и таким образом можно строить продолжительные комбинации. После завершения игры я посмотрел запись прохождения вчетвером, и игроки при помощи спецударов даже не давали боссам дотронуться земли. Это прекрасная фича или имбалансная имба – можете решить сами, когда поиграете в игру, я же от возможности джаглить получил немало удовольствия.
Однако даже так вы не станете неудержимой угрозой всему живому, если играете в одиночестве, враги не хуже героев знают древнее боевое искусство под названием «бей толпой». Противников много, дерутся они больно, здоровья у вас очень мало, и его, кстати, нужно прокачивать. Хорошо, что иногда на локациях встречаются ящики с едой, а в воздухе пролетают роботы, которые сбрасывают лечилки, если их ударить, также с героев выпадают медикаменты после смерти, чтобы вы могли в следующий раз продержаться чуть дольше. Но всё же игра не является ультимативным пылесосом по высасыванию всех денег из кошельков играющих, чаще всего вы будете умирать только на толстокожих боссах. Обычно на каждой миссии встречается два главаря: один находится в середине уровня и не представляет особой угрозы, второй ожидает в финале, и жалеть он вас не будет. Нередко они будут вызывать саммонов или даже сражаться в паре. Хотя главари и имеют длинные полоски здоровья, но ими тоже можно жонглировать, так что всё зависит от вашего скилла и терпения, ведь если будете постоянно атаковать, то обязательно получите по лицу.
Если говорить о драках в целом, то они хороши. Сражаться очень весело, герои послушно выполняют команды, а враги не дают возможности расслабиться, но и излишней аркадной духоты с перегибом сложности я не ощутил. Игра однозначно попадает в мою копилку качественных битемапов.
Кроме драк в игре редко, но можно встретить мини-игры. Однажды придётся погоняться за удирающим злодеем, а в тюрьме необходимо избежать смертельной ловушки за ограниченное время. Маловато, но хоть какое-то разнообразие, ещё и заработать денег получится для покупки навыков.
В целом, это всё, что я хотел сказать об игре. Стоит ли проходить Battle Circuit? Однозначно, если вам нравятся битемапы. Жаль, что Capcom больше не разрабатывает такие игры, хотя в их «Супервыборах», опросе фанатов, указана Final Fight в разделе ремейков, так что надеемся на лучшее.
Плюсы и минусы игры:
+ Качественный битемап с разнообразной боевой системой.
+ Удобный джаглинг.
+ Пять персонажей с разным мувсетом.
+ Неплохая пиксельная графика.
+ Кооператив на четверых.
+ Забавная пародия на эти ваши супергеройские книжки с картинками.
- Хочется чуть больше уникальных локаций.
Captain Commando. Нет, это не Bionic Commando, не путайте
Время прохождения: 40 мин
Удивительный случай: перед нами своеобразный спин-офф Final Fight, но об этом даже не догадаться, если не прочитать дополнительную информацию в интернете.
На дворе 2026 год, во всём мире опасные преступники творят ужасные вещи, и только Captain Commando вместе со своими супердрузьями может помешать им! Большего вам знать и не нужно, в игре практически нет сюжета, разве что в финале главный герой покажет своё лицо на телевидении и объявит всему миру, что победил могущественное зло своим всесильным добром. Ах, да, ещё большую часть времени вы проведёте в Metro City, городе из Final Fight, весьма популярной серии битемапов от Capcom об уличных бойцах. Очень важная информация, согласен, никогда больше не смогу смотреть на эту игру как на самостоятельный проект. Вероятно, о названии города сказано в мануале, что присутствует в Capcom Beat'Em Up Bundle, и я снова могу похвалить это издание за крупную галерею, но есть маленькое и весьма несущественное «НО»: мануал почти весь на японском! Раз в вашей игре нет сюжета, тогда сделайте какие-нибудь субтитры в дополнительных материалах, а то даже предысторию персонажей не прочитать.
Если с сюжетом как-то не сложилось, ведь игра вышла в 1991 году, всего на пару лет позже Final Fight, где персонажи тоже не отличались общительным нравом, то с графикой в Captain Commando всё несколько лучше. Персонажи не выглядят как пиксельная мешанина, в них легко узнаются человеческие черти, а ещё для фанатов слэшеров завезли расчленёнку! Ваши герои могут сжечь врага, растворить в кислоте или разрезать его надвое, это же могут сделать и с вами, так что анимации гибели персонажей будут развлекать вас до самого финала.
Локации тоже выглядят неплохо, да и нестандартных мест мы посетим немало: тут вам и японский замок с ниндзя, и цирк, и доисторический музей, и аквариум, и космическая база на другой планете. На уровнях хватает интерактивных объектов, иногда враги будут выскакивать из-под канализационного люка, почти как в битемапах с Черепашками-Ниндзя, или из-за потайной стены, а на аренах зрители начнут требовать увлекательной схватки. К сожалению, нередко на экране вы будете видеть красивые, но статичные задники с повторяющимися сценами, даже люди на фоне двигаются не всегда. Творческое ли это решение во имя оптимизации или халтура из-за сжатых сроков – к сожалению, точного ответа я вам дать не смогу.
Игровой процесс тоже сохранился неплохо. Да, здесь такое же двухкнопочное управление, как и в Final Fight с минимальным количеством навыков. У героев в наличии обычные удары, приём на бегу, захваты с бросками, спецдвижение и три типа ударов в прыжке: обычный приём, с нажатой клавишей «вниз», а также после прыжка на бегу. В основном я играл за главного героя, Captain Commando, и у него есть имбовый удар в прыжке, во время которого он стреляет из огнемёта. Mack The Knife, ходячая мумия, совершает длительную круговую атаку и превращает врагов при помощи своих ножей в расплавленных немцев из финала фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», ниндзя Ginzu с лёгкостью режет преступников своим мечом на части, а Baby Head, гениальный ребёнок, сидящий внутри робота, своими приёмами напоминает Майка Хаггара из Final Fight, т.е. ведёт себя как типичный перекаченный рестлер, но при этом он очень быстро двигается. В целом, герои имеют минимальные различия, так что проходить игру можно любым персонажем. Менять их во время игрового процесса, к сожалению, нельзя, это единственный битемап в переиздании, который требует выбрать героя до его запуска.
Baby Head не единственный герой, который может использовать робота. Периодически вы будете отбирать у врагов двуногие машины, некоторые из которых способны поджигать или замораживать всех в округе. Являются они чем-то вроде ездовых животных в Golden Axe: тоже вносят большой урон по противникам, но с них легко упасть, после чего неприятель в 100% случаев отберёт у вас робота. Не гнушаются герои использовать и другое оружие, а именно пушки. Пристрелить преступника из автомата или подорвать из гранатомёта? Без проблем, огнестрела на локациях хватает, нередко пушки выпадают с поверженных врагов. Если в других битемапах дополнительное оружие встречается редко и не является важной частью игрового процесса, то в Captain Commando оно разбросано везде, и с учётом того, что на вас всегда нападают группами, без него не обойтись, да и выстрелов обычно хватает, чтобы отбиться от самых назойливых представителей преступного сообщества.
Враги не глупцы, они тоже любят пользоваться оружием, и типов противников здесь много. Нападают они толпой, обычно состоящей из 4-6 человек, умирают быстро, но на их место чуть ли не моментально прибегают новые. Вполне обычная ситуация, когда на одном экране на вас нападают обычный приспешник злодеев, напомнивший мне на солдат Гидры из комиксов Marvel, гранатомётчик, большая мускулистая женщина, обожающая брать героев в захваты, шустрый ниндзя, бросающий коктейли Молотова толстячок и девушка с электрическим оружием, что похоже на камертон. И это не все противники, для столь короткой игры в ней хватает врагов, способных подарить вам счастливые моменты потери драгоценных жизней. Да, завершил я игру минут за 40, хотя другие битемапы требовали хотя бы час на прохождение. Мы словно на американских горках проносимся по всему миру, завершая наше путешествие в космосе, и игра не успевает надоесть, оставляя только положительные эмоции. Конечно, боевая система здесь очень простая, однако это компенсируется наличием огнестрельного оружия и большим количеством разношёрстных бандитов на одном экране, что не даёт превратиться игровому процессу в унылую долбёжку одной кнопки, да и динамика здесь намного выше, чем в Final Fight, поэтому, как мне кажется, стоило добавить хотя бы ещё пару уровней, игроки бы только «спасибо» сказали. Да и не будь здесь настолько неприятных боссов, битемап бы я прошёл ещё быстрее.
Боссы здесь не менее разнообразные, чем обычные прихвостни, и на них легко потерять все жизни. Приходить к злодеям лучше с оружием, чтобы получить хотя бы небольшую фору. Избивать их обычными ударами получится не всегда, да и подойти они вряд ли позволят, к примеру, на четвёртом уровне вы встретите созданного злым учёным мутанта с длинными руками, что моментально отправит вас в нокаут, если решите таранить его в лоб. Этот же монстр будет скакать по арене, словно ёж Соник, и сбрасывать с потолка на вас бочки. Без подходящей тактики его не победить, так что лучше не торопиться бросаться в бой, это же касается и остальных боссов. В основном я тратил продолжения именно на главарях из-за собственной спешки, но если понять, как с ними сражаться, то, думаю, не составит труда победить их без лишней траты жизней. Однако это вряд ли касается последнего босса, понадобится немало траев, чтобы научиться уклоняться от его фаерболов и айсболов. Этот негодяй ещё и летает по всей арене, скрываясь за границами экрана, а в определённые моменты начинает бить массовой атакой по всей локации. Не самый приятный босс, из-за которого моя пятая точка чуть не сожгла диван. Впрочем, если вам не хочется часами перепроходить битемап, чтобы выучить мувсет главарей, или вы не желаете постоянно помирать, то зовите друзей, вместе вы легко одолеете любого супостата на вашем пути. Кооператив на четвёртых – явление редкое, грех его не опробовать.
Из мини-игр у нас имеются покатушки на доске для сёрфинга с моторчиком. Подбирайте автомат и расстреливайте всех, кто плывёт в вашу сторону, чтобы набрать как можно больше очков, а в финале вам придётся за ограниченное время уничтожить лодку безумного учёного.
После прохождения игры я выделил следующие её плюсы и минусы:
+ Многообразие необычных локаций.
+ Расчленёнка.
+ Множество дополнительного оружия, которое является важной частью игрового процесса.
+ Высокая динамика боёв.
+ Большое количество разных типов противников практически на каждом экране.
- Некоторым безжизненным фонам не хватает движения.
- Игра короткая даже для битемапа.
- Финальный босс создан лишь для того, чтобы отбирать у игроков монеты.
Хороший битемап для своего времени, хоть и не обладает особо богатой боевой системой на фоне следующих игр Capcom, зато он выделяется невиданным уровнем жестокости во время убийства врагов, уничтожать виртуальных болванчиков всегда веселее, когда они погибают необычным способом. Я хорошо провёл время за этой игрой, надеюсь, что и вам понравится Captain Commando.
Warriors of Fate. Двухмерный Dynasty Warriors
Время прохождения: 1 ч 20 мин
Если вы часто играли в старые японские игры или смотрели обзоры Pixel_Devil’a о сериях игр Contra и Castlevania, то, скорее всего, знаете, что иногда локализаторы переписывали сюжет по тем или иным причинам. Порой к текстам протягивала свои корявые ручонки бездушная цензура, а какие-то игры являлись частью долгоиграющей серии, однако на Западе в продаже оказались не все игры и т.д. Как же это относится к битемапу Warriors of Fate?
Всё время, пока я проходил игру, у меня было ощущение, что Warriors of Fate сильно похожа на musou-игры от Koei Tecmo по причинам, которые я укажу далее, однако сюжет был неподходящим. Есть некий Akkila-Orkhan, который ведёт агрессивную политику по отношению к соседним странам, завоёвывает их, и его войска оставляют после себя лишь пепел. Kuan-Ti, правитель ещё не захваченных земель, с пятью великими воинами решает защитить свои земли и дать отпор захватчику. После прохождения игры я узнал, что сюжет игры основан на романе «Троецарствие», Akkila-Orkhan на самом деле является Cao Cao, Kuan-Ti зовут Liu Bei, а последний босс, Temujin-Khan – это, оказывается, знаменитый воин Lü Bu, который чуть не вызвал у меня мигрень, когда я проходил Wo Long: Fallen Dynasty, soulslike от Koei Tecmo. Напомню, что многие игры KT берут за основу истории из уже упомянутого мной романа, так что фанаты Dynasty Warriors, Warriors Orochi и прочих мусоу точно слышали об этих героях. Уточню, что далее я в основном буду указывать имена персонажей из английской версии, т.к. проходил именно её, да и в китайской истории я не разбираюсь, а роман не читал. Факт переписывания сюжета, конечно, забавляет: неужели разработчики и локализаторы боялись, что маленькие гайдзины не поймут, кого нужно бить в битемапе, поэтому придумали свою историю? Непонятно, неясно. Возможно, дело в том, что игра является продолжением другого битемапа, Dynasty Wars, которого нет в Capcom Beat'Em Up Bundle и где локализаторы тоже зачем-то поменяли имена героев. Решили, так сказать, продолжать эти странные традиции.
Как вы могли понять, сюжет в игре присутствует, персонажи общаются между собой, но чаще всего мы будем читать приказы нашего предводителя и угрозы вражеских генералов. Даже встречается какая-никакая постановка, разработчики могут посвятить целую катсцену тому, как солдаты режут бегущих от них безоружных крестьян, или как ваш герой играет мускулами на публику после победы над чужой армией, после чего его одаривает поцелуями девушка. Однако какую-то закрученную историю с десятком непредсказуемых твистов вы вряд ли обнаружите, и сам по себе сюжет, представленный в игре, ценности не имеет. Возможно, за происходящим было бы занятно наблюдать фанату игр Koei Tecmo, но, к сожалению, в английской версии локализаторы такую возможность у них отобрали. Жду от кого-нибудь статью с разбором версий этой игры в стиле «Трудностей перевода».
Выглядит игра дорого и богато для 1992 года, хотя всего год назад вышла Captain Commando с большим количеством статичных задников. Расчленёнки, кстати, как в CC, нет, однако иногда можно разорвать врага при помощи специальных атак. Зато у нас в наличии анимированные фоны, к примеру, нередко можно увидеть текущую реку, развевающиеся флаги на ветру, а вокруг ещё и огонь распространяется по всей локации.
Capcom продолжает добавлять в свои игры локации с большим количеством зрителей, и в этот раз они все двигаются, что меня несказанно радует: нравится мне, когда в битемапах на фоне что-то происходит, сразу возникает ощущение, что дерёшься не на искусственной арене, а на настоящем поле битвы. Сражаться, кстати, мы обычно будем в полях и лесах, но несколько раз герои посетят затопленную деревню и захваченные крепости, которые пропитаны духом эпохи древнего Китая. Если вам хотелось поиграть в битемап, где в каждой детали присутствует восточный колорит, то Warriors of Fate создана специально для вас.
А ещё в этой игре есть анимированный конь. Да, то самое животное, из-за которого мы никогда не увидим седьмой сезон JoJo, ибо рисовать его в движении та ещё мука. Зачем конь понадобился в Warriors of Fate? Всё просто: на нём можно ездить и сражаться. Как только я это увидел, тут же в голове прозвенел невидимый звоночек, напоминающий о существовании Dynasty Warriors. Удивительно, но для коня продумали отдельный мувсет, на котором герои могут орудовать копьём, совершать спецудары и нестись галопом, снося врагов с ног, даже для разворота есть отдельная комбинация клавиш. В любой момент можно слезть с лошади и продолжить драку на своих двоих, но зачем отказывать себе в удовольствии? Да и бегать герои не умеют, так что четвероногим другом пренебрегать нельзя. Правда, если получить много урона или несколько раз упасть с коня, то он убежит. У меня его, кстати, никто не воровал, кроме боссов, которых тоже можно сбить с седла.
Героев тоже приёмами не обделили, каждый обладает своим уникальным стилем боя, также они могут отличаться скоростью движения и длиной атак. Kassar и Portor являются бойцами рукопашного боя, Abaka и Subutai используют в бою мечи, а старик Kadan стреляет во врагов из лука. Кроме обычных ударов у каждого героя имеется стандартная спецатака по площади, тратящая здоровье, особая мощная атака, выполняемая нажатием клавиш «вниз+вверх+удар», так, к примеру, Subutai совершит shoryuken, а Kassar сделает резкий прямой удар, ещё у них имеются в списке приёмов толчок или подкат, и, естественно, персонажи берут противников в захваты, куда же без них в хорошем битемапе. Некоторые герои во время удержания противника могут подпрыгнуть вместе с ним и хорошенько приложить врага о землю, особенно эффектным получился этот приём у Portor’a, чей боевой стиль очень похож на тот, что использовал Майк Хаггар в Final Fight. Capcom любит использовать старые наработки в новых играх, и обычно это нетрудно заметить, тот же Darkwing Duck – это переделанный Mega Man, а если вы поиграете в Resident Evil 5 после Haunting Ground, то как только увидите Джилл Валентайн, сразу узнаете в ней Фиону Белли. Ещё во время захвата вы можете обнаружить нестандартные движения: Kassar начнёт кусать врага, а Kadan перепрыгнет через него. Эти навыки не указаны в мануале, но их легко обнаружить, если поэкспериментировать с нажатием кнопок.
Приёмы можно и нужно использовать, если вы не желаете часто терять драгоценное здоровье. Нападают враги толпами, большими толпами. Иногда мне казалось, что на экране появился целый десяток врагов, но на скриншотах мне удалось насчитать максимум семь солдат одновременно. Возможно, причина кроется в их непрерывном спавне. Типов врагов хватает, но разработчики любят закидывать игрока мясом вроде одинаковых копьеносцев с минимальным уровнем здоровья, чтобы геймер насладился мощью управляемых им героев до появления босса. Даже не знаю, что мне это напоминает… В любом случае, драться здесь весело: врагов много, умирают быстро, а благодаря наличию богатого мувсета у героев и коня происходящие на экране события превращаются в настоящий восточный боевик на фоне соответствующих декораций.
Естественно, не обошлось без боссов, и здесь получилась двоякая ситуация. С одной стороны, генералы обладают уникальным мувсетом, нередко они появляются на лошади, а ещё они выглядят на фоне обычных солдат огромными. Вроде бы звучит прекрасно, но, с другой стороны, в каждом бою на вас нападает множество саммонов, которые лезут под руку, и главарь чаще получает урон от тушек врагов, кинутых в его сторону, чем от ваших атак. Порой я даже не замечал боссов, пока на экране не уменьшалось количество солдат до одного или двух. Также они легко подпускают к себе героев, что позволяет нанести главарям немало урона в захвате. Из-за этого я даже не могу назвать какого-то уникального босса, я чаще умирал из-за обычных солдат, так как их много, чем от местных генералов. Разве что финального босса Temujin-Khan'а получилось хоть немного запомнить из-за его блокирования атак и постоянных рывков к героям. Будь он персонажем другой игры, звался бы Lü Bu. Ах, да…
Ладно, пора заканчивать с этими намёками. Мои слова не являются истиной во всех инстанциях, но есть у меня предположение, что разработчики из Omega Force, когда разрабатывали Dynasty Warriors 2, прекрасно знали об этом битемапе и подхватили у Capcom идею массовых битв с возможностью драться на конях. Разве что подход к созданию боссов у них иной, в DW это полноценные личности и самые сильные боевые единицы в стане противника. В Warriors of Fate же, если я правильно понял, какого эффекта хотели добиться разработчики, игрок должен почувствовать себя величайшим героем, что вместе с напарниками спасает страну от целого вражеского войска. Здесь не нужно подбирать тактику для более безопасного боя, как в некоторых других битемапах, геймер должен идти вперёд и красиво избивать противников, что выбегают на него со всех сторон. В соответствии с этим подходом разработаны и боссфайты, где главари являются чуть мощными версиями солдат, но не сильно выделяются на их фоне, чтобы не разрушить ощущение сражения с армией, иначе игрок сосредоточится только на генерале, а остальные будут казаться назойливыми мухами, что только раздражают. Если рассматривать боссов с подобной точки зрения, то всё встаёт на свои места, и, получается, разработчики справились со своей работой, ведь я всю игру чувствовал себя практически непобедимым бойцом, сражающимся на полях войны, но я прекрасно пойму людей, которые после прохождения битемапа назовут генералов самой слабой его частью.
В этот битемап тоже добавили мини-игры, не постоянно же геймеру сражаться без остановки, нужно иногда отдыхать. Однажды вам позволять поучаствовать в конкурсе по скоростному поеданию пищи, а потом придётся быстро уничтожать исчезающие статуи антагониста. Что ж, это как минимум забавно, да и помогает улучшить свою реакцию.
Неплохой получился битемап. Прошёл я его за 80 минут, хотя на YouTube его проходят за час. Скорее всего, дело в том, что я часто выходил в меню, чтобы почитать мануал. Выделю я у него следующие плюсы и минусы:
+ Неплохо анимированные фоны и хорошая графика.
+ Атмосфера древнего Китая.
+ Пять героев с разными стилями боя и верный конь.
+ Высокая динамика драк с большим количеством противников.
+ Наличие постановки в катсценах, помогающей познать весь масштаб происходящих событий.
- Не всем понравятся боссы, сливающиеся с толпой прикрывающих его солдат.
- Изменение сюжета в английской версии.
Warriors of Fate показалась мне самой весёлой в списке пройденных мной битемапов, скорее всего, дело в масштабе происходящего, у нас всё-таки здесь целая война, а мы кулаками разносим огромную армию без особых усилий, и происходит это именно в геймплее, а не в катсценах. Ставлю игре свой блогерский лайк, пройти её обязаны все фанаты битемапов.
Неужели hidden gems?
В сборнике также имеются ещё три битемапа: Final Fight, The King of Dragons и Knights of the Round. Первый весьма известен среди игроков, поэтому я и не стану о нём рассказывать, да и если говорить честно, то для меня FF сохранилась плохо: слишком она медленная, да и со временем начинают встречаться очень неприятные противники, особенно под конец, что не дают нормально подняться на ноги и нанести хотя бы удар. Не сомневаюсь, что фанаты серии назовут меня типичным казуалом, но, простите, первую часть я не смог полюбить, мне больше по душе FF3 и Mighty Final Fight. The King of Dragons и Knights of the Round – неплохие игры, но на фоне других битемапов они выглядят очень слабо с точки зрения визуала и геймплея, мне особо нечего о них рассказывать, многие их фишки вроде поездок на лошади и прокачки героев намного лучше реализуют в Warriors of Fate и двух частях Dungeons & Dragons. The King of Dragons хорошо подойдёт тем, кому хочется больше игр, похожих на D&D, т.е. на битемапы, где нужно сражаться за магов и файтеров против фэнтезийных монстров, но готовьтесь к тому, что придётся закликивать однообразных противников одной атакой. Knights of the Round зайдёт фанатам рыцарской тематики и легенд о короле Артуре, я, к примеру, в своё время любил читать исторические романы Вальтера Скотта вроде «Айвенго». Но не думайте, что разработчики собирались показать настоящую Британию: безумный японский гений не сдержался и в финале добавил босса-самурая и огромного механического голема.
В итоге могу сказать, что зря я долгое время сторонился битемапов от Capcom. У них имеются весьма занятные игры, с которыми, к сожалению, большинство игроков не желают даже познакомиться, так что благодарность разрабам за неплохие сборники классики, что способны напомнить сегодняшним геймерам о золотых временах аркадных битемапов. Все фанаты этого жанра обязаны пройти игры, представленные в блоге, они действительно хороши. Эти битемапы могут показаться типичными представителями аркадных проектов, что созданы для вытягивания денег из чужих кошельков, но дайте им шанс, и, возможно, вы полюбите их не меньше, чем Streets of Rage или TMNT: Turtles in Time. Я бы с удовольствием сыграл во что-нибудь подобное, но современное от Capcom, можно даже в 3D. Помнится, был такой малоизвестный японец, Синдзи Миками вроде, он ещё разработал ту странную игру с танковым управлением, где надо убивать зомби, и, кажется, когда-то он же приложил руку к одному необычному битемапу, который назывался God Hand, а права на него остались у Capcom. Там как раз разработчики Devil May Cry после выпуска Dragon's Dogma 2 должны освободиться, может, пора сделать что-нибудь похожее?
Лучшие комментарии
Можно не стараться, но от такого прохождения не получишь никакого удовольствия. От постоянных смертей приобретëшь лишь раздражение, и в прохождении игры быстро перестанешь видеть смысл. Лучше как раз обучиться механикам, выжать максимум из геймплея, чтобы удовлетворить свои геймерские потребности, и постараться не погибать, а если игра зайдëт, то можно попробовать улучшить свои навыки на повторных заходах, чтобы дойти до финала с минимумом потерь жизней или вообще без этого.
Так и не надо себя ограничивать, пусть геймер играет в своë удовольствие, раз есть такая возможность сегодня, зато не придëтся одни и те же уровни заново начинать по сто раз. Понравилась игра — отлично, пусть учится проходить лучше, старые битемапы всегда были вещами долгоиграющими, что не даются с первого раза, это не как сейчас, когда любой уважаемый бизнесмен или домохозяйка без проблем проходят SoR4 за вечер и на следующий день о ней забывают. Плюс битемапы с аркадных автоматов явно заточены под кооператив, не просто же так туда добавляли мультиплеер на 3-х или 4-х игроков. У меня проблемы с аркадной хардкорностью были только в первой Final Fight и Knights of the Round, которые мне как раз не особо зашли, и под конец в D&D, в остальных описанных помирал обычно периодически, прямо постоянные потери жизней встречались чаще на боссах, и это ещё цветочки, не так давно проходил аркадных Battletoads, вот там действительно душнина, где только в одном бою можно помереть несколько раз подряд ещë на первых уровнях, никому бы не стал советовать. В старых консольных битемапах будто лучше со сложностью, игрок либо долго учится проходить игру максимально аккуратно, либо включает эмулятор и использует сейвы, ибо спустя несколько уровней теряет все жизни. Как вспомню какой-нибудь Batman Returns на SNES, так плохо становится. Аркадность тех времëн нужно просто принять, игры в любом случае будут пройдены, в те года тоже ничего не мешало накопить денег и пройти битемап через «донат», только от этого никакого удовольствия, ещë и без обеда останешься. Сложность тут кроется именно в том, сможет ли игрок получить нужный скилл, чтобы без труда добраться до финала. Получилось пройти игру без лишних потерь — молодец, ты осилил еë. Не получилось — git gud, пробуй снова. На Ютубе люди вообще без смертей все перечисленные в блоге игры проходят, им аркадность не мешает. Эти игры надо воспринимать как модерновые Ninja Gaiden или MGR, которые тоже сначала только и делают, что насилуют игрока и в хвост и в гриву, но с каждым новым прохождением он становится лучше и лучше, пока не начнëт проходить их с закрытыми глазами. И, да, в том же бандле из семи игр при желании можно снизить сложность в ноль, если совсем житья не дают, я об этом писал. Как я понимаю, эта функция не столько переиздания, сколько самих игр, в аркадных автоматах владельцы тоже могли настраивать сложность так, чтобы игры приносили как можно больше дохода.
D&D и Armored Warriors очень крутые игры. Жаль что адская сложность аркадных автоматов портит впечатления от геймплея во второй половине игры.
В D&D еще очень мешала система остановки времени во время применения магии. В коопе эти постоянные паузы при игре за мага, да и палладина с эльфийкой, сильно раздражали. Жаль что это не исправили.
Да и в целом все эти аркадные игры с эмуляторов сильно нивелируют необходимость учиться игровым механикам за счет возможности бесконечного пополнения жизней закидыванием монеток. Зачем стараться, если можно закинуть 99 монет и днить сколько хочешь, помирая от каждого встречного врага.
В переизданиях я ожидал увидеть баланс сложности, как например был в портах битемапов на Фамиком. (Например в ТМNТ 2.)
В том и дело, что аркадная сложность не позволяет нормально играть. Врагов много, они очень сильные и атакуют все кучей. Выжить почти невозможно.
И получается, если стараться ограничить себя в количестве Continue-монеток, то будешь раз за разом терять их всех на финальных уровнях из-за неадекватной сложности.