ОГЛАВЛЕНИЕ:
Всем доброго времени суток. У многих геймеров есть любимые игры из детства. Моё детство прошло в стимпанк мире Arcanum, ночных гонках Underground 2, запретной зоне первого Сталкера, современной войне Call of Duty 4, и волшебном мире Гарри Поттера. О последнем и пойдёт речь.
Это было время, когда у меня не было интернета, а игры приходилось покупать на дисках, методом проб и ошибок находить рабочие версии, или записывать у друзей. Порой попадались с кривым переводом, без кат-сцен или даже с кривым кряком. Приходилось учиться с Роном Пронырой, незаикающимся Квиррелом, уезжать с Привет Драйв, искать Скраберса и сражаться с Драконом Мэлфоем.
В 2023 году вышел для многих долгожданный «Хогвартс. Наследие», который оказался расхайпленым мыльным пузырём. Поиграв в него некоторое время, у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, получил хорошо проработанный замок и разнообразные окрестности, неплохо переданную эпоху XIX века, приятную музыку, большое кол-во фан-сервиса. Но, с другой стороны, однотипные задания на каждом углу, стерильный, филлерный мир и такое же окружение, местами убитая логика, а также наплевательское отношение к первоисточнику.
Спустя 20 часов страданий в
душной и однообразной распиаренной новинки, я решил вновь пройти классическую
трилогию о Гарри Поттере на ПК от компании KnowWonder. Сейчас поведаю вам как
играются прошлые части, как можно будет их улучшить и расширить прохождение.
Сразу отмечу, что это будет чисто базированное субъективное мнение.
P.S: по умолчанию, во время прохождения, был использован мод на широкоформатное
разрешение, а также включён режим отладки (это когда в углу экрана зелёные
символы бегут). С его помощью можно проматывать катсцены в первой части,
использовать спокойно читы и разные режимы в первой и второй части.
Гарри Поттер и философский камень. Первый блин с комочками
Начну рассказ с первой части. Игра начинается с краткой предыстории, введя игрока в события, предшествовавшие ранее. Подана она через картинки с озвучкой текста. Выглядит это как небольшая детская сказка.
Геймплей начинается сразу после церемонии распределения. Встретив братьев Уизли, Гарри узнаёт основы игры и постепенно знакомится с основными персонажами.
На протяжении всей игры Гарри будет посещать занятия, на которых он будет изучать заклятия.
Всего предстоит выучить пять заклинаний:
- 1. Флиппендо. Толкает предметы и оглушает противников.
- 2. Алахамора. Открывает запертые предметы и тайники.
- 3. Вингардиум Левиоса. Позволяет перемещать предметы.
- 4. Инсендио. Позволяет противостоять хищным и опасным растениям.
- 5. Люмос. Показывает предметы, скрытые от человеческих глаз.
Обучение заклинаний проходит в четыре этапа, во время каждого необходимо как можно точнее и быстрее обвести контур символа заклинания. За успешно пройденный этап Гриффиндор получат очки факультета.
После, Гарри проходит локацию, на которой необходимо собирать звёзды, используя ранее изученное заклинание. Собрав все звёзды, факультет получит максимально возможное количество очков. Поэтому исследовать локацию предстоит внимательно.
Практикумы получились разнообразными и запоминающимися. Проходятся они спокойно и ненапряжно. Отдельно хочется выделить практикум заклинания Инсендио у профессора Стебель. Пройти на уроке травологии придётся через различные локации: теплицы, места с ультрафиолетом, большое многоуровневое дерево, поливальные, зелёный лабиринт…
Помимо колдовства, в игре присутствует волшебный вид спорта Квиддич. Но перед тем, как принять в соревнованиях участие, Гарри предстоит полетать сквозь кольца и как в первоисточнике принять вызов от Малфоя, который забрал у Невилла напоминалку.
Сам Квиддич меня приятно удивил. Во время матча мы сами вольны летать по полю в поисках Снитча, и чем быстрее его поймаем, тем больше очков получит наша команда. Благо, что нужный мяч летит по заданной траектории и запомнить её не составит особого труда. Дают полный контроль над метлой, и ты волен летать как хочешь. Ещё плюса заслуживает разнообразное время суток матчей.
Игра старается следовать сюжету фильма так как именно
он более известен широкому обывателю, но также присутствуют моменты из книги
чтобы расширить геймплейную составляющую и познакомить со сценами зрителей и
кивнуть читателям. Например, загадка с
зельем после шахматного поединка.
Что касаемо первоисточника, то помимо стычки на мётлах с Малфоем, успеем
побывать в гостях у Хагрида, побегать и сразиться с Троллем, найдём зеркало
Еиналеж, будем прятаться от Филча, и решим ряд загадок на пути к философскому
камню. Некоторые сцены и моменты незначительно отличаются от первоисточников
или происходят в не хронологическом порядке или были объединены. Но это не
мешает общему восприятию, в виду ровного повествования.
Во время прохождения Гарри будет получать и находить карточки с известными волшебниками, содержащие информацию о конкретной персоне, и расширяя лор мира. Всего их 25, и некоторые из них спрятаны либо в неочевидных местах, либо их просто сложно достать. Ряд карточек мы получим по сюжету игры от близнецов Уизли за 25 бобов.
Мне долго не удавалось найти вторую карточку в секции перед практикумом по Травологии. Находил много тайных мест, в которых кроме бобов, ничего не было. Оказывается, она находилась за теплицей. Это максимально неочевидный секрет, потому что ты получаешь перед входом на урок от Фреда и Джорджа карточку. Пойти по ту сторону изгороди, используя нужное заклинание и найти её не каждый догадается. Очень обидно, что игра никак не намекает на то, что тут расположен данный секрет. На мой взгляд его стоило расположить в начале или в середине уровня. Идеальным было бы получить карточку за решение головоломки с Вингардиум Левиоса или после стычки с гномами.
Игра позволяет изучить замок и его окрестности, но лишь пару раз за прохождение. В основном игра строго ведёт по сюжету, держа крепко за руку игрока, не давая свернуть с намеченного пути. Порой ты только начал изучать локацию, и зашёл в рандомную дверь, как началась катсцена и ты уже на новом уроке. А вернуться уже никак нельзя.
Хочется отметить живое окружение замка. Во время уроков встречаются студенты с разных факультетов, которые, как и Гарри проходят урок. Вне занятий ученики будут наводить своими диалогами и подсказывать о расположении секретов. Да даже Букля будет доставлять письма своему владельцу.
А волшебная музыка Джереми Соула потрясающая. Она отлично погружает в этот наполненный магией мир ещё сильнее. Могу уверенно сказать, что разработчики постарались сделать игру разнообразной и затягивающей.
Но не может всё быть так хорошо? Да, и у игры есть минусы, некоторые из которых могут испортить впечатление. Но не стоит забывать, что игра вышла в 2001 году, и компьютеры того времени не могли позволить то, что могут современные игровые системы.
- Управление. Гарри в игре напоминает Леона из оригинального Resident Evil 4. Мальчик, который выжил, увы, не может колдовать в движении. Чтобы скастовать заклинание необходимо остановиться, навестись точно на объект и кликнуть. А вскарабкивается и прыгает очень топорно и неуклюже из-за отсутствия многих анимаций, из-за чего Гарри в
прыжке застывал как баскетболист NBA. Это очень сильно замедляет геймплей и
делает некоторые моменты прохождения сложнее.
- Линейность. Об этом я сквозь ранее говорил, что игра ведёт игрока за ручку. Хочется побродить по замку и посетить все локации. А вместо этого идёшь строго вперёд. Если забыл изучить секрет на локации, то это печально. Если были бобы, то игра позволит
накопить нужную сумму на карточки. Но если пропустил саму карточку, то
пиши-пропало.
- Отсутствие вменяемого счётчика найденных секретов. Перед каждой миссией во время загрузки, которая длится секунду, игра пишет, что на локации есть определённое количество секретных мест и карточек. И если нашёл что-то из этого, игра никак не фиксирует это. Можно было бы указывать в меню об обнаруженных секретах и собранных карточках.
Спорные моменты:
- Временные секреты. На каждом уровне есть строгое количество секретных мест и тайников, и если их не нашёл, то повторно получить награду в этом месте не удастся. Но не стоит забывать, что игра разворачивается в волшебном мире. Наверное, разработчики хотели таким образом подтолкнуть игроков к более внимательному исследованию локаций, чтобы игроки активно проявляли любопытство.
- Неинформативность. Про ряд существ игра вовсе не говорит. Приходится лишь догадываться, с какими фантастическими тварями Гарри сталкивался. Как например, оранжевые ядовитые улитки, огненные крабы, пикси…
Так как основным мотиватором создания игры, а соответственно и продаж был фильм, то отсутствие книжного бэкграунда или банального бестиария делает элементы мира непонятными, для человека, не читавшего книги.
- Отсутствие значимости профессора МакГонагалл. Минерва встречается пару раз за игру, и то в катсценах. Хотя ранее с ней планировались полноценные уроки. Но об этом поговорим позже.
Когда я учился в школе, и проходил игру, то доходил до битвы с Пивзом после практикума профессора Флитвика, в дальнейшем ждало сражение на хлопушках с Малфоем. С местным управлением это сражение становилось настоящей пыткой. Гарри медленно передвигался по арене, подбирал неохотно хлопушки и кидал очень криво. После, необходимо добраться до теплиц, и предстоит пройти через множество опасных существ, среди которых будут те, которые неизвестны герою и против кого не знаешь нужных заклинаний. Так ещё и в лабиринтах можно заблудиться. По завершении практикума ждала снова дуэль с Драко, но в этот раз на мётлах. Учитывая кривое управление — это был настоящий АД! А после долгая и опасная прогулка к хижине Хагрида и «увлекательный» сбор огненных семян. Эти сегменты сильно утомляли и вызывали раздражение, нежели удовольствие. А не найденные карточки под конец игры вызывали неудовлетворение и печаль. Благо, что сейчас есть подробные гайды по их поиску.
Игра оставляет приятное впечатление. Пройти игру можно за 3 часа и не успевает наскучить и надоесть. В целом, скоротать время и получить удовольствие вполне возможно. Если бы не вышеуказанные проблемы, то игру можно считать идеальной, но минусы порой серьёзно мешают прохождению.
Моды для философского камня
Как говорил раньше, что управление в Философском камне было очень плохим и первая часть стала той игрой про Гарри Поттера, которую не каждый смог осилить. Пару лет назад появился мод для игры, который делает управление похожим, как в Тайной комнате, то есть лучше. Его я использовал во время полного прохождения для записи футажей.
Данный мод улучшает управление в лучшую сторону:
- Мод добавляет стрейфы. Теперь Гарри может двигаться влево и вправо.
- Улучшение камеры при вращении. Она стала более плавной.
- Точность и плавность анимации при вскарабкивание. Теперь нет рванной
анимации, когда Гарри зависал в воздухе на долю секунды и кое-как подымался.
- Точность наносимых заклинаний. Теперь не надо подходить в плотную к объекту
и рассчитывать угол, под которым юный волшебник будет кастовать заклинание.
- Добавили возможность управление метлой с помощью мышки.
- И самое главное — использовать заклинания во время движения.
Но со старыми сохранениями данный мод не дружит, и придётся начинать новую игру.
Следующий мод — это модификация, созданная энтузиастами на основе вырезанного материала. Это HP1 E3 или «Восстановление первой игры». Сюжет и события остаются те же, но сами уровни переработаны (где полностью, где частично) и добавлены новые, важные по книге. Согласитесь, так играть интересней!
Начинается мод с полноценной катсцены, перенеся начало из фильма, когда Альбус Дамблдор, Минерва МакГонагалл и Рубеус Хагрид доставили маленького Гарри Поттера в дом к Дурслям. После, уже повзрослевший Гарри ищет игрушки для Дадли и кусочки письма из Хогвартса по всему дому. А затем попадает с Хагридом в Косой переулок, в котором юный волшебник собирается в школу. Далее знакомства с Роном и Гермионой и церемония распределения. А далее уже знакомая сцена с директором Хогвартса, после которой начинается полноценное обучение.
Уроков стало больше и добавлены вырезанные заклинания. Некоторые Гарри изучает, просто найдя лист с пергаментом, а у профессора МакГоногалл теперь два полноценных урока трансфигурации, что не может не радовать. Внедрены отменённые уровни, например несостоявшаяся дуэль с Драко из книги или отработка наказания в Запретном лесу. Плюс, сюжетных игр по Квиддичу стало больше. Сам замок стал масштабней и разнообразней. Создатели мода использовали часть моделей и текстур из Тайной комнаты: движущейся лестницы и этажи плавно соединяют уровни и места игры. Выглядит это эффектно! Часть локаций претерпели кардинальные изменения, как пример подземелья с уроком Зельеварения. Теперь это место в моде выглядит более зловеще. Также мы теперь вольны свободно гулять по всему замку в поисках тайников.
Из приятного могу выделить возможность сохранения в любой момент, и появился счётчик секретов, который уведомляет о найденном тайнике. Это значительно облегчает прохождение.
Без минусов, увы не обошлось. Это баги с глюками. Некоторые скрипты плохо работают, лестницы могут перестать двигаться, в некоторых местах присутствовали проблемы с освещением из-за чего приходилось наугад тыкаться, некоторые заклинания отказывали корректно засчитывать обводку, звук может пропасть или текстуры не прогрузиться. Часть моментов соединены криво, из-за чего прохождение может застопорится и приходилось пользоваться командной строкой для читов и телепортов.
В первый раз у меня вообще игра отказывалась работать в полноэкранном режиме. Во время записи геймплея, у меня третья платформа на уроке Люмос не полностью поднялась и пришлось вводить коды на прыжки, в Запретном лесу был ужасный платформинг, который прошёл с n-го раза, а на моменте с шахматами Гарри не попадал на доску и приходилось наугад двигаться по доске. В итоге пришлось её скипнуть.
Но, несмотря на вышеизложенные проблемы, мне данный мод понравился. Было приятно взглянуть на игру по-новому с измененными локациями, заклинаниями, сценами и тайниками. Но не каждому придутся нововведения по душе: новое освещение, кривые модельки с катсценами, затянутость уровней и баги в неожиданных местах.
Теперь переходим ко второй части.
Гарри Поттер и Тайная комната. Пример идеального сиквела
Вторая часть начинается с кат-сцен на движке игры, и вкратце вводит в курс событий: побег на летающем автомобиле от Дурслей, прибытие в Нору, встреча Гарри с Малфоями и Локонсом в книжной лавке, полёт на Фордике до школы.
Игра стартует с момента столкновения автомобиля с Гремучей Ивой, и Гарри необходимо спасти Рона. В данный момент игры Гарри вспоминает заклинания из прошлой игры: Флиппендо, Алахамора и Люмос, а также основы передвижения. И сразу чувствуется улучшение — Гарри стал более подвижным и научился колдовать во время движения.
После спасения рыжего друга, герои попадают в замок и узнают о новшествах. Фред и Джордж Уизли запустили собственную торговую сеть. Теперь за собранные бобы можно покупать различные товары: карточки с волшебниками, ингредиенты для лечебного зелья и снаряжение для Квиддича.
На следующий день, герои следуют на урок по защите от тёмных искусств. И после катсцены, игрока ждёт новое приятное изменение — отсутствие линейности. Теперь Гарри способен самостоятельно изучать Хогвартс и его окрестности в поисках секретов. Некоторые тайники требуют знания нескольких новых заклинаний, что подогревает интерес к дальнейшему прохождению. И это здорово, так как теперь интересно спокойно исследовать доступную игроку территорию, которая постепенно открывается.
Что касаемо заклинаний, то Гарри изучает четыре новых заклятия:
- Риктусемпра — боевое оглушающее заклинание. Действует не только на опасных врагов.
- Скурж — действует на призраков, и позволяет уничтожать опасную эктоплазму.
- Диффиндо — режущее заклинание, разрывающее верёвки, паутину, и противодействует опасным растениям.
- Спанджифай — превращает специальные плиты в волшебный батут, на котором можно высоко и далеко подпрыгнуть.
Изучение заклинаний незначительно изменилось. Вместо обведения символа по контуру, необходимо нажимать в нужный момент на стрелки клавиатуры. Число этапов сократилось с четырёх до трёх. И если на одном из них совершил ошибку, то даётся три попытки, чтобы пройти идеально.
Сам урок проходит за ограниченное количество времени и сбор звёзд необходим, так как они добавляют немного времени. В конце урока подходит подсчёт очков и если набрать больше всего баллов, то Гарри ждёт бонусная комната с бобами.
Урок зельеварения стал полезным, ведь Гарри научится варить Рябиновый отвар — лечебное зелье, которое восстанавливает здоровье. В ряде моментов оно сильно выручало, так как лягушек не было поблизости. Жаль, что от данной механики в дальнейшем отказались.
Квиддич также коснулись изменения. Теперь Гарри летает на метле, словно на автопилоте. От нас требуется лишь водить мышью по сторонам и отбиваться от соперников в течении шести матчей. Однообразно и скучно. Никакой динамики, кроме последнего матча, который проходит за трибунами.
Сюжет больше склоняется к фильму, но есть несколько моментов из книг. Некоторые сцены были изменены, как пример, в книге историю про Тайную комнату рассказывает учитель истории Катберт Бинс, в фильме профессор МакГонагалл, а в игре профессор Флитвик.
Но большая часть сцен, уровней и моментов перенесены бережно и достоверно: голос, который слышит только Гарри, оцепеневшая кошка Филча, приготовление Оборотного зелья, дуэльный клуб, момент в кабинете директора, прогулка в гостиную Слизерина, путешествие в прошлое через дневник, следование за пауками, и наконец Тайная комната с Василиском.
Для разнообразия геймплея были изменены некоторые знакомые моменты первоисточника. Как пример: поиск ингредиентов для оборотного зелья по большим и разнообразным локациям.
Карточек во второй части прибавилось. С 25 их увеличилось до 101, и разделили их на три категории: бронзовые, серебряные и золотые. За 10 собранных бронзовых карточек Гарри получает дополнительную полоску здоровья, за 10 серебряных получаешь ключ от комнаты с золотыми карточками.
Данное новшество меня очень порадовало. Читать и изучать про известных личностей и мифологических персонажей интересно. Добавили, как пример, информацию про местную группу «Ведуньи», радиоведущую, изобретателей и спортсменов.
В середине игры появится Дуэльный клуб. Принять участие и сразиться с соперником можно за определенное количество бобов. Во время сражения запрещено прыгать и употреблять целебное зелье. С каждой новой дуэлью место меняется и появляются разнообразные преграды. Во время дуэли используются три заклинания, два из которых уникальны:
- Риктусемпра — оглушающее заклинание.
- Мимблвимбл — мешает противнику применить заклинание.
- Экспеллиармус — отражает заклинания противника на него самого с увеличенной силой.
В целом, вторая часть исправила и улучшила много проблем первой части. Но появились новые косяки:
- Забытые заклинания. В продолжении Гарри Поттер перестал использовать легендарное Вингардиум Левиоса и Инсендио. По поводу первого было странно увидеть отсутствие, а второе было заменено на Диффиндо. Можно же было как-то оправдать изменения, но их я не нашёл. Хотя бы сказали в начале игры, что из-за Вингардиум Левиоса много студентов пострадало, и кастовать запрещено, а Инсендио на растения больше не действует. Было бы логично и претензии бы отпали.
- Казуальный Квиддич. Если в первой части управление метлой было ручным и можно было свободно летать по полю в поисках Снитча, то в Тайной комнате летишь словно на автопилоте и изредка двигаешь мышку в сторону. К тому же, у противоположной команды быстро растёт счёт, но несмотря на это, Гарри в конце матча принесёт победу своей команде, пусть и с небольшим отрывом. Выглядит словно это так, что сборная
Гриффиндора ни на что не способна и держится только на Гарри!
- Баги и глюки. Их не так много, но они могут подпортить прохождение.
1) Карточка в гостинной Гриффиндора. Если её не забрать до первого урока, она
пропадает и вместо неё появляется один боб. Игра будет считать, что ты до этого
получил коллекционный предмет.
2) На уровне с поиском Гойла, куб с камина застревает и получить награду с
секрета не получится.Не только я сталкивался с данной проблемой, но и несколько
стримеров. Благо нужную карточку можно позже спокойно купить у торговца.
3) После того, как Гарри и Рон навестят Гермиону в больничном крыле, выйдя из замка, обратно зайти не удастся.
- Не все карточки удастся купить. Когда я раньше проходил игру, то не знал обо всех секретных местах, и к концу игры имел неполную коллекцию бронзовых карточек. Докупить у продавцов не получалось, так как все поголовно говорили, что нет товара в продаже.
- Отсутствие снега и зимы. Лишь в одной катсцене говорится, что наступило Рождество, но вся территория Хогвартса будет с зелёной травой и ярким солнцем.
К плюсам могу отнести:
- Разнообразие. Появился дуэльный клуб и свободное посещение Квиддича. В любое время можно принять участие в дуэли со студентами и в случае победы получить бобы, а в Квиддиче, в случае победы получить ещё баллы факультета.
- Открытость. Можно свободно гулять по замку и окрестностям, и находить с каждым разом что-то новое и интересное.
- Динамика. Мальчик, который выжил, ко второму году обучения научился кастовать заклинания в движении, прыгать и карабкаться быстрее.
- Появился счётчик секретов. Теперь можно спокойно ориентироваться на то, сколько всего есть секреток и сколько осталось найти. Очень удобно!
- Можно повторно проходить уроки заклинаний. Если забыл звезду, карточку или хочешь улучшить результат, то пожалуйста. В любое время можно зайти и пройти снова.
- Многоуровневые секреты. Выучив новые заклинания, получаешь доступ к новым тайникам. Как пример, на этаже с больничным крылом есть секретка в стене. Убираешь в начале слизь заклинанием Скрудж, потом обрезаешь верёвку Диффиндо, а в конце прыгаешь на открывшейся платформе заклинанием Спанджифай. В итоге попадаешь в секретную область с карточкой.
Отдельно выделю бережное отношение к знакомым местам. Кто играл в первую часть, будут приятно удивлены знакомым декорациям в продолжении. Главный холл и коридор остались почти без изменений, и даже тайники оставили почти в тех же местах, со статуей ведьмы слева и колдуна справа. Выйдя из замка и повернув, налево попадёшь на поле для Квиддича, а направо выйдешь к теплицам.
Спорные моменты и недоработки:
- Поиск Гойла для зелья. Если в первой части мне не понравился момент с прогулкой до урока Травологии и к хижине Хагрида, то во второй части есть схожий момент по поиску Гойла. На локации будет очень много злых существ, запутанных коридоров и ненужных мест. Да и сам уровень довольно затянут. А в конце Гарри открывает запертый снаружи сарай, в котором спит нужный человек. Логика?!
- Пауки. Большое количество пауков, которые повсюду. Они на уроке по Спанджифай, и в теплицах, и в Тайной комнате! Хотя пауки боятся Василиска, но чего они делают в его логове? Логика?!
- Прыгающие лягушки. Если в Философском камне, лягушки прыгали на месте, то во второй части они прыгают от тебя, и в итоге в погоне за ней, можно получить ещё урона или погибнуть.
- Профессор МакГонагалл. Как и в первой части её крайне мало. Она появляется пару раз за игру. На этом и всё. И что самое интересное, её кабинет присутствует в игре. Но если прийти на её урок, то она будет снимать очки факультета, так как Гарри мешает ей преподавать. Можно было обосновать её нахождение следующим образом: Профессор МакГонагалл рассказывает историю о Тайной комнате, а не профессор Флитвик.
Когда я проходил игру ещё в детстве, то не мог найти пару бронзовых карточек и концу игры у меня не было последней полоски здоровья. Перед первым уроком я всегда тщательно изучал каждый доступный уголок в замке и его окрестностях, ведь мне было интересно найти что-то новое и интересное. Пытаться взобраться на недоступные места другим путём, понять для чего нужна эта плита и куда идти после активации горгульи? Когда откроется запертая дверь? Как убрать корни? Всё это увлекательно и удерживает в игре до самого конца.
И я проходил эту игру не один раз. Мне всегда нравилось искать секреты, исследовать новые места, пробовать новые заклинания в действии и находить упущенные в прошлом прохождении карточки и тайники. Благо сейчас есть подробные гайды и прохождения.
Моды для Тайной комнаты
Вторая часть богата на различные моды. Из всего списка я могу выделить следующие модификации:
- Гостиная Пуффендуя и Когтеврана. Гостинная Гриффиндора нам доступа в любое время, а в гостинную Слизерина мы попадём по сюжету игры. Мододелы сделали варианты для оставшихся факультетов. Для доступа в комнату Пуффендуя проходит через кухню с домовыми эльфами. А у Когтеврана на Астрономической башне, в которой будет ждать декан факультета — профессор Флитвик. Сделано добротно и изучить было приятно.
- Станция Хогсмид. Легендарное место куда прибывают студенты на поезде. Моддоделы добавили свою вариацию станции. Выглядит она внушительно, атмосферно и проработана до мелочей. Есть большой мост, несколько зданий, вокзал с лавочками, и несколько тайных мест. Присутствует смена времени суток и погоды: день, ночь и зима.
- Лодочный сарай. Упоминаемая в книгах пристань для лодок теперь есть и в игре. Простое, но большое место, с длинным спуском к озеру. Есть дневная и ночная версия. Дневная с небольшим туманом, а ночная с красивым закатом.
- Зимний двор. С данным модом в Хогвартсе наступает зима. Можно менять время суток и погодные условия. С ней чувствуется уютная атмосфера волшебства. Очень приятная небольшая модификация. Рекомендую.
Для второй части есть глобальный и значимый мод — HP2 PC EXTENDED. Этот мод обогащает и расширяет оригинальную игру, добавив в неё:
- Совершенно новые сцены сделанные на движке игры. С ними сюжет игры становится более подробным.
- Улучшает и корректирует систему освещения, и когда по сюжету наступает Рождество, то в Хогвартсе выпадает снег, во многих местах появляются рождественские ёлки. А уровень по поиску Гойла также преображается под стать празднику.
- Добавляет новых персонажей, например Колина Криви, Джастин Финч-Флетчли, а также расширяет экранное время Джинни Уизли.
- Новые голосовые реплики из различных версий игры (в основном HP2 PS1 и PS2/GCN).
- Несколько важных исправлений. Теперь куб из камина не застревает, меню игры теперь полностью широкоформатное, а не обрезано или растянуто! И корректно работает режим отладки.
- Новые сюжетные фрагменты.
- В игре можно без всяких ухищрений пройти Гриффиндорский квест, и посетить новую локацию «Библиотека» и хижину Хагрида.
- Полноценная и рабочая поддержка широкоформатных мониторов.
С ним прохождение игры становится веселее, интересней и увлекательней. К тому же, мод постоянно обновляется, улучшается и расширяется. Последний раз я проходил игру с модом зимой, и осенью решил пройти для записи футажей. Так создатели переделали уровень с Роном, когда рыжий друг неудачно наколдовал слизней. Теперь его приходится сопровождать до дома Хагрида в спортивной форме, теплица с нужным ингридиентом стала масштабней и интересней. А когда Гермиона оцепенеет, то приходится искать обходной путь.
В конце игры можно посетить новую локацию — библиотека. Она таит множество разнообразных секретов и отсылок. Например, место с гномами из первой части.
В целом, Тайная комната — это пример качественного сиквела. Игра стала во многом лучше, интересней и разнообразней, но есть ряд допущений, казуальных моментов и упрощений, которые не особо мешают геймплею.
Гарри Поттер и узник Азкабана. Одно большое «НО»
Третья часть начинается с момента в поезде. Крыса Рона — Короста сбегает от своего владельца, и троица отправляется на её поиски. Во время ознакомления и освежения в памяти механик, игроку встречается первое нововведение — игра за Гарри, Рона и Гермиону, что будет отражено в дальнейшем прохождении. Следующее новшество — совместные заклинания. Игроку будут часто попадаться запертые сундуки, двери, противники, котлы и латы, на которые необходимо использовать одновременное заклинание героев.
После пролога попадаем в замок, где ждёт ещё одно изменение — конкретные заклинания для каждого героя.
- Рона будет обучать профессор Люпин заклинанию Карпе Ретрактум, что позволяет притягивать предметы или, наоборот, притягивает к предмету.
- Гермиону обучает профессор МакГонагалл Драконифорс и Лапифорс. Позволяет оживить и управлять драконом и кроликом.
- Гарри будет изучать у профессора Флитвика замораживающие заклинание Глациус, а у Люпина Экспекто патронум против Дементоров.
Прохождение уроков немного отличаются от прошлых частей. Теперь нет теории с мини-игрой по контуру, отсутствует таймер и борьба факультетов. Студенту необходимо собрать 10 щитов, раскиданных по всему уровню. Если герой упал в пропасть, то он появляется недалеко от места падения и лишается части здоровья.
Сами уроки получились интересными и разнообразными. Мне понравился урок с Гермионой. Он проходит спокойно и ненапряжно. Управлять кроликом и драконом было увлекательно. И смотрится это любопытно, что позволяет по-иному взглянуть на игру. Урок у Рона завязан на телепортации и притягивании. А у Гарри можно покататься на ледяных горках (что очень динамично и захватывает дух) и замораживать саламандр. В конце игры героев ждут экзамены, которые представляют собой компактную вариацию основного урока.
За успешное нахождение всех щитов, как из второй части, персонаж попадает в бонусную комнату со сладостями.
И чтобы их тратить, разработчики расширили торговую сеть Фреда и Джорджа Уизли. Сладостей стало больше. К бобам добавили тыквенные печеньки и волшебные кексы. За них предстоит покупать карточки и пароли к тайникам. За бобы и печеньки приобретаются карточки, а за кексы только пароли.
Карточки разнообразили, разбив на 10 категорий. Большая часть коллекционных предметов перекочевала из прошлых частей, но в третьей части нашлось место новым карточкам про известных вампиров, гоблинов, фантастических тварей, великанов, ведьм и волшебников.
Третий фильм кардинально отличается от первых двух своим визуальным стилем, геометрией и дизайном. Это было отражено и в игре. Замок и его окрестности сильно поменялись, были добавлены новые места. Вместе с ними и переработаны секреты, некоторые из которых весьма креативны.
Активностей также прибавилось. Рядом с хижиной Хагрида есть колодец с Пикси, в замке обитает Чудовищная книга о чудовищах, а Хагрид даёт покататься на Гиппогрифе.
Но не может быть всё так хорошо? Сам замок изменился в худшую сторону. Он стал пустым и неинтересным. Секретов крайне мало, этажи стали маленькими и пустыми, да и повторно гулять по нему не вызывает особого желания. Как пример подземелья. Из просторных, тёмных и холодных помещений в Тайной комнате, в третьей части они превратились в маленькую комнатку с двумя тайниками с паролями. Тоже самое касается и прилегающей территории. Выйдя из замка в первый раз, ты найдёшь сразу все тайники и больше к исследованию притрагиваться не будешь. Если в прошлой части было 12 секретов в Хогвартсе, то в третьей части всего 4.
Бестиарий также подвергся изменениям. Исчезли все хищные растения, пауки, улитки и гномы. Чертятам из второй части зачем-то дали иммунитет к заклинаниям и уничтожить их можно только кинув в ответ их же хлопушку, словно это Драко Малфой из первой части. Это довольно странно, учитывая, что раньше они спокойно оглушались заклинанием и кидались в нору. Логично появление чудовищной книги, огненных саламандр, бундимуна и дементоров. Но наличие заколдованных скелетов мне не понравилось, так как это довольно жутко.
Метаморфозы коснулись и заклинаний. Вместо Флипендо появилось Депульсо, которое выполняет ту же функцию, но значок у неё как у Риктусемпра из второй игры. Также знак колдовства изменился и у Риктусемпра. Зачем эта путаница — непонятно.
Само повествование сюжета получилось довольно рваным и неоднородным. Стартует игра весьма бодро, но после урока у Минервы МакГонагалл игра сильно просаживает темп и сюжетные миссии смотрятся странно. Как пример, герои должны найти нужную книгу. Они заходят в библиотеку, сражаются с книгами, потом дают управление за Гермиону. Она быстро вступает в бой с чертятами, зачаровывает дракона и всё. Миссия пройдена за 5 минут! Это не идёт ни в какое сравнение с прошлыми частями по содержанию, наполнению и продолжительности.
Радует то, что игра следует по сюжету фильма и практически от него не отступает.Первая
В целом, игра выглядит и играется неплохо. Есть неплохие загадки, графика у игры приятная, геймплей бодрый и динамичный, есть новые активности, но в сравнении с прошлыми частями, Узник Азкабана оставляет после себя двоякие ощущения.
Достоинства:
- Новые комнаты и секреты. Это позволило освежить игру в поисках и изучении мест.
- Новая торговая система. Сладости из первоисточника позволяют покупать разные предметы, в обмен на нужный товар.
- Новые активности. Между уроками можно попробовать себя в полётах на Клювокрыле или сразиться с разными опасными существами.
- Новые карточки. Расширяет лор волшебной вселенной.
- Герой, после того как упал в пропасть не умирает, а возрождается недалеко с небольшой потерей здоровья. И на уроках теперь видно дно уровня, а не как раньше чёрная и непроглядная бездна.
- Игра за каждого персонажа. Здорово управлять Роном и Гермионой, а не только за Гарри.
Спорные моменты:
- Отсутствие очков факультетов. Вместо этого завязано на сборе щитов. Азарт пропадает, и смысла особого нет в их сборе, кроме бонусной комнаты. А очки факультетов остались только в диалогах.
- Отсутствие Квиддича. В игре показали сцену с матчем и как Гарри упал с метлы из-за Дементоров. В итоге, разработчики решили заменить метлу на Клювокрыла, что не особо увлекательно. В книге спорт играл важную роль, и был очень важен по ряду причин (рекомендую прочитать, чтобы понять). Да и в игре знатно накосячили, так как был матч между Пуффендуем и Гриффиндором, а не со Слизерином.
- Изменение заклинаний. Часть из них выполняет те же функции, что и ранее, но игроков, которые играли в старые части, вводят в заблуждение.
Минусы:
- Узкое применение новых заклинаний. Они нужны лишь для экзамена и применяются крайне редко в сюжетных миссиях. Да и в самом замке нет им применение. Если раньше загадки были завязаны на новых заклинаниях и было любопытно опробовать на очередном секрете, чтобы получить награду, то в третьей части с новыми заклинаниями нет общего взаимодействия. Можно же было добавить в парке статую кролика или дракона, в подземельях головоломки с притяжением, а также найти применение замораживающего заклинания с особо опасной саламандрой на территории замка.
- Деградация секретов. Если раньше ты изучал Хогвартс, потому что он таил РЕАЛЬНО много загадок и секретов, то в третьей части всё покупается. Карточки ты покупаешь, а не находишь, пароли к секретам — покупаешь. Да и целые этажи содержат только комнату с секретом. Это довольно скучно и уныло. Нет того самого азарта и духа приключений.
- Изменение бесов и ввод скелетов. Чертята в Узнике Азкабана довольно странные. У них иммунитет к заклинаниям и из ниоткуда достают хлопушки, которыми они бросаются. Да и сами могут появляться из воздуха. Убить их можно только метнув хлопушку в ответ. Довольно странная система, которая смотрится аляповато. Скелеты выглядят довольно пугающе для детской игры.
- Экзамены. Это представляет собой мини версию полноценного урока. Только экзамен у Гермионы понравился. Когда ты реально применяешь знания на практике: управление кроликом и драконом, и сражение с монстром. У Гарри всё плохо. Мало практики с тем, что он изучал, и много обыденного, с чем сталкивались все студенты. У Рона 50/50. Есть загадки с притяжением, но проходится довольно быстро.
- Работа на современных системах. Это стоит отдельно упомянуть. Игра довольно сильно багует и периодически вылетает. Самый распространённый баг — это когда бес не кидает хлопушку на уроке Рона. От него многие игроки страдали и некоторым спидранерам он поломал прохождение. Это лечится заменой пары строк в текстовом файле. В самом замке я столкнулся с тем, что шкаф не открылся. Благо там были лишь бобы, а если была бы карточка, то это бы испортило прохождение. На уроке у Гарри, игра при переходе вылетала. Пришлось снова лазить в конфиг и менять значения в файле. В этот же раз у меня были баги с дверями для паролей. Они либо не открывались, либо невозможно было выйти. И некоторые секреты открывались с n-ой попытки.
В третью часть я играл уже на ПК брата. По началу Узник Азкабана меня радовал. После пройденного урока по Карпе Ретрактум, я начал изучать Хогвартс. За 15-20 минут я нашёл все доступные секреты и стало как-то грустно. Остался смысл закончить игру лишь для того, чтобы нафармить кексов и купить все пароли от портретов с секретами. Скупка всех карточек начала утомлять после второго урока. Если покупка была нужна в прошлой части, когда забыл коллекционный предмет в сюжетных миссиях и вернуться нельзя было, или на уроке не нашёл секрет, то здесь постоянная скупка раздражала. Так и нет выбора покупки нужной карточки. У всех продавцов будет одна и та же карточка, независимо у кого ты покупаешь. Этого я не ожидал от новой части. Так и после покупки всех карточек, торговцы стоят и молчат. Могли бы добавить фразу, что «Ты всё скупил. Товара больше нет».
Полёты на Клювокрыле не стали для меня заменой Квиддича, так как они довольно однообразны. Вроде произошли значимые изменения и от много старого отказались, но взамен я не получил равнозначной замены. Так и непонятно, почему убрали Северуса Снейпа, профессора Стебель, Филча и Сивиллу Трелони, которые играли важную роль в фильме и книги. Возникало ощущение, что замок сильно опустел. Так и в игре отсутствует сегмент в Хогсмиде, что довольно печально.
Моды для узника Азкабана
Хорошо или плохо, но для третьей части не так много глобальных модов. Всего есть три модификации.
Первая называется «Макс Поттер и Тайна Когтеврана». В ней рассказывается история нового студента, — Макса Поттера. В моде заменены некоторые текстурки, добавлена новая музыка и немного изменена геометрия уровней. Выглядит и играется как фанфик.
Второй мод «Приключение Гермионы». В ней мы, как следует из названия, принимаем участие за подругу Гарри. Множество головоломок с заклинаниями Драконифорс и Лапифорс, частые стычки с врагами, а в конце ждёт большое количество ништяков. Если коротко, то это приключение на 20 минут туда и обратно.
Третий мод называется «Ночное спасение». Приключение известной троицы по различным подземельям и местам Хогвартса. Сыграть предстоит за каждого из героев и использовать все изученные навыки. Местами мод выглядит тёмным и видны косяки с текстурами, но пройти и получить удовольствие можно.
ИТОГ
Для меня трилогия Гарри Поттера схожа с серией игр по Need for Speed. Можно провести аллюзию на Underground 1-2 и Most Wanted, где каждая часть по-своему хороша. Первая Underground — это Философский камень. Линейная часть с бодрыми гонками, введением кастомизацией и местами сложными этапами. Второй Underground — это Тайная комната. Открытый мир, различные активности, улучшение кастомизации и сохранение атмосферы. Most Wanted — это Узник Азкабана. Обрела более мрачный стиль, появились разные механики, повествование сменилось, а некоторые аспекты пошли под нож. Кому-то это понравилось, а кто-то остался недоволен.
Фанатская база у игр по Гарри Поттеру довольно большая. Энтузиасты и мододелы пользуясь инструментами разработчиков и опираясь на вырезанный контент, способны исправить некоторые моменты в игре, вернуть то, что было убрано и создать из этого настоящий шедевр.
Для меня любимой частью была Тайная комната. В ней было всё идеально: управление, геймплей, интерактивность, сюжет и механики. Первая часть была далека от совершенства, и пройдя её мне хотелось в неё сыграть снова, но потом… Узник Азкабана была всегда спорной частью. Вроде ты её прошёл, но чувствовалась недосказанность и отсутствие чего-то важного. С модами ситуация улучшилась. Первая часть раскрылась с новой стороны и стала в разы приятней, местами обходя сиквел. Вторая часть стала идеальной, а третья немного вышла из тени предыдущих игр.
Могу сказать в итоге, что как фанату Гарри Поттера, данная трилогия является хорошим примером игр по фильмам. И то, что фанаты до сих пор продолжают своими силами обновлять и улучшать их, это говорит о многом. И после Хогвартс. Наследие, повторное прохождение трилогии, доставило больше удовольствия, чем современная ААА игра.
Лучшие комментарии
Вингардиум Левиоса
Гермиона сильно изменилась за лето
Ситуация с Hogwarts legacy была точно такая же, после нее на новый год тоже решил окунуться в детство и перепройти первые три части ГП. Сколько же удовольствия я получил от трилогии в целом и от второй игры в частности. Впервые собрал все карты и полностью исследовал замок. Даже появилось желание написать текст с разбором почему именно вторая часть лучшая. Но этот блог гораздо более объемный, браво
У меня до сих пор лежит дома диск с Тайной комнатой. В детстве перепроходил ее несколько раз. Всей душой люблю эту игру.
Музыка из меню паузы навсегда в моем сердечке. Уже при первом прохождении она загипнотизировала меня. Прослушав OST меня просто откинуло на 12 лет назад, когда я вечером сидел за компьютером, глядя в квадратный монитор, неспешно гулял по Хогвартсу от одного задания к другому. Как по-мне Джереми Соул один из самых недооцененных композиторов. Чего стоят его работы в серии TES.
Хороший блог. Душевный. Обязательно поиграю в какой-нибудь мод из списка. Черт! Даже не знал, что они существуют для этих игр!
Мибльвимбль не мешал касту заклинания, а отражал его в противника. Можно было отбить ректусемпру противника виблем и потом, если он тоже использовал вимбль, разогнать заклинание играя им как в пинг-понг. В итоге одним, двумя попаданием таким «мячиком» можно было затащить дуэль.
Лайк за Эмму Уотсон )
Я человек простой, вижу Шумакова — ставлю плюс)
У меня первый диск был с Тайной комнатой. Жаль, что дал однокласснику и он его потерял
Правило 63 из Клуба 27
Итак. Попадал ли кто-то в забагованную комнату с зелье варением из которой нельзя выбраться в Узнике Азкабана? Насколько я помню, в эту комнату кидало только на русской версии игры, возможно это была штука для борьбы с пиратством.
Да, там не урок зельеварение был, баг был после урока с Гипогрифом.
Отличная статья. Прошел Хогвартс Легаси и после нее перед Нг поиграл во вторую часть. Даже сейчас от нее невозможно оторваться
Спасибо! Мне понравилось, приятная статья!
Если честно, мне хотелось бы увидеть разбор остальных частей в вашем исполнении :)
Хогвартс, конечно, самое безопасное место :D. Не очень логично, честно говоря, могли бы детям технику безопасности разжевать.
Разделяю любовь автора к трилогии, в детстве заигрывал их до дыр, но про моды узнал только сейчас. За это спасибо, пришло время снова побегать по Хогвартсу.
В УА нет зельеварения.
Данный предмет есть в ФИ и ТК. В первой и второй части проблем с этим нет.
В УА в подземельях (и не только) есть баг из-за частоты кадров, что не можешь выйти из комнат с паролями.
Спасибо)
Согласен с тем, что много старых игр уже не купишь. Приходится пиратить. И тут как повезёт. Первые три части скачивал от одного автора репаков. Установка быстрая, багов не было. Скачал от него репак на Кубок огня и заметил жёсткий импут-лаг, геймпад не видет. С репаком на Орден Феникса другие проблемы: вылеты в начале при любом действии (смена разрешения, скипкат-сцены...).
Как раз недавно прошёл эти части. Гарри Поттера не особо люблю, но друзья настояли на прохождении хотя бы первых трёх частей. В целом мне понравилось, довольно интересный опыт, но даже тут умудрялся тупить.
Геймдев начала нулевых непрост)
Как пройду остальные, то сделаю
Я с этим не сталкивался. Видимо мне повезло