Вводная информация
Всё что тут написано, лишь набор моих мыслей и опыта, поэтому читай на свой страх и риск.
Role Play — Ролевая игра — отыгрывание РП концепций персонажей. Это вымышленная реальность, где каждый персонаж отыгрывает свою роль.
Если говорить понятным языком, то вы придумываете себе героя и начинаете вести себя так, как повёл бы тот персонаж, как в театре. Подобный жанр, ведь, его уже можно так назвать, стал довольно популярным, в последнее время. Правда, для многих, это стало удобной «системой», которая поддерживает порядок и спасает от людей желающих творить хаос и стрелять во всё и везде. И, то что, многие решили бы перестрелкой, в РП, чаще всего, решается словесно, хоть и не всегда.
К примеру, РП (Роле Плей, в дальнейшем буду использовать это сокращение) сервера GTA 5 стали на столько популярными, что насчитывают миллионы игроков. Но, темой сегодняшней статьи станет РП в DayZ. Можно сказать, отдельный феномен, пришедший из ARMA 2 и перешедший в ARMA 3 и DayZ. Начнём повествование с самого популярного вселенной для РП, в этой игре, а именно — сталкер. Когда-то давно разработчик АрмСталкера решил открыть проект на DayZ, что, в последующем, создало самую популярную, на то время, карту — Area of Decay, которая носит название сервера. В дальнейшем начали появляться и другие карты, моды на оружие, броню и тд. В целом, это основная вводная информация, которую стоит знать человеку. Так как Сталкер РП, чуть ли, не основа, то основное повествование пойдёт об РП именно на таких проектах.
P. S. Знаю, что есть ещё Такситан, Номальск, Метро РП и всякие РП в зомби апокалипсис, но, если коротко. Такистан и Номальск — тот же ГТА 5 РП, где минимум способов заработка, но есть донат и группировки, которые занимают группки людей. Метро РП — полумертые сервера, которые держатся, в основном, за счёт олдов, которые что-то стараются делать. Зомби РП, The Last of Us и другие — DayZ, где ты просто так не можешь стрелять в людей.
Выбор сервера
К выбору сервера на котором вы собираетесь начать своё РП стоит подходить достаточно серьёзно. Есть много разных проектов, с разной экономикой, модами, правилами и другими аспектами. Лично мой совет из моих наблюдений — заходите в дискорд сервера и ищите того, кто на нём уже поиграл, чтобы пообщаться и узнать об экономике и админах, за одно, можно посмотреть скриншоты и прикинуть на глаз какие моды стоят на проекте. Многие проекты используют модификации из общего доступа, из-за чего, для некоторых, может теряться атмосфера того самого сталкера, когда они видят военных одетых в тактикульные шмотки с «алтынами» на голове. Но, есть и проекты по типу Andromeda Project, DayZone и тд — которые используют свои паки одежды, которые не сильно отличаются от оригинала, а чем-то, уже и копируют сталкер 2, который ещё не вышел (первый указанный мной сервер именно такой). Стоит, обращать внимание на наличие донат магазина и того, что в нём продаётся. Само по себе, это не так плохо, ибо за счёт такой вот поддержки проекта, многие оплачивают хост, но есть проекты типа: call story, stay alive и тд — которые зарабатывают на игроках и где за реальные деньги ты можешь спавниться сразу в экзоскелете с пулемётов в руках, ну, а группировки могут купить себе в «трейдера» (персонажа торговца) хоть РПГ. Стоит понимать понятие поддержки проекта и доната, первая — безвозмездная помощь в финансовом плане (и не только) проекту, а второе — получение за это каких-то вещей, чаще всего приводящих к дизбалансу.
Но, вот вы нашли модами, которые вам понравились, с не сильно «агрессивным» донатом, но тут возникла ситуация, что кто-то нарушил правила, а администрация ничего ему не сделала, даже не смотря на то, что вы написали жалобу. Дело в том, что другой проблемой проектов являются, как не странно — админы. Да, бывают случаи, когда кто-то из верхушки проекта может выгораживать «своего» человека или же целую группировку. В таком случае остаётся только смериться или поменять проект.
Да, ещё важной вещью является тот факт, что смерть персонажа от аномалии, мутанта или пули — не конечное, чаще всего, вы просто считаетесь «тяжело раненным» и какое-то время отыгрываете как вам плохо, после возрождение (вас типо откачали), но вы не помните причину своей смерти. Чтобы полностью убить своего персонажа, в общем, нужно постараться, но вещи вы всё же теряете (точнее о способе полной смерти будет ниже).
Начало РП
На большинстве проектов по сталкер РП вы появитесь за КПП военных. Соответственно, уже тут, у вас появляется вариативность: обойти КПП или же зайти туда начав нудные и долгие переговоры с военными. Во втором случае остаётся надеяться только на адекватный состав ОКСОП (СОП, Военных и тд). Но, чаще всего вам скажут поднять руки, уведут в закрытую комнату и начнут диалог с расспросами кто ты такой, зачем полез за охраняймую территорию и т. д. или оставят вам мариноваться в КПЗ на несколько часов. К чему всё это? В первую очередь, это помогает отсеять игроков, которые не знают Лора конкретного сервера, к примеру, какой год, на сколько человек умеет ролить. Если вы правильно построите диалог — вас с радостью пропустят, но, если вы очередной «грибник», который не знает даты, своего имени и остального. Лучшим решением будет сказать что-то вроде: «Пришёл за лёгкими деньгами», «Ищу лекарственный артефакт для дочери» и т. д. Бывают, конечно, военные которым вы просто не понравитесь и они в итоге вас застрелят и отправят на спавн. Всё, как я и говорил, зависит от состава.
Деребас
Сердце любого проекта. Первая же деревня на Кордоне, которую вы встречаете и сразу узнаёте, если играли в оригинальный сталкер. Тут сталкеры разных мастей собираются чтобы отдохнуть, найти работу, узнать новости и тд. Новичкам, как правило, помогают сталкеры или более опытные. Делятся снаряжением, дают советы или водят по окрестностям. На хороших проектах вам уже дадут стартовый капитал на жизнь, так что вы сможете купить себе хотя бы двухстоволочку и заняться охотой на мутантов. Ну, а если сервер пробует сделать всё, чтобы не отпускать вас — придётся заняться рыбалкой, увлекательным поиском грибов и рубкой деревьев. Тут прикол в том, что разработчики, скорее всего, не нашли других занятий, поэтому, сразу, дали самые унылые. В таких случаях стоит подумать над сменой проекта или же обратится кому-то из опытных сталкеров, если те есть рядом, может они вам помогут. В остальном же, здесь вы проведёте какое-то время занимаясь фармом, словно в РПГ или же проявите навыки своего РП и найдя человека отправитесь с ним дальше, может староста соберёт вас и вы отправитесь дальше. С этого момента вы вольны делать всё что захотите.
Группировки
Основа, большинства, проектов, на них держится вся экономика и большая часть взаимодействия. Да, да, это те самые: долг, свобода, бандиты, учёные и тд. На каких-то проектах есть модовые или книжные группировки, в добавок к основным, где-то донатные. Но, суть их одна. Это самые богатые на сервере объеденения, просто потому, что у них есть свой «трейдер», некий НПС торговец продающий хорошую снарягу за деньги, к которым доступ имеет только конкретная группировка. И именно этим снаряжением группировки будут торговать с вами, добавляя свою наценку, чтобы уходить в плюс. Но, так как каждый имеет что-то своё и у кого-то части тел мутантов будут дороже, у кого-то артефакты, кто-то обладает хорошей снарягой, поэтому тут уже придётся подходить, к выбору с кем работать, с умом исходя из того чем вы будете заниматься, чтобы, в будущем. Чаще всего, охотники на мутантов идут — к долгу, а на артефакты — к свободе, желающие, побыть чётким пацаном и получить лёгкие деньги — к бандитам, но дальше все попадут, скорее всего, к учёным на севере. В любом случае, группировки для вас не только доступ к хорошим вещам и продаже хлама по высокой цене, но и РП-взаимодействия. Вас могут брать на всякие ивенты, давать вам различные задания, враждующая ГП (группировка), той с которой вы работаете, запросто может повязать вас и устроить допрос с попыткой выбить информацию о враге. В общем, вариантов много и все станут для вас прекрасным опытом. Может, и вы сами решите примкнуть к одной из них.
Но, тут вы, скорее всего, узнаете страшную правду. По мимо ивентов и торговли со сталкерами, группировки занимаются, чаще всего — ПВП деятельностью, что довольна далека от того самого РП. Чаще всего ходка будет выглядеть так: «Вы боец группировки „Свобода“ (к примеру), идёте со своей группой и вдруг видите как впереди идёт отряд долга. Предупредительный выстрел в воздух, ожидания что ты остановятся, но вместо этого очередная перестрелка.» Почему так происходит? В РП люди пробуют «играть в героя» и не хотят чувствовать себя в проигрышной ситуации, а тот кто остановился от выстрела в воздух и пошёл на диалог, чаще всего, оказывается именно в такой ситуации. Так как, на вас будет направленно всё оружие из всех кустов, а вы будете стоять и что-то доказывать. Но, тут уже всё зависит от адекватности людей, конечно, как и везде. Поэтому РП между группировками — это ПВП или же тайные интриги за спиной с союзами и использованием агентов в лице сталкеров. Ну, а если вас взяли в плен… Тут начинается игра в боксёрскую грушу, где вас побьют и используя правила сервера попробуют заставить рассказать что-то такое, за что вам можно будет выдать РПК (РП смерть — смерть игрового персонажа по причине серьёзного нарушения правил проекта, в следствие РП-казни (полного убийства чужого персонажа, по веской причине) что влечёт за собой обязательную смену персонажа (новая квента или анкета).
Отдельного упоминания стоит «Монолит» и «Грех», две, по факту, одинаковые группировки, которые есть, чуть ли не на всех проектах. Их задача «чистить» экономику. То бишь, ловить людей отымать у них труднодобытые детекторы артефактов, сами артефакты и части мутантов, а после долго вас мучать. Где-то после 1-2 встречи вы будите бежать от этих ребят как ошпаренные, моля всех богов, чтобы они вас не увидели и, лишь бы, не помереть от них. Но, это первое впечатление, при удачном или неудачном раскладе, можно стать их «адептом», то бишь скрытым фанатиком, который будет работать ради воли «Монолита» и в зависимости от состава группировки получать или не получать разные плюшки. В худшем случае, будучи адептом, вы тупо будете собирать инфу, сдавать сталкеров и другие группы, принудительно участвовать в ПВП, убивая своих и тд. Дело в том, что союзов у этих группировок быть не может и для всех они — враги, поэтому чаще всего в «Монолит» и «Грех» идут ребята не знакомые с правилами РП… Чаще это ПВП стаки, которые любят шмалять во всё, а поймать и помучить сталкера для них способ самоутвердится, хотя всё то топое снаряжение на них даётся им бесплатно. Да, везде, как всегда, есть исключение. Лично я встречал ребят играющих за «Грех», которые сами писали проповеди и читали их, даже помогли мне, когда я был сталкером, что крайне редкое явление. Но, вот с такими реально становится приятно на душе, из-за подобного становится даже приятно попадать к ним в плен)
Основное РП
После выхода за пределы родного деребаса, скорее всего, вы попадёте за насыпь к «Нейтралам», которых селят не далеко. Это особая группировка, основная цель которой помощь сталкерам. Вы повыполняете их задания, после чего обзаведясь хорошим комбезом и снаряжением пойдёте дальше. И тут знания о группировках не будут лишними, поэтому лучше в РП поспрашивать, о том, кто живёт в Зоне (ЧЗО), чем промышляют и куда лучше идти. После чего, вы, скорее всего, с полученной информацией отправитесь к одной из этих группировок. Чаще всего, карты в DayZ поделены на секторы, где Кордон и Болота — это 1 полоса, а дальше идёт Агропром, Свалка и Тёмная долина. Именно на 2 «полосе» перед вами станет выбор, так как до этих группировок, будет банально ближе, а снаряги может не хватить до того же бара и янтаря. По личному опыту, большинство проектов делит группировки так: долг — агропром, свалка — бандиты, тёмная долина — свобода (только не используйте эту инфу как 100%). Они, примерно равно удалены. Пришли, познакомились, закупили снарягу или поработали, пошли дальше к бару, к науке и тд. На этом этапе и начинается то самое РП, где вы бегаете от группировке к группировке выполняя задания, изредка к вам прилетает ивентолог и делает какие-то ивенты (события). Вы вольны делать всё что пожелаете. Но, учтите — если персонаж помер, то всё сначала, если на сервере нету схрона или банка для денег…
В общем-то, тут вы увидите суть РП сами и найдёте её для себя сами. Может вы захотите просто заработать много денег, а может будете участвовать во всех ивентах, общаясь с группировками и постигать тайны Зоны. Может вы наберётесь достаточно опыта и станете «старостой» деревни и найдёте себя в помощи новичкам. Изучите аномалии, особенно телепорты, а после будете водить по ним людей, как проводник. Занятий уйма, но стоит понимать, что часто придётся развлекать себя самому и к этому надо привыкнуть. Ведь большая часть контента появляется тогда, когда сталкеры взаимодействуют друг с другом. Кто-то что-то придумал — другой поддержал.
Механики
Если говорить об геймплейных особенностях РП проектов в DayZ, то тут совершенно другая игра. В большинстве случаев, это не симулятор сбора лута, а скорее поиска редких тайников и отстрела живности. Застройка полностью запрещена, а разработчики, не редко, продают дома для игрока за реальные деньги. Мутанты на серве самые разные, правда, чаще всего за основу взяты обычные зомби — для человекоподобных, волки и медведи — для других видов, поэтому отличие только в ХП и Уроне, иногда в поведении мутанта. Некоторые проекты, к примеру, делают так, что снорки и химера могут прыгать, псевдогигант топает, полтергейсты кидают предметы или создают огненные аномалии и тд. А, где-то, это просто болванчики с выкрученными ХП. Не редко, бывают случае что заходя на сервер ты тратишь на кабана с двухстволки по 5-6 выстрелов, а на кровососа по 3-4 магазина М4 на 60 патрон… Но, это, конечно же, плохие сервера, где упор на донат. В целом, если поискать, то можно найти для себя идеальный баланс — всегда, только стоит смотреть не только на здоровье и урон мутантов, но и на их цену после убийства. Вот, отличный пример из моего опыта. Занял, с друзьями, группировку долг, рядом с базой было подъземелье в котором всегда спавнился кровосос, но при ударе тот уменьшал параметр крови. Цена физраствора: 5.000, цена патрон: 2.000 за количество, нужно для убийства + цена на побитое снаряжение и рем.наборы. Но, цена щупалец кровососа всего 6.000. Получается, что в большинстве раскладов ты уходил в минус. Да, всегда есть ультимативный способ борьбы с любой нечестью — залезть на любой объект и ты не получишь даже урона, но, это тяжело сделать, когда рядом некуда залезать. Касательно спавна мутантов, всегда это набор триггеров и одни и те же существа спавнятся в одних и тех же местах. Аномалии разные на проектах, на каких-то их может не быть, где-то они ели заметные и приходится двигаться крайне медленно и осторожно по Зоне, то и дело останавливаясь, чтобы прислушаться. А где-то их видно за киллометр… Болты на всех серверах — не нужны, ибо реализация бросков в DayZ — крайне кривая. На своей памяти за тысячи часов раз 10 «разряжал» электры броском патрон в те. Что-то конкретное о поиске артефактов говорить не хочу, всё зависит от мода, чаще всего используют XZone, где надо с детектором в плотную подходить к аномалии и из неё выкатится арт, а где-то те просто спавнятся в архианомалиях.
Вывод
Многие скажут — РП умирает. Тут, поспорить тяжело, ведь многие люди начали понимать, что РП — это не ролеплей, а удобная РПГ система, где каждый постепенно добивается своей цели и может поиграть в «героя», сделав то, что побоялся бы в реале. Ведь смерть персонажа — это всего смерть персонажа. Да и просто удобнее играть на сервере, того же DayZ или GTA, где тебя не убьёт первый встречный из-за удобных правил.
Но, есть ещё люди и проекты, на которых требуется обязательно расписать анкету, пройти собеседования, я уже называл такие сервера для DayZ — DayZone и Andomeda Project, есть и ещё, но там мало людей, потому что отыгрыш начал мало кого привлекать, многие бегают для фарма ради фарма, а создатели фармилок с радостью примут ваши деньги. Но, ведь если персонаж будет тяжело добавиться снаряжение, он не захочет его потерять участвуя в перестрелке? Как раз, из-за того, что тяжело добиться чего-то, становится проще вальнуть вон того типа в комбезе по лучше выведя его на комфликт. В американском коммьюнити, тем временем, стали появляться сервера, где каждый может выдать сразу что хочет. Но, тогда же все будут бегать с экзоскелетами и топовыми пушками? Как оказывается — нет. По началу, люди конечно же будут пытаться выдать себе снаряжение по лучше, но потом поняв что в этом нет смысла начинают отыгрывать своих персонажей.
Онлайн серверов по DayZ Stalker RP сильно просел, мододелы отказываются делится модами друг с другом, то и дело кидая очередную жалобу в стиме или предлагая купить свой мод, хотя Bohemia Interactive и запрещает это. Многие проекты закрываются из-за нехватки денег и отсутствия рекламы, тем временем, как проекты с донатом получают деньги и активно ведут рекламную политику. В целом, тяжело сделать однозначный вывод, просто стоит попробовать поиграть на РП проектах в DayZ и решить для себя, стоит ли оного того. За свои 4.000 часов, лично я, не о чём не пожалел, хотя и были моменты, когда я уходил, срался с админами, получал опыт неприятный ролевой опыт, когда все хотели только стреляться.
Если же вы стоите перед вопросом покупки DayZ для игры именно на РП проектах, то — просто посмотрите ютуберов, обязательно разных. Ведь, далеко не секрет, что им устраивают постановочные ролики, как тому же Timonqi, ради которого 2 недели сервер пишет сюжет, а после собирает чуть ли не всех ролевиков. Поэтому, смотрите разных людей с пониманием, что у вас может быть и по другому. Вполне, реально, что вы побоитесь с кем-то начать диалог и, в итоге, будете заниматься только фармом, вместо того, чтобы отправиться в интересное путешествие взаимодействуя с кем-то.
Лучшие комментарии
Классная реклама очередного мертво рожденного проекта.
Очень интересный и познавательный блог, спасибо! Хотелось бы правда побольше узнать как это все вообще на геймплей самого DayZ ложится. Как много разновидностей мутантов и насколько труден бой с ними, спавнится ли лут на карте, разрешено ли строительство баз и т.д.
Если говорить коротко: Мутанты все с оригинала + добавляют своих, в зависимости от серва. Застройка запрещена, а дома, в основном за донат. Спавн вещей отключён, есть только тайники. Плотность мутантов у всех разная. Думаю, добавлю этот момент
Пару лет назад хотел начать играть в stalker rp, даже dayz купил, но руки так и не дошли. Уже тогда из всех щелей трубили, что рп умирает, как я понимаю ситуация стала ещё хуже ?
Мне реализация ролевой игры с сеттинге постапокалипсиса всегда дубовой казалась из-за искусственных ограничений, не поддерживаемых игровым процессом. По-хорошему, нужно делать сезоны, с набором участников в начале сезона, а потом закрывать приём новых заявок. Умер — ждёшь следующего сезона. Пусть игроки сами организуют коммуны, со своими правилами, поддерживают порядок, ищут и карают преступников.
РП на Dayz платформе по сталкеру умерло в 2020-2021 году, как сторожила РП тебе говорю.
у Dayz такая же судьба, как и АрмСталкера правда, он умирает при чем быстрее чем его собрат.
Смотря где, многие проекты стали донат помойками и таких много. Лучше всего выбирать сервера с обязательной квентов/анкетой — там РП живее всех живых. Некоторые моменты надо на книгу.
Как правило, есть просто РПК, я играю щас на адромеде, там если получил РП смерть — то месяц ждать надо, ну если перс этот месяц не прожил. Но, РПК (рп смерть) дают за нарушение правил, по веской РП причине и тд.
Такое было на АрмСталкере и потом частично на одном из серверов по Dayz RP сталкеру, но потом тот сервак помер из-за некомпетентной администрации
Жаль, что автор поставил акцент именно на Сталкер РП. В сталкере нет РП. Лживая пародия. Разработчики данных серверов не понимают, что такое РП. Данные сервера обычные ПВЕ проекты. Просто пообщаться у костерка это не РП. Это наномикрочасть от него. Разговаривать наигранным голосом, как в дешевом театре в подземном переходе, ждать ивент от адм с расплодившимися 8ми классниками курирующие «рп» это всё уродливая пародия. Настоящее РП это театр. Это игра для других. Когда смотрят со стороны на взаимодействие людей и не выпадает глаз, что человек в «жопу» сует кастрюлю или колесо от камаза. Кастрюлю он положит в рюкзак, сняв его со спины. Колесо понесет в руках. Когда люди разговаривают и спокойно передвигаются, не как эпилептики на стероидах. Когда образ персонажей атмосферен без 100500 стволов за спиной на рюкзаке под мышкой и парочка в жопе. И тд. Все мелкие механики актерского мастерства и атмосферы давно многими утеряны, а некоторые «кураторы» даже не знают об этом. В итоге, мы пошли резать собакам жопы толпой, нас приняли заспавненные админы, мы пострелялись. «Крутое РП» было. (аж затошнило немного) Это не РП. Это возможно прикольная ПВЕха, не более.
Загляните на WIN IN HELL HARD RP, это не сталкер, это не пве. Это именно актерская игра с четкими персонажами, с четкой пропускной системой, без анти балансных донатов, без цветных иномарок и аТаматиков и боже розовых медведей.