Привет, это АнархоСоник и сегодня у нас разговор об Аниме про Маркса(!) и Энгельса(!). Я как услышал что это существует - решил, что не имею права пропустить. Тут же, правда, всплыли нюансы - производство не японской, а китайской студии, поэтому по факту э то не аниме. Плюс анимация тут скорее 3D, чем рисованная и хоть год выпуска 2019, но “тридэшность” сильно бросается в глаза, по крайней мере поначалу. Заказала выпуск аниме Коммунистическая Партия Китая. Потом ещë и манхву выпустили с ключевыми событиями.
Кстати, я пока искал манхву по этому аниме наткнулся на мангу, которая рассказывает о Марксе - попаданце. Типо Маркс из-за стола в кафе, в котором сидел с Энгельсом попадает фэнтези мир, встречает кучку героев, раскидывает им на пальцах, что они люмпены и им надо не за золото короля бороться с “Тëмным повелителем”, а с несправедливым устройством общества. Там пока всего пара десятков страничек, и рисовка не феноменальная, но во-первых видно, что со знанием дела пишут насколько я могу судить, во-вторых читается легко, с небольшим юморком, чувствуется японский стиль. В общем будет время - найдите почитайте, советую.
Возвращаемся к китайщине. Сюжет аниме рассказывает о реперных точках биографии Маркса и намечает вектор движения его философской мысли. Если вкратце: Вот Маркс выпускается из гимназии, вот он на балу с Женни, вот он уже в Боннском университете, где он ещë является сподвижником идей Канта, а вот переводится в берлинский где проникается философией Гегеля и присоединяется к младогегельянцам-атеистам. Тут же он оканчивает университет экстерном, защитив диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» в Йенском университете. Потом пишет в рейнскую газету, получает известность и проблемы с властями. Разрывает связи с младогегельянцами. Впервые встречается с Энгельсом.
Потом начинается чехарда с переездами Маркса. Сначала во Францию, где заново знакомится и дружится с Энгельсом, потом переезжает в Брюссель, вместе с семьëй и Энгельсом, где они вдвоëм пишут работу “Немецкая идеология” с критикой младогегельянцев и гегеля. Этот же период Маркс с Энгельсом вступают в Союз справедливых, который переименуют в Союз коммунистов, для которого они вдвоëм и пишут Манифест коммунистической партии в 1847 году. Во время февральской французской революции 1848 года Маркса выслали из Бельгии, он едет во Францию, где окончательно разочаровывается в буржуазной демократии. Там если что в итоге выбранный президент республики совершил переворот и стал новым императором Франции.
Маркс едет обратно в Германию, открывает революционную “новую рейнскую газету”, в редакторах члены союза коммунистов. В итоге он вынужден повторно закрыть рейнскую газету из-за проблем с властью и переехать сначала во Францию, а вскоре после этого в Англию, Энгельс в это время едет в США, это 1849 год.
Тут авторы аниме впихнули почти 18 лет работы Маркса в минут 10 экранного времени. Показали его бедственное положение, смерть сына, под крики хозяйки квартиры с требованием выплаты долга за аренду. Упомянули двух других умерших детей. Показали как Маркс ходит в британскую библиотеку для погружения в научные труды. А потом время ускорили и хоп-хоп-хоп и уже в 1867 году выпущен первый том Капитала.
Сразу после этого процитировали некоторые части из этой “Библии рабочего класса”.При цитировании Капитала идëт этакое моушен слайд шоу, которое выполнено в 2D и как по мне выглядит намного интереснее основной тридэшной картинки, но правда это лишь в сравнении.
В шестой уже серии откатились немного назад, рассказали о создании первого интернационала в 1864, о парижской коммуне, как она появилась. Кстати парижская коммуна это яркий пример классового противостояния. Там же как получилось - Франция воевала с Германией, Французская армия по сути была разбита, но парижские рабочие организовали сопротивление Германской армии, вели оборону города и одновременно создали органы самоуправления, уравняли в правах всех граждан, чиновникам назначили жалование в размер рабочих зарплат, и другие преобразования, которые на тот момент считались приближающими социализм.
Так и что получилось в итоге? Французские правители договорились с Германским правительством и по парижской коммуне ударили не только немцы, но и новая Французская армия. Это показывает, что буржуазные государства могут сколько угодно друг с другом воевать и называть друг друга врагами, главными врагами у них являются пролетарии. И не важно это пролетарии чужих стран или своих, главное это интересы своего класса. Капиталисты это понимают, а вот пролетарии за столетие уже подзабыли.
Итак парижская коммуна пала 28 мая 1871, просуществовав 72 дня. На фоне этих событий развернулись ожесточëнные споры анархистов и марксистов. В аниме показана только одна сторона, всë выставлено так, что Бакунин, представитель анархистов входящий в интернационал, готовил заговорщицкую группу, за что в итоге и был выгнан из интернационала в 1872 году. Правда там не упомянули, что тогда же откололась часть “антиавторитаристов”, создав свой анархический интернационал, который просуществовал до 1877 года, на год пережив основной первый интернационал.
Да и вообще, Бакунина выставили злодеем каким-то, хотя он злодеем не был. Как по мне у него просто не было понимания диалектики. Что я имею ввиду. Цель у Бакунина и у Маркса была одна и та же - коммунизм. Но видение пути к достижению этой цели у них было разное. Бакунин считал, что нужно немедленное свержение любого правительства, уничтожение института власти как такового и любые компромиссы называл предательством пролетариата. Тогда как Маркс и Энгельс считали что требуется диктатура пролетариата, которая первым делом захватит власть и институты власти, фабрики и заводы, поставив их в служение себе.
И вот через усиление такой власти, власти рабочих, государство как инструмент насилия постепенно отомрëт. Ленин потом разовъëт и углубит эту тему в труде “Государство и революция”. Это кажется парадоксальным утверждением “усилим государство для того, чтобы оно отмерло”, но на то у нас есть такой инструмент как диалектический метод. Я не Попов и не Жуков, но опишу это как я сам понимаю.
Во-первых усиливается именно государство с диктатурой пролетариата, прогрессивного класса, а не любое существующее государство, поэтому усиливается прогресс как технологический так и социальный. Во-вторых на определëнном этапе технического прогресса автоматизация доходит до такого уровня, что отмирает сама необходимость продавать свой труд, т.е. отмирает и пролетариат как класс и соответственно другие классы. Происходит переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания и вот это вот всë по законам диалектики.
В общем, наверняка я сказал всë не так, ничего не понял, всë слишком упростил и всë в этом духе. Поэтому поправь меня своим мудрым советом в комментариях.
Так вот по моему мнению Бакунин не понимал диалектический метод и потому считал, что это какое-то введение рабочих в заблуждение и оттягивание наступления коммунизма, мол чë ходить-то вокруг да около, нужно разрубить этот гордиев узел одним ударом и всë. Пункт А - капитализм, пункт Б - коммунизм, всë просто. Но “просто” в реальности не бывает, конечно. Не буду сам уходить в дебри критики анархизма (с моим-то ником), но тема добротная, наверняка к ней вернусь чуть позже.
В последней серии упомянули, что Энгельс собирается писать труд АнтиДюринг, посвятили большую часть времени на отношения Маркса с его женой Женни. Женни умирает в 1881 году, через 15 месяцев умирает дочь, Женни младшая и вскоре в 1883 году умирает и сам Карл Маркс, оставив недописанными 2 и 3 тома капитала. Которые за 11 лет приводит в порядок Энгельс.
А потом начинается китайская агитка. В ней рассказали, что вот в 1917 произошла революция в России, в 1921 организовалась Коммунистическая партия Китая, и мы, говорят, развили Марксизм-Ленинизм в Маоизм, потом в ДенСяопизм, социализм с Китайской спецификой, тройного представительства, СиЦзиньпинизм. Типо понесëм знамя марксизма и так далее и тому подобное.
По поводу Китая и социализма в нëм я бы хотел сказать, но я дилетант, про историю и развитие Китая мне мало что известно. Единственное, хочется отметить пару моментов, которые через СМИ до меня дошли. (Опять же, если что не так - пишите комменты). Тройное представительство это принцип, принятый в 2001 году, по которому Китай перестаëт быть чисто пролетарским государством и становится общенародным. А это значит что? Правильно, в правительство и партию начали принимать представителей среднего и крупного бизнеса.
Мне наверняка сразу возразят - “не, ну а чо, в СССР тоже был НЭП”. Только это какраз-таки было в начале строительства государства и в конце двадцатых НЭП начали сворачивать, когда минусы уже начали перекрывать плюсы. А тут НЭП считай с начала 1980х и только усиливается - китайские миллиардеры соревнуются с американскими, кризис перепроизводства в сфере строительства (как минимум), безработица среди молодëжи выше 20% и другие радости капиталистических реалий.
Кстати, в 1961 в СССР на 22м съезде КПСС приняли примерно такой же курс, а потом и поправки в конституции страны в 1977 году, типо мы уже не пролетарское правительство, а общенародное. За что китайские товарищи ещë после 20го съезда начали критиковать КПСС, мол вас же эта дорожка приведëт к контрреволюции и восстановлению капитализма. Что характерно, оказались правы - мы сейчас в этой контрреволюции живëм. Только вот китайские товарищи не сохранили свой социализм и свой 91й у них уже успешно наступил.
Ладно, не будем о грустном. Аниме-то получилось хорошим, но не особо зрелищным. Ну то есть совсем. Но вообще я его могу порекомендовать. В нëм отражены основные моменты жизни Маркса, отдалëнно показан контекст жизни в то время в Европе, парой мазков обозначены вехи рабочего движения и, самое главное, озвучивают ключевые цитаты из трудов Маркса. А один раз даже показали как Маркс раскидывает на пальцах про прибавочную стоимость и перепроизводство сыну уволенного рабочего. Да и вообще, Карл Маркс тут показан как человек, а не только как вождь пролетариата, что тоже добавляет граней в его образ тем, кто не знаком с биографией такого выдающегося человека.
В общем. Тем кто плохо знаком с биографией Карла Маркса - однозначно советую посмотреть. Может хоть так проснëтся желание почитать про него и про рабочее движение побольше. Хейтерам социализма тоже советую глянуть, чтоб хоть понимать, что вы ненавидите. И может быть поймëте, что вы на самом деле намного ближе к левым, чем вы думаете.
Не забывайте объединяться. И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.
Удивительно но косплеев Маркса, Энгельса или хотябы Женни по сути и нет.
НО, чтобы тут было хоть что-то, то вот. Молодая Надежда Крупская. Это которая жена Владимира Ильича Ленина.
Надеюсь в следующий раз взять игру/аниме по которому достаточно косплея. Возможно именно по этому критерию и буду выбирать следующую тему.
Лучшие комментарии
Можно, но это длиннее, и имеет смысл лишь на каком-нибудь шикимори, где точно за такое заклюют) А в статье я указал, что
Так что всё честно)
Ну, фашистское… Капиталистическое по факту. Я, конечно, знаю, что люди порой и часто ютятся там даже не в наших двушках и однушках, а буквально в капсулах, этаких спальных гробах, но это уже от плотности населения.
Посмотрю в видеоформате, ибо офигеть!)
Не аниме, ну, тогда смотрим)
Я не про то, что на шикиморе чего-то нет, а про то, что только на подобных ресурсах есть большая вероятность нарваться на массовые поправления, что «китайское аниме» это дунхуа
Благодарю) Рад что понравилось)
На Шикимори полно китайского и корейского «аниме». Тот же «Лидер» есть в базе.
Молодец, сделаю на Политразборке обзор на твою статью. И добавлю пояснення почему современный Китай это фашисткое государство