30 января 30 янв. 4 404

От пошаговой MOBA до карточного автобатлера или настольный мир Сигиллума

+5

Слегка пространное (и очень очевидное) начало о странных идеях

Человек за свою историю создал очень много вещей, о которых очень сложно начать говорить в той или иной степени. Кто-то ищет идеальные поводы для признания в любви, кто-то готовит нужную смягчающую атмосферу перед смачным ударом, а кто-то… Бьётся об кирпич в надежде на лучшее. Иронично, но я не из последних.

Так о чём это я? Иногда в моей жизни происходит моменты «психоза». Если описать вкратце, то в мою голову начинает приходит мысль сделать что-то здесь и сейчас. За свою не самую долгую жизнь у меня было три крупных «психоза»: создание собственных паков с вопросами для компьютерной «Своей Игры», попытка попробовать себя в роли текстовика на различных игровых сайтах (да-да, именно так я здесь и появился) и увлечение настольными играми. Если желание создавать паки полностью улетучилось, а тексты сейчас пишутся по мере прихода вдохновения, то вот настольное помешательство не выветривается уже больше 5 лет.

К сожалению, такой тип развлечений имеет несколько подводных камней: цены на игры, которые заставит визжать даже консольщиков; игровой процесс, способный оттолкнуть множество людей либо сложностью, либо скукотой из-за не самых интересных правил; готовность потратить огромное количество времени и, самое главное, наличие физически-корректных мясных мешков a. k. a. друзей, готовые страдать над этими вашими картонками. Сейчас часть этих проблем можно решить поиском адаптаций той или иной настолки в онлайне, но и такая вещь не всегда помогает из-за возможных специфик версий или ощущений во время процесса самой игры.

Но сегодня не будет никакого топа игр для начинающих, ибо на YouTube есть огромное количество разнообразных сборников на эту тему. Вместо этого я хочу рассказать об одной серии настолок, которая привлекла меня своим миром, визуалом и, самое главное, минимальным вмешательством элемента случайности в игру. Речь сегодня пойдёт об Сигиллуме.

Рукописи не горят, а бьют в морду (пару слов о лоре)

Сигиллум — мрачный фентезийный мир магии и техники, охваченный войной. Сражения не останавливаются, кровь льётся рекой, существа из иных миров призываются на поле брани непримиримыми врагами. Уже в далёком прошлом остались битвы хаоса и порядка, эльфов, гномов и прочих существ. А всё началось из-за одной книги…

Вот он, наводитель суеты
Вот он, наводитель суеты

Давным-давно великий маг Гоэций познал совершенство в искусстве вызова существ из потусторонней реальности. Заложив описания мистических древних ритуалов в рукопись «Бестиарий Сигиллума», ему вдруг открылась вся грозная сила и зловещее могущество этого знания. Тогда он решился уничтожить трактат, но было слишком поздно: усыпанные загадочными рунами, страницы сопротивлялись любым посягательствам, будто живые. В ту ночь Гоэций разорвал рукопись на части и захоронил листы в самых дальних концах Сигиллума, надеясь запечатать их клеймом вечной тайны. Но даже вечности эта страшная тайна оказалась не подвластна. Все листы были собраны и вскоре начнутся новые войны, участие в которых снова примут великие герои древности и существа из потусторонних миров. Иронично, что ученики Гоэция после его смерти работали над ритуалом вызова своего учителя в обыденный мир. Так спустя несколько циклов в «Бестиарии» появилась первая страница, символы которой были начертаны не рукой Гоэция, а его последователями.

Сейчас же книгу используют лишь для одной цели — войны. Королевство Эквилибриус после смерти короля был разделён на две части. Задолго до начала междусобицы были построены две осадных башни, которые в итоге стали решающими словом в конфликте. А тех, кто хотел остановить или предотвратить разделение королевства похоронили заживо.

Да, это небольшое поле на самом деле является целым королевством.
Да, это небольшое поле на самом деле является целым королевством.

Это краткое вступление — единственная цельная деталь лора, которая существует для всех игр. Даже спустя 10 лет после выпуска первой версии «Бестиария» в 2013 году у Сигиллума до сих пор нету чёткой хронологии (ну или просто автор этого текста слепой), а детали и особенности вселенной начали раскрываться лишь в 2023 году через карточки персонажей.

Стоит отметить и огромное количество референсов, как визуальных, так и игровых. Пётр Вибе, создатель серии, признавался, что основными источниками для него стали такие игры как Heroes of Might and Magic, Disciples и Civilization. Но поворотной точкой станет Demigod: Битва Богов от Gas Powered Games.

Но что же из себя представляют игры этой вселенной? Давайте разбираться.

«Бестиарий Сигиллума». Единственный и неповторимый

Внимание: сравнение версий не будет, т. к. автор текста владеет лишь одной копией игры. Все мысли будут идти в сторону юбилейного издания

Начнём с самого простого. «Бестиарий» — это пошаговая стратегия, в которой игроки в количестве 2/4 шт. пытаются уничтожить вражеский замок. Помочь в разрушительных делах должны герои и существа, обладающие уникальными способностями.

Стартовая раскладка
Стартовая раскладка

А теперь более подробно. После не самой быстрой первоначальной расстановки, игроки начинают процедуру драфта (как  DOTA 2 или  League of Legends, например). После этого начинается сама игра, которая делится на раунды. Во время раунда игроки ходят по очереди, предварительно обдумав все свои действия и активируя все способности персонажей.

Все существа делятся на три класса: танк (и этим всё сказано), ловкость (аналог керри) и маги (саппорты). Помимо класса каждый обладает абсолютно уникальной и не повторимой специализацией (в последнем издании их 36, если что). У каждого героя есть по три навыка, один из которых можно использовать для перемещения по карте. Все способности кроме первой после каста уходят на перезарядку в специальном «Поле времени», обновляющийся каждый раунд. По итогу игрок за один ход может сделать до девяти действий, но за это ему придётся поплатиться огромной перезарядкой способностей. Готовьтесь по полной зубрить всех персов в игре.

Перейдем к полю битвы. Поле визуально похож на шестиугольник, который разделили на 19 гексов и добавили шахматную систему координат. На Севере и Юге стоят два замка, а на Западе и Востоке высечены осадные башни. Цель игры — разрушить вражеский замок, и для этого существует два способа:

  1. Захватывать осадные башни
  2. Убивать вражеских героев

Захватывать башни очень просто — если в конце раунда твоих героев рядом с башней больше, чем вражеских, то контролируешь её и наносишь урон крепости (линия здоровья отмечена на «поле времени»). Помешать этому могут различные эффекты и способности врагов, который были наложены в предыдущий ход: обездвиживание, оглушение или даже молчание (блокировка способностей) и т. д. Битвы существ тут достаточно просты: если ты бьёш — ты попадешь. Никаких подводных камней кроме условий активации способности.

У Архитектуса, например, вся сила заключаются в контроле осадных башен. Также только он обладает способностью чинить повреждения замка.
У Архитектуса, например, вся сила заключаются в контроле осадных башен. Также только он обладает способностью чинить повреждения замка.

И после всего прочитанного у вас может возникнуть вопрос: «А где кубики, рандом и прочая настольная неожиданность?». Ответ достаточно прост — ТУТ ИХ НЕТ. Вся информация по игре у вас и вашего противника находится в открытом доступе и никем не должна скрываться. В качестве компьютерного аналога я могу привести  Into the Breach, в которой также большая часть инфы находилась на блюдечке с золотой каёмочкой. Из-за этой специфичной особенности «Бестиарий» можно смело называть продвинутым аналогом шахмат и в этом кроется одновременно плюс и минус игры. Это не та игра, которая приносит веселье через ЧЗХ моменты, нет, она приносит особое, «интеллектуальное» веселье через огромные и успешные многоходовочки с использованием сильных и слабых сторон существ.

Стоит сказать пару слов о дополнениях. «Новые земли» добавляет несколько дополнительных полей с уникальными механиками: в «Цитадели Карликов» есть только одна осадная башня; «Каньон Старателей» наполовину состоит из железных дорог, по которым можно быстро передвигаться через основную способность; «Мир хаоса» заполнен лавой, которая наносит неблокируемый урон и т. д. Помимо полей в игру вступают и новые замки, которые обладают мощными способностями. Изначально активна лишь самая первая, но с большим количеством разрушений увеличивается количество умений. Если хочется немного рандома, то в игру можно добавить «Кузницу Хаоса» и карточки случайных событий. «Кузница» даёт случайные надбавки к урону той или иной способности или атаке башен, а карточки могут резко разрушить ваши планы.

«Бестиарий» — тяжёлая игра с почти бесконечной реиграбельностью. Отсутствие рандома, мрачный визуальный стиль, необычный баланс и «шахматный» игровой процесс не каждому могут приглянуться. Но если вы не боитесь потратить час-два на изучение персонажей и правил вы получете настолку, которая не перестанет удивлять даже после огромного количества партий.

ТУТ. МНОГО. ВСЕГО.
ТУТ. МНОГО. ВСЕГО.

Ну и напоследок об «Юбилейном издании». Если вкратце — это лучшая версия игры на данный момент: 3 встроенных органайзера, 2 кампании для сольного прохождения и 1 дуэльная (битвы с готовыми пресетами), 36 персонажей из всех дополнений + визуальное переоформление почти всей игры. Строгая рекомендация для прожжённых настольщиков, готовые заучивать персонажей и особенности карт

«Артефактум». Маленький, да удаленький

Суть вкратце
Суть вкратце

Вернёмся в далёкое прошлое… в 2019 год. На базе DOTA 2 выходит пользовательская карта под названием «Auto Chess», созданной китайской студией Drodo Studio в январе 2019 года. Популярность этого мода, который к маю 2019 года набрал более 8 миллионов игроков, привела к зарождению жанра. Первыми самостоятельными играми жанра стала Dota Underlords, TeamFight Tactics и т. д.

С копированием текста из Википедии покончено и переходим сразу к игр жанра «Автобатллер». Основная цель игрока — собрать отряд с подходящими особенностями и остаться последним выжившим. Игра делится на два важных этапа:

  1. Покупка и расстановка существ
  2. Битва с игроком/монстром
Не всплакните от увиденного
Не всплакните от увиденного

А теперь поподробнее про каждый этап на примере от Riot Games. В начале игроки получают первый уровень и героя «серого» ранга. Уровень обозначает максимальное количество отряда и процентный шанс выпадения тех или иных существ. Прокачивать его можно двумя способами: пассивное накапливание или покупка очков опыта за деньги (быстро, но дорого, ибо с ростом уровня повышается количество очков для следующего уровня).

Герои же обладают одной способностью, «цветовой» градацией, происхождением, классом, рядом характеристик (часть из них недоступна для просмотра) и несколькими слотами под предметы. Последние добываются только из убитых монстров и могут быть объединены в более могучие артефакты с уникальными эффектами. Правильная расстановка и сочетание героев в большинстве случаев является ключом к победе.

Во время первой фазы игрок должен лавировать между прокачкой уровня и улучшением армии. В этой экономической задаче может помочь бонус от накопления монет, который увеличивается за каждые 10 монет в запасе. Помимо этого деньги начисляются пассивно каждую стадию и через продажу героев.

Этап битвы происходит автоматически. Ваши болванчики атакуют ближайшего врага, а при накоплении максимальной маны активируют свою способность. Тут уже включается рандом, ибо даже с хорошим сетапом можно проиграть бой из-за неправильной выбранной цели атаки вашим керри.

Ваша голова уже взбухнула от количества информации? Не бойтесь, ведь сейчас её щас будет намного больше, т. к. мы переходим к настолке. «Артефактум» переняла часть идей своих старших братьев, но решила сделать всё по своему.

Начнём с покупки и расстановки персонажей. В начале игры каждому игроку даётся 5 героев, 2 монеты и первый уровень. Количество здоровья и уровней сокращено до восьми (в TFT, например, максимальный уровень — 10). Из-за настольный основы в ход игры добавляется фаза инициативы, в которой первый игрок по минимальному количеству повреждений.

Примерная раскладка на первые три раунда
Примерная раскладка на первые три раунда

Герои здесь намного проще, чем в старших аналогах. Характеристик кроме здоровья нету, типы урона (магический, физический и чистый) убраны во имя более простого игрового процесса, а класс (3 шт.) и происхождение (5 шт.) оставили, но теперь они дают лишь один бонус — предметы. Да, теперь предметы даются как бонус за выставление двух или трёх бойцов, связанных определённой чертой. Эффекты у них достаточно простые: +1 к урону/защите, дополнительная монета при победе, восстановление здоровья замку и т. д.

Вот они, по циклам: уравнитель, наблюдатель, разрушитель, хранитель, ревнитель и разрушитель.
Вот они, по циклам: уравнитель, наблюдатель, разрушитель, хранитель, ревнитель и разрушитель.

Стадии расстановки и боя идут пошагового. Поле разделено на 5 вертикальных линий, на которых и будут выставлять бойцы справо-налево по принципу «танков вперёд, керри назад». Битва делится на 4 цикла, и в каждом цикле, кроме первого, активируются способности подклассов (уравнители, разрушитель, хранитель и т. д.), а после IV цикла весь круг боя обновляется. Сражение же идёт ровного до момента выкидывания всех существ с одной стороны каждой линии. Победитель получаете бонусные монеты, а проигравший — повреждение башни.

После боя все игроки получают новый уровень и деньги на покупку новых бойцов. Уровень накапливается независимо от исхода битвы (но может быть ускорен/замедлен артефактами) и, как в остальных автобатллерах, служит ограничителем размера отряда (1-3 ур. — 3 сущ., 4-6 ур. — 4 сущ., 7-8 ур. — 5 сущ.). Магазин существ сократился из пяти до трёх с возможностью платно расширить пул до четырёх за раунд. Экономика здесь упрощена, так что игрок по большей части занимается комбинаторикой отряда, а не расчётами по деньгам.

Все расчёты используются через специальные двусторонние карточки. По словам автора, сделанно это было во имя экономии и низкой цены
Все расчёты используются через специальные двусторонние карточки. По словам автора, сделанно это было во имя экономии и низкой цены

«Артефактум» получился… интересным. Не поймите меня не правильно: я люблю автобаттлеры и хотя бы раз в день захожу в TFT ради бесконтрольных побоищ. Но основную проблему я вижу в балансе некоторых артефактов, которые могут попросту стать баластом и затянуть ещё сильнее весь игровой процесс. Если суммировать в основном — попробовать стоит. Как и с «Бестиарием», заучивание персонажей здесь необходимо для более комфортной игры, но можно добавить и свои правила для ускорения игрового процесса (сделать фазу покупки на время, например).

«Реликвиум». Атакуй нежно, защищай жёстко

Приличный набор
Приличный набор

Игры в жанре «Контроль территорий», по моему мнению, редко бывают весёлыми. В таких играх, в большинстве случаев, главенствуют чёткое продумывание (да, звучит глупо в контексте этого блога) своих действий, не очень быстрый игровой процесс (среднее время для таких игр — +/- 2 часа) и дотошное знание правил. Из всех вариантов мне более-менее зашёл лишь «Плоский Мир: Анк-Морпок» со своим более простым игровым процессом, но и тот требует предварительных объяснений правил.

В чём цимес: игрок выбирает одну из сторон конфликта, обладающую уникальными механиками. Во время своего хода вам даётся определённый список команд, выполнение которых ограниченны по каким-либо условиям (ресурсы, энергия, действия и т. д.). Поле разделено на территории с различным специализациями и, иногда, приносящие победные очки. Да, целью в большинстве игр этого жанра является набор огромного количества ПО или выполнение определённых условий: уничтожить все строения/войска противника или захват большинства/ключевых территорий. Для победы вам понадобятся особенности ваши фракции и ваша армия/строения, которые также могут обладать какими-либо свойстами. Самый популярный аналог среди настолок в этом жанре — «Корни» про фурри-фашизм и пернатую диктатуру

А теперь перйдём к игровому процессу «Реликвиума»? Начнём с фракций. Их тут всего 4: Хаос, лес, порядок и горы (кстати, в таком порядке они ходят). Каждый из них имеют по три уникальных существа из «Бестиария», которые раз в ход могут сильно изменить ход боя. Основными инструментами воздействиями на конфликт станут юниты (воины, стрелки и маги) и замки.

Планшеты фракций
Планшеты фракций

Приказы игроки раздают через специальный планшет, в котором указано 6 действий, разделённые на три блока: марш и ближний бой (поле), наём и дальний бой (горы), строительство замка и призыв существа (лес). В начале игры у всех по одному действию из каждого, но их количество можно увеличить постройкой новых замков на определённой территории.

Игра идёт в две фазы. В фазе мира фракции рассредотачивают силы для последующих действий и строят замки, а в фазе войны все запланированные действия активируются. Битва происходит следующим образом: вначале расставляются жетоны поддержки (лук с одной, двумя или тремя стрелами), которые помогут защитникам/атакующим, а затем расставляются жетоны атаки (мечи). Исход зависит от суммы показателей силы отрядов, участвующих с двух сторон: если вы нападающий, то все ваши «воины» считаются за двойки, в то время, как все другие считаются единицами, если вы защищающийся, то наоборот, «защитники» считаются двойками, а остальные единицами. А есть ещё «маги», которые становятся двойками, только если являются силами так называемой «поддержки», которая создаётся приказом «дальний бой» и в которую входят только юниты из соседних с оспариваемой областей. В общем, тактических манёвров и кружения фишек по областям карты хватает.

Гномы хотят атаковать орден света, но так как в атаку идут защитники, их сила равна 5 (3 от каждой фишки + 2 от жетона атаки). У ордена защитники готовы обороняться и их сила равна 4 + 3 от фишки мага и жетона поддержки. Итог — атака провалилась
Гномы хотят атаковать орден света, но так как в атаку идут защитники, их сила равна 5 (3 от каждой фишки + 2 от жетона атаки). У ордена защитники готовы обороняться и их сила равна 4 + 3 от фишки мага и жетона поддержки. Итог — атака провалилась

Особо много о игре говорить не приходится, ибо я сам не очень много в неё наиграл. «Реликвиум» — хороший представитель своего жанра. Не самый сложный игровой процесс, никакого рандома (если не подключать дополнения) и интересное визуальное решение насчёт фишек армий в виде постаментов с предметами делают игру минимально интересной. Для меня весь игровой процесс напоминал момент из военных фильмов, когда генералы двигали фигурки техники или солдат по карте.

Заключение

На этом я хочу закончить свой обзор игр компании. К сожалению, в этот список не попали «Тетраномикон» и «Длань Мануса» по одной простой причине — у меня их нету. Щас ещё готовится и «Аллигат войны», но про него может быть в другой раз…

Интаглиф — интересная студия. Игры Петра Вибе во многом не оригинальны, но тут можно привести в качестве примера Heroes of Might and Magic V от Nival Interactive, который сохранял основу HoMM 3 и лаконично добавлял новые механики. Про лаконичность переноса компьютерных жанров можно ещё поспорить, но «Бестиарий» получился достойным аналогом настолок без рандома в игровом процессе.

К сожалению, должен сказать одну важную вещь — трижды подумайте перед покупкой. Да, игры хорошие и недорогие, но особенности игрового процесса могут просто отпугнуть новичков и отправить коробку пылится до скончания веков. Я, например, еле как заставил своих друзей поиграть в «Бестиарий», а после одного раунда в «Артефактуме» один из моих знакомых сказал: «Я слишком туп для такого». Если вы и ваши друзья не готовы к сложным играм, то лучше возьмите что-нибудь попроще и радуйтесь жизни, чем с грустью вспоминать о потерянных деньгах на пыльную коробку.

А на сегодня всё, мои дорогие читатели. Скоро увидимся… Наверное…

 

Контент ручной выделки


League of Legends

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
27 октября 2009
762
3.8
645 оценок
Моя оценка

Dota 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
9 июля 2013
1.8K
3.3
2 010 оценок
Моя оценка

Tabletop Simulator

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
5 июня 2015
270
4.5
204 оценки
Моя оценка

Dota Underlords

Платформы
PC | Mac | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
25 февраля 2020
131
2.7
96 оценок
Моя оценка

Teamfight Tactics

Платформы
PC | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
19 марта 2020
39
3.9
34 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознакомлению

Предложения и замечания по поводу текста приветствуются

Читай также