10 декабря 2023 10.12.23 5 3942

Shinobi non Grata. Олдскульный платформер из золотой эпохи гейминга, который мало кто заметил

+19
Лучший блог недели
2000 ₽

Платформа: XSS

Время прохождения: 4 часа 40 минут (6 часов 17 минут с учётом повторного прохождения)

«Природе угодно вести нас к счастью лишь через страдания. Однако едва боль преодолена — ничто уже не препятствует наслаждению»
Маркиз де Сад, «Философия в будуаре, или Безнравственные учителя»

Однажды я решил посмотреть, чего интересного вышло весной этого богатого на отличные релизы года, и наткнулся на непримечательный платформер от безызвестной японской команды разработчиков Studio Pico и ESQUADRA,inc. За рубежом об этой игре почти не говорят, как будто её не существует, а в рунете слышно только шелест перекати-поля. И это печалит меня, ведь Shinobi non Grata – отличный представитель ряда сложных игр, способных напомнить геймеру, что некоторые из них могут не только развлекать, но и дарить изощрённое мазохистское удовольствие, которое необходимо заслужить.

Сколько крови у меня попил этот Agito – вы не представляете.
Сколько крови у меня попил этот Agito – вы не представляете.

Если вы внимательно рассмотрели скриншот выше, но так и не поняли, что это за игра, то знайте – это олдскульный платформер. Настолько олдскульный, что, запустив SnG, вы сразу же вспомните о классическом Ninja Gaiden, даже если никогда не играли в него. У платформера соответствующая ретро-графика, которую можно слегка преобразить при помощи ЭЛТ-фильтра, включаемого в настройках. Конечно, по современным стандартам картинка не впечатляет, однако вызвать воспоминания о прекрасных временах, когда 2D-игры считались вершиной развития видеоигр, она способна. Визуал у игры минималистичный, фон обычно неподвижен, анимированных объектов в целом мало, многие из них часто повторяются. Вероятно, весь бюджет ушёл на создание уникальных врагов и их анимаций. Герой всегда бежит, держа руку на ножнах, прямо на ходу достаёт меч и, как Hiryū в серии игр Strider, делает быстрый взмах, от которого вражеская кровь моментально взмывает в воздух, а сам противник исчезает в клубах дыма. Повсюду скачут ниндзя, по всему экрану летают кунаи, вечно что-то взрывается, ходячие трупы вылезают прямо из-под земли. Что несказанно радует, так постоянная смена локации. Начать уровень у горных водопадов, а закончить его в тёмных шахтах после сражения с боссом в небесах – обычное дело для этого платформера, разве что начало игры выглядит скучновато. Наверное, самой живой локацией является четвёртый уровень: здесь и по лесу пройтись дадут, и под дождём пробежаться, да и ловушки постоянно мешают игроку.

Хоть картинка и не вызывает приступы нескончаемого восторга, однако иногда на экране творилось, не побоюсь этих слов, настоящее кино.

Музыка, как вы могли догадаться, звучит так, словно вы запустили игру на своей восьмибитной консоли. Композитор, конечно, не Jake Kaufman, написавший великолепный саундтрек для Shovel Knight, однако мелодия каждого уровня обладает настолько потрясающей динамикой, что хочется самому взять в руки меч и убежать в поля резать воображаемых демонов. Практически каждая композиция пронизана восточными мотивами, а появление финальных боссов предвосхищает звук японской колотушки из того самого мема «Yoooooo». В открытом доступе, к сожалению, саундтрека нет, даже нельзя купить в цифровом виде, а CD продавались ограниченным изданием. Обидно, под некоторые треки я бы с удовольствием пробежался.

Однако не всегда я слышал музыку, ведь нужно постоянно убивать врагов, и меч с таким подчёркнуто резким и мощным звуком режет их надвое, что этим невозможно не наслаждаться. Он настолько приятен слуху, что стараешься уничтожить каждого встреченного противника. Выключив игру, я хотел тут же вернуться в неё и продолжить кромсать бедных ниндзя. Ох, наверное, после прочтения подобных блогов негативно настроенные к геймерам активисты визжат об играх, делающих людей маньяками, так громко, что потом во всём интернете неделями обсуждают, как бы запретить гейминг.

В общем, не надейтесь услышать шум дождя или скрип мельничного колеса, что помогло бы сделать мир, представленный на экране, более правдоподобным, однако процесс убийства сопровождается такими красноречивыми звуками, что вам этого хватит на всё прохождение.

В Shinobi non Grata есть пушка, которая наносит врагам огромный дамаг с выразительным грохотом, после чего Kaina отлетает на пару метров назад из-за отдачи. Эта игра прекрасна.
В Shinobi non Grata есть пушка, которая наносит врагам огромный дамаг с выразительным грохотом, после чего Kaina отлетает на пару метров назад из-за отдачи. Эта игра прекрасна.

Да, играем мы за молодого ниндзя по имени Kaina, потомка рода шиноби, что занимается истреблением демонов. На дворе 19 век, клан Oboro Ittō решает вступить в союз с демонами, чтобы наступила лучшая эра для Японии. Мёртвые восстают из могил, кругом одни демоны и враждебно настроенные ниндзя, и только мы их можем остановить. В целом, это весь сюжет. Иногда мы можем пообщаться с боссами, но те лишь скажут, что наступают прекрасные времена, и никто не помешает им в достижении великой цели по преображению всего мира! Это сюжет уровня Ninja Gaiden 2 2008 года. Если для вас главное при прохождении игр именно работа сценариста, то попробуйте, к примеру, AI: The Somnium Files – прекрасная игра с увлекательной детективной историей. Сюда же приходят за геймплеем.

Думаю, вы будете поражены, когда узнаете, что у героя-то, оказывается, амнезия! Товарищи сценаристы, хватит отбирать память у персонажей ваших историй. Вы забыли, как писать качественные сюжеты?
Думаю, вы будете поражены, когда узнаете, что у героя-то, оказывается, амнезия! Товарищи сценаристы, хватит отбирать память у персонажей ваших историй. Вы забыли, как писать качественные сюжеты?

Несмотря на название, это не продолжение серии игр Shinobi, да и на уже упомянутую классическую Ninja Gaiden платформер похож лишь некоторыми элементами. По моим ощущениям, в плане динамики игра схожа с Contra: Hard Corps, где повсюду встречаются боссы и лезут изо всех щелей быстрые противники. Даже есть несколько слотов под оружие, разве что его не отбирают, если вас ранили. Всего в вашем арсенале 7 типов оружия. В основном вы будете использовать в бою меч, которым можно махать в 8-и направлениях, как это делал Саймон Бельмонт в Super Castlevania IV, когда хлестал Дракулу фамильным кнутом. Этим же мечом удобно не только кромсать противников, но и отбивать кунаи. Кроме этого герой носит с собой дополнительное оружие, которое требует душ для использования, вроде кусаригамы, цепного серпа, что помогает сохранить ваше личное пространство невредимым, или бомб-липучек, наносящих внушительный урон.

Kaina умеет немного, а именно он способен совершать двойной прыжок, перекат и, естественно, предумышленное убийство. В течение пяти уровней вам придётся мастерски овладеть этими навыками, чтобы хотя бы увидеть финального босса. Скажете: «Маловато будет!» А я отвечу: «Попробуйте пройти». На самом деле, уровней хоть и немного, но они продолжительные. Каждая такая глава состоит из чередующихся двух секций – это пробежка до босса, где мы сражаемся с обычными мобами, и сам боссфайт. На любой из миссий вам встретятся как минимум 4 главаря, которых не так-то просто одолеть, поэтому только на одном уровне можно сидеть полчаса, а то и больше.

Меня очень порадовало устройство местных чекпоинтов. Будь разработчики настоящими извергами, то расставили бы их в рандомных местах или сделали необязательными. А ещё они могли их вообще не добавлять, и была бы игра настоящим блаженством для хардкорщиков, что проходят Super Meat Boy на бананах, месяцами не выходя из подвала. Проиграл – начинай весь уровень заново! Но, нет, чекпоинт срабатывает сразу после победы над главарём, что говорит играющему о необходимости готовиться к следующему бою. Если бы в игре не было нормальных сохранений, то я бросил бы её ещё в самом начале, ведь проходить одних и тех же боссов, чтобы попытаться снести финальному хотя бы треть здоровья – изощрённая пытка, а не проверка приобретённых игроком навыков.

Чтобы герой не добрался до главаря, его попытается уничтожить разномастный зоопарк противников: обычные ниндзя и летающие с бомбами и метательными ножами, зомби, огромные самураи, копьеносцы, орлы, волки, парящие черепа, телепортирующиеся маги и пр. Врагов всегда много, порой на экране будет негде скрыться от атаки противника, а подлечиться получается редко. Казалось бы, подобные эпизоды специально сделаны так, чтобы герой не мог достичь боссфайта, однако всё немного сложнее. Именно здесь геймер учится играть как настоящий ниндзя, убивать точно без лишних движений. Это всего лишь тренировка, во время которой игрок обдумывает тактику нападения на босса, познаёт силу своего оружия, приобретает навыки уклонения от множества атак. Да, здесь всё ещё можно умереть, но со временем вы начнёте проходить подобные секции практически без потери здоровья, что очень поможет вам при встрече с боссами, ведь именно в бою с ними начинается главное веселье.

5 жизней. 5 жизней – это всё, что разработчики могут предложить вам. Никакого восполнения здоровья, вынимайте меч из ножен и сражайтесь. К каждому главарю нужно подобрать подходящую тактику, и не думайте, что этого будет достаточно. Боссы в этой игре представляют собой настоящих садистов, носящихся по всему экрану или заполняющих его непреодолимым мусором. Кого вы только не встретите: здесь есть летающая девушка, призывающая рой насекомых, нуэ, летающий череп с живущими в нём змеями, босс-паук, паук огромный и, самое главное, КАМЕНЬ, заклятый враг Криса Рэдфилда. Уважаю разработчиков за добавление подобных камео. Все противники используют несколько типов атак, и чем меньше их здоровье, тем выше шанс появления новых движений или усиления уже имеющихся. С каждым уровнем боссы становятся жирнее и опаснее. Даже если вы выучили мувсет противников, их всё ещё необходимо победить, а у героя, напоминаю, 5 ячеек здоровья. Добро пожаловать в день сурка!

Проходить боссов больно. Весь покрываешься потом, пока прыгаешь по экрану в надежде не попасть под вражеский прожектайл, на десятой попытке добираешься до финальной фазы, и здесь главарь убивает ранее невиданной атакой. Нетрудно оказаться в ситуации, когда души для дополнительного оружия закончились, а подходить к врагу на расстояние удара меча смерти подобно. Конечно, игра позволяет восстановить боеприпасы при помощи тех же посыльных, изредка пробегающих мимо вас, но этот момент легко упустить, поэтому всегда нужно использовать правильное оружие в подходящее для этого время. Но даже так, пока вы не отточите своё ниндзюцу до небывалых высот, умирать придётся много и часто.

Начиная с третьего уровня я стал не только траить боссов, но и застревать на них. По ощущениям я тратил часы на каждого. На четвёртом уровне мною были получены редкие ачивки за прохождение боссов – похоже, мало кто сюда добрался. Каждая новая схватка давалась всё труднее и труднее, а последний уровень высосал из меня все соки. Десятки снарядов, телепортации, саммоны, поливающие лучами смерти всю арену, двойники, самый настоящий bulletstorm – эта игра не хотела становиться пройденной. При этом я не могу сказать, что челлендж был нечестным. Ни разу мне не хотелось сказать, что хитбоксы сломаны, а от вражеской атаки невозможно уклониться, да и у боссов нет ваншотных атак, отхила здоровья или щитов, что исчезают на пару секунд. Если умеете играть, то игра будет пройдена, но научиться можно лишь посредством преодоления пути страданий.

Я совершал так много попыток, что зоны перед боссфайтами научился проходить без потери здоровья. Сдерживать мат и крики становилось всё сложнее и сложнее. Лежащая рядом подушка всё ещё держала удар после очередного проигрыша, но ей становилось хуже. Мне нужна была настоящая motivation и power, поэтому я включил в наушниках Subhuman из Devil May Cry 5, а после The Only Thing They Fear Is You из Doom Eternal. Поверьте, эта музыка отлично подходит для игры, и без неё боссы казались непреодолимыми. Cody Matthew Johnson, Mick Gordon – благодарю от всего сердца. Вы сделали меня настоящим охотником на демонов.

Я смог. Победа! Это был долгожданный триумф. Спустя, наверное, сотню траев я осилил последнего босса. Да, прохождение подарило немало мучений, но как же мне было хорошо, когда показали финальные титры. Ни одна игра не сможет подарить те же эмоции, если вам не приходится страдать. И лишь став мастером, вы преодолеете испытанную боль и познаете истинное удовольствие.

Пора поиграть во что-нибудь расслабляющее. С уставшей улыбкой на лице я поднял оставленный на полу геймпад и… начал игру заново.

Я прошёл Shinobi non Grata, но этого было недостаточно. Игру нужно было сломать, как она это сделала со мной. Первые два уровня я практически каждого босса уничтожал с первой попытки, на третьем стало сложнее, однако любимого Agito теперь я знал наизусть. Краб, атакующий пузырями? А как насчёт меня, стреляющего из пушки? Череп может засунуть летающих змей себе в глазницу. Да, многих боссов всё ещё приходилось траить, но в несколько раз меньше. Если где я и покрывался потом, так на последнем уровне, он всё ещё даётся мне с трудом, но финальный босс уже не представлял большой опасности. Если первое прохождение заняло у меня 4 часа 40 минут, то второе всего лишь 1 час 37 минут. Взрыв мозга. Я словно вернулся в подростковые времена и с лёгкостью перепрошёл Devil May Cry 3 после отвратительной первой попытки, во время которой надо мной издевались, как над беспомощным котёнком. Восхитительные ощущения после прохождения восхитительной игры. Страдания окупились сполна. Думаю, Shinobi non Grata прекрасно подойдёт людям, что любят брать от игр всё и добиваться в них невероятных высот. Не удивлюсь, если SnG можно заспидранить без смертей и только с мечом, но я пока что таких видео не находил.

Пора бы подвести итоги. Я выделю следующие плюсы и минусы игры:

+ Честная сложность. Научился играть – значит, сможешь добраться до финала.

+ Прекрасная игра для спидранеров и фанатов трай-контента.

+ Олдскульность льётся изо всех щелей.

+ Отзывчивое управление.

+ Драйвовый саундтрек.

- Графика вряд ли впечатлит даже самого ярого поклонника инди-игр.

- Не хватает дополнительного контента вроде режима игры за одного из боссов или кошмарной сложности.

Shinobi non Grata – настоящий hidden gem, незамеченный игроками, что были увлечены другими великолепными релизами 2023 года. Я очень рад, что обнаружил эту игру. Надеюсь, после прочтения этого блога многие из вас хотя бы добавят её в «желаемое». Если мечтаете о достойном челлендже или же любите, когда вас пронизывает поток ярких и непохожих друг на друга эмоций – бегите играть. Ах, да, совсем забыл об охотниках за платинами. Открою секрет: я получил все ачивки ещё на первом прохождении, так что удачи, она вам понадобится.

Куноичи в юкатах заказывали?
Куноичи в юкатах заказывали?


Shinobi Non Grata

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
24 мая 2023
7
5.0
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Речь не про звук, а просто про хорошую музыку. Которая прям цепляет. Совсем уж инди за 3 копейки я не беру в расчёт. Посмотреть на те же возрождения Черепах или Улиц Ярости. Игры с издателями за спиной, явно деньги были на композитора, но почему ни одного годного трэка по уровню сопоставимого с ОСТами старых черепах и улиц? Не уж-то банальная ностальгия? Отказываюсь в это верить, ибо иногда трэки всё же попадаются отменные (тот же Андертэйл/Мэссенджер или вон Пицца в этом году который буквально на миди написан ОСТ, так что это ещё к вопросу о бюджэтах). Таким раньше каждая вторая игра на сеге/денди могла порадовать, а сегодня как будто композиторы разучились писать игровую музыку:(

(упомянутая Пицца Тауэр имеет 13 миллионов прослушиваний на ютубе, что больше чем любая ааа игры в этом году имеет на любом своей ОСТа, довольно иронично я считаю)

Всегда разочировывает музыка в таких проэктах. Единицы игр кто «подражает» старым нэс/сега играм имеют убойный саундтрэк (Мэсенджеру удалось, но он буквально исключение был). Когда блин музыка из Шиноби 30 летней давности лучше всего что композиторы пишут сегодня с куда большими возможностями. Не понимаю и всё. Я понимаю почему подобная музыка изчела из ААА гейминга, ибо игры стали «киношными» а там требуется фоновая музыка, а не вот такая, которая выходит на передний план, но с инди играми то что?

Потому что в почти 2024 году пора бы уже понимать разницу между звуковым оформлением и музыкой. Если ты сейчас на hh начнешь вбивать вакансии, то везде нужны оформители, а не музыканты. Выдрачивать тембр и чтобы было в тему куда востребованнее на рынке, чем какой-то ноунейм-музыкант-самоучка, которому никто не собирается давать какой-либо шанс. И, да, высшее музыкальное образование не гарантирует музыкального таланта.

Одаренные музыканты выигрывают лотерею в маленьких инди-коллективах, в которых начальник всё понимает и позволяет творить дичь, нежели растут и развивают свой опыт в индустрии. Единственный вариант для музыканта как-то расти — это очень активно торговать лицом, либо присосаться к такой камвхоре, что маловероятно, потому что большинство музыкантов интроверты. Либо они выигрывают лотерею и попадают в коллектив, в котором с них спросу мало и они могут набивать скилл. Во времена денди и сега всё было в первый раз, многое прощалось и становилось хитом просто по праву первого. Выйди Марио сейчас, его бы захейтили за плагиат, потому что большинство его крутых тем сворованы из попсы того времени. Как и ост улиц ярости. Как там кто-то из художников говорил: гении творят, а великие воруют. Другой хороший пример — отрыв от контекста. Большинство крутых остов вообще никак не связаны с происходящим на экране. Мой любимый пример — уровень на корабле в утиных историях. Он крутой, но вообще не в тему. Сегодня бы его забраковали.

И не стоит забывать про такое понятие как «хит». Никто не знает как писать крутые мелодии. По заказу ты этого не сделаешь. Работы просто выстреливают. Куча людей действительно старались над остами к играми, но вот не получились они запоминающими. Так бывает. Просто они не запомнились, поэтому ты их не берешь в сравнение. На один такой андертейл или пизза товер приходятся тысячи проектов, но им не фортануло стать хитом. Музыканты с опытом в десятки лет под конец карьеры могут выдать вымученную посредственной, а какой-то подросток на ютубе с бодуна выдать мемный хит. Никто специально не может писать крутые мелодии.

А звуковые оформители — это не музыканты. Крутые мелодии — это ноты и ритмы. Крутая мелодия будет звучать круто в любом переложении, каверы тому пример. Если ты сделаешь кавер на работу звукового оформителя, то получится какая-то каша.

но с инди играми то что?

Сейчас большинство инди — это не энтузиасты. Это просто маленькие студии. А по объявлениям ты наберешь только специалистов по юнити и кубейсу.

Да и на самом деле не нужно особо. Сейчас есть NesMaker и FamiStudio. Сотня новых игр для денди. Да и для сеги десятками клепают, только кругозор расширяй.

Я сам написал несколько треков на FamiStudio и запускал их на денди, так что было бы желание, недостатка в подобном контенте нет.

Читай также