Подходит к концу 2023 год. А конец года — это время, когда начинают подводить итоги. Оглянувшись на всё, с чем я проводил этот год, я понял, что кое-какие итоги могу подвести и я. Поэтому в этом блоге я решил сделать подборку из всего интересного, что мне попадалось в играх, фильмах, книгах и музыке в этом году. Надеюсь, что для кого-нибудь эта подборка окажется полезной и он найдёт что-нибудь интересное для себя.
Игр правда здесь будет немного: в этом году я играл не особенно активно. Большинство же игр и вовсе были небольшими, типа Klonoa, по которой я угорел летом и даже прошёл почти все части, включая те, что выходили на портативках. Из сколько-нибудь крупных могу вспомнить, например, Parasite Eve, по которой я угорел этой осенью и прошёл все три игры (а ещё книгу прочитал и фильм посмотрел). Но здесь её не будет, потому что про неё можно отдельный блог писать. К тому же это ещё и игры не новые. Ещё пытался вкатиться в серию Silent Hill, но забросил, так как уже ко второй игре устал от геймплея.
Поначалу я даже не знал: стоит ли вообще тут о чём-то писать? Но как же на игровом портале, да без игр? Порывшись в закромах пройденного, я набрал небольшое количество игр для подборки.
Игра про девушку, которая, как можно понять из названия, предаётся воспоминаниям о детстве и своей матери. Геймплейно она простая: мы просто ходим смотрим разные воспоминания. Прямо как фильм. И продолжительность у игры примерно как у фильма. И хоть она короткая и незамысловатая, но при этом очень душевная игра.
Игра про астронавта, оказавшегося на заброшенной планете. Игровой процесс тут прост: идём вперёд и время от времени решаем загадки. При некоторой однообразности геймплея, который успевает наскучить, даже при небольшой продолжительности игры, в ней очень неплохо предана атмосфера одиночества и заброшенности чужой планеты. Но в итоге я бы назвал игру достаточно неплохой, хотя возможно ей стоило быть слегка покороче (либо как-то разнообразить геймплей).
Игра в открытом мире с интересным визуальным стилем. В общем-то этим она меня и привлекла. Это игра в открытом (хоть и не очень большом) мире, сосредоточенная на исследовании: врагов тут нет. За счёт визуального стиля, мир тут выглядит очень красиво. И исследовать его достаточно интересно. Правда меня слегка разочаровала продолжительность игры: я её закончил часов за 9-10 - и это при том, что я даже исследовал мир и выполнял побочные задания. Единственным минусом могу назвать разве что немного деревянное управление (к которому не так и сложно привыкнуть).
А вот игра, которая в этом году ближе всего подобралась у меня к тому, чтобы вызвать восторг.
ENDER LILIES: Quietus of the Knights
Мрачный, меланхоличный платформер, явно вдохновлённый Dark Souls. Причём от Тёмных душ сюда перекочевала не только атмосфера, но и сложность: враги, которые могут убить очень быстро и боссы, у которых по нескольку фаз. Во время игры у меня несколько раз возникали вопросы к левел-дизайну, но всё равно прошёл игру я не без удовольствия, хоть от «соулсов» уже слегка и устал.
Игра, к которой у меня неоднозначное отношение. С одной стороны меня практически не увлёк сюжет. С другой — в ней была довольно приятная атмосфера, которую я помню до сих пор, хотя игру проходил ещё в начале года. И она мне больше понравилась как симулятор огородника, чем как JRPG, что как будто не очень правильно что-ли… Но так как хоть чем-то игра мне всё-таки запомнилась, я всё же решил включить её в эту подборку.
AI: The Somnium Files — nirvanA Initiative
Продолжение детективной визуальной новеллы 2019 года. Мне, в своё время, очень зашла первая часть и естественно мне хотелось узнать, что там дальше происходит. Вторая игра впечатлила меня уже немного меньше: новые персонажи, как будто не настолько интересные, основной сюжет как будто менее увлекателен. Но бóльшую часть времени мне всё равно было нескучно. Сюжет, правда, сломал мне мозг несколько раз.
И немного Сериалов.
Постановка (Staged)
Двое актёров: Дэвид Теннант и Майкл Шин (играют самих себя) вроде как должны репетировать пьесу, но вместо этого болтают, спорят, выясняют отношения, страдают фигнёй…
Дэвид Тэннант один из моих любимых актёров и мне нравятся разговорные фильмы, но почему-то я очень долго откладывал просмотр, хотя собирался посмотреть его ещё где-то два года назад. Стоило ли того ожидание? Да, сериал очень смешной, несмотря на то, что там всё построено на взаимодействии двух говорящих голов (правда в третьем сезоне формат слегка поменяли). Иногда "говорящих голов" больше. Но несмотря на это смотрится всё довольно интересно.
Разделение (Severance)
Фантастический сериал о компании, работникам которой в мозг устанавливают чипы, «разделяющие» их личность на рабочую и домашнюю. Поэтому, например, рабочая личность понятия не имеет, что происходит за пределами офиса, так как уходя с работы переключается на свою обычную "домашнюю" личность и не помнит ничего, что происходило на работе. Эти две личности никак друг с другом не контактируют (но в курсе существования друг друга). Работники этой компании уже так свыклись с таким раскладом, что даже уже не пытаются узнать о мире снаружи. Но однажды в их офисе появляется новая сотрудница, которое такое положение дел не устраивает: она всячески пытается выбраться наружу, подрывает корпоративный дух и становится катализатором развития всего сюжета.
Фильмы
Поначалу я хотел сделать подборку только тех фильмов, что мне понравились в этом году. Однако было несколько картин, которые мне хотелось бы упомянуть, но которые я бы не назвал особенно хорошими. Либо те, с которыми я не совсем определился. Поэтому в этой подборке будет несколько несколько спорных фильмов: посредственных, либо тех, с чьей оценкой я не определился. Оценка, понятное дело, субъективная.
Хорроры
Хорроры вообще не самый мой любимый жанр, хотя в этом году я посмотрел их немало. Поскольку, как мне кажется, хорроры - это такой жанр, в котором редко когда выходит что-нибудь действительно стóящее, особенно в последнее время (либо я уже просто зажрался), то с хоррорами в этом разделе будет негусто, тем более с хорошими.
"Дом проклятия: Глаз, пьющий кровь" (Noroi no yakata: Chi o suu me, 1971), Митио Ямамото
Акико Касиваги было пять лет, когда она впервые встретила вампира. Тем памятным вечером девочка гуляла на берегу красивого озера, а её спаниель неожиданно побежал в проход в скале. Бросившись вдогонку, девочка вышла к дому, где и встретила мужчину с кровью на клыках. Что было дальше, Акико не помнила. Жуткий страх или чужая воля заставили девочку навсегда забыть об увиденном.
Ладно, на самом деле официальный перевод названия — "Озеро Дракулы" (но вот с такой уж озвучкой я его смотрел).
Это довольно средненькая японская вариация «Дракулы», притом не особенно-то даже и страшная: игра актёров порой делает из фильма комедию. И самая смешная и нелепая сцена фильме - это сцена смерти Дракулы. Серьёзно, я считаю, что это одна из самых смешных сцен киношных смертей, что мне приходилось видеть. А ведь я "Убойные каникулы" смотрел... Собственно, именно поэтому я и включил этот фильм сюда. Хотя он довольно посредственный, и как хоррор вообще не очень, но я всё равно не жалею, что его посмотрел.
"Милый дом" (Suwīto Hōmu, 1989), Киёси Куросава
Группа телевизионщиков делает документальный фильм о печально известном художнике Итиро Мамии. Когда они начинают съемки в его старом доме, то подвергаются нападениям призрака жены художника.
Да, это тот самый, по мотивам которого потом сделали видеоигру на Famicom, а спустя ещё несколько лет выпустили её духовного наследника — Biohazard (это который Resident Evil на Западе). В отличие от прошлого фильма - этот можно назвать хоррором. Но запомнился он мне некоей ламповостью. Конечно это явно не то ощущение, которые должен вызывать хоррор. Но смотрел я его в VHS-качестве и одноголосой озвучке — и вот как-то так они на меня сработали.
"Изгоняющий дьявола" (The Exorcist, 1973), Уильям Фридкин
В семью известной актрисы приходит беда — её несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие её личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание, но не могут поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Фильм, поставленный Уильямом Фридкином по одноимённому роману Уильяма Питера Блэтти. Единственный действительно хороший хоррор в этой подборке. Не уверен, можно ли назвать его прямо страшным (я вот вообще не пугался). Зато его можно назвать атмосферным. А ещё, после этого фильма я понял, что Макс фон Сюдов, кажется, всегда был старым.
Экшены
Экшены я могу разделить на две подгруппы: фильмы с хорошим экшеном и хорошие фильмы-экшены. Или другими словами: фильмы с более интересным сюжетом, но не самым запоминающимся экшеном, и фильмы, с довольно средним сюжетом, но интересным экшеном. Потому что в этом году я смотрел и те и другие.
Например "Стражи Галактики. Часть 3" (Guardians of the Galaxy Vol. 3, 2023) Джеймса Ганна, я могу отнести к первой категории. То есть фильмы в которых экшен хоть и неплохой, но, на мой взгляд, едва ли запоминающийся. А вот как сюжетный фильм (и завершение трилогии) он выглядит неплохо.
Едва Стражи Галактики обосновываются на Забвении, на них нападает Адам Уорлок, обладающее сверхспособностями существо, созданное своей «матерью» и Верховной Жрицей суверенов Аишей. В бою Небуле удаётся победить Адама, но Ракета получает серьёзные травмы, а Стражи не могут его вылечить из-за встроенного чипа смерти, созданного компанией «Оргокорп». Они отправляются в главный штаб компании на поиски кода отмены.
В эту же категорию я могу отнести и "Человек-паук: Паутина вселенных" (Spider-Man: Across the Spider-Verse, 2023), Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон.
Хотя конечно там есть неплохие экшен-сцены (особенно ближе к финалу), но, учитывая хронометраж и то, что фильм буквально заканчивается клиффхэнгером - это как-то немного. Ну и картина больше сосредоточена на выстраивании образа Майлза Моралеса и их отношений с Гвен, чем на экшене.
После воссоединения с Гвен Стейси дружелюбный сосед Человек-Паук попадает из Бруклина в Мультивселенную, где встречает команду Паучков, защищающих само её существование. Пытаясь справиться с новой угрозой, Майлз сталкивается с Пауками из других вселенных. Настаёт момент, когда ему необходимо решить, что значит быть героем, спасающим тех, кого любишь больше всего.
Ко второй категории, то есть к фильмам со средним сюжетом, но куда как более запоминающимся экшеном я могу отнести фильмы про Тайлера Рейка.
"Тайлер Рейк: Операция по спасению" (Extraction, 2020), Сэм Харгрейв
Группировка наёмников берётся освободить из заложников сына сидящего в тюрьме индийского наркобарона. Подростка похитили конкуренты и держат его в столице Бангладеш Дакке — городе, состоящем из трущоб и практически полностью окружённом реками. Ответственное задание поручается бывшему военному Тайлеру Рейку. Он легко расправляется с вооружённой охраной и быстро освобождает пленника, но доставить парня в безопасное место и выбраться из города, где на тебя объявлена охота, оказывается не так-то просто.
"Тайлер Рейк: Операция по спасению 2" (Extraction 2, 2023), Сэм Харгрейв
Получив тяжёлые ранения в Бангладеш, наёмник Тайлер Рейк чудом выживает и проходит курс реабилитации, после чего Ник отправляет его на пенсию. Но о тихой жизни вдали от цивилизации с собакой и курами приходится забыть, когда на пороге его дома появляется незнакомец и заявляет, что его прислала бывшая жена Тайлера. Он просит спасти её сестру с двумя детьми — семью жестокого и влиятельного грузинского бандита, которую тот запер вместе с собой в хорошо охраняемой тюрьме.
Потому что сюжет в них буквально для галочки — про него даже сказать почти нечего. Зато там очень классные экшен-сцены: вроде сцены погони, которая снята без заметных монтажных склеек и просто поражает своей постановкой.
То же самое можно сказать про "Бахубали: Начало" (Bãhubali: The Beginning, 2015) С. С Раджамули и "Бахубали: Рождение легенды" (Bãhubali 2: The Conclusion, 2017) С. С Раджамули.
Раненая женщина с младенцем на руках убегает от вооружённых солдат. Понимая, что долго не протянет, она возносит последнюю молитву Богам и просит спасти жизнь ребёнка, а сама погружается на дно реки, держа младенца в вытянутой руке над водой. На следующий день его находят местные жители и решают усыновить. Спустя годы мальчик превращается в крепкого и рослого парня Шивуду, наделённого невероятной силой. Однажды он находит маску и решает во что бы то ни стало разыскать её владельца, не подозревая, что она принадлежит прекрасной воительнице Авантике, которая всем своим кланом пытается вызволить королеву Девасену из плена тирана Бхаллаладевы.
Старый Каттаппа рассказывает Шиве, почему убил его отца Амарендру. После того как тот был усыновлён королевой Сивагами, старший сводный брат Бхаллаладева всегда ему завидовал. Зависть достигла апогея после битвы с дикими племенами, когда Сивагами нарекла младшего сына наследником королевства. Бхаллаладева и его хитрый дядя начинают плести грязные интриги, чтобы сжить Амарендру со свету.
Деталей сюжета там я уже почти и не помню: что-то про предательства, месть, сражения и танцы. Зато экшен… ну наверняка вы и так в курсе насколько изобретательным бывает экшен в индийском кино. Как правило это смотрится круто. Разве что графика хромает...
Ну раз уж я вспомнил про плохую графику, то не могу не отметить "Флэша" (The Flash, 2023), Андреса Мускетти.
Барри Аллен использует свою суперскорость, чтобы изменить прошлое, но его попытка спасти свою семью создает мир без супергероев.
Графон там, конечно, с PS3, да и начало какое-то кринжовое… Но Китон фансервисный, Саша Калле в образе Супергёрл мне понравилась, экшен — бодрый, да и Эзра Миллер хорошо играет. Если рассматривать картину как фильм-ориджин, то вышло довольно сносно. Хоть, конечно, с его ориджином студия и запоздала где-то лет на пять (а по графике так и вообще на двадцать пять).
Но, пожалуй, лучше всего балансирует между интересным сюжетом и интересным экшеном "Бэтмен" (The Batman, 2022), Мэтта Ривза.
После двух лет поисков правосудия на улицах Готэма Бэтмен становится для горожан олицетворением беспощадного возмездия. Когда в городе происходит серия жестоких нападений на высокопоставленных чиновников, улики приводят Брюса Уэйна в самые тёмные закоулки преступного мира, где он встречает Женщину-Кошку, Пингвина, Кармайна Фальконе и Загадочника. Теперь под прицелом оказывается сам Бэтмен, которому предстоит отличить друга от врага и восстановить справедливость во имя Готэма.
Здесь интересно смотрится и мрачная "бэтменовская" история и экшен, который тоже выглядит хорошо.
Комедии
Комедий тоже будет мало. Потому что в этом году из просмотренных комедий мне мало что запомнилось и/или понравилось. Поэтому ещё и не все фильмы в списке можно будет назвать «чистыми» комедиями.
"Бумажная Луна" (Paper Moon, 1973), Питер Богданович
Авантюрный тандем колесит по маленьким городкам Канзаса во времена Великой депрессии и промышляет мелкими махинациями, чтобы хоть как-то заработать на хлеб. Он — мошенник-неудачник по имени Мозэс, продающий Библии одиноким вдовам. Она — девятилетняя девочка с недюжинной склонностью к авантюрам и практически не расстающаяся с сигаретой.
Это комедия с элементами драмы, но драмы тут совсем немного. Это достаточно незамысловатая и даже порой предсказуемая, но при всём при этом интересная и приятная комедия. И интересна она в первую очередь не столько сюжетом - сколько персонажами. Собственно, Татум О’Нил за роль этой девочки даже Оскара за лучшую женскую роль второго плана получила.
"Тот самый Мюнхгаузен" (1980), Марк Захаров
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.
«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» - похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.
Трагикомедия, про барона — затейника и фантазёра, с чьим "фантазёрством" никак не могут смириться окружающие, включая его жену.
"Я Шагаю по Москве" (1964), Георгий Данелия
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.
Легкая советская комедия Георгия Данелия, о том как прошёл один летний день компании обычных советских ребят.
"Ночь коротка, гуляй девчонка" (Yoru wa Mijikashi Aruke yo Otome, 2017), Масааки Юаса
Отметив помолвку друзей, девушка отправляется в одиссею по барам ночного Киото. Она встречает пару любителей халявы, попадает на вечеринку сарариманов и даже участвует в конкурсе «кто больше выпьет». А влюблённый в неё парень незаметно преследует девушку в поисках возможности «случайно встретиться». Вокруг них разворачиваются странные события, и в дело вмешиваются различные волшебные существа.
Наверное, это самая странная комедия из списка (хотя это не самая странная картина в этом списке). Странно, наверное, столько раз сказать слово «странный». В этой экранизации одноимённой новеллы Томихико Морими хватает шуток ниже пояса и, временами, «типичного» японского юмора и буффонады. Но вся эта необычность, плюс фирменная анимация Юасы - мне как раз очень понравилась.
Драмы
"Залечь на дно в Брюгге" (In Brughes, 2007), Мартин Макдона
После того, как наемные убийцы Рэй и Кен запороли в Лондоне важное задание, их злобный шеф Гарри приказывает им отправиться в Брюгге и не высовываться. Оказавшись в старинном бельгийском городке, Рэй от нечего делать флиртует с местной красоткой, пока Кен наслаждается жизнью и неожиданным отпуском. Кажется, ничто не предвещает беду в спокойном городе...
Этот фильм на самом деле не только драма, но ещё и комедия. Ох, снова эти сложности жанровой принадлежности фильмов Макдоны... Было сложно решить, чего здесь больше - комедии или драмы, я бы сказал, что драмы будет побольше. В общем, поэтому картина и тут.
"Свидетель" (Witness, 1985), Питер Уир
Девятилетний мальчик становится свидетелем зверского убийства: прямо на его глазах в туалете филадельфийского вокзала два человека безжалостно зарезали молодого мужчину. Оказывается, убитый был тайным агентом отдела по борьбе с наркотиками. Теперь мальчик единственный свидетель, который может помочь детективу Джону Буку найти преступников.
Хотя формально это кино про расследование убийства, свидетелем которого стал мальчик-амиш, фактически это история про то как детектив, в исполнении Харрисона Форда, пытается обжиться в непривычном для себя окружении - среди амишей. И несмотря на то что можно решить, что такой фильм будет выглядеть скучным, это совсем не так. Питер Уир вообще, кажется, умеет снимать подобные «приземлённые» истории интересно.
"Джонни взял ружьё" (Johnny Got His Gun, 1971), Далтон Трамбо
Джо, молодой американский солдат, получил ранение снарядом миномета в последний день Первой мировой войны. Он лежит в госпитале среди таких же инвалидов. Сохранив способность мыслить, он заново переживает свою жизнь через странные мечты и воспоминания, не видя различий между сном и явью.
Фильм, который Трамбо поставил по своей же одноимённой книге, написанной им в 1938 году. Это история об американском солдате, который на Первой мировой войне потерял руки, ноги и даже лицо. Т.е буквально всё, кроме своей жизни. Но, по сути, потерял контроль над своей жизнью, потому что теперь он в таком состоянии прикован к больничной койке.
Несмотря на то, что описание звучит довольно жутко, и кажется что оно подходит для какого-нибудь боди-хоррора, типа «Бивня» - на самом деле фильм больше концентрируется не на его увечьях (которых даже и не показывают толком), а на его внутреннем состоянии: его переживаниях, воспоминаниях и фантазиях.
Фрагменты этого фильма, кстати, можно увидеть в клипе группы Metallica — One.
"Обыкновенные люди" (Ordinary People, 1980), Роберт Рэдфорд
В зажиточной добропорядочной американской семье случается беда. Бак, старший из двух сыновей преуспевающего адвоката, погибает в результате нелепой случайности. Его младший брат Конрад, тонкий и ранимый юноша, настолько тяжело воспринял эту ужасную утрату, что хочет покончить с собой.
Режиссёрский дебют Роберта Рэдфорда. Фильм является разговорной драмой. Снят по одноимённой книге Джудит Гест. И для первой режиссерской работы, у него получилось, как мне кажется, очень хорошо. Это история о семье, в которой в результате несчастного случая погибает один из детей. И после этого отношения в семье становятся натянутыми: ведь каждый из них справляется с этой трагедией по-разному.
"Волчьи дети Амэ и Юки" (Ōkami Kodomo no Ame to Yuki, 2012), Мамору Хосода
Юки и Амэ — только с виду обычные дети, которым должны быть нипочем тяготы окружающего мира. Когда погибает их отец, последний представитель древнего рода оборотней, их матери — обыкновенной девушке, когда-то влюбившейся в человека, оказавшегося волком — приходится переехать подальше от большого города.
С творчеством Хосоды у меня сложные отношения. Его «Девочка, покорившая время» мне вообще не понравилсь, «Мирай из будущего» понравился частично. Так что пожалуй это пока единственный его фильм, который мне понравился целиком. Ну, разве что, за вычетом немного поспешного, на мой взгляд, финала.
"Воспоминания о будущем" (Memorizu, 1995), Кацухиро Отомо
Да, Кацухиро Отомо — это тот, который автор «Акиры». Правда, по сути, это не совсем полнометражное аниме, а скорее некий альманах, сборник, состоящий из трёх новелл: "Магнитная роза" (фантастическая драма), "Бомба-вонючка" (немного трешовая комедия), "Пушечное мясо" (коротенькая метафоричная история). Все три сняты разными режиссёрами, у всех трёх разный стиль и даже жанр. Из-за этого я всё ещё не уверен стоило ли относить её к драмам и уж тем более к полнометражным фильмам.
"В лес, где мерцают светлячки" (Hotarubi no Mori e, 2011) Такахиро Омори
Маленькая девочка Хотару заблудилась в заколдованном лесу, населенном привидениями. Она встречает мальчика в маске по имени Гин, но считает его лесным духом, который может растаять от одного прикосновения. С помощью нового друга Хотару выбралась из леса, но она не может забыть Гина.
Совсем небольшое аниме, которое идёт примерно 45 минут. Экранизация одноимённой манги-ваншота Юки Мидорикавы. И даже не всей манги, а всего одной главы. Учитывая его продолжительность, рассказывать о нём и не заспойлерить весь сюжет немного трудно.
"Порко Россо" (Kurenai no Buta, 1992), Хаяо Миядзаки
Марко Пагот, отважный пилот и герой Первой мировой войны, потерял веру в человечество. Это стало проклятием, которое превратило его в человекообразную свинью, и теперь Марко известен как Порко Россо. Порко занялся охотой на воздушных пиратов, грабящих суда и яхты, но однажды ему самому предстоит стать мишенью. Сможет ли он избежать преследования и вернуть человеческий облик?
Наверное не является большим секретом, что Хаяо Миядзаки любит самолёты. Его «Ветер крепчает» посвящена самолётам. Его студия названа в честь самолёта (Caproni Ca.309 «Ghibli»). «Порко Россо» также посвящена самолётам. Я не такой большой любитель самолётов, и наверное поэтому я очень долго обходил стороной это аниме. Но теперь же я готов назвать его вторым моим самым любимым фильмом студии.
"Весна и хаос" (Īhatōbu Gensō Kenji no Haru, 1996), Сёдзи Кавамори
Фильм повествует о периоде жизни знаменитого японского писателя Кэндзи Миядзавы, когда он начал преподавать в сельской школе родной префектуры Иватэ. Её в своих книгах мечтатель Кэндзи вывел под названием Ихатов. Ученики обожали своего эксцентричного сэнсэя, учившего их видеть красоту природы и слышать голоса звёзд, растений и камней. Молодому идеалисту было нелегко сохранить веру, когда на его глазах угасала от туберкулёза любимая сестра. Но непонимание даже близких людей и горечь многих разочарований не могли пошатнуть желание Кэндзи постичь этот столь несовершенный и прекрасный мир.
Небольшой (чуть меньше часа) мультфильм, выпущенный к столетию со дня рождения известного японского поэта и автора детских рассказов Кэндзи Миядзавы. Сюжет здесь экранизирует нескольких эпизодов из его жизни и перемежается с фрагментами его произведений. Все персонажи, включая главного героя, изображены в виде котиков. Красивое и атмосферное и немного сюрреалистичное аниме.
"Судзумэ, закрывающая двери" (Suzume no Tojimari, 2022) Макото Синкай
16-летняя Судзумэ живёт в тихом городке на острове Кюсю. Однажды по дороге в школу она встречает молодого путешественника, который спрашивает, где в окрестностях находятся развалины. Любопытство берёт верх, и девушка решает посмотреть, что же там такого интересного — пробирается на местную заброшку, находит там загадочную дверь, открывает её и вытаскивает из земли странный камень. Вскоре из открытой двери выбирается гигантская сущность и провоцирует землетрясение.
Аниме, которое я скорее всего не посмотрел, если бы не Radwimps. Но в итоге, мне очень даже понравилось. Даже несмотря на то, после первой кульминации, которая происходит где-то в середине фильма, темп фильма немного спадает (но не сильно). Потому что визуал и звук просто великолепны и тянут фильм до самого конца.
"Жизнь Других" (Das Leben der Anderen, 2006), Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Популярный писатель и драматург Георг Драйман так бы и дожил до конца своих дней, обласканный вниманием благодарных читателей и абсолютно неинтересный для спецслужб, если бы не роман с известной театральной актрисой. Слишком известной, чтобы остаться незамеченной влиятельным чиновником из ЦК. Так в жизни Драймана появляются специалисты из Штази.
Фильм, который у меня был в списках на просмотр, наверное, где-то лет десять, если не дольше. С небольшими замечаниями, но фильм мне очень понравился. Особенно финал. Это история про одного писателя и про агента Штази, которому поручили за ним следить. И про то как этот агент постепенно переосмысливает свои жизненные ценности.
"Письма мёртвого человека" (1986), Константин Лопушанский
В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается.
Главный герой фильма — ученый Ларсен пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание...
Ещё один фильм, с которым я ходил вокруг да около очень долго. В основном потому, что у меня имеются небольшие предубеждения к фильмам, снятым в поздний советский период. Ну и название, надо сказать, звучит не очень-то позитивно. Однако же фильм меня крайне сильно впечатлил, и сейчас я, пожалуй, могу назвать его одним из лучших фильмов, которые я видел в этом году.
Сюжет действительно слегка мрачноват: поскольку история разворачивается в постапокалиптическом мире. Но сам посыл этого фильма очень гуманистический. Единственное, что можно было бы отнести к минусам фильма — это качество картинки. Но, учитывая, когда фильм снимали, такое наверное можно даже за минус не считать.
"Долгий день уходит в ночь" (Long Day’s Journey into Night, 1962), Сидни Люмет
Длинные день и ночь 1912 года, летний дом Тайронов в Новом Лондоне, штат Коннектикут. Колючий и едкий старший Джеймс Тайрон - неимущий юноша, ставший прекрасным шекспировским актером, уже много лет играет одну и ту же роль в коммерческой пьесе, только чтобы заработать денег. Его жена Мэри только что вернулась из санатория.
Она - настоящая леди, ирландская католичка с железными моральными принципами, но дистанцирована от всего вокруг, частично в результате наркотической зависимости, которая началась, когда она лечилась у дешёвых врачей. Старший сын Джэйми попытался пойти по стопам отца и стать актером, но, провалившись самым постыдным образом, ищет утешения в спиртном, превращаясь в циника, который скорее уничтожит все вокруг, чем покажет свои чувства.
Младший сын Эдмунд, перспективный писатель, приходит в себя после туберкулеза. Он долгое время лечился во второсортной лечебнице, куда его определил прижимистый отец. По мере того как день идёт к концу, всех переполняют взаимные претензии, неприязнь и презрение.
Фильм, снятый по пьесе Юджина О’Нила. Это история о семье (отец, мать, два брата), которая собрались как-то раз вместе и начали друг друг о наболевшем говорить. Поскольку фильм основан на пьесе, то весь фильм — это длинная (почти три часа) разговорная драма. Но я за все почти три часа ни разу не заскучал. От пьесы тут ещё ограниченное количество локаций: практически все события фильма происходят внутри их дома.
"Боль и Слава" (Dolor y gloria, 2019), Педро Альмодовар
Всемирно признанный испанский режиссёр Сальвадор Майо всю жизнь страдает от разных видов боли и уже несколько лет не снимает кино. Почти всё время он проводит дома один, принимая болеутоляющее и предаваясь воспоминаниям о детстве. Когда мадридская фильмотека решает устроить показ восстановленной версии его шедевра 30-летней давности и приглашает автора выступить перед зрителями, Сальвадор находит исполнившего в том фильме главную роль актёра, с которым они разругались на съёмках и с тех пор не виделись.
Стареющий режиссёр, которого играет Антонио Бандерас, страдает от возрастных болячек и испытывает творческий кризис. Попутно он рефлексирует о жизни и вспоминает свое детство. И всё это снято так красиво, ярко и как-то лампово что-ли… Как будто смотришь на яркую картинку или какую-то красивую фотографию. Чисто внешне фильм просто конфетка. Я от него ничего вообще не ждал, но получил какое-то невероятное эстетическое удовольствие.
*Небольшая ремарка: в фильме есть одна сцена с мужским поцелуем и ещё одна — с полностью обнажённым мужчиной (у которого всё видно). Это если кого-то вдруг пугают мужские поцелуи или голые мужики.
"Перед Рассветом" (Before Sunrise, 1995), "Перед Закатом" (Before Sunset, 2004), "Перед полуночью" (Before Midnight, 2013), Ричард Линклейтер
Сначала я хотел отметить только вторую картину, как наиболее понравившуюся, но фактически они мне все понравились. Да и в целом разделять их я не видел смысла, потому что технически это одна история, длиной в восемнадцать лет.
Все фильмы этой трилогии — это разговорные драмы. В кадре, в основном, пристутствуют только двое: персонажи Жюли Дельпи и Итана Хоука (где они болтают о всяком). Сюжет всех трёх фильмов посвящён тому как развивались отношения двоих людей, повстречавшихся однажды в поезде до Вены. Дополнительного интереса фильмам добавляет и то, что всю трилогию Линклейтер снимал такое же количество времени, какое проходит в фильмах: то есть восемнадцать лет. Даже поразительно, как у него хватило терпения на такую авантюру.
"Никогда, редко, иногда, всегда" (Never Rarely Sometimes Always, 2020) Элиза Хиттман
Несовершеннолетняя девушка из пенсильванской глубинки Отем обнаруживает, что беременна. Не рассчитывая на поддержку родителей, она собирает все свои накопления, чтобы сделать аборт, и отправляется в Нью-Йорк в компании двоюродной сестры.
Я перед просмотром совсем не был уверен, чего мне стоит ждать от этой картины. А ещё начало фильма меня почти что отпугнуло. Но в итоге фильм мне очень понравился. А окончательно продала мне фильм эта сцена (давшая ему название).
Вне категорий
Прежде чем перейти к самым-самым (по моему мнению, естественно) фильмам, которые я видел в этом году, я решил отвлечься на те фильмы, которым у меня не нашлось места где-то ещё. Хотя многие из них вполне бы подошли под категорию «драмы». Но эти фильмы либо посредственные но с интересной фишкой, либо артхаусные и /или экспериментальные. Про все эти фильмы я бы мог сказать что мне не "не понравилось". Но это слишком неконкретно, хоть и вполне подходит под мои ощущения. В общем очень мне хотелось их упомянуть, так что я придумал для них отдельную категорию.
"Девочка в матроске и автомат" (Sêrâ-fuku to kikanjû, 1981), Синдзи Сомаи
"Девочка в матроске и автомат: Выпускной" (Sêrâ-fuku to kikanjû: Sotsugyô, 2016), Кодзи Маэда
Две картины, основанные на одноимённой книге Дзиро Акагавы, которые я решил посмотреть чисто из-за их синопсиса. Но в итоге, что первый, что второй оставили достаточно смешанные впечатления. Вроде бы у них интересный сеттинг, история в теории неплохая, но они почти ничего интересного с этой историей не делают: не реализуют всю эту задумку в полной мере. Хотя казалось бы, с такой-то анимешной завязкой можно было столько всего сделать. Например аниме, которого как ни странно нет.
"Grace" (2015), Томас Манковски
Короткометражка. Про девочку. Эм…
"Страница безумия" (Kurutta ippêji, 1926), Тэйноскэ Кинугаса
Пожилой мужчина устраивается сторожем в психиатрическую клинику, чтобы присматривать за душевнобольной женой, пытавшейся утопить их ребенка и покончить с собой. Однажды он решает забрать жену и сбежать.
Чёрно-белый немой авангардный фильм. Авангардный настолько, что половину фильма можно вообще не понять, потому что режиссёр решил обойтись интертитров, да и вообще почти без какого-либо текста. Но всё равно, это довольно интересный экспириенс одного из ранних немых черно-белых фильмов ужасов. Причём фильмов ужасов психологических: без скримеров, паранормальщины и всякого такого.
"Персона" (Persona, 1966), Ингмар Бергман
Знаменитая актриса внезапно перестает разговаривать. Никто не понимает, что с ней происходит, и психиатр отправляет ее с сиделкой на море. Актриса молчит и слушает, сиделка постоянно разговаривает, а границы между личностями двух женщин постепенно размываются.
По сути, кроме этой актрисы и её сиделки-медсестры в фильме практически больше никого и нет (точнее есть ещё врач и мальчик, но это в эпизодах). И это именно что артхаусный фильм (ну, а чего вы ещё ожидали от Бергмана?). Другими словами довольно специфический. И поскольку из двоих героев говорит только одна, получается такой монолог, длиной в целый фильм. Да ещё при этом в сценах очень мало действия: персонажи часто даже никуда не идут. И всё это создаёт довольно завораживающее впечатление и богатую почву для СПГС. И хотя мне это кино в целом понравилось, понял я не всё. Так что не уверен, что могу его адекватно оценить.
"Ведьмы" (Hagazussa, 2017), Лукас Файгелфелд
Есть такая категория фильмов, в которых происходит какая-то странная дичь. Не знаю как это понятнее объяснить. Вот позапрошлогодний «Агнец» (2021) был примерно таким же. Или ещё можно вспомнить «Ведьму» (2015) Роберта Эггерса. Что-то в основе своей слегка сюрреалистичное.
Это история о девочке, которая жила с матерью чуть ли не в лесу. Как то раз мать умерла и девочка осталась одна. Потом её показывают уже повзрослевшую, но живёт она по прежнему одна где-то на отшибе.
Формально у фильма жанр хоррора, но чего-то сильно пугающего там нет — максимум немного тревожное. Это скорее можно считать слегка психоделической притчей про жизнь отшельницы в средневековой Европе. Меня картина зацепила своей странной атмосферой и можно даже сказать, что понравилась (особенно финал). Но именно из-за этой странности я слегка затрудняюсь с оценкой фильма.
А теперь, пора перейти к двум фильмам, которые я считаю лучшими за этот год.
"В этом уголке мира" (Kono Sekai no Katasumi ni, 2016), Катабути Сунао
Японская империя, конец 1930-х. В жизни Судзу Урано наступают большие перемены — она выходит замуж и переезжает к мужу из родной Хиросимы в город Куре. Где-то громыхает Вторая мировая война, но для нового семейства Судзу большее значение имеют простые бытовые проблемы и маленькие семейные радости.
Экранизация одноимённой манги Фумиё Коно. История начинается в 1934 году, в Хиросиме, и рассказывает о простой девушке - Судзу Урано. И если вы хотя бы немного знакомы с историей XX века, то уже должны понимать, к чему всё идёт. Но эта история не столько про войну, и даже не про тот самый день (хотя, само собой, он там тоже имеется), сколько про жизнь Судзу, её родных и вообще жизнь и быт людей того времени и про то как эта жизнь постепенно меняется. Так что, конечно же, события августа 1945 года (и всё что им предшествовало) не могли не оказать своего влияния на сюжет.
"Долгий день уходит в ночь" (Di qiu zui hou de ye wan, 2018), Би Гань
Ло Иву возвращается в родной город на похороны отца. 12 лет назад у него здесь был роман с девушкой друга, и с тех пор она поселилась в его воспоминаниях, желаниях и даже кошмарах. Теперь для Иву в поисках той женщины прошлое смешивается с настоящим, а реальность — с вымыслом.
Тут кто-нибудь может удивиться: ведь был же уже такой фильм в списке? Как бы да, но вообще-то нет. Это абсолютно другой фильм, но с точно таким же названием. Так что да, в этом году я посмотрел два фильма с одинаковыми названиями и оба они мне понравились, и оба в этом списке. Но этот фильм к пьесе Юджина О’Нила не имеет никакого отношения - это не ремейк. И вообще, если верить Википедии, то оригинальное название этого фильма переводится, как «Последние вечера на Земле», поэтому остаётся только удивляться такому выбору названия для международного проката.
Это очень красивая, почти философская, медитативная притча, которая состоит как бы из двух половин. Причём даже не условно: фильм сам чётко обозначит конец одной части и начало другой. И если условная первая половина фильма мне очень нравилась, то во время второй я точно для себя решил, что это фильм года.
В этом году я читал довольно много, из- за чего подбирать книги для списка было немного сложновато. Это, конечно, не касается моих книжных фаворитов этого года — там всё очень однозначно. Но кроме них, мне ещё хотелось рассказать о неплохих, хороших или просто заинтересовавших меня книгах.
Первым делом о том, что мне почти понравилось: Салли Руни «О прекрасный мир, где же ты». К ней у меня двоякое отношение: мне было не очень интересно читать основную историю, но мне очень понравились главы, где главные героини переписывались: там встречались довольно интересные размышления. То есть книга мне понравилась как бы наполовину. Хотя если оценивать её целиком, я бы назвал её довольно средней. Но поскольку хоть что-то меня в ней заинтересовало, я решил, что стоит её упомянуть.
Теперь постараюсь кратко пробежаться по книгам, которые мне в этом году понравились.
"Проект «Аве Мария»", Энди Вейер
Райланд Грейс – единственный выживший в отчаянной миссии последнего шанса. Если он потерпит неудачу, человечество и сама Земля погибнут. Вот только сейчас он этого не знает. Он даже не может вспомнить, как его зовут, как он оказался на борту космического корабля и сколько будет два плюс два. Что уж говорить о том, чтобы вспомнить суть задания!
Единственное, что известно сейчас Райланду, – он очень долго спал. А проснувшись, обнаружил, что находится за миллионы миль от дома рядом с двумя трупами. Его товарищам по команде повезло меньше, чем ему. Память с трудом возвращается, но Райланд не уверен, что сможет выполнить хоть малую долю того, чего от него ждут. Мчась через космос на крошечном корабле, он должен разгадать неразрешимую научную тайну и победить угрозу исчезновения человеческого вида.
История про спасение Земли. Хотя главный герой вообще не на Земле находится и практически вся история происходит в космосе (но при этом даже не в Солнечной системе, если что). Вообще от истории про спасение Земли я ожидал чего-то большего — большей динамики что-ли… Но книга не то чтобы сильно динамичная. Хотя это не значит, что мне совсем не понравилось: читать было довольно интересно. Ну и финал книги даже как-то растрогал что-ли…
"Море спокойствия", Эмили Сент-Джон Мандел
Меланхоличная сказка о разрушении привычного мира, путешествиях во времени и одиночестве. Многогранный роман от Эмили Сент-Джон Мандел в духе "Облачного Атласа" Дэвида Митчелла.
Не уверен, можно ли назвать книгу «сказкой», хотя определённая доля меланхоличности в ней присутствует. А ещё, я бы не советовал знакомиться с этой книгой до «Стеклянного отеля», иначе можно словить спойлеры к ней. Хотя книги, по сути, даже почти не связаны. Из-за этого я, кстати, сократил аннотацию (там тоже спойлеры к «Стеклянному отелю» есть).
Стоит упоминания:
Рэй Брэдбери «Превращение»
Рэй Брэдбери «И всё-таки наш»
Гарри Тёртлдав «Тупик» (Дороги которые мы не выбираем)
Небольшие фантастические рассказы. Про мутации (Превращение), ребёнка в другом измерении (И всё-таки наш) и уникальность технологического прогресса у человечества (Тупик). Все они мне понравились, но, поскольку они все очень небольшие, я понятия не имел куда бы их поместить. И просто решил упомянуть отдельно.
"Сердце нага", Ли Ёндо
Когда-то мир разделился на две части. Теплолюбивая раса нагов обосновалась в простирающемся на много миль жарком лесу Киборэн и ревностно охраняет свои территории. Прочие расы — люди, леконы (человекоподобные птицы) и токкэби (существа, повелевающие огнём) — обитают в более холодных землях, оберегая хрупкое равновесие и давно позабыв о древней страшной войне с нагами…
Рюн Фэй из расы нагов не уверен, что сможет отдать своё сердце в Церемонии Извлечения, которую проходят все его соплеменники, дабы стать бессмертными. И единственный, кто знает о его сомнениях, — закадычный друг Хварит, который готовится стать Хранителем Башни Сердец. Когда же в день Церемонии Рюн внезапно находит друга умирающим, тот просит его выполнить некую миссию за пределами земель нагов. В это же время навстречу Рюну выдвигается необычный отряд: человек с загадочным прошлым Кейгон, могущественный лекон Тинахан и огненный токкэби Пихён. Задача проста: встретить мятежного нага и доставить его в Великий Храм Хаинса, чему мешает множество препятствий…
Фэнтези, правда не совсем обычное. Здесь нету привычных фэнтезийных рас (орков, гоблинов, троллей, эльфов и т.д) и это кажется непривычным только поначалу. Сеттинг и мир выглядят интересно, и мне даже хотелось узнать о них побольше.
"Улица светлячков", Кристин Ханна
На дворе 1970-е. Кейт Маларки четырнадцать лет, она носит огромные очки и зубную пластинку, тайком зачитывается "Властелином колец" и почти не надеется завести друзей. Когда в дом по соседству переезжает Талли Харт, "самая крутая девчонка на планете", Кейт уверена, что дружбе между ними не бывать. Но и у Талли, жизнь которой со стороны кажется идеальной, есть свои секреты.
Читал я её ещё в начале года, потому что мне тогда хотелось чего-то лампового и обложка на что-то такое намекала (ведь светлячок=ламповость, ага!). Особой ламповости в книге, конечно, не было, но она всё равно мне понравилась. Разве что в середине книги было лёгкое провисание, но сильно впечатление это не испортило. Ну, а финальная сцена так яростно пыталась давить на ностальгию по семидесятым, что я её практически ощутил. А я ведь даже не жил в семидесятые. Хотя скорее там пытались вызвать ностальгию не по конкретному десятилетию, а по юности как таковой: а подростки они во все десятилетия примерно одинаковые.
"Похороните меня за плинтусом", Павел Санаев
Детство – самая счастливая пора в жизни человека… Как бы не так! Маленький Саша Савельев живет с бабушкой и дедушкой, которые не доверяют его воспитание непутевой матери, влюбившейся в карлика-кровопийцу.
Фрагменты из жизни маленького Саши с его бабушкой, которая постоянно конфликтует со своей дочерью (то бишь с матерью Саши). Такая очень бытовая житейская история. А ещё если заранее знать об автобиографичности этого произведения, то возникает странное ощущение, когда понимаешь, что под «карликом-кровопийцей» подразумевается Ролан Быков.
"Прерванная жизнь", Сюзанна Кейсен
"Прерванная жизнь" — это автобиографический роман, повествующий о сложном периоде жизни обычной девушки. После неудавшейся попытки суицида юная героиня оказывается в "параллельной вселенной" — психиатрическом госпитале. И с этого момента все, что она знала об окружающем мире, людях и даже о себе, оказывается под сомнением.
С таким названием и описанием, я ожидал от книги чего-то грустного, возможно даже чего-то в духе «Пролетая над гнездом кукушки». И хоть попытка самоубийства с последующим пребыванием в женской психушке — это, конечно, довольно грустно, но сама книга просто посвящена пребыванию главной героини в психиатрической клинике. Чего-то прям чересчур печального в книге почти и нет, а иногда там даже и юмор встречается.
"Уроки химии", Бонни Гармус
Все боятся Элизабет Зотт. Кто-то - ее ума, кто-то - остро заточенного карандаша, который она носит в прическе, а кто-то - четырнадцатидюймового ножа из ее сумочки (ведь каждый уважающий себя кулинар пользуется только своими собственными ножами). Причудливый зигзаг судьбы привел ее из Научно-исследовательского института Гастингса, где она мечтала заниматься абиогенезом (теорией возникновения жизни из неорганических веществ), на телевидение, где она ведет самую популярную в стране кулинарную передачу "Ужин в шесть". "Кулинария - это химия, - говорит она. - А химия - это жизнь. Она дает нам возможность изменить все, включая себя". Тем временем ее пятилетняя дочь Мадлен, растущая под присмотром минно-розыскного пса по кличке Шесть-Тридцать, пытается найти в школьной библиотеке Набокова и Нормана Мейлера, а также выстроить родословное древо, на котором должно найтись место и без пяти минут нобелевскому лауреату по химии Кальвину Эвансу, и фее-крестной, и деду в полосатой тюремной робе, и бабке, укрывшейся от налоговой полиции в Бразилии...
Про ум и про нож правда, про карандаш не совсем. Действие книги происходит в конце пятидесятых — начале шестидесятых, главная героиня-химик, пытается добиться того, чтобы к ней относились как к учёной, а не секретарше или домохозяйке. В общем пытается бороться с предрассудками и отжившими себя устоями. С таким сетапом можно было бы ожидать в книге чего-то про бедную и несчастную женщину, которую все притесняют. И её действительно притесняют, но не все: если так подумать, то злостных притеснителей всего трое (и с двумя из них всё разрешилось). И уж точно она не бедная и несчастная (хотя на самом деле есть с чего). А в книге так и вообще довольно много юмора (хотя без драмы тоже не обошлось).
"Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»", Фэнни Флэгг
Иджи всегда была сорванцом с обостренным чувством справедливости. Такой она и осталась, когда выросла и вместе с любимой подругой открыла кафе «Полустанок», в котором привечает всех, бедных и зажиточных, черных и белых, веселых и печальных. Истории, что происходят с Иджи и ее близкими, иногда до боли реалистичны, а порой они совершенно невероятны, но всегда затягивают, заставляя переживать так, будто все это происходит в реальной жизни. Ибо великий роман Фэнни Флэгг и есть сама жизнь.
Очень душевная история про кафе, где-то в Алабаме, про людей, которые с ним связаны: Иджи, Руфь, Сипси и других (их правда много). Эту историю рассказывает в 1986 году в приюте для престарелых Вирджиния "Нинни" Тредгуд одной из посетительниц - Эвелин Коуч. В книге придётся пронаблюдать целую эпоху - с конца 1920-х до середины 1950-х: как жили те люди, как "жило" кафе, как постепенно менялась и подходила к концу эта эпоха.
Я тут вдруг понял, что у меня в подборке целых пять проектов подряд, у которых есть экранизации (три фильма, два сериала). Причём ни одну из этих экранизаций я не смотрел.
Лучшее года
"Кокон", Чжан Юэжань
Книга рассказывает про встречу двух старых друзей-одноклассников (мужчины и женщины). Когда-то они вместе учились, но потом их пути разошлись. Теперь, много лет спустя, они встретились и рассказывают друг другу о своей жизни, ведут беседу. Поэтому главы от лица разных персонажей чередуются (по структуре что-то примерно похожее было в 1Q84 Харуки Мураками) Но на самом деле временны́е рамки их рассказа затрагивают не только их жизнь, а идут гораздо дальше: в книге охватывается отрезок времени, начиная где-то с Культурной революции в Китае (это 1966–1976 года), а порой даже и того раньше: с Японо-китайской войны (1937 — 1945) и Гражданской войны (1927 — 1949). Своего рода взгляд на историю современного Китая. В книге можно пронаблюдать, как один поступок во времена Культурной революции повлиял на жизнь аж целых трёх семей.
"Внучка", Бернхардт Шлинк
Это история о пожилом немце (Каспаре) у которого умерла жена. Когда-то она бежала с ним из Восточной Германии в Берлин, где они потом и прожили всю жизнь. А теперь, после её смерти, когда он начал разбирать её записи, он понял, что многого о ней не знал. Например, что у неё была дочь, которую она бросила в ГДР.
И вот он решает разыскать её (уже взрослую) дочь… Хотя, конечно, из названия понятно, что история будет не столько о её дочери, сколько о её внучке. И о том как Каспар пытается наладить отношения с этой семьей и с этой самой внучкой. Хотя общего у них по сути ничего и нет: он старый - она молодая, он с Западной Германии - она с Восточной, он по взглядам больше социалист (то есть "левый") - она скорее националистка (то есть "правая"). Да даже пол у них разный. И вот как-то им придётся найти общий язык. В итоге всё это выливается в рассуждения о прошлом и настоящем Германии, её культуре, политике и т. д.
"Вкус дыма", Ханна Кент
Дело происходит в Исландии в XIX веке. Произошло убийство с поджогом: виновные пойманы, и по закону их должны бы увезти на содержание в Данию. Но местный чиновник решает, что дешевле содержать их в Исландии и распределяет их всех по местным хуторам.
История ведётся от лица одной из этих обвиняемых, хозяев хутора, где она содержится и местного священника, который должен духовно подготовить её к казни. В книге просто-таки до краёв такой исландской пасмурной, промозглой атмосферы. И поскольку бóльшую часть книги серьёзных подробностей о том убийстве нет, то приходится всё время рассуждать: что произошло, почему произошло и о степени виновности участников. А концовка меня лично даже пробрала.
Ну и вот — самое лучшее произведение которое я читал в этом году. Вернее самые лучшие. Поскольку на первое место я водрузил не одно произведение, а два. Которые формально одно. В общем, сейчас объясню.
Первое — это манга «Я распродал свою жизнь по десять тысяч иен за год» (Jumyou wo Kaitotte Moratta. Ichinen ni Tsuki, Ichimanen de). Не надо пугаться — это не исекай.
Я очень долго ходил вокруг да около неё, поскольку мне казалось, что с таким названием (и обложкой) меня ожидает что-то слезливо-сопливое. А мне не очень хотелось такое читать. Но этой осенью как-то, видимо, появилось нужное настроение и… Эта манга меня ОЧЕНЬ понравилась. Она оказалась вовсе не такой слезливой, как я ожидал, хотя, конечно, счастливой её тоже не назовёшь. Но она скорее философско-меланхоличная, чем прямо слёзовыжимательная. А местами она так и вовсе очень даже вдохновляющая и жизнеутверждающая.
Завязка: один практически нищий студент, у которого жизнь не задалась и своих жизненных целей он не достиг и т.д, узнаёт про компанию, которая покупает у желающих жизнь, время или здоровье. После размышлений он решает, что в жизни ему уже ничего не светит и не очень-то он хочет такую жизнь. Поэтому он решает продать остаток своей жизни, все тридцать лет, оставив себе только три месяца. А на полученные деньги просто пожить оставшееся время. И вот про эти оставшиеся месяцы его жизни история и пойдёт. С размышлениями, рефлексией, философией, выводами и всяким таким.
В общем, эта манга меня так впечатлила, что я даже решил прочитать первоисточник — новеллу «Три дня счастья» Сугару Миаки. И само собой, она тоже очень хороша. Возможно, даже чуточку получше.
Вот так и получилось, что это для меня лучшая (пополам с мангой) книга года. Потому что больше ни одна книга за год у меня не вызвала такого количества эмоций. И это при том, что и манга и книга довольно небольшие: прочитать их можно буквально за пару дней.
Работа над этим разделом стала неожиданно сложной (чего я изначально вообще не ожидал). В моей голове он выглядел немного по-другому. Но выбор был невелик: потому что на StopGame из плееров поддерживается только Яндекс Музыка и YouTube — то есть выбора у меня в общем-то не было: поскольку на Яндекс Музыке почти ничего из этих треков нет. Поэтому пришлось работать с тем что есть. Другая проблема возникла, когда оказалось, что некоторые треки просто не запускаются из России (если, конечно не использовать vpn) — такие я пометил отдельно. И это меня слегка расстраивает, потому что некоторые из закрытых для России треков я считаю очень классными.
Считайте это "музыкальной паузой". Здесь будет музыка, которая понравилась мне в этом году. И все, за исключением одного, треки - это те, что я нашёл в этом году.
В начале года меня стало беспокоить, что уже несколько лет я толком не обновлял свой плейлист (и он мне надоел). Так что в январе я всерьёз решил заняться поиском интересной (и желательно новой) музыки. В итоге с начала года я пересмотрел и переслушал кучу жанров: пробовал слушать фолк, панк-рок и его производные (гаражный рок, поп-панк, постпанк и постпанк ревайвл), прошёлся по другим «пост» жанрам (построку и постметалу), пытался слушать ска и рокстеди (и понять чем он отличается от регги). Даже хип-хоп и фонк не обошёл стороной. Ну и также ещё были EDM и поп-музыка (которые в итоге и составляли большинство в моём плейлисте в течение года). В общем пытался найти интересную музыку прямо-таки везде (ну или почти везде).
Вообще, начал свои поиски я с пути наименьшего сопротивления: поп-музыки. И в мой плейлист (правда ненадолго) ушли:
После этого я даже решил прошерстить k-pop на тему чего-нибудь интересного. Ведь он очень популярный. Должно же там что-то интересное найтись?
Но на самом деле кое-что оттуда я всё-таки себе прибрал. Это был этот трек.
К февралю, я решил, что три песни за месяц это как-то мало и решил заняться поисками поплотнее. Поэтому я решил искать в другой азиатской музыке: китайской, японской и, если ничего не найдется, то в индийской. Начать я решил с Японии, поскольку в сторону их музыки поглядываю уже какое-то время, да и просто не имел представления с чего начать и как подступиться к китайской музыке.
Но с одной только Японии я набрал себе СТОЛЬКО треков, что до самой осени ничего из Азии больше не искал. Практически сразу в плейлист улетели несколько треков от Ado.
Одной Ado всё не ограничилось, ещё ушли в плейлист YOASOBI — Gunjou, YOASOBI — Kaibutsu, Tota — Tsumugu и Radwimps feat. Toaka — Suzume.
Но и это было не всё: в феврале я нашёл просто уйму всего нового. Хотя не все из них можно назвать прямо «новыми»: некоторым из них по три-пять лет.
Но самым большим открытием и прорывом в этом году для меня стал Vaundy. Большинство треков, которые попали в мой плейлист в начале года — были его треками. Это были (загибаем пальцы): Hero, Chainsaw Blood, Tokyo Flash, Odoriko, Kaiju no Hanauta, Fukakouryoku, Soramimi, Mabuta.
Ещё в плейлист ушла Taylor Swift — Anti-Hero, что забавно, потому что при первом прослушивании она меня не впечатлила. Зато после второго ушла в мой плейлист на несколько недель.
И ещё в начале февраля Linkin Park выпустила Meteora 20th Anniversary Edition (с новыми, ранее не издававшимися, треками). Так что в мой плейлист практически сразу улетела Lost. Здорово было снова услышать Честера.
И ещё была пачка EDM, поп-музыки, хип-хопа и кантри.
Весной, после такого массового обновления плейлиста, я почти ничего нового себе не искал. Но кое-какие серьёзные пополнения были. Там было немного EDM, японской и западной поп-музыки.
Весна продолжилась тем, что в апреле в мой плейлист заскочили ADN Maya Colectivo, Pat Boy, Yaalen K’uj, All Mayan Winik — Laayli' kuxa’ano’one. Но это было совсем ненадолго, потому что тогда я начал смотреть «Клинок» и Kizuna no Kiseki и Koi Kogare я тоже закинул в плейлист.
И где-то тогда же у YOASOBI вышел новый трек.
А затем случился Idol…
И меня буквально смелó... И, причём, похоже не только меня одного: 388 млн. просмотров видеоклипа на YouTube, 55 млн. просмотров их выступления на Сайтама Супер Арена, больше 250 млн. прослушиваний в Spotify, и большое количество каверов (на которых тоже по нескольку миллионов просмотров наберётся). А ещё первые места в Billboard Global Excl. US и Billboard Japan Hot 100 в течение нескольких недель. Самый крупный японский хит этого лета.
Помимо Idol мой плейлист пополнили ещё немного японских и западных песен.
В мае я соизволил-таки посмотреть Oshi no Ko. И хотя в итоге я так его и не досмотрел, но Queen Bee — Mefisto в плейлист всё же закинул.
Так и гонял их на повторе с YOASOBI почти всё лето. И в общем-то это единственное майское пополнение плейлиста.
В целом, бóльшую часть лета таких крупных пополнений как в начале года не происходило. Я слушал уже собранный плейлист. Хотя изредка закидывал что-нибудь новое.
В июне LiSA в очередной раз выпустила трек для аниме.
Ещё два трека от Linkin Park попали в мой плейлист летом.
И парочка японских песен:
Под конец лета, в августе, у меня снова появилось желание перетряхнуть и по-крупному разнообразить свой плейлист. Я начал посматривать на другие жанры (не поп-музыку и EDM). Слишком много, правда, найти не удалось.
Но в августе очень удачно на SG вышел материал о любимых саундтреках, и я себе утянул OST к Apocalyptica и Armored Core: Verdict Day.
Также в августе, после того, как я посмотрел «Воспоминания о будущем», «Девочку в матроске и автомат» и «Девочку в матроске и автомат: Выпускной», я забрал себе в плейлист немного саундтреков.
И иногда ещё я ставил слушать альбомы Denki Groove (Таккю Исино является участником этого коллектива).
Очень близки были к тому чтобы попасть в мой плейлист OTYKEN — фолк-коллектив из Сибири. Я тогда как раз подумывал что-нибудь в фолке найти.
Так же как и немецкий коллектив Klangophonics, который до моего плейлиста не добрался. Но звук их мне понравился.
Но мой плейлист пополнили поп-музыка и EDM.
К началу осени, после августовских поисков, я уже достаточно обновил свой плейлист. Но тут, просто с двух ног, в него влетела Ado со своим Show и вынесла оттуда не только уже приедающихся YOASOBI и Queen Bee, но и половину всего того, что я в августе нашёл.
Так что она поселилась в моём плейлисте на весь сентябрь–октябрь.
Конечно это были не все новые треки в сентябре. Как минимум в мой плейлист попал абсолютно случайно найденный корейский поп-фолк коллектив LEENALCHI, который исполняет музыку в народном жанре «пхансори». Меня эта их нестройная манера исполнения меня очень зацепила. В плейлист отправились два трека.
Остальные сентябрьские пополнения плейлиста: японский поп, западный поп и EDM.
В октябре я снова попытался найти чего-нибудь интересное в корейской музыке. Нашёл шугейз-группу TRPP.
Другие треки октября:
Но самым серьёзным открытием октября стала Annalisa — итальянская исполнительница. Я прослушал пару её альбомов, песни её мне понравились, хотя в плейлист забрал немного.
Ноябрь, в основном, прошёл тихо. Я слушал разве что Tame Impala.
И под самый конец ноября закинул в плейлист ещё один трек.
И, видимо, последнее в этом году пополнение, в декабре — Dua Lipa.
Вот таким вот получился мой год с играми, фильмами, книгами и музыкой. Пишите о своих интересных находках, которые были у вас в этом году. И всех с наступающим Новым годом.
Лучшие комментарии
Не хило так у автора мозги на бекрень повёрнуты.Ибо смешано не смешиваемое.))))
Разноплановые итоги. Уважаю, когда человек не долбится в какую-то одну стезю и обладает интересами во множестве сфер.